Сообщение "Коллектив и личность"
консультация по теме
Предварительный просмотр:
«КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ»
Латинское слово "коллективус" переводят по-разному - сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе употребляется два значения понятия "коллектив". Первое: под коллективом понимается любая организованная группа людей. В том значении, которое приобрело понятие "коллектив" в педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков. Рассмотрим их.
- Общая социально значимая цель. Цель есть у любой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и законам государства.
- Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели.. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.
- Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).
- Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.
Личность — это конкретный человек, занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности. Личность развивается в процессе деятельности и общения с другими людьми, во взаимодействие с которыми она включена социально необходимым образом. Другими словами личность формируется и проявляется в процессе непосредственного общения внутри сменяющихся в ходе индивидуального развития человека микросоциальных групп и коллективов. Развитие личности в онтогенезе происходит по двум взаимодополняющим линиям: линии социализации (присвоение общественного опыта) и линии индивидуализации (приобретение самостоятельности, относительной автономности).
Уровень развития личности, степень ее зрелости определяется гармоничностью и возрастной нормативностью сочетания данных линий в процессе индивидуального развития человека.
Этапы развития личности — это этапы постепенного включения человека в многообразные социальные отношения с одновременным формированием целостной и иерархизированной структуры личности. Другими словами, в процессе личностного развития формируются определенные социальные ориентиры по отношению к себе и другим.
Условием нормального врастания человека в цивилизацию является единство двух планов развития — естественного (биологического) и социального (культурного). По выражению Л.С.Выготского, «оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования личности человека».
Таким образом, задержка или отклонения в становлении личностного уровня развития человека могут быть обусловлены как нарушениями психофизиологической организации организма, так и отклонениями, выражаясь словами Л. С. Выготского, в собственно культурном развитии . В результате неблагоприятных условий воспитания, часто на фоне легких нарушений функционирования ЦНС, к подростковому возрасту может наблюдаться формирование специфического вида дизонтогенеза, определяемого как патохарактерологическое формирование личности. Основным негативным последствием патологического уровня личностного развития является наличие выраженных затруднений в социально-психологической адаптации, проявляющейся во взаимодействии личности с социумом и с самим собой.
Говоря об отклонениях в становлении личностного уровня регуляции поведения и деятельности человека, следует также иметь в виду, что несвоевременное развитие любых психических процессов, включая личностные характеристики, будет прежде всего сказываться на уровне социально-психологической адаптации молодого человека, оптимальной форме его функционирования.
Все аспекты личностной сферы формируются у умственно отсталых людей также замедленно и с большими отклонениями. Людям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.
Проявление эмоций не зависит от качественного своеобразия структуры дефекта, от принадлежности человека к определенной клинической группе. Развитие эмоций умственно отсталых молодых людей в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия, осуществляемого педагогом. Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию правильного бытового поведения, закреплению необходимых для жизни в семье или в учреждении навыков и привычек, а также позволяют молодым людям сделать первые шаги в направлении контроля за своими эмоциональными проявлениями.
По имеющимся данным на сегодняшний день, люли с умственной отсталостью составляют около 2,5 % от общей популяции. Количество людей с этим видом аномалий не уменьшается, о чем свидетельствуют статистические данные по всем странам мира . Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития молодых людей, и, прежде всего, для формирования умений и навыков общения в коллективе. Развитый коллектив представляет собой необходимое условие для самоутверждения личности, ее развития, которое зависит от уровня развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений.
Межличностные отношения, прежде всего, формируются и проявляются в общении, которое играет важнейшую роль в жизни каждого молодого человека. Оно является условием формирования общественных качеств личности, а также способствует проявлению и развитию коллективных взаимоотношений . Именно коллектив в современном обществе помогает решать существующие проблемы социализации молодыхлюдей. В коллективе вырабатывается умение договариваться, вставать на позицию другого человека, находить компромисс, уметь быть и лидером, и ведомым, обладать организаторскими качествами и самоорганизовываться, входить в группу, не растворяясь в ней . Исследования в области специальной психологии и педагогики (Т.Е. Конникова, 1972; Т.А. Мальковская, 1981) показали, что наличие интеллектуального дефекта у умственно отсталых молодых людей отрицательно влияет на развитие межличностного общения, приводит к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними .
Исходя из положения Л. С. Выготского о наличии общих закономерностей нормального и аномального развития, формирование навыков общения с окружающими людьми у умственно отсталых молодых людей протекает по тем же законам, которые определяют развитие нормально развивающегося молодого человека, только с запаздыванием.
У людей с интеллектуальным недоразвитием в процессе их взаимодействия с другими людьми выявляются более низкие показатели развития самоконтроля в общении, что влияет на такие характеристики общения, как целенаправленность, избирательность, придает их межличностному общению с другими характер импульсивного, недостаточно организованного процесса. Молодым людям с легкой степенью умственной отсталости присуще недостаточное понимание потребностей и мотивов партнеров по общению, сниженная способность к сопереживанию, а так же недостаток стремлений к согласованности во взаимодействии с другими, сотрудничеству. Если у нормально развивающихся молодых людей отмечаются тенденции индивидуализации в социальном взаимодействии, стремление к самовыражению, личному успеху и высокому социальному статусу, то у их ровесников с интеллектуальным недоразвитием проявляются тенденции, связанные с повышением роли партнера по общению. Своеобразие коммуникативной активности людей с интеллектуальным недоразвитием заключается в ее недостаточной целенаправленности, импульсивности, сниженном самоконтроле, недоразвитии эмпатийных качеств, низкой способности к самореализации в условиях социального взаимодействия, высокой зависимости от других в достижении желаемого результата. Все это обуславливает особенности формирования коллектива у умственно отсталых молодых людей.
Работа по формированию груннового коллектива у умственно отсталых молодых людей включает в себя не только методы организации коллектива, но и методы коррекции особенностей людей с легкой степенью умственной отсталости, препятствующих более успешному формированию среды для межличностного общения.
Исходя из особенностей формирования коллектива у умственно отсталых молодых людей, нами было выделено три основных направления работы педагога:
1. Коррекция поведения, эмоциональной сферы, мотивационно-потребностной сферы.
Задачи:
Научить контролировать свои эмоции, поведение.
Развивать мотивационно-потребностную сферу.
Развивать навыки общения.
2. Сплочение коллектива.
Задачи:
Развить доброжелательность, взаимопомощь, доверие и требовательность по отношению друг к другу.
Создать в группе атмосферу, комфортную для всех членов коллектива.
Выработать умение работать в коллективе
3. Развитие актива группы.
Задачи:
Выявить положительных лидеров.
Провести работу по укреплению их авторитета в группе.
Провести работу по развитию сотрудничества между педагогом и активом группы.
Таким образом, создание микроклимата в группе, формирование межличностных отношений, их коррекция, регулирование взаимоотношений, развитие умения общаться, воспитание ответственности перед коллективом путем участия в порученном деле входит в обязанности педагога. В связи с этим, педагог, работающий с данной категорией молодых людей, обязан знать особенности построения коллектива и направления работы по его формированию.
Вопрос об отношениях коллектива и личности - один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает особую важность. В течение многих десятилетий вопрос о формировании личности воспитанника через воздействие на коллектив в отечественной педагогической литературе почти не рассматривался. Считалось, что личность должна безусловно подчиняться коллективу. Сейчас приходится искать новые, соответствующие духу временя решения, опираясь на глубинные философские концепции человека и опыт мировой педагогической мысли. Процесс включения воспитанника в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Прежде всего необходимо отметить, что он глубоко индивидуален. Молодые люди, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, многими другими чертами и качествами. Поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив. Положение личности в системе коллективных отношений самым существенным образом зависит от ее индивидуального социального опыта. Именно опыт определяет характер ее суждений, систему ценностных ориентации, линию поведения. Он может соответствовать, а может и не соответствовать суждениям, ценностям и традициям поведения, сложившимся в коллективе. Там, где это соответствие налицо, включение личности в систему сложившихся отношений значительно облегчается. В тех же случаях, когда у молодого человека опыт иной (уже, беднее или, наоборот, богаче, чем опыт социальной жизни коллектива), ему труднее устанавливать взаимоотношения со сверстниками. Особенно сложным оказывается его положение, когда индивидуальный социальный опыт противоречит ценностям, принятым в данном коллективе. Столкновение противоположных линий поведения, взглядов на жизнь здесь просто неизбежно и приводит, как правило, к различным, не всегда предсказуемым результатам. Сделаем вывод: как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Наиболее благоприятно, как подтверждает опыт, отношения складываются там, где коллектив уже достиг высокого уровня развития, где он представляет силу, основанную на традициях, общественном мнении, авторитете самоуправления. Такой коллектив сравнительно легко устанавливает нормальные связи. Каждый человек с большей или меньшей энергией стремится к самоутверждению в коллективе, к тому, чтобы занять в нем благоприятное для себя положение. Но далеко не всем это удается - мешают субъективные и объективные причины. Не каждому в силу своих природных возможностей удается добиться видимых успехов, преодолеть застенчивость, критически осмыслить расхождения в ценностных ориентациях с коллективом. Особенно трудно молодым людям (вновьприбывшим), у которых еще недостаточно развиты самосознание и самооценка, умение правильно оценить отношение к себе коллектива, товарищей, найти то место в коллективе, которое, соответствуя возможностям, делало бы их в глазах товарищей людьми интересными, заслуживающими внимания. Помимо субъективных есть и объективные причины: однообразие деятельности и узкий диапазон тех социальных ролей, которые молодой человек может играть в коллективе; бедность содержания и однообразие организационных форм общения между членами коллектива, недостаток у них культуры восприятия друг друга, неумение видеть в товарище то интересное и ценное, что заслуживает внимания. Научными исследованиями выделены три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом: 1) личность подчиняется коллективу (конформизм); 2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония); 3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм). В каждой из этих общих моделей выделяется множество линий взаимоотношений, например: коллектив отвергает личность; личность отвергает коллектив; сосуществование по принципу невмешательства и т. д. Согласно первой модели личность может подчиняться требованиям коллектива естественно и добровольно, может уступать коллективу как внешней превосходящей силе, а может пытаться и дальше сохранять свою независимость и индивидуальность, подчиняясь коллективу лишь внешне, формально. Если очевидно стремление войти в коллектив, личность склоняется к ценностям коллектива, принимает их. Коллектив "поглощает" личность, подчиняет ее нормам, ценностям и традициям своей жизни. По второй линии поведения возможны различные пути развития событий: 1) личность внешне подчиняется требованиям коллектива, сохраняя внутреннюю независимость; 2) личность открыто "бунтует", сопротивляется, конфликтует. Мотивы приспособления личности к коллективу, его нормам и ценностям разнообразны. Наиболее распространенный, бытовавший в наших коллективах мотив - стремление избежать лишних и ненужных осложнений, неприятностей, боязнь испортить "характеристику". В этом случае воспитанник только внешне воспринимает нормы и ценности коллектива, высказывает те суждения, которые от него ждут, ведет себя в различных ситуациях так, как это принято в коллективе. Однако вне группового коллектива он и рассуждает, и думает иначе, ориентируясь на ранее сложившийся у него социальный опыт. Такое состояние может быть временным, переходным, а может оставаться постоянным. Последнее наблюдается тогда, когда сложившийся ранее социальный опыт личности, неадекватный опыту коллектива, получает подкрепление со стороны других коллективов. Открытый "бунт" против коллектива - явление редкое. Ребята "бунтуют" лишь изредка и то по непринципиальным вопросам. Чувство самосохранения берет верх. Коллектив, сломавший личность, выступает по отношению к ней в роли жандарма. Это противоречит гуманному подходу к воспитанию, и педагогам есть над чем думать, разрабатывая новые пути совершенствования отношений личности с коллективом. Идеал взаимоотношений - гармонизация личности и коллектива. В этом случае между личностью и коллективом никаких противоречий нет. Каждый член коллектива заинтересован в существовании дружного длительного объединения. Третья модель взаимоотношений личности с коллективом, когда личность подчиняет себе коллектив, встречается не часто. Все же, учитывая деятельность так называемых неформальных лидеров, а следовательно, и наличие двойных, а нередко и тройных систем ценностей и отношений, эту модель нельзя игнорировать. Яркая личность, ее индивидуальный опыт могут в силу тех или иных причин оказаться привлекательными в глазах членов коллектива. Эта привлекательность чаще всего обусловлена личностными качествами, необычностью суждений или поступков, оригинальностью статуса или позиции. В таком случае социальный опыт коллектива может измениться. Этот процесс может иметь двойственный характер и приводить как к обогащению социального опыта коллектива, гак и к обеднению его, если новый кумир становится неформальным лидером и ориентирует коллектив на более низкую систему ценностей, чем та, которой коллектив уже достиг. Психологи и педагоги отмечают распространенную позицию членов коллективов в таких учреждений как ДД, при которой индивидуализм проявляется в скрытой, завуалированной форме. Есть воспитанники, весьма охотно берущихся за предложенную работу, особенно ответственную. Блеснуть, быть у всех на виду, показать свое превосходство над другими и нередко за счет других - частый мотив их усердия. Их не печалит плохое состояние дел в коллективе, иногда даже радуют общие неудачи группы, так как на этом фоне ярче блестят их собственные достижения. Разумеется, рассмотренными моделями не исчерпывается все огромное многообразие отношений личности и коллектива, к анализу которого в каждом конкретном случае надо подходить во всеоружии знания психологических механизмов мотивации деятельности и поведения личности, а также закономерностей социальной педагогики и психологии.
Список литературы:
1. Коновалов А., Коновалова О. Коллектив как средство социализации подростка// Народное образование, 1999. - № 5 - 37 с. 2. Основы специальной психологии: Учебное пособие // Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Академия, 2002. — 480 с. 3. Семенченко И.В. К вопросу изучения межличностных отношений и их особенностей восприятия внутрисемейных отношений умственно отсталыми школьниками// Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. – Красноярск, 2003
25.04.2013 г. Погосова И.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личность воспитывается личностью.
Методическая статья о роли краеведения в учебном процессе....
Личность воспитывается личностью.
Методическая статья о роли краеведения в учебном процессе....
Презентация "Концепции личности" к уроку по теме "Индивид.Личность.Индивидуальность."
В презентации в краткой форме изложена сущность пяти концепций личности: психоанализ, бихевиоризм, эго-концепция, Я-концепция, гуманистическая концепция Маслоу. Содержательное ядро каждой теории предс...
Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"
Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....
Программа по развитию личности младшего школьного возраста "Я личность"
С.А. Сазыкина Я личность...
Программа по развитию личности младшего школьного возраста "Я личность"
С.А. Сазыкина Я личность...
« В творческой деятельности выражается личность и одновременно формируются личность.» А. В.Петровский.
«Тот, кто умеет мастерить своими руками, всегда благополучен и смотрит на мир с глубоким пониманием сути вещей.»...