Приобретение детьми положительного социального опыта в школе
статья (10 класс) по теме
Учительница рассказывает о разных моментах проявления ученика себя в качестве личности, прослеживает, как дети растут духовно. На конкретных примерах показано, как учащиеся приходят к осознанию себя как личности, пониманию цели своего назначения на земле.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
Новое время требует от педагога нового содержания, форм и методов нравственного воспитания личности. Если учитель не в силах изменить экономические и политические условия, то он может показать своим воспитанникам, что добро и справедливость, честь и благородство во все времена почитались всеми народами, а также пригласить к обсуждению этих проблем, к раздумьям и действиям по поводу формирования нравственности в сердцах своих учеников. Учитель способен убедить детей, что истинное призвание человека – радость творческого труда, сострадание к ближнему, справедливое решение возникающих проблем, жизнь по совести.
Сегодня время и общество ставит перед нами, педагогами и наставниками детей, сложные задачи духовно-нравственного воспитания учащихся, сплочённости коллектива, уважительного отношения к сверстникам, развития в детях самых лучших качеств, противостояния жестокости, равнодушию. Этому способствует самоуправление, которое утверждает такую мысль: ребёнок должен брать на себя ответственность, а я должна как учитель, классный руководитель дать ему возможность роста. Я говорю с детьми о проблемах класса, школы, намечаем дела, которые нам предстоит сделать, но не забываю и о контроле. Самоуправление – это договорённость о правилах жизни, - как сказал на семинаре Чистяков Ю.А.. И я с ним согласна. Дети хотят жить в классе в комфортных условиях. Но как их создать? Я разбиваю класс на группы. Первая группа вырабатывает правила, по которым нам предстоит жить. В 5-ом классе мы принимаем 10 заповедей, по которым собираемся жить:
- Делай добро
- Бойся обидеть людей
- Умей прощать людей
- Будь всегда в радости
- Не делай другим того, чего не желаешь себе
- Познай себя и окружающий мир
- Не ищи причины в других, все причины в тебе
- Не ленись и не ищи оправдания своим слабостям
- Лучше отдать своё, чем взять чужое.
К ним я обращаюсь всегда, когда надо проанализировать трудную ситуацию из жизни класса. Я провожу большую работу по формированию коллектива класса. Я планирую, как укрепить желание расширять свой кругозор и не поддаваться вредным привычкам, как усвоить общепринятые культурные нормы.
Неподдельный интерес вызывает у ребят работа над проектом «Планета моего класса». За 2 недели до классного часа ученики разбиваются на 3 группы, чтобы создать планеты, на которых будут материки, моря и океаны. Дети создали остров Любви, море Мечтаний, залив Дружбы. А потом каждая группа защищала своё создание.
В школьной жизни - это чувства и эмоции, влияющие на настроение каждого в отдельности и всего коллектива в целом. Я прошу вспомнить ребят, когда у них было плохое настроение, а когда — хорошее. Спрашиваю, умеют ли дети передавать собственные чувства и угадывать настроение человека, который живёт рядом? К работу подключается психолог. Он проводит упражнение “Покажи чувство”. Раздаточным материалом в данном случае служат карточки со словами, обозначающими определенное эмоциональное состояние человека. Получив такую карточку, ребенок с помощью жестов и мимики передает то настроение или ощущение, которое в ней указано, а класс дружно и весело угадывает его.
Затем ученикам предлагается принять участие в игре «Слова”. Дети встают в круг. Получив волшебные очки и надев их, играющий смотрит на соседа справа, а тот, повернувшись, произносит заклинание: “Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?” Отвечая на вопрос, одноклассники учатся видеть хорошие черты и качества друг друга. По окончании игры делается вывод: живя в коллективе, надо стараться чаще хвалить друг друга, говорить комплименты школьным товарищам. Ведь если у соседа по парте замечательное настроение, то и ты испытываешь приятные эмоции.
После того как группы защитили свои проекты, проводится игра «Паутинка”: с помощью рук составляется одна большая паутинка, связывающая учеников и классного руководителя. При этом участники игры могут выразить добрые чувства, которые испытывают к одноклассникам, поделиться сокровенными мыслями, дети должны понять, что в коллективе все связаны, поэтому необходимы взаимопонимание и забота друг о друге. Коллектив — это единое целое. В заключительном слове классный руководитель подчеркивает, что в жизни есть люди, которым следует сказать, что они нравятся: “Люди, которые вам помогают, сочувствуют, радуются, переживают за вас. Это спутники вашей жизни. Посовещайтесь и напишите их имена на макетах спутников. Поместите их вокруг планеты вашего класса. Чьи имена поместили? Почему? Какое свойство души вас привлекает в них?” Ребята говорят о доброте, любви, милосердии, сочувствии. И действительно, коллектив считается состоявшимся, если в нем живет любовь учителя к ученику, если дети счастливы вместе, если они готовы прийти на помощь.
Работа в таких группах даёт приобретение опыта. Нет вербального характера отношений: надо, ты должен. А чаще я задаю такой вопрос: почему так получилось? Что надо сделать, чтобы плохого не повторилось? Так рождается в душе ребёнка навык самоанализа: что со мной происходит? Почему мне плохо? Происходит умение мыслить и осознавать своё «я».
На общем собрании класса мы избираем актив класса. Исполнительным является Совет класса. Он состоит из 3 человек. А далее создаются комиссии, исходя из увлечений, желания детей.
У совета класса такие задачи:
- Поддерживать и развивать инициативу обучающихся не только в классе, но и в школе в процессе управления классом, школой;
- Представлять интересы обучающихся в процессе управления классом;
- Защищать права обучающихся.
Я учу детей пониманию, осознанности того, зачем они пришли в школу. Мои воспитанники как полны желания получать знания, так и активны в жизни школы, класса, районного молодёжного объединения. Конечно, большая заслуга в этом родителей, но и я уделяю немало внимания вопросу приобретения позитивного социального опыта в работе со своими подопечными. Совместно с комитетом по образованию проводим классные часы «Как стать успешным?», «Как построить дом» (о построении человеческих отношений). Целью таких мероприятий стали следующие моменты: всестороннее развитие личности; социализация и культурное осознание личности; воспитание гражданской позиции; а задачи были такие:
- сплочение коллектива;
- развитие культурологической компетентности ребёнка;
- формирование образа успешного человека-гражданина.
Основной вывод, к которому должны прийти дети: успешный человек – это счастливый человек. Счастья добивается человек, который правильно выбрал в жизни цель и достиг её. Добившись цели, он находится в гармонии с миром и самим собой. В достижении цели помогают знания, которые человек получает в школе, занимается самообразованием и самовоспитанием.
Умение ладить с людьми, создать благоприятный климат, увлечь идеей общего дела – этому необходимо учить с самого детства, что и делаю я. Много сил приложено, чтобы создать единый дружный коллектив учащихся. По итогам учебного года мои классы неоднократно были признаны лучшими и получали денежное вознаграждение. Первухин Александр стал лауреатом премии Томской областной Думы, не один раз был победителем конкурса чтецов, ведущим школьных вечеров. Пырсиков Александр стал дипломантом Премии губернатора Томской области (2008г.), Победителем на соискание премии Государственной думы Томской области (2009года); был также ведущим школьных вечеров, занимал 2-ое место в районном конкурсе «Ученик года – 2008». Первухин А., Пырсиков А., Костык И. – активные участники Театра «Вдохновение», руководителем которого является Леонова Т.А.. Пырсиков А. в 7-ом классе самостоятельно стал изучать английский язык, а до этого учил немецкий. Его друг Первухин помогал ему освоить этот язык, а осенью сдал экзамен и перешёл в группу английского языка. Ребята в моих классах всегда переживают друг за друга, умеют поддержать, спросить с нерадивого товарища, дать оценку происходящего дела, события. В этом заключалась работа классных экспертов. Ни для кого не секрет, что критиковать легче, чем сказать хорошие слова. Я не только учу видеть хорошее в однокласснике, но и учу говорить хорошие слова даже тогда, когда детей не связывает большая дружба.
Мои ученики – активные участники мероприятий как школьного, так и районного уровней Они умеют слаженно работать с ровесниками, писать эффектные речи, владеют навыками презентации. Литвинова Е. и Костык И. были активными корреспондентами районного молодёжного журнала «Альтернатива». Костык И. в районном центре «Альтернатива», будучи его корреспондентом, писала статьи о важности жизненного выбора молодыми людьми, о вреде курения, о разрушительном действии наркотиков. А в сегодня они учатся на факультете журналистики ТГУ.
Я взаимодействую с комитетом по культуре. Мы учим правила этики, этикета. Мы провели вечера о романсе, вечер для педагогов и ветеранов школы при участии заслуженного работника культуры Груздева А.Л. и неоднократного победителя областных конкурсов русского романса Калашниковой Л.В. Мой класс был лучшим в Фестивале солдатской песни 7 мая 2009года.
Как можно провести свободное время? Каким должно быть времяпрепровождение? Об этом тоже говорим с членами комитета по культуре. И проводим классный час «Культура чаепития», который запомнится ребятам на всю жизнь. Они узнали, откуда и когда пришёл к нам чай, как пьют чай в России, Англии, Японии. Дети накрывали чайные столы в соответствии с традициями каждой страны, почувствовали себя в роли англичанина, японца и пришли к выводу: самая широкая душа у русского человека. А свободное время можно провести интересно и без горячительных напитков. Разработку этого классного часа я представляла на Всероссийском конкурсе «Современный классный руководитель», проводимый журналом «Справочник классного руководителя». Позже этот материал был напечатан в названном журнале (Культура чаепития. «Справочник классного руководителя», № 10 – 2010 год). За участие в конкурсе «Современный классный руководитель» я получила Диплом в числе 100 дипломантов.
Так выглядел русский стол для чаепития в праздники
В работе с коллективом класса использую метод «незаконченного предложения». Он помогает мне выявить ценностные ориентиры воспитанников, понять, чем они живут. Меня радует, что из 16 из 18 анкетируемых отвечают: «Хорошая жизнь – это …
- семья;
- успехи в учёбе;
- когда все здоровы.
17 из 18 говорят, что нельзя прожить жизнь без любви; чтобы иметь друзей, надо самому быть надёжным человеком. Но одновременно настораживает тот факт, что в ответах не видно заботы о своём здоровье. Поэтому планирую классные часы «Почему нужно выполнять режим дня», «Враг души и тела», «Наркомания». И как отрадно было отметить тот факт, что ученик 10 класса сказал после очередного классного часа: « А зачем об этом НАМ говорить? Я давно знаю, что табак, наркотики – это должно стать запретом. Это плохо». Мои ученики любят спортивные праздники, походы в лес.
Мои ученики – самые активные участники воскресников и субботников. У нас хорошо умеет организовать работу комитет по труду. Однажды, убирая территорию школы, мы как бы мимоходом проговорили: а клумбы около школы не очень-то хорошие. А через неделю мы уже разрабатывали проект «Клумба». Мы выдвинули гипотезу: если каждый из нас вложит часть своего труда для обустройства территории, на которой живём, учимся, от этого школа станет лучше, цветы, посаженные нами, будут радовать глаз учеников, прохожих, учителей. Мы рассчитали, сколько надо семян, посоветовавшись с учителем биологии, сколько надо ящиков для выращивания рассады и с учителем трудового обучения изготовили эти ящики. Рассада выращена. При содействии администрации сельского поселения была привезена земля для клумб. Сколько было тревоги: а не вырвут ли наши лилии, а не затопчут ли клумбы? Поливали, пололи. И сколько было радости, когда результат превзошёл все ожидания! Цветы радовали глаз, лилии остались на клумбах. Теперь цветник радует глаз. А сколько забот выпало на долю парней, когда сажали кедры, маленькие, хрупкие росточки! Так мы реализовывали проект «Кедр» под руководством Прудникова И.И., председателя областного экологического комитета. Мы были партнёрами большого дела.
По инициативе трудового комитета и комитета по информации мы обустроили рекреацию 2-го этажа в школе: озеленили и ухаживаем за цветами в течение 5-ти лет. А в начале нашей деятельности были скептические разговоры: бесполезно – вырвут, уничтожат. Мы убедили директора школы Зуеву Т.А. дать возможность заработать деньги во время ремонта школы на красивые горшки для цветов, купить подставки для них. Татьяна Анатольевна приветствовала нашу идею. Рекреация преобразилась: стала зелёной, радостной: каждый распустившийся цветок радовал глаз. Мы понимали, что всё это надо сберечь. Следили за порядком юноши, а я с девочками протирали пыль на цветах, мыли листья, подкармливали. Девушки руководили юношами, как правильно полить цветы. Что дал нам этот проект? Во-первых, мы учим других бережному отношению к школе; во-вторых, с пользой проводим время; в-третьих, мы растём хозяевами той территории, на которой живём. А самое главное – этот проект принёс нам радость, ощущение своей значимости в школе. И не смущал тот факт, что приходилось работать с тряпкой, землёй, ведром. Все вместе радовались тем изменениям, что произошли в школе. Сегодня это бережём, а мальчиков и юношей не смущает моё напоминание вовремя полить цветы в рекреации.
Мы ежегодно принимаем участие в акции «Подари улыбку». Приносим игрушки, книги, предметы личной гигиены для детей и всё это дарим детскому центру «Радуга» и в детское отделение районной больницы. Не остаются в стороне и родители: они выделяют деньги из семейного бюджета для приобретения памперсов, средств личной гигиены.
Комитет здоровья не забывает о профилактике: правонарушений, наркомании, табакокурения. Мы всегда принимаем участие в районной акции «Мой выбор». Проводили беседы, презентации, рисовали плакаты.
Я хочу, чтобы дети чувствовали себя комфортно в школе, и делаю много для этого. Ольга Эриховна (психолог) провела такие исследования по теме «Факторы стиля педагогического руководства».
- Умение устанавливать отношения сотрудничества, взаимопонимания: от 32 до 40 баллов.
- Способность к сопереживанию: от 32 до 40 баллов.
- Характер методов воздействия: от 11 до 17 баллов.
№ п/п | Ф.И. | 1 фактор | 2 фактор | 3 фактор |
1. | Белевич А. | 39 | 39 | 17 |
2. | Вагина В. | 37 | 37 | 11 |
3. | Волков С. | 38 | 38 | 16 |
4. | Григ М. | 35 | 35 | 14 |
5. | Костык И. | 37 | 37 | 13 |
6. | Литвинова Е. | 32 | 32 | 13 |
7. | Мархель Е. | 39 | 39 | 11 |
8. | Первухин А. | 34 | 34 | 15 |
9. | Попов А. | 39 | 39 | 15 |
10. | Пырсиков А. | 40 | 40 | 18 |
11. | Свекла К. | 39 | 39 | 16 |
12. | Семчук А. | 38 | 38 | 18 |
13. | Храпов В. | 38 | 38 | 17 |
14. | Чалов В. | 37 | 37 | 14 |
По 1 и 2 факторам наблюдается высокое развитие умений устанавливать отношения сотрудничества и способности сопереживания за своих воспитанников.
Показатели 3 фактора указывают на более гуманный характер педагогических методов воздействия на обучающихся, учитель верит в своих учеников, отзывчив на разного рода трудности в жизни ребёнка. Учитель бывает демократичным и в некоторых случаях авторитарным классным руководителем. Это нормально.
Таблицу составила на основе анкетирования психолог Горбикова О.Э.
Я всегда задумываюсь, взяв новый класс, какие возможности имеются у ребёнка для того, чтобы показать себя творческой личностью? Классный час «Игра-путешествие «Свои и чужие»» помогает ребёнку стать добрее, учит прислушиваться к своему сердцу, учит жить в коллективе, не потеряв своей индивидуальности. Я понимаю, как важно не провоцировать в ребёнке агрессию в наше непростое время.
Чтобы этого не случалось, я проводила не только классные часы, но мы работали и над проектами. В проекте «Моя родословная»» дети вплотную соприкасаются с историей своего рода: создают родословное дерево, ищут родовые корни, рисуют семейный герб. Я понимаю, как важно научить ребенка с уважением относиться к семейным традициям и по возможности следовать им. Мы совершали путешествие, приняв на себя несколько ролей. После этого понимаем, как нелегко бывает принять решение, взять ответственность на себя. Мы прожили на трёхчасовом классном часе разные истории, вникая в слово «толерантность». Мы говорили и поняли, как трудно жить в обществе тем, у кого ограниченные возможности. А эти трудности бывают порою от непонимания окружающих. Это занятие, проводимое в содружестве со своей бывшей воспитанницей, а ныне педагогом Летяга Д.С., всколыхнуло множество чувств у детей, эту тему они продолжили обсуждать и дома с родителями. Мне захотелось написать о таких мероприятиях в журнал, поделиться опытом своей работы.
Моя бывшая ученица, а теперь коллега.
Проводит классный час о толерантности.
Всю воспитательную работу на уроке и вне его я подчиняю формированию образа жизни, достойного человека. Профилактика различных видов экстремизма и противодействие им для многонациональной России имеют особую актуальность. Очень важным является формирование и внедрение норм толерантного поведения в классе. Проведено несколько классных часов, посвящённых формированию толерантности. Я стараюсь донести до своих воспитанников понятие толерантности. В соответствии с моделью технологии критического мышления я добиваюсь не запоминания этих понятий, а вдумчивого и творческого познания мира, познания себя в этом мире
Как относится ребёнок, молодой человек к окружающему миру, как он чувствует себя на природе? Этому тоже надо учить. Я учу детей видеть и ценить красоту окружающего мира. Мы идём с классом встречать рассвет, едем в Томский театр драмы, на экскурсии в Ботанический сад, по городу. Сколько положительных эмоций мы испытали и пережили, когда встречали рассвет в мае. Сбор назначили на 2 часа ночи. Пришли на обрыв нашей великой реки Оби. Жгли костёр, жарили сосиски, рассказывали истории и ждали появления первого луча, я читала стихи. Как же интересно было видеть восход солнца! Потом, когда у меня появился новый класс, Ваня сказал мне: «Я целый год ждал, когда же мы пойдём встречать рассвет!» Встреча солнца – это моя традиция в работе с классом. Учимся видеть красоту, и одновременно я понимаю лучше душу ребёнка. Ведь именно в такие моменты происходит единение учителя и ученика.
Я учу анализировать своё поведение, свои поступки, веду с ребятами разговор в ненавязчивой форме о том, как можно проводить время. К тому же у большинства моих воспитанников познавательный интерес совпадает с социальным. Это хорошо. Многие понимают ценность знаний, хотят достичь определённого положения в обществе. Я в своей учительской работе хочу и достигаю того, чтобы мой ученик ощущал своё «Я»: я – человек, я – личность. Мы стали свидетелем рождения нового дня. Солнце на ладони
Особое место в работе с классом – это обустройство своего кабинета. Мы с детьми и родителями клеим обои, ремонтируем парты (когда дети становятся старше), озеленяем класс и ухаживаем за цветами. Наш класс один из самых зелёных. Родители, видя любовное отношение к кабинету, подарили жалюзи. Дети бережно относятся к школьному имуществу. Всё делается с чувством доброты и понимания, что нужно беречь то, что тебя окружает.
Какие возможности имеются у сегодняшнего ученика, чтобы показать себя творческой личностью? Личностью, у которой есть нравственные основы? В большой мере этому должен способствовать учитель, прежде всего классный руководитель. Ученик, участвуя в разработке и реализации классного часа, проекта различного рода, проявляет свой творческий потенциал: фантазию, интерес, инициативу, поскольку эта деятельность основана на развитии не только познавательных, но и творческих навыков учащихся, их умении самостоятельно применять свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Работая в содружестве, дети учатся помогать друг другу, поддерживать в минуты сомнений, делая замечания или не соглашаясь, постигают такую истину: замечания должны быть в тактичной форме. Всё это рождает в душах наших воспитанников такое понятие, как нравственность.
Мои ученики – чуткие и внимательные люди. Это достигается в процессе кропотливой работы по самовоспитанию, в ходе самоуправления..
Мы вместе поддерживаем благоприятный климат в коллективе, чтобы каждому было комфортно. Это мне удаётся. Любимым мероприятием является чаепитие в конце четверти, на 8 Марта, Новый год, 23 февраля. За чашкой чая в непринуждённой обстановке мы говорим о насущных делах. По ходу такого разговора дети лучше узнают друг друга, учатся понимать того, кто рядом, учатся слышать себя и других. А ведь это составляющие благоприятной обстановки в классе, где я классный руководитель.
Много говорю о памяти. Интересно проходят уроки мужества в нашем школьном музее. Знакомимся с подвигами наших земляков, горим о тех ребятах, что погибли в Афганистане и Чечне. Есть и наши выпускники среди погибших. В музее мы провели уроки мужества о шестой симфонии Шостаковича, об обороне Сталинграда, когда у защитников вода горела под ногами. Всё это откладывает особый отпечаток на детские и юношеские души, оставляет след в их сердцах, заставляет обращаться к прошлому своего рода, вспоминать имена и истории из жизни воевавших солдат.
Сегодня мы тоже можем ощутить себя в особо сложных условиях: когда надо проявить смекалку, находчивость, уметь анализировать свои действия. Это дни здоровья, когда мы идём на природу на целый день всей школой. Это игра «Красная стрела». Мои ученики умеют найти выход из трудной ситуации: будь это сбор палатки, переход по канату «над пропастью», оказание помощи «раненому» в «Зарнице», разжигание костра, ориентирование на местности. Особенно активны бывают в таких мероприятиях юноши.
Ставим палатку
В своей работе классного руководителя я не забываю о книге. Мы с удовольствием прочли и много говорили о повести Т.Крюковой «Ведьма». Подросток хочет утвердиться в этой жизни. Но как, каким образом найти свое место в жизни? Ведь не секрет ни для кого, что дети сегодня жестки, порой они определяют для себя значимость человека по его наряду, по тому, кто его родители, что есть у него (машина, компьютер). Когда-то мы с упоением читали повесть «Чучело». Она взяла нас за сердце, заставила задуматься о себе, о тех, кто живет рядом с нами. Считаю, что таким же произведением стала повесть Тамары Крюковой «Ведьма». О многом заставила Т.Крюкова нас задуматься, вспомнить. Вспомнить, всегда ли мы бываем правы к своим сверстникам, что такое любовь к ближнему, к тому, кто с тобой не один год, всегда ли ты бываешь справедлив. Что же главное в человеческих отношениях? Как их построить? И мне вспоминаются слова: «Всё начинается с любви». С любви к самому себе. С любви к ближнему. С любви к живущему рядом. Всё начинается с человека. Нельзя автоматически стать добрым или злым. Такими делают нас наши действия и поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям. Основа определения добра и зла находится в нас самих. И мы должны помнить: «лишь чистой совестью хранима живое чудо – доброта». (Л.Татьяничева). Безусловно, повесть ошеломила нас. И мне вспоминаются слова Дунаева М.М.: «В том-то и состоит смысл пророческого служения нашей литературы: обогащать нас опытом и знаниями, накопленными предшествующими поколениями; побуждать наше сознание к решению вечных проблем; сопоставлять нашу жизнь с жизнью многих; остерегать от неправедных путей…». А повесть Т.Крюковой дает нам опыт и знания о том, что может быть, когда человек проявил черствость своей души, когда он не умеет быть добрым.
По-человечески тёплые отношения у меня с родителями своих воспитанников. Это мои партнёры в работе. Уважительное отношение друг к другу – основа отношений. Моё «Золотое правило» классного руководителя – не говорить громко о неудачах или срывах в поведении ребёнка. Много времени и такта я уделяю родителю в личных беседах, на собраниях, всегда стараюсь помочь, найти достойное решение в затруднительной ситуации. У ребёнка должна быть высокая цель. Пусть на определённых этапах жизни цель, планы меняются, но целеустремлённость не покидает маленького человека, который будет взрослеть.
Я воспитываю у детей уважительное отношение к родителям. Мы вместе ремонтировали кабинет, проводили поездки в город, дебаты. Интересно прошли дебаты на тему «Будущее ребёнка зависит от родителей». Я не сомневалась, что победят родители. Но на деле оказалось иначе: наши дети были более убедительны, доказательны в своих аргументах: будущее зависит от самого ребёнка. И это не случайно. В этом классе треть класса училась на «отлично» (они закончили школу с медалью), детей отличала целеустремлённость, коммуникабельность. Им до всего было дело: самоуправление, дежурство, театр, концерт, вечер, библиотека.
Мои ученики стали участниками дебатов против команды молодых педагогов «Школьную форму необходимо отменить».
Мои ученики хорошо учатся в вузах, успешны в жизни, они понимают, что сегодня обществу нужны не только образованные молодые люди, но и высоконравственные личности. Они к этому стремятся. А я стараюсь создать условия, чтобы мои воспитанники выросли творческими людьми, умеющими применить свои силы и способности для жизни в обществе.
* Статья написана на основе собственного опыта работы с классом.
Комитет по образованию
Комитет по культуре
Комитет по информации
Комитет по труду и здоровью
Предварительный просмотр:
Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
Новое время требует от педагога нового содержания, форм и методов нравственного воспитания личности. Если учитель не в силах изменить экономические и политические условия, то он может показать своим воспитанникам, что добро и справедливость, честь и благородство во все времена почитались всеми народами, а также пригласить к обсуждению этих проблем, к раздумьям и действиям по поводу формирования нравственности в сердцах своих учеников. Учитель способен убедить детей, что истинное призвание человека – радость творческого труда, сострадание к ближнему, справедливое решение возникающих проблем, жизнь по совести.
Сегодня время и общество ставит перед нами, педагогами и наставниками детей, сложные задачи духовно-нравственного воспитания учащихся, сплочённости коллектива, уважительного отношения к сверстникам, развития в детях самых лучших качеств, противостояния жестокости, равнодушию. Этому способствует самоуправление, которое утверждает такую мысль: ребёнок должен брать на себя ответственность, а я должна как учитель, классный руководитель дать ему возможность роста. Я говорю с детьми о проблемах класса, школы, намечаем дела, которые нам предстоит сделать, но не забываю и о контроле. Самоуправление – это договорённость о правилах жизни, - как сказал на семинаре Чистяков Ю.А.. И я с ним согласна. Дети хотят жить в классе в комфортных условиях. Но как их создать? Я разбиваю класс на группы. Первая группа вырабатывает правила, по которым нам предстоит жить. В 5-ом классе мы принимаем 10 заповедей, по которым собираемся жить:
- Делай добро
- Бойся обидеть людей
- Умей прощать людей
- Будь всегда в радости
- Не делай другим того, чего не желаешь себе
- Познай себя и окружающий мир
- Не ищи причины в других, все причины в тебе
- Не ленись и не ищи оправдания своим слабостям
- Лучше отдать своё, чем взять чужое.
К ним я обращаюсь всегда, когда надо проанализировать трудную ситуацию из жизни класса. Я провожу большую работу по формированию коллектива класса. Я планирую, как укрепить желание расширять свой кругозор и не поддаваться вредным привычкам, как усвоить общепринятые культурные нормы.
Неподдельный интерес вызывает у ребят работа над проектом «Планета моего класса». За 2 недели до классного часа ученики разбиваются на 3 группы, чтобы создать планеты, на которых будут материки, моря и океаны. Дети создали остров Любви, море Мечтаний, залив Дружбы. А потом каждая группа защищала своё создание.
В школьной жизни - это чувства и эмоции, влияющие на настроение каждого в отдельности и всего коллектива в целом. Я прошу вспомнить ребят, когда у них было плохое настроение, а когда — хорошее. Спрашиваю, умеют ли дети передавать собственные чувства и угадывать настроение человека, который живёт рядом? К работу подключается психолог. Он проводит упражнение “Покажи чувство”. Раздаточным материалом в данном случае служат карточки со словами, обозначающими определенное эмоциональное состояние человека. Получив такую карточку, ребенок с помощью жестов и мимики передает то настроение или ощущение, которое в ней указано, а класс дружно и весело угадывает его.
Затем ученикам предлагается принять участие в игре «Слова”. Дети встают в круг. Получив волшебные очки и надев их, играющий смотрит на соседа справа, а тот, повернувшись, произносит заклинание: “Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?” Отвечая на вопрос, одноклассники учатся видеть хорошие черты и качества друг друга. По окончании игры делается вывод: живя в коллективе, надо стараться чаще хвалить друг друга, говорить комплименты школьным товарищам. Ведь если у соседа по парте замечательное настроение, то и ты испытываешь приятные эмоции.
После того как группы защитили свои проекты, проводится игра «Паутинка”: с помощью рук составляется одна большая паутинка, связывающая учеников и классного руководителя. При этом участники игры могут выразить добрые чувства, которые испытывают к одноклассникам, поделиться сокровенными мыслями, дети должны понять, что в коллективе все связаны, поэтому необходимы взаимопонимание и забота друг о друге. Коллектив — это единое целое. В заключительном слове классный руководитель подчеркивает, что в жизни есть люди, которым следует сказать, что они нравятся: “Люди, которые вам помогают, сочувствуют, радуются, переживают за вас. Это спутники вашей жизни. Посовещайтесь и напишите их имена на макетах спутников. Поместите их вокруг планеты вашего класса. Чьи имена поместили? Почему? Какое свойство души вас привлекает в них?” Ребята говорят о доброте, любви, милосердии, сочувствии. И действительно, коллектив считается состоявшимся, если в нем живет любовь учителя к ученику, если дети счастливы вместе, если они готовы прийти на помощь.
Работа в таких группах даёт приобретение опыта. Нет вербального характера отношений: надо, ты должен. А чаще я задаю такой вопрос: почему так получилось? Что надо сделать, чтобы плохого не повторилось? Так рождается в душе ребёнка навык самоанализа: что со мной происходит? Почему мне плохо? Происходит умение мыслить и осознавать своё «я».
На общем собрании класса мы избираем актив класса. Исполнительным является Совет класса. Он состоит из 3 человек. А далее создаются комиссии, исходя из увлечений, желания детей.
У совета класса такие задачи:
- Поддерживать и развивать инициативу обучающихся не только в классе, но и в школе в процессе управления классом, школой;
- Представлять интересы обучающихся в процессе управления классом;
- Защищать права обучающихся.
Я учу детей пониманию, осознанности того, зачем они пришли в школу. Мои воспитанники как полны желания получать знания, так и активны в жизни школы, класса, районного молодёжного объединения. Конечно, большая заслуга в этом родителей, но и я уделяю немало внимания вопросу приобретения позитивного социального опыта в работе со своими подопечными. Совместно с комитетом по образованию проводим классные часы «Как стать успешным?», «Как построить дом» (о построении человеческих отношений). Целью таких мероприятий стали следующие моменты: всестороннее развитие личности; социализация и культурное осознание личности; воспитание гражданской позиции; а задачи были такие:
- сплочение коллектива;
- развитие культурологической компетентности ребёнка;
- формирование образа успешного человека-гражданина.
Основной вывод, к которому должны прийти дети: успешный человек – это счастливый человек. Счастья добивается человек, который правильно выбрал в жизни цель и достиг её. Добившись цели, он находится в гармонии с миром и самим собой. В достижении цели помогают знания, которые человек получает в школе, занимается самообразованием и самовоспитанием.
Умение ладить с людьми, создать благоприятный климат, увлечь идеей общего дела – этому необходимо учить с самого детства, что и делаю я. Много сил приложено, чтобы создать единый дружный коллектив учащихся. По итогам учебного года мои классы неоднократно были признаны лучшими и получали денежное вознаграждение. Первухин Александр стал лауреатом премии Томской областной Думы, не один раз был победителем конкурса чтецов, ведущим школьных вечеров. Пырсиков Александр стал дипломантом Премии губернатора Томской области (2008г.), Победителем на соискание премии Государственной думы Томской области (2009года); был также ведущим школьных вечеров, занимал 2-ое место в районном конкурсе «Ученик года – 2008». Первухин А., Пырсиков А., Костык И. – активные участники Театра «Вдохновение», руководителем которого является Леонова Т.А.. Пырсиков А. в 7-ом классе самостоятельно стал изучать английский язык, а до этого учил немецкий. Его друг Первухин помогал ему освоить этот язык, а осенью сдал экзамен и перешёл в группу английского языка. Ребята в моих классах всегда переживают друг за друга, умеют поддержать, спросить с нерадивого товарища, дать оценку происходящего дела, события. В этом заключалась работа классных экспертов. Ни для кого не секрет, что критиковать легче, чем сказать хорошие слова. Я не только учу видеть хорошее в однокласснике, но и учу говорить хорошие слова даже тогда, когда детей не связывает большая дружба.
Мои ученики – активные участники мероприятий как школьного, так и районного уровней Они умеют слаженно работать с ровесниками, писать эффектные речи, владеют навыками презентации. Литвинова Е. и Костык И. были активными корреспондентами районного молодёжного журнала «Альтернатива». Костык И. в районном центре «Альтернатива», будучи его корреспондентом, писала статьи о важности жизненного выбора молодыми людьми, о вреде курения, о разрушительном действии наркотиков. А в сегодня они учатся на факультете журналистики ТГУ.
Я взаимодействую с комитетом по культуре. Мы учим правила этики, этикета. Мы провели вечера о романсе, вечер для педагогов и ветеранов школы при участии заслуженного работника культуры Груздева А.Л. и неоднократного победителя областных конкурсов русского романса Калашниковой Л.В. Мой класс был лучшим в Фестивале солдатской песни 7 мая 2009года.
Как можно провести свободное время? Каким должно быть времяпрепровождение? Об этом тоже говорим с членами комитета по культуре. И проводим классный час «Культура чаепития», который запомнится ребятам на всю жизнь. Они узнали, откуда и когда пришёл к нам чай, как пьют чай в России, Англии, Японии. Дети накрывали чайные столы в соответствии с традициями каждой страны, почувствовали себя в роли англичанина, японца и пришли к выводу: самая широкая душа у русского человека. А свободное время можно провести интересно и без горячительных напитков. Разработку этого классного часа я представляла на Всероссийском конкурсе «Современный классный руководитель», проводимый журналом «Справочник классного руководителя». Позже этот материал был напечатан в названном журнале (Культура чаепития. «Справочник классного руководителя», № 10 – 2010 год). За участие в конкурсе «Современный классный руководитель» я получила Диплом в числе 100 дипломантов.
Так выглядел русский стол для чаепития в праздники
В работе с коллективом класса использую метод «незаконченного предложения». Он помогает мне выявить ценностные ориентиры воспитанников, понять, чем они живут. Меня радует, что из 16 из 18 анкетируемых отвечают: «Хорошая жизнь – это …
- семья;
- успехи в учёбе;
- когда все здоровы.
17 из 18 говорят, что нельзя прожить жизнь без любви; чтобы иметь друзей, надо самому быть надёжным человеком. Но одновременно настораживает тот факт, что в ответах не видно заботы о своём здоровье. Поэтому планирую классные часы «Почему нужно выполнять режим дня», «Враг души и тела», «Наркомания». И как отрадно было отметить тот факт, что ученик 10 класса сказал после очередного классного часа: « А зачем об этом НАМ говорить? Я давно знаю, что табак, наркотики – это должно стать запретом. Это плохо». Мои ученики любят спортивные праздники, походы в лес.
Мои ученики – самые активные участники воскресников и субботников. У нас хорошо умеет организовать работу комитет по труду. Однажды, убирая территорию школы, мы как бы мимоходом проговорили: а клумбы около школы не очень-то хорошие. А через неделю мы уже разрабатывали проект «Клумба». Мы выдвинули гипотезу: если каждый из нас вложит часть своего труда для обустройства территории, на которой живём, учимся, от этого школа станет лучше, цветы, посаженные нами, будут радовать глаз учеников, прохожих, учителей. Мы рассчитали, сколько надо семян, посоветовавшись с учителем биологии, сколько надо ящиков для выращивания рассады и с учителем трудового обучения изготовили эти ящики. Рассада выращена. При содействии администрации сельского поселения была привезена земля для клумб. Сколько было тревоги: а не вырвут ли наши лилии, а не затопчут ли клумбы? Поливали, пололи. И сколько было радости, когда результат превзошёл все ожидания! Цветы радовали глаз, лилии остались на клумбах. Теперь цветник радует глаз. А сколько забот выпало на долю парней, когда сажали кедры, маленькие, хрупкие росточки! Так мы реализовывали проект «Кедр» под руководством Прудникова И.И., председателя областного экологического комитета. Мы были партнёрами большого дела.
По инициативе трудового комитета и комитета по информации мы обустроили рекреацию 2-го этажа в школе: озеленили и ухаживаем за цветами в течение 5-ти лет. А в начале нашей деятельности были скептические разговоры: бесполезно – вырвут, уничтожат. Мы убедили директора школы Зуеву Т.А. дать возможность заработать деньги во время ремонта школы на красивые горшки для цветов, купить подставки для них. Татьяна Анатольевна приветствовала нашу идею. Рекреация преобразилась: стала зелёной, радостной: каждый распустившийся цветок радовал глаз. Мы понимали, что всё это надо сберечь. Следили за порядком юноши, а я с девочками протирали пыль на цветах, мыли листья, подкармливали. Девушки руководили юношами, как правильно полить цветы. Что дал нам этот проект? Во-первых, мы учим других бережному отношению к школе; во-вторых, с пользой проводим время; в-третьих, мы растём хозяевами той территории, на которой живём. А самое главное – этот проект принёс нам радость, ощущение своей значимости в школе. И не смущал тот факт, что приходилось работать с тряпкой, землёй, ведром. Все вместе радовались тем изменениям, что произошли в школе. Сегодня это бережём, а мальчиков и юношей не смущает моё напоминание вовремя полить цветы в рекреации.
Мы ежегодно принимаем участие в акции «Подари улыбку». Приносим игрушки, книги, предметы личной гигиены для детей и всё это дарим детскому центру «Радуга» и в детское отделение районной больницы. Не остаются в стороне и родители: они выделяют деньги из семейного бюджета для приобретения памперсов, средств личной гигиены.
Комитет здоровья не забывает о профилактике: правонарушений, наркомании, табакокурения. Мы всегда принимаем участие в районной акции «Мой выбор». Проводили беседы, презентации, рисовали плакаты.
Я хочу, чтобы дети чувствовали себя комфортно в школе, и делаю много для этого. Ольга Эриховна (психолог) провела такие исследования по теме «Факторы стиля педагогического руководства».
- Умение устанавливать отношения сотрудничества, взаимопонимания: от 32 до 40 баллов.
- Способность к сопереживанию: от 32 до 40 баллов.
- Характер методов воздействия: от 11 до 17 баллов.
№ п/п | Ф.И. | 1 фактор | 2 фактор | 3 фактор |
1. | Белевич А. | 39 | 39 | 17 |
2. | Вагина В. | 37 | 37 | 11 |
3. | Волков С. | 38 | 38 | 16 |
4. | Григ М. | 35 | 35 | 14 |
5. | Костык И. | 37 | 37 | 13 |
6. | Литвинова Е. | 32 | 32 | 13 |
7. | Мархель Е. | 39 | 39 | 11 |
8. | Первухин А. | 34 | 34 | 15 |
9. | Попов А. | 39 | 39 | 15 |
10. | Пырсиков А. | 40 | 40 | 18 |
11. | Свекла К. | 39 | 39 | 16 |
12. | Семчук А. | 38 | 38 | 18 |
13. | Храпов В. | 38 | 38 | 17 |
14. | Чалов В. | 37 | 37 | 14 |
По 1 и 2 факторам наблюдается высокое развитие умений устанавливать отношения сотрудничества и способности сопереживания за своих воспитанников.
Показатели 3 фактора указывают на более гуманный характер педагогических методов воздействия на обучающихся, учитель верит в своих учеников, отзывчив на разного рода трудности в жизни ребёнка. Учитель бывает демократичным и в некоторых случаях авторитарным классным руководителем. Это нормально.
Таблицу составила на основе анкетирования психолог Горбикова О.Э.
Я всегда задумываюсь, взяв новый класс, какие возможности имеются у ребёнка для того, чтобы показать себя творческой личностью? Классный час «Игра-путешествие «Свои и чужие»» помогает ребёнку стать добрее, учит прислушиваться к своему сердцу, учит жить в коллективе, не потеряв своей индивидуальности. Я понимаю, как важно не провоцировать в ребёнке агрессию в наше непростое время.
Чтобы этого не случалось, я проводила не только классные часы, но мы работали и над проектами. В проекте «Моя родословная»» дети вплотную соприкасаются с историей своего рода: создают родословное дерево, ищут родовые корни, рисуют семейный герб. Я понимаю, как важно научить ребенка с уважением относиться к семейным традициям и по возможности следовать им. Мы совершали путешествие, приняв на себя несколько ролей. После этого понимаем, как нелегко бывает принять решение, взять ответственность на себя. Мы прожили на трёхчасовом классном часе разные истории, вникая в слово «толерантность». Мы говорили и поняли, как трудно жить в обществе тем, у кого ограниченные возможности. А эти трудности бывают порою от непонимания окружающих. Это занятие, проводимое в содружестве со своей бывшей воспитанницей, а ныне педагогом Летяга Д.С., всколыхнуло множество чувств у детей, эту тему они продолжили обсуждать и дома с родителями. Мне захотелось написать о таких мероприятиях в журнал, поделиться опытом своей работы.
Моя бывшая ученица, а теперь коллега.
Проводит классный час о толерантности.
Всю воспитательную работу на уроке и вне его я подчиняю формированию образа жизни, достойного человека. Профилактика различных видов экстремизма и противодействие им для многонациональной России имеют особую актуальность. Очень важным является формирование и внедрение норм толерантного поведения в классе. Проведено несколько классных часов, посвящённых формированию толерантности. Я стараюсь донести до своих воспитанников понятие толерантности. В соответствии с моделью технологии критического мышления я добиваюсь не запоминания этих понятий, а вдумчивого и творческого познания мира, познания себя в этом мире
Как относится ребёнок, молодой человек к окружающему миру, как он чувствует себя на природе? Этому тоже надо учить. Я учу детей видеть и ценить красоту окружающего мира. Мы идём с классом встречать рассвет, едем в Томский театр драмы, на экскурсии в Ботанический сад, по городу. Сколько положительных эмоций мы испытали и пережили, когда встречали рассвет в мае. Сбор назначили на 2 часа ночи. Пришли на обрыв нашей великой реки Оби. Жгли костёр, жарили сосиски, рассказывали истории и ждали появления первого луча, я читала стихи. Как же интересно было видеть восход солнца! Потом, когда у меня появился новый класс, Ваня сказал мне: «Я целый год ждал, когда же мы пойдём встречать рассвет!» Встреча солнца – это моя традиция в работе с классом. Учимся видеть красоту, и одновременно я понимаю лучше душу ребёнка. Ведь именно в такие моменты происходит единение учителя и ученика.
Я учу анализировать своё поведение, свои поступки, веду с ребятами разговор в ненавязчивой форме о том, как можно проводить время. К тому же у большинства моих воспитанников познавательный интерес совпадает с социальным. Это хорошо. Многие понимают ценность знаний, хотят достичь определённого положения в обществе. Я в своей учительской работе хочу и достигаю того, чтобы мой ученик ощущал своё «Я»: я – человек, я – личность. Мы стали свидетелем рождения нового дня. Солнце на ладони
Особое место в работе с классом – это обустройство своего кабинета. Мы с детьми и родителями клеим обои, ремонтируем парты (когда дети становятся старше), озеленяем класс и ухаживаем за цветами. Наш класс один из самых зелёных. Родители, видя любовное отношение к кабинету, подарили жалюзи. Дети бережно относятся к школьному имуществу. Всё делается с чувством доброты и понимания, что нужно беречь то, что тебя окружает.
Какие возможности имеются у сегодняшнего ученика, чтобы показать себя творческой личностью? Личностью, у которой есть нравственные основы? В большой мере этому должен способствовать учитель, прежде всего классный руководитель. Ученик, участвуя в разработке и реализации классного часа, проекта различного рода, проявляет свой творческий потенциал: фантазию, интерес, инициативу, поскольку эта деятельность основана на развитии не только познавательных, но и творческих навыков учащихся, их умении самостоятельно применять свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Работая в содружестве, дети учатся помогать друг другу, поддерживать в минуты сомнений, делая замечания или не соглашаясь, постигают такую истину: замечания должны быть в тактичной форме. Всё это рождает в душах наших воспитанников такое понятие, как нравственность.
Мои ученики – чуткие и внимательные люди. Это достигается в процессе кропотливой работы по самовоспитанию, в ходе самоуправления..
Мы вместе поддерживаем благоприятный климат в коллективе, чтобы каждому было комфортно. Это мне удаётся. Любимым мероприятием является чаепитие в конце четверти, на 8 Марта, Новый год, 23 февраля. За чашкой чая в непринуждённой обстановке мы говорим о насущных делах. По ходу такого разговора дети лучше узнают друг друга, учатся понимать того, кто рядом, учатся слышать себя и других. А ведь это составляющие благоприятной обстановки в классе, где я классный руководитель.
Много говорю о памяти. Интересно проходят уроки мужества в нашем школьном музее. Знакомимся с подвигами наших земляков, горим о тех ребятах, что погибли в Афганистане и Чечне. Есть и наши выпускники среди погибших. В музее мы провели уроки мужества о шестой симфонии Шостаковича, об обороне Сталинграда, когда у защитников вода горела под ногами. Всё это откладывает особый отпечаток на детские и юношеские души, оставляет след в их сердцах, заставляет обращаться к прошлому своего рода, вспоминать имена и истории из жизни воевавших солдат.
Сегодня мы тоже можем ощутить себя в особо сложных условиях: когда надо проявить смекалку, находчивость, уметь анализировать свои действия. Это дни здоровья, когда мы идём на природу на целый день всей школой. Это игра «Красная стрела». Мои ученики умеют найти выход из трудной ситуации: будь это сбор палатки, переход по канату «над пропастью», оказание помощи «раненому» в «Зарнице», разжигание костра, ориентирование на местности. Особенно активны бывают в таких мероприятиях юноши.
Ставим палатку
В своей работе классного руководителя я не забываю о книге. Мы с удовольствием прочли и много говорили о повести Т.Крюковой «Ведьма». Подросток хочет утвердиться в этой жизни. Но как, каким образом найти свое место в жизни? Ведь не секрет ни для кого, что дети сегодня жестки, порой они определяют для себя значимость человека по его наряду, по тому, кто его родители, что есть у него (машина, компьютер). Когда-то мы с упоением читали повесть «Чучело». Она взяла нас за сердце, заставила задуматься о себе, о тех, кто живет рядом с нами. Считаю, что таким же произведением стала повесть Тамары Крюковой «Ведьма». О многом заставила Т.Крюкова нас задуматься, вспомнить. Вспомнить, всегда ли мы бываем правы к своим сверстникам, что такое любовь к ближнему, к тому, кто с тобой не один год, всегда ли ты бываешь справедлив. Что же главное в человеческих отношениях? Как их построить? И мне вспоминаются слова: «Всё начинается с любви». С любви к самому себе. С любви к ближнему. С любви к живущему рядом. Всё начинается с человека. Нельзя автоматически стать добрым или злым. Такими делают нас наши действия и поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям. Основа определения добра и зла находится в нас самих. И мы должны помнить: «лишь чистой совестью хранима живое чудо – доброта». (Л.Татьяничева). Безусловно, повесть ошеломила нас. И мне вспоминаются слова Дунаева М.М.: «В том-то и состоит смысл пророческого служения нашей литературы: обогащать нас опытом и знаниями, накопленными предшествующими поколениями; побуждать наше сознание к решению вечных проблем; сопоставлять нашу жизнь с жизнью многих; остерегать от неправедных путей…». А повесть Т.Крюковой дает нам опыт и знания о том, что может быть, когда человек проявил черствость своей души, когда он не умеет быть добрым.
По-человечески тёплые отношения у меня с родителями своих воспитанников. Это мои партнёры в работе. Уважительное отношение друг к другу – основа отношений. Моё «Золотое правило» классного руководителя – не говорить громко о неудачах или срывах в поведении ребёнка. Много времени и такта я уделяю родителю в личных беседах, на собраниях, всегда стараюсь помочь, найти достойное решение в затруднительной ситуации. У ребёнка должна быть высокая цель. Пусть на определённых этапах жизни цель, планы меняются, но целеустремлённость не покидает маленького человека, который будет взрослеть.
Я воспитываю у детей уважительное отношение к родителям. Мы вместе ремонтировали кабинет, проводили поездки в город, дебаты. Интересно прошли дебаты на тему «Будущее ребёнка зависит от родителей». Я не сомневалась, что победят родители. Но на деле оказалось иначе: наши дети были более убедительны, доказательны в своих аргументах: будущее зависит от самого ребёнка. И это не случайно. В этом классе треть класса училась на «отлично» (они закончили школу с медалью), детей отличала целеустремлённость, коммуникабельность. Им до всего было дело: самоуправление, дежурство, театр, концерт, вечер, библиотека.
Мои ученики стали участниками дебатов против команды молодых педагогов «Школьную форму необходимо отменить».
Мои ученики хорошо учатся в вузах, успешны в жизни, они понимают, что сегодня обществу нужны не только образованные молодые люди, но и высоконравственные личности. Они к этому стремятся. А я стараюсь создать условия, чтобы мои воспитанники выросли творческими людьми, умеющими применить свои силы и способности для жизни в обществе.
* Статья написана на основе собственного опыта работы с классом.
Комитет по образованию
Комитет по культуре
Комитет по информации
Комитет по труду и здоровью
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
Позитивный социальный опыт, накоплению которого способствует моя педагогическая система, поможет каждому выпускнику успешно адаптироваться в обществе, подготовит к профессиональной карье...
Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта...
Приобретение обучающимися позитивного социального опыта
Вместе с педагогическим коллективом активно работаю над обогащением позитивного социального опыта учащихся....
Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
Из опыта работы...
Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта
«Тебя заботит будущее? Строй сегодня. Ты можешь изменить всё. На бесплодной равнине вырастить кедровый лес. Но важно, чтобы ты не конструировал кедры, а сажал семена» Антуан де Сент – Экзюпери. Во все...
Использование проектной технологии для создания условий приобретения обучающимися позитивного социального опыта.
Создание учащимися научно-исследовательских проектов, обучающих программ, электронных пособий, электронных энциклопедий по различным школьным предметам повышает их интерес к данному предмету, предоста...
"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта"( из опыта работы классного руководителя 7"А" класса МОУ СШ №44 г.Волгограда)
Целью моей воспитательной системы является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося. В этом направлении профессиональной деятельности можно вы...