Программа волонтерского движения МБОУ гимназия станицы Темиргоевской учитель Бычкова Н.В.
материал по теме
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
Быть социально активным значит не только понимать и осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volonterskogo_dvizheniya.docx | 35.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа волонтерского движения
МБОУ гимназия станицы Темиргоевской
учитель Бычкова Н.В.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
Быть социально активным значит не только понимать и осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.
Как и всякая иная компетенция, социальная базируется и основывается на опыте и деятельности самих обучающихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности.
Одной из самых эффективных форм активизации подростков является волонтёрское движение.
Деятельность волонтерского отряда МБОУ гимназия станицы Темиргоевской
Наш девиз:
"Думай, когда отвечаешь "нет" и "да"
И помни, что выбор есть всегда!"
Мы ставим для себя такие цели:
- Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, формирования личностных и коммуникативных качеств.
- Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность в системе "ровесник-ровеснику".
- Организация условий, способствующих самореализации личности волонтеров через общественно-полезную деятельность.
Данные цели достигаются через реализацию следующих задач:
- Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров и возродить идею шефства как средства распространения волонтерского движения.
- Сформировать умение волонтеров принимать и оказывать психологическую и социальную поддержку окружающим.
- Предоставлять подросткам информацию по актуальным темам и создать условия, позволяющие ученикам своими силами вести волонтерскую деятельность.
- Сформировать у педагогов школы мотивацию к работе по профилактическим программам.
- Организовать механизм взаимодействия гимназии с окружающим социумом через создание социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей "группы риска".
- Организовать условия, способствующие оказанию позитивного влияния волонтеров на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
В нашей деятельности мы руководствуемся следующими федеральными, областными, муниципальными и школьными законодательными актами:
- Закон РФ "Об образовании";
- Государственная программа "Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года";
- Конституция РФ; Конвенция ООН о правах ребенка; Гражданский кодекс РФ;
- Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 28.06.1995 г. №98-ФЗ;
- Закон РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ;
- ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ;
- Приказ Министерства образования РФ "О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде" от 28.02.2000 г. № 619;
- Федеральный Закон "Об ограничении курения табака" от 10.07.2003 г. 87-ФЗ;
- Федеральный закон "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" от07.03.2005 г. № 11-ФЗ;
- Семейный кодекс РФ; Уголовный кодекс РФ;
- Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" от 24.07.98 № 124-ФЗ;
Устав школы; Декларация прав учащихся МБОУ гимназия станицы Темиргоевской
- Принципами построения работы с учащимися - членами волонтерского отряда являются:
- Системность;
- Парциальность (т.е. педагогическая профилактика, рассматриваемая как часть общего процесса воспитания личности и реализующаяся через формирование у ребенка навыков позитивной социальной адаптации);
- Когнитивная и проблемная адекватность;
- Опережающее обучение;
- Опора на механизмы и феномены массового сознания, массовой культуры;
- Принцип самоуправления;
- Учет возрастных особенностей учащихся.
Среди основных методов работы можно назвать:
- Прежде всего, сотрудничество, наставничество, доверие и понимание;
- Мотивацию к деятельности через поиск интересов подростков; стимулирование и создание ситуации успеха;
- Педагогическое предостережение, анализ поступков людей и конкретных конфликтных ситуаций, методы переубеждения и переключения на новую общественную деятельность;
- Опора на личностный потенциал и индивидуальность каждого ребенка, обращение к самолюбию, самоуважению, чувству прекрасного.
В реализации деятельности волонтерского движения участвует широкий круг квалифицированных специалистов, заинтересованных в развитии и совершенствовании этого начинания в гимназии. Их тоже можно назвать волонтерами, т.к. это люди, делающие данную работу по своей воле, а не по принуждению; это добровольцы, разговаривающие на языке юной аудитории, старающиеся вызвать доверие и интерес к себе и к актуальным проблемам современности.
Определение проблем, решение которых совместно с детьми, помогало бы педагогическому коллективу выполнить свои воспитательные задачи, обозначилось при анализе сложившейся в гимназии ситуации и условий для ее изменения в лучшую сторону.
Анализ состояния здоровья обучающихся оказывается тревожным уже на момент поступления детей в школу. Детей 1 группы здоровья всего около 30% от общего количества детей. Но еще более тревожной выглядит картина постоянного ухудшения показателей здоровья детей - растет количество травм школьного и бытового характера, в том числе при нарушениях правил дорожного движения, наблюдается правовая неграмотность учащихся. И то, что в гимназии нет детей, совершающих правонарушения, результат профилактической работы, часть которой успешно могли бы выполнять и сами дети.
Данная работа доказывает свою актуальность, т.к:
- Формирует здоровый жизненный стиль, активную гражданскую позицию и правовую грамотность успешной, конкурентоспособной личности человека, через привлечение к профилактической работе самих подростков, что особенно ценно в условиях ограниченности времени школьной действительности.
- Формирует устойчивые конструктивные установки, как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с кем они занимаются.
- В процессе работы происходит мощнейшее восполнение дефицита социальной востребованности и реализацию лидерского потенциала, зачастую мнимо реализуемых в асоциальной и даже антисоциальной сферах.
- Развиваются навыки и совершенствуются знания, которые пригодятся ребятам для взрослой жизни и будущей профессиональной деятельности.
- Таким образом, происходит подготовка детей к благополучной социальной адаптации в современном обществе.
Программа деятельности волонтерского отряда состоит из трех модулей - "Здоровье", "Право", "Безопасность", - позволяющих систематизировать, конкретизировать и направить деятельность волонтерского движения.
Так как в гимназии осуществляется углубленное изучение английского языка и литературы, появилась идея перевода названия этих модулей на английский язык: "Health", "The right to:", "Safety".
Целью модуля "Здоровье" является:
Формирование у гимназистов установок на здоровый образ жизни.
через:
- Популяризацию имиджа человека, заботящегося о своем здоровье.
- Снижение риска алкоголизации, наркотизации и табакокурения среди учащихся гимназии.
- В рамках данного направления мы проводим школьные Декады здоровья с выходом приглашенных специалистов, работников гимназии и ребят-волонтеров на классные часы, интерактивные и ролевые игры, занятия с элементами тренингов, КВНы; проводятся конкурсы рисунков и плакатов, спортивные мероприятия, экскурсии, всевозможные опросы и анкетирования, разработка памяток, и многое другое.
- В результате анализа современных проблем молодежи на одно из первых мест наши волонтеры поставили существование проблемы пивного алкоголизма. Именно эта тема была первой для разработки профилактического занятия со старшеклассниками.
В модуле "Безопасность" происходит:
Систематизация, расширение и углубление знаний учащихся по безопасности жизнедеятельности.
посредством:
- Ознакомления младших школьников с правилами безопасности жизнедеятельности (правилами дорожного движения, профилактики физического и психологического насилия).
- Развития навыков безопасного поведения.
- И организации условий, способствующих воспитанию дисциплинированных пешеходов, пассажиров, будущих водителей.
С младшими школьниками наши волонтеры проводят конкурс рисунков "Что ты знаешь о дороге?", участвуют в городских конкурсах "Красный, желтый, зеленый" и "Мой друг - велосипед", акции "Внимание, дети!". Кроме того, волонтерам очень понравилось проводить различные мероприятия с участниками детского летнего оздоровительного лагеря при гимназии.
В данном направлении мы тесно сотрудничаем с инспектором по пропаганде ОГИБДД.
Правовой модуль реализуется через:
Содействие формированию и развитию правовой культуры гимназистов организацией условий, способствующих развитию интереса учащихся к правовым основам.
Формированием умения гимназистов действовать в соответствии с нормами правовой культуры граждан.
Профилактикой проявлений экстремизма.
Взаимодействие с волонтерами построена так, что сначала мы проводим тренинги командообразования, информируем ребят по различным темам, учим проведению интерактивных мероприятий с различными возрастными категориями учащихся, чтобы затем уже сами волонтеры проводили эти занятия.
В рамках данного модуля мы с волонтерами разработали цикл занятий для младших школьников с элементами сказкотерапии, среди тем которого можно назвать следующие:
- "Кто такой свободный человек?"
- "Права и обязанности школьника"
- "Что такое "право на уважение"?
- "Нарушение прав людей может привести к конфликтам"
- "Как разрешать конфликты мирным путем?"
- "Конвенция о правах ребенка"
- "Как стать обязательным человеком"
Для своих сверстников волонтеры-старшеклассники проводили Интернет-уроки "Имею право знать!" по материалам официального сайта Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.
Каждый модуль состоит из информационного, тренингового и альтернативного блоков, в соответствии с которыми подбираются различные формы и методы деятельности волонтеров.
Одним из основных условий результативности деятельности волонтерского движения является, конечно же, взаимодействие специалистов различных областей в методической и организационной работе, при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
Программа волонтерского движения является взаимодополняющей с другими целевыми программами, реализующимися в МБОУ гимназия станицы Темиргоевской
Программой "Ура! Каникулы";
- "Образование и здоровье";
- Программой по психолого-социально-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья "Понимание и поддержка";
- Программой профилактики аддитивного поведения "Путь к успеху";
- Социально-психолого-педагогической программой "Профориентация".
Среди результатов деятельности нашего волонтерского объединения "Мой выбор!" можно назвать:
За два года функционирования волонтерского отряда наблюдается значительная динамика количества ее членов;
Работа в волонтерском отряде помогает ребятам поменяться внутренне и внешне. Взгляд из равнодушного превращается в горящий и заинтересованный. Сами подростки постепенно обретают самоуважение, становятся уверенными и привлекательными для окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по природоведению для 5 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»
Рабочая программа по «Природоведению» составлена на основе примерной программы по природоведению в 5 классе основного общего образования (Примерная программа рассчитана на 70 часов), авторской програм...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Гимназия №3"
Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 9 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Гимназия №3"
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом, с учётом примерной программы основного об...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 11 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»
Рабочая программа курса биологии для 11 класса составлена на основе• Государственного стандарта среднего (полного) общего образ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 6 класса учителя первой квалификационной категории Камаловой Татьяны Аркадьевны Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №3»
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования п...
Программа правильного питания Бычковой Н.В. учителя МБОУ гимназия станицы Темиргоевской
Многие из нас привыкли к обильной жирной пище, не признают умеренность в веде, а невесть откуда взявшиеся атеросклероз, артрит, лишний вес, а то и диабет, совершенно не считают последствием мног...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА ГБОУ ГИМНАЗИИ №446 Власовой Ларисы Николаевны, учителя высшей категории по физической культуре для 8 классов
Рабочая программа по физической культуре для 8 классов разработана на основе следующих документов:Закона Российской Федерации «Об образовании»;Федерального закона «О физической культуре и спорте...