"Коррекция дислексии у учащихся младших классов"
статья на тему

Мухаметшина Лилия Фархетдиновна

Статья содержит практические приёмы по коррекции  нарушений чтения у  млажших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_disleksii_u_uchashchihsya_mladshih_klassov.docx33.09 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция дислексии  у учащихся младших классов

          Многие  дети  испытывают  трудности  в формировании навыка чтения. В современной литературе для обозначения навыка  чтения  используются термины: «алексия» - для обозначения полного отсутствия нарушений чтения  и  «дислексия»,  «дислексия  развития»,  «эволюционная дислексия» для  обозначения частичного расстройства процесса овладения чтением.  Распространённость нарушений чтения  среди детей довольно велика.  По данным различных авторов, в европейских странах отмечается до 10% детей  с дислексиями, имеющими нормальный интеллект. По данным  А.Н. Корнева, дислексия наблюдается  у 4,8 % учащихся  7-8летнего возраста. У мальчиков дислексия встречается  в раза чаще, чем у девочек.

           Дислексия – частичное  специфическое нарушение  процесса чтения, обусловленное  несформированностью (нарушением) высших психических функций  и проявляющееся  в повторяющихся  ошибках стойкого характер. Дети допускают  при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы,  слоги,  путают сходные  по начертанию буквы,  искажают окончания, не дописывая их.

          Выполнение  специальных упражнений со словами и текстами, включенных в этот блок, приводит к формированию и автоматизации  таких компонентов чтения, как:

- способность строгого побуквенного анализа слов;

- быстрое различение похожих по написанию слов и букв;

- способность схватывать целостные образы слов;

- прогнозирование, опирающееся на зрительный образ  слова;

- прогнозирование, опирающееся на смысл;

- четкие  глазодвигательные,  речедвигательные  операции.

          В проведении коррекции чтения выделяют  такие периоды работы:

1. Работа по восприятию буквы и умению соотносить её с  соответствующим звуком.

2. Работа по восприятию слогов.

3. Чтение слов.

4. Чтение предложений.

        Для лучшего запоминания зрительного образа букв  можно  использовать следующие приемы: 1) выкладывание буквы из палочек, спичек,  мозаики,  шнурков,  семечек, вырезание из цветной бумаги; 2) зачеркивание изученной буквы  на листе старой детской книжки; 3) игра-лото, в которой каждый квадрат только часть букв.

         Предложенные ниже игровые приемы развивают зрительное восприятие, тренируют в соотнесении  письменных и печатных букв.

Игра  «Узнай, какая буква»:

1 вариант: Завязать ребёнку глаза, на его  ладони обратной стороной ручки взрослый пишет букву. Ребёнок её отгадывает.

2 вариант: ребенок  указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает её.

3вариант: ребенок на ощупь определяет пластмассовую букву, находящуюся в мешочке.

4 вариант: ребенок на ощупь определяет  начертание буквы, вырезанной из наждачной  бумаги,  наклеенной на картон.

Игра «Сосчитай буквы»:

Учащимся  предлагается сосчитать заглавные, строчные письменные или печатные буквы. На наборном полотне карточки с печатными буквами, а  у  детей карточки с письменными буквами. Учащимся предлагается найти печатный вариант буквы.

Игра  «Назови буквы»:

1 вариант: буквы написаны на бусинах или шариках;

2 вариант: буквы написаны  близко или широко расположенными точками;

3 вариант: буквы перечеркнуты линиями;

Игра  «Какая буква?»:

Среди ряда букв предлагается определить букву, которая написана чаще других.

Игра «Морской бой»:

Правила  этой игры известны всем. Для  координатной сетки  берутся  буквы заглавные, и строчные.

Игра  «Какая  буква лишняя?»:

 Детям предлагается  исключить букву  по цвету, по высоте, печатную букву  среди ряда   письменных и наоборот.

Игра «Куча мала»:

Учащимся предлагается назвать наложенные друг на друга  письменные или печатные буквы.

Игра «Что изменилось?»:

Раскладываются от  4 до 6 карточек с буквами,  дети запоминают последовательность их расположения. Затем учащиеся закрывают глаза. Взрослый изменяет расположение букв. Дети должны  восстановить  первоначальное их расположение.

Игра «В какую сторону смотрит буква?»:    

Предъявляются правильно и зеркально  изображенные буквы, учащимся предлагается выбрать правильное  изображение буквы.

Игра «Дополни буквы»:

Необходимо дополнить недостающий элемент по представлению.

Игра «Реконструкция»:

Предлагается реконструировать буквы печатного и рукописного  шрифта из предъявленных  элементов печатных и   рукописных букв (например, реконструировать букву, добавляя элемент из    А – Л - Д,  К - Ж,  Г - Б)

Игра «Буква распилена»:

Восстановить букву из  2 (3 - 4) частей.  

 Любая работа по  узнаванию, конструированию буквы завершается  четким проговариванием.

Для дифференциации букв по зрительно - пространственному сходству (Ш -Щ,   Ш – Щ – Ц - Ч и пр.)  применимы  следующие игровые приемы.

Игра «Расколдуй букву»:

Буква «Ш»   «заколдована»  цифрой  3 (три элемента), а буква «Щ» цифрой  4 (четыре элемента). Учащимся предъявляется  цифровой ряд  (34434343444333), который необходимо «расколдовать»,  прочитав  буквы.  

          При работе по восприятию слогов   ставятся и решаются следующие задачи:

- развитие звукобуквенного анализа;

- обучение чтению слогов (ГС) и слогов – слияний (СГ) с опорой  на последующую  гласную (А, О, У,  Ы, И) и конструирование  схем звукового состава слогов с учетом твердости  и мягкости  согласного;

- выработка навыка чтения  слогов  и умения записывать слог соответствующими  печатными буквами;

- развитие зрительного анализа и синтеза

           Звуковой анализ прямого  слога и дальнейшая работа по фонематическому анализу слова строится с опорой на схему звукового  состава слова.

          При обучении слитному чтению берётся за основу прямой  слог и вводится опережающая ориентация на гласную букву, чтобы подготовить ребёнка к произнесению предшествующего согласного звука. При этом ребенок устанавливает общее  в звучании одного и того же  звука, обозначенного  буквой:  НА – НО – НУ, НЫ -  «Н»

                                          НИ,  НЕ, НЯ – «НЬ»

С этой целью используются  следующие приёмы и игровые упражнения:

1)  чтение слогов с последующим выделением твёрдых  и мягких согласных;

2) выделение  ударных слогов:  НА – на – на

                                                     На – НА – на

                                                      на – на   -  НА

3) чтение  закрытых слогов: НАН – нан – нан

                                                нан -  НАН – нан

                                                 нан – нан – НАН

4) чтение слогов с заменой   третьей буквы на изученные:

НАК, НАС, НАМ

5) чтение слогов – слов. Чтение их слева и направо и наоборот. Дифференциация слов, например,  НОС – СОН;

6) чтение  трёхбуквенных сочетаний и слов. При отработке  прочтения  слов этой группы  используется  приём  наращивания: сначала детям предлагается хором прочитать слияние, а затем буквосочетание, например:

ГА – АГА, БА – БАЙ,  ГА – САМ

А – АГА – ЯГА -  ЯМА – ЯВА – ЯНА

БА – БАЗ – БАЛ – БЕГ – БЕС

6)  чтение слогов  с твердой, затем с мягкой согласной;

7) чтение слогов  с последующем печатанием  с опорой, затем по памяти;

8) чтение слогов с последующем печатанием с опорой, затем по памяти;

9) чтение  слогов, разрезанных на 4-6 частей по косым и прямым срезам. Составление  целостного изображения  слога,   прочтение его.  Затем печатание по памяти.

Игра «Какого слога не стало?»:

Выкладываются и прочитываются 3 – 4 карточки со слогами. Ребенку предлагается  прочитать и запомнить, в какой последовательности  они расположены. Затем учащиеся закрывают глаза, а взрослый убирают одну карточку. Требуется угадать, какого слога не стало.

Варианты игры:

1 вариант: Слоги меняются местами. Учащиеся воспроизводят первоначальный вариант.

2 вариант: Добавляется ещё одна карточка. Обучаемый должен назвать её. Игра «Подскажи словечко»:

Перед учащимися 3-4 карточки со  слогами, например.  ТА, НА, СА, РА.  Взрослый произносит слова, не договаривая  слог. Дети должны найти и  прочитать  конец слога (воро – ТА, кварти – РА)

Игра «Вершки и корешки»:

Чтение  верхней  или нижней   половины слога.

Игра «Продолжи логический ряд»:

Учащиеся  читают  цепочку слогов, затем продолжают логический ряд:

КА - РУ -  ОТ - МЫ – КА -…

АП – НОК – МЫМ - ТУ – АП -…

Игра «Путаница»:

Предлагаются карточки со слогами, прочтение которых затруднено из-за различных рисунков, штрихов, линий,  пересекающих буквы, либо букв, наложенных друг на друга.

Освоение  техники чтения слов

Задачи:

- развивать у детей  умение производить звукобуквенный звуко-слоговой  анализ и синтез слов;

- обучать соотносить произнесенное слово со звуковой схемой и обозначать его на письме графическими знаками в определенной последовательности и по заданной схеме составлять слова;

- вырабатывать  у детей  умение  слитно  и осознанно читать слова

             Вырабатывается  понятие  «слово». Надписи таблички прикреплены  к предметам или к картинкам. Много  внимания уделяется выработке слитного чтения (СГС), т.к. такая структура  слова проста и достаточна,  глубоко проработана со слогами (СГС) по слоговым таблицам. Фонетические зарядки включают чтение слов по подобию

КОМ  МОЛ

ЛОМ  ПОЛ

СОМ  КОЛ

РОМ  ГОЛ

           После чтения выясняется, какое из прочитанных  сочетаний  не является словом, не  имеет смысла, чем слова отличаются  друг от друга. Можно выложить несколько слов  из  букв  разрезной азбуки.

         Для развития умения  прогнозировать в процессе чтения, узнавать звуко-буквенный образ слова, ориентируясь лишь на отдельные  элементы используют  следующие  виды упражнений:

1)  чтение столбиков слов с  одинаковыми гласными. Перед чтением каждого столбика дается следующее задание: запомнить как можно больше слов (или гласных в словах), выложить слова из букв разрезной азбуки;

МАМА    РАКИ

ПАПА     ЛАКИ

БАБА     МАКИ

ВАТА    БАКИ

РАТА      ШАГИ

КАША     ШАЛИ

2) чтение  столбиков  слов с одинаковой концовкой  - МНА,  - НКА, - ЗКА

РАМКА, ЛОМКА, СУМКА, КРОМКА, ЛАКОМКА, СОЛОМКА

3) чтение форм одного и того же слова

У БРЕВНА                ИЗ-ЗА БРЕВНА                 НА  БРЕВНЕ

ДО БРЕВНА             ПОД  БРЕВНА                   К  БРЕВНУ

ОТ БРЕВНА              О БРЕВНЕ                         ПО БРЕВНУ

ИЗ БРЕВНА              В  БРЕВНЕ                       С БРЕВНОМ

4) чтение однокоренных слов   НОС, НОСИК. НОСИЩЕ, НОСИШКО, НОСАТЫЙ, ПЕРЕНОСИЩЕ

            Используются следующие виды  упражнений:

1) составить из определённых букв как можно больше слов;

2) в словах с перепутанными буквами навести «порядок» и прочитать их: КАШОК-КОШКА,  БАКОСА – СОБАКА;

3) в строчках найти  слова, обозначающие названия животных, выбрать и подчеркнуть их:  ВОБЛУДАЬЧГКЕНГУРУСМИВОЁЖШПА;

4) чтение и письмо слов наоборот:   ЯБЛОНЯ - ЯНОЛБЯ;

5) выбрать и подчеркнуть слова, которые написаны до черты:

 ЧАШКА I                  чашка, качаш, чакаш, чаша. шкача, чашка, чащка;

6) заполнение кроссворда с опорой на картинки;

7) упражнение на добавление  букв в начале, середине, конце слова:

ТОК – СТОК

СОВА – СЛОВА

РАК – МРАК

Слова печатаются, анализируются и прочитываются.

7)    Игра «Горки»:

Прочитать слова.  Суметь  добраться до самого последнего слога

уа

яд

щуп

цена

унты

муфта

нутрия

орхидея

закрепить

близнецы

наверняка

периодизация

разноголосица

шифровальщица

электромагнетизм

                    Чтение предложений

Задачи:

-вырабатывать умение строить предложения  и записывать их словами; вырабатывать навыки осознанного чтения предложений с выделением интонационных пауз и понижением голоса в конце повествовательных предложений.

       Используются хоровое, жужжащее, шепотное, сопряженное чтение, а так же самостоятельное,  с обязательным тактильным ощущением, когда ребенок следит пальчиком ведущей руки по строке.

 1.Калуша с калушатами,  старухармса напушка, сопритюкнулась и волит.    Они просяпали.  Стрямкали  бутявку и подудонились.  Пуськи зюмо  бятые!  

Выучили  топорыжки, увазили   тюк.   Вовсе некузявые   сяпки.        

 2.Ехала  телега  полем.   На ней спал  Воробей.  А  телегу лошадь  везла.  Вез  Воробей  на мельницу мешок  с  зерном. Ехал,  не спешил  да  песенки  напевал. То ли сам выдумывал.  То ли  слышал  где-то,  кто  знает?   Одному  воробью  известно.  Долго ехал.  Устал.  Стал  зевать, позевывать,  а потом и  вовсе заснул.

3. -рошло   два  -аса, и  лось –роснулся   от –ого, что  у  -его затекло все  тело  от  рогов  до –опыт.   Обычно  Можжевельник любил  спать  в  -ругой  позе  -тоя. А тут он –очему-то  лежал,  да  еще на чем-то  -вердом. Во  сне ему –редвиделось, что  он  лежит на крыше  музея,  а –округ  летают  -лобные птицы  с  -обачьими  -ордами.

 4.Зоя и Рая были ЛЫМА. Мама ДИВОЛА их в ясли. Там красивые КИБУКИ. Девочки ИСТРОЛИ дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа логопеда с детьми с ЗПР. Диагностика и коррекция дислексии и дисграфии.

Предлагаемый материал может быть использован в работе логопедами на школьных логопунтах и учреждениях для детей с задержкой психического развития по преодалению нарушений чтения и письма....

Обобщение опыта по теме: «Коррекция дислексии»

ДИСЛЕКСИЯ – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. ВИД...

"Коррекция дислексии у учащихся младших классов. Карточки по чтению"

Содержащие игровые приёмы повышают  интерес к чтению. Материал может быть  полезен логопедам, учителям начальных классов, любящим родителям младших школьников....

Коррекция дислексии в игровой форме.

Презентация к занятию по коррекции дислексии....