Программа "По законам добра"
рабочая программа (6 класс) по теме

Новицкая Марина Владимировна

Данная программа позволяет знакомить учеников с правами человека и их собственными правами, воспитывать высоконравственную личность, осознающую ценность свободы и демократии, активного и законопослушного гражданина.

Программа рассчитана на учащихся 6,7,8 классов, продолжительность ее 3 года. 

Методика программы успешно связывает теорию с практикой, этому помогают следующие формы и приемы: деловые и ролевые игры, уроки коммуникативного общения, беседы с последующими опросами и обсуждениями, практические занятия.

В процессе реализации программы у учащихся формируются следующие творческие навыки и умения: анализировать правовые документы; формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам; представлять результаты приобретенных знаний в виде схем; обобщать и  делать выводы; оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность; развивать восприимчивость и воображение.

Также программа предполагает работу с родителями, через выступления на родительских собраниях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Утверждаю.

                                               Директор___________ Г.М.Голубева

МОУ «Общеобразовательная средняя школа №15 п. Кулой»

Вельского района Архангельской области

Программа по профилактике правонарушений

 

«По законам добра»

разработана на основе издания «Подросток и закон»

Н.Ф. Дик

и методического пособия «По законам добра»

Т.А. Фалькович

6-7-8 класс

Социальный педагог

 Новицкая  М. В.

школа №15 п. Кулой

 

2010-2011 год

   

Пояснительная записка

Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя. И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.

Поэтому в который раз мы убеждаемся, как важно учить детей осознанию прав человека, вырабатывать у них такие качества личности, как миролюбие, эмпатия, толерантность, чувство собственного достоинства. Которые не позволяют пренебрегать своими правами и обязанностями, ущемлять права другого.

Учиться правам и обязанностям - значит учиться жизни, познавать все ее многообразие, многоцветье. В жизни нужны представления о законодательстве, знания по теории права, о правах человека.

Программа позволяет не только знакомить учеников с правами человека и их собственными правами, воспитывать высоконравственную личность, осознающую ценность свободы и демократии, активного и законопослушного гражданина. Это очень важно, так как пока большинство населения пребывает в правовой безграмотности, а дети, в свою очередь не умеют и не могут защитить себя.

 

 Цель программы:

формирование правовой грамотности и гражданской культуры среди учащихся через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих; всестороннее развитие способностей, творческой и социальной активности учащихся.

   Задачи программы:

  1. Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка.
  2. профилактика девиантного поведения подростков посредством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей;
  3. содействие в воспитании здорового образа жизни учащихся; формирование у них негативного отношения к употреблению алкоголя, наркотических средств и курения.
  4. Координация усилий всех участников воспитательного процесса по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

    Программа рассчитана на учащихся 6-7-8 классов, продолжительность ее 3 года.

    Методика программы успешно связывает теорию с практикой, этому помогают следующие формы и приемы: деловые и ролевые игры, уроки коммуникативного общения, беседы с последующими опросами и обсуждениями, практические занятия.

   В процессе реализации программы у учащихся формируются следующие творческие навыки и умения: анализировать правовые документы; формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам; представлять результаты приобретенных знаний в виде схем; обобщать и  делать выводы; оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность; развивать восприимчивость и воображение.

   Также программа предполагает работу с родителями, через выступления на родительских собраниях.

Тематическое планирование                                                          

6 класс

№ занятия и месяц проведения

Тема занятия

Поставленные цели и задачи

Форма проведения занятия

Октябрь

1.

Введение. Главная книга страны.

Ст.4

Знакомство учащихся с Конституцией РФ. Воспитание правовой культуры.

Анкетирование. Беседа с элементами интерактивной игры.

Ноябрь

2.

Главная книга школы. Школьная Конституция, права, обязанности и ответственность гражданина государства под названием «Школа».

Знакомство учащихся с Уставом школы. Ознакомление с законами, нормами и правилами школьной жизни. Ответственность за их невыполнение.

Работа в группах, обсуждение, редактирование и выработка новых правил и норм поведения учащегося. Занесение в таблицу результатов принятого решения.

1.

Классный час-дискуссия «Поступок».

Формирование общечеловеческих норм морали, поступков людей, побуждение к совершенствованию себя, развитие мыслительных операций.

Анализ, обсуждение, работа в группе, участие родителей в дискуссии. Практическая деятельность по исследованию изученных норм и правил.

Декабрь

1.

Права, обязанности и ответственность с рождения до достижения совершеннолетия.

Нет прав без обязанностей.  

Ст.17,28,29

Познакомить с правами, обязанностями и ответственностью ребенка в зависимости от возраста.

   Способствовать формированию убежденности в том, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности».

Интерактивные стратегии, работа в группах, обсуждение

Беседа.


Январь

1.








Права и обязанности в семье.

Ст. 38

Показать права и обязанности членов семьи; способствовать нравственному и правовому воспитанию подростков; формирование навыков толерантного поведения

Работа с казусами, игра «Триада», работа в группах, тренинговое упражнение.

Февраль

1.

Правонарушение, преступление и их пнричины, ответственность за правонарушения  

(знакомство со статьями УК и КоАП)

 

Обсудить проблему преступности несовершеннолетних, сформировать общие представления о причинах правонарушений.

Способствовать формированию негативного отношения к правонарушениям.

Беседа с элементами ролевого обыгрывания ситуаций, работа в группах.

2.

Среда без опасности.

Как не стать жертвой преступления

Сформировать представление учащихся о безопасном поведении.

Беседа с обсуждением.

Март

1.

«Гуси-лебеди-свидетели или ответчики?»

  Ознакомить учащихся с такими важными международными документами как Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка. Научить, не путать свои желания со своими правами. Дать понятия полезных и вредных действий, через игровые моменты.

Ролевая игра.

Апрель

1.

Ток-шоу по проблеме алкоголя

«Давайте задумаемся!»


предоставление информации для формирования негативного отношения у подростков к алкоголю;

развитие познавательной активности; выработка собственной позиции по отношению к данной проблеме. Точка зрения закона на проблему алкоголизма.

Фронтальная деятельность учащихся,

индивидуальные задания.

2.














«Мы за здоровый образ жизни!»


Тренинг по предупреждению употребления психотропных и одурманивающих веществ.

«Как сказать наркотикам «НЕТ!»»

Дать понятие о различных источниках и формах принуждения, под давлением которых подростки начинают пробовать  употреблять наркотики; дать информацию о способах уверенного отказа, которые помогут подростку противостоять негативному давлению сверстников; научить способам отказа. Ознакомить с ответственностью пред законом, связанной с употреблением ПАВ.

Час коммуникативного общения, с элементами ролевой игры.

Май

1.

 «Подросток и закон»

Итоговое мероприятие. Выявить и закрепить полученные знания по профилактике правонарушений и антиобщественных действий.

Правовая игра, работа в группах.

Контрольное анкетирование

7 класс

№ занятия и месяц проведения

Тема занятия

Поставленные цели и задачи

Форма проведения занятия

Октябрь

1.

Для чего нужно государство?

Способствовать формированию правовой и политической культуры. Формирование навыков работы в группе над решением правовых казусов.

Анкетирование.

Деловая игра и оформление плаката «Наше государство». Игра «Ожившие строки Конституции».

Ноябрь

1.

Я- гражданин своего государства!

Способствовать осознанию себя гражданином РФ, значимости этого для каждого человека.

Ролевая игра «Согласие», интерактивная стратегия «Ажурная пила», групповая работа над плакатом.

2.

Наши главные ценности.

Определить главные человеческие ценности: жизнь, здоровье, свободу, показать как в законодательства (Конституция, Конвенция, Декларация) их защищают. Развитие навыков работы в группе, умения высказывать свое мнение, не нарушая прав других.

Игровые стратегии: «Волшебный клубочек», «Колобок», «Полет на воздушном шаре». Работа с казусами. Оформление плаката «Жизнь».

Декабрь

1.

Права и свободы. Ограничение прав и свобод их защита.


Способствование знаний о правах и свободах, необходимости законного ограничения некоторых из них, а т.ж механизмах их защиты

Интерактивные стратегии, работа в группах, обсуждение



Январь

1.

Такие равные права, такие разные права…

 Обсуждение понятий «равенства».  Развить умение работать с фрагментами документов.

Фронтальное обсуждение, ролевая игра «Равные права», работа в малых группах.

Февраль

1.

Вина  и ответственность за нарушения права. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Сформировать общие представления об ответственности за преступные действия; уважение к важнейшим правам человека- на жизнь и неприкосновенность.

Беседа с элементами ролевого обыгрывания ситуаций, работа в группах, обсуждение.

2.

Правовая игра

 «Мой взгляд»

Проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних, выяснить причину этих правонарушений и указать способы поведения в критических ситуациях.

Работа в группах.

Март

1.

Среда без опасности.

Владеешь информацией, владеешь ситуацией.

Способствование формированию представления о мерах безопасного поведения  учащихся.

Ролевая игра «Безопасность».  Беседа с обсуждением. Мозговой штурм «Что делать в трудные минуты?».

Апрель

1.

Алкоголь: признаки, причины, последствия.

«Детство без алкоголя»


Дать учащимся представление об алкогольной зависимости и механизме ее возникновения.

Показать необходимость приобретения навыков позитивного решения проблемы без столкновения с законом.

Групповая работа  учащихся,

индивидуальные задания. Тренинговые занятия.

2.

«Я выбираю жизнь!»


Наркотики и закон.

Предупредить учащихся об огромной опасности наркомании, способной нанести непоправимый ущерб личности и обществу. Способствовать формированию ответственности перед законом, связанной с употреблением наркотических веществ.

Час коммуникативного общения, с элементами ролевой игры.

Май

1.

 «Трудное решение»

Итоговое мероприятие. Выявить и закрепить полученные знания по профилактике правонарушений и антиобщественных действий.

Правовая игра, работа в группах.

Контрольное анкетирование

8 класс

№ занятия и месяц проведения

Тема занятия

Поставленные цели и задачи

Форма проведения занятия

Октябрь

1.

Государство, гражданин и право.

Способствовать формированию представления о государстве, его назначения и основных функций, экономической роли государства в жизни граждан. Воспитание правовой культуры и гражданских качеств личности подростка.

Анкетирование.

Дискуссия  на основе подобранных материалов.  Ситуативный практикум. Мини-викторина «Изучая Конституцию».

Занесение итогов в таблицу.

Ноябрь

1.

Тот, кто способен подняться до интересов общества, Гражданин!

Способствовать воспитанию стремления подростков над формированием у себя гражданских качеств личности, формирования навыков коллективной, групповой работы.

Групповая работа, обсуждения в группах.

Мозговой штурм.

2.

Достоинство. Личность среди сверстников или  гражданин в своей среде.

Способствовать формированию представления  учащихся о человеке, существе общественном; отслеживать накопление личного социального опыта; определять признаки формального общения и различать неформальное.

Игровые стратегии: «Достоинство», «Колобок», «Трусливые и смелые мысли».  Беседа. Ситуативный практикум

«Я - горжусь».

Декабрь

1.

Международные и Федеральные правовые акты о правах ребенка


Способствование знаний подростков о праве и правовых взаимоотношениях. Развитие навыков анализа основных международных и федеральных законодательных документов в области права ребенка.

Беседа-диалог, работа в группах, обсуждение в дискуссионном клубе.



Январь

1.

Как правильно использовать свои права.

 «Правовые взаимоотношения в ОУ»

 Воспитание правовой грамотности подростков, духовно-нравственных качеств личности и гражданской позиции. Развитие навыков аргументированного ведения дискуссии; умение  анализировать взаимоотношения педагогического коллектива, обучающихся и их родителей.

Игровой правовой практикум. Ситуативная беседа-диалог.

Февраль

1.

Административные правонарушения и подросток. Понятие юридической ответственности и наказания.

Ознакомление подростков с КРФ об административных правонарушениях и УКРФ. Формирование навыков анализа законодательных документов, воспитание правовой культуры подростов.

Беседа-диалог с элементами ролевого обыгрывания ситуаций, работа в группах, обсуждение.

2.

Уголовные наказания несовершеннолетних, особенности их применения к несовершеннолетним гражданам.

Сформировать более полное представление  о механизмах возникновения ответственности за преступные действия, понимания роли в определении наказания. Расширить представление о механизмах борьбы государства с подростковой преступностью. Способствовать пониманию реальных законных путей защиты себя от преступных посягательств.

Работа в группах. Ситуативный практикум. Буседа-диалог.

Март

1.

ОБЖ или  умение уберечь себя от несчастья?

Способствование формированию основных «заповедей» безопасности, приемов самозащиты и оказания первой доврачебной помощи.

Беседа с обсуждением. Практические упражнения.

Апрель

1.

Алкоголь. Наследственность, последствия и ответственность.


Продолжить формирование негативного отношения к алкоголю, способах избегания зависимости. Воспитание волевых качеств личности подростка.

Дискуссионный клуб  по проблематике занятия.

Тренинговые упражнения. Работа в группах, обсуждение проблемы и позиции законодательства.

2.

«Болезнь века!»


Воспитание потребности в здоровом образе жизни, осознанного отношения  к вреду наркотиков на организм человека.  Способствовать формированию ответственного поведения по отношению к законодательству в области употребления ПАВ.

Ситуативная беседа с игровыми элементами.

Май

1.

 «Знатоки права»

Итоговое мероприятие. Выявить и закрепить полученные знания по профилактике правонарушений и антиобщественных действий.

Интеллектуальная игра, работа в группах.

Контрольное анкетирование

Тематика для родительских собраний

  1. Имеют ли права наши дети? тестовое задание «Как аукнется…», правовой лекторий по материалам Конвенции ООН о правах ребенка, тест-игра
  2. Ответственность родителей за воспитание детей, проблемы ответственности в современных условиях, анализ основных законодательных актов.
  3. Проблемы подросткового возраста.
  4. Нравственные законы нашей семьи.
  5. Как помочь подростку не попасть под влияние табакокурения, алкоголя и наркотиков, проблемы и возрастные периоды, приемы и методы антиалкогольного и антинаркотического воспитания в семье.
  6. Нравственные законы нашей семьи.
  7. Подросток в школе и после школы, учебная дисциплина и ее значение.

Содержание программы:

  1. Права и обязанности человека.

Международные и национальные  и локальные документы о правах человека (Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Всеобщая декларация прав человека, Устав школы). Правовая культура и правовое поведение личности.

   

  1. Права и ответственность человека.

      Правонарушение и преступление. Причины правонарушений. Вина и       ответственность.  Уголовная ответственность несовершеннолетних. Правила безопасного поведения.  Как не стать жертвой преступления.

  1. Воспитание здорового образа жизни. Закон и пагубные пристрастия.

Употребление наркотических средств, точка зрения со стороны закона. Пагубное пристрастие алкоголь, ответственность перед законом.

Библиография

  1. «В помощь социальному педагогу» Н.С. Криволап. Минск: «Красико-Принт», 2006.
  2. «Правовые классные часы в 7-9 классах» Н.Ф. Дик.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.-320 с.
  3. «Практикум по социальной работе» Е.И. Холостова. М.: «Дашков и К», 2007.-296 с.
  4. «Профилактика социально опасного поведения школьников» Е.Ю.Ляпина. Волгоград: «Учитель», 2007.-231 с.
  5. «Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка» Н.А. Меньшина. Волгоград:  «Учитель», 2007.-205 с.
  6. «Справочник классного руководителя» под ред. И.С. Артюховой- М.: ВАКО, 2005.-304 с.
  7.  Методическое пособие «По законам добра» Т.А. Фалькович, Т.И. Шупина. М.: «5 за знания», 2007.-144 с.
  8. Элективный курс «Подросток и закон» 8-9 классы С.Н. Степанько. Волгоград: «Учитель», 2007.-239 с.
  9. Элективный курс «Правоведение» 7-8 классы Н.И.Чеботарева. Волгоград:  «Учитель», 2006.-116 с.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЗАКОН ДОБРА И КРАСОТЫ»

ЭССЕ. МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ  ...

Урок внеклассного чтения в 6 классе "Утверждение законов добра" (по фрагменту повести Закруткина В."Матерь человеческая")

Цель: подвести учащихся к пониманию того, что у поверженного врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отмстить.обсудить феномен мести как о...

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Жить по законам добра..." (5 класс)

Конспект открытого урока "Жить по законам добра..." (по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне о и семи богатырях") разработан в соответствии с новыми стандартами ФГОС и включает в себ...

"По законам Добра"

методическая библиотека "По дорогам Добра"  - интерактивные методы обучения детей правам человека...

Открытый урок по литературе в 7 классе на тему "Жить по законам человечности. Сотвори добро в душе своей…."

Тема урока: «Жить по законам человечности. Сотвори  добро в душе своей…» (По рассказу А. П. Платонова «Юшка»)Тип урока: урок открытия нового знания...

Презентация проекта "По законам добра"

Работа "По законам добра" является презентацией учебного проекта по теме «Конституция РФ». Обществознание 9 класс....

Закон сохранения добра

Презентация к внеклассному мероприятию "Закон сохранения добра"...