Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Коррекция дизорфографии у учащихся младших классов»
рабочая программа на тему
За последние годы возросло количество детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в обучении, освоении начальной основной общеобразовательной программы. Своевременное оказание логопедической помощи этой категории учащихся ориентировано на удовлетворение образовательных потребностей. Общеразвивающие занятия направлены на успешное освоение основной общеобразовательной программы. Школьная неуспеваемость отрицательно влияет на формирование личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dizorfografiya_4_klass.docx | 34.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа занятий по коррекции дизорфографии у учащихся младших классов – является дополнительной общеобразовательной программой дополнительного образования учащихся (коррекционно-развивающей направленности).
Автор-составитель:
Чурикова Е.А., учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМСП, школьного логопункта гимназии №406, специалист высшей категории.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка ……………………………………………......
- Содержание программы...………………………………………………
- Учебный план.……………..…………………………………………….
- Календарный учебный график…………………………………………
- Методическое и материальное обеспечение программы……………
- Литература …………………………………………………………….
Пояснительная записка
Данная программа относится к индивидуально-ориентированным коррекционно-развивающим программам.
Актуальность программы за последние годы возросло количество детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в обучении, освоении начальной основной общеобразовательной программы. Своевременное оказание логопедической помощи этой категории учащихся ориентировано на удовлетворение образовательных потребностей. Общеразвивающие занятия направлены на успешное освоение основной общеобразовательной программы. Школьная неуспеваемость отрицательно влияет на формирование личности ребенка.
Дизорфография – стойкое и специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках (Р.И.Лалаева); специфическая неспособность учащихся к усвоению орфографических правил (Л.Г. Парамонова); нарушение письма, в основе которого лежит несформированность мофологического анализа (А.Н. Корнев).
Л.Г. Парамонова, анализируя уровень овладения орфографическими навыками у детей с ОНР отмечает:
дети с ОНР не умеют на практике применить изученное правило (например затруднено написание приставок и предлогов, так как не выделяют их в речевом потоке)
дети с ОНР имеют бедный словарный запас и неточно понимают значение слова, что затрудняет подбор родственных и проверочных слов
у детей с ОНР нарушен грамматический строй языка, что приводит к многочисленным ошибкам в окончаниях.
Педагогическая целесообразность: нарушения морфологического принципа письма встречается у младших школьников с бедным словарным запасом и нарушениями формирования грамматических категорий языка. При овладении письменной речью такие нарушения приводят к дизорфографии. Основная причина в допускаемых учащимися грамматических ошибках лежит не в простом незнании правил написания, а в невозможности их применения в процессе выполнения задания, в отсутствии «языкового чутья», «орфографической зоркости». Особые затруднения у учащихся с дизорфогафией вызывают задания по подбору однокоренных слов, проверочных слов, задания на словоизменение, морфемное членение.
При отсутствии специально организованной коррекционной работы стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями сохраняются в средних и старших классах. Школьники с дизорфографией принадлежат к категории учащихся, которые особенно нуждаются в логопедической помощи.
Новизна программы В процессе составления программы были проанализированы методические пособия и разработки ведущих специалистов, направленные на коррекцию чтения и письма у детей, испытывающих трудности в обучении: Зегебарт Г.М. комплект методических пособий по коррекции чтения и письма; Азовой Е.А. «Диагностический материал»; комплекты методических пособий: Козыревой Л.Н., Яворской О.Н.; Ефеменковой Л.Н., пособие Ястребовой А.В.,Бессоновой Т.П. «Обучаем читать и писать» и др. Важным аспектом коррекции нарушений речи является использование современных дидактических игр.
Условия реализации программы:
Длительность программы составляет 50 – 64 часов. Занятия с детьми проводятся 2 раза в неделю.
Определение количества часов по этапу коррекционной работы необходимо установить самостоятельно после проведения диагностики с учетом сложности нарушения. Количество часов может быть добавлено или сокращено с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Форма реализации
Индивидуальные, групповые занятия.
Адресат программы
Данная программа разработана с учетом перечисленных проблем и адресована учащимся 4 классов общеобразовательной школы с дизорфографией.
Цель: устранение дизорфографии у учащихся 4-х классов
Задачи программы
Образовательные
- развивать фонетико-фонематические стороны речи
- развивать лексико-грамматический строй речи
- расширять и активизировать словарный запас
Развивающие
- развивать слого-ритмическую структуру слова;
- развивать слуховые дифференциации фонем;
- уточнять и совершенствовать пространственно-временные представления;
- развивать внимание, память и мышление;
- выработать устойчивые навыки письма
- развивать орфографическую зоркость
- развивать устойчивый интерес к урокам русского языка
Воспитательные
- воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;
- воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю;
- воспитывать интерес к родному языку.
Содержание
Программа направлена на развитие речи на лексико–грамматическом уровне. Несформированность важных компонентов речи затрудняет усвоение орфограмм, основанных на морфологическом, фонетическом и традиционном принципе написания.
I. Диагностика
В программу включен диагностический этап. Проводится подробное обследование речи учащихся в начале учебного года и в конце. В начале учебного года детальное выявление уровня речевого и зрительно-моторного развития способствует получению полного представления об уровне развития речи и осуществлению индивидуального подхода. Обследование речи в конце учебного года помогает отследить динамику и выявить моменты, требующие продолжения коррекционных занятий.
II Коррекция и развитие на лексико-грамматическом уровне
На занятиях ведется активная работа по развитию морфологический обобщений. Формируются представления о корне в родственных словах и правилах его написания. Раскрываются «секреты» корня для облегчения запоминания правильного написания слов. Проводятся постоянные упражнения в подборе родственных слов
Коррекционная работа над ударением является важной предпосылкой усвоения орфограмм морфологического и фонематического принципов написания. Развивается умение определять ударные и безударные гласные в слогах, затем в словах. Выделение ударного слога проводится в письменных упражнениях с использованием «шифровки» (Xx), определяется безударная гласная.
Упрощает подбор родственных слов, для проверки безударной гласной в корне, составленный алгоритм. Расширяет словарный запас включение использованных на занятии слов в предложения, тексты. Способствует запоминанию «семьи» родственных слов решение кроссвордов.
Проводится работа по ознакомлению учащихся с образованием слов при помощи приставок и суффиксов. Закрепляется понимание значений частей слова. Выделяются приставки и суффиксы, имеющие постоянное написание. Используются представления о частях речи. Формируется осознанное усвоение правильного написания слов и умение сознательно оперировать частями слова. Необходимо активно включать слова в словосочетания и предложения. Составленные предложения требуется анализировать, самые интересные записывать. Анализируется значение предлогов.
Развитию орфографической зоркости, навыков самоконтроля способствует использование на занятиях приемов теории развития критического мышления.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование модуля | Часы/ теория | Часы/ практика | Всего |
1 | Диагностика | 3 - 5 | 3 - 5 | |
Корень «Секреты родственных» | 1 - 1,5 | 9 – 10,5 | 10-12 | |
Безударная гласная в корне | 2 - 4 | 16 - 16 | 18-20 | |
Префиксальный | 1 – 1,5 | 9 – 10,5 | 10-12 | |
Постфиксальный | 1 - 1 | 5 - 9 | 6-10 | |
3 | Итоговая диагностика | 3 - 5 | 3 - 5 | |
ИТОГО: | 5 - 8 | 45 - 56 | 50 – 64 |
Календарный учебный график
1. Продолжительность учебного года
Образовательный процесс проводится во время учебного года. Начало учебного года 15 сентября. Окончание учебного года - 15 мая. Занятия на каникулах во время учебного года не предусмотрены.
2. Продолжительность учебных периодов
Учащиеся зачисляются на школьный логопункт на основании заключения ТМПК и заявления-договора родителей или официальных представителей. Учащиеся 4 классов зачисляются на курс занятий данной программы продолжительностью 50 – 64 часов после проведения диагностического обследования учащихся учителем-логопедом.
3. Регламентация образовательного процесса
Длительность программы составляет 50– 64 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю (2 учебных часа в неделю).
Продолжительность каждого занятия 40 мин. Предусмотрены обязательные санитарно-гигиенические перерывы между занятиями продолжительностью не менее 10 минут.
Форма организации деятельности детей на занятиях: индивидуальные, а также малыми группами (2-5 человек).
Занятия проводятся во второй половине дня, после основных уроков.
4. Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки
Максимальная нагрузка на обучающихся за 1 занятие соответствует нормативным требованиям, санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей — СанПиН 2.4.4.3172-14, общеобразовательных организаций - СанПиН 2.4.2.2821-10 (с изменениями от 24.12.2015)
Академический час для обучающихся 4 классов равен 40 минутам. Индивидуальные занятия – 20-25 минут. Возможны индивидуальные занятия с двумя учащимися (40 минут) с одинаковыми нарушениями речи.
Распределение недельной образовательной нагрузки зависит от особенностей ребенка, сложности нарушения развития, его индивидуальных, личностных и психофизических особенностей, социальных условий жизни и воспитания.
Ожидаемые результаты освоения программы
- расширение словарного запаса
- овладение грамматическим строем речи
- овладение навыками морфемного анализа слов
- развитие связной речи
- становление процессов орфографической зоркости, самоконтроля
Анализ оценки реализации выполнения программы
Предусмотрены часы на проведение проверочных работ по изученным темам. Возможно самооценивание в баллах. Самооценка способствует развитию осознанного отношения к процессу обучения, развитию навыка самостоятельности, самоконтроля, согласно требованиям ФГОС.
За основу взята РНС (рейтинговая накопительная система). После выполнения задания ученик отмечает в таблице как он справился с заданием. Примерное оценивание: самостоятельно-2 балла, с помощью логопеда-1 балл, не смог выполнить- 0 баллов. Так выявляется уровень освоения темы. Особенно эффективна подобная работа в 4-ом классе.
Вид контроля (по этапам работы) | Сроки проведения | Форма проведения |
Текущий | - на каждом занятии; - при прохождении каждого ключевого раздела программы | - устный опрос; - тестовые задания; - анализ домашних заданий (в том числе, творческих) |
Итоговый | - в конце учебного года | - анализ письменных работ с обязательными устными комментариями обучающегося; - тестовые задания; - анализ проверочных работ |
Методы и средства оценки эффективности (результативности) программы
Этапы работы | Варианты упражнений для проверочных работ |
| 1.Выделить родственные слова в стихотворении, в предложении, тексте 2.Выбрать родственные слова среди сходных по звуковой структуре 3.Найди «лишнее» слово 4.Вставить пропущенные слова с тем же корнем 5.Подобрать родственные слова с опорой на вопросы 6. Подобрать родственные слова к заданным словам |
| Игры и упражнения по определению ударной /безударной гласной (КМП: Зегебарт Г.М.; Ефименковой Л.Н.; Козыревой Л.М.) |
| Игры и упражнения на закрепление умения «видеть» морфемный состав слова (прежде всего приставку и корень). Игры: «Раскрой скобки», «Подбери к схеме», «Вставь букву» |
| Игры и упражнения на закрепление умения «видеть» суффикс в слове по традиционным пособиям |
| Разбор слов по составу Занимательные игры и упражнения |
Календарный учебный график
по коррекции дизорфографии у учащихся 4 классов
№ п/п | Этапы коррекционной работы | Темы коррекционных занятий. | Кол-во часов | Дата проведения |
I | Диагностика | |||
Обследование | Обследование навыков языкового анализа и синтеза | 3-5 | ||
Обследование лексики | ||||
Обследование грамматического строя речи | ||||
Обследование орфографических знаний, умений и навыков | ||||
Обследование чтения и письма |
№ п/п | Этапы коррекционной работы | Темы коррекционных занятий. | Кол-во часов | Дата проведения |
II | Коррекция и развитие на лексико-грамматическом уровне | |||
Корень «Секреты родственных слов» слов»: | Смысл родственных слов | |||
Корень в родственных словах | ||||
Чередование согласных в корне | ||||
Беглая гласная в корне | ||||
Родственные слова с приставками | ||||
Проверочная работа рррработа | ||||
Итого: | 10-12 | |||
Безударная гласная в корне | Ударение |
| ||
Безударная гласная в корне | ||||
Подбор родственных слов по частям речи | ||||
Подбор родственных слов для проверки непроизносимой согласной в корне | ||||
Подбор родственных слов с полногласными и неполногласными сочетаниями | ||||
Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями | ||||
Однокоренные слова и слова-паронимы | ||||
Проверочная работа | ||||
Итого: | 18-20 | |||
Префиксальный способ образования слов | ||||
| Приставки пространственного значения . | |||
Приставки временного значения | ||||
Многозначные приставки | ||||
Приставки, имеющие постоянное написание | ||||
Приставки с чередующимися согласными | ||||
Приставки в сложных словах | ||||
Различение: приставки - предлоги | ||||
Проверочная работа | ||||
Итого: | 10-12 | |||
Постфиксальный способ образования слов | Уменьшительно-ласкательные суффиксы | |||
Суффиксы профессий | ||||
Суффиксы прилагательных | ||||
Морфологический анализ слова | ||||
Восстановление деформированных слов | ||||
Проверочная работа | ||||
Итого: | 6-10 | |||
III | Итоговая диагностика | Обследование речевого развития | 3-5 | |
ИТОГО: | 50-64 |
Методическое обеспечение образовательной программы
Методическую организацию коррекционно-развивающей логопедической работы
обеспечивают следующие методы и приемы:
Перцептивные методы:
- Словесные (беседа, рассказ, диалог)
- Наглядные (использование иллюстраций, демонстраций)
- Практические (упражнения по закреплению приобретённого навыка, на релаксацию, здоровьесберегающие технологии)
Гностические методы:
- Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), как основной метод коррекционно-развивающей работы.
- Репродуктивные: (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая
тренировка). Указанные методы позволяют закреплять систему
знаний, автоматизировать навыки, приобретать практический опыт.
Проблемно-поисковые:
- Исследовательский метод: Во время занятия обучающийся наблюдает какой-либо факт, выявляет в нём существенные признаки, делает предположения, выводы, сравнивает и обобщает.
- Эвристический: самостоятельное открытие обучающимися стоящей перед ними задачи, определение пути решения (необходимых алгоритмов), что предполагает пошаговые действия в решении фонетических, орфографических, морфологические, лексических задач, их формулировку и применение.
Материально-техническое обеспечение программы
- учебный кабинет
- стол, шкафы
- стулья, парты
- компьютер
- проектор
- ксерокс
- цветной принтер
- наборы канцелярских принадлежностей
- наборы счетных палочек (для конструирования)
- тетради в клетку и линейку
- наглядные пособия, схемы
- картины, фотографии
- дидактические игры
Список литературы:
- Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина «Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР» (Издательство «Учитель», Воронеж, 2003 г.)
- Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая «Орфография без правил» (Издательство «Просвещение», Москва, 1991 г.)
- Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» (Издательство «Владос», 2006 г.)
- Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко «Дидактический материал по коррекции письменной речи» (Москва, 1999 г.)
- Л.Г. Парамонова «Правописание шаг за шагом» (Издательство «Дельта+Каро», 2004 г.)
- И.Н. Садовникова «Нарушение письменной речи у младших школьников» (Издательство «Владос», 1997 г.)
- И. Н. Садовникова «Коррекция обучения школьников с нарушением чтения и письма»(М.:АРКТИ, 2005)
- Г.М. Зегебарт КМП по развитию чтения и письма
- Л.В. Аскульская «Предупреждение и коррекция дизорфографии у детей 2-5 классов общеобразовательной школы» (М.ВЛАДОС, 2015)
- Е.А. Азова «Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с ОНР» (М.,Российский университет дружбы народов, 2007)
- О.Н.Яворская Игры, задания, конспекты занятий по развитию письменной речи у школьников
Приложение 3.
Учебный план 2017-18 года обучения
4 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Диагностика | 3 - 5 | 3 - 5 | - устный опрос; - тестовые задания; | |
2. | Корень «Секреты родственных» | 10-12 | 1 - 1,5 | 9 – 10,5 | - устный опрос; - тестовые задания; |
3. | Безударная гласная в корне | 18-20 | 2 - 4 | 16 - 16 | - устный опрос; - тестовые задания; |
4. | Префиксальный | 10 - 12 | 1 – 1,5 | 9 – 10,5 | - устный опрос; - тестовые задания; |
5. | Постфиксальный | 6-10 | 1 - 1 | 5 - 9 | устный опрос; - тестовые задания; |
6. | Итоговая диагностика | 3 - 5 | 3 - 5 | - анализ письменных работ - тестовые задания; - анализ проверочных работ |
ИТОГО: | 50 - 64 | 5 - 8 | 45 - 56 |
Приложение 4.
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
4 класс | 18сентября | 14 мая | 30 | 50 - 64 | 2 раза/н |
Приложение 5.
Требования к уровню освоения программы
Уровень освоения программы | Показатели | Целеполагание | Требования к результативности освоения программы | |
Срок реализации | Максимальный объем программы | |||
Низкий Средний Высокий | 1 год | 4 класс – 64 часа | коррекция нарушений письменной речи у учащихся 4 классов | Отсутствие дисграфических и орфографических ошибок при выполнении репродуктивных (письмо под диктовку, списывание) и продуктивных творческих заданий (сочинение). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка диагностического материала к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция речи»
Название программы: «Коррекция речи»Цель программы: коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития, воспитание у детей правильной, ч...
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Калейдоскоп" 5-6 класс
Вид: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программаНаправленность: техническаяУровень реализации: базовыйПо форме организации образовательного процесса: интегрированнаяСрок реализа...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Подвижные игры для 1-х классов"
Рабочая программа...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Подвижные игры для 2-х классов"
Дополнительная группа...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ «СКОРОЧТЕНИЕ 2-4 КЛАССЫ» https://padlet.com/smeko2014/2-4-8jw6brv1eejc7mxx
Мы живем в век информационного цунами, когда количество информации удваивается каждые два года. И очень важно уметь грамотно с ней работать, «процеживать», «пропускать&raqu...