Проблема воспитания правовой культуры старшеклассников
статья по праву (11 класс) по теме
Проблема воспитания правовой культуры старшеклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_pravu.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ «ЖЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА»
Ещё в Древнем Риме каждый гражданин должен был знать законы своей страны, которые были высечены на двенадцати таблицах. Для начала XXI века характерно усиление внимания к ребенку как к личности, члену общества, которое наделяет его определенными правами. Этот несомненный признак общественного прогресса отличает и чрезвычайно сложную социальную и экономическую обстановку России. Многие прогрессивные изменения в обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Сегодня обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями. Учитывая специфику нашего учебного заведения, имеющего гендерную направленность, необходимо отметить, что актуальность этой проблемы стоит наиболее остро, так как женщинам, ставшим полноправными членами общества, зачастую приходиться решать массу экономических, социальных проблем самостоятельно. Речь не идёт о том, чтобы сделать из всех девочек юристов, но научить правильно и грамотно пользоваться своими правами, уметь защитить себя и свою семью, а главное , научить уважать права других.
Развитие правосознания личности — процесс долгий, сложный и противоречивый, продолжающийся практически всю жизнь человека. Однако наиболее активно взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности формируются в школьные годы. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере. Через распространение правовых знаний, выработку положительного отношения к правовым требованиям и на основе этого к формированию правовых убеждений и готовности действовать в направлении правовых требований - единственно верный путь к правовому воспитанию старшеклассников. Соответственно правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, в умении использовать свои права, соблюдать существующие запреты и исполнять общественные обязанности. Но в обществе не всегда создаются соответствующие условия, в которых ребенок может развиваться как полноценный и полноправный член общества и одновременно сохранять свою индивидуальность и уникальность. Поэтому современная ситуация определяет необходимость пересмотра не только общих подходов к организации воспитания в целом, но и поиск актуальных методов и средств, способствующих организации правового воспитания в школьном образовании.
Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В российском современном обществе правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации. Укрепление норм воспитанности в сознании человека вырабатывает прочное правовое сознание. В данном случае воспитание, как процесс – это средство, а сознание, как результат – цель.
В соответствии с Законом РФ "Об образовании”, Конституцией РФ, в настоящее время четко определено место и роль воспитывающей деятельности в области образования. Она рассматривается как приоритетное направление в деятельности образовательного учреждения. Школа является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру.
В этом контексте основополагающее значение имеют:
- создание условий для развития социально активной личности подростка;
- формирование установки на самостоятельный выбор и самоопределение в контексте социальной инициативы в подростковых объединениях и общественных движениях;
- развитие чувства личности.
Обозначенные позиции разделяются педагогическим коллективом школы и являются определяющими при разработке программы правового воспитания личности подростка.
Одной из эффективных форм приобщения сегодняшних школьников к правовой культуре, стимулирования их познавательно-творческой деятельности и становлению активной гражданской позиции являются клубы интеллектуального развития, клуб способен охватить своей деятельностью большинство учащихся школы, а значит – приобщить их к правовой культуре, привить навыки правомерного поведения.
На основании вышеизложенного, хотелось бы представить проект, дающий возможность выйти за рамки школьного курса «Право», расширить горизонты правового воспитания старшеклассниц ,определить критерии сформированности правовой воспитанности школьников ,разработать критериальные показатели сформированности правовой воспитанности у старших старшеклассников: полнота (объем) знаний, потребность в получении новых знаний, умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права и умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения, сформированность качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности, обосновать и структурировать концептуальную модель педагогического мониторинга в школьном образовательном учреждении, включающая в себя цель, задачи, функции, принципы и этапы реализации.
П Р О Е К Т
«ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»
Цель проекта:
- Формирование правовой культуры у старшеклассников, посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и школьного уровней
Задачи :
- дать знания о системе действующего права и правильного понимания смысла правовых законах;
- научить получать и критически осмысливать правовую информацию, анализировать и систематизировать полученные данные;
-научить соотносить свои действия и действия других людей с нормами поведения, установленными законом;
- поступать правомерно в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Планируя мероприятия в рамках декады правовых знаний, я обращаю внимание на практическую направленность проводимых мероприятий.
Раздел 1. | ||
Страна Справедливости | Творческое задание, обсуждение | |
Маленький, да удаленький | Лекция | |
Твое мнение | Диспут | |
Правила честного спора | Проект “Правила спора” | |
Чтобы достойно жить | Лекторий “Права человека” | |
Мои права – моя свобода. | Творческое задание, обсуждение | |
Раздел 2. | ||
Можно ли быть свободным без ответственности? | Формировать понятие “ответственность”, показать значимость понятий “свобода” и “ответственность” в жизни человека. | |
Устав школы. Обязанности школьника. | Закрепить знания основных прав и обязанностей ученика; показать учащимся, что учеба является правом и обязанностью ученика. | |
Мои обязанности. | Воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям. Показать школьникам единство прав и обязанностей; все люди имеют равные права. | |
Раздел 3. Практика | ||
Что скажет суд? | Разрешение конкретных ситуаций с использованием нормативно-правовой базы. |
Актуальность темы Реализация задачи совершенствования учебно-воспитательной работы потребовала значительной активизации правового обучения и воспитания на всех этапах учебного процесса, совершенствования его методов и форм, повышения эффективности. Это во многом обусловлено спецификой современного этапа коммунистического строительства, для которого характерен интенсивный рост интеллектуального и нравственного потенциала общества, усиление процессов взаимосвязи социального, технико-экономического и идеологического развития, повышение материального благосостояния советских людей. В этой связи неизмеримо усиливается роль социальных функций школы — развивающих и воспитывающих.
Цель работы Настоящее исследование имеет в виду разработать системный подход к решению вопросов правового обучения и воспитания учащихся» Женской классической школы» с целью повышения уровня их социальной адаптации.
Это предполагает научно обоснованное решение следующих задач:
определить цели, задачи и содержание правового обучения и воспитания в школе, а также участие в нем семьи и общественности;
разработать рекомендации по правовому обучению и воспитанию учащихся старших классов с ориентацией на наиболее полную социальную адаптацию;
экспериментально апробировать содержание правового обучению в воспитания в старших классах;
определить эффективность усвоения правовых знаний.
Методы исследования
1. Изучение и анализ работ, касающихся вопросов правового положения девочек в социальной среде. Вопросов социального воспитания как важнейшей части нравственного воспитания: исследований, посвященных предупреждению правонарушений детей и подростков.
2. Констатирующий эксперимент — выявление уровня правовых знаний у учащихся старших классов школы, полученных ими из различных источников информации и в учебном процессе по действующей программе, а также умения адекватно применять их в конкретной ситуации.
3. Контрольный эксперимент- выяснение особенностей усвоения правовых знаний и применения их в конкретной ситуации (актуализация правовых знаний), а также установление результатов обучающего эксперимента, т.е. эффективности предлагаемого содержания правового обучения.
Практическая ценность работы и реализация результатов исследования. На основе проведенного исследования разработать рекомендации по совершенствованию содержания курса «Право».
Теоретическая и практическая значимость проблемы правового обучения и воспитания учащихся старших классов школы с гендерной направленностью, впервые решаемая в данном проекте, определили выбор темы, задач и его структурного оформления. Целенаправленное правовое обучение, система внеклассных и внешкольных мероприятий позволяют в значительной степени решить проблему правового обучения и воспитания учащихся вспомогательной школы как одну из составных частей их нравственного воспитания и важную предпосылку последующей социальной адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения
Программа по воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения школьников "Гражданин XXI века"...
Программа по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения учащихся на период с 2012 по 2013 гг
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в 14-15 лет, когда подростки могут уже сознательно ...
Программа по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения учащихся на период 2012-2014 г.
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьнико...
Методическая разработка мероприятия по воспитанию правовой культуры среди обучающихся "Мои права" (круглый стол)
В соответствии с Законом РФ “Об образовании”, Конституцией РФ, в настоящее время четко определено место и роль воспитывающей деятельности в области образования. Она рассматривается как приоритетное на...
Повышение правовой культуры старшеклассников через элективный курс "Права несовершеннолетних"
Выступление на окружной учительской конференции...
Доклад на тему "Ответственность родителей за воспитание полноценного гражданина российского общества. Проблема воспитания правовой культуры у детей на разных возрастных этапах"
Доклад для выступления на родительском собрании....