Ценность гуманного воспитания современной молодежи.
план-конспект урока по теме
Открой, открой всем свое сердце так широко, как только сможешь открыть! Пусть станет оно океаном, нет, океанами! Зарядись верой, и полюби всех людей! И смотри, пусть не останется ни одной печальной души, которой бы ты не протянул своей руки!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cennost_gumannogo_vospitaniya_sovremennoy_molodezhi.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ценность гуманного воспитания современной молодежи».
Гуманность в человеческих взаимоотношениях принадлежит к числу тех вечных вопросов, которые пронизывают собой всю историю развития человеческой мысли, приобретая в каждую историческую эпоху новое конкретное содержание. И в наше время перед классным руководителем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным, не только в педагогическом, но и социальном плане. Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возраста ребёнка. После начальной школы дети приходят с культурой, сформированной исключительно в семье и первым учителем. Окунаясь в общение во время обучения с более взрослыми учащимися, мировоззрение их расширяется, и задача классного руководителя контролировать и направлять этот опыт в русло духовно-нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей. Формы воспитания могут быть различны в зависимости от количества воспитанников, где охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики. Важно работать как со всем классом, так и с отдельными учащимися. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа классного руководителя и родителей. Например, проведение родительских собраний на тему "Роль семьи в развитии моральных качеств ребенка", "Юность и ее психологические проблемы", "Родительская любовь и воспитание" и другие. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.
Классный руководитель проводит эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступает как основной организатор гуманного и нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность.
Я, как классный руководитель, постоянно и всесторонне изучаю учащихся, особенности их характера, поведения и моральной воспитанности в целом. В этих целях посещаю детей на дому, часто беседую с родителями, приглашаю их на уроки, активно работаю с учителями - предметниками.
Воспитывать учащихся в духе гуманности, выявлять природные задатки, развивать творческий потенциал каждого ученика, привлекать учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных ценностей, накопленных поколениями, развивать способности к объективной самооценке и саморегуляции в поведении, чувство собственного достоинства, способности к социальной адаптации – вот задачи, решение которых, на мой взгляд, способствует решению проблемы духовно-нравственного и гуманного воспитания школьников.
Решение этой задачи возможно только в результате совместных усилий всех институтов гражданского общества: этнических, культурных, конфессиональных сообществ многонациональной России. Ведь дети не только наше будущее, они наше настоящее.
Отсутствие духовного развития приводит к нравственному опустошению. Исчезают слова: добро, мир и согласие, покаяние как отречение от зла, милосердие.
Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее, стали меньше доверять друг другу. А ведь только «...Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста...».
Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. И, чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания, необходимы духовно здоровая семья и школа.
Процесс гуманного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является классный час, на котором я обычно провожу беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся. Поэтому, тематику классного часа в начале учебного года мы обсуждаем вместе с классом, при этом выбираем те темы, которые актуальны как для нашего общества, так и для детей данного класса. К проведению классных часов учащиеся готовятся заранее, подбирая самостоятельно материал, подготавливая интересующие их вопросы, которых мы вместе обсуждаем и пытаемся найти правильный ответ. Кроме того, в моей воспитательной деятельности как классного руководителя большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей. Дети чутки и восприимчивы ко всему. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все гуманные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.
Большую помощь в воспитании гуманного отношения школьников к друг – другу, людям более старшего поколения, к истории своей страны оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика и другие. Посещение театров, выставок, музеев так же обогащают нравственный мир школьников, развивают их эстетический вкус. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия. Всем понравилось мероприятие - "Урок милосердия", посвященный героизму воинов - интернационалистов с приглашением ветеранов, в числе которых был и отец Галеева Азата - ученика моего класса. В ходе мероприятия он рассказал о событиях, в которых проявлялись такие черты характера, как отзывчивость, самопожертвование. Как бывшие воины- интернационалисты помогали друг – другу, не оставляли друзей в беде при тяжелой ситуации.
Моя работа как классного руководителя в полной мере связана с направлением воспитательной работы всей школы. Реализация проектов, проведение мероприятий различного уровня и направленности помогают воспитывать гармонично развитую личность.
Воспитание толерантности как одной из значимых черт гуманной личности стала в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего -либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для ее достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание терпение у детей является непременным условием формирования их воли и характера.
Работу по воспитанию толерантности педагогу необходимо проводить не только в сотрудничестве и с другими специальностями, но и в тесном контакте с родителями. То, насколько будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от присутствия толерантности в их действиях, поступках, суждениях. Надо уважать в ребенке человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть. Уважать – значит понимать, поддерживать, верить.
Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Только неповторимость поможет ребенку выбрать свой жизненный путь и пройти именно его. Ребенок умеет право на собственное «Я», имеет право быть самим собою. В воспитании не надо становится «над ребенком», а если и придется это сделать, то только для его защиты. Необходимо работать с детьми так, чтобы каждый из них научился уважать и ценить себя, а значит и других.
Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель-ученик». Поэтому одним из условий воспитания терпимости, гуманности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны – критически относиться к своим собственным взглядам.
Как и общество в целом, школа должна собственным примером подтверждать ценности толерантности и воплощать их. В каждом классе должна быть создана благоприятная среда для формирования толерантных установок.
Главное в работе педагогов – направленность содержания деятельности учащихся, регулирование межличностных отношений. Общение имеет непреходящую ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения школьников, их психологической предрасположенности к контактам в коллективе.
Примером и истоком гуманности служит вера, религия. Какие бы мировые религии мы не рассматривали, каждая из них пронизана терпимостью, состраданием и любовью к ближнему, уважением ко всем кто бы это ни был. Например, Пророк Мухаммад всегда служил примером доброго отношения к детям, выполняя все Божественные повеления самым совершенным образом. Он относился к детям с любовью и воспитывал их через любовь. При встрече с детьми Пророк вставал со своего места и радушно приветствовал их. Он знал, что мир детей полон всевозможных игр и забав, поэтому, находясь с ними, он подстраивал свое поведение и настроение под них. Он разговаривал с детьми на их же языке и радовал их своим присутствием во время детских игр. Пророк Мухаммад всегда находил для них время и заботился о них настолько усердно, насколько это было нужно для их духовного здоровья. Он старался первым здороваться при встрече с ними, разговаривал с ними, то наклонялся, чтобы при общении смотреть им в глаза. Вот лишь некоторые крупицы из бесценного наследия Пророка – его высказывание о детях.
Эти качества делают Пророка Мухаммада уникальной личностью – непревзойденным знатоком человеческой натуры. Именно поэтому многие мыслители находили поведение Пророка с детьми достойным восхищения. Один из них, французский ученый Сидуа, говорил: “Милость и благоволение, которые Мухаммад питал к детям, умиротворяли человека. Он всегда заботился о сиротах и испытывал безмерное удовольствие от проявления любви и ласки к детям».
«Открой, открой всем свое сердце так широко, как только сможешь открыть! Пусть станет оно океаном, нет, океанами! Зарядись верой, и полюби всех людей! И смотри, пусть не останется ни одной печальной души, которой бы ты не протянул своей руки!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа патриотического воспитания молодежи "Современная молодежь: Гражданин. Личность. Патриот"
Программа патриотического воспитания на 2012-2015 годы...
Презентация "Актуальные проблемы современной молодежи глазами самой молодежи"
Презентация к выступлению на семинаре. Тема "Актуальные проблемы современной молодежи глазами самой молодежи"....
Статья "Создание атмосферы психологической поддержки в театральных объединениях" -Cборник с материалами VI Международной научно-практической конференции «Ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания современной молодежи».
Cборник с материалами VI Международной научно-практической конференции «Ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания современной молодежи» [[{"type":"media","...
Патриотическое воспитание современной молодежи
Патриотическое воспитание современной молодежи...
Размышления на тему "Основные принципы гуманного воспитания ребенка"
Данные советы предлагаются родителям в целях взаимопонимания со своим ребенком....
РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ПРОЕКТЕ «ГТО-НИКА»
В статье раскрыта тема с постановкой целей и задач, реальными способа-ми и методами их решения. Рассмотрены ценностные аспекты физической культуры и спор-та для детей и молодёжи. Сделаны конкретные и ...
Патриотизм как ведущая идея воспитания Российской молодежи в современном социуме
Аннотация. В статье рассматривается проблема важности патриотизма. Укореняется суждение о том, что патриотизм является главной концепцией воспитания российской молодежи и акцентируется потребность все...