Родительское собрание "Адаптация учеников"
методическая разработка (5 класс) на тему

Иванова Татьяна Ивановна

Данный материал содержит конспект и презентацию. В ходе подготовки я использовала разработки разных учителей, за что им большое спасибо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_uchenikov.rar2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема:  «Трудности адаптации пятиклассников в школе»

ель: рассмотреть основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники

Задачи:

  • выявить позицию всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;
  • выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
  • привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптацию

Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель, школьный психолог, учителя-предметники.

Ход собрания

1. Вступительное слово классного руководителя.

Любые переходные периоды в жизни человека связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы – это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача – разобраться в том, что волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать детям.

Подростковый возраст (10–15 лет) – период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела. Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях/ сравнительно быстрой утомляемости. Идет половое созревание. Вследствие неравномерного физического развития, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость.

Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст – это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.

Во взаимоотношениях со взрослыми подросток не чувствует себя ребенком, он может и желает участвовать в общем труде, иметь серьезные обязанности и поручения. Подросток – это ребенок, становящийся взрослым.

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения. Под адаптацией принято понимать – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра – биологический и психологический. Мы ведем речь о психологической адаптации учащихся, так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контакта с разными учителями, усвоение новых предметов).

В адаптационный период дети могут стать тревожными, робкими или, напротив, “развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны для 70-80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако, есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике должны быть поля с двух сторон, в тетради по русскому языку – с одной, а по иностранному языку нужно три тетради, и каждая из них ведется по-разному. Такие “мелочи” нередко затрудняют жизнь школьника. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если научиться учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то он овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Трудности у пятиклассников может вызвать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

И в конце выступления хочется привести правила, которые помогут подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода.

  1. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
  2. Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищать.
  3. Не дерись без причины.
  4. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
  5. Играй честно, не подводи своих товарищей.
  6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  7. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
  8. Из-за отметок не плачь, будь гордым.
  9. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя из-за отметок не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  10. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  11. Старайся быть аккуратным.
  12. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
  13. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

4. Слово предоставляется родителям.

Родители высказывают свое мнение о процессе обучения, сообщают о тех трудностях, которые у них возникли. По ходу беседы на некоторые вопросы родителей могут отвечать присутствующие педагоги.

5. Подведение итогов собрания.

Классный руководитель благодарит всех участников собрания за сотрудничество и предлагает примерное решение собрания:

Хочется привести слова из книги Зденека Матейчека из книги“Родители и дети”: “Переходный возраст – это как будто гусеница становится куколкой, а потом из этой окукленной гусеницы вылетает прекрасный и совершенный мотылек. Переходный возраст и есть куколка, в которой совершается таинство превращения. Все предшествующие стадии развития данного организма служили подготовкой к этой последней ступени – зрелости”.

И в заключение собрания послушайте одну притчу.

Притча Мудрец

Это произошло давным-давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, и на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка – живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».

То же можно сказать и вам: «Все в ваших руках» Желаем удачи!

Благодарим всех за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Что нужно знать ученикам и их родителям, чтобы успешно сдать ЕГЭ»

Экзамены представляют собой нелегкую, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены уверенные в успехе. У других экзамен и оценка за него тесно ...

родительское собрание " Режим дня ученика "

Конспект родительского собрания на тему соблюдения ребенком режима дня....

Родительское собрание для младших школьников "Успех ученика ‒ это радость родителей и учителя!»

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления, одним из которых является психолого-педагогическое просвещение. Без профессиональной помощи в современн...

Родительское собрание на тему: «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам». Экзамен — проверка знаний ученика и мудрости

Экзамен — проверка знаний ученикаи мудрости преподавателя.Вопросы для обсуждения:1. Обсудить с родителями результаты успеваемости учащихся за год.2. Подготовить родителей учащихся к новой жизненной си...

мотивирующее выступление на родительском собрании "роль биологии в жизни моего ученика"

Мой ученик – это открытый, неравнодушный, любознательный, креативный, способный ребенок. Он не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни и нуждается в поддержке со стороны учителя.И...

Родительское собрание "Взгляд в будущее. Ученики, родители, педагоги."

Родительское собрание для 10 класса  "Взгляд в будущее. Ученики, родители, педагоги."...