Статья на тему: «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних - одно из важнейших направлений социально-педагогической деятельности».
статья (8 класс)
В статье рассказывается о профилактике правонарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_profilaktika_pravonarusheniy.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа № 432 Колпинского района Санкт-Петербурга
Статья на тему: «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних - одно из важнейших направлений социально-педагогической деятельности».
Выполнила: социальный педагог
Фомина И.А.
2024
Сегодня организация педагогической профилактики правонарушений среди несовершеннолетних занимает особое место. Это обусловлено ростом преступности среди подростков ввиду снижения уровня жизни населения, нестабильности общества - в целом большим количеством негативных факторов, накладывающихся на кризис подросткового возраста. Ведь именно в этом возрасте происходит развитие индивида, становление личности, определяются ценности и жизненные ориентации. Профилактика правонарушений – одно из важнейших направлений борьбы с преступностью нашего общества, а также одна из сложнейших задач не только правового, но и педагогического характера.
Что же такое вообще правонарушение и его профилактика? Правонарушение - это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан. Необходимо отметить, что деяние может выражаться в действии или бездействии. Касаемо правонарушений, совершаемых подростками, выделяют две их главные особенности: высокая степень латентности и групповой характер, а причинами совершения являются асоциальная ситуация в семье, нахождение несовершеннолетнего в криминогенной товарищеской компании, социально-экономические факторы, беспризорность и безнадзорность, пробелы в учебно-воспитательной работе образовательного учреждения.
Профилактика правонарушений – это меры правового, воспитательного и иного характера, направленные на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений. Такие меры заключаются в предупредительном общем или индивидуальном воздействии на лиц, склонных к совершению противоправных действий. В настоящее время профилактика правонарушений – это не только деятельность правоохранительных органов и юристов, это также гуманная деятельность образовательной организации.
Социально-педагогическая профилактика - процесс государственно-общественный, основная направленность которого - устранение из жизни причин и условий, способствующих отклонению в поведении человека и совершению им преступлений. Основная причина малоэффективности педагогической профилактики – правовая ограниченность, а также слабоподгоготовленность педагогических работников. Отсюда вытекает необходимость повышения теоретического, воспитательного, методического и иных уровней работников образовательных учреждений. Профилактическая направленность педагогической деятельности должна включать в себя работу по организации благоприятной среды, своевременную коррекцию семейных отношений, поиск форм занятости детей в свободное время, постановка несовершеннолетних на внутришкольный учет, патронаж отдельных учащихся, а также комплексную работу с органами власти.
Основными видами профилактической работы с несовершеннолетними в образовательной организации являются:
- Первичная профилактика. Здесь важную роль играет взаимодействие классного руководителя с социальным педагогом и психологом по выявлению несовершеннолетних детей, склонных к девиантному поведению, отстающих в учебе, вовлечение их в различную деятельность - кружковую, внеурочную. Немалая роль на данном этапе должна быть отведена профилактической работе с семьей, где присутствует асоциальный климат, ведется аморальный образ жизни.
- Вторичная профилактика. Основными задачами этого этапа является предотвращение совершения начавшегося правонарушения, предоставление своевременной социопсихологической помощи подростку, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Здесь необходимо объединить весь комплекс социально-психологических и правовых мер, направленных на работу с несовершеннолетним, имеющим девиантное поведение, попытаться классному руководителю и другим педагогическим работникам понять интересы и стремления такого ребенка.
- Третичная профилактика. Она представляет собой комплекс социально-психологических и правовых мер, который заключается в недопущении и предупреждении рецидива правонарушений подростками, ранее уже совершавшими противоправные действия.
Как отмечалось выше, немалую роль в педагогической профилактике правонарушений среди несовершеннолетних играет деятельность классного руководителя, социального педагога и психолога образовательной организации. Поэтому логичным будет определить основные методы их работы, которые можно использовать в профилактике противоправных действий, совершаемых подростками:
- Наблюдение. Здесь педагог наблюдает за учащимся, за его поведением в школе, семье, на уроке, за его общением со сверстниками.
- Беседа, опрос, анкетирование, тестирование. Данные методы позволяют выявить психологические особенности детей на основе их ответов на предложенные устные и письменные вопросы.
- Консультирование. Данный метод заключается в предоставлении квалифицированной помощи несовершеннолетнему, испытывающему какие-либо проблемы, с целью их социализации и оптимизации.
- Убеждение. Метод, который заключается в способности убедить ребенка в последствиях его противоправного поведения, опираясь на нормы права.
- Тренинг. Метод, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания социально-психологической помощи, поддержки.
- Игра. Метод, значимость которого заключается в самом процессе, а не результате; он помогает подросткам через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними, познать окружающую действительность.
Итак, профилактика правонарушений представляет собой необходимое, постоянно развивающееся и совершенствующееся направление социально-педагогической деятельности образовательной организации, которое обеспечивает полноценную социализацию и социоадаптацию учащихся, всестороннее развитие всех участников образовательного процесса. Важным направлением усовершенствования работы с подростками в рамках профилактики противоправных действий является преодоление неблагоприятных условий окружающей среды – их близлежащего окружения. Социально-педагогическая профилактика в образовательном учреждении всегда должна оставаться основным направлением деятельности по предупреждению и предотвращению правонарушений среди несовершеннолетних.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних по МБОУ «Нововознесенская СОШ» за 2011-2012уч.год.
Анализ по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних поМБОУ «Нововознесенская СОШ» за 2011-2012уч.год. С целью адаптации детей в социуме и предотвращения совершения противоправных...
Программа профилактика правонарушений среди несовершеннолетних
Содержание Пояснительная записка………………………………………………Концептуальные подходы……………………………….Основная часть………………………………………………………...…Прогнозы в отношении дальнейшей трансформации несовершеннолетней ...
Доклад по теме: "Организация работы социального педагога по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних"
Приоритетным направлением в деятельности социального педагога является работа с детьми девиантного поведения, детьми группы "риска". С ними проводятся индивидуальные и групповые беседы...
Педагогический совет:«Организация деятельности педагогического коллектива МБОУ «Школа №72» по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних».
Представлен опыт работы по профилактической деятельности МБОУ "Школа №72"...
Статья на тему: "Профилактика правонарушений несовершеннолетних за рубежом." автор Якунина Е.Б.
Профилактика правонарушений несовершеннолетних за рубежем....
Программа профилактики правонарушений и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних »
Программа профилактики правонарушений и безнадзорности «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних », расчитанная на 3 года...
Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Почему подростки совершают правонарушения?»
Эпиграфом к нашему мероприятию взяты следующие слова Л.Н. Толстого: «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Вс...