Программа правового кружка "Быть за "ПРАВО"-наше право!"
материал на тему

Новицкая Марина Владимировна

В современном мире особенно важно воспитывать законопослушных и юридически грамотных граждан, формируя положительное отношение к нравственным ценностям и негативное отношение к правонарушениям и преступлениям. Ответственность за свои поступки, формирование основ правильного выбора наглядно реализуется через умение работать в коллективе, интерактивные стратегии, тренинги, оформление плакатов, стендов правовой направленности, просмотр мультипликационных фильмов с их последующим анализом, участие в конкурсах, выходы участников ученического объединения с подготовленными информативными блоками в другие классы (1-9 классы).

Программа позволяет не только знакомить учеников с правами человека и их собственными правами, воспитывать высоконравственную личность, осознающую ценность свободы и демократии, активного и законопослушного гражданина, но и самим  пробовать знакомить с данными проблемами младших товарищей

В ходе реализации программы предусматривается деятельность, которая создает условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от способностей и возраста воспитанников.

Программа кружка разделена на блоки:

  1. О правах, обязанностях и ответственности несовершеннолетних;
  2. Основы безопасности и здорового образа жизни;
  3. Практикумы для подростков;
  4. Как уберечь себя от несчастья.

Теоретические знания по всем разделам программы прорабатываются с участниками кружка, а затем участники делятся своими знаниями на практических занятиях с учащимися 1-9 классов, выходят с подготовленным материалом на классные часы.

Также практические занятия проходят в виде тренингов, игровых практикумов, коллективных творческих работ.

Методика программы успешно связывает теорию с практикой, этому помогают следующие формы и приемы:

  • интерактивные стратегии;
  • уроки коммуникативного общения;
  • беседы с последующими опросами и обсуждениями; практические занятия (тренинги, совместное создание стендов, плакатов);
  • просмотр мультипликационных фильмов, их обсуждение и анализ ситуаций, происходящих со сказочными героями;
  • получение информации по принципу «равный-равному» (выход участников кружка в классы с информативными сообщениями).

В процессе реализации программы у учащихся формируются следующие творческие навыки и умения: анализировать правовые документы; формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам; представлять результаты приобретенных знаний в виде плакатов; обобщать и делать выводы; оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность; развивать восприимчивость и воображение, умение работать в коллективе.

 

Занятия проводятся в режиме – 2 часа в неделю, 72 часа в год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15 п.Кулой»

Программа кружка

для учащихся 5-9 классов.

Срок реализации программы 2012-2013 год.

Руководитель кружка:

социальный педагог Новицкая М.В.

Пояснительная записка

Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя. И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.

В современном мире особенно важно воспитывать законопослушных и юридически грамотных граждан, формируя положительное отношение к нравственным ценностям и негативное отношение к правонарушениям и преступлениям. Ответственность за свои поступки, формирование основ правильного выбора наглядно реализуется через умение работать в коллективе, интерактивные стратегии, тренинги, оформление плакатов, стендов правовой направленности, просмотр мультипликационных фильмов с их последующим анализом, участие в конкурсах, выходы участников ученического объединения с подготовленными информативными блоками в другие классы (1-9 классы).

Программа позволяет не только знакомить учеников с правами человека и их собственными правами, воспитывать высоконравственную личность, осознающую ценность свободы и демократии, активного и законопослушного гражданина, но и самим  пробовать знакомить с данными проблемами младших товарищей.

 

 Цель программы: пробуждение интереса учащихся к правовым проблемам современности и потребности в приобретении правовых знаний, создание базового уровня правовой подготовки, формирование условий для повышения правовой активности личности.

Для реализации цели поставлены следующие задачи: 

  1. Создать благоприятные условия, соответствующие возрастным особенностям учащихся для более эффективного изучения прав и обязанностей.
  2. Формировать умения различать положительные и отрицательные поступки;
  3. Способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям и преступлениям.
  4. Повышать познавательный интерес к изучаемому предмету.

    Программа рассчитана на учащихся 5-9  классов, продолжительность ее 1 год.

    Методика программы успешно связывает теорию с практикой, этому помогают следующие формы и приемы: 

  • интерактивные стратегии;
  • уроки коммуникативного общения;
  •  беседы с последующими опросами и обсуждениями; практические занятия (тренинги, совместное создание стендов, плакатов);  
  • просмотр мультипликационных фильмов, их обсуждение и анализ ситуаций, происходящих со сказочными героями;
  • получение информации по принципу «равный-равному» (выход участников кружка в классы с информативными сообщениями).

В процессе реализации программы у учащихся формируются следующие творческие навыки и умения: анализировать правовые документы; формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам; представлять результаты приобретенных знаний в виде плакатов; обобщать и  делать выводы; оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность; развивать восприимчивость и воображение, умение работать в коллективе.  

Содержание программы:

В ходе реализации программы предусматривается деятельность, которая создает условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от способностей и возраста воспитанников.

Программа кружка разделена на блоки:

  1. О правах, обязанностях и ответственности несовершеннолетних;
  2. Основы безопасности и здорового образа жизни;
  3. Практикумы для подростков;
  4. Как уберечь себя от несчастья.

Теоретические знания по всем разделам программы прорабатываются с участниками кружка, а затем участники делятся своими знаниями на практических занятиях с учащимися 1-9 классов, выходят с подготовленным материалом на классные часы.

Также практические занятия проходят в виде тренингов, игровых практикумов, коллективных творческих работ.

Занятия проводятся в режиме – 2 часа в неделю, 72 часа в год.

Учебный план

Разделы программы

Количество часов

всего

теоретические

знания

практические

знания

О правах, обязанностях и ответственности несовершеннолетних

20 ч

10 ч

10 ч












Основы безопасности и здорового образа жизни

20 ч

9 ч

11 ч

Как уберечь себя от несчастья

12 ч

4 ч

8 ч

Практикумы для подростков


20 ч


-


20 ч

Итого:

72 ч

23

49

Учебно-тематический:

Тема занятий

Всего часов

теоретических

практических

Тема №1  «О правах, обязанностях и ответственности несовершеннолетних»

20 ч

10 ч

10 ч

Вводное занятие. Знакомство с участниками. Выработка и принятие правил работы в группе. Обсуждение тематики и работы ученического объединения.

1

1

-

Гражданство и гражданин

3

2

1

Международные и Федеральные правовые акты. Твои права и как их использовать.

6

3

3

Что такое хорошо,  что такое плохо?

2

1

1

Правонарушения и подросток. Ответственность. Наказания.

8

3

5

Тема №2 «Основы безопасности и здорового образа жизни»

20 ч

9 ч

11 ч

Мой возраст и его особенности.

8

3

5

Я и друзья. Компания. Группировки.

4

2

2

Мой выбор. Проблемы употребления ПАВ. Пути решения проблемы.

8

4

4

Тема №3 «Как уберечь себя от несчастья»

12 ч

4 ч

8 ч

1.

Умей сказать НЕТ!

3

1

2

2.

Как не стать жертвой преступления. Заповеди самозащиты для детей и подростков.

6

2

4

3.

Я выбираю жизнь!

3

1

2

Тема № 4  Практикумы для подростков

20 ч

-

20

Ситуативные практикумы

6

-

6

Тренинги с участием  инструкторов- волонтеров

6

-

6

Коллективная разработка и оформление плакатов, коллажей, стендов

7

-

7

4.

Итоговая викторина для участников кружка «Такие равные права, такие разные права»

1

-

1

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение уровня правовой грамотности учащихся.
  2. Снижение (отсутствие) правонарушений и преступлений среди школьников.
  3. Снижение интереса у несовершеннолетних к алкогольной продукции, табачным изделиям, ПАВ;
  4. Знание основных прав и обязанностей обучающихся.
  5. Формирование умения анализировать и оценивать поведение людей.
  6. Выполнение  в рамках изученного материала познавательных и практических заданий.
  7. Использование полученных знаний для правовой оценки конкретных поступков людей.
  8. Расширение кругозора, коммуникативных способностей участников кружка.

Список используемой литературы:

  1. Ахметова И.Ф., Иванова Т.Ю., Иоффе А.Н. и др. Учебно-методическое пособие. Мой выбор/ М: ООО Вариант, 2003.
  2. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филлипова Т.А. Все цвета кроме черного/ М: Вентана-Граф, 2002.
  3. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах/ Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-320 с.
  4. Ляпина Е.Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников/ Е.Ю.Ляпина. Волгоград: «Учитель», 2007.-231 с.
  5. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам/ С-Петербург: Образование-культура, 2002.
  6. Макеева А. Г. Не допустить беды. Пособия для работы с учащимися/ А. Г. Макеева-М: Просвещение, 2003.
  7. Максимцева Т.А. Воспитываем гражданина/ Т.А. Максимцева-М: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.-160 с.
  8. Степанько С.Н., Элективный курс «Подросток и закон» 8-9 классы С.Н. Степанько. Волгоград: «Учитель», 2007.-239 с.
  9. Фалькович Т.А., Шупина Т.И. Методическое пособие «По законам добра» Т.А. Фалькович, Т.И. Шупина. М.: «5 за знания», 2007.-144 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 5 классе на тему «Права ребёнка. Тренинг «Мы, наши права и наши обязанности».

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества....

Конспект часа воспитателя по гражданско-правовому развитию "Государство и наши права"

Цели:1. Дать представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;2. Научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни, работать со словарем, отгадывать кроссворды;3...

Занятие по формированию правовой культуры обучающихся "В мире наших прав и обязанностей"

Цель: формирование социально-правовой культуры воспитанников.   Задачи: Познакомить воспитанников с их основными правами и обязанностями; Развивать познавательный интерес воспитанников в из...

Тренинг по правовому воспитанию "Наше право людьми зваться"

Тренинг по правовому воспитанию "Наше право людьми зваться"...

ПРОГРАММА по правовому воспитанию учащихся и правовому просвещению родителей «Твои права»

Цель программы: - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры    школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности;- развитие правового самопознания;- опти...

Урок правовых знаний "Наши права и обязанности"

Урок "Наши права и обязанности" подходит для проведения в школе или отдельном классе мероприятий, которые будут знакомить школьников со своими правами, как их можно защитить, исходя из межди...

Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право» Правовая неделя «Мы имеем право». (для разновозрастной группы 14- 17 лет).

Цели:1. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к ...