Сообщение: «Развитие умения пользоваться навыками общения в повседневной жизни»
статья по теме

Погосова Ирина Сергеевна

Сообщение для педагогов РЦ для воспитанников с отклонениями в умственном развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_2012.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

СООБЩЕНИЕ

ТЕМА:

«РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ

НАВЫКАМИ ОБЩЕНИЯ В

ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»

Общение является реальностью человеческих отношений, это совместная деятельность нескольких человек: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, они всегда общаются в некоторой деятельности «по поводу» нее. Таким образом, общение всегда свойственно деятельному человеку, а его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Именно это пересечение и создает определенные отношения между людьми, формирует общность людей, выполняющих совместную деятельность (А.А. Бодалев, Л.П. Буева, Л.С. Выготский,        А.А.        Леонтьев.).                                                                                                                                          Ценность навыков общения и удовлетворение, которое мы получаем от овладения ими, определяется тем, как нам удаётся их использовать. Умственно отсталый воспитанник, даже с очень ограниченным диапазоном слов и жестов, может использовать свои несложные умения для выражения целого ряда социальных, эмоциональных и физических потребностей. Каждому из тех, кто умеет слушать окружающих и вносить свою лепту во взаимодействие, можно помочь более эффективно использовать уже приобретённые  навыки общения.

Умение завязывать и поддерживать разговор.        

     Полноценное общение предполагает баланс между умением вести разговор и умением отвечать на слова собеседников. Воспитанники, хорошо овладевшие умением соблюдать очерёдность, нередко приходят к этому балансу самостоятельно, без специальных занятий. Однако бывает, что естественным образом такой баланс не достигается. Есть умственно отсталые дети, которые любят поговорить о том, что их интересует, но то, что говорят другие, не слушают. А есть те, которые вступают в разговор только тогда, когда сними кто-нибудь заговорит, но сами редко завязывают беседу. Ни та, ни другая крайность  не способствует истинному, полноценному общению, и поэтому налаживание баланса, о котором мы говорим, должно стать важным направлением работы.

     Возможно, перечисление всего, чему нужно учить умеренно и тяжело умственно отсталого ребёнка, покажется невероятно сложным. Однако многие из этих умений можно освоить одновременно. Нужно только ясно понять, к какому именно результату надо стремиться.

     Более того, занятия по развитию речи, по большей части, могут и должны быть частью обычной повседневной деятельности. Независимо от возраста воспитанника старайтесь всем своим поведением передать ему вашу умеренность в том, что он сможет вам ответить. Дайте ему время. Пока не увидите, что он явно переключился на что-то другое, ждите его ответа.

     Кроме того, старайтесь предоставить ему время и возможность самому начать общение. Если говорите именно вы, если вы всегда берёте инициативу на себя, у ребёнка просто не будет возможности понять, какой может быть его роль в процессе взаимодействия с другим человеком.

        Разговаривать с воспитанником действительно очень важно, однако при этом стремитесь вести себя как участник диалога (двустороннего общения), даже в том случае, если ребёнок может ответить вам только своим взглядом или вниманием. Чтобы ощутить его реакцию делайте в разговоре паузы. Ждите. Дайте ему время. Выражайте уверенность, что он вам ответит – и он ответит!

Умение давать.

        Когда ребёнок что-то кому-то даёт, это действие можно рассматривать как ярко выраженный акт общения.

        Сначала следует учить его давать предметы в ответ на соответствующую просьбу. Для того чтобы помочь ему делать это без просьбы. Надо привлекать его к различной деятельности. В которой кроме педагогов участвуют и другие воспитанники.

Умение делится информацией.

Старайтесь использовать любую возможность чтобы показать умственно отсталому какие-нибудь вещи и называть их. Вопросы «Что это?» и «Кто это?» и «Что случилось?» не только позволят воспитаннику что-то сказать вам в ответ. Но и подскажут ему, как можно обратится к окружающим с вопросом. А это очень важная сторона межличностных контактов.

Умение отказываться.

Если умственно отсталый воспитанник чего-то не любит или не хочет. Почти каждый очень чётко это демонстрирует. Для того чтобы выразить свой отказ в истинно коммуникативной форме, они должны осознавать, что окружающие их люди играют определенную роль в  удалении или приближении к ним желаемого.

        Таким образом, процесс общения, невозможен без заинтересованности в нем, без потребности человека в этих процессах. По своей природе эта потребность состоит в стремлении человека к познанию и оценке самого себя через других людей и с их помощью. Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия индивида с окружающими людьми.

        

Используемая литература:

  1. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе» - СПб.: Речь. – 2005 г.
  2. Бутелёва Б.В. “Поговорим о воспитании”. С.-Пб., 1994 г.
  3. Мудрик А.В. “Введение в социальную педагогику”. М., 1997 г.
  4. Титаренко А.И. “Нравственные основы общения”. М., 1997  

  Воспитатель: Погосова И.С.

        4 мая 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...

Задания В4 при организации индивидуального повторения (на отработку умений использовать приобретенные математические знания в практической деятельности и повседневной жизни)Смышляева На

"Задания В4 при организации индивидуального повторения (на отработку умений использовать приобретенны математические знания в практической деятельности и повседневной жизни)"Смышляева Натал...

Ролевая игра как прием интенсификации процесса развития умений в иноязычном устно-речевом общении у учащихся средней общеобразовательной школы (на материале английского языка)

Ролевая игра как прием интенсификации процесса развития умений в иноязычном устно-речевом общении у учащихся средней общеобразовательной школы(на материале английского языка). Теоретические основы....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.

   Для успешного усвоения детьми речи требуется постоянная и целенаправленная работа воспитателей, которая ведется не только на занятиях, но и в повседневной жизни....

"Развитие внимания в повседневной жизни" презентация

Презентация опыта работы в коррекционной школе...

Научная конференция "Первые шаги в науку". Тема : SMS – сообщения как новая форма общения 21 в.или Такие разные письма...

Научная конференци   "Первые шаги в науку".   Тема : SMS – сообщения  как новая форма общения 21 в.или  Такие разные письма......