Тренинг «Избавление от вредных привычек»
план-конспект урока (10 класс) по теме

Паначёва Ирина Евгеньевна

Методическая разработка учебного занятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening.doc61 КБ
Microsoft Office document icon trening__izbavlenie__ot_vrednyh_privychek.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Паначева И.Е.                                                                       МОУ Уйско-Чебаркульская сош

 Тренинг - как одна из форм работы с моло дежной аудиторией

Эффективное средство для освоения подростками навыков бесконфликтного общения и поведения, формирования ответственного отношения к собственной жизни и высокой сопротивляемости к негативным формам давления, умения принимать правильные, «здоровые» жизненные решения - тренинг.

  Тренинг - это:

-тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков положи тельного поведения;

-способ обучения участников и развития у них необходимых качеств и способностей, позволяющих быть успешными в определенной деятельности;

-совместная деятельность всех участников, где каждый вносит свой особый, индивидуальный вклад;

-обмен индивидуальными знаниями, идеями, способами деятельности;

-организация и развитие идеологического об щения, ведущего к взаимопониманию, взаимодействию, направленному на решение общих, но значимых для каж дого участника задач.

 Актуальность:

  Почему происходят различные конфликты в молодежных группах? Может быть, вся причина в том, что не умеют договариваться между собой, слушать и слышать друг друга, принимать единогласное решение безопасное для всех. И уметь договариваться между собой мирным путем не повышая голоса, не распуская рук, не прибегая к ненормативной лексике? Выработать единое мнение трудно. Не каждая оценка   будет соответствовать мнению всех участников.

Цели:

- передача знаний, которые невозможно передать словами;

- познание через переживание, через эмоции;

-обучение  самостоятельности в  нахождении эффективных способов  общения; 

-формирование у ребят навыка противостояния групповому давлению;

-формирование культуры отказа.

 

Задачи:

-помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами;

-научить воспринимать и лучше понимать себя;

-сформировать навыки критического восприятия

информации.

Идея:

не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы, мешающие жить радостно и счастливо, прежде всего, в общении с окружающими.

Особенности:

-организация работы  как в малых группах, состоящих из  4-5 человек, так и в больших;

-тренинг – это необычные ситуации с некоторыми ограничениями – правилами общения;

- отсутствие жесткого сценария;

- необходимость в помещение, изолированного не только от посторонних звуков и шумов, но и от случайных зрителей;

- использование некоторых развлекательных упражнений, не несущих серьезной смысловой нагрузки;

- перестройка пространства в соответствии со сменой характера общения (в круг, по группам…);

- активность и добровольность участников являются необходимым условием.

Правила:

-Единая форма обращения друг к другу  по имени.

  Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу по имени . Это психологически уравнивает всех и способствует раскрепощению участников тренинга.

-Общение по принципу “здесь и теперь”.

  Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

-Конфиденциальность всего происходящего.

  Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.

-Персонификация высказываний.

  Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.

-Искренность в общении.

  Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.

-Уважение к говорящему.

Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он кончит говорить, задаем вопросы или высказываем свою точку зрения.

-“Не опаздывать!”

  Во время занятий создается некоторое энергетическое пространство, которое надо беречь. Поэтому тренинги проводятся в изолированном помещении. Опаздывающие или попусту болтающие участники “разрежают” его.

Роль ведущего:

-объяснить участникам  правила,

- давать ответы на все возникающие вопросы,

-следить, чтобы правила никем не нарушались,

- оказать помощь в построении отношений общения между участниками,

- помочь каждому изучить себя и других людей, понять свои чувства, контролировать собственные мысли и поступки.

Требования к

участникам:

  1. слушать внимательно и давать высказаться каждому;
  2. постараться установить связь между тем, что бы они
    хотели сказать, и тем, что сказали другие;
    -постараться установить отличие между фактами и
    собственным мнением;
  3. не пытаться увести дискуссию в сторону, говорить
    по делу;
  4. соблюдать регламент выступления;
  5. не использовать ругательства;
  6. сконцентрироваться на проблеме и на необходимости найти решение;
  7. не говорить чужих фактов, мнений и чьих-то идей.

  Трудные ситуации для учителя и как   с ними справляться:

Группа вам не нравится.

  В целях профилактики рекомендуется не конкретизировать заранее свои ожидания. Чем более они детализированы, тем вернее будет ваше разочарование.

Вы волнуетесь перед группой.

Только не расценивайте это как слабость и не скрывайте свое волнение.   Лучше скажите о своем волнении во всеуслышание. Это добавит вам искренности и убедительности. Так следует поступать и с другими беспокоящими вас чувствами (страх, усталость, злость).

Участники разговаривают и на вас не обращают внимания. Самое беспомощное действие в этой ситуации – кричать: “Послушайте меня!” Более эффективным будет предложить им: “Посмотрите, что я сейчас буду делать”. Это можно сопровождать замысловатыми движениями рук над головой. Шевелите руками до полной тишины. Поблагодарите участников за внимание и скажите то, что собирались сказать.

Участники требуют от вас большей активности и поддержки. Поддержка психолога необходима, но должна быть наименьшей из всех возможных.

Вы потеряли ориентацию и не знаете, что делать дальше.

 Не суетитесь и не нервничайте. Если вы не знаете, что делать, то и не надо ничего делать. Посидите, помолчите вместе с участниками. Расскажите, как вы любите тишину в группе, какие важные процессы в это время происходят.

Задуманный вами сценарий тренинга не получается.

  Испортить тренинг может заранее приготовленный план. В этом случае, вместо организации творческого общения, вы будете загонять участников в свой сценарий. При этом может произойти смещение акцентов

 Вы почувствовали сильную усталость во время или после тренинга. Усталость свидетельствует о том, что вы делали что-то неправильно. Она говорит о несоответствии вашего состояния и состояния группы, о трате сил на противоборство этих состояний.

Ожидания:

-научиться слаженно работать в группе,

-уважать мнение других участников,

-уметь договориться,

-научиться принимать эффективные решения для всех участников группы,

выявить   лидерские способности.

Рефлексия:

Проводится в форме групповой дискуссии:

-с какими трудностями вы встретились, принимая решение?

-кто в группе занял лидерствующее положение? Почему?

-какие стили поведения способствовали или препятствовали достижению согласия?

-какой была атмосфера в группе во время обсуждения?

-как можно улучшить процесс принятия общего решения?

-может ли группа эффективнее работать, чем один человек?

Рекомендации

по достижению соглашения:

-не ставить свое мнение превыше всего; подходить к каждому вопросу с позиций логики;

-не отказываться от своего мнения на том лишь основании, что это необходимо для достижения согласия и предотвращения конфликта; поддерживать только те решения, с которыми вы можете согласиться;

-избегать таких способов борьбы с конфликтами, как голосование, усреднение, торг;

-относиться к расхождениям во мнениях как фактору, который способствует принятию решения, а не препятствует ему.

Пять этапов принятия решений:

-проясни для себя, какое решение необходимо принять;

-продумай все возможные альтернативы (что ты можешь сделать в этой ситуации);

-собери информацию, необходимую для принятия решений;

-продумай последствия каждой альтернативы (подумай, что произойдет при принятии каждого возможного решения);

-выбери наилучшую альтернативу и осуществи необходимые действия. Будь уверен, что доведешь решение до конца.

Реализация:

-отдельным учебным занятием.

Форма

представления:

урок-тренинг с мультимедийным сопровождением.

Формы работы:

психологические упражнения, учебный диалог, беседа с

обсуждением ключевых вопросов, ролевые игры, дискуссии.

Основные

понятия:

-выбор,

-правила отказа,

- самоуправление,

-альтернативное мнение,

 -собственная точка зрения,

-работа в команде,

-правила поддержки.

Аудитория:

учащиеся 9-11 классов.

Ресурсы:          http://www.adic.org.ua/sirpatip/mater-2/mikheeva/rules.htm

                      http://summercamp.ru  -игры тренинговые.



Предварительный просмотр:

Паначёва И.Е.                                                                             МОУ Уйско-Чебаркульская сош

Тренинг  «Избавление  от вредных привычек»

Цель: 

Повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с вредными привычками; выработать и развить навыки, предотвращающие употребление алкогольных, наркотических и табачных веществ.

Актуализация проблемы

Оценка уровня информированности. Выяснение  в ходе опроса исходного уровня информированности подростков по проблеме употребления  алкогольных, наркотических и табачных веществ.

Существует ли проблема наркомании и алкоголизма  в нашем обществе?

Сталкивались ли с этой проблемой вы и ваши близкие?

Насколько это явление опасно для подростков и молодежи?

Что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой?

Если эту проблему  не решать , то  как она повлияет на наше общество в  

целом?

 Вывод: Эта проблема актуальна лично для подростка и для людей в  

целом.

Мини-лекция

Современный мир предлагает человеку различные вредные занятия, привычки и зависимости: курение, пьянство, наркотики, многочасовое смотрение ТВ, азартные игры и многое другое.  Неуклонно растет число людей, особенно детей и подростков, подвергающих себя действию никотина, алкоголя, наркотиков и токсических веществ.  Это является следствием влияния  социально-экономических условий жизни общества. Современные условия жизни создают постоянный психологический прессинг, особенно неблагоприятно сказывающийся на неокрепшей, легко ранимой психике подрастающего поколения. В настоящее время отмечается значительный рост потребления алкоголя, наркотиков и токсических веществ и постоянное снижение возраста приобщения к ним молодежи.

Пьянство и алкоголизм наносят огромный ущерб здоровью населения страны, способствуя развитию сердечно-сосудистых заболеваний, болезней органов пищеварения, нервно-психических заболеваний, туберкулеза, часто приводят к бытовым и производственным травмам (более 50-70% несчастных случаев, дорожно-транспортных происшествий происходят в состоянии алкогольного опьянения).  

К сожалению, анализ ваших анкет   показал, что "здоровье" в иерархии ценностей и потребностей вы  ставите  на одно из последних мест (после материального благополучия, квартиры, машины, отдыха, престижной работы и т.д)

Употребление алкоголя   способствует разрушению здоровья в целом и всех его структурных компонентов. Психическое здоровье разрушается в первую очередь. При этом наблюдается неадекватность поведения, подросток все свободное время старается проводить в компании тех подростков, которые также склонны к употреблению алкоголя, перестает интересоваться другими видами деятельности (физкультурой и спортом, творческими видами деятельности и т.д.). Происходит изменение позиции долженствования с «Я» на «ОНИ». Как очевидное  снижение успеваемости в школе, прогулы занятий, подросток перестает выполнять домашнее задание. Изменения физического здоровья   проявляют себя  в появлении патологии сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и легочной системы.

      Особую тревогу вызывает употребление наркотиков. Результаты статистики говорят о том, что  в различных населенных пунктах России,   0,7% лиц в возрасте 16 лет и старше регулярно потребляют наркотики, что в пересчете на 100 тыс. населения дает показатель 700.  Около 21% выявленных больных составляют лица до 21 года, около 79% - до 25 лет.   Заметно выросло число преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения или в связи с потреблением и приобретением наркотиков. Это же стало причиной участившихся случаев рождения детей с нарушениями нервно-психической сферы, интеллекта, с врожденными дефектами и уродствами, что представляет угрозу здоровью нации в целом.  

   Такая вредная привычка как курение также в настоящее время омолаживается.  Большое количество девочек также курят сигареты, как и мальчики, к тому же делают это открыто, демонстративно. При опросе подростков выявлено, что они курят по разным причинам, но в основном первая сигарета выкуривается за компанию, по механизму приобщения к «взрослой» жизни. Подросток, выкуривающий 15-20 сигарет в день, попадает в ситуацию никотиновой зависимости на биохимическом уровне, что уже требует врачебного вмешательства для отказа от курения. Данная привычка пагубно сказывается на функции всех органов и систем организма. Одна выкуренная сигарета в течение часа снижает остроту зрения и слуха на 20%, ухудшает кровообращение всех органов. Слизистая оболочка бронхов претерпевает дегенеративные изменения – клинически это выражается в формировании бронхита курильщика.

    Генная предрасположенность   играет немаловажную роль в формировании интереса к вредным привычкам, асоциальное поведение родителей лишь подтверждает данную предрасположенность.
 Одним из источников негативной информации является телевидение, а также пресса, где отражаются все веяния «моды» нового поколения, в том числе идет реклама табачных изделий и спиртных напитков. Зачастую создатели рекламы  даже и не задумываются о том, что несет их информация, а стремятся за прибылью.
 В настоящее время психологи, социологи, педагоги и медики обеспокоены влиянием вредных привычек на организм человека. Они ищут пути выхода из сложившейся ситуации, и причины побудившие человека взять сигарету, начать употреблять спиртные напитки, быть неравнодушным к наркотическим веществам. Но выбор образа жизни остаётся за самим человеком и только он в силах себе помочь в первую очередь.
 
Упражнение  «Домино»
Создание в группе атмосферы доброжелательности, пусть участники открыто говорят о себе. Упражнение показывает, что в группе между участниками существуют как различия, так и общие, объединяющие всех взгляды. Правило «Домино»: первый участник (ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики. Например: «С одной стороны, я  быстро бегаю, с другой — иногда пью пиво». Участник, который тоже иногда пьет пиво  или тоже быстро бегает, подходит к нему и берет его за руку, говоря: «С одной стороны, я иногда пью пиво (быстро бегаю), с другой  стороны — у меня есть кролик». Третий участник, у которого есть кролик, тоже встает в круг и говорит, что у него есть кролик, а также что-то отличное от второго участника. Игра продолжается, пока все участники не станут частью «домино».
После игры обсуждаются вопросы: старались ли участники называть свои известные характеристики или хотели чем- то выделиться; что нового они узнали друг о друге; что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож; хорошо это или плохо, когда в группе столько разных людей, почему.

Мозговой штурм 

-Почему люди употребляют наркотики, алкоголь и табак?

Фиксируются следующие идеи:

Из любопытства, за компанию, от нечего делать, чтобы испытать новые ощущения, назло родителям, это модно, чтобы снять боль или напряжение…

-Какой урон наносят вредные привычки организму?

Ответы фиксируются:

потеря уважения окружающих, СПИД, конфликты с родителями, ранняя смерть.

-Какие альтернативные занятия можно предложить?

Фиксируются следующие идеи:

Спорт, творчество, чтение книг….

  При обсуждении обратить внимание   на альтернативные способы  проведения досуга, от которых можно получить удовольствия не меньше и при этом избежать конфликтов и не нанести урон здоровью.

Вывод: Практически во всех случаях человек сам выбирает, употреблять ему алкоголь, наркотики, табак  или нет, а тот,  кто выбирает их, тот выбирает и последствия.

Упражнение «Пожелание»
Каждый участник пишет на листке бумаги какое-либо пожелание, сворачивает листок и кладет его на стол (можно сделать дерево желаний, на которое приклеивают листья или плоды). Все встают в круг, каждый берет по одному пожеланию, таким образом, получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.

Упражнение «Три способа поведения»

   Описание упражнения. Участники разыгрывают сценки конфликтных ситуаций, в которых им дается задание вести себя в соответствии с одним из следующих стилей поведения:

  Первая ситуация – учитель застал ученика около школы с сигаретой и при всем классе делает замечание.

  Вторая ситуация – два ученика в туалете распивали на перемене пиво, эта информация была доведена до сведения родителей, в присутствии которых предлагалось объясниться   о мотивах данного поведения.

  Третья ситуация -   подростку  предлагается выкурить сигарету (выпить пива, вина, водки) с аргументацией соответствующего стиля, с позитивной окраской предложения и приятным состоянием эйфории после принятия алкоголя.

Участники должны проиграть все три стиля поведения.  

  Первый. Застенчиво: говорить виноватым тоном, тихим голосом, потупив взгляд, не настаивать на своих требованиях, соглашаться с возражениями собеседника, подчеркивать его превосходство над собой («вы лучше знаете», «вам виднее» и т. п.) и свою зависимость от его решения.

   Второй. Уверенно: говорить спокойно, умеренно-громко, глядя прямо на собеседника, настойчиво излагать свои требования и при необходимости повторять их, не прибегать к обвинениям и угрозам, высказываться по существу конфликтной ситуации, не «переходя на личности». Критика допускается, но она должна касаться не собеседника как личности, а конкретных деталей ситуации.

  Третий. Агрессивно: говорить громко, энергично жестикулируя, выражать возмущение, формулировать свои требования в форме категоричного приказа, критиковать собеседника как личность, при возражениях с его стороны немедленно переходить к угрозам (пожаловаться куда-либо, «устроить проблемы» и т. п.).

Каждая из выбранных сценок проигрывается трижды (1-2 минуты на повторение). Тот партнер, который предъявляет претензии или требует чего-либо, ведет себя в соответствии с одним из указанных стилей. Второй партнер, на которого направлены претензии, специальных инструкций о том, каким должно быть его поведение, не получает, действует так, как ему представляется наиболее уместным. Остальные участники в это время находятся в роли наблюдателей  и получают задание фиксировать в поведении игроков все проявления, свидетельствующие о том, к какому стилю относится их поведение. После проигрывания каждой сценки они делят своими наблюдениями.

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, что такое уверенное поведение в конфликтной ситуации средством сравнения с другими стилями поведения (застенчивым и агрессивным) и его тренировка. Обсуждение плюсов и минусов каждого из указанных поведенческих стилей.

Упражнение «Коробочка»

   Создание ситуации, провоцирующей любопытство, обсуждение чувств и способов реагирования, возникающих у участников.

Ведущий кладёт цветную коробочку в центр стола, рядом записку «Нельзя». Коробочка стоит с начала занятия, но в неё нельзя заглядывать. Участники группы в конце занятия должны поделиться мыслями и чувствами, которые возникли у них по отношению к этой коробочке.

- Трудно ли было не заглядывать в коробочку?

- Почему вели себя так, а не иначе?

- Чем руководствовались в своём поведении?

Выводы: Нашим поведением движет любопытство, воля и разум. Человек находится в процессе поиска и принятия решения «за» и «против» чего-либо. Но для того, чтобы принять какое-либо решение, нужно собрать определённую информацию об объекте, в отношении которого надо принять решение, проанализировать её, рассмотреть с разных сторон. В этом человеку помогают, с одной стороны,  его интерес к объекту – любопытство, с другой стороны – разум, который пытается показать обратную сторону, заставить отказаться от этого объекта, всё хорошо взвесить, приводит разумные аргументы, с третьей стороны – воля.

Внутренняя рефлексия

«Забава для дураков»

Информация для внутренней рефлексии: Все знают произведение великого Гёте «Фауст»  о докторе Фаусте и его извечном спутнике и духовном противнике Мефистофеле? Но мало кто знает, что в легенде о Фаусте был и такой интересный эпизод. После открытия Америки Фауст в сопровождении Мефистофеля побывал  в Новом Свете (в Америке). Путешествуя, они обнаружили там много интересного, в том числе невиданные растения и среди них – табак.  Весьма осведомлённый, как всегда, Мефистофель заявил: «Полезная травка, не лопух какой-нибудь! Она осчастливит Старый Свет. Кто хоть раз закурит, тот не оставит этой забавы. Больше не будут говорить про нас, чертей, что мы одни вдыхаем дым и выпускаем его через ноздри. Не набить ли вам табаком трубку, уважаемый доктор?» На что получил решительный ответ Фауста: «Не надо. Забава для дураков».

Рефлексия

Закончи фразы:

Я думал…

Теперь я думаю…

Я делал…

Я сделаю…

 Ресурсы

  1. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов. – М.: Генезис, 2004.
  2. Сизанов А. Н., Хриптович В. А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5 – 11 классы, ПТУ. М.: «ВАКО», 2004.
  3. Добровольное сумасшествие: Разговор с подростками о том, как уберечь себя от вредных привычек // Библиотека.-2001.-№ 8.- С.55-59.
  4. Исакова, Г. Б. Умей сказать: нет! // Читаем, учимся, играем. – 2008. - № 9.  –С. 108-110.
  5. http://summercamp.ru
  6. http://www.kluchnikov.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=34&catid=70&Itemid=134


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по ОБЖ в 10-м классе "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек"

Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок  с использованием информационно-коммуникационных  технологий  по теме «Вредные привыч...

Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

В презентации описываются такие вредные привычки как курение, употребление алкоголя и наркотических средств и ихвлияние на здоровье человека....

Урок ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...

Урок по Основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе на тему: «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек»

Урок разработан по учебнику  «Основы безопасности жизнедеятельности»  Смирнов А.Т., Хренников Б.Ю.  Москва. Просвещение 2013г.Цель: Рассмотреть влияние вредных привычек на здоровье, спо...

Конспект классного часа на тему "Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика и преодоление вредных привычек"

Цели: изучить влияние табака и алкоголя на органы человека; изучить влияние наркотиков на основные системы жизнеобеспечения организма человека; рассказать о профилактики вредных привычек....