Уроки доброты
творческая работа учащихся (6 класс) по теме
Проектное занятие "Уроки доброты" проведено с учащимися 6 класса по созданию книги "Уроки доброты". На уроках литературы они с интересом прочитали рассказ "Уроки французского" В.Г.Распутина, потом мы на классном часу смотрели художественный фильм по этому рассказу. После всего возникла идея создать собственную книгу. Доброта - вечная ценность, она всегда актуальна. Такие книги можно создать по другим нравственным ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока | 66.5 КБ |
презентация к уроку | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Урок – творческая мастерская
по созданию книги о доброте
(по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского» в 6 классе)
Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.
Д.С.Лихачев.
Цели:
- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Уроки французского» В.Г. Распутина в форме творческой мастерской по созданию книги;
- создать условия для развития навыка работы с лингвистическими словарями, публицистической статьей и художественным текстом;
- помочь в формировании способности комплексного применения знаний и способов деятельности на практике;
- способствовать развитию ассоциативного мышления, монологической и диалогической речи учащихся;
- закрепление нравственных понятий, которым необходимо следовать в собственной жизни;
- попытаться раскрыть содержание понятия «духовные ценности».
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности, урок творчества и развития речи.
Основной метод: стимулирование творческой деятельности.
Форма урока: творческая мастерская как часть коммуникативно-творческой работы.
Оформление: выставка книг, словари, иллюстрации учащихся, варианты обложки, форзацев, таблички на столах для каждой творческой группы, плакаты…
Техническое оснащение: компьютер, проектор, диски.
Ход урока
- Организационный этап
Обеспечение психологически комфортной обстановки для работы на уроке.
Мотивационно-ориентировочный этап | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
На фоне тихой музыки учитель читает стихотворение о доброте. Без Доброты, нам было б слишком тесно, Давайте обратимся к эпиграфу урока. | |
Ученик читает эпиграф к уроку | |
Мы не зря выбрали эпиграфом слова академика Д.С.Лихачева. Он является автором книги «Письма о добром и прекрасном». Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов. Этот умнейший человек всем нам дает советы, которые касаются всех сторон нашей жизни. | |
Оперативно-исполнительный этап | |
Сегодня у нас особый урок, так как работает творческая мастерская. С её работой познакомит наш главный мастер. | |
В нашей мастерской 3 отдела. Каждый из нас проводил исследование в выбранной области. Мы проделали большую исследовательскую работу… Многие работали в библиотеках. Оформители трудились над элементами книги, художники рисовали иллюстрации. А сегодня мы собираем результаты нашего труда воедино. Мы думаем, что в конце урока у нас получится книга, которую мы назвали «Книга о доброте». Мы её передадим в кабинет русской литературы. А теперь слово передаем лингвистическому отделу | |
Лингвистический отдел | |
Какие ассоциации появляются у вас, когда вы слышите слово «доброта»? | -Доброта -Щедрость -Бескорыстие -Отзывчивость -Расположение к людям. |
На основе сделанных записей расскажите, как вы понимаете значение слова «доброта»? | |
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе. | |
Статья, предшествующая рассказу, называется «Уроки доброты». Обращаемся к этой статье. Выделяем из статьи законы доброты Распутина
| (раздаются листы с этой статьей). |
| |
Какова основная идея этой статьи? | Только следуя законам доброты, можно победить зло. |
Сегодня на уроке попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина в повести «Уроки французского». «Уроки французского» - это уроки доброты. Доброта. Именно это человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина. «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях»(Л.Н.Толстой) – так задан нравственный ориентир в творчестве этого писателя. | |
Ребята, оцените работу каждого отдела и свои отзывы прикрепите на табло. | |
Художественный отдел | |
Рассмотрите рисунки. Выберите из вариантов обложки тот, который мы поместим в нашей книге, а остальные будут представлены в разделе иллюстраций. | Оформители знакомят со своими вариантами обложки, форзацев, шмуцтитулом. Учащиеся остальных групп участвуют в обсуждении. Понравившиеся работы авторы помещают в книгу. |
Работы иллюстраторов представляет один из авторов. Выскажите свое мнение о работе отдела оформителей и иллюстраторов. | Иллюстраторы комментируют свои работы. |
Литературоведческий отдел | |
Настоящая доброта бескорыстна. Итак, мы с вами пойдем дорогою Добра по страницам произведения В.Г.Распутина «Уроки французского». | |
Творческие работы учащихся по рассказу В.Г.Распутина: - стихотворения; - сочинения. (Каждый ученик представляет свою работу, а остальные выбирают для книги понравившиеся работы) | |
В жизни мы получаем определенный опыт, делаем выводы. Часть выводов касается того, как нам поступать в обыденной жизни. Главные выводы касаются того, как вообще жить дальше, в чем смысл жизни человека, что такое добро и зло и как стремиться к добру. И мы строим свою жизнь в соответствии с этими выводами. Это и есть духовный опыт и память человека. | |
Рефлексивно-оценочный этап | |
Коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Подчеркивание положительных моментов, выявление причин имеющихся недостатков | |
Ученик вручает книгу учителю, читает аннотацию |
Использованная литература:
- И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская. Педагогическое направление.
- Образовательные технологии: инновации и традиции. Автор-составитель Е.Н.Попова и другие.Волгоград: Учитель 2009 год.
- В.Г.Распутин. «Уроки французского»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Серия «Уроки нравственности» УРОКИ ДОБРОТЫ (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского») Для школьников средних классов МБОУ « Актанышская средняя общеобразовательная школа №1» 2013 год Авторы – составители: ученики 6 класса Учитель-консультант: Ахметханова И.Х.
Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Д.С.Лихачев .
Доброта творит чудеса… Лидия Михайловна – добрый и бескорыстный человек. Она очень сочувствовала мальчику и хотела хоть немного окружить его вниманием и заботой, зная, что он голодает. Даже, лишившись работы, она ни в чем не винит мальчика и не забывает о нем. Благодаря этому доброму и бескорыстному поступку, мальчик смог начать нормально питаться и ушёл из плохой компании. Я считаю, что Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского» хотел показать то, какие чудеса может творить доброта, и то, что не надо проходить мимо бед окружающих людей . Алсу Гилаева , ученица 6 класса Автор рисунка: Эльмира Х азиева , ученица 6 класса
Благородный поступок Главный герой «Уроков французского» – одиннадцатилетний мальчик, который жил и учился в деревне. Он был грамотным, поэтому его считали «башковитым», но произношение по французскому ему не давалось. Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами. Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать ученику. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок. Ибрагимова Т ансылу , ученица 6 класса Автор: Нафикова Азиля , ученица 6 класса
Жизнь светлее от добра… Этот рассказ учит людей состраданию. И тому, что надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему, в то же время не оскорбляя его гордости. И если каждый из нас поможет хоть одному человеку, то жизнь станет светлее и чище . Хусаинова Назира , ученица 6 класса Автор: Шарипов Булат, ученик 6 класса
Лидия Михайловна хотела помочь мальчику. Она стала для него не только учительницей, но и мамой. И игру придумала специально, чтобы мальчик имел деньги на питание. После случая с директором, она уехала, но не забыла мальчика. Из Кубани прислала посылку. Она с большой буквы - «Добрая душа», всегда понимала своих учеников. Я думаю, что мальчик это понял и оценил, когда стал взрослым. Писатель показал высшие человеческие ценности, большое мужество маленькой женщины, прозрение замкнутого, невежественного ребенка и уроки человечности. Кадырова Юлдуз, ученица 6 класса Уроки человечности Автор: Шарипов Булат, ученик 6 класса
Для меня с раннего детства самым ярким примером доброты является моя бабушка. Она – «чистой души человек» бабушка в любое время готова прийти на помощь, дать нужный совет, помочь в трудной ситуации. Никто. Рядом с ней находящийся, не остается без её внимания. А самое главное, в её душе нет место злу, ревности. Вообще. Чему-то худому, потому что полна добротой и светлостью. Гусманова Айгуль , ученица 6 класса Моя бабушка – моя радость
Без Доброты, нам было б слишком тесно, Без Доброты, нам было бы темно... Лишь с Добротой , хватает в сердце места, Чтобы любить и помнить всё равно... Лишь с Добротой способны к Состраданию, И Милосердию готовы век служить, И чтобы быть Подобием... созданью Необходимо с добрым сердцем жить ! Виктория.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок ОПК и литературы в 5 классе "Уроки французского" - уроки доброты
Урок посвящён юбилею В. Распутина....
Проект "Уроки доброты в школе". Доброе введение «Путями доброты»
ПРОЕКТ «УРОКИ ДОБРОТЫ В ШКОЛЕ» Цель: воспитание в детях чувства доброты, чуткости, побуждение учащихся к творчеству. Задачи проекта: - учить внимательному, чуткому отношению к слову;- развивать р...
Урок литературы по теме: "«Он доброту черпал из Ангары..» (литературный портрет В.Г. Распутина. «Уроки доброты».)"
Цели:· Познакомить учеников с писателем-земляком В.Г. Распутиным;· П...
Что такое доброта, или Уроки доброты и милосердия по фильму М.Можар "За имя моё"
Урок по анализу кинопроизведения на морально-нравственную тему рассчитан на 2 часа. Рекомендуется провести в 7, 8, 9 классах. Поможет научиться анализировать фильм и отбирать материал для характеристи...
Материал к занятию «Дарите людям доброту» в рамках проведения Уроков доброты Всероссийской благотворительной акции «Белый цветок»
Презентация о людях, смысл жизни которых был в сотворении и преумножении доброты....
Урок доброты по литературе (7 класс). «Доброта лучше красоты» - по произведениям Л. Андреева «Кусака», А. Платонова «Юшка», Ф. Абрамова «О чем плачут лошади».
воспитание чуткого, доброго отношения людей к животным, друг к другу, ответственности человека за свои поступки, осознания необходимости сострадания и милосердия ко всему живому....
Технологическая карты урока литературы "Уроки французского- это уроки доброты" (про произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"
Технологическая карта итогового урока литературы по произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"...