Семья - первооснова формирования ценности личности
презентация к уроку по теме
Презентация, которая может быть использована для использования на родительском собрании, на педагогическом совете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 624.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Семья – первооснова формирования ценности личности». «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями» Школьный афоризм.
Семья - организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта , взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. репродуктивная — порождение и воспитание детей. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям; хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета; регенеративная — (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей (традиций); образовательно-воспитательная — удовлетворение потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях; рекреативная — (лат. recreatio — восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите, ощущении ценности и значимости собственного Я; первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений; духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение. Функции семьи:
Семья для ребёнка – это не только место его рождения, но и основная среда его обитания и развития. Каким будет воспитание – позитивным или негативным зависит от семьи. Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона РФ «Об образовании».
Стили семейного воспитания Тип темперамента родителей Совместимость родителей Семейные традиции Образовательный уровень родителей Изучение научно-педагогической литературы Нравственные устои семьи
Стили семейного воспитания Авторитарный стиль семейного воспитания. Либерально-попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека). Гиперопекающий стиль семейного воспитания. Отчужденный стиль семейного воспитания. Хаотический стиль семейного воспитания. Демократический стиль семейного воспитания.
Авторитарный стиль семейного воспитания 3 Либерально - попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека) 52 Гиперопекающий стиль семейного воспитания 1 Отчужденный стиль семейного воспитания 4 Хаотический стиль семейного воспитания 3
C оциальный статус семей воспитанников Дети, оставшиеся без попечения родителей 3 Представители малых народов Севера 5 Умер один из родителей 10 Полные семьи 13 Воспитывает мать с отчимом 15 Воспитывает отец с мачехой 4 Воспитывает одна мать 28 Воспитывает один отец 1 Многодетные семьи 13 Асоциальные семьи Из них: - Воспитанники, у которых оба родителя ЛРП - Воспитанники, у которых один из родителей ЛРП - Воспитанники, у которых один или оба родителя находятся в местах лишения свободы 12 1 6 3
Виды неадекватного воспитания детей БЕЗНАДЗОРНОСТЬ – когда ребенок предоставлен самому себе, лишен родительского внимания, заботы, когда отсутствует систематический интерес к его делам, переживаниям, проблемам. СКРЫТАЯ БЕЗНАДЗОРНОСТЬ – формальное выполнение родителями своих обязанностей, при котором создается видимость какого-либо интереса к воспитанию. ПОТВОРСТВУЮЩАЯ БЕЗНАДЗОРНОСТЬ – сочетание полной бесконтрольности и некритического отношения к поведению подростка; стремление всегда его оправдать, активное непринятие помощи в воспитании со стороны других лиц, попытки родителей оградить подростка с отклоняющимся поведением от воспитательного воздействия коллектива, педагогов, участковых инспекторов инспекций по делам несовершеннолетних, членов оперативных и педагогических отрядов. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ – родители тяготятся ребенком; подросток чувствует, что он обуза в жизни родителей. ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ЖЕСТКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ – суровые расправы и наказания за мелкие проступки сочетаются с безразличным и холодным взаимоотношением между членами семьи.
Семья занимает центральное место в формировании личности ребенка. Именно в семье ребенок получает первые навыки восприятия действительности, учится осознавать себя полноправным членом общества. Неблагополучие в семье ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности. Подражая родителям как самым близким и авторитетным образам, ребенок овладевает нормами поведения, отношения к окружающим людям, копирует стиль жизни родителей. Негативные последствия неблагополучия в семье проявляются довольно быстро и подчас становятся необратимыми, это и дефекты психического развития, трудный характер, и социальная дезадаптация, и девиантное поведение. В результате страдает не только семья и вступивший в жизнь человек, но и все общество в целом, то есть первоначально личностная проблема, внутрисемейная, трансформируется в проблему социальную.
Спасибо за внимание! Презентацию подготовила Иванова Н.Ф.
Авторитарный стиль семейного воспитания При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия. Дети вырастают неуверенными в себе, робкими, невротизированными , неспособными постоять за себя или, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире. При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает, поведение ребенка становится неуправляемым. По мере взросления ребенок становится все более нетерпимым по отношению к требованиям авторитарных родителей. В подростковом возрасте частые конфликты могут привести к плачевному исходу.
Либерально - попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека) При либерально-попустительском стиле общение с ребенком строится на принципе вседозволенности. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо!», указания и требования взрослых не выполняет. Для родителей с либерально-попустительским стилем общения характерна неспособность или нежелание руководить, направлять ребенка. Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения с людьми. В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать.
Гиперопекающий стиль семейного воспитания При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него проблемы. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье. Ребенок растет инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным. В последствии у него возникают трудности в социализации.
Отчужденный стиль семейного воспитания При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Такое безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе. У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям.
Хаотический стиль семейного воспитания Некоторые психологи выделяют хаотический стиль семейного воспитания, характеризующийся отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка. Возникает на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка. Ребенку необходима стабильность и наличие четких конкретных ориентиров в оценках и поведении. Родители, применяющие разные стили воспитания и общения лишают ребенка такой стабильности, формируют тревожную, неуверенную в себе, импульсивную, в некоторых случаях агрессивную, неуправляемую личность.
Демократический стиль семейного воспитания При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают им, учитывают их нужды и потребности. Выражают ребенку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками. Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за близких ему людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие экологической культуры школьников как способ формирования духовной ценности личности.
Проблема формирования экологической культуры учащихся сейчас стоит как никогда остро, так как связана с будущей жизнью человечества. К сожалению как отдельный предмет экология в нашей школе...
Формирование духовно-нравственных ценностей личности педагога в контексте современного образования как части общей мировой культуры.
Основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собстве...
Родительское собрание "Роль семьи в формировании толерантной личности"
Родительское собрание "Роль семьи в формировании толерантной личности" призвано помочь родителям понять важность такого качества, как толерантность в процессе социализации ребёнка; определить роль сем...
«Роль воскресной школы в формировании духовно-нравственных ценностей личности ученика»
Сейчас рождается интерес и понимается необходимость духовно-нравственного воспитания. Одним из наиболее эффективных способов решения данных проблем является привлечение детей в православное восп...
Роль семьи в формировании здоровой личности.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни....
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Главной задачей духовно-нравственного воспитания является перевод выработанных в общественной культуре духoвно-нравственных ценнoстей и вытекающих из них принципов поведения в систему внутренних требо...
Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы
Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...