Социальный проект по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних "Мы вместе"
проект по теме
Работа по реализации проекта проводится через внеурочную деятельность на базе общеобразовательной школы. Задачи проекта решаются повышением мотивации к осознанию несовершеннолетними жизненных целей, их заинтересованности в реализации задуманного; формировании гендерных представлений о семейных ролях мужчин и женщин; освоения правовых знаний; формирования установок здорового образа жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Октябрьский муниципальный район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»
Социальный проект «Мы вместе»
Автор проекта: педагог-психолог Калиниченко Елена Дмитриевна Руководитель проекта: педагог-психолог Калиниченко Елена Дмитриевна |
с. Перегрёбное
2013 год
Информационная карта проекта
Полное название проекта | Социальный проект «Мы вместе» | |
Автор проекта | Калиниченко Елена Дмитриевна педагог-психолог | |
Руководитель проекта | Калиниченко Елена Дмитриевна педагог-психолог | |
Территория | Тюменская область, Октябрьский район, с. Перегрёбное | |
Юридический адрес учреждения (автора) | пер. Школьный, д.1 с. Перегребное Октябрьский район , Тюменская область | |
Телефон | Тел/факс 8 (34678) 24-185: тел 38-669 | |
Цель проекта | профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание физически здорового человека | |
Срок реализации | 3 года | |
Место проведения | Муниципальное казенное образовательное учреждение «Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1» с. Перегрёбное |
Краткая аннотация проекта
«Мы вместе»
Работа по реализации проекта проводится через внеурочную деятельность на базе общеобразовательной школы совместно с учреждениями дополнительного образования с.Перегрёбное, через групповые и индивидуальные занятия психолога с обучающимися и их родителями. По предварительным прогнозам в мероприятиях проекта примут участие не менее 350 человек: 256 обучающихся школы, их родители, педагоги школы, общественность.
Задачи проекта решаются посредством повышения мотивации к осознанию несовершеннолетними жизненных целей, их заинтересованности в реализации задуманного; формирования гендерных представлений о семейных ролях мужчин и женщин; освоения правовых знаний, формирования установок здорового образа жизни. В ходе реализации проекта планируется достижение следующих результатов: вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность и внеклассные мероприятия, общешкольные праздники; снижение правонарушений среди несовершеннолетних; выработка коммуникативных навыков для адаптации в социуме и утверждения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации среди сверстников; повышение уровня воспитанности детей.
Во время реализации проекта предусмотрена подготовка и издание материалов просветительского характера: разработка и выпуск буклетов, информационных листов, публикация статей в газете «Октябрьские вести», размещение материалов на сайте школы, Управления образования. Данные мероприятия будут способствовать привлечению к реализации проекта заинтересованных лиц и увеличению количества участников.
Концептуальные основы проекта
Обоснование социальной значимости
В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств обучающихся. Сейчас в большей степени от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребёнок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, честным или преступником. Социально-экономическая и духовно-нравственная ситуация в России характеризуется нарастанием социального неблагополучия отдельных семей, падением их жизненного уровня, криминальной среды, ростом преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. Появилась немало детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, материальное положение которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. В сложной социально-психологической ситуации оказываются и дети в семьях, находящихся на грани развода и там, где родители ведут асоциальный образ жизни. В результате нарушаются психологические связи между ребёнком и родителями, что приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям. Социальный состав семей также является значимым фактором риска негативного влияния на несовершеннолетних. Почти каждый третий ребёнок воспитывается в неполной семье. За последнее время несколько выросло количество подростков состоящих на внутришкольном контроле, относящихся к группе риска. Стало распространенным явлением нежелание учиться. Образовательный интерес снизился даже в раннем школьном возрасте, что часто приводит к конфликтам в семье.
Среди основных причин правонарушений обучающихся можно выделить следующие факторы: неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ родителей заниматься воспитанием своих детей, эмоциональное отвержение, бесконтрольность); дефекты умственного развития; недоразвитие эмоционально-волевой сферы обучающихся, которое влечёт за собой неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражение и др.); неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями.
Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании. Обучающиеся с проблемами в развитии из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений. Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений.
Актуальность проекта «Мы вместе» обусловлена именно этой социальной проблемой, решение которой возможно только при условии тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса и общественных организаций.
Анализ правонарушений, беседы, анкетирование детей и подростков показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время. Профилактическая работа направлена на создание в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребёнка, где ему хорошо и интересно. Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования обучающихся. Чтобы воспитать человека целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время.
Целью проекта является организация содержательного досуга детей, направленная на профилактику правонарушений несовершеннолетних, воспитание физически здорового человека.
Задачи проекта:
- Создать условия для профилактики правонарушения в среде несовершеннолетних.
- Профилактика негативных явлений: алкоголизм, агрессивное и суицидальное поведение, злоупотребления психоактивными веществами.
- Формировать стремление к здоровому образу жизни.
- Совершенствовать внеурочную деятельность, направленную на вовлечение обучающихся в общешкольные мероприятия.
Этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: социальный проект рассчитан на 3 года
I этап - организационный
№ п\п | Направления по видам деятельности | Технологии (формы) по видам деятельности | Ответственные | Основные следствия проведения данных мероприятий |
1 | Проведение социологического исследования детей, учителей, родителей, направленного на выявление негативных проявлений среди несовершеннолетних | Психолого-педагогическая диагностика (тестовые и проективные методики, анкетирование, опросники) | Социальный педагог, психолог, классные руководители | создание и реализация программы по работе с конкретным ребёнком и семьей; подготовка рекомендаций по проф. работе |
2 | Выявление и учёт семей, детей и подростков, нуждающихся в различных видах помощи | Составление: -социальных паспортов класса, школы; -индивидуальной психолого-педагогической карты обучающегося; психологического заключения | Социальный педагог, психолог, классные руководители | Создание благоприятной среды для успешной социализации и реализации детско-родительских отношений; организация развивающей работы |
3 | Организационно-методическая деятельность | Разработка сценариев, тематических планов, семинарских и клубных занятий | Зам директора по ВР, методисты школы, социальный педагог, педагог-психолог | Создание эффективной среды для коррекционно-развивающей работы; поиск форм и методов вовлечения несовершеннолетних во внеурочную деятельность |
4 | Поиск социальных партнеров для реализации программы | Заключение соглашений о сотрудничестве | Руководитель ОУ | Составление планов совместной деятельности |
II этап - практический | ||||
1 | Предупреждение и предотвращение отклоняющегося поведения | групповые коррекционно-развивающие занятия, индивидуальные и групповые консультация | Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, зам. директора по ВР | Создание коррекционно-развивающей среды; формирование психологических знаний, умений и навыков; создание эффективной среды для успешного становления личности |
2 | Проведение профилактических мероприятий по проблемам злоупотребления психоактивных веществ | индивидуальные и групповые занятия, консультации | Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, мед. работник, зам. директора по ВР | Формирование специальных знаний; создание здоровьесберегающей среды |
3 | Коррекция агрессивного поведения несовершеннолетних | Групповые и индивидуальные коррекционные занятия, консультации | Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители | Создание коррекционно-развивающей среды; формирование психологических знаний, умений и навыков |
4 | Профилактика суицидального поведения подростков | индивидуальные и групповые, занятия, консультации | Педагог-психолог | Создание коррекционно-развивающей среды; формирование психологических знаний, умений и навыков |
5 | Психолого-педагогическая работа с родителями несовершеннолетних | индивидуальные и групповые консультации, круглые столы, мастер-классы | Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, зам. директора по ВР | Контроль эффективности обучения и воспитания; выработка рекомендаций; составление плана дальнейшего сотрудничества |
6 | Промежуточная диагностика
| Психолого-педагогическая диагностика (тестовые и проективные методики, анкетирование, опросники, наблюдение) | Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители | Мониторинг результатов проведенной работы |
7 | Диагностика эффективности ожидаемых результатов | Методы опроса, наблюдения, анализа продуктов деятельности | Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, методисты школы | Мониторинг результатов |
8 | Коррекция деятельности по программе в соответствии с планируемыми результатами | Проведение круглого стола | зам. директора по ВР, методисты школы | Мониторинг успешности |
III этап - итоговый | ||||
1 | Разработка и издание методических материалов | Выпуск методического сборника, буклетов, информационных листов | зам. директора по ВР, методисты школы | Презентация методических материалов программы |
2 | Обобщение и распространение опыта, освещение в средствах массовой информации | Публикация статей в газете «Октябрьские вести», размещение материалов на сайте школы, Управления образования | зам. директора по ВР, методисты школы | Презентация программы |
3 | Отслеживание и анализ результатов. Определение перспектив развития школы | Семинары-практикумы, мастер-классы | зам. директора по ВР, методисты школы | Подача информации о проведенной работе; составление планов сотрудничества |
Место реализации: муниципальное казенное образовательное учреждение «Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1» село Перегрёбное.
Содержание проекта
Профилактика правонарушений несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой, своевременно выявляющая несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении.
Проект «Мы вместе» рассчитан на 3 года и ориентирован на все возрастные категории обучающихся, родителей и коллектив педагогов муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Перегрёбинская средняя общеобразовательная школа №1». Главным исполнителем проекта является Администрация школы, соисполнителями мероприятий – классные руководители, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, медицинский работник.
Проект опирается на принципы: добровольности, комплексности, конфиденциальности, компетентности, позитивности, объективности. Формирование групп в том или ином направлении проекта и участие в мероприятиях происходит только на добровольной основе и по желанию несовершеннолетних. В ходе диагностического обследования собирается и используется лишь та информация, которая необходима для решения поставленных задач, отраженных в направлении деятельности в рамках проекта. Вся работа проводится квалифицированными, подготовленными специалистами, знакомыми с последними достижениями в области психологии, специальной и коррекционной психологии и педагогики, психодиагностики.
Работа образовательного учреждения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних строится по следующим направлениям: профилактическая работа по предупреждению и предотвращению отклоняющегося поведения обучающихся; профилактика злоупотребления психоактивных веществ, суицидального поведения подростков; коррекция агрессивного поведения несовершеннолетних. Формы работы с обучающимися определяются в соответствии с возрастными особенностями:
Классы | Возрастные особенности | Формы работы |
1-4 классы | - Повышенная чувствительность к внешним воздействиям. - Ведущая учебная деятельность. - Преобладает мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. - Недостаточно развита волевая сфера. - Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности. - Значимо мнение взрослых (непререкаемый авторитет) | Беседы, классные часы. Наблюдение, опрос, анкетирование. Сюжетно-ролевые, психологические игры и упражнения. Просмотр видеосюжетов, мультипликационных и художественных фильмов, театрализованных представлений. Чтение художественной литературы. Организация внеурочной деятельности. |
5-7 классы | - Формируется чувство взрослости. - Неустойчивая психика, неуравновешенность, повышенная раздражимость, проявление агрессии. - Стремление самоутвердиться в коллективе сверстников. - Отдаление от семьи. - Развитие спортивных, технических, художественных интересов. – Снижается учебная успеваемость, учёба отходит на второй план | Диагностические процедуры. Беседы, классные часы с приглашением специалистов: медицинских работников, работников правоохранительных органов и т.д. Проигрывание ситуаций, психологические игры и упражнения. Конкурсы, викторины. Коллективное творческое дело. Обсуждение художественных фильмов, произведений художественной литературы. Вовлечение в кружки, секции, во внеклассные мероприятия. |
8-9 классы | - Половое взросление, гормональные изменения. - Меняется система ценностей и интересов. - Зависимость от микросреды и конкретной ситуации.
| Диагностические процедуры. Дискуссии, круглые столы, лекции, тематические классные часы. Психологические игры и упражнения, тренинговые занятия. Элективные курсы. Практико-ориентированный курс «Твоя профессиональная карьера». Конкурсы, викторины, олимпиады, проектная деятельность. Коллективное творческое дело. |
10-11 классы | - Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и подготовительных курсов - Для юношей актуальна служба в армии | Диагностические процедуры. Дискуссии, круглые столы, лекции, конференции, классные часы. Предметные декады. Конкурсы, викторины, олимпиады, проектная деятельность. |
План-график мероприятий
№ п\п | Описание видов деятельности, мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные |
1 | Разработка и обсуждение проекта по профилактике правонарушений обучающихся | апрель 2013г. | зам. директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог |
2 | Проведение первичной диагностики детей и родителей | май 2013г. | педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители |
3 | Подготовка практических материалов для реализации мероприятий проекта | май – август 2013г. | педагог-психолог, социальный педагог |
4 | Формирование целевых групп для проведения профилактической работы | сентябрь 2013г. | педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители |
5 | Сбор сведений и обновление данных о социальном составе обучающихся школы, выявление: - детей из социально-незащищенной категории; - детей из многодетных семей; - подопечных детей и детей-сирот; - детей-инвалидов; - детей «группы риска»; - неблагополучных семей. | ежегодно сентябрь | социальный педагог, классные руководители |
6 | Контроль посещаемости, нарушений правил поведения и Устава школы | ежедневно | социальный педагог, классные руководители |
7 | Проведение «Дней правовых знаний» (подготовка тематических материалов, наглядных пособий и т.д.). - Правонарушения и преступления среди несовершеннолетних, ответственность несовершеннолетних (приглашение специалистов) | ежегодно 1 раз в квартал | зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители |
8 | Акции из цикла «Внимание! Дорога! Дети!»: «Живые знаки» | ежегодно по отдельному плану | зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители |
9 | Организация и проведение классных и воспитательских часов по темам: - Правила поведения в школе - Соблюдай правила дорожного движения - Правила оказания первой помощи - Профилактика травматизма | ежегодно по отдельному плану | социальный педагог, классные руководители |
10 | Профилактика наркомании и токсикомании на уроках ОБЖ, химии | ежегодно | учителя-предметники |
11 | Организация и проведение тематических бесед, диспутов и лекций для детей и подростков по пропаганде здорового образа жизни. («Неделя отказа от курения», «Всемирный день борьбы со СПИДом» и т.д.) | ежегодно по отдельному плану | зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители |
12 | Уроки мужества | ежегодно (февраль, апрель) | учителя-предметники, библиотекарь |
13 | Организация и проведение просветительской работы по профилактике употребления наркотических веществ и алкоголя среди несовершеннолетних специалистами различных медицинских учреждений | ежегодно по отдельному плану | зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители |
14 | Оформление тематических информационных стендов по проблемам наркомании, табакокурения, алкоголизма | ежегодно 1 раз в квартал | социальный педагог |
15 | Оформление выставки в школьной библиотеке с литературой по профилактике наркомании, токсикомании | ежегодно | библиотекарь |
16 | Проведение мероприятий по профилактики правонарушений в подростковой среде (кукольные спектакли, концерты, конкурсы и т.д.) | ежегодно | зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители |
17 | Привлечение несовершеннолетних к участию в спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях | ежегодно | зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители |
18 | Фестиваль «Мы разные, но мы вместе!» (5-11классы) | ежегодно (ноябрь) | зам. директора по ВР, классные руководители, педагог-организатор |
19 | Осуществление работы ориентационного курса «Твоя профессиональная карьера» для обучающихся 8-9 классов | ежегодно | педагог-психолог |
20 | Реализация программы «Сердце-людям» по организации в школе волонтёрского объединения (2010-2015) | 2013-2015 | зам. директора по ВР, педагог-организатор |
Участие в районном слёте волонтеров | ежегодно (по плану) | зам. директора по ВР, педагог-организатор | |
Кустовой слёт «Школа лидера» | ежегодно (февраль) | зам. директора по ВР | |
21 | Проведение циклов коррекционных (индивидуальных и групповых занятий) по направлениям: 1.Предупреждение и предотвращение отклоняющегося поведения. 2.Проведение профилактических мероприятий по проблемам злоупотребления. 3.Коррекция агрессивного поведения несовершеннолетних. 4.Профилактика суицидального поведения подростков. 5.Психолого-педагогическая работа с родителями несовершеннолетних. | в течение всего периода реализации проекта | педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители |
22 | Работа лектория для родителей: - Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО - Ошибки семейного воспитания. Как помочь ребёнку, если у него проблемы в общении, поведении (памятки для родителей) - Трудности адаптационного периода пятиклассников - Психологические особенности младшего школьного возраста - Подросток. Трудности переходного возраста - Знакомство с процедурой ГИА, ЕГЭ (для 9-х, 11 классов) - Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних - Особенности воспитания будущего мужчины - О влиянии СМИ на психику ребёнка | ежегодно сентябрь, май октябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель | зам. директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители |
23 | Мониторинг результатов реализации проекта | май 2014г. | зам. директора по ВР, методисты школы, педагог-психолог, социальный педагог |
24 | Коррекция проекта | август-сентябрь 2014г. | зам. директора ВР, методисты школы |
25 | Распространение опыта реализации | В течение всего периода реализации проекта | зам. директора по ВР, методисты школы |
26 | Разработка и выпуск буклетов, информационных листов | В течение всего периода реализации проекта | зам. директора по ВР, методисты школы, педагог-психолог, социальный педагог |
27 | Отслеживание и анализ результатов. Определение перспектив развития школы | 2015-2016г. | зам. директора по ВР, методисты школы |
Схема управления проектом
Организация профилактической деятельности образовательного учреждения требует разработки целенаправленной комплексной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних на основе взаимодействия и сотрудничества с Администрацией сельского поселения; Домом детского творчества; медицинскими работниками и специалистами ОПМУЗ «Октябрьская ЦРБ»; Органами внутренних дел; инспекцией по делам несовершеннолетних, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав; Органами управления социальной защиты населения; Органами опеки и попечительства; Службой занятости населения; Перегрёбненским линейным производственным управлением магистральных газопроводов ООО «Газпром Трансгаз Югорск»; родительской общественностью.
Общий контроль реализации проекта осуществляет директор МКОУ «Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1». Текущий контроль возлагается на заместителя директора по воспитательной работе и заместителя директора по учебной работе.
Кадровое обеспечение
№ п/п | Должность | Функциональные обязанности |
1 | Заместитель директора по ВР, УР | -координирует профилактическую работу в школе - поддерживает связи общеобразовательного учреждения с социальными партнёрами; - осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на профилактику правонарушений обучающихся) |
2 | Классные руководители | - вовлекают обучающихся во внеурочную деятельность (кружки, секции по интересам) - организуют индивидуальные и групповые профилактические беседы, круглые столы, диспуты; - оказывают помощь педагогу-психологу в проведении анкетирования обучающихся и их родителей; - проводят родительские собрания по проблеме профилактики правонарушений несовершеннолетних |
3 | Учителя-предметники | - способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников; - используют разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы и т.д.; - проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей обучающихся; - адаптируют учебные программы в зависимости от особенностей обучающихся |
4 | Социальный педагог | - выявляет и ведёт учёт несовершеннолетних, нуждающихся в различных видах помощи; - вовлекает обучающихся во внеурочную деятельность (кружки, секции по интересам); - оказывает педагогическую поддержку детям «группы риска»; - участвует в антинаркотической, антиалкогольной пропаганде среди несовершеннолетних; - осуществляет консультации по социальным и правовым вопросам; - оказывает помощь классным руководителям в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс развития личности школьника |
5 | Педагог-психолог | - осуществляет психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска»; - организация изучения особенностей личностного развития и поведения несовершеннолетнего; - установление и снятие психотравмирующих ситуаций среди ближайшего окружения детей и подростков; - анализ факторов социальной дезадаптации обучающихся; - проводит психолого-педагогическое консультирование с учётом возрастных особенностей; - проводит анкетирование обучающихся и их родителей |
6 | Педагог-библиотекарь | - подбирает литературу для учителей и школьников; - обобщает и систематизирует методические материалы по направлениям работы |
7 | Медицинский работник | - способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни; - участвует в антинаркотической, антиалкогольной пропаганде среди несовершеннолетних; - оказывает помощь классным руководителям, школьному психологу и социальному педагогу по реализации проекта |
8 | Педагог-организатор | - осуществляет помощь в проведении акций профилактической направленности, по реализации проекта |
Краткое описание опыта
За годы работы в школе накоплен положительный опыт в создании системы профилактики правонарушений обучающихся в различных формах деятельности: организация внеурочной деятельности и летнего отдыха, работа трудовых бригадах, коммунарские сборы. В школе создан Совет профилактики, на заседаниях которого рассматриваются вопросы профилактики правонарушений и безнадзорности. На Совет профилактики приглашаются обучающиеся и их родители, нуждающиеся в педагогической помощи. Разработано Положение о порядке постановки обучающихся на внутришкольный учёт и снятие с учёта, составлен план совместной работы с комиссией по делам несовершеннолетних, определены источники воспитательного влияния на несовершеннолетних.
Ведущую роль в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, отводится психологической службе и классному руководителю. Бесконтрольность со стороны родителей и безнадзорность могут привести к правонарушениям, нужно помочь ребёнку в его жизненном самоопределении, он должен чувствовать рядом плечо старшего друга, готового прийти на помощь. Основными направлениями работы психолога, работающего с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, являются: психодиагностика, психокоррекционная и развивающая работа, психологическое консультирование, психологическое просвещение.
Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования обучающихся. Внеурочная деятельность и дополнительное образование в школе рассматриваются как важнейшие составляющие образовательного процесса, обеспечивающего развитие успешной личности. Это база для формирования досуговых предпочтений – хобби, что является расширением пространства самореализации личности и способ самовыражения. Основным принципом этого процесса является инициатива, идущая от самих обучающихся и их включение во внеурочную деятельность на бесплатной основе. Для определения направления деятельности в рамках дополнительного образования, в школе проводится опрос и анкетирование участников образовательного процесса.
Предполагаемые конечные результаты
В ходе реализации проекта планируется достижение следующих результатов:
У обучающихся:
- Снижение правонарушений среди несовершеннолетних.
- Участие малоактивных обучающихся во внеурочной деятельности и общешкольных мероприятиях, праздниках.
- Формирование умения планировать своё поведение и прогнозировать разрешение конфликтных ситуаций; повышение уровня воспитанности.
- Определение позитивных жизненных целей и мотивации к их достижению.
- Повышение правовой грамотности и, как следствие, принятие ответственности за свои поступки.
- Осознание системы половых ролей, социальных функций, понимание, что есть «мужское» и «женское».
- Усвоение знаний о способах сохранения здоровья.
- Совершенствование коммуникативных навыков.
У родителей:
- Формирование у родителей адекватной оценки поведения несовершеннолетних, связанного с возрастными особенностями.
- Понимание причин отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
- Формирование способности прогнозировать разрешение конфликтных ситуаций с ребёнком.
- Повышение социальной роли родителя, правовой и психологической грамотности и ответственности за поведение своего ребёнка.
Качественный критерий оценки достижения планируемых результатов:
- степень включенности педагогов в программу;
- продуктивность профессиональной деятельности;
- высокий уровень групповой сплоченности;
- создание условий для развития личностного потенциала каждого ребёнка, включенности в групповые отношения, личностной саморегуляции.
Количественный критерий оценки достижения планируемых результатов:
- уменьшение количества несовершеннолетних «группы риска»;
- снижение уровня проявления агрессии несовершеннолетних и овладение детьми способами бесконфликтного взаимодействия;
- формирование навыков конструктивного взаимодействия в системе детско-родительских отношений;
- уменьшение количества несовершеннолетних с отклоняющимся поведением;
- благополучное прохождение социализации подростков в обществе;
- формирование негативного отношения к злоупотреблениям и положительно устойчивого отношения к здоровому образу жизни;
- уменьшение количества подростков, склонных к суицидальным проявлениям отсутствие суицидальных попыток среди подростков.
Финансово-экономическое обоснование проекта
Материально-техническое оснащение
Для подготовки и проведения мероприятий в рамках реализации проекта в школе имеется: актовый зал, спортивный зал, тренажёрный зал, игровая комната, кабинет психолога, кабинет социального педагога.
- аудио-видео аппаратура, фонд психологических методик, учебно-методические материалы;
- стимульный материал с диагностическими, коррекционными методиками и тестами;
- вспомогательный материал (распечатки деловых игр, упражнения для занятий);
- специальные документы (коррекционные карты, протоколы);
- организационно-методическая документация.
Финансовое обеспечение.
Финансирование осуществляется за счёт средств бюджета школы.
Смета затрат на реализацию проекта
Материалы и оборудование | Количество | Цена | Сумма | Наличие |
Оборудование для реализации | ||||
Принтер, ксерокс, сканер | 2 | 5000-00 | 10000-00 | есть |
№ п/п | Наименование | Кол-во | Цена | Сумма |
1 | Ватман | 20 | 20-00 | 400-00 |
2 | Фломастеры | 5 | 45-00 | 225-00 |
3 | Маркеры | 20 | 30-00 | 600-00 |
4 | Гуашь | 2 | 120-00 | 240-00 |
6 | Клей ПВА | 2 | 30-00 | 60-00 |
7 | Скотч | 2 | 30-00 | 56-00 |
8 | Скотч двусторонний | 2 | 45-00 | 90-00 |
10 | Бумага ксероксная | 4 | 190-00 | 760-00 |
ИТОГО: | 2431-00 |
Литература
- Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие/ Под ред. Н.М. Платоновой.- СПб.: Речь, 2006.- 336 с.
- Арсенина Е.Н. Внеклассные мероприятия в 5-11 классах: тематические игротеки, конкурсы, викторины, диско-вечера. Вып. 2. – Волгоград: Учитель, 2007. – 153 с.
- Бадирова З.А., Козлова А.В.Классные часы и беседы для девушек (6-11 классов). – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 192 с.
- Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 224 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2007.
- Дик Н.Ф. Лучшие классные часы для выпускников школ и лицеев. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 352 с.
- Касаткина Н.А. Уроки знаний: классные часы (беседы, диспут, игра, устный журнал, литературно-музыкальная композиция). 3-8 классы. – Волгоград: Учитель, 2007. -157 с.
- Козлова Г.Н., Любезнова Е.В., Нецветайлова Е.Н. Школьный родительский клуб/Программа работы, формы занятий, методические разработки. - М.: Глобус; Волгоград Панорама, 2009.-176 с. – (Воспитательная работа)
- Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Моргулец Г.Г. Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей. – Волгоград: Учитель, 2011. – 183 с.
- Методический сборник «Мы в ответе за своих детей»/ Администрация Октябрьского района. Территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, 2011.108с.
- Михайлина М.Ю., Павлова М.А. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги.- Волгоград: Учитель, 2009.-207 с.
- Помощь детям, пострадавшим от насилия в семье: правовые аспекты, тренинговые заняти, рекомендации/ авт.-сост. Я.К. нелюбова. – Волгоград: Учитель, 2009. -171 с.
- Правильный выбор: Программа формирование у старших подростков социальных установок на здоровый образ жизни./ Сост. С.М. Чечельницкая, А.А. Михеева, Д.А. Шалаева, Ю.В. Величкина - М.: Фонд «Центр социального развития и информации», 2005.
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками./под ред Битяновой М.Р. –СПб.: Питер,2007. – 304 с.
- Прикуль Л.В.Психологический практикум и тренинг: профилактика насилия в семье и школе. Волгоград: Учитель, 2009.-217 с.
- Профилактика наркомании среди несовершеннолетних группы риска/ Методическое пособие. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2002.
- Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Метод. Пособие/ под ред. И.Соковни. – М.: Просвещение, 2002. – 158 с.
- Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги/авт.-сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009.-207 с.
- Психологическая карта учащегося группы риска: диагностика и сопровождение/ авт.-сост. И.В.Чумаков. Волгоград: Учитель, 2008. – 462 с.
- Рудякова О.Н. Развитие культурыобщения в подростковой среде/ Программа, разработки занятий, рекомендации.- Волгоград: Учитель, 2011.-149с.
- Рудякова О.Н. Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. 5-9 классы. Волгоград: Учитель, 2008. – 143 с.
- Сгибнёва Е.П. Класснык часы в средней школе: практ. Пособие. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 160 с. – (Методика).
- Сизова А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы. ПТУ.М.: «ВАКО»,2006, 272 с.-(Педагогика.Психология.Управление).
- Трошихина Е. Тренинг развития жизненных целей. - СПб.: Речь, 2002.
- Урбанович Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями: методические рекомендации, разработки занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Издательство «Глобус», 2009.-256 с.- (Воспитательная работа).
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. - М., 2001.
- Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей/ Под ред. Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой. - СПб.: Образование – Культура, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа профилактики правонарушений среди учащихся "Мы вместе"
Сложная криминогенная обстановка в стране побуждает исследователей различных областей наук вести поиск эффективных способов и средств профилактики и преодоления различных отклонений в поведении ребенк...
Работа социального педагога по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних
Работа социального педагога по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних...
Доклад по теме: "Организация работы социального педагога по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних"
Приоритетным направлением в деятельности социального педагога является работа с детьми девиантного поведения, детьми группы "риска". С ними проводятся индивидуальные и групповые беседы...
Программа профилактики правонарушений и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних »
Программа профилактики правонарушений и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних », расчитанная на 3 года...
"Роль социального педагога в профилактике правонарушений в подростковой среде"
Доклад для выступления на педагогическом совете школы на тему "Роль социального педагога в профилактике правонарушений в подростковой среде"....
Статья на тему: «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних - одно из важнейших направлений социально-педагогической деятельности».
В статье рассказывается о профилактике правонарушений....