Личность воспитывается личностью.
статья по краеведению по теме
Методическая статья о роли краеведения в учебном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnosti_vospityvaetsya_lichnostyu_statya_kushnaryovoy_t.a._g.apsheronsk.rar | 18.95 КБ |
semeynoe_vospitanieroditelskoe_sobranie_word.rar | 15.29 КБ |
legendy_o_cvetah_1.rar | 9.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Кубановедение как учебная дисциплина и её роль в создании привлекательного облика Краснодарского края.
Тема: личность воспитывается личностью.
Академик Д.С.Лихачев говорил: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, — он, как правило, равнодушен к своей стране».
Опыт накапливания и распространения знаний о родном крае имеет давние традиции, как в нашем регионе, так и во всей России. Независимо от названия и внутренней структуры курса, неоспоримым является существенное значение местного материала в области гуманитарного просвещения. Кубановедение – самостоятельная учебная дисциплина. Предмет изучения составляют история и экономика Кубани, ее природно-климатические и экологические особенности, этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих наш край, представленные в интегрированной форме.
Актуальность и обоснованность наличия курса «Кубановедения» в региональном базисном учебном плане предопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Информация о своей семье, населенном пункте и родном крае расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, позволяет адоптироваться ко взрослой жизни, формирует собственную активную жизненную позицию и более полно реализовывает на практике гражданские свободы, права и обязанности.
Как сделать урок кубановедения интересным? Сегодня в арсенале учителя есть большое количество методической, учебной, литературы, но думаю, что личность воспитывается личностью.
Велика роль учителя в формировании интереса к своему предмету. Примеров множество. Один учитель может зажечь, вдохновить, подарить ощущение праздника, а другой – сделать из своих уроков нечто диаметрально противоположное. Что может быть в нашем деле печальнее, чем ситуация, когда на уроке правит бал «скука». Педагогам известна картина: дети оживляются, если неожиданно, по той или иной причине отменяют урок. Иногда школа оглашается криком удовлетворения. Но знакомо и другое: дети раздражены, расстроены – урока у любимого преподавателя не будет. Задача каждого педагога – сделать свои уроки долгожданными, подарить учащимся то самое ощущение праздника. Сделать это сложно, но вполне возможно.
Всегда начинаю первый урок с рассказа о самых увлекательных, самых интересных событиях, подчеркивая, что всё это нам предстоит изучать в будущем. На первых уроках я стимулирую желание постигать новое. Сейчас в современной школе перед педагогами стоит следующая цель - формирование у ученика понимания необходимости и умения учиться в течение всей жизни, а также применять новые знания в собственной практической деятельности. Актуальными становятся задачи воспитания личности, способной адаптироваться в условиях постоянных изменений и находить решения в любых профессиональных и жизненных ситуациях.
А для достижения поставленной цели уроки кубановедения должны быть обучающими, требовать от ребенка умственных усилий, стать проблемными. Должна быть отработана система занятий по каждому виду деятельности и каждое занятие должно носить творческий характер, а ребенок с нетерпением ждать урока и готовиться к нему. Наибольшего эффекта можно достигнуть, используя не разнонаправленные, а дополняющие друг друга методы, ориентированные на единую цель.
Уроки кубановедения проводимые мной с использованием современных средств информационных технологий, показали, что учащиеся глубже вникают в суть вопросов, у них увеличивается интерес к предмету, активизируется познавательная деятельность. Организуя учебную деятельность учащихся, опираюсь на общедидактические принципы: принцип воспитывающего обучения, предполагающего не только передачу знаний, но и формирование личности в процессе обучения; принцип научности, требующий соответствия знаний по предмету объективным научным фактам, теориям, законам, отражающим современное состояние наук; принцип наглядности. При методической подготовке, на этапе проектирования учебного процесса я использую разработанную технологическую карту, в которой целостно и емко представлены главные параметры. Ход урока разделяется на этапы и на каждом формируется цель, длительность проведения, основные виды деятельности со средствами информационных технологий, функции преподавателя на данном этапе и его виды деятельности, формы организации деятельности учащихся и завершающий контроль.
Поэтому сформировалась потребность в использовании новых средств и приемов обучения таких как:
- уроки с компьютерным сопровождением - обычный урок в обычном кабинете, оборудованном одним компьютером с демонстрационными возможностями, который помогает в объяснении нового материала;
- уроки в компьютерном кабинете, где могут использоваться обучающие программы, материалы и ресурсы сети Интернета, мультимедийную технику;
- методическая подготовка учителя к урокам - подбор и подготовка дидактического материала, поиск и систематизация дополнительной информации. Мультимедиа особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.) «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать». Например, с помощью мультимедиа можно "переместиться в пространстве" что мы и сделаем. Мы перемещаемся в эпоху Екатерины II. Кто прорубил окно в Европу? (П. 1). А кто завоевал выход к черному морю? (Е II) т.е. воздействовать на их эмоциональную сферу, с помощью зрительного ряда.
Я использую метод мультимедиа как основу своей деятельности по информатизации образования. НАПРИМЕР: ПОКАЖИТЕ НА КАРТЕ ТУРЕЦКИЕ КРЕПОСТИ, ребёнок показывает и они выделяются. Замечательный приём! (ОЖИВШАЯ КАРТА). Синхронистическая таблица. Этот методический приём способствует повышению эффективности обучения. Реши историческое уравнение. Я добиваюсь нужного результата, если ученик, воспринимая мои идеи и зрительные образы, будет чувствовать себя так, как будто это он сам их придумал, а вы только помогли ему с формулировками. Здоровьезбережение. Соблюдение экологии урока. Переключение видов деятельности, двигательную активность детей стараюсь, направить в русло путём физкультминутки!
МЕТОД ПРОЕКТОВ. С 2010 учебного года вводится в действие новая программа курса кубановедения, которая предполагает обязательное использование метода проектов.
В своей практике этот метод я использую на уроках и во внеурочное время, так как подготовка каждого проекта требует достаточно длительной подготовительной работы. Этот метод способствует формированию критического и творческого мышления учащихся, умению работать с информацией, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы - воспитанию социально активной творческой личности, способной к самоутверждению.
Исследовательские проекты созданные учащимися: «Святые места и православные храмы Апшеронского района» «Летопись школы»; «Путеводитель по городу Апшеронску»; «Любимый город»; «Столица Кубани - Краснодар»; «Дорогами войны»; «Мой Апшеронск»; «Кубань – земля такая»; «Екатеринодар начало XX века»; «Моя семья в годы войны» используются учителями района.
Эффективное использование современных образовательных технологии позволяет добиваться высоких результатов. Реализуя программу «Одарённые дети» мои учащиеся становятся победителями районных, зональных и лауреатами краевых олимпиад по кубановедению, призёрами конкурсов различных уровней.
Роль предмета «Кубановедение», учителя кубановедения в создании привлекательного облика краснодарского края велика, ведь главная ценность края – люди.
Предварительный просмотр:
Материалы к родительскому собранию по проблемам:
«Семейное воспитание ребенка и его значение» и
« О взаимодействии школы и семьи».
Вернуть в школу утраченные ценности без семьи,
без самого народа невозможно.
(Ю.П. Азаров)
- Семья – это общечеловеческая ценность.
- Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений.
- Семья – малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, закладывающая основы личности.
Главное назначение семьи – воспитание детей. Семья – персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядов параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
Каковы функции и задачи развивающей деятельности современной семьи?
Главными функциями семьи являются:
- воспитательная,
- оздоровительная,
- духовно-нравственная.
- познавательно-образовательная,
- бытовая,
- трудовая,
- культурно-просветительская,
- досугово-творческая,
- охранно-защитная,
- стимулирующая самостоятельный опыт личности.
Главные задачи семейного воспитания это:
♦ гармоничное развитие ребенка;
♦ забота о здоровье детей;
♦ помощь в учении;
♦ трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
♦ помощь в социализации личности;
♦ формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
♦ забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
♦ подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
♦ половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
Итак, главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются:
- климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
- режим семейной жизни;
- содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).
Современные семьи, развиваются в качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, занятость родителей на работе более 7-8 часов в день с целью обеспечить семье более достойный жизненный уровень, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных семей и имеющих одного ребенка. Значительная часть подростков отдаляется от родителей.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. А школа, осуществляющая учебно-воспитательный процесс, со своей стороны, также нуждается в поддержке родителей. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Каковы функции и задачи взаимодействия педагогов и родителей?
К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:
♦ информационная,
♦ воспитательно-развивающая,
♦ формирующая,
♦ охранно-оздоровительная,
♦ контролирующая,
♦ бытовая.
Задачи взаимодействия:
- Формирование активной педагогической позиции родителей;
- Вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
- Активное участие родителей в воспитании детей.
Без сотрудничества школы и семьи трудно достичь успешности в развитии личности ребенка, его образовании и воспитании.
Предварительный просмотр:
Легенды о цветах
Сирень
Легенда утверждает, что цветы сирени пришли к нам тогда, когда весна согнала с лугов снег и высоко подняла солнце. Солнце в сопровождении радуги пошло над землёй. Тогда весна стала брать лучи солнца, смешивать их с лучами радуги, и, передвигаясь с юга на север, бросать на землю. И там, куда падали лучи солнца, распускались желтые, оранжевые, красные, синие и голубые цветы. Когда же весна достигла Севера, у неё остались только лиловые и белые цвета. А внизу лежали Скандинавские страны. Тогда весна перемешала солнечный и лиловый цвет радуги и бросила их на маленькие кустарники, которые покрылись сиреневыми цветами. Затем у весны остался один белый цвет. Не пожалела его весна и щедро рассыпала белый цвет над землёю, а из него получилась белая звездчатая сирень.
С весною у нас связано воспоминание о весне, о чудном мае месяце, когда пробудившись от зимы природа покрывает деревья и кусты свежей благоухающей зеленью, засевает луга пестрыми коврами.
Родом сирень, по одним преданиям , с Балканского полуострова, по другим, - из Малой Азии. Четыреста лет назад привезли её в Вену, и оттуда она стала быстро распространяться по всей Европе.
Своё название она получила от греческого «сиринкс» - «трубка» , потому что из ее древесины пастухи вырезали трубчатые свирели. Кому доводилось слышать мелодичные звуки свирели, сделанной из сирени, тот на всю жизнь не забудет их напева.
А на Руси ее называют еще и синель, от слова «синий», поскольку это один из оттенков соцветий растения.
Более шестисот декоративных видов ее известно в садоводстве. Из сортовых сиреней создают специализированные сады – сирингарии.
Сиреневые сады есть во многих городах мира. За создание новых сортов удостоен Государственной премии СССР – Колесников. Всего Колесников вывел более двухсот сортов сирени, и один сорт – это Алексей Маресьев. Небесно – голубые , устремленные в небо соцветия этой сирени, лепестки изогнутые как пропеллер, напоминают о вековечном стремлении человека к покорению воздушного пространства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личность воспитывается личностью.
Методическая статья о роли краеведения в учебном процессе....
Помогаем воспитывать личность.
Статья о работе Центра сопровождения замещающих семей...
Воспитываем личность.
Сведи к необходимостям всю жизнь, и человек сравняется с животным. Уильям Шекспир. Король Ли...
Основные элементы структуры личности. Социализации личности
План-конспект учебного занятия по ОГСЭВ.05 Социология и политология...
Подвижные игры укрепляют здоровье, воспитывают людей, содействуют гармоничному развитию личности.
В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей и взрослых. Потому что раскрепощаются сдерживающие центры, более естественно проявляются психические и физические усил...
Влияние группы на личность. Самочувствие личности в группе
Влияние группы на личность. Самочувствие личности в группе...
Воспитываем сильную личность
Методические рекомендации "Воспитываем сильную личность"...