Адаптация учеников 5 класса
консультация (5 класс) по теме
Ученики 5 класса-это еще школьники начальной школы и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе в обучении. задача учителей - помочь каждому ребенку ....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.docx | 27.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация 5-классников.
Возрастные особенности 5-классников. Переход от младшего школьного к младшему подростковому возрасту.
Учитель математики: Финогентова Н.Ю.
Переход ученика из начальной школы в среднее звено-этот период характеризуется внутренними и внешними изменениями в жизни ребенка.
Внутренние изменения.
* Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.
* Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.
* Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители.
Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.
* Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.
* Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
Внешние изменения в жизни 5-классников:
НОВЫЕ УЧИТЕЛЯ
НОВЫЙ РЕЖИМ
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
НОВЫЕ ПРАВИЛА
Трудности 5-классников:
- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
- возросший объем работы как на уроке, так и дома;
- новые требования к оформлению работ;
- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.
Признаки трудности в период адаптации:
1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
4. Нежелание выполнять домашние задания.
5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
7. Беспокойный сон.
8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Признаки и суть дезадаптации
В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации - реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:
1) Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
2) Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
3) Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
4) Соматическая - отклонения в здоровье ребенка.
5) Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.
Сроки адаптационного периода
В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.
С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобныe заболевания носят психосоматический характер.
Помощь учителей и воспитателей в период адаптации
В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны взрослых.
При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу
Рассогласованность требований
В 5-м классе присутствует рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку - с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п.
Такие «мелочи» нередко существенно затрудняют жизнь школьника.
Важно обратить внимание учителей и воспитателей на позитивную сторону такого рассогласования. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
Поэтому надо, чтобы взрослые объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с указанием на требования, например: «история - составить план ответа по учебнику», «иностранный язык - приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем» и т.п.).
В 5-классе обучается 11 человек. Из них 5 девочек и 6 мальчиков. Проживают 9 человек в детском доме. Условия воспитания в детском доме очень хорошие. Дети живут в хороших семейных условиях, где им оказаны должные: доброта и внимание. В неполных семьях (приходящие) проживают два человека. Но эти дети не обделены вниманием со стороны семьи
Трудности у пятиклассников вызывает необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Компанеец Мария очень сложно «переключается» с темпа одного учителя на другого,
Григорьев Алексей «замкнут» в себе, подозрительно реагирует на просьбы «новых» учителей.
Галочкин Андрей постоянно ждет отрицательной реакции на свои хулиганские действия и очень удивляется, что преподаватель не реагирует на него, а продолжает урок, и ему невольно приходится включаться в работу
Глездышев Сергей имеет хорошие способности к обучению, но реагирует очень бурно, если что-то не понимает, переживает за оценку своих знаний.
Вебер Сергей учится на 4 и 5, уверен в себе и с интересом воспринимает новый материал, даже трудный для восприятия, но спокойно слушает объяснения учителя.
Кузмина Мария имеет хорошие способности к обучению, с интересом воспринимает новый материал, даже трудный для восприятия, но спокойно слушает объяснения учителя.
Столярова Екатерина старше всех в классе, имеет хорошие способности к обучению, с интересом воспринимает новый материал, даже трудный для восприятия, но к учителям относится с «подозрением», и если подружится с учителем, то будет хорошо учиться по данному предмету.
Смирнова Дария имеет хорошие способности к обучению, с интересом воспринимает новый материал, но очень быстро может отвлечься на что-то постороннее, а затем задавая вопросы, мешать всему классу, а в первую очередь самой себе.
Для работы на уроке математики мною используются всевозможные методы и приемы улучшения учебной деятельности 5-классников:
- Тетрадь для правил – повторение пройденного в 1-4 классах и изучение нового.
- Проверочная работа (10 мин.)- самоконтроль в начале каждого урока
- Самостоятельная работа (10 мин.) в конце каждого урока- по новому материалу
По результатам контрольной работы на повторение ученики показали хорошие знания за курс 1-4 класса: «5»- , «4»- , «3»-
I четверть 5-классники закончили следующим образом:
Вебер Сергей | Глездышев сергей | Галочкин Андрей | Григорьев Алексей | Компанеец Мария | Кузмина Мария | Столярова Екатерина | Смирнова Дария | |
Русский яз. | ||||||||
литература | ||||||||
математика | ||||||||
Природ. | ||||||||
Природ. | ||||||||
Истор. | ||||||||
Англ.яз. | ||||||||
В нашей школе адаптационный период для детей проходит довольно спокойно, так как дети знают всех учителей, которые с ними уже работали в начальной школе, старшеклассники к ним относятся с любовью, детям очень комфортно в школе, вся внеклассная работа строится интересно, 5 класс почти полным составом поет в школьном хоре, участвует во всех спортивных мероприятиях и посещает все экскурсии, праздники…К детям часто в детский дом приезжают гости с подарками, в этом большая заслуга воспитателей, которые находятся всегда рядом и знают все о своих воспитанниках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Трудности адаптации", 5 класс
Предлагается буклет, в котором рассмотрены вопросы: - особенности адаптации детей к обучению в 5 классе;- причины плохой адаптации;- физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации- п...
диагностика адаптации 1 класса
Диагностика адаптации учащихся 1 класса 20 Май 2010 | Автор: Наталья ПетроваПЕРСПЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА “ШКОЛА ЗВЕРЕЙ”(диагностика адаптации учащихся в школе)Для многих детей адаптация к школе я...
Программа по адаптации 5 класс
Программа помогает обучающимся успешно адаптироваться к новым условиям при переходе из начальной школы в среднюю...
Родительское собрание "Адаптация учеников"
Данный материал содержит конспект и презентацию. В ходе подготовки я использовала разработки разных учителей, за что им большое спасибо....
«Социальная адаптация учеников с ограниченными возможностями здоровья в старших классах на уроках математики»
Проект реализуется через полную интеграцию общеобразовательных знаний по математике, предусмотренных программой коррекционной школы с использованием современных информационно-коммуникативных технологи...
Родительское собрание по теме "Адаптация учеников 5 класса"
Собрание проводится в начале 1 четверти....
Занятие с элементами тренинга в период адаптации 5 класс. "Этот необычный и волнующий 5-й класс"
Психодогическая помощь обучающимся в 5-х классах в период адаптации....