Профилактика суицида (комплект материалов)
материал на тему

Профилактика суицида комплект материалов: план работы школы, рекомендации для администрации школ, диагностика, материалы для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suicid.rar44.38 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

ШКАЛА СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ (СПА)

ИНСТРУКЦИЯ: Перед вами высказывания о поведении человека, его мыслях, переживаниях. При чтении каждого высказывания подумайте, насколько оно может быть отнесено к вам и обведите или впишите в бланк одну из цифр (от 1 до 7) в зависимости от того, в какой степени это характерно для вас:

  1. - совершенно ко мне не относится;
  2. - не похоже на меня;
  3. - пожалуй, не похоже на меня;
  4. - не знаю;
  5. - пожалуй, похоже на меня;
  6. - похоже на меня;
  7. - точно про меня.

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ

  1. Я испытываю внутреннюю неловкость, когда с кем-нибудь разговариваю.
  2. Мне не хочется, чтобы окружающие догадывались, какой я, что у меня на душе, и я, представляясь перед ними, прячу свое лицо под маской.
  3. Я во всем люблю состязания, соревнования, борьбу.
  4. Я предъявляю к себе большие требования.
  5. Я часто сам ругаю себя за то, что делаю.
  6. Я часто чувствую себя униженным.
  7. Я сомневаюсь в том, что могу понравиться кому-нибудь из девочек (мальчиков).
  8. Я всегда сдерживаю свои обещания.

9.        У меня теплые,  хорошие отношения с окружающими.

  1. Я сдержанный, замкнутый, держусь ото всех чуть в стороне.
  2. Я сам виноват в своих неудачах.
  3. Я ответственный человек. На меня можно положиться.
  4. У меня чувство безнадежности. Все напрасно...
  5. Я во многом живу взглядами, правилами и убеждениями моих сверстников.
  6. Я принимаю большую часть тех правил и требований, которым должны следовать люди.
  1. У меня мало своих собственных суждений и правил.
  2. Я люблю мечтать - иногда прямо среди дня. Трудно возвращаться от мечты к реальности.
  3. У меня такое чувство, будто я зол на весь мир: на всех нападаю, огрызаюсь, никому не даю спуску. А то вдруг застряну на какой-нибудь обиде и мысленно мщу обидчику... Трудно сдерживать себя в таких случаях.
  4. Я умею управлять собой и своими поступками - заставлять себя, разрешать себе, запрещать. Самоконтроль для меня - не проблема.
  5. У меня часто портится настроение, находит уныние, хандра.
  6. Меня не очень волнует то, что касается других. Я сосредоточен на себе, занят сам собой.
  7. Люди, как правило, нравятся мне.
  8. Я легко, свободно, непринужденно выражаю то, что чувствую.
  9. Если я оказываюсь среди большого количества людей, мне бывает немножко одиноко.
  10. Мне сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
  11. Обычно я легко лажу с окружающими.
  12. Мои самые тяжелые битвы - с самим собой.
  13. Я склонен быть настороже с теми, кто почему-то обходится со мной более приятельски, чем я ожидаю.
  14. В душе я оптимист, я верю в лучшее.
  15. Я неподатливый, упрямый. Таких, как я, называют трудными людьми.
  16. Я критичен к людям и всегда сужу их, если с моей точки зрения они этого заслуживают.
  17. Чувствую себя не ведущим, а ведомым: мне еще не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.
  18. Большинство тех, кто знает меня, хорошо ко мне относится, я нравлюсь им.
  1. Иногда у меня бывают такие мысли, которыми я ни с кем не хотел бы делиться.
  2. У меня красивая фигура. Я привлекателен(а).

  1. Я чувствую бесполезность и беспомощность.  Мне нужно, чтобы кто-нибудь был рядом.
  1. Обычно я могу принять решение и твердо следовать ему.
  1. Мои решения - не мои собственные. Даже тогда, когда мне кажется, что я решаю самостоятельно, они все же приняты под влиянием других людей.
  2. Я часто испытываю чувство вины - даже тогда, когда как будто ни в чем не виноват.
  1. Я чувствую антипатию к тому, что окружает меня.
  2. Я доволен.

  1. Я выбит из колеи: не могу собраться, взять себя в руки, сосредоточиться, организовать себя.
  2. Я чувствую вялость, апатию: все, что раньше волновало меня, стало вдруг безразличным.
  3. Я уравновешен, спокоен, у меня ровное настроение.
  4. Разозлившись, я нередко выхожу из себя.
  5. Я часто чувствую себя обиженным.
  6. Я импульсивный: порывистый, нетерпеливый, действую по первому побуждению.
  7. Бывает, что я сплетничаю.

  1. Я не очень доверяю своим чувствам - они подводят меня иногда.
  2. Это довольно трудно - быть самим собой.
  3. У меня на первом месте - разум, а не чувство; прежде чем что-либо делать, я обдумываю свои поступки.
  4. Мне кажется, я вижу происходящее со мной не совсем так, как оно есть на самом деле. Вместо того, чтобы здраво взглянуть фактам в лицо, толкую их на свой лад. Словом, не отличаюсь реалистичностью.

53.        Я терпим в своем отношении к людям и принимаю каждого таким, какой он есть.

  1. Я стараюсь не думать о своих проблемах.
  2. Я считаю себя интересным человеком - заметным, привлекательным как личность.
  3. Я стеснительный, легко тушуюсь.
  4. Мне обязательно нужны какие-то напоминания, подталкивания со стороны, чтобы довести дело до конца.
  5. Я чувствую внутреннее превосходство над другими.
  6. Я - никто. Нет ничего, в чем бы я выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое «я».
  7. Я боюсь того, что подумают обо мне другие.
  8. Я честолюбивый. Я не равнодушен к успехам, похвале. В том, что я считаю существенным, мне важно быть в числе лучших.
  9. Я презираю себя сейчас.
  10. Мне не хватает духу встретить лицом к лицу трудности или ситуацию, которая грозит осложнениями, неприятными переживаниями.
  11. Я просто не уважаю себя.
  12. Я по натуре вожак и умею влиять на других.
  13. В целом я хорошо отношусь к себе.
  14. Я настойчивый, напористый, уверен в себе.
  15. Я не люблю, когда у меня с кем-то портятся отношения, особенно если разногласия грозят стать окончательными.
  16. Я долго не могу принять решение, как действовать, а потом сомневаюсь в его правильности.
  17. Я в какой-то растерянности, все спуталось, смешалось у меня.
  18. Я удовлетворен собой.
  19. Я неудачник, мне не везет.

  1. Я приятный, симпатичный, располагающий к себе человек.
  2. Я нравлюсь девочкам (мальчикам) как человек, как личность.

  75. Я стойкий женоненавистник. Презираю всякое общение с девчонками. (Я не люблю мальчишек. Презираю всякое общение с ними.)

76.Когда я должен что-то осуществить, меня охватывает страх перед провалом, а вдруг я не справлюсь, вдруг у меня не получится.

77.У меня легко, спокойно на душе. Нет ничего, что сильно бы встревожило меня.

78. Я умею упорно работать.

79. Я чувствую, что меняюсь, расту, взрослею. Мои чувства и отношения к окружающему становятся более взрослыми.

80. Случается, что я говорю о вещах, в которых совсем не разбираюсь.

81. Я всегда говорю только правду.

82. Я встревожен, обеспокоен, напряжен.

83. Чтобы заставить меня что-нибудь сделать, надо как следует настоять и я соглашусь, уступлю.

84. Я чувствую неуверенность в себе.

85. Я часто бываю вынужден защищать себя, строить доводы, которые меня оправдывают и делают мои поступки o6oснованными.

86. Я - уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.

87. Я умный.

88. Иной раз я люблю прихвастнуть.

89. Я безнадежен. Принимаю решения и тут же их нарушаю. Презираю свое бессилие, а с собой поделать ничего не могу. У меня нет воли и нет воли ее вырабатывать.

90. Я стараюсь полагаться на собственные силы, не рассчитывая ни на чью помощь.

91. Я никогда не опаздываю.

92.У меня ощущение скованности, внутренней несвободы.

93. Я отличаюсь от других.

94. Я не очень надежен, на меня нельзя положиться.

95. Мне все ясно о себе. Я себя хорошо понимаю.

96. Я - общительный, открытый человек, легко схожусь с людьми.

97. Мои силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые ставит передо мною жизнь. Я со всем могу справиться.

98. Я ничего не стою. Меня даже не принимают всерьез. Ко мне в лучшем случае снисходительны, просто терпят меня.

99. Меня беспокоит, что девочки (мальчики) слишком занимают мои мысли.

100. Все мои привычки я считаю хорошими.

КЛЮЧ

СПА состоит из 100 суждений:

37 - соответствуют критериям психологической адаптированности;

следующие 37- критериям дезадаптирования (неприятие себя и других);

26 - нейтральны (шкала лжи).

Показатели адаптированности (И +) – высказывания:

4, 5, 9, 11, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37,41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 65, 66, 67, 71, 73, 74, 77, 78, 79, 86,87,90,93,95,96,97.

Показатели дезадаптированности (И -) - высказывания:

2, 6, 7, 13, 16, 17, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 52, 54, 56, 59, 62, 63, 64, 68, 69, 70, 72, 75, 76, 82, 83, 84, 85, 89, 92, 94, 98, 99.

Шкала лжи:

8, 34, 45, 48, 80, 81, 88, 91, 100.

Коэффициент социально-психологической адаптированности вычисляется по сумме позитивных (И +) высказываний, рассортированных школьниками на 5, 6, 7 позиции шкалы, и негативных (И -), попавших в позиции 1, 2, 3.

Так как позитивных суждений в шкале 37 и столько же негативных, то гипотетическая оптимальная величина коэффициента 74, минимальная 0.

Иногда бывает полезным получить показатель дезадаптированности, который  рассчитывается как сумма позитивных высказываний (И +) распределенных на 1, 2, 3 позиции, и негативных (И -), занявших позиции 5, 6, 7.

В старшем подростковом возрасте средние индексы социально психологической адаптированности располагаются обычно в пределах 39-44 баллов.

Подобный анализ можно сделать еще по 6 факторам:

1.        ПРИНЯТИЕ - НЕПРИЯТИЕ СЕБЯ

И + 33, 35, 55, 57, 71, 73, 79, 87, 93, 94.

И- 7,59,62,64,89,94,98.

2.        ПРИНЯТИЕ ДРУГИХ - КОНФЛИКТ С ДРУГИМИ

И+ 9, 14,22,26, 53,96.

И- 2, 10,21, 28,40,60, 75.

3.        эмоциональный дискомфорт (тревога, беспокойство или, напротив, апатия)

И+   23,29,41,44,47,77.

И-   6,42,43,49,50,56,82,87.

4.        ожидание внутреннего контроля (ориентация на то, что достижение жизненных целей зависит от тебя самого, акцентируется личная ответственность и компетентность) - ожидание внешнего контроля (расчет на толчок и поддержку извне, пассивность в решении жизненных задач)

И +   4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 67, 78, 90, 97.

И-  13,25,36,52,57,63,70,72,76.

5.        ДОМИНИРОВАНИЕ - ВЕДОМОСТЬ  (зависимость от других)

И+   58,61,65.

И-   16,32,38,68,83,86.

6.        «УХОД» ОТ ПРОБЛЕМЫ
И-   17,18,54,64,85.

Подсчет баллов идет по той же схеме, что и для коэффициента  социально-психологической адаптированности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей по профилактике суицида

В буклете представлены рекомендации для родителей по профилактике суицида среди подростков...

Профилактика суицидов. В помощь классному руководителю

Уважаемые коллеги! Советы классному руководителю по работе с подростками "группы риска".  Памятка учителю....

Образовательная программа "Профилактика суицида"+презентации, родительские собрания, рекомендации родителям, буклеты, методические разработки.

Данная программа направлена на профилактику суицида и суицидального поведения среди учащихся общеобразовательной школы....

Суицидальное поведение подростков (причины, профилактика). («Родителям о детях» - рекомендации по профилактике суицида).

Суицидальное поведение подростков (причины, профилактика). («Родителям о детях» - рекомендации по профилактике суицида)....

Материалы по профилактике суицида

Суицид - самоубийство -  как трактует словарь русского языка  С.И.Ожегова - это намеренное лишение себя жизни [1].Самоубийство - это реакция человека на проблему, кажущуюся непреодолимой, ка...

Суицид - выход есть всегда. Памятка по профилактике суицида в детской среде.

Данная памятка рассчитана для детей старшего школьного возраста. Рассматривается тема по профилактике суицида в детской среде. Размещайте данную памятку в группе класса, в соц.сетях....

Темы классных часов по профилактике употребления ПАВ, профилактика суицида, профилактика Буллинга и Кибербезопасность, противоправные нарушения.

Темы классных часов по профилактике употребления ПАВ, профилактика суицида, профилактика  Буллинга и Кибербезопасность, противоправные нарушения....