Работа социального педагога с многодетной семьей
материал по теме

В данной работе показана социальная работа с многодетной семьей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sots-ped_rabota_s_mnogodetnoy_semey_2012_sots._pasport.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждении

«Средняя общеобразовательная школа с.Сокур»

Социально-педагогическая работа

с многодетной семьёй

Вертянкиной Любови Фёдоровны

социального  педагога  

МОУ СОШ с.Сокур»

Татищевского района

Саратовской области

Сокур 2012г.

Содержание

Введение

§ 1. Многодетная семья как объект социально-педагогической работы

§ 2. Практический опыт социально-педагогической работы с многодетной семьей.

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность исследования состоит в том, что на современном этапе развития общества становится очевидным, что острые проблемы жизни современного подрастающего поколения, такие как беспомощность и социальная дезадаптивность, социальная безответственность и агрессивность, наркомания и преступность, социальное сиротство, безнадзорность и беспризорность и прочее – это, прежде всего, результат педагогической безграмотности родителей. Чем выше уровень образования родителей, тем больше времени они уделяют воспитанию. И наоборот, чем слабее представлено образование родителей, уровень их нравственности тем меньше времени родители уделяют воспитанию детей, либо воспринимают воспитание в искаженной форме.

К специфическим характеристикам педагогически несостоятельной многодетной семьи относят такие, как низкий уровень образованности и педагогической культуры родителей, духовное оскудение, низкая успеваемость детей в школе, разногласия во взглядах на воспитание детей, ограниченная тематика общения в семье, ограниченный досуг, девиация свободного семейного времени и многое другое.

Цели исследования – изучение проблемы сущностных характеристик многодетной семьи, направлений социально-педагогической работы с данной категорией семей, а также выделение путей совершенствования социально-педагогической работы с семьями, относящихся к категории педагогически несостоятельных.

Задачи исследования:

  1. Определить сущностные характеристики педагогически несостоятельной многодетной семьи;
  2. Рассмотреть проблему педагогически несостоятельной культуры родителей как фактор дисгармоничных взаимоотношений с подростками в семье;
  3. Выделить пути совершенствование социально-педагогической работы с многодетными семьями, относящихся к категории педагогически несостоятельных.                     

Объект исследования – педагогически несостоятельная многодетная семья.

Предмет исследования - направления социально-педагогической  работы с многодетной семьей.

Новизна работы заключается в следующем:

1. В ходе исследования были конкретизированы специфические характеристики педагогически несостоятельной многодетной семьи;

3. Конкретизированы признаки непрофессиональной педагогической деятельности на примере семейного воспитания, а также выделены признаки профессиональной педагогической деятельности и ее значимость в системе семейного воспитания;

4. Резюмируя работы различных исследователей, социологов, педагогов, психологов нами были выделены и проанализированы типы «неправильного», педагогически несостоятельного семейного воспитания и его последствия для становления личности ребенка.

§ 1. Многодетная семья как объект социально-педагогической работы

Семья является важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за  воссоздание определенного образа его жизни.

Семья – это  основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства  родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи [1, 47].

Многодетная семья – это семья, имеющая в своем составе трех и более детей.

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории: семьи, многодетность которых запланирована; семьи, образовавшиеся в результате второго и последующего браков матери (реже – отца), в которых рождаются новые дети; неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, социального образа жизни.

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: острый недостаток материальных ресурсов; нерешенность жилищных проблем; психологическая несовместимость членов семей, дети из таких семей чаще демонстрируют заниженную самооценку. [3, 36-42].

Правовой основой для оказания социальной поддержки многодетным семьям является:

Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». На его основе разработаны постановления и распоряжения областных и городских органов власти. Получила президентский статус Федеральная программа «Дети России». Действует национальный план действий в интересах детей в РФ.

К педагогически несостоятельным семьям, как правило, относятся те семьи, в которых отмечаются дефекты воспитания в семье, нарушены внутрисемейные отношения, что приводит к серьезным деформациям личности ребенка, его социализации. В основу классификации таких семей положен принцип нарушения внутрисемейных отношений, семейных ценностных ориентаций.

Педагогически несостоятельная семья — это семья с низким  уровнем социально- культурного, образовательного развития родителей, их участия в жизни общества;  это семья с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры членов семьи; нежелание эти ошибки видеть и

   исправлять, сознательным настраиванием ребенка на неприятие социальных норм, социальной морали, нравственности [2, 4]. Нами были выделены  специфические характеристики педагогически несостоятельной семьи (Рис. 1)

Рис. 1- Специфические характеристики

педагогически несостоятельной многодетной семьи

Таким образом, можно сделать вывод, что семья это важнейший институт социализации подрастающих поколений. Педагогическая грамотность является залогом семейного счастья, так как семья с низким  уровнем социально- культурного, образовательного развития родителей не может обеспечить всестороннее развитие социально здоровой личности. К педагогически несостоятельным семьям, как правило, относятся те семьи, в которых отмечаются дефекты воспитания в семье, нарушены внутрисемейные отношения, что приводит к серьезным деформациям личности ребенка, его социализации. Несмотря на то, что к категории педагогически несостоятельной семьей можно отнести и семью условно благополучную, полную, социально обеспеченную, в социальной практике все же чаще педагогически несостоятельная семья ассоциируется с семьями неполными, проблемными, конфликтными, кризисными, невротическими, дезорганизованными, асоциальными, в том плане, что эти типы семей объединяют дефекты воспитания в семье. В результате проведенного анализа нами были выделены специфические характеристики педагогически несостоятельной семьи, такие как низкий уровень образованности и педагогической культуры родителей, духовное оскудение, низкая успеваемость детей в школе, разногласия во взглядах на воспитание детей, ограниченная тематика общения в семье, ограниченный досуг, девиация свободного семейного времени и многое другое. Также нами был  проанализирован проблемный вопрос о роли и месте образования в системе ценностей современной российской семьи.

§ 2. Практический опыт социально-педагогической работы с многодетной семьей

Социально – педагогической деятельности социального педагога может быть охарактеризована рядом направлений (подходов), в данном случае применительно в работе с педагогически – несостоятельной многодетной семьей:

  1. Собственно педагогическое направление – социальный педагог выступает в роли учителя, консультанта, эксперта.
  2. Фасилитативное направление– социальный педагог занимает роль помощника, сторонника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать трудно самой.
  3. Адвокативное направлениеприменяется тогда, когда социальный педагог выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени
  4. Организационно – посредническое направление– социальный педагог выполняет роль организатора, управленца в оказании «адресной» помощи, поддержки, адаптации, коррекции различных групп и категорий населения, играет посредническую роль в защите прав, состояний личности клиента, соединяет клиентов с государственными учреждениями (районного, муниципального, областного, регионального уровня). Одной из значимых и востребованных технологий социально-педагогической работы с педагогически несостоятельной многодетной семьей является социально-педагогический патронаж.

Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства [20, 526].

В социально-педагогической работе с педагогически несостоятельной семьей, в зависимости от ситуации, используется целый арсенал педагогических методов, таких как:

1. Методы, развивающие сознание, личностные смыслы жизни (рассказ, сообщение, информация – описание, разъяснение – убеждение, внушение, пример, беседа, дискуссия, взаимоубеждение, размышление – диалог);

2. Методы, развивающие внутренние побуждения, мотивы, чувства (рефлексия, прояснение проблемы, выбор задач, создание установки, побуждение к действию, оценка поступка, поощрение успеха, соревнование с другими людьми, соревнование с самим собой);

3. Методы, формирующие опыт поведения (общение с группой значимых других, воспитательные требования и контроль, общественное мнение, приучение, тренировка, организация деятельности, поручение, общение – диалог, переучивание);

4. Метод самовоспитания и саморефлексии (индивидуальные размышления, рефлексия, аутотренинг, самооценка и самоанализ, самоконтроль, самообязательство, преодоление себя);

5. Метод творчества (выбор задач, моделирование плана действий, самоорганизация времени, анализ своих достижений);

6. Метод создания новой образовательной среды (введение в новую деятельность, изменение смысла деятельности и отношений, проектирование деятельности и общения – диалога, корректировка и изменение сценариев личного поведения, изменение частной ситуации, компенсация общей среды развития, предотвращение деформаций среды развития) [14, 178].

Интересен также опыт работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних (с приютом) г. Междуреченск Кемеровской области. В Центре разработана многоуровневая программа по работе с семьей – «Связующая нить». Работа специалистов осуществляется в рамках этой программы в парадигме психолого-педагогической модели. Содержание деятельности педагога и социального работника в данной модели направлено на создание таких перспектив, в которых родители нуждаются как воспитатели. Основная задача – восстановление воспитательного потенциала семьи. В основе стратегии педагогического просвещения родителей лежит следующее положение: причины нарушений в поведении и развитии ребенка часто находятся в плоскости семейных взаимоотношений. В сознание родителя закладывается установка – именно родитель отвечает за воспитание, развитие, социализацию своего ребенка; отмечается, что социальные навыки ребенка  необходимо целенаправленно формировать, а девиации в поведении и развитии корректировать. Основные формы работы, которые применяются специалистами центра с родителями: тестирования, мини-лекции, обсуждение трудных случаев из жизни, психотехнические упражнения. Как показывает практика просвещение родителей даже в ограниченных объемах позволяют родителям по-другому посмотреть на стиль и содержание своих отношений с детьми [19, 29-35].

Одним из значимых направлений является педагогическое взаимодействие школы и семьи, однако, сотрудничество семьи и школы проблемный вопрос. Причин здесь много, они кроются как в действиях педагогов, так и в позициях родителей. Работа с родителями должна строиться на взаимном доверии, подчеркивая заинтересованность школы во взаимодействии с семьей, демонстрируя желание оказать педагогическую поддержку родителям.

Рассмотрим некоторые формы и методы работы с родителями и, направленные на повышение их педагогической культуры, используемые в настоящее время в МОУ «СОШ с.Сокур»:

  • Родительские семинары, конференции – расширение знаний родителей о психологии воспитания, о педагогических приемах взаимодействия с детьми, обмен опытом воспитания.
  • Групповое и индивидуальное консультирование – построение общения на основе ответов на интересующие вопросы, откровенность в общении, подведение к пониманию проблемы.
  • Классное родительское собрание является основной формой взаимодействия учителя с родителями. Оно призвано стать местом обсуждения актуальных проблем учебно-воспитательной работы, проведении бесед педагогического содержания, организации обмена опытом по воспитанию детей в семье, анализа нестандартных подходов к реализации воспитательных задач и т. д. [24, 37 - 40].
  • Наглядная педагогическая пропаганда позволяет познакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, социальной рекламы, научной литературы, тематических выставок, вечеров и др., а также непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, помогает доступно и убедительно  донести необходимую педагогическую информацию.
  • Вечера вопросов и ответов представляют собой сбор педагогической информации по разнообразным проблемам. Ответы на вопросы зачастую носят дискуссионный характер и нередко переходят в заинтересованное обсуждение. Организуются  педагогами в школах, социальными работниками и т.д. [9, 38 - 42].

Заключение

В результате проведенной работы было выяснено, что социально-педагогическая работа с многодетной семьей должна быть разносторонней, так как в повышении педагогической культуры родителей нуждаются все семьи, в том числе и относящиеся к разряду благополучных, относящихся к  категории педагогически несостоятельных и по профилактике данной проблемы.

В ходе работы мы пришли к ряду выводов:

1. Семья являет собой персональную среду жизни и развития детей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи, важным из которых является социально-культурная состоятельность.  Педагогическая грамотность является залогом семейного счастья, так как семья с низким  уровнем социально- культурного, образовательного развития родителей не может обеспечить всестороннее развитие социально здоровой личности. В результате проведенного анализа нами были выделены специфические характеристики педагогически несостоятельной семьи, такие как низкий уровень образованности и педагогической культуры родителей, духовное оскудение, низкая успеваемость детей в школе, разногласия во взглядах на воспитание детей, ограниченная тематика общения в семье, ограниченный досуг, девиация свободного семейного времени и многое другое. Также нами был  проанализирован проблемный вопрос о роли и месте образования в системе ценностей современной российской семьи.

2. Именно в семье происходит рождение, становление и формирование личности человека, однако в силу различных проблемных обстоятельств семья может попасть в категорию педагогически несостоятельной. Одной из значимых проблем педагогически несостоятельной семьи  являются проблемы воспитания детей в семье. Чем выше уровень образования родителей, тем больше времени они уделяют воспитанию. И наоборот, чем слабее представлено образование родителей, уровень их нравственности тем меньше времени родители уделяют воспитанию детей, либо воспринимают воспитание в искаженной форме. Процесс семейного воспитания чаще всего, представлен как непрофессиональная педагогическая деятельность, что показывает актуальность и значимость педагогических знаний по проблемам современной семьи. В результате проделанной работы, резюмируя работы различных исследователей, социологов, педагогов, психологов нами были выделены и проанализированы различные типы «неправильного», педагогически несостоятельного семейного воспитания и его последствия для становления личности ребенка.

3. Воспитание подрастающего поколения является делом не только конкретных родителей конкретного ребенка, но и делом всего общества. Решающая роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, личная жизнь которых, поведение и отношение к другим людям служат примером для ребенка. Однако, это нелегкая задача, и успешно решить ее могут далеко не все родители. Поэтому социальный педагог, социальный работник, психолог, изучив специфику жизни и воспитания ребенка в семье, вынужден заниматься корректировкой семейного воспитания, корректировкой отношений «родители - дети», «родители – школа», «семья – общество».

Вместе с тем, можно выделить следующие проблемы в организации социально-педагогической работы с педагогически несостоятельной многодетной семьей и профилактике данного недуга:

во – первых, в настоящее время слабо функционирует система профилактики педагогической несостоятельности родителей. Отсутствует система подготовки молодежи к воспитанию будущего потомства;

во – вторых, как правило, в социальной практике педагогическая несостоятельность родителей становится предметом внимания специалистов если принимает наиболее девиантные формы такие как социальное сиротство, насилие, безнадзорность и беспризорность детей и т.д. Мало обсуждаем вопрос о проблемах воспитания детей в целом благополучных, материально обеспеченных семьях.

Однако сегодня имеется и ряд достижений в социальной педагогике по решению данной проблемы. В практической социально-педагогической работе с проблемными семьями, в зависимости от ситуации, используется целый арсенал педагогических методов. Это свидетельствует об осознании высокой значимости и необходимости решения и профилактики проблемы педагогической несостоятельности родителей в социальной практике.

4. Российская многодетная семья нуждается в том, чтобы ей оказывалась квалифицированная помощь в вопросах воспитания детей, а, следовательно, в современных условиях необходима государственная семейная политика, направленная на усиление помощи семье в воспитании детей.

Список использованных источников

  1. Бенин, В. Л. Образование в системе ценностей российской семьи: традиции и современность / В. Л. Бенин // Семья в современном обществе : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Ф. А. Мустаевой и др. – Магнитогорск, 2007. – С. 47-52.
  2. Болотов, В. А. Проблема педагогического образования семьи все еще остается «за кадром» / В. А. Болотов // Социальная работа. – 1994. –№ 1/4. – С. 4–5.
  3. Бочкарева, Г. В. Педагогика социальной работы / Г. В. Бочкарева. – М. : Флинта, 1995. – 368 с.
  4. Донина, О. И. Особенности социально- педагогической деятельности с малообеспеченными семьями / О. И. Донина, М. М. Шубович // Социальная работа : личность и профессия : сб. ст. – Ульяновск : УлГУ, 2002. – С. 191 – 196.
  5. Зритнева, Е. И. Социология семьи : учеб. пособ. для студ. вузов / Е. И. Зритнева. – М. : ВЛАДОС, 2006. – 150 с.
  6. Испулова, С. Н. Роль психолого-педагогических дисциплин в базовой подготовке специалиста социальной работы / С. Н. Испулова // Социальная работа : личность и профессия : сб. ст. – Ульяновск : УлГУ, 2002. – С. 108–110.
  7. Куриленко, Л. В. Современные ценности воспитания / Л. В. Куриленко // Семья в современном обществе : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Ф. А. Мустаевой и др. – Магнитогорск, 2007. – С. 112-116
  8.  Лебедев, С. В. Роль семейного неблагополучия в формировании девиантного поведения детей / С. В. Лебедев // Семья в современном обществе : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Ф. А. Мустаевой и др. – Магнитогорск, 2007. – С. 117-120.
  9. Лукьянова, Е. Н. Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи / Е. Н. Лукьянова // Психологические проблемы российской семьи : материалы республ. науч. – практич. конф. / Ичалковский педагогический колледж. – Рождествено, 2007. С. 35-42.
  10. Львова  Е. Н. Педагогические направления профессионально-практического обучения социальной работе в России / Е. Н. Львова // Социальная работа : личность и профессия : сб. ст. – Ульяновск : УлГУ, 2002. – С. 56 – 59.
  11. Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко / отв. сост. В. С. Хелемендик. – М. : Политиздат, 1988. – 256 с.
  12. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб. пособ для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик ; под ред. В. А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М. : «Академия», 2005. – 200 с.
  13. Мустаева, Ф. А. Основы социальной педагогики : учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. / Ф. А. Мустаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2002. – 416 с.
  14. Основы социальной работы : учеб. пособ / Н. Ф. Басов, В. М. Басова и др.; под ред. Н. Ф. Басова. – 2-е изд. – М. : «Академия», 2005. – 288 с. 39
  15. Пиюкова, С. С. Социальный педагог и приемная семья : пути повышения эффективности взаимодействия / С. С. Пиюкова // Работник социальной службы. – 2003. – №3. – С. 44-54.
  16. Салимова, С. Ш. Педагогические условия реализации принципа культуросообразности воспитания в общеобразовательной школе / С. Ш. Салимова // Социально-гуманитарные исследования : традиции и реальность (Межвузовский сборник научных трудов). – Вып. V. – Саранск:  Ковылк. Тип., 2007. – С. 236-241.
  17. Социальная педагогика / Под ред. В. А. Никитина. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 272 с.
  18. Сычкова, Н. В. Семейное воспитание как непрофессиональная педагогическая деятельность / Н. В. Сычкова // Семья в современном обществе : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Ф. А. Мустаевой и др. – Магнитогорск, 2007. – С. 176-178.
  19. Татаринова, Л. В. Работа психолога с родителями в условиях социально-реабилитационного центра / Л. В. Татаринова // Работник социальной службы. – 2003. - №2. – С. 29-40. 60
  20. Холостова, Е. И. Социальная работа : учебное пособие / Е. И. Холостова. – М . : «Дашков и К», 2004. – 692 с. 69
  21. Эллерт, В. В. «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье…» / В. В. Эллерт // Социальная работа. – 2007. – №3. – С. 33 – 36. 76

Социальный паспорт

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Сокур»

на 01.09.2013.

2013/2014 уч. год 

1.

Всего учащихся

67

2.

Количество семей, из которых обучаются дети

52

3.

Количество детей, оставшихся без попечения родителей (опекаемые)

9

4

Количество детей - инвалидов

-

5.

Количество многодетных семей (с подтвержденным статусом)

5

в них детей

15

из них учатся в школе

8

6.

Количество малообеспеченных семей (с подтвержденным статусом)

8

в них детей

12

из них учатся в школе

12

7.

Неполные семьи

23

в них детей

42

из них учатся в школе

27

8

Количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете

1

9

Количество семей, состоящих на внутришкольном учете

-

в них детей

-

10

Количество учащихся, состоящих на учете в общественной комиссии по делам несовершеннолетних (ОКДН) при администрации муниципального образования

-

11

Количество семей, состоящих на учете в общественной комиссии по делам несовершеннолетних при администрации муниципального образования

1

в них детей

1

12

Количество семей, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Татищевского муниципального района

-

в них детей

-

13

Количество учащихся, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних отделения внутренних дел по Татищевскому муниципальному району

-

Директор МОУ «СОШ с.Сокур»: ______________И.С.Князева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей

Социально педагогические технологии- основа работы социального педагога....

Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей

 Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей...

Методическая разработка "Социально-педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей".

Семья является одним из самых главных институтов социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания и  приобретает нравственные умения. Воспринимает ценности и идеалы,...

статья" Работа социального педагога с неблагополучной семьей"

Статья о категориях неблагополучных семей и о работе с ними....

статья" Работа социального педагога с неблагополучной семьей"

Статья о категориях неблагополучных семей и о работе с ними....

Работа социального педагога с неблагополучными семьями и семьями и имеющими "трудных подростков"

Формы работы с неблагополучными семьями, поддержка несовершеннолетних в неблагополучных семьях. Известно, что "трудных" подростков не бывает, бывают трудные взрослые, педагогически запущенны...

Социально - педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей

Семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания. Приобретает нравственные умения и навыки. Однако далеко не всегда семья выполняет жизн...