Нравственность учащихся как педагогическая проблема
статья (10 класс) по теме
Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение. Сейчас наше общество переживает переломный момент, связанный с разрушением прежних идеалов, со сменой приоритетных ценностей, с увеличением социальных различий, с углубляющимися противоречиями между поколениями. Поэтому в наши дни образование и воспитание в школе являются двумя равноправными гранями педагогического процесса. Более того, настало время, когда необходим приоритет нравственного развития над интеллектуальным, что предполагает переориентацию целей школы с обучения на воспитание. Это обусловлено, как указывалось выше, сложной ситуацией во всех сферах социальной жизни в России, а особенно в сфере нравственности и морали подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennost_uchashchihsya_kak_pedagogicheskaya_problema.docx | 29.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственность учащихся как педагогическая проблема
«Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах,
тот больше отстает, чем успевает»
(Древнеримский философ Сенека)
Термин нравственность берёт своё начало от слова нравы. По-латыни нравы звучат как «морас» – мораль. Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своём поведении, в своих поступках. Толковый словарь русского языка даёт следующее определение нравственности: «Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» [5, с.423]. С другой стороны, нравственность – это один из важнейших факторов общественного развития. По Канту, нравственность есть «некоторая ощущаемая зависимость частной воли от общей». Это значит, что нравственность, присущая индивидууму, позволяет ему соотносить свои интересы и желания с интересами и желаниями общества, в котором индивид существует.
Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение. Сейчас наше общество переживает переломный момент, связанный с разрушением прежних идеалов, со сменой приоритетных ценностей, с увеличением социальных различий, с углубляющимися противоречиями между поколениями.
Поэтому в наши дни образование и воспитание в школе являются двумя равноправными гранями педагогического процесса. Более того, настало время, когда необходим приоритет нравственного развития над интеллектуальным, что предполагает переориентацию целей школы с обучения на воспитание. Это обусловлено, как указывалось выше, сложной ситуацией во всех сферах социальной жизни в России, а особенно в сфере нравственности и морали подрастающего поколения.
Следовательно, актуальность проблемы воспитания нравственных поступков школьников в ситуациях выбора является требованием самого времени:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Возрастные особенности формирования нравственного сознания на различных возрастных этапах воспитания детей различно и поэтому должно строиться с учетом этих особенностей, что позволяет максимально ускорить процесс развития детей в нравственном направлении.
В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.
Рассматривая систему нравственного воспитания, можно выделить несколько направлений:
Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса - единство действий всех учащихся.
Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.
В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.
В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.
Более того, процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности.
В результате регламентированного характера процесса, обязательного систематического выполнения учебных поручений у школьника складываются нравственные знания, характерные для учебной деятельности, нравственные отношения.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.
Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.
При этом нам, педагогам, нужно помнить, что на нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические воздействия.
Известно, что формирование нравственности учащихся - важнейшая задача школы. Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и как неуклонное соблюдение.
Если для детей младшего школьного возраста источником постановки и решения нравственных проблем являются значимые взрослые — учителя и родители, если подростки, кроме того, ищут их решения в кругу сверстников, то юноши и девушки в поисках правильного ответа на те же самые вопросы обращаются к источникам, которыми обычно пользуются взрослые люди. Такими источниками становятся реальные, многообразные и сложные человеческие отношения, научная и популярная, художественная и публицистическая литература, произведения искусства, печать, телевидение и т.п.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что эффективное формирование нравственности школьников зависит от следующих условий:
-выбора содержания нравственного воспитания;
-организации деятельности школьников, направленной на формирование нравственных качеств;
- активного участия педагога в самовоспитании школьника.
При этом нравственное воспитание должно пронизывать весь процесс учебно-воспитательной работы.
Более того, для эффективного формирования нравственной культуры необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми. В процессе активного участия в разнообразной деятельности у учащихся формируются чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения. Без хорошо организованной практической деятельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения.
Список использованной литературы.
1.Арсеньев А.С. Парадоксальная универсальность человека и некоторые проблемы психологии и педагогики // Мир психологии. - 2002 - №1. -С.245-261
2.Бурбулис Г.Э., Кемеров В.Е. Духовность и рациональность. - М.: Просвещение, 2006.
3. Богданова О.С., Катаева Л.И., Шамшурина А.И. О нравственном воспитании подростков. М.: Просвещение, 2001. – 213с.
4. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. – 2-е изд. – Просвещение, 1991.- 193с.
5. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.- 944с.
7. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад -М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. – 528с.:ил.
8. . Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – М.: Просвещение, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-педагогическая проблема современной школы:агрессивное поведение учащихся.
Выступление на НПС: "Актуальные проблемы взаимодействия образовательного учереждения и семьи в усдовиях введения ФГОС:теория и практика."...
Статья «Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблема современного педагогического образования»Филиппова
Статья «Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблема современного педагогического образования» Филиппова Высшие смыслы и ценности ...
Приложение:презентация по теме "Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблема современного педагогического образования"
Презентация-приложение к статье по теме: «Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблемасовременного педагогического образования.»...
Учебный блог Елизаветы Лобовой. Рецензия на статью «Нравственность учащихся как педагогическая проблема» Печкуровой Елены Анатольевны
Учебный блог Елизаветы Лобовой воскресенье, 29 сентября 2013 г. Модуль 1. Информационное обеспечение научных исследований Тема 1. РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ, УЧЕБНЫМИ И НАУЧНЫМИ ИЗДАНИЯМИ.1....
Рецензия на статью «Нравственность учащихся как педагогическая проблема» Печкуровой Елены Анатольевны
я Рецензия на статью «Нравственность учащихся как педагогическая проблема» Печкуровой Елены Анатольевны. Статья Печкуровой Е.А. посвящена нравственному воспитанию учащихся. Актуальность...
Духовно-нравственное воспитание как педагогическая проблема
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравст...
Духовно-нравственное воспитание человека как педагогическая проблема
Трансформация всех сторон жизни в последнее время особенно болезненно отразилась на духовно-нравственной сфере. Гуманитарный кризис обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни...