Роль классного руководителя в проблемном классе
презентация к уроку по теме
Моя философия - конструктивное взаимодействие учителя с учеником.
Принципы:
- роль ненавязчивого лидера, каждый раз подталкивающего ученика к необходимости осознанного выбора;
- использую стратегию поддержки;
- пытаться сохранить внутреннюю свободу ученика и учителя;
- вовлекать семью в данный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_klassnogo_rukovoditelya.rar | 178.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ (АПРЕЛЬ, 2011 год)
Петрова Н.Б.
Роль классного руководителя в проблемном классе.
«Проблемные учащиеся - дети,у которых наблюдаются проблемы дисциплины
(сотни способов мешать уроку), дети- у которых констатируется стойкий неуспех в учебе.
Причины могут быть самые разные
- Сем-я ситуация (уровень культ-ы, ур. Требоват-сти, обделены любовью,вним-м
- Болезни, травмы (псих., физиолог.)
- Особенности хар-а
В реагировании педагогов на плохое поведение детей можно выделить 3 подхода:
1. «Руки прочь» - невмешательский подход (ученики сами постепенно научатся
управлять своим поведением)
2. .«Твердая рука» - жесткий контроль совершенно необходим для воспитания
(требуют, командуют, управляют)ю Эта программа дисциплины предполагает
овладение навыками манипулирования учениками ради их же блага.
Мы сильнее, нам проще задавить.
3. « Возьмемся за руки» - Ключевое понятие в подходе – конструктивное взаимодействие учителя с учеником.
это трудная роль ненавязчивого лидера, каждый раз подталкивающего ученика к необходимости осознанного выбора. Эта программа дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с учениками и повышении их самоуважения с помощью
стратегии поддержки. Создании ситуации успеха
При этом
Критерием компетентности педаг-го общения явл-ся сохранение внутренней свободы партнера по общению.
Правил-м счит-ся общ-е, в рез-те кот-го ученик и учитель не теряют внутр. свободы.
1. уч-к выбирает повед-е, и учитель помогает сделать выбор осознанным
2. свобода выбора – это готовность отвечать за его последствия
Я выбираю ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ с учеником, моя философия подхода основана на
известной всем идее о праве ребенка на собственный путь развития.
Одна из главных целей – способствовать развитию потенц-х возможностей каждого ребенка. Внедрение данной философии предполагает 3 осн-х направл-я:
- индивидуализация работы с детьми
- предоставлять ребенку свободу выбора
- вовлечение семьи в данный процесс.
Применяя технологию наблюдения и анализа, я могу сказать , что в моем классе
бол-во гиперакт-х детей, один агрессивный и 2 тревожных ребенка.
Авторы психол-го словаря относят к внешним проявлениям гиперакт-сти
-невнимат-сть, отвлекаемость, импульсивность, повышен.-я двигат. Активность, трудности в обучении, низкая самооценка.
Изв. Амер. Психолог В.Оклендер так характ-ет детей:
« Гиперакт-му ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, чрезмерно говорлив, может раздражать манерой повед-я, плохая координация, недост.-й мышечный контроль, роняет вещи, теряет вещи, ломает , такому ребенку трудно концентрировать и удерж-ть внимание, он легко отвлекается, часто задает множ-во вопросов, но редко дожидается ответа.
Добиться того, чтобы гиперакт-й ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить с ним в мире и сотр-ть – вполне посильная задача.
Шаги моего плана действий:
- НАБЛЮДЕНИЕ и описание повед-я (только факты, избегая эффектных ярлыков)
2. Определение истинной цели, «мотива» нарушения дисциплины.
Я выделила четыре цели:
- Привлечение внимания;
- Власть (для некоторых важно быть главным);
- Месть (за реальную или вымышленную обиду: учителям, детям, всему миру);
- Избегание неудачи (боятся повторить поражение, поэтому в тетрадях ничего не пишут, начинают придумывать завышенные требования).
3. Выбор техники экстренного вмешательства в момент нарушения дисциплины.
Необходимо помнить, что педвоздействие – это не наказание. Пед.вмешательство преследует две цели: остановить неприемлемое поведение и повлиять на дальнейший выбор учеником более приемлемого поведения. Воздействие должно быть быстрым, верным, обязательным.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА.
Приемы и техники педвоздействия при мотиве
Цель – привлечение внимания. (когда уч-к хочет твоего внимания)
Стратегия 1 (мое повед-е): Минимизация внимания.
- Контакт глазами
- Становиться рядом
- Вставлять имя ученика в текст объяснения урока
- Посылать секретный знак (HUSH)
- Использовать «я» высказывания (высказывание содержит просьбу, описывание эффекта от плохого поведения: «Ой, у меня горло болит, я не могу говорить громко, а ты у меня молодец, выйди и помоги мне»)4
Стратегия 2: Делать неожиданности.
- Выключить свет
- Изменить голос
- Говорить со стеной или с портретом (использовать юмор)
- Или временно прекратить вести урок (но я с этим не согласна, времени мало).
Стратегия 3: отвлечь ученика (сублимировать)
- Завалить вопросами (изменить его деятельность).
Стратегия 4: Благодарить все время учеников. (как ты мне помогаешь)
Стратегия 5: Пересаживать учеников. (стол размышлений).
Цель (мотив) плох. повед-я – власть или месть.
Стратегия 1: Изящный уход.
- Убрать зрителей (дать задание)
- Согласиться с учеником, но сделать логический вывод, который нужен Вам.
- Использовать удаление (психологическая изоляция его)
.Цель – избегание неудачи.
Стратегия 1: Изменение методов объяснения.
- Учить за раз чему-то одному (физика и английский, чувствуют удовлетворение от успеха; многоразовое объяснение);
- Дополнительная помощь от учителя
- Постоянно спраш-ть :Есть в-сы, Перед зад-ем «Я смогу, Я могу»
Стратегия 2: Делать ошибки нормальным и нужным явлением: показывать ценность ошибки как попытки; минимизировать последствия от сделанных ошибок.
Стратегия 3: Формировать веру в успех; подчеркивать любые улучшения; раскрывать сильные стороны своих учеников; демонстрировать веру в своих учеников; признавать трудности своих заданий;
Стратегия 5: Концентрировать внимание учеников на уже достигнутых в прошлом успехов; закреплять успехи; снимать неуверенность в себе (сочинять о себе и о других), самопризнание.(повышать самооценку)
4. Разработка стратегии поддержки для формирования уважения.
Приемы экстренного педвмешательства по отношению к конкретному ученику – это не гарантирует того, что завтра или послезавтра или через неделю ученик не повторит своей безобразной выходки, т.е. экстренное педвоздействие не может изменить характер поведения в целом, а стратегия поддержки для повышения самоуважения может. Самоуважение школьника определяется чувством причастности, принадлежности к школьной жизни. Самоуважение школьника формируется, когда он:
- Ощущает свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальная состоятельность) см. ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВЗРОСЛОГО
+ тестирование в ВШЭ (рус. мат.) + интегрирован-й урок эк. + англ.
- Коммуникативная состоятельность
- Вносит свой особый вклад в жизнь класса и школы
(состоятельность в деятельности: выступления).
Коммуникативная состоятельность:
Принятие ученика, внимание, уважение, одобрение его хороших действий, ТЕПЛЫЕ ЧУВСТВА, когда я моделирую эти пять составляющих общения, то я учу детей тому, как заводить и укреплять позитивные отношения с другими.
Качественное внимание требует несколько мгновений, а результаты его помнят и чувствуются часы и дни. (несколько минут до или после урока сказать одно, два слова каждому индивидуально.
Выслушивать учеников – это не значит, что я должна решить его проблемы, но качественно дать консультацию, совет, прежде всего выслушать.
-Запомнить то , что они тебе рассказывают, но в беседе в подходящий момент использовать эту информацию.
-Кушать вместе с учениками, за их столом.
-Приглашать их на обед к себе домой.
-Выражать искренний интерес к хобби своих учеников.
-Если ученик сделал что-то полезное для школы и класса, признание его действий д. выражаться в настоящем времени. Пару строк родителям об успехах их ребенка.
-На родительских собраниях, начинаю с благодарности за детей.
-Делегирование заданий
Т.К. классный рук-ль не всегда может заметить все хорошее, что происходит
В классе, то я прошу учеников сообщать мне о том. Что заслуживает признания;
(привыкли сообщать о себе, а теперь и о других в классе. Постоянно даю установку,
Что вы единое целое. Каждый со своими отличительными прекрасными качествами, которым надо позволить выйти вперед и лидировать)(найти отправную полож.
точку и за нее цепляюсь
Зацепки за положительное. За позитивную точку, которую стараюсь превратить в стержень, тем самым повысить самоуважение.
СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ в ДЕЯТ-СТИ
Групповые подготовки к праздникам, им необходим подвижн. Отдых (*пикник:
Веревки, ориентир., текст в стекл. Банки – собрать по карте)
Чаепитию на 23 февр. на 8 м., танец – следить друг за другом.; уборка класса географии
Участие в конкурсах (конк. Инсцен=й воен. Песни; украш. Кабинета –игрушки делали 2 месяца,
Просить их о всякой мелочи – печенье принести из машины.
Активных и властолюбивых учеников стараться канализировать их энергию, удовлетворить их потребность организовать, руководить. Эффективно «Мы на тебя надеемся!
Посещение уроков родителями; сама сидела на уроках
Мини-педсовет:
Постоянная связьс родит. (телефон – самое быстрое и эффективное)
Взяли шевство: девочки над мальчиками (постоянный контроль)
Акцент делаю на индивид. работу.
Создать ситуацию УСПЕХА!
Одобрительный пароль: Умничка, ты. Моя!
При подготовке к педсовету:» Ребята, я без вас не справлюсь, помогите.
Проведем анкетирование: Что Вы читаете? Чтобы Вы хотели изменить в своей жизни?
Что Вы цените в учителях? См. анкеты
Здорово, когда мой учитель досконально знает свой предмет;
-связывает теорию с практикой (реальные ситуациииз жизни)
-позволяет себе ошибиться
-интересуется мнением учащихся
-дает возможность обратиться с вопросами, возникшими в ходе урока
-верит в ученика
На будущее планируюпринять правила вместе с учениками.
ЦЕЛЬ - помочь классу эффективно учиться и эффективно функционировать:
- Те правила, которые описывают все вещи, способствующие хорошей жизни
и приятной учебе
- Те правила,которые запрещают делать жизнь в классе трудной и запрещают
срывать учебу.
Схематично помочь ребенку разобраться со своим состоянием. Настроением, посланием своего тела.
Хочу поблагодарить соц. Педагога – Наталью Петровну
Над. Ивановну – не сдаваться до последнего (тестирование в ВШЭ)
Тат. Вас. В правильной и своевременной организации мини-педсовета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"
Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...
Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"
В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно из важных направл...
"Роль классного руководителя в организации антинаркотической профилактики в школе". Материалы к семинару классных руководителей.
Материал может быть использован для проведения семинара как для классных руководителей, так и для заместителей директоров по воспитательной работе школ. Цель: воспитание психологического иммунитета у ...
Выступление на семинаре классных руководителей с сообщением на тему "Адаптация пятиклассников. Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников."
Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того, как пройдёт процесс адаптации, зави...
Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).
Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...
Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей.Тема: «Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников»
Выступление на МО классных руководителей, ноябрь 2015г....