Культура общения как условие повышения педагогического мастерства учителя.
статья по теме
«Любовь воспитателя к воспитанникам - не готовое чувство, с которым он пришел на ниву педагогического труда. Это неусыпная, тяжелая, захватывающая работа». Это путь развития собственной личности, а не просто приобретение «технологических умений». И одна из тропинок, ведущих учителя на этом пути к успеху,- это культура общения. Предлагаемый мною материал был подготовлен для выступления на педсовете, он может быть использован в качестве рекомендаций учителями как начинающими, так и имеющими свой опыт работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_obshcheniya_kak_uslovie_povysheniya.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Культура общения как условие повышения
педагогического мастерства учителя.
Гений коммуникабельности не есть
самый общительный человек, но самый
превосходный в общении.
В.Леви.
Главная фигура в школе – ученик, для воспитания и образования которого нужен учитель. Какой же нужен сегодня учитель, каким требованиям он должен отвечать? Обратимся к высказываниям наших учеников. Они считают, что учитель- «главный человек в их жизни» и что он должен быть «образованным, умным, пунктуальным, тактичным и общительным человеком». Такого учителя дети считают идеальным и признаются, что далеко не все мы соответствуем их идеалу. Почему? Мы прекрасно знаем, что обществу нужны люди, умеющие ориентироваться в быстро изменяющейся жизни, принимать самостоятельные решения, гибкие в общении, как знаем и то, что немаловажная роль в формировании именно такой личности принадлежит нам. Но мы знаем и то, что в школе чаще всего ценится учитель, который дает прочные знания, а на то, как он общается с учениками, закрывают глаза. В большинстве случаев мы общается с учениками по поводу их совместной деятельности, гораздо реже бывает так, что мы видим в ученике индивидуальность и стремимся к общению с ним, чтобы обогатить духовно и себя. Тем не менее, мы вынуждены признать, что педагогическое общение, психология и культура общения – это не просто инструмент в ряду инструментов педагогики, но и одно из важнейших условий ее успешности, составляющие грамотной педагогики.
В своем выступлении я могу много говорить о том, что мы с вами «асы в педагогике». Ведь мы прекрасно знаем цели своей работы и индивидуальные особенности учеников, владеем новыми технологиями обучения, мы знаем, как научить ребят правильно работать с книгой и даже знаем, как правильно построить воспитательный процесс с учетом полоролевых признаков личности ученика. Но при всем при этом конфликтов с учениками у нас не становится меньше, а, как известно, причиной конфликтов является низкий уровень педагогического общения. Предлагаю принять участие в педагогическом анкетировании, ответить на вопросы, которые помогут вам понять, какие проблемы связаны с педагогикой общения.
1. Частая причина конфликтов – отсутствие доверия и уважения к ученикам при высокой требовательности к ним, стремление подогнать всех под единый шаблон. Всегда ли мы строим свое общение с учениками на доверии и относимся уважительно ко всем, в том числе и к отстающим в учебе? Не секрет, что мы часто этим «грешим», и доказать при этом, что мы проявляем дифференцированный подход к личности, пожалуй, будет сложно.
2. Согласны ли вы, что сказывается на наших отношениях с учениками то, что к одним из них мы обращаемся по имени, к другим - по фамилии? Может быть, таким образом мы проявляем «индивидуальный подход» к личности?
3. Важно и то, знаем ли мы интересы, увлечения наших воспитанников, не только отрицательные, но и положительные стороны их личности, умеем ли в этом положительном найти то необходимое, что могло бы заинтересовать ребенка, раскрыть его способности?
4. Умеем ли мы правильно оценивать психическое состояние ученика в конкретной ситуации, понимать мотивы его поведения. Речь идет о педагогической интуиции. Вопрос в том, все ли мы обладаем ею?
5. Всегда ли мы способны провести ярко классное собрание, помочь в работе над трудным, непонятным материалом, разрешить спорные вопросы, то есть обладаем ли достаточно широким кругозором для того, чтобы проявить его не только во время проведения открытых уроков и мероприятий, а в повседневной деятельности?
6. Часто ли мы опираемся в работе на неформальные объединения школьников, в силах ли добиться того, чтобы группировки с наиболее высокими духовными ценностями стали самыми авторитетными, а лидерами коллектива стали ученики с более высокими морально – волевыми качествами?
7. Еще одно, пожалуй, главное условие успешной деятельности учителя, стремящегося эффективно работать, - это любовь к детям, удовлетворение, радость от общения. Можем ли мы сказать о себе, что работаем не ради заработной платы, не ради карьеры, а ради живых людей, ради детей, ради нашего будущего?
Если на все вопросы этого своеобразного педагогического анкетирования вы ответили «да», то можете рассчитывать в работе на успех, так как основы педагогики общения вам хорошо знакомы и в своей работе вы ориентируетесь на них.
Исходя из данных этого анкетирования, можно составить психологический портрет успешного учителя. Он доброжелателен по отношению к детям, симпатичен им, с приветливой улыбкой на лице, обладает притягательностью и обаянием. Притягательность – результата человеколюбия, умения понять другого человека, готовность не только сочувствовать, но и сопереживать ему и радоваться его успехам. В отношениях с людьми он, как правило, демонстрирует спокойную сдержанность, скромность, вежливую строгость, в деловые отношения включает дружеский разговор, душевную улыбку. Несомненно, он оптимист, так как верит в каждого ученика, готов работать с ним. Именно о таком учителе рассуждали под руководством А.П.Братиновой ученики 8-х классов: « Идеальный учитель- это не профессия, а призвание». «Он ладит с детьми и умеет к каждому найти подход». «Он не имеет любимцев и ко всем относится ровно». «Он понимающий». «Он должен быть таким, какой он есть в эту минуту, на этом уроке, в этом классе. И цель его – научить детей не только грамоте, математике, но и правилам дальнейшей сложной взрослой жизни.»
Завершить разговор о культуре общения хотелось бы двумя этюдами. Один из них взят из книги Е.А.Крашенинниковой «Шаг навстречу». Автор книги рассказала о пятилетней девочке Наташе, назвав ее гением общения. Почему? Да потому, что ребенок, сам того не сознавая, выполнил главные заповеди общения. Автор статьи утверждает, что если бы взрослые сумели обучить подростков этой великолепной, свободной манере завязывать контакты, то ребята были бы подготовлены к жизни и стали бы более счастливыми. Второй этюд представил нашему вниманию ведущий телепередачи «В мире животных» Н.Н.Дроздов. Он рассказал о том, как готовил своих питомцев к студийной обстановке. Пусть не смутит нас этот пример, но в нем заключен тот же механизм, что действует в общении между воспитателем и ребенком – механизм выравнивания общающихся. Равенство сказывается в том, что партнеры по общению, забыв о своих социальных, возрастных или других положениях, оказываются одинаково заинтересованными в разрешении какого- либо вопроса. Добиваясь равенства в общении, люди должны приспосабливаться друг к другу. Как только появляется то, что может объединить их, общение набирает силу. Выбрала я эти истории из жизни, на первый взгляд далекие от педагогики, чтобы еще раз привести к выводу: «Любовь воспитателя к воспитанникам - не готовое чувство, с которым он пришел на ниву педагогического труда. Это неусыпная, тяжелая, захватывающая работа». Это путь развития собственной личности, а не просто приобретение «технологических умений».
И одна из тропинок, ведущих учителя на этом пути к успеху,- это культура общения.
Использованная литература:
1.Сухомлинский В.А. «Рождение гражданина». М., 1979, с6.
2. Чурсина Л. «Тема педсовета – формирование общей культуры школьников», ж/л «Народное образование», 8/ 02, с 61.
3. Молокова М.А. «Стратегия сотрудничества в конфликте», сборник научно – методических работ «Образование: проблемы, поиск, решения», №3 2001 г.
4. Крашенинникова Е.А. «Шаг навстречу». М., «Просвещение», 1988г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в профессиональных и творческих Интернет-конкурсах как условие повышения квалификации учителя
Сегодня уже невозможно представить себе педагогическое сообщество без интернет-пространства, которое позволяет идти в ногу со временем и даёт неограниченные возможности повышения ква...
Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)
Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...
САМООБРАЗОВАНИЕ как одно из условий повышения профессионализма учителя
САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни...
САМООБРАЗОВАНИЕ как одно из условий повышения профессионализма учителяДиагностика и мониторинг в условиях инновационной деятельности школы
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным нап...
Проект "Повышение компетентности учителей физики в области современных образовательных технологий, как условие повышения качества образования"
Проект направлен на изучение современных образовательных технолий и использование учителями физики в своей деятельности....
Проект "Повышение компетентности учителей физики в области современных образовательных технологий, как условие повышения качества образования"
Проек направлен на изучение с учителями физики современных образовательных технологий и применение их в своей деятельности....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Формирование культуры общения как условие нравственного становления школьника"
Цель: Формирование у школьников культуры общения, т..е. , образ жизни, ориентирующий растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом предудущих поколений.Задачи: формировать культуру ...