Основы светской этики. 5 класс
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме

Основы светской этики. 5 класс 

Пояснительная записка

Рабочая  учебная программа по предмету «Основы светской этики» для 5 класса разработана согласно Нормативно-правовой основе разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). 

Календарно – тематическое планирование ориентировано на использование:

·        Основы светской этики. 4–5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

·        Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2011.

 

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах светской этики призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.

Цель учебного курса «Основы светской этики»:

 

формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

 

Задачи учебного курса «Основы светской этики»:

 

·        развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

·        обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

·        развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 

 

       Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, сложность нашей страны и современного мира.

   Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

общая историческая судьба народов России;

единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую системумежличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

    Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой.

         Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о светской этике посредством ориентации содержания на общую педагогическую цель:

воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России.

 

                            Место комплексного учебного курса в учебном плане.

 

В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы светской этики» изучается в объёме 2 ч в неделю в 1 четверти (18 часов)

     В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

 

Требования к личностным результатам:

·        формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

·        развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

·        развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

·        воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствамдругих людей;

·        развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

·        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·        наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Требования к метапредметным результатам:

·        овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

·        формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

·        вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;

·        понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности;

·        адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

·        умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

·        овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

·        овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

·        готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

·        определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Требования к предметным результатам:

·        знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

·        знакомство с основами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

·        формирование первоначальных представлений о светской этике и её роли в истории и современности России;

·        осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

 

 

 

Основное содержание курса (18 часов)

 

Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.

Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?

Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.

Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.

Что такое честь. Что такое достоинство.

Что такое совесть.

Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».

Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.

Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.

Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Моя малая Родина

Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование

5 класс

 

№  урока

Тема урока

Содержание

и вид деятельности

Домашнее задание

 

Планируемые результаты обучения

 

Класс

Дата

Учебные компетенции

Универсальные учебные действия

18

Род и семья – исток нравственных отношений

 

Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 38,39.

 

Составить свою родословную.

Придумать герб своей семьи

Род, семья, родословная, герб

Личностные:

проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия

Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

 

 

 

 

 

 

19

Нравственный поступок

 

Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 40,41.

Обсудить с родителями верность (или неверность) высказывания «Цель оправдывает средства».

Нравственный поступок. Признаки нравственного поступка

Личностные:

проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия

Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

 

 

 

20

Золотое правило нравственности

Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 42,43.

Оценить поступки героев сказки (на выбор)

Подобрать русские пословицы

«Золотое правило». Как его применять в жизни.

Личностные:

проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия

Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

 

 

 

21

Стыд, вина и извинения

Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 44, 45.

Рассуждение «Просить прощение – это сила или слабость?»

Стыд, вина. Когда принято извиняться

Личностные:

проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия

Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

 

 

 

22.

Честь и достоинство

Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 46, 47.

Примеры поступков, соответствующих понятиям чести и достоинства

Честь, достоинство

Личностные:

проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия

Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

 

 

 

23.

Совесть

Работа        с текстом учебника,  заданиям, стр.48, 49.

Примеры из жизни

Чем различаются понятия «стыд» и «совесть»

Личностные:

проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия

Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

 

 

 

24.

Нравственные идеалы

Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 50, 51.

Рассуждение «Существуют ли в наше время богатыри?»

Правила чести и достоинства

Личностные:

проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия

Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

 

 

 

25.

Нравственные идеалы. Рыцари и Леди.

Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 52, 53.

Примеры из художественной литературы

Качества рыцаря, джентельмена, леди

Личностные:

проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия

Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

 

 

 

26.

Образцы нравственности в культуре Отечества

Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 54, 55.

Примеры патриотизма

В истории родного города

Нормы нравственного поведения

Личностные:

проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия

Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

 

 

 

27.

Этикет

Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 56, 57.

Составить перечень этикета для ученика

Значение речи в этикете, правила этикета 

Личностные:

проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия

Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

 

 

 

28.

Семейные праздники

Учебник стр. 58,59.

Рассказать о семейных традициях

Праздники, возникновение праздников. Традиции и семья

Личностные:

проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия

Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

 

 

 

29.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 60, 61.

Обсудить с родителями «Почему жизнь человека – высшая ценность?»

Нравственные ценности

Личностные:

проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия

Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

 

 

 

30

Моя малая Родина

Проект «Орск – наш родной город»

Сочинение «Мой родной город»

История и люди г. Орска

Личностные:

проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия

Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

 

 

 

31.

Любовь и уважение к Отечеству

Фильм «Моя Россия»

Стихи и песни о Родине

Патриотизм, гражданственность

Личностные:

проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия

Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

 

 

 

32

«С чего начинается Родина»

Итоговая презентация творческих проектов

учащихся

Создать презентацию по теме

Гражданин, патриот. труженник

Личностные:

проявлять самостоятельность,

Коммуникативные:готовность слушать собеседника, вести диалог;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия

 

 

 

33

Пословицы и сказки народов мира – источник нравственности

Итоговая презентация творческих проектов

учащихся

Создать презентацию по теме

Фольклор, устное народное творчество -источник нравственности

Личностные:

проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия

Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34

Урок - обобщение

Итоговая презентация творческих проектов

учащихся

Повторить изученный материал

Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали

Личностные:

проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия

Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ОСЭ Рабочая программа   по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...

Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса

Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....

План урока "Мужество" в 5 классе по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебно-методический комплект - М.Т.Студеникин. ОДНКНР. Основы светской этики. 5 класс.

Это первый урок в теме №10 учебника М.Т.Студеникина. В комплект входит учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, мультимедийное приложение. Автором предоставлен очень насыщенный интересный материал...

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...

РП по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» 4 класс

РП по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»  модуль «Основы светской этики»  4 класс...