Основы светской этики. 5 класс
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме
Основы светской этики. 5 класс
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по предмету «Основы светской этики» для 5 класса разработана согласно Нормативно-правовой основе разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Календарно – тематическое планирование ориентировано на использование:
· Основы светской этики. 4–5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
· Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2011.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие.
Цель учебного курса «Основы светской этики»:
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса «Основы светской этики»:
· развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
· обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
· развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую системумежличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой.
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о светской этике посредством ориентации содержания на общую педагогическую цель:
воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России.
Место комплексного учебного курса в учебном плане.
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы светской этики» изучается в объёме 2 ч в неделю в 1 четверти (18 часов)
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Требования к личностным результатам:
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
· развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
· воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствамдругих людей;
· развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
· формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;
· понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
· адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
· умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
· овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
· знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
· знакомство с основами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
· формирование первоначальных представлений о светской этике и её роли в истории и современности России;
· осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Основное содержание курса (18 часов)
Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.
Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?
Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.
Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.
Что такое честь. Что такое достоинство.
Что такое совесть.
Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».
Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.
Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.
Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
Моя малая Родина
Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.
Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Календарно – тематическое планирование
5 класс
№ урока | Тема урока | Содержание и вид деятельности | Домашнее задание |
Планируемые результаты обучения
| Класс | Дата | |
Учебные компетенции | Универсальные учебные действия | ||||||
18 | Род и семья – исток нравственных отношений
| Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 38,39.
| Составить свою родословную. Придумать герб своей семьи | Род, семья, родословная, герб | Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; | 5а |
|
5б |
| ||||||
5в |
| ||||||
19 | Нравственный поступок
| Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 40,41. | Обсудить с родителями верность (или неверность) высказывания «Цель оправдывает средства». | Нравственный поступок. Признаки нравственного поступка | Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; | 5а |
|
5б |
| ||||||
5в |
| ||||||
20 | Золотое правило нравственности | Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 42,43. | Оценить поступки героев сказки (на выбор) Подобрать русские пословицы | «Золотое правило». Как его применять в жизни. | Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; | 5а |
|
5б |
| ||||||
5в |
| ||||||
21 | Стыд, вина и извинения | Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 44, 45. | Рассуждение «Просить прощение – это сила или слабость?» | Стыд, вина. Когда принято извиняться | Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; | 5а |
|
5б |
| ||||||
5в |
| ||||||
22. | Честь и достоинство | Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 46, 47. | Примеры поступков, соответствующих понятиям чести и достоинства | Честь, достоинство | Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; | 5а |
|
5б |
| ||||||
5в |
| ||||||
23. | Совесть | Работа с текстом учебника, заданиям, стр.48, 49. | Примеры из жизни | Чем различаются понятия «стыд» и «совесть» | Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; | 5а |
|
5б |
| ||||||
5в |
| ||||||
24. | Нравственные идеалы | Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 50, 51. | Рассуждение «Существуют ли в наше время богатыри?» | Правила чести и достоинства | Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; | 5а |
|
5б |
| ||||||
5в |
| ||||||
25. | Нравственные идеалы. Рыцари и Леди. | Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 52, 53. | Примеры из художественной литературы | Качества рыцаря, джентельмена, леди | Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; | 5а |
|
5б |
| ||||||
5в |
| ||||||
26. | Образцы нравственности в культуре Отечества | Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 54, 55. | Примеры патриотизма В истории родного города | Нормы нравственного поведения | Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; | 5а |
|
5б |
| ||||||
5в |
| ||||||
27. | Этикет | Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 56, 57. | Составить перечень этикета для ученика | Значение речи в этикете, правила этикета | Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; | 5а |
|
5б |
| ||||||
5в |
| ||||||
28. | Семейные праздники | Учебник стр. 58,59. | Рассказать о семейных традициях | Праздники, возникновение праздников. Традиции и семья | Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; | 5а |
|
5б |
| ||||||
5в |
| ||||||
29. | Жизнь человека – высшая нравственная ценность | Работа с текстом, выполнение поставленных задач. Стр. 60, 61. | Обсудить с родителями «Почему жизнь человека – высшая ценность?» | Нравственные ценности | Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; | 5а |
|
5б |
| ||||||
5в |
| ||||||
30 | Моя малая Родина | Проект «Орск – наш родной город» | Сочинение «Мой родной город» | История и люди г. Орска | Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; | 5а |
|
5б |
| ||||||
5в |
| ||||||
31. | Любовь и уважение к Отечеству | Фильм «Моя Россия» | Стихи и песни о Родине | Патриотизм, гражданственность | Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; | 5а |
|
5б |
| ||||||
5в |
| ||||||
32 | «С чего начинается Родина» | Итоговая презентация творческих проектов учащихся | Создать презентацию по теме | Гражданин, патриот. труженник | Личностные: проявлять самостоятельность, Коммуникативные:готовность слушать собеседника, вести диалог; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия | 5а |
|
5б |
| ||||||
5в |
| ||||||
33 | Пословицы и сказки народов мира – источник нравственности | Итоговая презентация творческих проектов учащихся | Создать презентацию по теме | Фольклор, устное народное творчество -источник нравственности | Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; | 5а |
|
5б |
| ||||||
5в |
| ||||||
34 | Урок - обобщение | Итоговая презентация творческих проектов учащихся | Повторить изученный материал | Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали | Личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, Коммуникативные:умение выражать свои мысли; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; | 5а |
|
5б |
| ||||||
5в |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...
Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России». Основам светской этики (ОДНКНР. ОСЭ) для V класса
Рабочая программа по "ОДКНР" . Основам светской этики. Составлена по учебнику М.Т. Студеникина....
План урока "Мужество" в 5 классе по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебно-методический комплект - М.Т.Студеникин. ОДНКНР. Основы светской этики. 5 класс.
Это первый урок в теме №10 учебника М.Т.Студеникина. В комплект входит учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, мультимедийное приложение. Автором предоставлен очень насыщенный интересный материал...
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...
РП по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» 4 класс
РП по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» 4 класс...