Тренинг «Избавление от вредных привычек»
план-конспект урока (10 класс) по теме
Методическая разработка учебного занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening.doc | 61 КБ |
trening__izbavlenie__ot_vrednyh_privychek.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Паначева И.Е. МОУ Уйско-Чебаркульская сош
Тренинг - как одна из форм работы с моло дежной аудиторией
Эффективное средство для освоения подростками навыков бесконфликтного общения и поведения, формирования ответственного отношения к собственной жизни и высокой сопротивляемости к негативным формам давления, умения принимать правильные, «здоровые» жизненные решения - тренинг.
Тренинг - это:
-тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков положи тельного поведения;
-способ обучения участников и развития у них необходимых качеств и способностей, позволяющих быть успешными в определенной деятельности;
-совместная деятельность всех участников, где каждый вносит свой особый, индивидуальный вклад;
-обмен индивидуальными знаниями, идеями, способами деятельности;
-организация и развитие идеологического об щения, ведущего к взаимопониманию, взаимодействию, направленному на решение общих, но значимых для каж дого участника задач.
Ресурсы: http://www.adic.org.ua/sirpatip/mater-2/mikheeva/rules.htm
http://summercamp.ru -игры тренинговые.
Предварительный просмотр:
Паначёва И.Е. МОУ Уйско-Чебаркульская сош
Тренинг «Избавление от вредных привычек»
Цель:
Повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с вредными привычками; выработать и развить навыки, предотвращающие употребление алкогольных, наркотических и табачных веществ.
Актуализация проблемы
Оценка уровня информированности. Выяснение в ходе опроса исходного уровня информированности подростков по проблеме употребления алкогольных, наркотических и табачных веществ.
Существует ли проблема наркомании и алкоголизма в нашем обществе?
Сталкивались ли с этой проблемой вы и ваши близкие?
Насколько это явление опасно для подростков и молодежи?
Что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой?
Если эту проблему не решать , то как она повлияет на наше общество в
целом?
Вывод: Эта проблема актуальна лично для подростка и для людей в
целом.
Мини-лекция
Современный мир предлагает человеку различные вредные занятия, привычки и зависимости: курение, пьянство, наркотики, многочасовое смотрение ТВ, азартные игры и многое другое. Неуклонно растет число людей, особенно детей и подростков, подвергающих себя действию никотина, алкоголя, наркотиков и токсических веществ. Это является следствием влияния социально-экономических условий жизни общества. Современные условия жизни создают постоянный психологический прессинг, особенно неблагоприятно сказывающийся на неокрепшей, легко ранимой психике подрастающего поколения. В настоящее время отмечается значительный рост потребления алкоголя, наркотиков и токсических веществ и постоянное снижение возраста приобщения к ним молодежи.
Пьянство и алкоголизм наносят огромный ущерб здоровью населения страны, способствуя развитию сердечно-сосудистых заболеваний, болезней органов пищеварения, нервно-психических заболеваний, туберкулеза, часто приводят к бытовым и производственным травмам (более 50-70% несчастных случаев, дорожно-транспортных происшествий происходят в состоянии алкогольного опьянения).
К сожалению, анализ ваших анкет показал, что "здоровье" в иерархии ценностей и потребностей вы ставите на одно из последних мест (после материального благополучия, квартиры, машины, отдыха, престижной работы и т.д)
Употребление алкоголя способствует разрушению здоровья в целом и всех его структурных компонентов. Психическое здоровье разрушается в первую очередь. При этом наблюдается неадекватность поведения, подросток все свободное время старается проводить в компании тех подростков, которые также склонны к употреблению алкоголя, перестает интересоваться другими видами деятельности (физкультурой и спортом, творческими видами деятельности и т.д.). Происходит изменение позиции долженствования с «Я» на «ОНИ». Как очевидное снижение успеваемости в школе, прогулы занятий, подросток перестает выполнять домашнее задание. Изменения физического здоровья проявляют себя в появлении патологии сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и легочной системы.
Особую тревогу вызывает употребление наркотиков. Результаты статистики говорят о том, что в различных населенных пунктах России, 0,7% лиц в возрасте 16 лет и старше регулярно потребляют наркотики, что в пересчете на 100 тыс. населения дает показатель 700. Около 21% выявленных больных составляют лица до 21 года, около 79% - до 25 лет. Заметно выросло число преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения или в связи с потреблением и приобретением наркотиков. Это же стало причиной участившихся случаев рождения детей с нарушениями нервно-психической сферы, интеллекта, с врожденными дефектами и уродствами, что представляет угрозу здоровью нации в целом.
Такая вредная привычка как курение также в настоящее время омолаживается. Большое количество девочек также курят сигареты, как и мальчики, к тому же делают это открыто, демонстративно. При опросе подростков выявлено, что они курят по разным причинам, но в основном первая сигарета выкуривается за компанию, по механизму приобщения к «взрослой» жизни. Подросток, выкуривающий 15-20 сигарет в день, попадает в ситуацию никотиновой зависимости на биохимическом уровне, что уже требует врачебного вмешательства для отказа от курения. Данная привычка пагубно сказывается на функции всех органов и систем организма. Одна выкуренная сигарета в течение часа снижает остроту зрения и слуха на 20%, ухудшает кровообращение всех органов. Слизистая оболочка бронхов претерпевает дегенеративные изменения – клинически это выражается в формировании бронхита курильщика.
Генная предрасположенность играет немаловажную роль в формировании интереса к вредным привычкам, асоциальное поведение родителей лишь подтверждает данную предрасположенность.
Одним из источников негативной информации является телевидение, а также пресса, где отражаются все веяния «моды» нового поколения, в том числе идет реклама табачных изделий и спиртных напитков. Зачастую создатели рекламы даже и не задумываются о том, что несет их информация, а стремятся за прибылью.
В настоящее время психологи, социологи, педагоги и медики обеспокоены влиянием вредных привычек на организм человека. Они ищут пути выхода из сложившейся ситуации, и причины побудившие человека взять сигарету, начать употреблять спиртные напитки, быть неравнодушным к наркотическим веществам. Но выбор образа жизни остаётся за самим человеком и только он в силах себе помочь в первую очередь.
Упражнение «Домино»
Создание в группе атмосферы доброжелательности, пусть участники открыто говорят о себе. Упражнение показывает, что в группе между участниками существуют как различия, так и общие, объединяющие всех взгляды. Правило «Домино»: первый участник (ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики. Например: «С одной стороны, я быстро бегаю, с другой — иногда пью пиво». Участник, который тоже иногда пьет пиво или тоже быстро бегает, подходит к нему и берет его за руку, говоря: «С одной стороны, я иногда пью пиво (быстро бегаю), с другой стороны — у меня есть кролик». Третий участник, у которого есть кролик, тоже встает в круг и говорит, что у него есть кролик, а также что-то отличное от второго участника. Игра продолжается, пока все участники не станут частью «домино». После игры обсуждаются вопросы: старались ли участники называть свои известные характеристики или хотели чем- то выделиться; что нового они узнали друг о друге; что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож; хорошо это или плохо, когда в группе столько разных людей, почему.
Мозговой штурм
-Почему люди употребляют наркотики, алкоголь и табак?
Фиксируются следующие идеи:
Из любопытства, за компанию, от нечего делать, чтобы испытать новые ощущения, назло родителям, это модно, чтобы снять боль или напряжение…
-Какой урон наносят вредные привычки организму?
Ответы фиксируются:
потеря уважения окружающих, СПИД, конфликты с родителями, ранняя смерть.
-Какие альтернативные занятия можно предложить?
Фиксируются следующие идеи:
Спорт, творчество, чтение книг….
При обсуждении обратить внимание на альтернативные способы проведения досуга, от которых можно получить удовольствия не меньше и при этом избежать конфликтов и не нанести урон здоровью.
Вывод: Практически во всех случаях человек сам выбирает, употреблять ему алкоголь, наркотики, табак или нет, а тот, кто выбирает их, тот выбирает и последствия.
Упражнение «Пожелание»
Каждый участник пишет на листке бумаги какое-либо пожелание, сворачивает листок и кладет его на стол (можно сделать дерево желаний, на которое приклеивают листья или плоды). Все встают в круг, каждый берет по одному пожеланию, таким образом, получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.
Упражнение «Три способа поведения»
Описание упражнения. Участники разыгрывают сценки конфликтных ситуаций, в которых им дается задание вести себя в соответствии с одним из следующих стилей поведения:
Первая ситуация – учитель застал ученика около школы с сигаретой и при всем классе делает замечание.
Вторая ситуация – два ученика в туалете распивали на перемене пиво, эта информация была доведена до сведения родителей, в присутствии которых предлагалось объясниться о мотивах данного поведения.
Третья ситуация - подростку предлагается выкурить сигарету (выпить пива, вина, водки) с аргументацией соответствующего стиля, с позитивной окраской предложения и приятным состоянием эйфории после принятия алкоголя.
Участники должны проиграть все три стиля поведения.
Первый. Застенчиво: говорить виноватым тоном, тихим голосом, потупив взгляд, не настаивать на своих требованиях, соглашаться с возражениями собеседника, подчеркивать его превосходство над собой («вы лучше знаете», «вам виднее» и т. п.) и свою зависимость от его решения.
Второй. Уверенно: говорить спокойно, умеренно-громко, глядя прямо на собеседника, настойчиво излагать свои требования и при необходимости повторять их, не прибегать к обвинениям и угрозам, высказываться по существу конфликтной ситуации, не «переходя на личности». Критика допускается, но она должна касаться не собеседника как личности, а конкретных деталей ситуации.
Третий. Агрессивно: говорить громко, энергично жестикулируя, выражать возмущение, формулировать свои требования в форме категоричного приказа, критиковать собеседника как личность, при возражениях с его стороны немедленно переходить к угрозам (пожаловаться куда-либо, «устроить проблемы» и т. п.).
Каждая из выбранных сценок проигрывается трижды (1-2 минуты на повторение). Тот партнер, который предъявляет претензии или требует чего-либо, ведет себя в соответствии с одним из указанных стилей. Второй партнер, на которого направлены претензии, специальных инструкций о том, каким должно быть его поведение, не получает, действует так, как ему представляется наиболее уместным. Остальные участники в это время находятся в роли наблюдателей и получают задание фиксировать в поведении игроков все проявления, свидетельствующие о том, к какому стилю относится их поведение. После проигрывания каждой сценки они делят своими наблюдениями.
Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, что такое уверенное поведение в конфликтной ситуации средством сравнения с другими стилями поведения (застенчивым и агрессивным) и его тренировка. Обсуждение плюсов и минусов каждого из указанных поведенческих стилей.
Упражнение «Коробочка»
Создание ситуации, провоцирующей любопытство, обсуждение чувств и способов реагирования, возникающих у участников.
Ведущий кладёт цветную коробочку в центр стола, рядом записку «Нельзя». Коробочка стоит с начала занятия, но в неё нельзя заглядывать. Участники группы в конце занятия должны поделиться мыслями и чувствами, которые возникли у них по отношению к этой коробочке.
- Трудно ли было не заглядывать в коробочку?
- Почему вели себя так, а не иначе?
- Чем руководствовались в своём поведении?
Выводы: Нашим поведением движет любопытство, воля и разум. Человек находится в процессе поиска и принятия решения «за» и «против» чего-либо. Но для того, чтобы принять какое-либо решение, нужно собрать определённую информацию об объекте, в отношении которого надо принять решение, проанализировать её, рассмотреть с разных сторон. В этом человеку помогают, с одной стороны, его интерес к объекту – любопытство, с другой стороны – разум, который пытается показать обратную сторону, заставить отказаться от этого объекта, всё хорошо взвесить, приводит разумные аргументы, с третьей стороны – воля.
Внутренняя рефлексия
«Забава для дураков»
Информация для внутренней рефлексии: Все знают произведение великого Гёте «Фауст» о докторе Фаусте и его извечном спутнике и духовном противнике Мефистофеле? Но мало кто знает, что в легенде о Фаусте был и такой интересный эпизод. После открытия Америки Фауст в сопровождении Мефистофеля побывал в Новом Свете (в Америке). Путешествуя, они обнаружили там много интересного, в том числе невиданные растения и среди них – табак. Весьма осведомлённый, как всегда, Мефистофель заявил: «Полезная травка, не лопух какой-нибудь! Она осчастливит Старый Свет. Кто хоть раз закурит, тот не оставит этой забавы. Больше не будут говорить про нас, чертей, что мы одни вдыхаем дым и выпускаем его через ноздри. Не набить ли вам табаком трубку, уважаемый доктор?» На что получил решительный ответ Фауста: «Не надо. Забава для дураков».
Рефлексия
Закончи фразы:
Я думал…
Теперь я думаю…
Я делал…
Я сделаю…
Ресурсы
- Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов. – М.: Генезис, 2004.
- Сизанов А. Н., Хриптович В. А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5 – 11 классы, ПТУ. М.: «ВАКО», 2004.
- Добровольное сумасшествие: Разговор с подростками о том, как уберечь себя от вредных привычек // Библиотека.-2001.-№ 8.- С.55-59.
- Исакова, Г. Б. Умей сказать: нет! // Читаем, учимся, играем. – 2008. - № 9. –С. 108-110.
- http://summercamp.ru
- http://www.kluchnikov.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=34&catid=70&Itemid=134
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по ОБЖ в 10-м классе "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек"
Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок с использованием информационно-коммуникационных технологий по теме «Вредные привыч...
Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
В презентации описываются такие вредные привычки как курение, употребление алкоголя и наркотических средств и ихвлияние на здоровье человека....
"Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек у подростков."
Рассказывается о вредныхпривычках уобучающихся...
Урок ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...
Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.
Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...
Урок по Основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе на тему: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек»
Урок разработан по учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности» Смирнов А.Т., Хренников Б.Ю. Москва. Просвещение 2013г.Цель: Рассмотреть влияние вредных привычек на здоровье, спо...
Конспект классного часа на тему "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика и преодоление вредных привычек"
Цели: изучить влияние табака и алкоголя на органы человека; изучить влияние наркотиков на основные системы жизнеобеспечения организма человека; рассказать о профилактики вредных привычек....