проект "Радуга возможностей"
методическая разработка по теме

Семенова Наталья Валерьевна

Проект направлен на формирование у детей с ограниченными возможностями школьного возраста представлений о социальной действительности, а также способах эффективного взаимодействия с ней. В данном проекте уделяется большое внимание формированию общительной, самостоятельной, целеустремленной личности для жизни в социальных условиях современного общества. Также проект предполагает формирование круга знаний о науке «экономика», домоводстве, представлений о различных профессиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raduga_vozmozhnostey.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное  учреждение социального обслуживания

«Комплексный центр социального обслуживания населения «Веста»

Проект

«Радуга возможностей»

Автор проекта:

Заведующий отделом

Н.В. Семенова

 

        

Ангарск - 2009

Цель проекта: формирование у детей с ограниченными возможностями школьного возраста представлений о социальной действительности и способах эффективного взаимодействия с ней.

Задачи проекта:

  1. Формирование начальных знаний в области экономики (понятий: «потребности» и «возможности»; «товар» и «услуга»; «производство»; «натуральной хозяйство»; свойства и функции денег)
  2. Уточнение и расширение представлений и профессиях
  3. Формирование понятия «семья»
  4. Формирование элементарных навыков домоводства
  5. Развитие культуры общения и поведения.
  6. Развитие коммуникативных качеств личности (общительность, дружелюбие, отзывчивость и т. д.), эмоционально-волевых качеств (самодисциплина, выдержка, умение владеть собой в разных ситуациях и т. д.), аналитических качеств личности;
  7. Формирование готовности реализовывать полученные знания умения  и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Целевая группа: дети и подростки с ограниченными возможностями с 7 – 18 лет

Ожидаемые результаты:

Краткосрочные:

  1. У детей сформированы начальные знания в области экономики и домоводства
  2. Сформированы представления о различных профессиях
  3. Сформированы навыки культурного общения и поведения в обществе
  4. Повышение уровня коммуникативных навыков со взрослыми и сверстниками

Долгосрочные:

  1. Наличие навыков, необходимых для организации собственного жизненного пространства
  2. Преодоление социальной и бытовой запущенности детей - инвалидов

Краткое описание проекта:

Проект направлен на формирование у детей с ограниченными возможностями школьного возраста представлений о социальной действительности, а также способах эффективного взаимодействия с ней. В данном проекте уделяется большое внимание формированию общительной, самостоятельной, целеустремленной личности для жизни в социальных условиях современного общества. Также проект предполагает формирование круга знаний о науке «экономика», домоводстве, представлений о различных профессиях.

Настоящий проект имеет значение для решения ряда воспитательных, социальных и психологических проблем детей - инвалидов:

  1. Дети – инвалиды сталкиваются с большими трудностями в приобретении житейских умений и навыков в организации собственного жизненного пространства, в умении ориентироваться в условиях современной экономики.
  2. Трудности детей – инвалидов в умении общаться и занимать активную жизненную позицию.
  3. Замедленное самоопределение ребенка - инвалида, незнание и непринятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы и перегруженность отрицательным опытом.

Проект рассчитан на реализацию периодом в 2 месяца.

Первая неделя после старта проекта является диагностической. На каждого участника проекта воспитателями и психологом заполняются диагностические карты, где отражается уровень развития навыков самообслуживания, коммуникативных навыков и личностное развитие ребенка. Данные направления реабилитационного процесса в рамках проекта будут приоритетными. По окончанию проекта каждый ребенок, который участвовал в данном проекте, будет продиагностирован повторно для оценки результативности проведенной работы.

В течение реализации проекта по выбранному направлению проводится систематические занятия воспитателя, психолога и социального педагога. Воспитатель проводит 2 занятия в неделю теоретическое и практическое. Психолог и социальный педагог проводят по 1 занятию в неделю.  Форму проведения занятия специалист выбирает с учетом индивидуальных особенностей детей, а также поставленных целей занятия. Формы разнообразны: групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия; беседы, конкурсы, просмотр видеофильмов, тренинги, деловые игры, дискуссии, разыгрывание ролевых ситуаций, экскурсии и др.

Также предусмотрено проведение познавательно - развлекательных досуговых мероприятий тематически взаимосвязанных с занятиями специалистов. Каждые специалист проводит занятия согласно тематическому плану.

Тематический план занятий

Теоретическое занятие воспитателя

Практическое занятие

воспитателя

Занятие психолога

Профориентационное занятие

Досуговые мероприятия


1 неделя

«Потребности людей»

«Прошу к столу» (сервировка стола)

«Круг моего общения»

«Откуда берутся товары и услуги»

Развлекательная программа «Давайте познакомимся»


2 неделя

«Что мы знаем о науке экономике?»

«Бутерброд»

«Умение слышать и слушать»

«Профессии людей»

Экскурсия

Коллективное изготовление стенгазеты

«Наши роли»


3 неделя

«Что могут деньги и для чего они нужны?»

«Салаты из овощей»

«Хочу» и «надо»

«Кто нас одевает и обувает»


4 неделя

«Что такое семья?»

«Холодные закуски»

«Мои права и обязанности в семье»

«Путешествие в страну натурального хозяйства»

Экспонирование семейных фотографий «Моя семья»


5 неделя

«Расходы. Бюджет семьи»

«Пицца»

«Умение ставить цель»

«Кто нас защищает»

Семейная развлекательная программа «Наша дружная семья»


6 неделя


«Этикет»

«Пирог»

«Умение управлять и подчинятся»

«Кто нам помогает быть красивыми»

Экскурсия


7 неделя

«Секреты бытовой техники»

«Вареники»

«Ты и риск»

«Кто трудится, чтобы у нас было удобное жилье»


8 неделя


«Домашний мастер»

«Печенье»

«Мои страхи»


Тренинг

«Кондитерская фабрика»

Экскурсия

Конкурс рисунков «Мой дом»


9 неделя

«Домашняя прачечная»

«Напитки»

«Навыки позитивного мышления»

«Кто трудится, чтобы у нас были книги»

Экскурсия


10 неделя

«Дом хозяином хорош»

«Кулинарный поединок»

«Я люблю и умею общаться»

«Хочу» - «надо» - делаю выбор»

Конкурс сочинений «Моё будущее»

       Важным условием реализации проекта является взаимодействие воспитателя, психолога и социального педагога, а также элемент сотрудничества с взрослых с детьми. В результате формируются знания, умения, навыки необходимые для организации собственного личностного пространства, а также основные базисные характеристики личности: самостоятельность, коммуникативность, культура поведения и самосознание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые возможности школы. Школа возможностей.

Модернизация и инновационное развитие школ. Школа равных возможностей....

Нормативно-правовые акты, гарантирующие право получения детям с ограниченными возможностями здоровья адекватного их возможностям образования

В данной презентации представлены международные, федеральные и региональные документы в области защиты прав и свобод ребенка...

Возможности игры в развитии жизненной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья

Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее.  В Концепции Специального Федерального государственного стандарта большое внимание удел...

Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса. Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса.

Цель: показать роль стилистических фигур в текстах художественного стиля;Формировать навыки культуры речи; отрабатывать умение работать с типовыми заданиями ЕГЭ; совершенствовать умение различат...

Возможна ли организация проектной деятельности на уроках СБО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)?

Проектная деятельность на уроках СБО с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Возможности применения творческих средств социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

В докладе рассматриваются проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями. воспитательные технологии, используемые в реабилитации детей   и подростков с ОВЗ. Арт-терапия, библиотерапия,, ...

«Возможности сервиса - googl на уроках и во внеурочное время. Возможности сетевого взаимодействия на платформе google».

Материал содержит способ сетевого взайствия на платформе Google. Возмажности применения новых технологий на уроках и во вгеурочное время.  А также это один из способов представления исследователь...