"Работа с учебниками и новые стандарты образования"
учебно-методический материал (русский язык) по теме
Предварительный просмотр:
Доклад к педагогическому совету.
Тема:
Работа с учебниками и новые стандарты образования.
Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010г.)
ФГОС:
формулирует требования к структуре образовательной программы, к условиям и результатам ее освоения на ступени основного общего образования с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
ориентирует образовательный процесс на результаты освоения образовательной программы на основе системно-деятельностного подхода;
является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования;
ориентирован на становление личностных характеристик выпускника;
обеспечивает формирование российской гражданской идентичности и единство образовательного пространства РФ при сохранении культурного, языкового национального многообразия страны. (Слайд 2)
Слайд 3. Концептуальные положения курса русского языка в свете требований ФГОС (2010г.)
Требования ФГОС послужили основой разработки программы курса русского языка, реализованной новой линией учебников под ред. А.Д. Шмелева. Концептуальные положения данной программы обеспечивают:
• преемственность содержания обучения русскому языку на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
• сознательное освоение системы опорных знаний по русскому языку и формирование функциональной грамотности учащихся на основе их активной учебно-познавательной деятельности;
• развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий в рамках создания социальной среды развития обучающихся;
• вклад результатов освоения программы по русскому языку в формирование личности учащегося и его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.(Слайд 3)
Слайд 5. Программа к линии учебников: структура курса русского языка.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, которые включают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение нормами и правилами общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знания основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, осознание важности соблюдения основных норм русского литературного языка, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы курса. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции, включая культуру речи.
Первая содержательная линия представлена в программе разделами, направленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена в программе разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом. Содержание данных разделов в целом направлено на формирование гражданской идентичности.
В учебном процессе указанные содержательные линии естественным образом интегрированы: получение знаний, соответствующих каждому разделу, сопровождается овладением необходимыми умениями и навыками, совершенствованием видов речевой деятельности, развитием различных коммуникативных умений и углублением представлений о родном языке как национально-культурном феномене. Однако структура учебников УМК, обеспечивающего освоение курса русского языка по данной программе, в общих чертах отражает его содержательные линии. (Слайд 5.)
Слайд 6. Соотношение структуры учебников с основными содержательными линиями программы
Структура учебников русского языка под редакцией А.Д. Шмелева, обеспечивающего освоение курса русского языка по данной программе, отражает содержательные линии программы.
1. Первая содержательная линия - коммуникативной компетенции - направлена на формирование коммуникативных навыков речевого общения, осознание функции современного русского языка в России и в мире. В учебниках эта линия представлена разделами «Язык и речь», «Текст».
2. Вторая содержательная линия программы, обозначенная как языковедческая компетенция, обеспечивает формирование языковой и лингвистической компетенции на основе коммуникативно-деятельностного подхода. Разделы учебника «Система языка» и «Правописание» в основном направлены на обеспечение учебными материалами реализацию этой линии программы.
3. Формирование функциональной грамотности учащихся через достижение культуроведческой компетенции, осознание национально-культурной специфики русского языка достигается за счет реализации в курсе третьей содержательной линии – линии культуроведческой компетенции, что реализуется в разделе учебника «Язык и культура. Культура речи». (Слайд 6).
Отражение структуры курса русского языка в учебниках: модуль-глава
В учебниках данной линии предложен модульный принцип организации учебных материалов как способ целостного представления системы языка, правил и законов его существования и осуществления связи между разделами учебной дисциплины.
Модуль в этом случае понимается как логически завершенная часть учебного материала, в которой объединены учебное содержание, соответствующие ему учебные действия, обеспечивающие комплексное освоение всех видов речевой деятельности. Каждый такой блок учебного материала сопровождается контролем достигнутых результатов.
Учебники данной линии включают по 8 модулей-глав. Главы строятся по единому принципу: в них повторяются разделы, отражающие три основные содержательные линии программы.
Два раздела каждого модуля – «Язык и речь» и «Текст» – посвящены сознательному формированию коммуникативных навыков речевого общения. Они включают теоретические сведения, материалы для наблюдения, тренировочные и коммуникативные задания.
Разделы «Система языка» и «Правописание» формируют языковую и лингвистическую компетенцию на основе коммуникативно-деятельностного подхода.
В разделе «Язык и культура. Культура речи» ставится задача формирования функциональной грамотности учащихся через достижение культуроведческой компетенции. В учебниках линии сделан акцент на национально-культурной специфике русского языка, его функциях в современной России и в мире.
Завершается каждый модуль учебника блоком повторения, где в интегрированном и взаимосвязанном виде обобщаются материалы всех разделов, есть лингвистические задания игрового характера.
Система заданий
Обязательными компонентами каждого модуля являются:
1) задания на развитие всех видов речевой деятельности:
• восприятие речи: слушание (включая аудирование при опосредованном общении (на основе аудио текста) и чтение разных видов; воспроизведение речи (устный пересказ и письменное изложение);
• порождение речи (создание собственного высказывания в устной и письменной форме как в диалогической, так и монологической форме);
2) повторение изученного материала на разных этапах обучения;
3) задания, обеспечивающие формирование функциональной грамотности: наблюдение, анализ, характеристика языковых единиц в контексте системы языка и их функционирования в устной и письменной речи; языковой анализ текста (на основе индивидуальной, парной и групповой работы);
4) выбор материала по степени сложности с учетом индивидуальных особенностей учащихся (включая проектные задания), что обеспечивается наличием заданий повышенной трудности и включением в учебник заданий как основных, обязательных (в модуле может быть от 110 до 150 упражнений в зависимости от сложности учебного материала) ;
5) ориентирование в научном и справочном материале обеспечивается справочным материалом учебника. Инструкции и схемы разбора вынесены в приложение, к которому учащиеся могут обраться с разными целями. (Слайд 7.)
Формирование УУД. Блок познавательных универсальных действий
при формировании языковедческой компетенции
-Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
-Переработка и структурирование информации: смысловое чтение, работа с текстом.
-Осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной цели.
-Поиск и выделение необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов.
-Работа с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента формирования логического мышления.
- Включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. (Слайд 8.)
. Чтение в составе универсальных учебных действий
В обеспечении эффективности овладения разными учебными предметами ведущая роль принадлежит чтению как обще учебному и междисциплинарному умению. В учебнике предусматривается баланс между разными видами чтения и система заданий на осмысление содержания прочитанного текста, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях.
УУД включают в себя умения:
осуществлять библиографический поиск,
извлекать необходимую информацию из различных источников;
определять основную и второстепенную информацию,
осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;
• Результаты в области чтения:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;(Слайд 9.)
Аудирование: формирование коммуникативной компетенции
Особенностью учебников линии является значительное внимание к устной форме речи на всех этапах работы.
Одним из приоритетов курса является воспитание речевой культуры, необходимой для овладения языком как эффективным средством общения, поскольку это способствует адаптации учащихся в обществе.
Наличие аудио приложения позволяет демонстрировать учащимся образцовую речь, что очень важно в условиях быстрого изменения литературного языка под воздействием общей тенденции к снижению литературной нормы.
• Планируемые метапредметные результаты в области аудирования
• адекватное понимание информации устного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
• способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;(Слайд 10.)
Формирование регулятивных учебных действий для достижения личностных результатов
В учебнике аудио приложение является обязательным для использования и объединяет разные группы заданий. Часть из них носит иллюстративный характер, когда для изучения некоторых тем привлекается материал устной речи, который раньше не использовался для анализа на уроках. Часть материалов аудио приложения служит для развития умений аудирования разных видов – выборочного, ознакомительного, формирования стратегий эффективного слушания, что также не находится часто в зоне активного внимания при освоении русского языка.
Это направлено на формирование способности осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Наличие возможности работать дома с аудио текстами диктантов и изложений – это регулятивное действие целеполагания, то есть постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что известно учащимся, и того, что еще неизвестно. Ну и наконец – возможность волевой саморегуляции как способности мобилизоваться для преодоления препятствий.
Проектная деятельность:
Проекты служат для организации научно-исследовательской работы по русскому языку. В каждом классе учащимся предлагаются посильные, доступные, актуальные темы, которые предоставляют возможность для самостоятельного лингвистического исследования. Это темы, связанные с изучением языка современных СМИ; типичных нарушений языковой нормы в устной и письменной речи школьников; анализ современных заимствований и языка рекламы; лингвистический анализ языка художественных произведений новейшей литературы и научно-популярных текстов. Учащимся доступны комплексные и сопоставительные исследования по материалам различных словарей, а также простейшие социолингвистические и этимологические исследования по ономастике и новым способам номинации в русском языке.
В учебник включены задания, дифференцированные по уровням сложности, а также проектные задания, предусмотрена работа в парах и группах.
Планируемые результаты включают формирование:
• умения выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
коммуникативно целесообразное взаимодействовать с окружающими людьми и овладение национально-культурными нормами речевого поведения в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.
Приложения к учебникам
В комплект к учебнику входят следующие о компоненты:
1) аудио приложение на си-ди диске, включающее задания на развитие навыков разных видов аудирования, которое интегрировано с другими видами речевой деятельности;
2) приложение на печатной основе, объединяющее учебные словари, проектные задания и учебные инструкции для разных видов учебных действий, включая как предметные, так и универсальные.(Слайд 11-12.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности нового стандарта образования Видеолекция для педагогических работников Руководитель проекта по разработке ФГОС общего образования Александр Кондаков рассказывает о Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) обще
http://youtu.be/_AEGqR4PLxo...
Место компетентностного подхода при внедрении новых стандартов образования
Компетентностный подход в образовании – это попытка привести в соответствие, с одной стороны, потребность личности интегрировать себя в деятельность общества и, с другой, потребность общества использо...
Планирование уроков английского языка на базе требований новых стандартов образования
Планирование уроков английского языка на базе требований новых стандартов образования. Не примере темы «еда» 8 класс . В статье предложена идея планирования уроков имеющих коммуникативную ...
Планирование уроков английского языка на базе требований новых стандартов образования
Планирование уроков английского языка на базе требований новых стандартов образования. Не примере темы «еда» 8 класс . В статье предложена идея планирования уроков имеющих коммуникативную ...
Новые стандарты образования и социализация личности.
Социализация личности школьника – процесс чрезвычайно значимый и сложный, результат реального взаимодействия школы и среды.В условиях головокружительной скорости технических достижений, часто меняющей...
"Работа с учебниками и новые стандарты образования"
Презентация...
Доклад на тему: "Формы работы учителя для реализации новых стандартов образования"
Доклад в формате Word...