методологическая разработка по теме развитие инициативности учащихся в условиях применения кейс-технологии
статья по теме
Инициативность учащихся рассматривается как обобщенное личностное качество, которое порождается потребностями, поддерживается волей, обеспечивается способностями, проявляется по отношению к познанию, характеризуется структурностью и продуктивностью мышления, аргументированностью общения, интенсивностью и самостоятельностью деятельности. Инициативность — это высшая ступень развития активности, которую можно трактовать как побуждение к новым формам деятельности, как новое начинание, сверхнормативную деятельность, стремление к преобразовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keis.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
п.г.т. Славный»
Методическая разработка
по проблеме:
«Развитие инициативности учащихся в условиях применения
кейс-технологии»
Подготовила
учитель математики:
Кузина Евгения Васильевна
Процесс развития инициативности учащихся в профессиональном образовании зависит от умения преподавателя правильно применять разнообразные формы организации их познавательной деятельности, в том числе совместную деятельность в форме групповой работы. Проблеме развития инициативности посвящены многочисленные философские и психологические исследования. Это связано с тем, что инициативность — одно из ключевых качеств личности, формирование которых является целью обучения. И более того, развитие инициативности учащегося в учебно-познавательной деятельности должно лежать в основе решения всех остальных проблем, ибо инициативность — необходимый признак субъекта (в данном случае обучения), отличающий его от объекта.
Инициативность учащихся рассматривается как обобщенное личностное качество, которое порождается потребностями, поддерживается волей, обеспечивается способностями, проявляется по отношению к познанию, характеризуется структурностью и продуктивностью мышления, аргументированностью общения, интенсивностью и самостоятельностью деятельности. Инициативность — это высшая ступень развития активности, которую можно трактовать как побуждение к новым формам деятельности, как новое начинание, сверхнормативную деятельность, стремление к преобразовательной деятельности.
Для развития инициативности учащихся важна такая организация процесса обучения, при которой учитель имеет возможность поддерживать их все возрастающий познавательный интерес, познавательные потребности, познавательную активность. Кейс-метод как раз побуждает учащихся активизироваться при анализе конкретной ситуации. Кейс-технология предусматривает применение в процессе обучения групповой работы, т. е. такой формы проведения занятий, при которой класс делится для выполнения задания на группы по 3-5 человек, работающих над учебным материалом совместно, во взаимной зависимости, по согласованному между собой плану или порядку, а также индивидуальную работу.
При решении общей проблемы на занятиях оказывается полезным сотрудничество, которое позволяет учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал и дополнительную информацию, а главное, - научиться работать совместно и самостоятельно.
Цель данной методической разработки: раскрыть роль кейс-технологии в формировании инициативности учащихся.
Мы попытались решить следующие задачи:
- раскрыть сущность кейс-метода
- раскрыть цели метода конкретных ситуаций
- показать преимущества кейс-метода
Метод анализа конкретной ситуации – педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использовании реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблемы.
Кейс-технология объединяет теорию и сложную реальность в учебные задачи, которые обсуждаются и решаются преимущественно в небольших группах, причем теория не иллюстрируется примерами, а осваивается в ходе изучения и анализа примеров.
В определенном смысле метод кейсов можно назвать тренингом принятия решения, ибо дидактика анализа ситуаций (случаев) имеет прямое отношение к теории принятия решений. Например, принимаемые нами решения зависят от множества факторов, среди которых целевые установки и ценностные ориентации. Причем, они существуют и проявляются как на рациональном, так и на эмоциональном уровнях. Поэтому использование метода конкретных ситуаций не только обеспечивает интеллектуальное развитие, но и активизирует сферу чувств и переживаний в процессе принятия решений.
Обсуждение, обоснование и выбор предложений по решению проблемы происходит в малой группе и на пленуме (общей дискуссии). Групповая работа дает возможность каждому участнику понять изнутри стратегии решения проблемы и расширить свой «репертуар» стратегий за счет знакомства с иными способами решения проблем, предложенными другими участниками. При анализе конкретной ситуации учащиеся используют имеющиеся знания и умения, а также выявляют недостающие и пополняют имеющиеся пробелы.
Цели, достигаемые при использовании кейс-технологий:
- развитие аналитического, творческого, критического, ориентированного на применение проблемоосознанного мышления;
- практика поиска и выработки альтернативных решений, осознание многозночности практических (возникающих в реальной профессиональной деятельности) проблем и жизненных ситуаций;
- способность и готовность к оценке и принятию решения;
- гарантия более качественного усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов знаний;
- развитие социальных компетенций при работе в группе.
Инициативность — это высшая ступень развития активности, которую можно трактовать как побуждение к новым формам деятельности, как новое начинание, сверхнормативную деятельность, стремление к преобразовательной деятельности.
Использование групповой работы при анализе кейса усиливает субъектно-значимое взаимодействие учащихся, способствует формированию их мышления, развитию речи и интеллекта, повышает их положительное эмоциональное отношение к совместной деятельности, что обеспечивает эффективное развитие инициативности старшеклассников. В процессе групповой деятельности учащихся работают психологические механизмы совместных действий, которые составляют основу для развития каждого структурного компонента инициативности: мотивационного, интеллектуального и эмоционально-волевого.
Развитие мотивационного компонента определяется межличностными отношениями, которые развиваются на основе сотрудничества и способствуют становлению ответственного отношения к учебной деятельности, связывающей участников учебного процесса.
Развитие интеллектуального компонента основывается на межличностной стимуляции во время совместной мыслительной деятельности. Умственная деятельность каждого индивида, принимающего участие в групповой работе, развивается:
• ускоряются ассоциативные процессы;
• обостряется перцептивная восприимчивость;
• расширяется круг интересов;
• обобщаются и систематизируются представления;
• мышление становится более четким, значительно улучшается способность выражать мысли;
• повышается критичность и логичность мышления, поскольку обстановка групповой деятельности создает условия для выдвижения гипотез и проверки их истинности;
• сотрудничество стимулирует аналитическую и синтетическую деятельность мышления.
Развитие эмоционально-волевого компонента инициативности определяется способом включения личности в общественную деятельность, что предопределяет механизм регуляции деятельности. Ученик управляет своей волей и в системе межличностных отношений, и в отношении учебной деятельности, проявляя волевую инициативность.
Многочисленными исследованиями психологов было доказано, что оптимальный состав группы — 3-5 человек. Очень маленькая группа (2-3 человека), часто неплохо решая дидактические задачи, имеет слабые возможности для социализации обучающихся. Слишком большая группа (более 8 человек) плохо поддается управлению и в процессе работы нередко распадается на подгруппы. Естественно, в зависимости от характера задания состав групп может меняться.
Группа из 3-5 учащихся оптимальна для реальных условий обучения, она может заниматься за двумя сдвинутыми или рядом стоящими столами.
Распределение функциональных ролей в группе может быть следующим:
• ведущий (организатор) организует обсуждение вопроса, проблемы, вовлекает в него всех членов группы;
• аналитик задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергая сомнению высказываемые идеи, формулировки;
• протоколист фиксирует все, что относится к решению проблемы; после окончания первичного обсуждения именно он обычно выступает перед классом, чтобы представить мнение, позицию своей группы;
• наблюдатель оценивает участие каждого члена группы в решении проблемы на основе заданных учителем критериев.
За ученическим столом нередко формируются те убеждения, зарождаются те увлечения, пробуждаются те интересы, которые потом определяют судьбу, характер и жизненный путь человека. Мысль учащегося иногда опережает замысел учителя, и важно всегда быть готовым понять и оценить устремления детей, направить течение их мыслей в нужное русло. Их постоянные «почему?», «откуда?», «зачем?» делают уроки содержательно интересными, позволяют добраться до самой сути, прийти к выводу о важности того или иного понятия, правила, закона.
Урок, как лакмусовая бумажка, показывает уровень подготовки класса, истинное положение дел в освоении той или иной темы. Он позволяет самореализоваться как ученику, так и учителю.
Используемая литература:
- Инновационные педагогические технологии. Под ред. Е.В.Иванова, Л.И.Косовой, Т.Ю.Аветовой –СПб.: ООО «Полиграф-С». 2004 год
- Современные педагогические технологии – В.Ю. Питюков. М.: «Гном и Д». 2008 год
- Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении. Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.И. Косовой. – СПб.: «Полиграф-С», 2002год
- http://drofaural.blogspot.ru/2011/04/blog-post_30.html
- http://galina-soleil.narod2.ru/
- http://rpp.nashaucheba.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Тема: «Развитие эмпатии учащихся младших классов ДШИ через предмет «Слушание музыки».
Методическая разработка посвящена проблеме музыкального развития ребенка. Одним из основных ценностных ориентиров свременного музыкального образования является проблема развития личности ребенка, в ча...
Методическая разработка по теме "Социально-психологические предпосылки и условия развития личности ребёнка дошкольного возраста"
Разработка необходима для работы с детьми музыкально-хорового центра "Лель"....
Организация проектной деятельности в процессе изучения географии с целью развития инициативности учащихся.
Педагогический опыт...
Индивидуальный план работы учителя русского языка и литературы Золотовой И.С. над методической темой: «Развитие речи учащихся как условие становления экологической культуры»
План содержит этапы работы над методической темой учителя русского языка и литературы....
Методическая разработка по теме: «Внеурочная деятельность учащихся по спортивно патриотическому воспитанию в условиях образовательного учреждения
Популяризация спортивно-прикладных видов...
Методическая разработка по теме: «Внеурочная деятельность учащихся по спортивно патриотическому воспитанию в условиях образовательного учреждения»
Вариант проведения внеурочной деятельности по внедрению комплекса ГТО в систему гражданско-патриотического воспитания...
Доклад по теме « Развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка и чтения как средство для создания условий адаптации в социуме и фактор повышения их общего культурного и интеллектуального уровня».
В данном докладе рассказывается об особенностях развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями. Методах и способах коррекции на уроках русского языка и литературного чтения....