Коррекция нарушений поведения учащихся младших классов
материал (5 класс) по теме
Рекомендации педагогам в специально- коррекционых школах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекция нарушений поведения учащихся начальных классов | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция нарушений поведения учащихся
младших классов
Методическое объединение воспитателей начального звена.
Педагог психолог: Сергеева Н.В.
Дата:01.11.2012
В специальных коррекционных школах обучаются дети с нарушением познавательной деятельности, дети с разнообразной и разнородной клинической патологией и психологическими проблемами. Школа даёт детям необходимые знания и умения, способствует преодолению либо компенсации нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее развитие, расширяет коммуникативную сферу.
Чтобы справиться с такими трудностями задачами, педагог специальной коррекционной школы должен обладать психологическими знаниями, которые дадут возможность оптимально построить учебно-воспитательный процесс. Работа с детьми, психическое развитие которых затрудненно из-за поражения головного мозга, требует особенно большого педагогического мастерства, особых, искусных методов воспитания и коррекции недостатков. Каждый ребёнок, обучающийся в специальной коррекционной школе – это проблемный ребёнок и нуждается в индивидуальном дифференцированном подходе, поэтому воспитательный процесс должен быть личностно-ориентированным.
Практические примеры
Составление плана
• Какое поведение ученика следует изменить?
- Шумит и болтает на самоподготовке.
• Я хочу, чтобы ученик вмести этого...
- Занимался и вел себя тихо.
• Как долго ученик должен вести себя так, чтобы заслужить награду?
- Большую часть урока, для получения поощрения допускаются два замечания.
• Что может послужить наградой?
- Получение жетона.
• Когда ученик получит поощрение.
- По окончании самоподготовки будет выдан жетон.
Сочетание методов
- позитивного воздействия (похвал, награда, жетонной системы вознаграждения);
- негативного воздействия (выговоров, ответной реакции).
Рекомендуемое соотношение позитивного воздействия и замечаний – 5:1.
Рекомендуемые виды школьных наград
- набор цветных карандашей или фломастеров,
- надувные шары,
-стикеры, - роль старосты класса,
- роль помощника учителя,
- выбор парты,
- дополнительное время для игры,
- дополнительное время для того дела, которое ребёнку нравится.
Задавайте направление работы
Давайте подсказки – это хороший способ помочь учащемуся справиться с заданием.
Устные подсказки: «Что ты будешь делать сначала; а затем?..» - и так далее.
Невербальные подсказки: знаки похвалы, похлопывание по плечу и другие.
Что такое ответная реакция
В результате недисциплинированного поведения забираются назад право на поощрительные возможности, жетоны...
- Особенно эффективна в случае агрессивного или импульсивного поведения.
- Избегайте «банкротства» ученика.
Ваша реакция
Нецелесообразная | Целесообразная |
Сергей, почему ты не делаешь задание? | Сергей, пожалуйста, делай задание. |
Сколько раз тебе повторять, чтобы ты перестал болтать? Другие ученики не могут сосредоточиться, когда ты говоришь так громко. Ты знаешь правило соблюдения тишины? Пора бы тебе его значить. | Перестань болтать с Леной, иначе тебе придется вернуться на свое место. |
Я же тебе сказала: убери бардак, прежде чем уйти. Я вижу, ты все равно ни чего не убрал. Когда ты запомнишь, что надо убираться до того, как собрался поиграть. | Я попросила тебя прибрать. Если не начнешь, делать это сейчас, меньше времени останется для отдыха. |
Объясняйте четко и понятно |
Фраза | Проблема | Как надо |
Алёша, ты приберешь все бумаги? | Подразумевается выбор. | Алёша, прибери, пожалуйста, бумаги. |
И почему ты никогда не слушаешь, когда тебе первый раз объясняют? | Вопрос, на который невозможно ответить. Избегайте замысловатых фраз. | Тебе нужно слушать, когда воспитатель первый раз что-то объясняет. |
Хорошо, ребята. Пора заниматься математикой. Откройте страницу 5 учебника и найдите упражнение №10, которое мы будем решать. Прочитайте задание, тетради у вас на столах. Когда сделаете математику, можете начинать письмо, но сначала сдайте мне тетради. | Слишком много задании за один раз. | Дайте время, например, 5-10 секунд, между озвучи-ванием каждого предыду-щего и следующего задания. |
Хочешь встать в угол? | Эмоционально высказанная угроза может спровоцировать многих учащихся на ответную реакцию | Если ты не перестанешь толкаться, то будешь наказан. |
Пожалуйста, замолчите! Тихо! | Слишком эмоционально. | Сохраняйте спокойствие Используйте невербаль-ные знаки, чтобы призвать учеников к поддержанию тишины. |
Похвала
Неэффективная | Эффективная |
Твоя парта всегда должна быть такой чистой. | На парте ни пятнышка! |
Наконец-то ты самостоятельно выполнил задание. | Меня радует, что ты выполнил задание самостоятельно. |
Надеюсь, ты можешь всегда убирать вещи так, как убрал сейчас. | Так удобно, когда ты вовремя убираешь вещи. |
Только что Антон тебя дразнил - и ты не обратил на это внимания. Могу я надеяться, что ты не начнешь его дразнить, когда я выйду из класса. | Молодец, ты очень постарался, чтобы не обращать внимания на Антон. |
Почему ты не можешь всегда наводить такой порядок на своей парте? | Какой замечательный порядок ни твоей парте! |
Целенаправленная похвала
- Часто хвалите учащихся.
- Для достижения наибольшего эффекта хвалите целенаправленно (указывайте на поведение, которое желаете стимулировать) и не преувеличивайте, не балуйте.
Тип I. “Черепаха” - стратегия ухода.
Тип II. “Акула” - силовая стратегия.
Тип III. “Медвежонок” - стратегия сглаживания острых углов.
Тип IV. “Лиса” – стратегия компромисса.
Тип V. “Сова” – стратегия открытой и честной конфронтации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов в школе VIII вида
Дипломная работа на "отлично. хорошая практическая помощь учителям начальных классов коррекционной школы VIII вида, практикующим логопедам,родителям, имеющих детей с нарушением письменной речи"...
Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста
Статья раскрывает некоторые методы коррекции поведения младшего школьника....
"Коррекция дислексии у учащихся младших классов"
Статья содержит практические приёмы по коррекции нарушений чтения у млажших школьников"...
"Коррекция дислексии у учащихся младших классов. Карточки по чтению"
Содержащие игровые приёмы повышают интерес к чтению. Материал может быть полезен логопедам, учителям начальных классов, любящим родителям младших школьников....
Выступление на семинаре по олигофренопедагогике «Игра как средство коррекции агрессивного поведения учащихся младших классов».
Основные задачи и цели игровых упражнений в работе с детьми младшего школьного возраста....
Коррекция дисграфии у учащихся младших классов с лёгкой степенью умственной отсталости
Норма письменной речи. Группы нарушений письма. Виды дисграфии. Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия). Особенности детей с УО. Нарушение языково...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Коррекция дизорфографии у учащихся младших классов»
За последние годы возросло количество детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в обучении, освоении начальной основной общеобразовательной программы. Своевременное оказание логопедиче...