Роль классного руководителя в проблемном классе
презентация к уроку по теме

Моя философия - конструктивное взаимодействие учителя с учеником.

Принципы:

  • роль ненавязчивого лидера, каждый раз подталкивающего ученика к необходимости осознанного выбора;
  • использую стратегию поддержки;
  • пытаться сохранить внутреннюю свободу ученика и учителя;
  • вовлекать семью в данный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_klassnogo_rukovoditelya.rar178.51 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД  НА  ПЕДСОВЕТЕ (АПРЕЛЬ, 2011 год)

Петрова Н.Б.

Роль классного руководителя  в проблемном классе.  

«Проблемные учащиеся -  дети,у которых наблюдаются проблемы дисциплины

(сотни способов мешать уроку), дети- у которых констатируется стойкий неуспех в учебе.

Причины могут быть самые разные

  1. Сем-я ситуация (уровень культ-ы, ур. Требоват-сти, обделены любовью,вним-м
  2. Болезни, травмы (псих., физиолог.)
  3. Особенности хар-а

В реагировании педагогов на плохое поведение детей можно  выделить 3 подхода:

1.  «Руки прочь» - невмешательский подход (ученики сами постепенно научатся

управлять своим поведением)

2.  .«Твердая рука» - жесткий контроль совершенно необходим для воспитания

(требуют, командуют, управляют)ю Эта программа дисциплины предполагает

овладение навыками манипулирования учениками ради их же блага.

Мы сильнее, нам проще задавить.

3.  « Возьмемся за руки» - Ключевое понятие в подходе – конструктивное  взаимодействие  учителя с учеником.

 это трудная роль ненавязчивого лидера,  каждый раз подталкивающего ученика к необходимости осознанного выбора.   Эта программа дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с учениками и повышении их самоуважения с помощью

стратегии поддержки. Создании ситуации успеха

При этом

Критерием  компетентности педаг-го общения  явл-ся сохранение внутренней свободы партнера по общению.  

Правил-м счит-ся общ-е, в рез-те кот-го ученик и учитель не теряют внутр. свободы.

1. уч-к выбирает повед-е, и учитель помогает сделать выбор осознанным

2. свобода выбора – это готовность отвечать за его последствия

Я выбираю ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ с учеником, моя философия подхода основана на

известной всем идее о праве ребенка на собственный путь развития.

Одна из главных целей – способствовать развитию потенц-х возможностей каждого ребенка.  Внедрение данной философии предполагает 3 осн-х направл-я:

-  индивидуализация работы с детьми

-  предоставлять ребенку свободу выбора

-  вовлечение семьи в данный процесс.

Применяя технологию наблюдения и анализа, я могу сказать , что в моем классе

 бол-во гиперакт-х детей, один агрессивный и 2 тревожных ребенка.

Авторы психол-го словаря относят к внешним проявлениям гиперакт-сти

-невнимат-сть, отвлекаемость, импульсивность, повышен.-я двигат. Активность, трудности в обучении, низкая самооценка.

Изв. Амер. Психолог В.Оклендер так характ-ет детей:

« Гиперакт-му ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, чрезмерно говорлив, может раздражать манерой повед-я, плохая координация, недост.-й мышечный контроль, роняет вещи, теряет вещи, ломает , такому ребенку трудно концентрировать и удерж-ть внимание, он легко отвлекается, часто задает множ-во вопросов, но редко дожидается ответа.

Добиться того, чтобы гиперакт-й ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить с ним в мире и сотр-ть – вполне посильная задача.

Шаги моего плана действий:

  1. НАБЛЮДЕНИЕ и описание повед-я (только факты, избегая эффектных ярлыков)

      2.  Определение истинной цели, «мотива» нарушения дисциплины.

            Я выделила четыре  цели:

  1. Привлечение внимания;
  2. Власть (для некоторых важно быть главным);
  3. Месть (за реальную или вымышленную обиду: учителям, детям, всему миру);
  4. Избегание неудачи (боятся повторить поражение, поэтому в тетрадях ничего не пишут, начинают придумывать завышенные требования).

3.  Выбор техники экстренного вмешательства в момент нарушения дисциплины.

Необходимо помнить, что педвоздействие – это не наказание. Пед.вмешательство преследует две цели: остановить неприемлемое поведение и повлиять на дальнейший выбор учеником более приемлемого поведения. Воздействие должно быть быстрым, верным, обязательным.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА.

Приемы и техники педвоздействия  при мотиве

Цель – привлечение внимания. (когда уч-к хочет твоего внимания)

Стратегия 1 (мое повед-е): Минимизация внимания.

  1. Контакт глазами
  2. Становиться рядом
  3. Вставлять имя ученика в текст объяснения урока
  4. Посылать секретный знак (HUSH)
  5. Использовать «я» высказывания (высказывание содержит просьбу, описывание эффекта от плохого поведения: «Ой, у меня горло болит, я не могу говорить громко, а ты у меня молодец, выйди и помоги мне»)4

Стратегия 2: Делать неожиданности.

  1. Выключить свет
  2. Изменить голос
  3. Говорить со стеной или с портретом (использовать юмор)
  4. Или временно прекратить вести урок (но я с этим не согласна, времени мало).

Стратегия 3: отвлечь ученика (сублимировать)

  1. Завалить вопросами (изменить его деятельность).

Стратегия 4: Благодарить все время учеников. (как ты мне помогаешь)

Стратегия 5: Пересаживать учеников. (стол размышлений).

           Цель (мотив) плох. повед-я – власть или месть.

Стратегия 1: Изящный уход.

  1. Убрать зрителей (дать задание)
  2. Согласиться с учеником, но сделать логический вывод, который нужен Вам.
  3. Использовать удаление (психологическая изоляция его)

         .Цель – избегание неудачи.

Стратегия 1: Изменение методов объяснения.

  1. Учить за раз чему-то одному (физика и английский, чувствуют удовлетворение от успеха; многоразовое объяснение);
  2. Дополнительная помощь от учителя
  3. Постоянно спраш-ть :Есть в-сы,  Перед зад-ем «Я смогу, Я могу»

Стратегия 2: Делать ошибки нормальным и нужным явлением: показывать ценность ошибки как попытки; минимизировать последствия от сделанных ошибок.

Стратегия 3: Формировать веру в успех; подчеркивать любые улучшения; раскрывать сильные стороны своих учеников; демонстрировать веру в своих учеников; признавать трудности своих заданий;

Стратегия 5: Концентрировать внимание учеников на уже достигнутых в прошлом успехов; закреплять успехи; снимать неуверенность в себе (сочинять о себе и о других), самопризнание.(повышать самооценку)

 4. Разработка стратегии поддержки для формирования уважения.

Приемы экстренного педвмешательства по отношению к конкретному ученику – это не гарантирует того, что завтра или послезавтра или через неделю ученик не повторит своей безобразной выходки, т.е. экстренное педвоздействие не может изменить характер поведения в целом,  а стратегия поддержки для повышения самоуважения может. Самоуважение школьника определяется чувством причастности, принадлежности к школьной жизни. Самоуважение школьника формируется, когда он:

  1. Ощущает свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальная состоятельность) см. ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВЗРОСЛОГО

+ тестирование в ВШЭ (рус. мат.) + интегрирован-й урок эк. + англ.

  1. Коммуникативная состоятельность
  2. Вносит свой особый вклад в жизнь класса и школы

(состоятельность в деятельности: выступления).

Коммуникативная состоятельность:

Принятие ученика, внимание, уважение, одобрение его хороших действий, ТЕПЛЫЕ ЧУВСТВА, когда я моделирую эти пять составляющих общения, то я учу детей тому, как заводить и укреплять позитивные отношения с другими.

Качественное внимание требует несколько мгновений, а результаты его помнят и чувствуются часы и дни. (несколько минут до или после урока сказать одно, два слова каждому индивидуально.

Выслушивать учеников – это не значит, что я должна решить его проблемы, но качественно дать консультацию, совет, прежде всего выслушать.

-Запомнить то , что они тебе рассказывают, но в беседе в подходящий момент использовать эту информацию.

-Кушать вместе с учениками, за их столом.

-Приглашать их на обед к себе домой.

-Выражать искренний интерес к хобби своих учеников.

-Если ученик сделал что-то полезное для школы и класса, признание его действий д. выражаться в настоящем времени. Пару строк родителям об успехах их ребенка.

-На родительских собраниях, начинаю с благодарности за детей.

-Делегирование заданий

Т.К. классный рук-ль не всегда может заметить все хорошее, что происходит

В классе, то я прошу учеников сообщать мне о том. Что заслуживает признания;

(привыкли сообщать о себе, а теперь и о других в классе.  Постоянно даю установку,

Что вы единое целое. Каждый со своими отличительными прекрасными качествами, которым надо позволить выйти вперед и лидировать)(найти отправную полож.

точку и за нее цепляюсь

Зацепки за положительное. За позитивную точку, которую стараюсь превратить в стержень, тем самым повысить самоуважение.

СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ в ДЕЯТ-СТИ

Групповые подготовки к праздникам,  им необходим подвижн. Отдых (*пикник:

Веревки, ориентир., текст в стекл. Банки – собрать по карте)

Чаепитию на 23 февр. на 8 м., танец – следить друг за другом.; уборка класса географии

Участие в конкурсах (конк. Инсцен=й воен. Песни; украш. Кабинета –игрушки делали 2 месяца,

Просить их о всякой мелочи – печенье принести из машины.

Активных и властолюбивых учеников стараться канализировать их энергию, удовлетворить их потребность организовать, руководить. Эффективно «Мы на тебя надеемся!

Посещение уроков родителями; сама сидела на уроках

Мини-педсовет:

Постоянная связьс родит. (телефон – самое быстрое и эффективное)

Взяли шевство: девочки над мальчиками (постоянный контроль)

Акцент делаю на индивид. работу.

Создать ситуацию УСПЕХА!

Одобрительный пароль: Умничка, ты. Моя!

При подготовке к педсовету:» Ребята, я без вас не справлюсь, помогите.

Проведем анкетирование:  Что Вы читаете?  Чтобы Вы хотели изменить в своей жизни?

Что Вы цените в учителях? См. анкеты

Здорово, когда мой учитель досконально знает свой предмет;

-связывает теорию с практикой (реальные ситуациииз жизни)

-позволяет себе ошибиться

-интересуется мнением учащихся

-дает возможность обратиться с вопросами, возникшими в ходе урока

-верит в ученика

На будущее планируюпринять правила вместе с учениками.

ЦЕЛЬ -  помочь классу эффективно учиться и эффективно функционировать:

-  Те правила, которые описывают все вещи, способствующие хорошей жизни

 и приятной учебе

-  Те правила,которые запрещают делать жизнь в классе трудной и запрещают

срывать учебу.

Схематично помочь ребенку разобраться со своим состоянием. Настроением, посланием своего тела.

Хочу поблагодарить соц. Педагога – Наталью Петровну

Над. Ивановну – не сдаваться до последнего (тестирование в ВШЭ)

Тат. Вас. В правильной и своевременной организации мини-педсовета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"

В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно  из важных направл...

"Роль классного руководителя в организации антинаркотической профилактики в школе". Материалы к семинару классных руководителей.

Материал может быть использован для проведения семинара как для классных руководителей, так и для заместителей директоров по воспитательной работе школ. Цель: воспитание психологического иммунитета у ...

Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).

Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...