Социальный проект по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних "Мы вместе"
проект по теме

Калиниченко Елена Дмитриевна

Работа по реализации проекта проводится через внеурочную деятельность на базе общеобразовательной школы. Задачи проекта решаются повышением мотивации к осознанию несовершеннолетними жизненных целей, их заинтересованности в реализации задуманного; формировании гендерных представлений о семейных ролях мужчин и женщин; освоения правовых знаний; формирования установок здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Октябрьский муниципальный район

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»

Социальный проект                   «Мы вместе»


Автор проекта:                              педагог-психолог                    Калиниченко Елена Дмитриевна  


Руководитель проекта:                  педагог-психолог                    Калиниченко Елена Дмитриевна  


с. Перегрёбное

2013 год

                           

Информационная карта  проекта                                                                                                                      

Полное название проекта

Социальный проект «Мы вместе»

Автор проекта

Калиниченко Елена Дмитриевна педагог-психолог

Руководитель проекта

Калиниченко Елена Дмитриевна педагог-психолог

Территория

Тюменская область, Октябрьский район, с. Перегрёбное

Юридический адрес учреждения (автора)

пер. Школьный, д.1 с. Перегребное   Октябрьский район , Тюменская область

Телефон

Тел/факс 8 (34678) 24-185: тел 38-669

Цель проекта

профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание физически здорового человека

Срок реализации

3 года

Место проведения

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»       с. Перегрёбное

Краткая аннотация проекта

«Мы вместе»

Работа по реализации проекта проводится через внеурочную деятельность на базе общеобразовательной школы совместно с учреждениями дополнительного образования с.Перегрёбное, через групповые и индивидуальные занятия психолога с обучающимися и их родителями. По предварительным прогнозам в мероприятиях проекта примут участие не менее 350 человек:  256 обучающихся школы, их родители, педагоги школы, общественность.

Задачи проекта решаются посредством повышения мотивации к осознанию несовершеннолетними жизненных целей, их заинтересованности в реализации задуманного; формирования гендерных представлений о семейных ролях мужчин и женщин; освоения правовых знаний, формирования установок здорового образа жизни. В ходе реализации проекта планируется достижение следующих результатов:     вовлечение обучающихся во внеурочную  деятельность и внеклассные мероприятия, общешкольные праздники; снижение правонарушений среди несовершеннолетних; выработка коммуникативных навыков для адаптации в социуме и утверждения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации среди сверстников;  повышение уровня воспитанности детей.

Во время реализации проекта предусмотрена подготовка и издание материалов просветительского характера: разработка и выпуск буклетов, информационных листов, публикация статей в газете «Октябрьские вести», размещение материалов на сайте школы, Управления образования. Данные мероприятия будут способствовать привлечению к реализации проекта заинтересованных лиц и увеличению количества участников.

Концептуальные основы проекта

Обоснование социальной значимости

В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств обучающихся. Сейчас в большей степени от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребёнок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, честным или преступником. Социально-экономическая и духовно-нравственная ситуация в России характеризуется нарастанием социального неблагополучия отдельных семей, падением их жизненного уровня, криминальной среды, ростом преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.  Появилась немало детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, материальное положение которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. В сложной социально-психологической ситуации оказываются и дети в семьях, находящихся на грани развода и там, где родители ведут асоциальный образ жизни. В результате нарушаются психологические связи между ребёнком и родителями, что приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям. Социальный состав семей также является значимым фактором риска негативного влияния на несовершеннолетних. Почти каждый третий ребёнок воспитывается в неполной семье. За последнее время несколько выросло количество подростков состоящих на внутришкольном контроле, относящихся к группе риска. Стало распространенным явлением нежелание учиться. Образовательный интерес снизился даже в раннем школьном возрасте, что часто приводит к конфликтам в семье.

Среди основных причин правонарушений обучающихся можно выделить следующие факторы: неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ родителей заниматься воспитанием своих детей, эмоциональное отвержение, бесконтрольность); дефекты умственного развития;  недоразвитие эмоционально-волевой сферы обучающихся, которое влечёт за собой неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражение и др.); неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями.

Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании. Обучающиеся с проблемами в развитии из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений. Как правило,  дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений.

Актуальность проекта «Мы вместе» обусловлена  именно этой социальной проблемой, решение которой возможно только при условии тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса и общественных организаций.

Анализ правонарушений, беседы, анкетирование детей и подростков показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время. Профилактическая работа  направлена на создание в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребёнка, где ему хорошо и интересно. Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования обучающихся. Чтобы воспитать человека целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время.

Целью проекта является организация содержательного досуга детей, направленная на профилактику правонарушений несовершеннолетних, воспитание физически здорового человека.

Задачи проекта:

  1. Создать условия для профилактики правонарушения в среде несовершеннолетних.
  2. Профилактика негативных явлений:  алкоголизм,  агрессивное и суицидальное поведение,  злоупотребления психоактивными веществами.
  3. Формировать стремление к здоровому образу жизни.
  4. Совершенствовать  внеурочную деятельность, направленную на вовлечение обучающихся в общешкольные мероприятия.

Этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: социальный проект рассчитан на 3 года

I этап - организационный

№ п\п

Направления по видам деятельности

Технологии (формы) по видам деятельности

Ответственные

Основные следствия проведения данных мероприятий

1

Проведение социологического исследования детей, учителей, родителей, направленного на выявление негативных проявлений среди несовершеннолетних

Психолого-педагогическая диагностика (тестовые и проективные методики, анкетирование, опросники)

Социальный педагог, психолог, классные руководители

создание и реализация программы по работе с конкретным ребёнком и семьей; подготовка рекомендаций по проф. работе

2

Выявление и учёт семей, детей и подростков, нуждающихся в различных видах помощи


Составление:

-социальных паспортов класса, школы;

-индивидуальной психолого-педагогической карты обучающегося;

психологического заключения

Социальный педагог, психолог, классные руководители

Создание благоприятной среды для успешной социализации и реализации детско-родительских отношений; организация развивающей работы

3

Организационно-методическая деятельность

Разработка сценариев, тематических планов, семинарских и клубных занятий

Зам директора по ВР, методисты школы, социальный педагог, педагог-психолог

Создание эффективной среды для коррекционно-развивающей работы;  поиск форм и методов вовлечения несовершеннолетних во внеурочную деятельность

4

Поиск социальных партнеров для реализации программы

Заключение соглашений о сотрудничестве

Руководитель ОУ

Составление планов  совместной деятельности

II этап - практический

1

Предупреждение  и предотвращение отклоняющегося поведения

групповые коррекционно-развивающие занятия, индивидуальные и групповые консультация

Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, зам. директора по ВР

Создание коррекционно-развивающей среды; формирование психологических знаний, умений и навыков; создание эффективной среды для успешного становления личности

2

Проведение профилактических мероприятий по проблемам злоупотребления психоактивных веществ

индивидуальные и групповые занятия, консультации

Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, мед. работник, зам. директора по ВР

Формирование специальных знаний; создание здоровьесберегающей среды

3

Коррекция агрессивного поведения несовершеннолетних

Групповые и индивидуальные коррекционные занятия, консультации

Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители

Создание коррекционно-развивающей среды; формирование психологических знаний, умений и навыков

4

Профилактика суицидального поведения подростков

индивидуальные и групповые, занятия, консультации

Педагог-психолог

Создание коррекционно-развивающей среды; формирование психологических знаний, умений и навыков

5

Психолого-педагогическая работа с родителями несовершеннолетних

индивидуальные и групповые консультации, круглые столы, мастер-классы

Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, зам. директора по ВР

Контроль эффективности обучения и воспитания; выработка рекомендаций; составление плана дальнейшего сотрудничества

6

Промежуточная диагностика

 

Психолого-педагогическая диагностика (тестовые и проективные методики, анкетирование, опросники, наблюдение)

Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители

Мониторинг результатов проведенной работы

7

Диагностика эффективности ожидаемых результатов

Методы опроса, наблюдения, анализа продуктов деятельности

Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, методисты школы

Мониторинг результатов

8

Коррекция деятельности по программе в соответствии с планируемыми результатами

Проведение круглого стола

зам. директора по ВР, методисты школы

Мониторинг успешности

III этап - итоговый

1

Разработка и издание методических материалов

Выпуск методического сборника, буклетов, информационных листов

зам. директора по ВР, методисты школы

Презентация методических материалов программы

2

Обобщение и распространение опыта, освещение в средствах массовой информации

Публикация статей в газете «Октябрьские вести», размещение материалов на сайте школы, Управления образования

зам. директора по ВР, методисты школы

Презентация программы

3

Отслеживание и анализ результатов. Определение перспектив развития школы

Семинары-практикумы, мастер-классы

зам. директора по ВР, методисты школы

Подача информации о проведенной работе; составление планов сотрудничества

Место реализации: муниципальное казенное образовательное учреждение «Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1» село Перегрёбное.

Содержание проекта

Профилактика правонарушений несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой, своевременно  выявляющая несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении.

Проект «Мы вместе» рассчитан на 3 года и ориентирован на все возрастные категории обучающихся, родителей и коллектив педагогов муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Перегрёбинская средняя общеобразовательная школа №1». Главным исполнителем проекта является Администрация школы, соисполнителями мероприятий – классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, медицинский работник.

Проект опирается на принципы: добровольности, комплексности, конфиденциальности, компетентности, позитивности, объективности.  Формирование групп в том или ином направлении проекта и участие в мероприятиях происходит только на добровольной основе и по желанию несовершеннолетних. В ходе диагностического обследования собирается и используется лишь та информация, которая необходима для решения поставленных задач, отраженных в направлении деятельности в рамках проекта. Вся работа проводится квалифицированными, подготовленными специалистами, знакомыми с последними достижениями в области психологии, специальной и коррекционной психологии и педагогики, психодиагностики.

Работа образовательного учреждения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних строится по следующим направлениям: профилактическая работа  по предупреждению и предотвращению отклоняющегося поведения обучающихся; профилактика злоупотребления психоактивных веществ, суицидального поведения подростков; коррекция агрессивного поведения несовершеннолетних. Формы работы с обучающимися определяются в соответствии с возрастными особенностями:

Классы

Возрастные особенности

Формы работы

1-4 классы

- Повышенная чувствительность к внешним воздействиям.                                     - Ведущая учебная деятельность.                                           - Преобладает мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.                                                           - Недостаточно развита волевая сфера.                                                       - Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности.                                       - Значимо мнение взрослых (непререкаемый авторитет)    

Беседы, классные часы. Наблюдение, опрос, анкетирование.

Сюжетно-ролевые, психологические игры и упражнения.    

Просмотр видеосюжетов, мультипликационных и художественных фильмов, театрализованных представлений. Чтение художественной литературы. Организация внеурочной деятельности.                                      

5-7 классы

- Формируется чувство взрослости.                                    - Неустойчивая психика, неуравновешенность, повышенная раздражимость, проявление агрессии.                                                                - Стремление самоутвердиться в коллективе сверстников.                                     - Отдаление от семьи.                                    - Развитие спортивных, технических, художественных интересов.                                                                  – Снижается учебная успеваемость, учёба отходит на второй план                                    

Диагностические процедуры. Беседы, классные часы с приглашением специалистов: медицинских работников, работников правоохранительных органов и т.д.

Проигрывание ситуаций, психологические игры и упражнения.   Конкурсы, викторины. Коллективное творческое дело.  

Обсуждение художественных фильмов, произведений художественной литературы. Вовлечение в кружки, секции, во внеклассные мероприятия.

8-9 классы

- Половое взросление, гормональные изменения.                                              - Меняется система ценностей и интересов.                                                                         - Зависимость от  микросреды и конкретной ситуации.            

         

Диагностические процедуры. Дискуссии, круглые столы, лекции, тематические классные часы. Психологические игры и упражнения, тренинговые занятия.     Элективные курсы. Практико-ориентированный курс «Твоя профессиональная карьера». Конкурсы, викторины, олимпиады, проектная деятельность.      Коллективное творческое дело.                      

10-11 классы

- Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и подготовительных курсов                                                                 - Для юношей актуальна служба в армии

Диагностические процедуры. Дискуссии, круглые столы, лекции, конференции, классные часы.     Предметные декады. Конкурсы, викторины, олимпиады, проектная деятельность.

План-график мероприятий

№ п\п

Описание видов деятельности, мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

1

Разработка и обсуждение проекта по профилактике правонарушений обучающихся

апрель 2013г.

зам. директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог

2

Проведение первичной диагностики детей и родителей

май      2013г.

педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители

3

Подготовка практических материалов для реализации мероприятий проекта

май – август 2013г.

педагог-психолог, социальный педагог

4

Формирование целевых групп для проведения профилактической работы

сентябрь 2013г.

педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители

5

Сбор сведений и обновление данных о социальном составе обучающихся школы, выявление:

- детей из социально-незащищенной категории;                                                   - детей из многодетных семей;                             

- подопечных детей и детей-сирот;                             - детей-инвалидов;                               - детей «группы риска»;                                       - неблагополучных семей.

ежегодно сентябрь

социальный педагог, классные руководители

6

Контроль посещаемости, нарушений правил поведения и Устава  школы

ежедневно

социальный педагог, классные руководители

7

Проведение «Дней правовых знаний»                                                  (подготовка тематических материалов, наглядных пособий  и т.д.).

- Правонарушения и преступления среди несовершеннолетних, ответственность   несовершеннолетних (приглашение специалистов)

ежегодно      1 раз в квартал

зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

8

Акции из цикла «Внимание! Дорога! Дети!»: «Живые знаки»

ежегодно  по отдельному плану

зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

9

Организация и проведение  классных и воспитательских часов по темам:

- Правила поведения в школе

- Соблюдай правила дорожного движения

- Правила оказания первой помощи

- Профилактика травматизма

ежегодно  по отдельному плану

социальный педагог, классные руководители

10

Профилактика наркомании и токсикомании на уроках ОБЖ, химии

ежегодно

учителя-предметники

11

Организация и проведение тематических бесед, диспутов и лекций для детей и подростков по пропаганде здорового образа жизни. («Неделя отказа от курения», «Всемирный день борьбы со СПИДом» и т.д.)

ежегодно  по отдельному плану

зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

12

Уроки мужества

ежегодно        (февраль, апрель)

учителя-предметники, библиотекарь

13

Организация и проведение просветительской работы по профилактике употребления наркотических веществ и алкоголя среди несовершеннолетних специалистами различных медицинских учреждений

ежегодно  по отдельному плану

зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

14

Оформление тематических информационных  стендов по проблемам  наркомании,  табакокурения, алкоголизма

ежегодно      1 раз в квартал

социальный педагог

15

Оформление выставки в школьной библиотеке с литературой по профилактике наркомании, токсикомании

ежегодно

библиотекарь

16

Проведение мероприятий по профилактики правонарушений в подростковой среде (кукольные спектакли, концерты, конкурсы и т.д.)

ежегодно

зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

17

Привлечение несовершеннолетних к участию в спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях

ежегодно

зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

18

Фестиваль «Мы разные, но мы вместе!»  (5-11классы)

ежегодно (ноябрь)

зам. директора по ВР, классные руководители, педагог-организатор

19

Осуществление работы ориентационного курса «Твоя профессиональная карьера» для обучающихся  8-9 классов 

ежегодно        

педагог-психолог

20

Реализация программы «Сердце-людям» по организации в школе волонтёрского объединения (2010-2015)

2013-2015

зам. директора по ВР, педагог-организатор

Участие в районном слёте волонтеров

ежегодно (по плану)

зам. директора по ВР, педагог-организатор

Кустовой слёт «Школа лидера»

ежегодно (февраль)

зам. директора по ВР

21

Проведение циклов коррекционных (индивидуальных и групповых занятий) по направлениям:     1.Предупреждение  и предотвращение отклоняющегося поведения.        

2.Проведение профилактических мероприятий по проблемам злоупотребления.                 3.Коррекция агрессивного поведения несовершеннолетних.  4.Профилактика суицидального поведения подростков.                       5.Психолого-педагогическая работа с родителями несовершеннолетних.

в течение всего периода реализации проекта

педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители

22

Работа лектория для родителей:

- Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО                                           - Ошибки семейного воспитания. Как помочь ребёнку, если у него проблемы в общении, поведении (памятки для родителей)                                              - Трудности адаптационного периода пятиклассников                                       - Психологические особенности младшего школьного возраста

- Подросток. Трудности переходного возраста                                                         - Знакомство с процедурой ГИА, ЕГЭ (для 9-х, 11 классов)                                             - Профилактика суицидального поведения    несовершеннолетних                                                            

- Особенности воспитания будущего мужчины 

- О влиянии СМИ на психику ребёнка

ежегодно сентябрь, май  


октябрь




октябрь


ноябрь


декабрь


январь


февраль


март


апрель


зам. директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители

23

Мониторинг результатов реализации проекта

май 2014г.

зам. директора по ВР, методисты школы, педагог-психолог, социальный педагог

24

Коррекция проекта

август-сентябрь 2014г.

зам. директора ВР, методисты школы

25

Распространение опыта реализации

В течение всего периода реализации проекта

зам. директора по ВР, методисты школы

26

Разработка и выпуск буклетов, информационных листов

В течение всего периода реализации проекта

зам. директора по ВР, методисты школы, педагог-психолог, социальный педагог

27

Отслеживание и анализ результатов. Определение перспектив развития школы

2015-2016г.

зам. директора по ВР, методисты школы

Схема управления проектом

        Организация профилактической деятельности образовательного учреждения  требует разработки целенаправленной комплексной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних на основе взаимодействия и сотрудничества с Администрацией сельского поселения; Домом детского творчества; медицинскими работниками и специалистами ОПМУЗ «Октябрьская ЦРБ»; Органами внутренних дел; инспекцией по делам несовершеннолетних,  Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав; Органами управления социальной защиты населения; Органами опеки и попечительства; Службой занятости населения; Перегрёбненским линейным производственным управлением  магистральных газопроводов ООО «Газпром Трансгаз Югорск»; родительской общественностью.

Общий контроль реализации проекта осуществляет директор МКОУ «Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1». Текущий контроль  возлагается на заместителя директора по воспитательной работе и заместителя директора по учебной работе.

Кадровое  обеспечение

№ п/п

Должность

Функциональные обязанности

1

Заместитель директора по ВР, УР

-координирует профилактическую работу в школе                                                                                                      - поддерживает связи общеобразовательного учреждения с социальными партнёрами;                                                           - осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на профилактику правонарушений  обучающихся)

2

Классные руководители

- вовлекают обучающихся во  внеурочную деятельность (кружки, секции по интересам)                                                                       - организуют индивидуальные и групповые профилактические беседы, круглые столы, диспуты;                                                                                          - оказывают помощь педагогу-психологу в проведении анкетирования обучающихся и их родителей;                                                                                            - проводят родительские собрания по проблеме профилактики правонарушений несовершеннолетних                                                                  

3

Учителя-предметники

- способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников;                                                                   - используют разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы и т.д.;                                                                                                                                       - проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей обучающихся;                                                                  - адаптируют учебные программы в зависимости от особенностей обучающихся

4

Социальный педагог

- выявляет и ведёт учёт несовершеннолетних, нуждающихся в различных видах помощи;                           - вовлекает обучающихся во  внеурочную деятельность (кружки, секции по интересам);                                                          - оказывает педагогическую поддержку детям «группы риска»;                                 - участвует в антинаркотической, антиалкогольной пропаганде среди несовершеннолетних;                                                                    - осуществляет консультации по социальным и правовым  вопросам;                                                                                  - оказывает помощь классным руководителям в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс развития личности школьника

5

Педагог-психолог

- осуществляет  психолого-педагогическое сопровождение  детей «группы риска»;                                                                   - организация изучения особенностей личностного развития и поведения    несовершеннолетнего;                                  - установление и снятие психотравмирующих ситуаций среди ближайшего окружения детей и подростков;                                                                           - анализ факторов социальной дезадаптации обучающихся;                                                   - проводит психолого-педагогическое консультирование с учётом возрастных особенностей;                                                                - проводит анкетирование обучающихся и их родителей

6

Педагог-библиотекарь

- подбирает литературу для учителей и школьников;                                                                              - обобщает и систематизирует методические материалы по направлениям работы

7

Медицинский работник

- способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;                                                                                      - участвует в антинаркотической, антиалкогольной пропаганде среди несовершеннолетних;                                                                                                                                          - оказывает помощь классным руководителям, школьному психологу и социальному педагогу по реализации проекта

8

Педагог-организатор

- осуществляет помощь в проведении акций профилактической направленности, по реализации проекта

Краткое описание опыта

За годы работы в школе накоплен положительный опыт в создании системы профилактики правонарушений обучающихся  в различных формах деятельности: организация внеурочной деятельности и летнего отдыха, работа трудовых бригадах, коммунарские сборы.  В школе создан Совет профилактики, на заседаниях которого рассматриваются вопросы профилактики правонарушений и безнадзорности. На Совет профилактики приглашаются обучающиеся и их родители, нуждающиеся в педагогической помощи. Разработано Положение о порядке постановки обучающихся на внутришкольный учёт и снятие с учёта, составлен план совместной работы с комиссией по делам несовершеннолетних, определены источники воспитательного влияния на несовершеннолетних.

Ведущую роль в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, отводится психологической службе и классному руководителю. Бесконтрольность со стороны родителей и безнадзорность могут привести к правонарушениям, нужно помочь ребёнку в его жизненном самоопределении, он должен чувствовать рядом плечо старшего друга, готового прийти на помощь. Основными направлениями работы психолога, работающего с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, являются: психодиагностика, психокоррекционная и развивающая работа, психологическое консультирование, психологическое просвещение.

Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования обучающихся. Внеурочная деятельность и дополнительное образование в школе рассматриваются как важнейшие составляющие образовательного процесса, обеспечивающего развитие успешной личности. Это база для формирования досуговых предпочтений – хобби, что является расширением пространства самореализации личности и способ самовыражения. Основным принципом этого процесса является инициатива, идущая от самих обучающихся и их включение во внеурочную деятельность на бесплатной основе. Для определения направления деятельности в рамках дополнительного образования, в школе проводится опрос и анкетирование участников образовательного процесса.

Предполагаемые конечные результаты

В ходе реализации проекта планируется достижение следующих результатов:

У обучающихся:

  • Снижение правонарушений среди несовершеннолетних.
  • Участие малоактивных обучающихся во внеурочной деятельности и общешкольных мероприятиях, праздниках.
  • Формирование умения планировать своё поведение и прогнозировать разрешение конфликтных ситуаций; повышение уровня воспитанности.
  • Определение позитивных жизненных целей и мотивации к их достижению.
  • Повышение правовой грамотности и, как следствие, принятие ответственности за свои поступки.
  • Осознание системы половых ролей, социальных функций, понимание, что есть «мужское» и «женское».
  • Усвоение знаний о способах сохранения здоровья.
  • Совершенствование коммуникативных навыков.

 У родителей:

  • Формирование у родителей адекватной оценки поведения несовершеннолетних, связанного с возрастными особенностями.
  • Понимание причин отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
  • Формирование способности прогнозировать разрешение конфликтных ситуаций с ребёнком.
  • Повышение социальной роли родителя, правовой и психологической грамотности и ответственности за поведение своего ребёнка.

Качественный критерий оценки достижения планируемых результатов:

  1. степень включенности педагогов в программу;
  2. продуктивность профессиональной деятельности;
  3. высокий уровень групповой сплоченности;
  4. создание условий для развития личностного потенциала каждого ребёнка, включенности в групповые отношения, личностной саморегуляции.

Количественный критерий оценки достижения планируемых результатов:

  1. уменьшение количества несовершеннолетних «группы риска»;
  2. снижение уровня проявления агрессии несовершеннолетних и овладение детьми способами бесконфликтного взаимодействия;
  3. формирование навыков конструктивного взаимодействия в системе детско-родительских отношений;
  4. уменьшение количества несовершеннолетних с отклоняющимся поведением;
  5. благополучное прохождение социализации подростков в обществе;
  6. формирование негативного отношения к злоупотреблениям и положительно устойчивого отношения к здоровому образу жизни;
  7. уменьшение количества подростков, склонных к суицидальным проявлениям отсутствие суицидальных попыток среди подростков.

Финансово-экономическое обоснование проекта

Материально-техническое оснащение

Для подготовки и проведения мероприятий в рамках реализации проекта в школе имеется: актовый зал,  спортивный зал, тренажёрный зал, игровая комната, кабинет психолога, кабинет социального педагога.         

  • аудио-видео аппаратура, фонд психологических методик, учебно-методические материалы;
  • стимульный материал с диагностическими, коррекционными методиками и тестами;
  • вспомогательный материал (распечатки деловых игр, упражнения для занятий);
  • специальные документы (коррекционные карты, протоколы);
  • организационно-методическая документация.

Финансовое обеспечение. 

Финансирование осуществляется за счёт средств бюджета школы.

Смета затрат на реализацию проекта

Материалы и оборудование

Количество

Цена

Сумма

Наличие

Оборудование для реализации

Принтер, ксерокс, сканер

2

5000-00

10000-00

есть


п/п

Наименование

Кол-во

Цена

Сумма

1

Ватман

20

20-00

400-00

2

Фломастеры

5

45-00

225-00

3

Маркеры  

20

30-00

600-00

4

Гуашь

2

120-00

240-00

6

Клей ПВА

2

30-00

60-00

7

Скотч

2

30-00

56-00

8

Скотч двусторонний

2

45-00

90-00

10

Бумага ксероксная

4

190-00

760-00

ИТОГО:

2431-00

Литература

  1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие/ Под ред. Н.М. Платоновой.- СПб.: Речь, 2006.- 336 с.
  2. Арсенина Е.Н. Внеклассные мероприятия в 5-11 классах: тематические игротеки, конкурсы, викторины, диско-вечера. Вып. 2. – Волгоград: Учитель, 2007. – 153 с.
  3. Бадирова З.А., Козлова А.В.Классные часы и беседы для девушек (6-11 классов). – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 192 с.
  4. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 224 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
  5. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2007.
  6.  Дик Н.Ф. Лучшие классные часы для выпускников школ и лицеев. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 352 с.
  7. Касаткина Н.А. Уроки знаний: классные часы (беседы, диспут, игра, устный журнал, литературно-музыкальная композиция). 3-8 классы. – Волгоград: Учитель, 2007. -157 с.
  8. Козлова Г.Н., Любезнова Е.В., Нецветайлова Е.Н. Школьный родительский клуб/Программа работы, формы занятий, методические разработки. - М.: Глобус; Волгоград Панорама, 2009.-176 с. – (Воспитательная работа)
  9. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие для студ.  высш.учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  10. Моргулец Г.Г. Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей. – Волгоград: Учитель, 2011. – 183 с.
  11. Методический сборник «Мы в ответе за своих детей»/ Администрация Октябрьского района. Территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, 2011.108с.
  12. Михайлина М.Ю., Павлова М.А. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги.- Волгоград: Учитель, 2009.-207 с.
  13. Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье: правовые аспекты, тренинговые заняти, рекомендации/ авт.-сост. Я.К. нелюбова. – Волгоград: Учитель, 2009. -171 с.
  14. Правильный выбор: Программа формирование у старших подростков социальных установок на здоровый образ жизни./ Сост. С.М. Чечельницкая, А.А. Михеева, Д.А. Шалаева, Ю.В. Величкина -  М.: Фонд «Центр социального развития и информации», 2005.
  15. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками./под ред Битяновой М.Р. –СПб.: Питер,2007. – 304 с.
  16. Прикуль Л.В.Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе. Волгоград: Учитель, 2009.-217 с.
  17. Профилактика наркомании среди несовершеннолетних группы риска/ Методическое  пособие. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2002.
  18. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Метод. Пособие/ под ред. И.Соковни. – М.: Просвещение, 2002. – 158 с.
  19. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги/авт.-сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009.-207 с.
  20. Психологическая карта учащегося группы риска: диагностика и сопровождение/ авт.-сост. И.В.Чумаков. Волгоград: Учитель, 2008. – 462 с.
  21. Рудякова О.Н. Развитие культурыобщения в подростковой среде/ Программа, разработки занятий, рекомендации.- Волгоград: Учитель, 2011.-149с.
  22. Рудякова О.Н. Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. 5-9 классы. Волгоград: Учитель, 2008. – 143 с.
  23. Сгибнёва Е.П. Класснык часы в средней школе: практ. Пособие. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 160 с. – (Методика).
  24. Сизова А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы. ПТУ.М.: «ВАКО»,2006, 272 с.-(Педагогика.Психология.Управление).
  25. Трошихина Е. Тренинг развития жизненных целей. - СПб.: Речь, 2002.
  26. Урбанович Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями: методические рекомендации, разработки занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Издательство «Глобус», 2009.-256 с.- (Воспитательная работа).
  27. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. - М., 2001.
  28. Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей/ Под ред. Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой. - СПб.: Образование – Культура, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа профилактики правонарушений среди учащихся "Мы вместе"

Сложная криминогенная обстановка в стране побуждает исследователей различных областей наук вести поиск эффективных способов и средств профилактики и преодоления различных отклонений в поведении ребенк...

Работа социального педагога по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Работа социального педагога по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних...

Доклад по теме: "Организация работы социального педагога по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних"

Приоритетным направлением в деятельности социального педагога является работа с детьми девиантного поведения, детьми группы "риска".  С ними проводятся индивидуальные и групповые беседы...

Программа профилактики правонарушений и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних »

Программа профилактики правонарушений  и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних », расчитанная на 3 года...

"Роль социального педагога в профилактике правонарушений в подростковой среде"

Доклад для выступления на педагогическом совете школы на тему "Роль социального педагога в профилактике правонарушений в подростковой среде"....