Адаптированные занятие для умственно отсталых детей с синдромом Дауна
методическая разработка по теме
Общение – явление целостное, оно включает не только речь (вербальные характеристики), но и мимику, жесты, другие не вербальные способы, которыми человек может выразить себя и повлиять на окружающих. Общение является одним из важнейших факторов общего психического развития ребенка.
Умственно отсталые дети не склонны использовать речь для общения, они не умеют выразить даже бытовую просьбу или желание. Для этого, чаще всего, они применяют жесты, которые периодически сочетаются со словами.
Исследования показывают, что развитие индивида происходит не внутри его организма и личности, а вне его, т.е. посредством общения и установления контактов с другими людьми, а также в их совместной деятельности – в процессе воспитания и обучения.
Конечно у наших детей слабая память, быстрая утомляемость, и, чтобы ребенок усвоил материал, нужно его долго и многократно повторять, закреплять. Для этого и разрабатываются адаптированные занятия для умственно отсталых детей. В группе где проводится работа живут 12 девочек с синдромом Дауна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1yy_sayt.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие по математике.
Тема занятия: Продукты питания.
Цель занятия:
- формировать необходимые для жизни социально значимые навыки, культуру поведения.
Задачи:
Образовательные: - совершенствовать умение сравнивать группы предметов, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления, обозначать результаты сравнения словами: больше, меньше, поровну, столько – сколько.
-закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предмета.
- формировать базовые пространственные представления, учить понимать слова вверху, наверху, внизу, посередине.
Коррекционно – развивающие:
- развивать умение доводить начатое дело до конца.
Воспитательные:
- учить детей в процессе общения говорить слова: спасибо, пожалуйста.
Возрастная направленность занятия: уровень развития 2-3 года.
Наглядно – дидактический материал:
Стол, большие и маленькие тарелки. Пособия к с/ролевой игре «магазин».
Оборудование : Рабочие тетради, карандаши.
Ход занятия.
Организационный момент.
Игровая ситуация « К нам едут гости »
Мы получили телеграмму и готовимся к приезду гостей.
Коррекционно – развивающий блок
1часть с/ ролевая игра « магазин » - идем за угощениями.
Покупатель, придя в магазин, выполнив при этом все необходимые культурные ритуалы /приветствие, употребление вежливых слов и т. д. /, выбирает нужные ему товары, обозначая продавцу лишь четкое место « на витрине » и сообщает, сколько штук необходимого товара ему нужно. Роль продавца удобнее давать кому – либо из детей , а роль покупателя – брать на себя взрослому, поскольку она оказывается значительно более сложной, с точки зрения необходимости вербализации собственно пространственных речевых конструкций – описания месторасположения того товара, который хочется « купить »
2часть игровое упражнение « накроем стол для чаепития »
Воспитатель предлагает детям накрыть стол для чаепития, расставив в ряд большие и маленькие тарелки. Дети выясняют сколько маленьких ( четыре) и сколько больших тарелок ( три ).
Воспитатель предлагает сравнить количество больших и маленьких тарелок.
- Четыре маленькие и три большие тарелки – сравните , что больше ( четыре маленьких тарелки больше чем три большие тарелки ) Три большие тарелки и четыре маленькие – сравните, что меньше.( три большие тарелки меньше, чем четыре маленькие)
Какое число больше 3 или 4? Какое число меньше 3 или 4?
На каждую большую тарелку поставьте маленькую тарелку. Как сделать так, чтобы больших и маленьких тарелок стало поровну?
Воспитатель обговаривает с детьми способы уравнивания количества предметов. Дети уравнивают количество тарелок и уточняют, сколько теперь больших и маленьких тарелок.
Музыкально – двигательные упражнения:
Пальчиковая гимнастика « пальчики шагают »
Вытянув перед собой обе руки ладошками вверх, поочередно сгибаем и разгибаем пальцы, начиная с большого ( пальцы растопырены ).
Вот как пальчики шагают,
И мизинец и большой,
Указательный и средний,
Безымянный – вот какой!
Постепенно поднимают обе руки вверх, вращая кистями.
Вот какие наши ручки –
Лихо пляшут у ребят !
Продолжая вращать кистями, дети медленно опускают руки вдоль туловища. Покачивают руками попеременно вперед – назад.
Заключительный этап: работа в тетрадях
Упражнение « соедини правильно »
В тетрадях изображены группы предметов и группы кружков . Дети должны карандашом соединить количество предметов с таким же количеством кружков.
Упражнение « найди и обведи знакомые цифры »
Рефлексия: вместе с детьми вспомнить все, что делали на занятии и похвалить всех за активную работу.
Составила и провела Ильчуркина В. В.
Список литературы.
Ерофеева Т. И. Дошкольник изучает математику: метод. пособие для воспитателей, работающих с детьми 3-4 лет/ Т. И. Ерофеева.- М.: Просвещение, 2007.
Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней сруппе детского сада. Планы занятий.-2-е изд., испр. и доп, М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие/ Н. Я. Семаго. -М.: Айрис-пресс, 2007.
Занятие по математике.
Тема занятия: Дикие животные.
Цель занятия: продолжать формировать необходимые для жизни социально значимые навыки, игровое взаимодействие.
Задачи:
Образовательная:
- формировать умение считать движения в пределах трех
- закреплять умение воспроизводить указанное количество количество движений ( в пределах трех )
- упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Коррекционно- развивающие: развивать зрительную память, закреплять умение доводить начатое дело до конца.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к животным.
Возрастная направленность занятия: уровень развития 2-3 года.
Наглядно – дидактический материал: числовые карточки с кругами, геометрические фигуры.
Оборудование: наборы кругов, квадратов, треугольников; геометрические фигуры для подвижной игры.
Ход занятия.
Организационный момент.
Игровая мотивация: « Волшебное письмо из леса »
Воспитатель сообщает, что пришло письмо из леса от зайцев. Они предлагают устроить соревнование и узнать кто самый умный и ловкий. Дети согласны и приглашают зайчиков в гости.
Коррекционно – развивающий блок:
Игровые упражнения « сделаем столько же »
- сделать столько приседаний (прыжков, хлопков и т. д. ) сколько кружков на числовой карточке;
- отсчитать столько кругов (квадратов, треугольников), сколько услышали хлопков.
После выполнения каждого задания воспитатель уточняет: « Сколько выполнили движений?» «Сколько кружков на карточке ?».
Когда дети выполнили все задания, воспитатель предлагает детям поиграть .
Музыкально – двигательные упражнения:
Подвижная игра « Найди свой домик.»
Дети делятся на три команды ( у членов команды свои геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники )
На ковре разложены соответствующие геометрические фигуры. По сигналу воспитателя дети начинают двигаться по группе под музыку. Когда музыка заканчивается, дети бегут в свой « домик »: т. е. у кого круг, бегут к кругу, у кого квадрат – к квадрату и т. д. Затем меняются фигурами и продолжают игру.
Заключительный этап:
Игровое упражнение «Покажи столько же »
По просьбе воспитателя в центр группы выходит ребенок и выполняет столько движений, сколько просит взрослый (количество движений взрослый сообщает шепотом, чтобы не слышали другие дети ) Остальные дети находят и показывают карточки с таким же количеством кругов.
После каждого задания воспитатель побуждает отвечать на вопросы: «Сколько кругов на карточке? » « Какое число я назвала? »
Игра повторяется три – четыре раза. Каждый раз в центр выходит другой ребенок.
Рефлексия: вместе с детьми вспомнить все, что делали на занятии и похвалить всех за активную работу.
Составила и провела Ильчуркина В.В.
Список литературы.
Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий.-2-е изд., испр. и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Степанова Г. В. Занятия по математике для детей 5-6 лет с трудностями в обучении.- М.: ТЦ Сфера 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование Нумикона на занятиях по ФЭМП у детей с синдромом Дауна
В статье раскрывается содержание технологии "Нумикон"по обучению математике детей с синдромом Дауна...
Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна
В статье рассматриваются особенности психофизичекого развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по развитию и социальной адаптации....
Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна.
В статье рассматриваются особенности психофизичекого развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по развитию и социальной адаптации....
Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна
В статье рассматриваются особенности психофизического развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по развитию и социальной адаптации....
Адаптированные программы индивидуальных и групповых коррекционно -развивающих занятий для умственно отсталых детей 1-4, 5-6 классов
Адаптированные программы индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для умственно-отсталых детей 1-4, 5-6 классов...
Музыкальные занятия и логоритмика для детей с синдромом Дауна
Музыкальные занятияи логоритмика для детейс синдромом Дауна...
Методическое пособие по ранней помощи для родителей и специалистов (часть 1. Дети с нарушениями слуха), (часть 2. Дети с синдромом Дауна)
В первой части пособия даны типы, классификация и причины нарушения слуха. Описаны объективные и субъективные методы исследования слуха у детей раннего возраста, а также этапы работы с глухими или сла...