методические рекомендации
методическая разработка по теме
Методические рекомендации по использованию инновационных технологий (сказкотерапия, куклотерапия, криомассаж, ароматерапия) в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка.
Формулировка “Инновационные технологии” может предполагать новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения речи, а так же программно-аппаратные технологии, помогающие учителю-дефектологу в работе. Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к занятиям, повышение утомляемости. Дети часто становятся нервными, раздражительными, необщительными. Таким детям необходима помощь учителя - дефектолога, поэтому ранняя дефектологическая работа занимает важное место в формировании речи детей раннего возраста в условиях «Дома ребенка».Чтобы заинтересовать ребенка раннего дошкольного возраста, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Процесс подачи материала на дефектологическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный.Развитие речи в дошкольном детстве представляет собой многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно–логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.Мы обратили внимание на то, что дети в раннем дошкольном возрасте испытывают большой интерес и потребность в развитии речи. Следовательно, это надо поддерживать, укреплять и развивать. При определении целей воспитания по развитию речи детей раннего дошкольного возраста ориентируемся на программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Используем методическую литературу «Методика развития речи детей дошкольного возраста» под редакцией Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичевой. С целью активации самостоятельной деятельности детей, желания закрепить полученные знания на коррекционных занятиях, и развитие творческих способностей детей, создали соответствующую предметно – развивающую среду, направленную на развитие речи ребенка. Мы в нашем учреждении работаем над темой: «Развитие речи детей раннего возраста посредством использования инновационных технологий (сказкотерапия, куклотерапия, криомассаж, ароматерапия)». В работе с детьми используем сказочные, игровые сюжеты, взаимодействие ребенка с куклой. Кукла – совсем не обычный предмет. В раннем возрасте кукла становится для ребенка заместителем другого человека в игре и верным игровым партнером. Но оживить куклу и сделать ее настоящим другом, за которым можно ухаживать и с которым можно общаться, ребенок способен только с помощью взрослого. Следует приложить все усилия, чтобы сделать куклу настоящей, живой, для малыша. Для этого разговариваю с детьми от имени куклы, радуюсь или плачу «Куклиным» голосом, прошу детей о помощи и пр. Знакомство с куклой для ребенка должно быть неожиданным и сюрпризным. Громко поздоровавшись со всеми, знакомится с каждым ребенком, называет свое имя и говорит, что хочет дружить с ребятами, приходить к ним в гости, вместе играть. Также организовываю вместе с детьми различные жизненные ситуации с куклой, напоминающие его собственные. Например: Кукла хочет спать. Ляля жалуется ребенку, что она очень устала и хочет спать. Она просит помочь ей раздеться и приготовить кроватку. Вместе с малышом раздеваю куклу, укладываю в кроватку, поете колыбельную песенку и пр. Кукла хочет есть. Ляля просит кушать. Вместе с ребенком накрываю на стол и кормите куклу игрушечной ложечкой. За едой Ляля может немножко покапризничать: отказаться от каши, потребовать конфету. Требования и капризы куклы могут напоминать привычки самого ребенка. Важно, чтобы кукла с помощью взрослого вела, себя как настоящий ребенок, и чтобы малыш видел в ней живого человека. Подобные игры организовываю на разные сюжеты: «Купание куклы», «Прогулка», «Кукла заболела» «Кукла танцует» и др.Игра с куклой — это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и задачи педагога. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления.Таким образом, использование кукол на занятиях, в индивидуальной работе с детьми помогают корректировать эмоционально – волевую сферу ребенка, развивают речь, укрепляют связь ребёнок – педагог.
Благотворное влияние оказывает на центральную нервную систему детей раннего возраста ароматерапия. Каждое эфирное масло многофункционально, так как оно многосоставно.
1. Обладают бактерицидным, антисептическим противовоспалительным действием;
2. Воздействуют на нервную систему, делясь на стимуляторы, адаптогены, седативные масла;
3. Благотворно воздействуют на сферу эмоций и психическое здоровье.
Дети – чувствительные и внимательные натуры, воспринимающие действие ароматов без всякого предубеждения, потому их реакция на эфирные масла всегда положительна. В современных условиях активно изменяется окружающая нас атмосфера, возбудители, формирующие совершенно новый круг патогенеза заболевания и иммунной защиты организма.
Ароматерапия способствует поддержанию здоровья детей, создает благоприятный эмоциональный климат, помогающий ребенку улучшить его интеллектуальную деятельность и речевые коммуникации.
Целью занятий с использованием элементов ароматерапии является создание условий для повышения работоспособности ребенка на дефектологических занятиях через мотивацию к деятельности.
Основные задачи:
1. Нормализация деятельности отдельных органов и функциональных систем.
2. Повышение умственной и речевой активности.
3. Активизация процессов внимания, памяти, воображения, мышления.
Как показала практика, использование элементов ароматерапии:
1. Дает возможность поддерживать работоспособность детей с неустойчивым вниманием и слабой нервной системой.
2. Способствует быстрому и легкому усвоению материала.
3. Способствует обогащению и активизации словарного запаса, развитию речи и мышления.
4. Формирует познавательные процессы.
Криомассаж. Так как общеизвестно, что речь развивается быстрее под влиянием импульсов, поступающих в головной мозг с пальцев рук, для активизации центральных отделов речедвигательного анализатора и формирования четких речевых кинестезий, контрастотермальное воздействие можно применять и на мышцы верхних конечностей (особенно кисть правой руки).
Игры со льдом очень нравятся детям. Мы берем пластмассовый лоток, в который высыпаем шарики льда непосредственно перед проведением процедуры. Ребенок погружает пальцы в лоток, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные там пластмассовые или деревянные фигурки. Дозировано воздействуя холодом на нервные окончания пальцев руки, раздражая кожные покровы, мы активизируем мышечную мускулатуру кисти, повышая тем самым чувствительность оральной области.
Еще больший эффект достигается при использовании контрастных ванн для кистей рук. Стимулирующий эффект основан на переменном воздействии тепла и холода на нервные окончания пальцев. Обычно проводится 10 сеансов, продолжительностью до 5 минут через день
Таким образом, изучая проблему развития речи детей раннего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что внедрение новых технологий способствует активизации речи, развитию познавательных процессов и соответствуют детским психофизиологическим данным.
Список используемой литературы
1. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. – Рига, 1984.
2. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 5.С. 23-27.
3. Вежнович И.Н. Программа «Развитие эмоциональной сферы» //Школьный психолог. 2005. № 17.С. 14-17.
4. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей //Вопросы психологии.1995.№ 2.С. 6-9.
5. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. – Л., 1978.
6. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.
7. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. – М., 1978.
8. Ежкова Н.М. Эмоциональный компонент образования: проектирование содержания // Дошкольное воспитание. 2005. № 10.С. 26-28.
9. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.
10. Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.
11. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. - М.,2004.
12. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.
13. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.
14. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М., 2002.
15. Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок.- СПб., 2001.
16. Русанов В.Л. Занимательные задачи сказочного характера // Начальная школа. 1987.№4.С. 13-15.
17. Стрелкова Л.П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дошкольников //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1978.
18. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов-на-Дону, 2005.
19. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. – М., 1966.
20.О.Г. Приходько, "Особенности логопедической работы при дизартрии с детьми, страдающими ДЦП и другими видами неврологической патологии". "Развитие и коррекция" 1999г. № 5.
21.О.В. Степанченко, В.И.Виноградова. "Методика искусственной локальной гипотермии". Сборник "Современные технологии реабилитации в педиатрии". П\р. Е.Т. Лильина. "ОДИinternational" Москва-2000.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая рекомендации | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по использованию инновационных технологий (сказкотерапия, куклотерапия, криомассаж, ароматерапия) в развитии речи детей раннего возраста в условиях Дома ребенка.
Формулировка “Инновационные технологии” может предполагать новые
подходы к работе над устранением того или иного нарушения речи, а так же программно-аппаратные технологии, помогающие учителю-дефектологу в работе.
Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к занятиям, повышение утомляемости. Дети часто становятся нервными, раздражительными, необщительными. Таким детям необходима помощь учителя - дефектолога, поэтому ранняя дефектологическая работа занимает важное место в формировании речи детей раннего возраста в условиях «Дома ребенка».
Чтобы заинтересовать ребенка раннего дошкольного возраста, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Процесс подачи материала на дефектологическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный.
Развитие речи в дошкольном детстве представляет собой многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно–логическое мышление. Взаимосвязь речевого и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления.
Мы обратили внимание на то, что дети в раннем дошкольном возрасте испытывают большой интерес и потребность в развитии речи. Следовательно, это надо поддерживать, укреплять и развивать. При определении целей воспитания по развитию речи детей раннего дошкольного возраста ориентируемся на программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Используем методическую литературу «Методика развития речи детей дошкольного возраста» под редакцией Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичевой. С целью активации самостоятельной деятельности детей, желания закрепить полученные знания на коррекционных занятиях, и развитие творческих способностей детей, создали соответствующую предметно – развивающую среду, направленную на развитие речи ребенка.
Мы в нашем учреждении работаем над темой: «Развитие речи детей раннего возраста посредством использования инновационных технологий (сказкотерапия, куклотерапия, криомассаж, ароматерапия)».
В работе с детьми используем сказочные, игровые сюжеты, взаимодействие ребенка с куклой. Кукла – совсем не обычный предмет. В раннем возрасте кукла становится для ребенка заместителем другого человека в игре и верным игровым партнером. Но оживить куклу и сделать ее настоящим другом, за которым можно ухаживать и с которым можно общаться, ребенок способен только с помощью взрослого. Следует приложить все усилия, чтобы сделать куклу настоящей, живой, для малыша. Для этого разговариваю с детьми от имени куклы, радуюсь или плачу «Куклиным» голосом, прошу детей о помощи и пр. Знакомство с куклой для ребенка должно быть неожиданным и сюрпризным. Громко поздоровавшись со всеми, знакомится с каждым ребенком, называет свое имя и говорит, что хочет дружить с ребятами, приходить к ним в гости, вместе играть. Также организовываю вместе с детьми различные жизненные ситуации с куклой, напоминающие его собственные. Например: Кукла хочет спать. Ляля жалуется ребенку, что она очень устала и хочет спать. Она просит помочь ей раздеться и приготовить кроватку. Вместе с малышом раздеваю куклу, укладываю в кроватку, поете колыбельную песенку и пр.
Кукла хочет есть. Ляля просит кушать. Вместе с ребенком накрываю на стол и кормите куклу игрушечной ложечкой. За едой Ляля может немножко покапризничать: отказаться от каши, потребовать конфету. Требования и капризы куклы могут напоминать привычки самого ребенка. Важно, чтобы кукла с помощью взрослого вела, себя как настоящий ребенок, и чтобы малыш видел в ней живого человека. Подобные игры организовываю на разные сюжеты: «Купание куклы», «Прогулка», «Кукла заболела» «Кукла танцует» и др.
Игра с куклой — это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и задачи педагога. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления.Таким образом, использование кукол на занятиях, в индивидуальной работе с детьми помогают корректировать эмоционально – волевую сферу ребенка, развивают речь, укрепляют связь ребёнок – педагог.
Благотворное влияние оказывает на центральную нервную систему детей раннего возраста ароматерапия. Каждое эфирное масло многофункционально, так как оно многосоставно.
1. Обладают бактерицидным, антисептическим противовоспалительным действием;
2. Воздействуют на нервную систему, делясь на стимуляторы, адаптогены, седативные масла;
3. Благотворно воздействуют на сферу эмоций и психическое здоровье.
Дети – чувствительные и внимательные натуры, воспринимающие действие ароматов без всякого предубеждения, потому их реакция на эфирные масла всегда положительна. В современных условиях активно изменяется окружающая нас атмосфера, возбудители, формирующие совершенно новый круг патогенеза заболевания и иммунной защиты организма.
Ароматерапия способствует поддержанию здоровья детей, создает благоприятный эмоциональный климат, помогающий ребенку улучшить его интеллектуальную деятельность и речевые коммуникации.
Целью занятий с использованием элементов ароматерапии является создание условий для повышения работоспособности ребенка на дефектологических занятиях через мотивацию к деятельности.
Основные задачи:
1. Нормализация деятельности отдельных органов и функциональных систем.
2. Повышение умственной и речевой активности.
3. Активизация процессов внимания, памяти, воображения, мышления.
Как показала практика, использование элементов ароматерапии:
1. Дает возможность поддерживать работоспособность детей с неустойчивым вниманием и слабой нервной системой.
2. Способствует быстрому и легкому усвоению материала.
3. Способствует обогащению и активизации словарного запаса, развитию речи и мышления.
4. Формирует познавательные процессы.
Криомассаж. Так как общеизвестно, что речь развивается быстрее под влиянием импульсов, поступающих в головной мозг с пальцев рук, для активизации центральных отделов речедвигательного анализатора и формирования четких речевых кинестезий, контрастотермальное воздействие можно применять и на мышцы верхних конечностей (особенно кисть правой руки).
Игры со льдом очень нравятся детям. Мы берем пластмассовый лоток, в который высыпаем шарики льда непосредственно перед проведением процедуры. Ребенок погружает пальцы в лоток, захватывает кусочки льда, ищет спрятанные там пластмассовые или деревянные фигурки. Дозировано воздействуя холодом на нервные окончания пальцев руки, раздражая кожные покровы, мы активизируем мышечную мускулатуру кисти, повышая тем самым чувствительность оральной области.
Еще больший эффект достигается при использовании контрастных ванн для кистей рук. Стимулирующий эффект основан на переменном воздействии тепла и холода на нервные окончания пальцев. Обычно проводится 10 сеансов, продолжительностью до 5 минут через день
Таким образом, изучая проблему развития речи детей раннего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что внедрение новых технологий способствует активизации речи, развитию познавательных процессов и соответствуют детским психофизиологическим данным.
Список используемой литературы
- Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. – Рига, 1984.
- Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 5.С. 23-27.
- Вежнович И.Н. Программа «Развитие эмоциональной сферы» //Школьный психолог. 2005. № 17.С. 14-17.
- Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей //Вопросы психологии.1995.№ 2.С. 6-9.
- Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. – Л., 1978.
- Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 1987.
- Додонов Б.И. Эмоции как ценность. – М., 1978.
- Ежкова Н.М. Эмоциональный компонент образования: проектирование содержания // Дошкольное воспитание. 2005. № 10.С. 26-28.
- Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.
- Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.
- Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. - М.,2004.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.
- Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М., 2002.
- Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок.- СПб., 2001.
- Русанов В.Л. Занимательные задачи сказочного характера // Начальная школа. 1987.№4.С. 13-15.
- Стрелкова Л.П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дошкольников //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1978.
- Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов-на-Дону, 2005.
- Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. – М., 1966.
20.О.Г. Приходько, "Особенности логопедической работы при дизартрии с детьми, страдающими ДЦП и другими видами неврологической патологии". "Развитие и коррекция" 1999г. № 5.
21.О.В. Степанченко, В.И.Виноградова. "Методика искусственной локальной гипотермии". Сборник "Современные технологии реабилитации в педиатрии". П\р. Е.Т. Лильина. "ОДИinternational" Москва-2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...
Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования
Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов
Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...
Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ
Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...