"Основы педагогического подхода к "трудному" ребенку". Занятие круглого стола для классных руководителей.
методическая разработка по теме
Работая с "трудными" детьми необходимо понимать, что за любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Соответственно, воспитательная работа будет выстраиваться индивидуально, исходя из понимания причин поведения ребенка. Цель этого занятия: изучить этапы работы с "трудными" детьми и научиться методам эффективного взаимодействия как внутри школьного коллектива (администрация, педагогический коллектив, педагог-психолог, социальный педагог, школьный фельдшер), так и вне его (городские службы помощи детям и их семьям).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методические материалы для учителя | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие круглого стола для классных руководителей.
Тема: Основы педагогического подхода к «трудному» ребенку.
Цель: рассмотреть
основные этапы работы с «трудными» детьми
вопрос взаимодействия педагогического коллектива и специалистов служб помощи детям и их семьям в работе с «трудными» детьми
Каждый учитель в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой «трудных» школьников. Поведение таких детей вызывает беспокойство и у педагогов и у родителей. Как вы думаете, кого из учащихся можно отнести к категории «трудных»?
Варианты ответов:
- учащиеся, пропускающие учебные занятия без уважительной причины;
- учащиеся, оставшиеся на повторный год обучения;
- учащиеся, систематически нарушающие дисциплину;
- учащиеся, причастные к употреблению ПАВ (психоактивные вещества), правонарушениям, бродяжничеству.
«Трудные» дети, к сожалению, есть почти в каждом классе нашей школы. Основной процент «трудных» детей приходится на среднее звено (примерно 30% от общего числа учащихся школы). Задача педагога - найти ключ к пониманию «трудного» подростка. Тот ключ, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, благодаря которым ребенок захотел бы изменить свое поведение.
Сегодня мы с вами рассмотрим основу педагогического подхода к «трудному» ребенку.
1 этап работы.
При работе с такими детьми необходимо понимать, что за любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Соответственно, воспитательная работа в каждом случае будет выстраиваться индивидуально, исходя из понимания причин поведения ребенка. Рассмотрим несколько ситуаций и попробуем определить причину отклонений в поведении школьника (у каждой группы - лист занятий, задание №1), а потом это обсудим.
Варианты ответов:
1 группа.
Поведение спровоцировано ситуацией в семье. Подросток переживает непохожесть своей семьи на другие, чувствует свою ущербность. Ситуация в семье угнетает его. Пьяный отец, валяющийся на полу; мать – занята алкогольными проблемами мужа, тратит свою энергию на проблемы мужа и занята только им, как-то пытается решить материальные проблемы, а дети живут без ее внимания. Агрессия, грубость подростка неумение выстраивать отношения с одноклассниками и учителями являются отражением представлений о мужском поведении (пример отца). В школе - также изолированность: учитель постоянно ругает за не сделанные уроки, пропуски; отношение одноклассников обусловлено в некоторой степени негативным отношением учителей.
2 группа.
Поведение девочки усугубляется высокими родительскими ожиданиями, т.е. завышены требования к подростку. Девочка должна держать заданную родителями планку: учиться только хорошо, быть успешной всегда и во всем. Девочка находится в постоянном страхе, тревоге, что что-то сделает не так. Таким образом, негативные переживания, постоянные волнения нашли свой выход – усталость, раздражительность и т.п.
3 группа.
Проблема подростка – трудно совладать со своим темпераментом и научиться трудолюбию и настойчивости. Таким детям неинтересно выполнять банальные задания. Учитель по истории использовала на своих уроках проблемные, творческие задания и таким образом смогла найти подход к ребенку. Подростка заставляют учиться из-под палки, а сам он не осознает необходимости учебной деятельности, его школьные интересы лежат не в сфере учения, а в сфере общения с одноклассниками.
Итак, мы с вами выяснили предполагаемые причины негативного поведения подростков, т.е. те причины, по которым мы их относим к категории «трудных».
Таким образом, первый этап работы с «трудным» подростком – выяснение мотивов поведения. Выяснить мотивы поведения «трудного» подростка, значит понять его.
2 этап работы.
Рассмотрим следующий этап педагогического подхода к «трудному» ребенку. Наиболее типичным недостатком работы с «трудными» детьми является заранее сложившаяся негативная установка учителей по отношению к ним. У нас, педагогов, вырабатываются определенные стереотипы отношений к «трудным» детям, складывается набор типичных для нас реакций на то или иное негативное поведение школьников.
Чаще всего, сталкиваясь с проблемным поведением детей, мы испытываем достаточно разрушительные чувства. Попробуйте их назвать. (Например: негодование, обида, отчаяние, тревога, огорчение и т.п.) Такие эмоциональные реакции на негативное поведение школьника являются естественными и нормальными для педагогов и врядли демонстрируемое школьниками поведение должно вызывать бурю восторга.
А получается ли у нас увидеть что-то хорошее в «трудном» подростке? (лист занятия - задание №2). Ознакомьтесь с характеристиками и попробуйте увидеть что-то хорошее, положительное в «трудном» подростке, постарайтесь увидеть то, что поможет вам его принять.
Варианты ответов:
1 группа.
Подросток добросовестно относится к поручениям, парень «с руками» - хорошо развиты трудовые качества. В трудовых делах может быть примером для одноклассников.
2 группа.
Любит рисовать. Может быть членом ред. коллегии, участвовать в конкурсах стен. газет и т.п. Добросовестно выполняет порученную работу, хорошо развиты трудовые навыки.
3 группа.
Хорошо учится, активно занимается спортом. Может защищать честь класса и школы, участвуя в соревнованиях.
Мы рассмотрели все характеристики и постарались определить положительные качества в «трудных» детях.
Вывод:
Мы не всегда способны принять таких детей, т.к. они не соответствуют нашим требованиям, представлениям об ученике. Но мы должны помнить, что плохих детей нет, в каждом ребенке есть что-то хорошее, надо просто это увидеть. Очень важно не оставаться в плену стереотипов. А умение педагога увидеть в ребенке что-то хорошее, позволит нам принять его таким, какой он есть
3 этап работы.
Таким образом, мы с вами выстраиваем педагогический подход к «трудному» ребенку:
1 – понять, т.е. понять причину плохого поведения,
2 – принять, т.е. принять ребенка таким, какой он есть.
Как, по-вашему, какой следующий шаг педагога в работе с «трудными» детьми. Верно – оказание помощи «трудному» подростку. Но этот этап будет иметь положительные результаты только при условии успешной реализации первых двух: понять и принять.
Предлагаю выстроить алгоритм помощи «трудному» подростку, алгоритм помощи внутришкольного взаимодействия (лист занятия - задание №3).
Варианты ответов:
- определить сферу интересов подростка
- определить обязанности по классу, следить за их исполнением
- создать ситуацию успеха
- посещение секций и кружков (занятость во внеурочное время)
- консультации психолога
- индивидуальные занятия с учителями-предметниками
- посещение факультативов
- профилактические беседы
- работа с семьей (посещения, беседы, консультации)
- искать области, где ребенок может быть успешным, поощрять любое достижение
- вовлечение в общественную деятельность класса и школы и т.п.
Можно ли справиться с проблемой только в стенах школы? Есть еще и городские службы помощи детям и их семьям, с которыми мы сотрудничаем: УСЗН – оформление детских пособий, ЦЗН - трудоустройство, детская поликлиника, наркодиспансер (этих специалистов мы часто приглашаем на собрания, школьные мероприятия для проведения профилактических бесед; специалисты этих учреждений оказывают консультативную помощь детям и их родителям), КДН и ЗП, ПДН (профилактические беседы с инспектором), ДТЮ, ДЮСШ, СЮТур (кружки и секции).
Вернемся к нашим заданиям. В какие службы, исходя из ситуации, мы можем обратиться, чтобы оказать помощь ребенку? (обсуждение заданий)
Таким образом, оказывая помощь «трудному» ребенку мы сотрудничаем не только с педагогическим коллективом (школьная администрация, учителя-предметники, психолог, социальный педагог), но и с городскими службами помощи детям и их семьям.
Вывод: помочь ребенку мы сможем в том случае, если он чувствует и понимает, что мы, педагоги, понимаем его проблемы и принимаем его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения с нами, только тогда он пожелает изменить свое негативное поведение.
Итак, основа педагогического подхода к «трудному» ребенку – Понять, Принять, Помочь. Пусть эти слова будут для вас золотыми правилами в работе с трудными детьми.
Лист занятия
группа №1
Задание №1 | Определить предполагаемую причину |
Подросток плохо учится, часто пропускает занятия без уважительной причины, грубит учителям, лжив. В жизни школы и класса не принимает участия. Агрессивен, вспыльчив, отношения с одноклассниками не складываются, держится от них в стороне. Ничем не увлекается, после школы часами бродит по улице, домой не спешит. Семья полная, двое детей (есть младшая сестра - 8 лет). Отец страдает алкоголизмом, работает эпизодически. Мать появляется в школе крайне редко, объясняя это своей занятостью, алкоголизм мужа скрывает. Со слов матери, отношения с сыном натянутые, родителей он не слушает, разговаривает грубо. |
Задание №2 | Определить хорошие качества, качества которые помогут принять «трудного» подростка |
Подросток интереса к учебе не проявляет, на уроках часто отвлекается, получает замечания за нарушения дисциплины. Испытывает трудности в выражении своих мыслей, речь не выразительна. При выполнении заданий требуется обучающая помощь взрослого. Любит противопоставлять себя коллективу, вспыльчивый, конфликтный, импульсивный. Уровень самооценки выше среднего. Любит шумные и подвижные игры, спортивные соревнования. К поручениям классного руководителя относится добросовестно. Всегда принимает участие в трудовых дедах класса. Видя сломанную парту или стул, старается починить без подсказки учителя. |
Задание №3 | Алгоритм помощи внутришкольного взаимодействия |
Нежелание учиться и пропуски без уважительной причины. Причина поведения: не достигая быстрого и легкого успеха в той или иной деятельности, предпочитает просто отказаться от нее; объясняет свое нежелание учиться отсутствием интереса. На самом же деле, причиной становится страх оказаться неуспешным. |
Лист занятия
группа №2
Задание №1 | Определить предполагаемую причину |
Девочка учится хорошо с 1-го класса. Родители, имея высшее образование, нацеливали дочь на хорошие отметки. В последнее время, со слов родителей, девочка стала нервной, плохо спит, грубо отвечает родителям, часто плачет без видимой причины, закрывает двери в свою комнату, проявляет недовольство, когда родители к ней входят. Общение с ними старается свести к минимуму. Раздражительное поведение проявляется и в школе: не всегда может справиться со своими эмоциями, переживает, плачет, если что-то не получается, может вступить в конфликт с учителем. Ученица прекратила посещать дополнительные занятия, в данный период ничем не увлекается. Родители всегда живо интересовались учебой и принимали активное участие в жизни девочки. За плохие оценки не наказывали, но демонстрировали, что это им не приятно, говорили о том, что у них в семье принято все делать только хорошо. |
Задание №2 | Определить хорошие качества, качества которые помогут принять «трудного» подростка |
Подросток учится не в полную силу, преобладающая оценка по всем предметам «3», постоянно требует контроля со стороны взрослых. Отношение к учебной деятельности безразличное, часто пропускает занятия без уважительной причины. Обидчив, возбужден, не сдержан, агрессивен, работоспособность и настроение не стабильны. В общении с одноклассниками и преподавателями может быть резким, провоцируя конфликтные ситуации. В свободное время любит рисовать и играть в футбол. С желанием может выполнять общественные поручения преподавателей и классного руководителя. К труду относится добросовестно, выполняя работу хорошо и аккуратно. |
Задание №3 | Алгоритм помощи внутришкольного взаимодействия |
Учащийся, причастный к употреблению ПАВ (психоактивные вещества). Причина поведения: семья неполная, неблагополучная; мама злоупотребляет спиртными напитками. |
Лист занятия
группа №3
Задание №1 | Определить предполагаемую причину |
Учителя беспокоит плохая успеваемость школьника и нарушение учебной дисциплины. Несмотря на то, что ученик способный, учится плохо. Любимый предмет подростка - история, он приходит в школу подготовленным только по этому предмету. На остальных предметах скучает, делает только те задания, которые ему интересны, остальные - игнорирует. Общительный, на уроках оживленно разговаривает с учениками, пытается привлечь к себе внимание класса, чем мешает учителям. Имеет много друзей среди одноклассников. Инициативен, контактен, обладает лидерскими качествами. Увлекается компьютером. Занимается спортом, но часто меняет спортивные секции, объясняя это тем, что ему они быстро надоедают. Семья полная, есть младшая сестра (5 лет), родители без вредных привычек, заинтересованы в хорошей успеваемости сына, но как этого достичь - не знают. |
Задание №2 | Определить хорошие качества, качества которые помогут принять «трудного» подростка |
Подросток хорошо учиться, но не всегда выполняет домашние задания. Очень подвижный, спортивный, с большим желанием занимается в секции легкой атлетики. В игре любит лидерство, хочет быть среди первых, но это не всегда у него получается. Чутко реагирует на невнимательное отношение к себе: он становиться агрессивным, раздражительным, может быть зачинщиком драки. Ответственно относится ко всем поручениям классного руководителя. |
Задание №3 | Алгоритм помощи внутришкольного взаимодействия |
Учащийся, систематически нарушающий дисциплину (конфликтен, агрессивно настроен к одноклассникам) Причина поведения: родители подростка в разводе. Агрессия и грубость - представление о мужском поведении (пример отца). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол «Роль классного руководителя в адаптационный период при переходе с одной образовательной ступени на другую (5 класс)»
Целью данного круглого стола является разработка авторской программы работы с классом в период адаптации на новой ступени образования (5 класс). Во время проведения круглого стола используется п...
Выступление на педагогическом совете по теме «Эффективность работы ШМО классных руководителей МБОУ СОШ №4 г.Муром по реализации программы развития школы»
В данной работе представлен отчет работы ШМО классных руководителей за 2011-2012 учебный год.Данное выступление сопровождается презентацией, которая прилагается....
круглый стол "Современный классный руководитель"
«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются....
Презентация выступления на Круглом столе педагогов и руководителей научных обществ в рамках конференции Лобачевского
Рефлексия этнокультурного компонента и воспитание толерантной личности при изучении английского языка...
Круглый стол "Современный классный руководитель"
«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются....
Конспект внеклассного занятия - круглый стол: «Дороги, которые мы выбираем»
ПОМОЧЬ УЧАЩИМСЯ В ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ.ЗАДАЧИ:Ø СКОРРЕКТИРОВАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ.Ø ПОКАЗАТЬ, КАКИЕ ПРОФЕССИИ ЯВЛЯЮТСЯ ПЕРСПЕКТИВНЫМИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ...
Круглый стол с классными руководителями «Формирование навыков ЗОЖ. Возможные формы воспитательной работы»
Круглый стол с классными руководителями «Формирование навыков ЗОЖ. Возможные формы воспитательной работы»...