Уроки доброты
творческая работа учащихся (6 класс) по теме

Ахметханова Илиза Хиразетдиновна

Проектное занятие "Уроки доброты" проведено с учащимися 6 класса по созданию книги "Уроки доброты". На уроках литературы они с интересом прочитали рассказ "Уроки французского" В.Г.Распутина, потом мы на классном часу смотрели художественный фильм по этому рассказу. После всего возникла идея создать собственную книгу. Доброта - вечная ценность, она всегда актуальна. Такие книги  можно создать по другим нравственным ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока66.5 КБ
Файл презентация к уроку1.81 МБ

Предварительный просмотр:

                           Тема: Урок – творческая мастерская

                                 по созданию книги   о доброте

            (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского» в 6 классе)

Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.

                                      Д.С.Лихачев.

Цели:

- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы   «Уроки французского» В.Г. Распутина в форме творческой мастерской по созданию книги;

- создать условия для развития навыка работы с лингвистическими словарями,   публицистической статьей и художественным текстом;

- помочь в формировании способности комплексного применения знаний и способов деятельности на практике;

- способствовать развитию ассоциативного мышления, монологической и диалогической речи учащихся;

- закрепление нравственных понятий, которым необходимо следовать в собственной  жизни;

- попытаться раскрыть содержание понятия  «духовные ценности».

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности, урок творчества и развития речи.

Основной метод: стимулирование творческой деятельности.

Форма урока: творческая мастерская как часть коммуникативно-творческой работы.

Оформление: выставка книг, словари, иллюстрации учащихся, варианты обложки, форзацев, таблички на столах для каждой творческой группы, плакаты…

Техническое оснащение: компьютер, проектор, диски.

                                        Ход урока

  1. Организационный этап

Обеспечение психологически комфортной обстановки для работы на уроке.

         

                                     

                                 Мотивационно-ориентировочный этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

На фоне тихой музыки учитель читает стихотворение о доброте.


    Без Доброты, нам было б слишком тесно,
   Без Доброты, нам было бы темно...
   Лишь с Добротой, хватает в сердце места,
   Чтобы любить и помнить всё равно...
   Лишь с Добротой способны к Состраданию,
   И Милосердию готовы век служить,
   И чтобы быть Подобием...созданью
   Необходимо с добрым сердцем жить!                                                                            
 Дорогие ребята, сегодня на уроке  мы будем говорить с вами о таком важном проявлении человеческих отношений, как забота людей друг о друге,  его по-другому можно назвать искренним стремлением к осуществлению блага.

Давайте обратимся к эпиграфу урока.



Ученик читает эпиграф к уроку

Мы  не зря выбрали эпиграфом слова  академика Д.С.Лихачева. Он является автором книги «Письма о добром и прекрасном». Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов.  Этот умнейший человек всем нам дает советы, которые касаются всех сторон нашей жизни.





                                        Оперативно-исполнительный этап

Сегодня у нас особый урок, так как работает творческая мастерская. С её работой познакомит наш главный мастер.

В нашей мастерской 3 отдела. Каждый из нас проводил исследование в выбранной области. Мы проделали большую исследовательскую работу… Многие работали в библиотеках. Оформители трудились над элементами книги,  художники рисовали иллюстрации. А сегодня мы собираем результаты нашего труда воедино. Мы думаем, что в конце урока у нас получится книга, которую мы назвали «Книга о доброте». Мы её передадим в кабинет русской литературы. А теперь слово передаем лингвистическому отделу

                                                         Лингвистический отдел

Какие ассоциации появляются у вас, когда вы слышите слово «доброта»?

 

 -Доброта

 -Щедрость    

 -Бескорыстие  

 -Отзывчивость    

 -Расположение к людям.

На основе сделанных записей расскажите, как вы понимаете значение слова «доброта»?

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Словарь Ожегова 

Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе.
www.daz.su | Познавательная Википедия 

Статья, предшествующая рассказу, называется «Уроки доброты». Обращаемся к этой статье. Выделяем из статьи законы доброты Распутина

 

(раздаются листы с этой статьей).

  1. «Истинное добро со стороны того, кто творит его , имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.»
  2. «На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе – изволь и ты мне помогать) ,а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе.»
  3. « И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия.»


Какова основная идея этой статьи? 

Только следуя законам доброты, можно победить зло. 

Сегодня на уроке попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина в повести «Уроки французского».  «Уроки французского» -  это уроки доброты. Доброта. Именно это человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина.

 «Чем человек  умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях»(Л.Н.Толстой) – так задан нравственный ориентир в творчестве этого писателя.

Ребята, оцените  работу каждого отдела и

свои отзывы прикрепите на  табло.


                                                  Художественный отдел

Рассмотрите рисунки.  Выберите из вариантов обложки тот, который мы поместим в нашей книге, а остальные будут представлены в разделе иллюстраций.

Оформители знакомят со своими вариантами обложки, форзацев, шмуцтитулом. Учащиеся остальных групп участвуют в обсуждении. Понравившиеся работы авторы помещают в книгу.

Работы иллюстраторов представляет один из авторов.  Выскажите свое мнение о работе отдела оформителей и иллюстраторов.

Иллюстраторы комментируют свои работы.

                                           

                                             Литературоведческий отдел

Настоящая доброта бескорыстна.

Итак, мы с вами пойдем дорогою Добра по страницам произведения В.Г.Распутина «Уроки французского».

Творческие работы учащихся по рассказу В.Г.Распутина:

- стихотворения;

- сочинения. (Каждый ученик представляет свою работу,  а остальные выбирают для книги понравившиеся работы)

В жизни мы получаем определенный опыт, делаем выводы. Часть выводов касается того, как нам поступать в обыденной жизни. Главные выводы касаются того, как вообще жить дальше, в чем смысл жизни человека, что такое добро и зло и как стремиться к добру. И мы строим свою жизнь в соответствии с этими выводами. Это и есть духовный опыт и память человека.
      В. Г. Распутин написал рассказ «Уроки французского», потому что чувствовал потребность поделиться с людьми теми важными выводами, тем духовным опытом, который он получил в своей жизни. Он считает, что этот духовный опыт, эти уроки могут быть важны не только для него, но и для многих читателей.

                                           Рефлексивно-оценочный этап

Коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Подчеркивание  положительных моментов, выявление причин имеющихся недостатков

Ученик вручает книгу учителю, читает аннотацию

Использованная литература:

  1. И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская. Педагогическое направление.
  2. Образовательные технологии: инновации и традиции. Автор-составитель Е.Н.Попова и другие.Волгоград: Учитель 2009 год.
  3. В.Г.Распутин. «Уроки французского»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уроки доброты

Слайд 2

Серия «Уроки нравственности» УРОКИ ДОБРОТЫ (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского») Для школьников средних классов МБОУ « Актанышская средняя общеобразовательная школа №1» 2013 год Авторы – составители: ученики 6 класса Учитель-консультант: Ахметханова И.Х.

Слайд 3

Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Д.С.Лихачев .

Слайд 4

Доброта творит чудеса… Лидия Михайловна – добрый и бескорыстный человек. Она очень сочувствовала мальчику и хотела хоть немного окружить его вниманием и заботой, зная, что он голодает. Даже, лишившись работы, она ни в чем не винит мальчика и не забывает о нем. Благодаря этому доброму и бескорыстному поступку, мальчик смог начать нормально питаться и ушёл из плохой компании. Я считаю, что Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского» хотел показать то, какие чудеса может творить доброта, и то, что не надо проходить мимо бед окружающих людей . Алсу Гилаева , ученица 6 класса Автор рисунка: Эльмира Х азиева , ученица 6 класса

Слайд 5

Благородный поступок Главный герой «Уроков французского» – одиннадцатилетний мальчик, который жил и учился в деревне. Он был грамотным, поэтому его считали «башковитым», но произношение по французскому ему не давалось. Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами. Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать ученику. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок. Ибрагимова Т ансылу , ученица 6 класса Автор: Нафикова Азиля , ученица 6 класса

Слайд 6

Жизнь светлее от добра… Этот рассказ учит людей состраданию. И тому, что надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему, в то же время не оскорбляя его гордости. И если каждый из нас поможет хоть одному человеку, то жизнь станет светлее и чище . Хусаинова Назира , ученица 6 класса Автор: Шарипов Булат, ученик 6 класса

Слайд 7

Лидия Михайловна хотела помочь мальчику. Она стала для него не только учительницей, но и мамой. И игру придумала специально, чтобы мальчик имел деньги на питание. После случая с директором, она уехала, но не забыла мальчика. Из Кубани прислала посылку. Она с большой буквы - «Добрая душа», всегда понимала своих учеников. Я думаю, что мальчик это понял и оценил, когда стал взрослым. Писатель показал высшие человеческие ценности, большое мужество маленькой женщины, прозрение замкнутого, невежественного ребенка и уроки человечности. Кадырова Юлдуз, ученица 6 класса Уроки человечности Автор: Шарипов Булат, ученик 6 класса

Слайд 8

Для меня с раннего детства самым ярким примером доброты является моя бабушка. Она – «чистой души человек» бабушка в любое время готова прийти на помощь, дать нужный совет, помочь в трудной ситуации. Никто. Рядом с ней находящийся, не остается без её внимания. А самое главное, в её душе нет место злу, ревности. Вообще. Чему-то худому, потому что полна добротой и светлостью. Гусманова Айгуль , ученица 6 класса Моя бабушка – моя радость

Слайд 9

Без Доброты, нам было б слишком тесно, Без Доброты, нам было бы темно... Лишь с Добротой , хватает в сердце места, Чтобы любить и помнить всё равно... Лишь с Добротой способны к Состраданию, И Милосердию готовы век служить, И чтобы быть Подобием... созданью Необходимо с добрым сердцем жить ! Виктория.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Уроки доброты в школе". Доброе введение «Путями доброты»

ПРОЕКТ «УРОКИ ДОБРОТЫ В ШКОЛЕ» Цель: воспитание в детях чувства доброты, чуткости, побуждение учащихся к творчеству. Задачи проекта: - учить внимательному, чуткому отношению к слову;- развивать р...

Урок литературы по теме: "«Он доброту черпал из Ангары..» (литературный портрет В.Г. Распутина. «Уроки доброты».)"

Цели:·            Познакомить учеников с писателем-земляком В.Г. Распутиным;·            П...

Что такое доброта, или Уроки доброты и милосердия по фильму М.Можар "За имя моё"

Урок по анализу кинопроизведения на морально-нравственную тему рассчитан на 2 часа. Рекомендуется провести в 7, 8, 9 классах. Поможет научиться анализировать фильм и отбирать материал для характеристи...

Урок доброты по литературе (7 класс). «Доброта лучше красоты» - по произведениям Л. Андреева «Кусака», А. Платонова «Юшка», Ф. Абрамова «О чем плачут лошади».

воспитание чуткого, доброго отношения людей к животным, друг к другу, ответственности человека за свои поступки, осознания необходимости сострадания и милосердия ко всему живому....

Технологическая карты урока литературы "Уроки французского- это уроки доброты" (про произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"

Технологическая карта итогового урока литературы по произведению  В.Г.Распутина "Уроки французского"...