Программа "По законам добра"
рабочая программа (6 класс) по теме
Данная программа позволяет знакомить учеников с правами человека и их собственными правами, воспитывать высоконравственную личность, осознающую ценность свободы и демократии, активного и законопослушного гражданина.
Программа рассчитана на учащихся 6,7,8 классов, продолжительность ее 3 года.
Методика программы успешно связывает теорию с практикой, этому помогают следующие формы и приемы: деловые и ролевые игры, уроки коммуникативного общения, беседы с последующими опросами и обсуждениями, практические занятия.
В процессе реализации программы у учащихся формируются следующие творческие навыки и умения: анализировать правовые документы; формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам; представлять результаты приобретенных знаний в виде схем; обобщать и делать выводы; оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность; развивать восприимчивость и воображение.
Также программа предполагает работу с родителями, через выступления на родительских собраниях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Утверждаю.
Директор___________ Г.М.Голубева
МОУ «Общеобразовательная средняя школа №15 п. Кулой»
Вельского района Архангельской области
Программа по профилактике правонарушений
«По законам добра»
разработана на основе издания «Подросток и закон»
Н.Ф. Дик
и методического пособия «По законам добра»
Т.А. Фалькович
6-7-8 класс
Социальный педагог
Новицкая М. В.
школа №15 п. Кулой
2010-2011 год
Пояснительная записка
Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя. И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.
Поэтому в который раз мы убеждаемся, как важно учить детей осознанию прав человека, вырабатывать у них такие качества личности, как миролюбие, эмпатия, толерантность, чувство собственного достоинства. Которые не позволяют пренебрегать своими правами и обязанностями, ущемлять права другого.
Учиться правам и обязанностям - значит учиться жизни, познавать все ее многообразие, многоцветье. В жизни нужны представления о законодательстве, знания по теории права, о правах человека.
Программа позволяет не только знакомить учеников с правами человека и их собственными правами, воспитывать высоконравственную личность, осознающую ценность свободы и демократии, активного и законопослушного гражданина. Это очень важно, так как пока большинство населения пребывает в правовой безграмотности, а дети, в свою очередь не умеют и не могут защитить себя.
Цель программы:
формирование правовой грамотности и гражданской культуры среди учащихся через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих; всестороннее развитие способностей, творческой и социальной активности учащихся.
Задачи программы:
- Активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка.
- профилактика девиантного поведения подростков посредством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей;
- содействие в воспитании здорового образа жизни учащихся; формирование у них негативного отношения к употреблению алкоголя, наркотических средств и курения.
- Координация усилий всех участников воспитательного процесса по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Программа рассчитана на учащихся 6-7-8 классов, продолжительность ее 3 года.
Методика программы успешно связывает теорию с практикой, этому помогают следующие формы и приемы: деловые и ролевые игры, уроки коммуникативного общения, беседы с последующими опросами и обсуждениями, практические занятия.
В процессе реализации программы у учащихся формируются следующие творческие навыки и умения: анализировать правовые документы; формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам; представлять результаты приобретенных знаний в виде схем; обобщать и делать выводы; оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность; развивать восприимчивость и воображение.
Также программа предполагает работу с родителями, через выступления на родительских собраниях.
Тематическое планирование
6 класс
№ занятия и месяц проведения | Тема занятия | Поставленные цели и задачи | Форма проведения занятия | |
Октябрь | ||||
1. | Введение. Главная книга страны. Ст.4 | Знакомство учащихся с Конституцией РФ. Воспитание правовой культуры. | Анкетирование. Беседа с элементами интерактивной игры. | |
Ноябрь | ||||
2. | Главная книга школы. Школьная Конституция, права, обязанности и ответственность гражданина государства под названием «Школа». | Знакомство учащихся с Уставом школы. Ознакомление с законами, нормами и правилами школьной жизни. Ответственность за их невыполнение. | Работа в группах, обсуждение, редактирование и выработка новых правил и норм поведения учащегося. Занесение в таблицу результатов принятого решения. | |
1. | Классный час-дискуссия «Поступок». | Формирование общечеловеческих норм морали, поступков людей, побуждение к совершенствованию себя, развитие мыслительных операций. | Анализ, обсуждение, работа в группе, участие родителей в дискуссии. Практическая деятельность по исследованию изученных норм и правил. | |
Декабрь | ||||
1. | Права, обязанности и ответственность с рождения до достижения совершеннолетия. Нет прав без обязанностей. Ст.17,28,29 | Познакомить с правами, обязанностями и ответственностью ребенка в зависимости от возраста. Способствовать формированию убежденности в том, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». | Интерактивные стратегии, работа в группах, обсуждение Беседа. | |
Январь | ||||
1. | Права и обязанности в семье. Ст. 38 | Показать права и обязанности членов семьи; способствовать нравственному и правовому воспитанию подростков; формирование навыков толерантного поведения | Работа с казусами, игра «Триада», работа в группах, тренинговое упражнение. | |
Февраль | ||||
1. | Правонарушение, преступление и их пнричины, ответственность за правонарушения (знакомство со статьями УК и КоАП) | Обсудить проблему преступности несовершеннолетних, сформировать общие представления о причинах правонарушений. Способствовать формированию негативного отношения к правонарушениям. | Беседа с элементами ролевого обыгрывания ситуаций, работа в группах. | |
2. | Среда без опасности. Как не стать жертвой преступления | Сформировать представление учащихся о безопасном поведении. | Беседа с обсуждением. | |
Март | ||||
1. | «Гуси-лебеди-свидетели или ответчики?» | Ознакомить учащихся с такими важными международными документами как Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка. Научить, не путать свои желания со своими правами. Дать понятия полезных и вредных действий, через игровые моменты. | Ролевая игра. | |
Апрель | ||||
1. | Ток-шоу по проблеме алкоголя «Давайте задумаемся!» | предоставление информации для формирования негативного отношения у подростков к алкоголю; развитие познавательной активности; выработка собственной позиции по отношению к данной проблеме. Точка зрения закона на проблему алкоголизма. | Фронтальная деятельность учащихся, индивидуальные задания. | |
2. | «Мы за здоровый образ жизни!» Тренинг по предупреждению употребления психотропных и одурманивающих веществ. «Как сказать наркотикам «НЕТ!»» | Дать понятие о различных источниках и формах принуждения, под давлением которых подростки начинают пробовать употреблять наркотики; дать информацию о способах уверенного отказа, которые помогут подростку противостоять негативному давлению сверстников; научить способам отказа. Ознакомить с ответственностью пред законом, связанной с употреблением ПАВ. | Час коммуникативного общения, с элементами ролевой игры. | |
Май | ||||
1. | «Подросток и закон» | Итоговое мероприятие. Выявить и закрепить полученные знания по профилактике правонарушений и антиобщественных действий. | Правовая игра, работа в группах. Контрольное анкетирование |
7 класс
№ занятия и месяц проведения | Тема занятия | Поставленные цели и задачи | Форма проведения занятия | |
Октябрь | ||||
1. | Для чего нужно государство? | Способствовать формированию правовой и политической культуры. Формирование навыков работы в группе над решением правовых казусов. | Анкетирование. Деловая игра и оформление плаката «Наше государство». Игра «Ожившие строки Конституции». | |
Ноябрь | ||||
1. | Я- гражданин своего государства! | Способствовать осознанию себя гражданином РФ, значимости этого для каждого человека. | Ролевая игра «Согласие», интерактивная стратегия «Ажурная пила», групповая работа над плакатом. | |
2. | Наши главные ценности. | Определить главные человеческие ценности: жизнь, здоровье, свободу, показать как в законодательства (Конституция, Конвенция, Декларация) их защищают. Развитие навыков работы в группе, умения высказывать свое мнение, не нарушая прав других. | Игровые стратегии: «Волшебный клубочек», «Колобок», «Полет на воздушном шаре». Работа с казусами. Оформление плаката «Жизнь». | |
Декабрь | ||||
1. | Права и свободы. Ограничение прав и свобод их защита. | Способствование знаний о правах и свободах, необходимости законного ограничения некоторых из них, а т.ж механизмах их защиты | Интерактивные стратегии, работа в группах, обсуждение | |
Январь | ||||
1. | Такие равные права, такие разные права… | Обсуждение понятий «равенства». Развить умение работать с фрагментами документов. | Фронтальное обсуждение, ролевая игра «Равные права», работа в малых группах. | |
Февраль | ||||
1. | Вина и ответственность за нарушения права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. | Сформировать общие представления об ответственности за преступные действия; уважение к важнейшим правам человека- на жизнь и неприкосновенность. | Беседа с элементами ролевого обыгрывания ситуаций, работа в группах, обсуждение. | |
2. | Правовая игра «Мой взгляд» | Проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних, выяснить причину этих правонарушений и указать способы поведения в критических ситуациях. | Работа в группах. | |
Март | ||||
1. | Среда без опасности. Владеешь информацией, владеешь ситуацией. | Способствование формированию представления о мерах безопасного поведения учащихся. | Ролевая игра «Безопасность». Беседа с обсуждением. Мозговой штурм «Что делать в трудные минуты?». | |
Апрель | ||||
1. | Алкоголь: признаки, причины, последствия. «Детство без алкоголя» | Дать учащимся представление об алкогольной зависимости и механизме ее возникновения. Показать необходимость приобретения навыков позитивного решения проблемы без столкновения с законом. | Групповая работа учащихся, индивидуальные задания. Тренинговые занятия. | |
2. | «Я выбираю жизнь!» Наркотики и закон. | Предупредить учащихся об огромной опасности наркомании, способной нанести непоправимый ущерб личности и обществу. Способствовать формированию ответственности перед законом, связанной с употреблением наркотических веществ. | Час коммуникативного общения, с элементами ролевой игры. | |
Май | ||||
1. | «Трудное решение» | Итоговое мероприятие. Выявить и закрепить полученные знания по профилактике правонарушений и антиобщественных действий. | Правовая игра, работа в группах. Контрольное анкетирование |
8 класс
№ занятия и месяц проведения | Тема занятия | Поставленные цели и задачи | Форма проведения занятия |
Октябрь | |||
1. | Государство, гражданин и право. | Способствовать формированию представления о государстве, его назначения и основных функций, экономической роли государства в жизни граждан. Воспитание правовой культуры и гражданских качеств личности подростка. | Анкетирование. Дискуссия на основе подобранных материалов. Ситуативный практикум. Мини-викторина «Изучая Конституцию». Занесение итогов в таблицу. |
Ноябрь | |||
1. | Тот, кто способен подняться до интересов общества, Гражданин! | Способствовать воспитанию стремления подростков над формированием у себя гражданских качеств личности, формирования навыков коллективной, групповой работы. | Групповая работа, обсуждения в группах. Мозговой штурм. |
2. | Достоинство. Личность среди сверстников или гражданин в своей среде. | Способствовать формированию представления учащихся о человеке, существе общественном; отслеживать накопление личного социального опыта; определять признаки формального общения и различать неформальное. | Игровые стратегии: «Достоинство», «Колобок», «Трусливые и смелые мысли». Беседа. Ситуативный практикум «Я - горжусь». |
Декабрь | |||
1. | Международные и Федеральные правовые акты о правах ребенка | Способствование знаний подростков о праве и правовых взаимоотношениях. Развитие навыков анализа основных международных и федеральных законодательных документов в области права ребенка. | Беседа-диалог, работа в группах, обсуждение в дискуссионном клубе. |
Январь | |||
1. | Как правильно использовать свои права. «Правовые взаимоотношения в ОУ» | Воспитание правовой грамотности подростков, духовно-нравственных качеств личности и гражданской позиции. Развитие навыков аргументированного ведения дискуссии; умение анализировать взаимоотношения педагогического коллектива, обучающихся и их родителей. | Игровой правовой практикум. Ситуативная беседа-диалог. |
Февраль | |||
1. | Административные правонарушения и подросток. Понятие юридической ответственности и наказания. | Ознакомление подростков с КРФ об административных правонарушениях и УКРФ. Формирование навыков анализа законодательных документов, воспитание правовой культуры подростов. | Беседа-диалог с элементами ролевого обыгрывания ситуаций, работа в группах, обсуждение. |
2. | Уголовные наказания несовершеннолетних, особенности их применения к несовершеннолетним гражданам. | Сформировать более полное представление о механизмах возникновения ответственности за преступные действия, понимания роли в определении наказания. Расширить представление о механизмах борьбы государства с подростковой преступностью. Способствовать пониманию реальных законных путей защиты себя от преступных посягательств. | Работа в группах. Ситуативный практикум. Буседа-диалог. |
Март | |||
1. | ОБЖ или умение уберечь себя от несчастья? | Способствование формированию основных «заповедей» безопасности, приемов самозащиты и оказания первой доврачебной помощи. | Беседа с обсуждением. Практические упражнения. |
Апрель | |||
1. | Алкоголь. Наследственность, последствия и ответственность. | Продолжить формирование негативного отношения к алкоголю, способах избегания зависимости. Воспитание волевых качеств личности подростка. | Дискуссионный клуб по проблематике занятия. Тренинговые упражнения. Работа в группах, обсуждение проблемы и позиции законодательства. |
2. | «Болезнь века!» | Воспитание потребности в здоровом образе жизни, осознанного отношения к вреду наркотиков на организм человека. Способствовать формированию ответственного поведения по отношению к законодательству в области употребления ПАВ. | Ситуативная беседа с игровыми элементами. |
Май | |||
1. | «Знатоки права» | Итоговое мероприятие. Выявить и закрепить полученные знания по профилактике правонарушений и антиобщественных действий. | Интеллектуальная игра, работа в группах. Контрольное анкетирование |
Тематика для родительских собраний
- Имеют ли права наши дети? тестовое задание «Как аукнется…», правовой лекторий по материалам Конвенции ООН о правах ребенка, тест-игра
- Ответственность родителей за воспитание детей, проблемы ответственности в современных условиях, анализ основных законодательных актов.
- Проблемы подросткового возраста.
- Нравственные законы нашей семьи.
- Как помочь подростку не попасть под влияние табакокурения, алкоголя и наркотиков, проблемы и возрастные периоды, приемы и методы антиалкогольного и антинаркотического воспитания в семье.
- Нравственные законы нашей семьи.
- Подросток в школе и после школы, учебная дисциплина и ее значение.
Содержание программы:
- Права и обязанности человека.
Международные и национальные и локальные документы о правах человека (Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Всеобщая декларация прав человека, Устав школы). Правовая культура и правовое поведение личности.
- Права и ответственность человека.
Правонарушение и преступление. Причины правонарушений. Вина и ответственность. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Правила безопасного поведения. Как не стать жертвой преступления.
- Воспитание здорового образа жизни. Закон и пагубные пристрастия.
Употребление наркотических средств, точка зрения со стороны закона. Пагубное пристрастие алкоголь, ответственность перед законом.
Библиография
- «В помощь социальному педагогу» Н.С. Криволап. Минск: «Красико-Принт», 2006.
- «Правовые классные часы в 7-9 классах» Н.Ф. Дик.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.-320 с.
- «Практикум по социальной работе» Е.И. Холостова. М.: «Дашков и К», 2007.-296 с.
- «Профилактика социально опасного поведения школьников» Е.Ю.Ляпина. Волгоград: «Учитель», 2007.-231 с.
- «Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка» Н.А. Меньшина. Волгоград: «Учитель», 2007.-205 с.
- «Справочник классного руководителя» под ред. И.С. Артюховой- М.: ВАКО, 2005.-304 с.
- Методическое пособие «По законам добра» Т.А. Фалькович, Т.И. Шупина. М.: «5 за знания», 2007.-144 с.
- Элективный курс «Подросток и закон» 8-9 классы С.Н. Степанько. Волгоград: «Учитель», 2007.-239 с.
- Элективный курс «Правоведение» 7-8 классы Н.И.Чеботарева. Волгоград: «Учитель», 2006.-116 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ЗАКОН ДОБРА И КРАСОТЫ»
ЭССЕ. МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ...
Урок внеклассного чтения в 6 классе "Утверждение законов добра" (по фрагменту повести Закруткина В."Матерь человеческая")
Цель: подвести учащихся к пониманию того, что у поверженного врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отмстить.обсудить феномен мести как о...
Конспект открытого урока по литературе на тему: "Жить по законам добра..." (5 класс)
Конспект открытого урока "Жить по законам добра..." (по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне о и семи богатырях") разработан в соответствии с новыми стандартами ФГОС и включает в себ...
"По законам Добра"
методическая библиотека "По дорогам Добра" - интерактивные методы обучения детей правам человека...
Открытый урок по литературе в 7 классе на тему "Жить по законам человечности. Сотвори добро в душе своей…."
Тема урока: «Жить по законам человечности. Сотвори добро в душе своей…» (По рассказу А. П. Платонова «Юшка»)Тип урока: урок открытия нового знания...
Презентация проекта "По законам добра"
Работа "По законам добра" является презентацией учебного проекта по теме «Конституция РФ». Обществознание 9 класс....
Закон сохранения добра
Презентация к внеклассному мероприятию "Закон сохранения добра"...