Правовая культура: проблемы, решения
статья по теме
выступление на педсовете по обмену опытом в плане формирования правовой культуры учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovaya_kultura.docx | 31.97 КБ |
презентация к докладу по формированию правовой культуры | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
«Правовое воспитание: проблемы, пути решения»
Выступление на педсовете
Гущина Светлана Юрьевна
Учителям истории и обществознания, чаще других приходится сталкиваться с вопросами нравственности, гражданственности, патриотизма , правовой культуры.
В российском современном обществе правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, главной задачей современного воспитания является воспитание личности в широком и узком понимании этого слова.
К сожалению, в настоящее время общество сталкивается с таким явлением, как низкий уровень правового самосознания. У большинства населения, в том числе у школьников, слабое знание правовых норм. Число правонарушений и преступлений, совершаемое детьми школьного возраста, растет.
О необходимости формирования правовой культуры учащихся было заявлено в решении коллегии Министерства образования (24/1 от 28.12.04г.), в информационных письмах (№15/11 от 16.02.05 г., №358/11 от 07.01.05г.), о гражданско-правовом воспитании говорилось в Послании Президента Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года также говорится о необходимости усиления гражданско-правовой составляющей школы:
«Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой».
Актуальна данная проблема и для нашего района. Показатели по правонарушениям и состоящим на учете в подразделении по делам несовершеннолетних говорят о несформированности правовой культуры, а порой, о недостаточности правовых знаний, так как частая причина правонарушений – незнание закона. Подобные факты имели место и в нашей школе.
Перед нашей школой встала важная задача: повышение правовой культуры учащихся для изменения ситуации.
При решении данной задачи я выделила для себя следующие позиции:
- «Правовая культура» может быть определена как часть общей культуры человека и включает знание законов и норм права, внутреннее осознание, целенаправленное стремление по выполнению правовых норм, соблюдение законов, защиту позиций права, реализацию своих прав и свобод, установленных законодательством.
- Правовая культура формируется в процессе правового воспитания, которое представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения.
Приобретению компетенций в социально-правовой сфере способствуют учебные предметы «Обществознание», «История», «Право», «Экономика» и ряд других, так как при изучении учебных тем на этих уроках происходит ссылка на законы и нормативные документы.
Правовую культуру (правовое сознание и поведение) детей и подростков нельзя формировать обособленно, исключительно на каком-то отдельном предмете, например истории. Необходима система её формирования при изучении, прежде всего, обществоведческих дисциплин, которые тесно связаны с внеурочной деятельностью.
Итак, система включает в себя:
Уроки: получение правовых знаний, изучение правовых документов, по принципу концентрического построения программы (дополнение и усложнение материала с учетом возрастных особенностей школьников).
Внеклассную деятельность: активное включение учащихся и других участников образовательного процесса в социально-значимую деятельность, что на мой взгляд, является ведущей идеей повышения эффективности воспитания правовой культуры.
Исходя из задач образования, руководствуясь программами обучения по предметам, руководствуясь принципом преемственности между ступенями образования, выстраиваю работу по правовому воспитанию следующим образом:
В 6 – 7 классах – в рамках учебного предмета «Обществознание» даю первоначальные социально - правовые знания, знакомлю с правовыми документами в соответствии с учебными темами, учу вычленять правовое содержание в жизненных ситуациях, моделирую наиболее типичные ситуации и организую элементы дискуссии, игры с вариантами решения сложных вопросов.
В 8-9 классе способствую приобретению учащимися базовых навыков, обеспечивающих их успешную социализацию в реальных жизненных ситуациях, даю учебный материал о правовой системе России, о международном праве, учу анализировать ситуации, которые регулируются правовыми нормами, провожу практикумы, обучая подростков реальным действиям в подобных ситуациях.
В 10 – 11 классах – развиваю навыки социально-правового характера, анализировать правовые ситуации.
Раскрытие основных положений курса обществознания иллюстрируется экскурсами в историю: история государственного флага, герба и гимна; Создание народного ополчения в начале 17 века;
Рассказы о патриотическом подъёме в годы Великой Отечественной войны. Изучение Конституции, прав человека и гражданина РФ, отраслей права- позволяют сформировать комплекс необходимых знаний каждому человеку в жизни.
Особое внимание уделяю детям, состоящим на учете в ПДН, подбираю им посильные задания, способствующие профилактике правонарушений, практическому применению правовых знаний. Для этого сотрудничаю с классным руководителем.
Помимо уроков дети создают презентации, пишут творческие работы, участвуют в олимпиадах, конкурсах.
Ежегодно курирую долгосрочный социальный проект, защиту которого дети проводят на школьной ученической конференции.
Учитываю, что учебная деятельность по воспитанию правовой культуры учащихся проходит не только на уроках истории и обществознания, , взаимодействую с учителями географии, ОБЖ, с целью углубления правовых знаний, формирования практико-ориентированных правовых знаний. Для этого мы предъявляем единые требования к изучению правовых документов.
Использую имеющиеся правовые знания, полученные на уроках географии, биологии, основам безопасности жизнедеятельности, экономики в учебной деятельности. Сотрудничаю с учителями русского языка и литературы, мировой художественной культуры с целью формирования общеучебных умений и подтверждения взаимосвязи правовых и нравственных законов жизни.
Опыт работы по воспитанию правовой культуры учащихся твердо убедил меня в том, что только взаимосвязь урочной и внеклассной деятельности повышает эффективность их воспитания.
В школе действует программа «Закон обо мне. Мне о законе», разработанная ШМО учителей гуманитарного цикла. Данная программа носит комплексный характер. Она координирует и систематизирует деятельность участников образовательного процесса.
Планирование охватывает три ступени образования, родительский всеобуч по правовой тематике.
Успешной социализации подростка способствует клубная работа. Клубы «ЮИД», «ЮДП» пользуются большой популярностью. На заседания приглашаются учащиеся разных возрастов с 6 по 11 класс.
Работа по воспитанию правовой культуры школьников нашла поддержку со стороны родителей, которые заинтересованы в повышении правовой грамотности своих детей. Сотрудничаю с родителями по воспитанию правовой культуры учащихся:
- привлекаю их к работе над социальными проектами в качестве членов жюри при проведении конкурсов;
- выступаю на родительских собраниях по правовой тематике;
- готовлю практические занятия для родительского всеобуча;
- провожу консультации с родителями по воспитанию правовой культуры учащихся.
Вся проводимая с родителями работа нацелена на повышение мотивации родителей к практической деятельности в воспитании правовой культуры детей.
Об эффективности целенаправленной работы по воспитанию правовой культуры учащихся свидетельствуют следующие факты:
1. Анализ успеваемости учащихся по предметам «Обществознание» и «История» свидетельствует о высоком интересе к данным предметам. Успеваемость – 100%, количество обучающихся на «4» и «5» - от 62% -до 71% (данные за последние 3 года). В 2011-2012 учебном году 50% выпускников избрали для итоговой аттестации предмет «Обществознание» и прошли ее успешно.
2. У учащихся усилилась мотивационная сторона к изучению правовой тематики, что подтверждается результатами анкетирования учащихся школы. На вопрос: «Интересны ли тебе правовые темы?»; в 2009 году утвердительно ответили 65% ,а в 2011 г.-82 %).
На вопрос «В чем вы видите значение правовых знаний?» учащиеся ответили следующим образом: 36% - уверенно чувствуют себя в современном мире, 34% - знают и защищают свои права, 25% - помогают избежать неприятностей, 5% - не имеют существенной значимости.
4. Повысилась социальная активность учащихся и практическое применение полученных правовых знаний через участие в клубной работе, в социальном проектировании.
5. Улучшилась поведенческая сторона учеников: снизилось количество детей, состоявших на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних (с 4 человек в 2010 до 0 человек в 2012 году)
Своё выступление я хочу закончить словами великого немецкого поэта Гёте: « У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать». Я считаю, что эти слова являются девизом в нашей работе по формированию правосознания подростков.
Литература
1.Адамский А.В. Интерес государства - не казённый интерес. Гражданское общество как образовательный проект.//Первое сентября ,2001, №15.
2.Аминов A.M. Деловая игра «Права ребёнка :Преподавание истории в школе, 2001, № 9.
3.Боганикова Н.В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания, СПБ,2001
4.Бордовский Г.А., Гороховатая Н.В., Морозова С.А., Жихарева М.Е. Гражданское образование. Учебно- методическое пособие, СПб.: изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003..
5.ВакуленкоВ. А., Уколова И.Е.,Королькова Е.С. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе: М., «Новый учебник», 2002г.
6.Ивлиева Л. Г. Внеклассные мероприятия по гражданско - правовому воспитанию школьников: практическое пособие, М.: АРКТИ, 2006.
7. Иоффе А.Н., Королькова Е.С.и др .Организация внеурочной работы по праву: «Новый учебник», 2002г.
«Правовое воспитание: проблемы, пути решения»
Кл. руководитель 11Б класса Супонина А.А.
2009 – 2010 уч. год
Базовым направлением государственной политики в области образования является формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе. В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является модернизация и развитие правового образования.
В «Концепции модернизации российского образования на период до2010 года» сформулированы задачи воспитания несовершеннолетних. Одной из важнейших задач является нравственно-правовое воспитание. Главный период формирования правосознания – это школьный возраст. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина. Правовое воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость школьников.
В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеется в виду Конституция Российской Федерации, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Необходимость работы по правовому воспитанию вызвана слабым знанием прав и обязанностей граждан, которое выявлено в ходе диагностики учащихся.
Какие тематические мероприятия были проведены мною с целью изучения учащимися прав человека?
Правовой лекторий «Несовершеннолетний имеет право…», цель – формирование правовой культуры уч-ся;
Деловая игра «Это надо знать», цель – формирование представления уч-ся об уголовной и административной ответственности несовершеннолетних; воспитание чувства ответственности за свои поступки, уважения к закону.
Диспут «Преступление и наказание», цель – знакомство уч-ся с основами российского законодательства, анализ типичных правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, указание способов поведения в критических ситуациях.
Мастерская общения «Свободный человек», цель - формирование навыков законопослушного поведения.
Психологический практикум «Два шага до конфликта» », цель – развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.
Занятие в тренинговом режиме « Быть уверенным – это здорово!», цель – формирование навыков уверенного поведения и умения пртивостоять давлению.
Викторина "Знаешь ли ты избирательное право?" и другие мероприятия.
В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями.
"Воспитание родителей" - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций.
Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не совсем так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья - 50%, СМИ - 30%, школа - 10%, улица -10%.
Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне, для этого и необходимо правовое воспитание родителей.
Вступая в подростковый возраст, многие дети поразительно меняются. Из ласковых, спокойных, послушных детей они вдруг превращаются в неуправляемых , грубых, агрессивных, что ранит и обижает родителей.
В чём же причина возникновения этого зла? Как понимать наших взрослых детей? Как вести их из сегодня в завтра, чтобы они жили не только эгоистическими интересами, а обретали общественно – политическую, профессиональную зрелость, росли патриотами своей Родины. Об этом шла речь с родителями уч-ся на родительских собраниях. Темы родительских собраний: «Характер моего ребёнка», «Пока не поздно! Права и обязанности родителей, права и обязанности подростка», «Закон и ответственность», «Курение и статистика», «Как сформировать положительные привычки у подростка» и др.
Нередко я напоминаю родителям мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджа мина Спока: «Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мяг кости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете».
Современное воспитание школьников осложнено многими нега тивными процессами, которые происходят в нашем обществе: обострение политической ситуации; социальная на пряженность; нарастание экономической не стабильности; криминализация жизни; ухудшение экологической обста новки; падение нравственности и др.
Такая ситуация, в которой оказалось наше общество, объек тивно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрес сию, жестокость, борьбу, конкуренцию. Все это приводит к снижению ценности человеческой жизни.
Почему подростковый возраст считается трудным?
Взрослея, подростки тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением,
чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует. В этот период личность и собственное «Я» ещё не сформированы. Именно в этом возрасте и появляются страшные девизы: «Лишь бы не было скучно», «Живём один раз, бери от жизни всё, пока ты молод – и никаких проблем».
Каждому педагогу хорошо знакомо словосочетание « трудные дети». Такие уч-ся есть почти в каждом классе: пустые глаза, равнодушные или, наоборот, вызывающие лица, бесконечные «двойки», драки. И вот уже между ними и нами встаёт стена непонимания, отчуждения, порой даже вражды. И здесь в работе с детьми дивиантного поведения мы начинаем применять различные методы (вовлечение в деятельность, увлечение, доверие, сотрудничество и т.д. ), но наиболее эффективным я считаю метод переубеждения и метод переключения ( занятия подростка трудом, спортом, учёбой, новой общественной деятельностью. Одним из таких трудных подростков в моём классе является Пигалев Руслан. Причин трудновоспитуемости Руслана несколько. Это – неблагоприятные семейно – бытовые отношения, отсутствие контроля за поведением сына со стороны мамы, которая больна хроническим алкоголизмом и не имеет постоянного места работы. В результате такого воспитания у подростка много отрицательных свойств в характере, неправильные установки в поведении, нездоровые потребности, сформировано чувство незащищённости и одиночества. В последнее время Руслан проживает с папой в другой квартире. Папа терпимо относится к недостаткам сына, старается понять его и помочь преодолеть трудности подросткового периода. В этом учебном году у Руслана нет пропусков без уважительных причин. Не наблюдается грубое отношение к своим одноклассникам. Я считаю, что это результат профилактической работы, которую я проводила совместно с директором школы Николаевым Н.Н., с зам. директора по восп. работе, Игнатовской В.Н., с социальным педагогом школы Дригаловой О.К. , психологом школы Кондратьевой Е.В.
Своё выступление я хочу закончить словами великого немецкого поэта Гёте: « У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать». Я считаю, что эти слова являются девизом в нашей работе по формированию правосознания подростков.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл». Латинское юридическое изречение
Задача воспитания Воспитание личности
Концепция модернизации российского образования «Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой»
Наша позиция
география литература ОБЖ биология
6-7 класс - первоначальные социально - правовые знания, -знакомство с правовыми документами в соответствии с учебными темами, -организация элементов дискуссии, игры с вариантами решения сложных вопросов Темы уроков: Гражданин – Отечества достойный сын Мы – многонациональный народ Права и обязанности граждан Что значит жить по правилам Почему важно соблюдать законы Виновен – отвечай Кто стоит на страже закона
8-9 класс приобретение базовых навыков, обеспечивающих успешную социализацию в реальных жизненных ситуациях, учебный материал о правовой системе России, о международном праве, анализ ситуации, которые регулируются правовыми нормами, практикумы Темы уроков: Долг и совесть Нации и межнациональные отношения Отклоняющееся поведение Правовое государство Право, его роль в жизни общества и государства Правоотношения и юридическая ответственность
10-11 класс развитие навыков социально-правового характера, умение анализировать правовые ситуации Темы уроков Преступность Социальный контроль Право в системе социальных норм Правоотношения и правонарушения Юридическая ответственность Современное российское законодательст во
Программа действий по реализации проекта:
Встречи участников проекта На приеме у Главы администрации – Рунова Е. К. Беседа с директором школы- Ермиловой Т. Г.
Распределение по направлениям работы над проектом в группах:
Распределение по направлениям работы над проектом в группах:
Программа «Закон обо мне. Мне о законе» Раздел Тема Класс Правила общения Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни» 1 Главные ценности нашей жизни 1 Беседа «Правила личной безопасности» 1 Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» 2 Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?» 7 Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений» 11
Правила поведения Беседа «Человек в мире правил» 1 Беседа «Примерно веди себя в школе, дома, на улице» 2 Беседа «За что ставят на внутришкольный учет?» 3 Беседа «Правила поведения в школе» 3 Беседа «За что ставят на учет в полицию ?» 4 Беседа «Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей» 4 Беседа «Знакомство с правами и обязанностями учащихся» 5
Я-гражданин Беседа «Я – гражданин России» 2 Беседа «Что такое закон? Главный закон страны» 3 Беседа «Гражданин и обыватель» 5 Беседа «Твоя воинская обязанность» 11
Права ребенка Беседа «Твои права и обязанности» 2 Беседа «Равенство прав людей от рождения» 4 Деловая игра «Главные вопросы» 4 Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка» 5 Беседа «Права детей – забота государства» 6 Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка 6 Беседа «Подростку о трудовом праве» 9 Беседа «Что делать, если ты попал в милицию» 8 Конкурс проектов «Твой вариант декларации прав человека» 5-11
Административная и уголовная ответственность Беседа «Шалости на железной дорог 3 Беседа «Преступления и правонарушения» 6 Беседа «Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации» 6 Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония» 7 Беседа «Об ответственности подростка за преступления, совершенные на железной дороге» 7 Викторина «Уроки Фемиды» 8 «Административная ответственность подростка перед законом» 8 Беседа «Ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотиков» 9 Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг» 11
Асоциальное поведение Конкурс сочинений «НЕТ школьному хулиганству» 6-7 Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?» 8 Круглый стол «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?» 9 Круглый стол «Суицид среди подростков» 9-11 Беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)» 8-11 Беседа «Алкоголь и правопорядок» 9-11
Клуб ЮИД «Веселый светофор»
Юные друзья полиции
Анализ успеваемости учащихся по предметам В 2011-2012 учебном году 50% выпускников избрали для итоговой аттестации предмет «Обществознание» и прошли ее успешно.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ вопрос «Интересны ли тебе правовые темы?»
Результаты работы Интересны ли тебе правовые темы?
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ вопрос «В чем вы видите значение правовых знаний?»
Гете «У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема воспитания правовой культуры старшеклассников
Проблема воспитания правовой культуры старшеклассников...
Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.
Цель:воспитание уважения к праву и законности как ценностной установке....
Повышение гражданско-правовой культуры педагогов, родителей и обучающихся через создание системы работы правового всеобуча
Данная программа гражданско-правового всеобуча педагогов, родителей и обучающихся подготовлена в рамках реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...
Правовое воспитание как необходимое условие формирования правосознания и правовой культуры
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3796582","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"336","style":"height: 255px; width: 340px; float: left;","width":"448"}}]]Материал дл...
Доклад на тему "Ответственность родителей за воспитание полноценного гражданина российского общества. Проблема воспитания правовой культуры у детей на разных возрастных этапах"
Доклад для выступления на родительском собрании....
Доклад на педсовет "Гражданско-правовое воспитание: проблемы и пути их решения"
Приоритетным направлением государственной политики в области образования является внедрение инноваций, способствующих формированию Человека-гражданина. Реализация идей данной Концепции социально значи...