Психологическое эссе педагога – психолога приюта.
статья по теме

Материал содержит описание моих профессиональных взглядов  и убеждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhologicheskoe_esse_pedagoga.docx22 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое эссе педагога – психолога приюта.

….Ведь   все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом    помнит.                                                                     Антуан  де Сент -  Экзюпери.

 

И в своей жизни и в труде каждый человек хочет быть счастливым.

Другое дело, что каждый понимает счастье по –  разному. Один из моих любимых поэтов Эдуард Асадов сказал по этому поводу:

А счастье бывает просто

Очень разного роста –

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека.

Я очень счастлива, что я психолог – это  моя любимая профессия, это постоянное учение и  саморазвитие.  Стремлюсь помочь каждому, кто в этом нуждается, т.к в этом заключается не только моя профессиональная деятельность,  это моя жизнь.

 В школьные годы хотела быть доктором, учителем, психологом. Уже тогда  мир психологи был для меня интересен и таинственен. Всегда хотела помогать  детям. Работая учителем, переживала, когда  Николай не мог отвечать у доски, терялся и замыкался себе. У Маши не получалось найти в тексте ответы на вопросы, когда Татьяна и Жанна морально издевались над одноклассницей,  Алёшка падал в голодные обмороки и был изгоем в классе, а  Наташа отказывалась ходить в школу и прогуливала уроки. Мне было трудно найти быстрое и верное решение. Хотелось быстрее избавить их от страданий и переживаний, но путь этот  не быстрый.  Я радовалась, когда вместе с коллегами удавалось, помочь ребёнку и тогда  моя душа пела, и я была счастлива. Должно быть, у каждого человека случается своё время открытий. Случилось  и у меня. Обращаясь к своим почтеннейшим учителям Людмиле Александровне, Раисе Петровне, Надежде Алексеевне, Галине Васильевне и к книгам я поняла, что  детям, очень, очень  нужен психолог, чтобы научиться преодолевать трудности, быть успешными в школе и в будущей взрослой жизни, и я в этом качестве могу больше помочь маленькому человечку. Всегда хотела заниматься тем, что по душе,  по сердцу.  Моя мечта сбылась!

Всегда с гордостью говорю, кто я по профессии, что работаю для детей, для детей многие из которых потеряли веру в свои силы и будущее. Работа в социальном приюте (до апреля приют был реабилитационным центром) очень сложная. Наш мир изменился, изменились нравы, но детей с

трудной судьбой меньше не становиться. Многие из них сироты при живых родителях, многие испытали столько невзгод, сколько иные взрослые не испытают до конца своих дней. « Мы говорим, что их убили в раннем возрасте, ещё не ставши на ноги, причём это сделали самые близкие им люди – их родители. Стихотворение «Образ матери»  Анатолия Пащенко передаёт ту боль души, какую мог испытать ребёнок брошенный самыми близким человеком.

 Я был рождён и брошен в том роддоме,

 Не знаю мать, не помню я отца.

 Таких как я, здесь много в детском доме.

  Расколоты на части их сердца.

  А мне, как никому, известны

  И боль, и крик души сирот.

  И для любви нет в сердце места,

  Но будет время, всё пройдёт.

  Хотел я быть любимым сыном,

  Но видно, просто не судьба.

  До слёз  всё кажется обидным:

  При матери я сирота.

  А я всё время ждал и верил,

  Что будем с мамою всегда.

  В её ж груди закрылись двери,

  А ключ потерян навсегда.

Я думаю, многие со мной согласятся, что самое яркое в памяти человека – как ты прожил своё детство. Особый цвет, особый запах – все это остаётся с нами на всю жизнь. Я задаюсь часто вопросами: « А как проживает своё детство ребёнок, попавший в трудную жизненную ситуацию или вообще оставшийся сиротой?», «Какое влияние оказывает системная жизнь на душу ребёнка приюта?», « Какая помощь ему нужна?». Этим детям нужно детство также как и другим, но ещё эти дети ищут во взрослых окружающих  пример для жизни. Они ищут того, кто сможет открыть им новое, помочь окрепнуть и обрести внутренний покой.

Каждый день, придя на работу, я открыто встречаю  детей. Одни бегут к тебе навстречу и одаривают тебя любовью, в глаза бросается неутолимая потребность любви и внимания. Другим заглянуть в глаза больно, в них тоска, грусть или обида и опустошённость.  Детям приюта свойственны взрывы эмоций – бурной радости, гнева и отсутствие глубоких  устойчивых чувств. В эмоциональном отношении они очень ранимы, даже небольшое замечание может вызвать острую эмоциональную реакцию, не говоря уже о ситуациях требующих эмоционального напряжения, внутренней стойкости.  Кто, как не я может помочь ребёнку обрести чувство психологической  защищённости, понять, кто он есть в этом мире, научит его сотрудничать со сверстниками и взрослыми, поможет ребёнку поверить в себя, поверить в успех!

 Самое приятное, когда ты заходишь в группу, а  тебя уже ждут  открытые и пытливые, детские глаза, « что сегодня интересного мы узнаем, во что будем играть? », «кого я сегодня возьму или пойдем заниматься все вместе?». Я стремлюсь, чтобы мои занятия были увлекательными, чтобы каждый ребёнок открывал для себя новое и удивительное в себе и в других, учу добру, уважению друг к другу, честности. Люблю детей, в каждом вижу ЛИЧНОСТЬ. 

Моя миссия, помогать детям, обрести веру в себя, в окружающих.  Ребёнок в приюте – это маленький росток, ребёнок это маленький цветок, все вместе дети одна поляна. Я часто сравниваю детей с чудесным цветком,  который на Руси называли заячьими ушками, языком леса – это ландыш. У каждого цветка ландыша есть подземное царство, его корневище. Все цветы на поляне связаны между собой, как бы опутывая  под землёй ландышевую полянку. Каждый год на корневище образуется новая почка.

 За лето из неё вырастет длинный побег, весной стебель и только через три, через три таких долгих года  появиться цветочная почка и  расцветёт цветок. И тогда каждый из колокольчиков одарит всех тонким, нежным ароматом. Большие листья растения не только помогают, защитить хрупкие цветы ландыша, а свернутые воронкой они собирают капельки росы, чтобы напоить растение.  Безжалостно люди срывают зелёные листья ландышей и часто повреждают корневище, которое начинает гнить и медленно погибать. Возможно,  от этого не всегда на корневище появляется цветочная почка и  распускается цветок. Нам педагогам, вверены детские души! Именно  мы помогаем им найти своё место в этом огромном взрослом мире и распустится подобно цветку! И поэтому самая главная заповедь здесь: не навреди!

Я прекрасно понимаю, что работа педагога-психолога предполагает долгосрочный результат, который сразу никогда и не увидишь. С одним ребенком, или подгруппой детей можно заниматься в течение трех или более месяцев нахождения их  в нашем учреждении. И, тогда, ребёнок  как маленький цветок очень медленно распуститься,  надо только уметь увидеть и поддержать, когда эта «цветочная почка» раскроется. У других этот процесс можно и вовсе не увидеть своими глазами, так как по времени некоторые дети находятся в приюте очень недолго.  Но, я уверенна, что мы обязательно оставили свой след в каждом сердце ребёнка. Весь наш педагогический коллектив делает для детей всё, чтобы они расцвели как цветы,  поверили с себя и в других, были успешными, и моя доля как психолога в этом тоже не малая! Анализируя, свою работу я могу, с уверенностью сказать, что меня ценят не только педагоги, родители, но меня любят – ДЕТИ! А это дорогого стоит! Я согласна с высказыванием: "Учатся только у тех, кого любят, Любят тех, у кого испытывают успех!" Научить детей любить может только тот человек, который сам к ним относится с любовью.  

И уже сейчас я вижу результаты своего труда.

Видеть и чувствовать, что ты нужна и нужно то, чем ты занимаешься – это счастье. Своим достижением считаю, что мои воспитанники достигают успехов, сначала маленьких, а затем и больших. Они уже без моей помощи, самостоятельно, могут в  своей жизни, становится успешными, благополучными, счастливыми. Счастье видеть их такими и  знать, что ты тоже смогла наполнить их чашу силами, знаниями и умениями, что разожгла в их сердце огонь, помогла поверить в мечту, в их будущее!  Мои достижения - это когда воспитанники приезжают из разных уголков страны, приходят ко мне и  при встрече  с гордостью говорят о своих успехах, что  они  нашли своё место в новом для них мире, не потерпели фиаско в новой среде.   Они вспоминают наши занятия, где они знакомились, из чего состоит наш внутренний мир, как можно его изменить - не причиняя боль другим. Тренировались входить в новый класс с улыбкой, учились уверенно  отвечать у доски, где искали самого себя и свой путь, знакомились с профессиями,  примеривая их под себя, мечтали и ставили себе первые цели, рассуждали о любви и будущем.  В моем кабинете постоянно кто-то из детей и вдруг открывается дверь и заходит  энергичный,  красивый молодой человек.

- Ольга Александровна, узнаёте?  

-Трудно, очень изменился, только по голосу, Игорь !

- Не мог не зайти, очень соскучился, хочется рассказать о себе, узнать как вы.

Долго беседовали мы, вспоминая, как учились учиться, как  вместе разбивали по пунктам тексты, запоминали логические цепочки, связывая их с рисунками учебника, как получили после двоек первые четвёрки, как прошёл страх от учителя  математики и как она превратилась из монстра , в добрую училку.   Игорь  уехал в свою школу с хорошими оценками, изменив к себе отношение  учителей и пересмотрев  своё отношение к  школе и к жизни. Перед нами неслись картины воспоминаний.   Это было как будто вчера!  Вспомнили,  как рисовали картины будущего, как стоили дорогу достижения успехов, даже прорабатывали места возможной учёбы и проживания, а затем устройство на работу и распределение  первых заработанных  денег.

- Ольга Александровна, многое сбылось как в наших планах, но это было трудно, были и провалы, но я знал, что я смогу, я знал формулу успеха и верил, спасибо вам. А ведь всё могло быть по - другому……

Сейчас, я уважаемый человек, я получаю достойную зарплату, я помогаю  маме, братьям, хочу купить квартиру и жениться! У меня есть невеста...    Мы не могли наговориться друг с другом, а время неумолимо  бежало всё  вперёд и вперёд. Стоя у окна, я провожаю взглядом красивого, сильного парня. За окном тихо отрываются от тополей листья и, кружась в прозрачном, влажном  воздухе,  ложатся на детскую площадку.

 А я стою и думаю, как  же много и как мало, нужно сделать психологу, воспитателям, чтобы  трудности и страдания  маленького человечка  привели его  на путь созидания, а не разрушения, чтобы он нашёл своё место в этом мире!  И как многим  взрослым просто порой не хватает времени остановиться, посмотреть в глаза  ребёнку, спросить:  чем он живёт, что чувствует, о чём думает, о чём переживает.  А ведь от того, найдёт ли мы общий язык, общее дело, будем ли слушать и слышать друг друга, станем ли мы друзьями, зависит  счастье наших детей, наше будущее, будущее нашей страны! 

На детской площадке смех и шум.  Калиса заигрывает с Бахтоваром,  Паша с Даней собирают опавшие листья, Марина и Галина качаются на качелях. На днях Марина уедет в приёмную семью.  Галя с Пашей в детский дом.  Хочется думать, что брат и сестра будут вместе, в одном детском доме, что жизненные испытания приведут  их на путь созидания и возможно они тоже приедут в приют поделиться своими успехами! Закрывая кабинет,  думаю о завтрашнем дне,  о своих любимых детях, о любимом муже, о любимых близких, о друзьях.  И вновь и вновь спускаясь по лестнице, думаю о том,  что уедут одни дети, приедут другие, которым также будет нужна моя поддержка,  моя помощь, любовь, сопереживание. Да, да, именно сопереживание! Через наши «руки», руки психологов проходит много детей и взрослых. Заниматься  профессией психолога должен  в первую очередь человек обладающий способностью сопереживать и искренно относится к своему делу.   

Я человек счастливый, любимый, состоявшийся, благополучный!  Я – счастлива, что работаю  педагогом - психологом !

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности кинотерапии для повышения психологической компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми. Методические рекомендации для педагогов-психологов

Одной из популярных форм повышения психологической компетентности педагогов являются тренинги. Разнообразие приёмов и методов, которые можно использовать во время тренингов, позволяет достаточно эффек...

Эссе педагога-психолога

                      Я с солнца сбрасываю полог,...

Психологический стандарт педагога - психолога

Психологический стандарт педагога - психолога...

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Психология здоровья: профессиональные риски и здоровье педагога».

Сегодня никого не нужно убеждать, что  учить ребёнка может только развивающийся педагог. Как развивать ученика, знают все, а вот как развивать учителя, взрослого человека, уже сформировавшегося в...

Эссе педагога психолога Клименко Ольги Сергеевны

Что такое дорога жизни? Этот вопрос задают все поколения, ибо он является одним из самых актуальных и сложных вопросов, на который предстоит ответить каждому человеку в своей жизни....