проект "Радуга возможностей"
методическая разработка по теме
Проект направлен на формирование у детей с ограниченными возможностями школьного возраста представлений о социальной действительности, а также способах эффективного взаимодействия с ней. В данном проекте уделяется большое внимание формированию общительной, самостоятельной, целеустремленной личности для жизни в социальных условиях современного общества. Также проект предполагает формирование круга знаний о науке «экономика», домоводстве, представлений о различных профессиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raduga_vozmozhnostey.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное учреждение социального обслуживания
«Комплексный центр социального обслуживания населения «Веста»
Проект
«Радуга возможностей»
Автор проекта:
Заведующий отделом
Н.В. Семенова
Ангарск - 2009
Цель проекта: формирование у детей с ограниченными возможностями школьного возраста представлений о социальной действительности и способах эффективного взаимодействия с ней.
Задачи проекта:
- Формирование начальных знаний в области экономики (понятий: «потребности» и «возможности»; «товар» и «услуга»; «производство»; «натуральной хозяйство»; свойства и функции денег)
- Уточнение и расширение представлений и профессиях
- Формирование понятия «семья»
- Формирование элементарных навыков домоводства
- Развитие культуры общения и поведения.
- Развитие коммуникативных качеств личности (общительность, дружелюбие, отзывчивость и т. д.), эмоционально-волевых качеств (самодисциплина, выдержка, умение владеть собой в разных ситуациях и т. д.), аналитических качеств личности;
- Формирование готовности реализовывать полученные знания умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Целевая группа: дети и подростки с ограниченными возможностями с 7 – 18 лет
Ожидаемые результаты:
Краткосрочные:
- У детей сформированы начальные знания в области экономики и домоводства
- Сформированы представления о различных профессиях
- Сформированы навыки культурного общения и поведения в обществе
- Повышение уровня коммуникативных навыков со взрослыми и сверстниками
Долгосрочные:
- Наличие навыков, необходимых для организации собственного жизненного пространства
- Преодоление социальной и бытовой запущенности детей - инвалидов
Краткое описание проекта:
Проект направлен на формирование у детей с ограниченными возможностями школьного возраста представлений о социальной действительности, а также способах эффективного взаимодействия с ней. В данном проекте уделяется большое внимание формированию общительной, самостоятельной, целеустремленной личности для жизни в социальных условиях современного общества. Также проект предполагает формирование круга знаний о науке «экономика», домоводстве, представлений о различных профессиях.
Настоящий проект имеет значение для решения ряда воспитательных, социальных и психологических проблем детей - инвалидов:
- Дети – инвалиды сталкиваются с большими трудностями в приобретении житейских умений и навыков в организации собственного жизненного пространства, в умении ориентироваться в условиях современной экономики.
- Трудности детей – инвалидов в умении общаться и занимать активную жизненную позицию.
- Замедленное самоопределение ребенка - инвалида, незнание и непринятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы и перегруженность отрицательным опытом.
Проект рассчитан на реализацию периодом в 2 месяца.
Первая неделя после старта проекта является диагностической. На каждого участника проекта воспитателями и психологом заполняются диагностические карты, где отражается уровень развития навыков самообслуживания, коммуникативных навыков и личностное развитие ребенка. Данные направления реабилитационного процесса в рамках проекта будут приоритетными. По окончанию проекта каждый ребенок, который участвовал в данном проекте, будет продиагностирован повторно для оценки результативности проведенной работы.
В течение реализации проекта по выбранному направлению проводится систематические занятия воспитателя, психолога и социального педагога. Воспитатель проводит 2 занятия в неделю теоретическое и практическое. Психолог и социальный педагог проводят по 1 занятию в неделю. Форму проведения занятия специалист выбирает с учетом индивидуальных особенностей детей, а также поставленных целей занятия. Формы разнообразны: групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия; беседы, конкурсы, просмотр видеофильмов, тренинги, деловые игры, дискуссии, разыгрывание ролевых ситуаций, экскурсии и др.
Также предусмотрено проведение познавательно - развлекательных досуговых мероприятий тематически взаимосвязанных с занятиями специалистов. Каждые специалист проводит занятия согласно тематическому плану.
Тематический план занятий
Теоретическое занятие воспитателя | Практическое занятие воспитателя | Занятие психолога | Профориентационное занятие | Досуговые мероприятия | |
1 неделя | «Потребности людей» | «Прошу к столу» (сервировка стола) | «Круг моего общения» | «Откуда берутся товары и услуги» | Развлекательная программа «Давайте познакомимся» |
2 неделя | «Что мы знаем о науке экономике?» | «Бутерброд» | «Умение слышать и слушать» | «Профессии людей» Экскурсия | Коллективное изготовление стенгазеты «Наши роли» |
3 неделя | «Что могут деньги и для чего они нужны?» | «Салаты из овощей» | «Хочу» и «надо» | «Кто нас одевает и обувает» | |
4 неделя | «Что такое семья?» | «Холодные закуски» | «Мои права и обязанности в семье» | «Путешествие в страну натурального хозяйства» | Экспонирование семейных фотографий «Моя семья» |
5 неделя | «Расходы. Бюджет семьи» | «Пицца» | «Умение ставить цель» | «Кто нас защищает» | Семейная развлекательная программа «Наша дружная семья» |
6 неделя | «Этикет» | «Пирог» | «Умение управлять и подчинятся» | «Кто нам помогает быть красивыми» Экскурсия | |
7 неделя | «Секреты бытовой техники» | «Вареники» | «Ты и риск» | «Кто трудится, чтобы у нас было удобное жилье» | |
8 неделя | «Домашний мастер» | «Печенье» | «Мои страхи» Тренинг | «Кондитерская фабрика» Экскурсия | Конкурс рисунков «Мой дом» |
9 неделя | «Домашняя прачечная» | «Напитки» | «Навыки позитивного мышления» | «Кто трудится, чтобы у нас были книги» Экскурсия | |
10 неделя | «Дом хозяином хорош» | «Кулинарный поединок» | «Я люблю и умею общаться» | «Хочу» - «надо» - делаю выбор» | Конкурс сочинений «Моё будущее» |
Важным условием реализации проекта является взаимодействие воспитателя, психолога и социального педагога, а также элемент сотрудничества с взрослых с детьми. В результате формируются знания, умения, навыки необходимые для организации собственного личностного пространства, а также основные базисные характеристики личности: самостоятельность, коммуникативность, культура поведения и самосознание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые возможности школы. Школа возможностей.
Модернизация и инновационное развитие школ. Школа равных возможностей....
Нормативно-правовые акты, гарантирующие право получения детям с ограниченными возможностями здоровья адекватного их возможностям образования
В данной презентации представлены международные, федеральные и региональные документы в области защиты прав и свобод ребенка...
Возможности игры в развитии жизненной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья
Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. В Концепции Специального Федерального государственного стандарта большое внимание удел...
Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса. Тема :Стилистические фигуры,основанные на возможностях русского синтаксиса.
Цель: показать роль стилистических фигур в текстах художественного стиля;Формировать навыки культуры речи; отрабатывать умение работать с типовыми заданиями ЕГЭ; совершенствовать умение различат...
Возможна ли организация проектной деятельности на уроках СБО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)?
Проектная деятельность на уроках СБО с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
Возможности применения творческих средств социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями
В докладе рассматриваются проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями. воспитательные технологии, используемые в реабилитации детей и подростков с ОВЗ. Арт-терапия, библиотерапия,, ...
«Возможности сервиса - googl на уроках и во внеурочное время. Возможности сетевого взаимодействия на платформе google».
Материал содержит способ сетевого взайствия на платформе Google. Возмажности применения новых технологий на уроках и во вгеурочное время. А также это один из способов представления исследователь...