организация педагогического сопровождения опекаемых
методическая разработка по теме
Тема: Организация педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель: профилактика и предупреждение сиротства; формирование основ комплексного решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание условий для их полноценной жизни и интеграции с обществом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Тема: Организация педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель: профилактика и предупреждение сиротства; формирование основ комплексного решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание условий для их полноценной жизни и интеграции с обществом.
Оборудование: ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ФЗ «Об опеке и попечительстве», Постановление Правительства РФ «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», Закон ХМАО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; мультимедийное оборудование.
План консультации.
Знакомство с понятиями «сирота», «социальная сирота», «опека», «попечительство», «замещающая семья».
Знакомство с законодательной базой.
Формы и методы педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ВВЕДЕНИЕ.
Глубокий кризис российского общества вызвал резкое ухудшение положения детей. Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие.
Основные понятия, используемые в законах:
ОПЕКА – форма устройства малолетних граждан (до 14 лет) и признанные судом недееспособными, при которой назначенные ООПиП граждане (опекуны являются законными представителями подопечных.
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО – форма устройства несовершеннолетних граждан (от 14 до 18 лет), ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные ООПиП граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие на совершение юридически значимых действий.
ПОДОПЕЧНЫЙ – гражданин, в отношении которого установлены опека и попечительство.
ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ – иногда используется термин «принимающая семья», это любая семья, в которой ребенка воспитывают не кровные родители. Основная функция такой семьи - заместить, заменить для ребенка потерянных им родителей. К замещающим семьям относятся и семьи усыновителей, опекунские и приемные семьи, детские дома семейного типа, в основе организации которых лежит семья, все формы патронатных семей, а также другие формы семейного устройства, связанные с необходимостью решения медицинских, воспитательных, социальных проблем детей (семейная воспитательная группа, устройство на каникулы и др.)
ДЕТИ-СИРОТЫ – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель
ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения обоих или единственного родителя в связи с:
лишением их родительских прав
ограничением их родительских прав
признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно недееспособными), находящимися в лечебных учреждениях
объявление их умершими
отбыванием ими наказания в виде лишения свободы
нахождением их под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления
уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов
отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных и др. учреждений
в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей.
ДЕТИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ – дети, оставшиеся без попечения родителей
Законодательство.
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов.
пункт 3.
Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством РФ несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, по поручению ООПиП и других компетентных органов могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и хаконных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка.
Статья 15. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
пункт 1.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации имеют право на особую заботу и защиту со стороны органов государственной власти, местного самоуправления. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни.
ФЗ «Об опеке и попечительстве»
Статья 6. Органы опеки и попечительства.
пункт 3.
Деятельность ООПиП по оказанию подопечным и 9или) опекунам (попечителям) помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей в свою семью на воспитание осуществляется во взаимодействии с образовательными учреждениями.
Статья 7. Задачи ООПиП.
защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены опекаемые дети;
контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством, либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские и др.
Статья 15. Права и обязанности опекунов и попечителей.
Права и обязанности определяются гражданским законодательством. Права и обязанности относительно обучения и воспитания подопечных определяются Семейным кодексом.
Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.
Попечитель может выступать в качестве законного представителя своего подопечного в случаях, предусмотренных законодательством.
Попечители оказывают своим подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Опекуны и попечители обязаны извещать ООПиП о перемене места жительства подопечных не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечных с прежнего места жительства.
При временном отсутствии подопечного в месте жительства, в частности в связи с учебой ил пребыванием в медицинской организации, пребыванием в местах отбывания наказания, не прекращается осуществление прав и исполнение обязанностей опекуна или попечителя.
Статья 24. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей.
пункт 4.
Лица, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью лица, находящегося под опекой или попечительством, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в ООПиП или прокурору. При получении указанных сведений ООПиП обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов подопечного ив письменной форме уведомить об этом заявителя.
Постановление Правительства РФ «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»
А) Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, взять в семью на воспитание.
Б) Правила осуществления отдельных полномочий ООПиП образовательными учреждениями, медицинскими организациями и др.
* проведение обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей (форма акта обследования устанавливается МО РФ).
При выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения, организация обязана в течение 1 дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в ООПИП.
В) Правила заключения договора об осуществлении опеки и попечительства.
Г) Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье.
Д) Правила осуществления ООПиП проверки условий жизни детей, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных.
Е) Правила ведения личных дел подопечных.
Закон ХМАО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Формы и методы педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным;
изучение личности подопечного;
установление открытых доверительных отношений с членами семьи;
контроль:
за учебной деятельностью (обучение, посещаемость, наличие учебных принадлежностей, посещение консультативных занятий);
за внеурочной занятостью (вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках и секциях, летний отдых);
за здоровьем подопечного (прохождение ежегодного медицинского осмотра, наличие прививок), уровнем развития;
за исполнением обязанностей опекунами.
организация педагогической помощи подопечному:
помощь в обучении (работа с учителями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям);
помощь в решении конфликтных ситуаций;
помощь в выборе (записи) кружка или секции;
правовое просвещение подопечных и опекунов;
педагогическое просвещение опекунов;
защита прав и законных интересов подопечных;
привлечение специалистов.
Критерии и показатели благополучия ребенка в замещающей семье.
1. Адаптация приемного ребенка в замещающей семье |
Предмет оценки | Признаки |
Восприятие и понимание приемным ребенком ситуации смены формы воспитания | имеет адекватные представления о причинах его изъятия из кровной семьи; имеет желание жить и воспитываться в семье, а не в детском учреждении; позитивно относится к жизни в данной замещающей семье; имеет представление как будут организованы его контакты со значимыми для него людьми (кровные родственники, друзья и т.д.) |
Отношение к родителям-воспитателям, формирование привязанности | проявляет симпатию к родителям-воспитателям, не испытывает по отношению к ним негативных чувств, враждебности; стремится к доверительным, близким отношениям с родителями-воспитателями, уверен в их стабильности; имеет желание как можно больше времени проводить с родителями-воспитателями; стремится разделить с родителями-воспитателями свои успехи и неудачи, согласовать с ними свои действия. |
Уровень интеграции приемного ребенка в замещающую семью | имеет со всеми членами семьи сложившиеся отношения и формы взаимодействия; знает и принимает правила жизни, сложившиеся в замещающей семье; приемный ребенок воспринимает себя членом замещающей семьи, включает членов замещающей семьи в свои жизненные планы; большинство вопросов организации семейной жизни решаются с учетом мнения приемного ребенка; отсутствие устойчивых негативных эмоциональных переживаний; отсутвие особенностей поведения, свидетельствующих о дезадаптации |
2. Безопасность и благоприятность условий, созданных для жизни и развития приемного ребенка в замещающей семье |
Предмет оценки | Признаки |
Бытовые условия | жилое помещение замещающей семьи соответствует по своим размерам количеству проживающих в нем людей жилое помещение отвечает требованиям безопасности в соответствии с возрастом приемных детей, отсутствует риск получения ранений и увечий в жилом помещении тепло, достаточно мебели, оно хорошо отделано, и отвечает требованиям в плане чистоты и санитарно-гигиенических условий; у приемного ребенка имеется отдельное спальное место, и есть условия для удовлетворения потребностей ребенка в уединении и своем собственном "уголке"; у ребенка имеется необходимая и опрятная одежда; у ребенка имеется достаточное количество необходимых для его возраста игр, игрушек, спортивного инвентаря, обучающих материалов, книг и т.п. |
Внешний вид ребенка и его поведенческие реакции во время посещения | опрятный внешний вид ребенка, отсутствие гигиенической запущенности, сыпей различного рода; отсутствие множественных повреждений различной давности (синяков, ожогов, отпечатков пальцев, ремня и т.п.) отсутствие признаков утомления, недосыпания, недоедания, длительного угнетенного состояния и других, которые могут свидетельствовать о пренебрежении со стороны родителей-воспитателей нуждами ребенка; отсутствие поведенческих проявлений, свидетельствующих о негативных воздействиях со стороны родителей, таких как беспокойство, агрессивность, эксцентричность поведения, заискивающее, угодливое поведение, стремление к уединению, неумение контактировать с другими людьми, стремление во чтобы то ни стало привлечь внимание взрослых и других. |
Особенности поведения взрослых, свидетельствующие об отсутствии угрозы с их стороны по отношению к приемному ребенку. | непротиворечивые, подробные объяснения причин травм, болезненных состояний ребенка, подкрепленные своевременно полученными медицинскими консультациями; внимательное, уважительное отношение к приемному ребенку, отсутствие оскорблений, брани, публичных унижений; готовность откликнуться на просьбы и вопросы приемного ребенка; позитивная оценка приемного ребенка, обеспокоенность его проблемами, готовность к открытому их обсуждению отсутствие телесных и иных, унижающих ребенка, наказаний |
Особенности родительского отношения родителей-воспитателей. | позитивный образ приемного ребенка, содержащий качества, вызывающие симпатию у родителей-воспитателей склонность родителей-воспитателей воспринимать успехи и неудачи приемного ребенка как свои собственные способность и готовность родителей-воспитателей оказать ребенку психологическую поддержку; стремление родителей-воспитателей понять причины и мотивы поведения ребенка, отсутствие враждебных, негативных чувств по отношению к ребенку; восприятие родителями-воспитателями близкой, доверительной дистанции в общении с ребенком как комфортной |
Частота и содержание совместных занятий с ребенком | родители-воспитатели выделяют в режиме дня время для непосредственного общения с приемным ребенком; в семье существуют формы совместного проведения досуга родителей-воспитателей и приемных детей; содержание совместных занятий с приемным ребенком соответствует его возрасту и потребностям. |
«Родительская» компетентность родителей-воспитателей. | родитель-воспитатель не испытывает дискомфорта выполняя свою роль; родитель-воспитатель не испытывает беспокойства по поводу своей родительской компетентности; родитель-воспитатель обладает необходимыми умениями, чтобы справиться с различными вариантам поведения приемного ребенка, в том числе и «трудного» ребенка; родитель-воспитатель обладает достаточными знаниями о прошлом ребенка и его особенностях; родители-воспитатели не допускают в присутствии детей оскорблений, других унижающих действий в адрес друг друга, обсуждения спорных моментов, связанных как с воспитанием ребенка. так и жизни семьи в целом родители-воспитатели имеют согласованные и непротиворечивые представления об одобряемых и осуждаемых типах поведения; поведение родителей-воспитателей не противоречит требованиям, предъявляемым к поведению приемного ребенка; применяемые дисциплинарные меры эффективны требования родителей-воспитателей к поведению ребенка соответствуют его возрасту и полу, и не противоречат социокультурным нормам. родители-воспитатели высказывают свои требования спокойно, с объяснением причин и последовательно добиваются выполнения своих требований. |
Оценка родителями-воспитателями изменении, которые произошли в ребенке за время пребывания в семье | изменения, произошедшие с ребенком в сфере деятельности в соответствии с возрастными стандартами детей, оставшихся без попечения родителей; изменения, произошедшие с ребенком в сфере общения в соответствии с возрастными стандартами детей, оставшихся без попечения родителей; изменения, произошедшие с ребенком в сфере самосознания в соответствии с возрастными стандартами детей, оставшихся без попечения родителей; |
Оценка приемным ребенком в возрасте старше 12 лет условий, созданных родителями-воспитателями с точки зрения удовлетворения потребностей в свободе выбора и автономии | ребенку предоставляется возможность самостоятельного выбора занятий, друзей ребенок может иметь независимые взгляды и мнения, отличающиеся от мнений и взглядов других детей и родителей родители-воспитатели учитывают индивидуальность ребенка, осуществляя воспитательные воздействия при решении спорных вопросов учитывается мнение ребенка |
3. Восстановление социального статуса ребенка, включение его в новые социальные связи. |
Предмет оценки | Признаки |
Здоровье приемного ребенка, формирование здорового образа жизни | отсутствие частых и длительных заболеваний приемного ребенка, положительная динамика в развитии роста и веса приемного ребенка, учет и преодоление имеющихся заболеваний, инвалидности приемного ребенка, достаточный уровень защиты от несчастных случаев; наличие профилактических мер, направленных на укрепление здоровья приемного ребенка; формирование у приемного ребенка здоровьесберегающего поведения. |
Динамика развития умственных, познавательных способностей приемного ребенка | статус приемного ребенка как субъекта познавательной деятельности соответствует его способностям и возрасту успехи ребенка в обучении соответствуют его способностям, имеет необходимые условия и возможности для удовлетворения своих интересов, увлечений, развития способностей |
Сеть социальных контактов приемного ребенка | встречается (или получает информацию в других формах) с кровными родителями и родственниками; свободно общается с друзьями, ходит к ним в гости, приглашает их в свой дом; общается с родственниками родителей-воспитателей, живущими отдельно не испытывает трудностей в установлении контактов с другими людьми владеет навыками общения и взаимодействия в соответствии с возрастом и способностями преобладание позитивно окрашенных социальных контактов |
Уровень готовности к самостоятельной жизни, оценка приемным ребенком старшего подросткового возраста своих перспектив в самостоятельной жизни | обслуживает себя на уровне, соответствующем его возрасту и способностям, внешний вид ребенка соответствует социокультурным нормам и требованиям гигиены владеет в соответствии с возрастом нормами социального взаимодействия с другими людьми и социальными объектами; поведение приемного ребенка соответствует социокультурным нормам; сформированность представлений о дальнейшем образовании (общем и профессиональном), трудоустройстве, месте жительстве, сети социальной поддержки позитивный образ будущего, отсутствие страха перед ним; уверенность в поддержке и помощи со стороны замещающей семьи; отсутствие конфликтов и неопределенности в отношениях с кровными родственниками; стремление к освоению умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация психолого-педагогического сопровождения детей со сложной структурой дефекта
Психолого-педагогическое сопровождение детей класса "Особый ребенок" Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы. Консультационная работа с родителями и педагогами...
ПЛАН психолого-педагогического сопровождения работы по организации дистанционного обучения детей-инвалидов
от 31.08.2012 г....
Организация педагогического сопровождения высокомотивированных учащихся для результативного участия в олимпиадах по учебному предмету «Химия».
Актуальной задачей современного образования является выявление высокомотивированных детей, раскрытие и реализация их потенциальных способностей....
Педагогический совет. Доклад на тему: "Организация психолого-педагогического сопровождения в школе"
Организационные моменты психолого-педагогического сопровождения....
«Организация работы социального педагога при психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в образовательных организациях»
Сопровождение ребенка (группы детей) с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе определяется как «целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаю...
Организация педагогического сопровождения одаренных учащихся на уроках биологии.
Глобальные изменения в социальной, экономической и производственной сферах жизни общества, усиление борьбы за конкурентоспособность государств и информационно-технологическая революция обострили потре...
Рекомендации для учителя-предметника по организации педагогического сопровождения профильного и профессионального самоопределения одаренных школьников
Понятие педагогического сопровождения одаренных старшеклассников, под которым понимается процесс создания оптимальных условий развития и проявления индивидуального сочетания имеющихся у старшего школь...