Дети из социально неблагополучных семей как объект профилактики злоупотребления наркотиками
статья (10 класс) по теме

Бевза Ираида Георгиевна

В работе рассматриваю причины приобщения подростков из неблагополучных семей к наркотикам, семейные условия, определяющие формирование аддиктивного  поведения детей с высоким риском злоупотребления наркотиками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_iz_socialno-neblagopoluchnyh_semey.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  «Русскополянская  средняя  общеобразовательная  школа № 2»

ДЕТИ   ИЗ  СОЦИАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ

СЕМЕЙ   КАК   ОБЪЕКТ   ПРОФИЛАКТИКИ

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ  НАРКОТИКАМИ.

Социальный   педагог:    Бевза  Ираида  Георгиевна

ДЕТИ  ИЗ  СОЦИАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ

СЕМЕЙ   КАК  ОБЪЕКТ  ПРОФИЛАКТИКИ

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ   НАРКОТИКАМИ.

Введение.

         Сложившаяся  в  России  кризисная  социально-экономическая  ситуация  сильное  влияние  оказывает  сегодня  на  молодое  поколение,  оказавшееся  в мире  с деформированными  морально- нравственными  ценностями,  лишенном  ощущения  как  смысла   происходящего,  так  и  цели  своего  существования. Длительное  пребывание  детей  и  подростков  в  такой  экстремальной  для  них  ситуации  и  отсутствие  дальнейших  перспектив  приводит  к  желанию  уйти  от  реальной  действительности  путем  изменения  своего  психоэмоционального  состояния,   что  сопровождается  принятием  как  алкоголя,  так  и  различных  психоактивных  веществ(ПАВ).

        Данная  ситуация  осложняется  еще  и  тем, что  изменение  психического  состояния  стало  модным  и,  в  определенной   степени,  престижным  в молодежной  среде.  Проводниками   наркотиков  являются,  как правило, неформальные  лидеры  из  числа  близкого  окружения  подростка, которые  весьма  умело  манипулируют  теми,  кто  находится  в  стрессовом  состоянии и желает  как  можно быстрее  выйти из  него, либо  имеют  неустойчивую   эмоционально-волевую  сферу, а подчас и творческими  личностями, ищущими  новые  источники вдохновения. Определенный  вклад  вносят и средства  массовой  информации, постоянно  пропагандируя пиво и алкоголь, неумело жонглируя различными фактами из области  наркологии, либо воспевая различных  кумиров, достигших определенных высот с помощью наркотиков.

 Основная  часть.

          ФАКТОРЫ  РИСКА  ИЛИ  КТО  ЧАЩЕ  СТАНОВИТЬСЯ  НАРКОМАНОМ.

Родителям  и учителю  важно  знать не только  что  такое наркотики и  наркомания, но и  те обстоятельства, в связи с которыми  у ребенка, подростка  возникает наркомания.

Не каждый человек, испытавший на себе  воздействие  наркотических  веществ, становиться наркоманом. Существует  много  обстоятельств, от которых  зависит, быть наркомании у подростка  или он только немного  постоит на краю наркоманической бездны, отвернется и пойдет дальше по дороге жизни, обогащенный еще одним  знанием. Что же это за  обстоятельства? Ведь любой подросток может, как и любой взрослый, заболеть наркоманией. Но есть люди, у которых наркомания  развивается с большей легкостью. Объясняется это рядом  обстоятельств, которые принято называть факторами риска.

       Факторы риска не возникают сами по себе, для  их  формирования  необходима определенная почва.  Чаще всего  такой почвой  является  биологическая  недостаточность  или  некомфортный  социопсихологический  климат, в котором  развивается  ребенок.

        Выявление факторов риска, их  структуры и  значимости для  появления  наркомании  возможно  при  изучении  истории  жизни  и  болезни ребенка. На  основе  знания  личности  конкретного  ребенка,  подростка, юноши  и  имеющихся у  них  факторов  риска  разрабатывается  конкретная  программа  профилактики  наркомании.

       

         Традиционно  специалисты  выделяют три  группы  факторов  риска, которые  могут повышать  вероятность  раннего приобщения ребенка  к  алкоголю  или  курению.

       *   Первая  группа -  биологические  факторы. До  сих пор учеными не установлено,  существует ли  генетическая  предрасположенность  к использованию  алкоголя. Уже  давно замечено, в  семьях  алкоголиков  дети  гораздо  чаще  приобщаются к  пагубной  привычке. Но есть  ли ген  алкоголизма?  И гены ли  здесь  виноваты?

Ведь  пристрастие  к алкоголю  детей  может  быть  результатом  домашнего  воспитания,  которое  в  семьях  алкоголиков зачастую  далеко  от  идеального.

            В  настоящее  время  точно  известно,  что  существует  генетически  обусловленное  нарушение,  при  котором  в  организме  человека  вырабатывается  недостаточное  количество  эндорфинов-  веществ, «ответственных»  за возникновение  у  человека   положительных  ощущений. Люди  с этим  нарушением  подсознательно  ищут  способ  компенсировать  недостаток  эндорфинов,  часто  путем  употребления  алкоголя,  никотина  и  наркотиков.  В  этом  случае  даже  единственная  проба  того  или  иного  вещества  чрезвычайно  опасна,  поскольку  зависимость  от  химического  стимулятора  формируется  чрезвычайно  быстро. По  данным  обследования  у  70% людей,  страдающих  алкоголизмом  или  наркоманией,  может  быть  обнаружено  такое  нарушение. Поэтому, если  в  роду  у ребенка  были  люди, страдающие  алкоголизмом, родителям  нужно быть  чрезвычайно  внимательными. Опасность  знакомства  с  алкоголем у  такого  ребенка  многократно возрастает. Необходимо  с  раннего  возраста  учить  его  иным,  не  наносящим  ущерба  здоровью, способам  регуляции  своего  состояния.  Особенно  велико  в  таких  случаях  значение  занятий  спортом,  закаливания,  повышающих  общий  тонус  организма  и  стимулирующих  образование  эндорфинов.

     

       * Биологические (  или    медицинские): патология  беременности  и  осложненные   роды,  тяжелые и хронические  заболевания,  сотрясения  головного  мозга,  алкоголизм  или  наркомания  у  родителей,  психические  заболевания  у кого-либо  из  близких  родственников.

         Особое  значение  имеют  нарушения  нервной  системы  ребенка.  Невропатологи  утверждают,  что  сегодня  эти  нарушения  могут  быть  определены  почти у 60%  детей  младшего  школьного  возраста,  но их  проявления  у  ребенка часто  носят  вялый,  неявный  характер. Мало  кто  из  родителей  обращается  к невропатологу   из-за   того,  что  ребенок  плаксив, с трудом  засыпает, у  него  плохой  аппетит,  он  легко  отвлекается и т.д. Обычно  эти  «недостатки»  взрослые  пытаются  преодолевать  с  помощью  воспитательных  мер. Между  тем  дети  с нарушениями  в  развитии  нервной  системы  нуждаются  в  помощи  специалиста,  своевременно  проведенное  лечение  очень  часто   полностью  устраняет  проблему. Напротив,  без  квалифицированного  вмешательства  эти  нарушения  способны  стать  причиной  школьной  неуспеваемости, девиантного  (неадекватного)  поведения.  Такие  дети  испытывают  потребность  во  внешней  стимуляции,  стабилизации  своего  внутреннего  состояния,  а  значит,  велик  риск  их  раннего  приобщения  к  алкоголю, наркотикам.      

           Из  14  социально-неблагополучных  семей   6   детей   страдают  нарушениями  нервной  системы- это 42%.                

При  проведении анкетирования  изучения отношения подростков к наркотикам, 50% учащихся  таких семей  выражают либеральное,  положительное отношение к наркотикам. При   анкетировании подростков  из неблагополучных семей о причинах курения -37% считают, что курят за компанию и по другим причинам;  12% -чтобы чувствовать себя взрослее  и нравиться. На вопрос : «Говорят  в нашей компании  когда-либо о наркотиках?» 12% опрошенных ответили –очень редко; 37%- часто; 50%- никогда. «Приходилось ли вам когда-нибудь пробовать наркотические или токсические вещества? 87% ответили  нет, 3% -воздержались от ответа.  «Случается ли вам употреблять какие-либо  наркотические или токсические вещества в настоящее время?» 100% детей ответили нет. «Как  часто вам случается употреблять алкогольные  напитки в настоящее время?» -12% детей ответили- очень редко; 87% -не употребляю. «По какому поводу  чаще всего употребляете алкогольные напитки?»-50% ответили только по праздникам;  25%- просто от нечего делать.  На вопрос «Как вы оцениваете свой уровень знаний об алкоголе, курении, наркомании?»-25% ответили- средний;  75%- низкий.          

Помимо  биологических факторов риска свою негативную роль могут сыграть и  некоторые характерологические  особенности  ребенка.  В данном  случае идет речь об акцентуации  характера. Психологи определяют акцентуацию как  чрезмерное  заострение некоторых личностных черт. Она не является признаком патологии, но требует дополнительного  внимания со стороны родителей и педагогов, потому что в подростковом  возрасте акцентуированные  черты могут  стать  причиной приобщения к алкоголю или наркотикам. Так, особого внимания требуют  дети с неустойчивым  типом акцентуации  характера. Для них  характерна резкая переключаемость, невозможность длительное время сосредоточиваться на выполнении  задания, быстрая утомляемость, вызванная даже   не очень сложной работой. Начиная какое-то дело, они часто не доводят его до конца. У них  отмечаются  быстрые перепады настроения, ярко выражена жажда развлечений, поиск новых ощущений. Поэтому такие  дети легко идут на «эксперименты» с алкоголем, рано приобщаются к курению.

           Внимания требуют и дети с  истероидным  типом  акцентуации. Они отличаются  сильнейшим  стремлением постоянно быть центром  внимания окружающих. Им даже не важно, хвалят их или осуждают, главное, чтобы именно они являлись  «темой разговора». Ради популярности они готовы совершать и те поступки, которые в душе не одобряют. Поэтому    они  могут  использовать алкоголь, курить даже не потому что им это  нравится, а для  того, чтобы  завоевать  авторитет, подчеркнуть  свою  значимость, особенность, «взрослость». При этом они любят преувеличить собственную  «испорченность», похвалиться  своей «бывалостью».  Кстати, дети с истероидными  чертами очень подвержены  внешнему  влиянию, поэтому они  легко  соглашаются на предложение попробовать  алкоголь, закурить, лишь бы не выглядеть в глазах  окружающих  «маленькими», «смешными».

              Говоря о биологических и психологических факторах риска, важно понимать, что они могут лишь потенциально способствовать приобщению к алкоголю, курению  или  наркотикам. Реализуют ли этот потенциал- зависит от взрослых, окружающих ребенка.

Если они сумеют научить ребенка регулировать свое  состояние, удовлетворять потребность в получении  удовольствия за счет разнообразных  источников, не разрушающих  его  физическое и психическое  здоровье, можно смело утверждать, что любая химическая зависимость ему не угрожает.

             Раннее знакомство с алкоголем или никотином могут спровоцировать и особенности семейного  воспитания. Учитель должен хорошо знать условия воспитания ребенка в семье, чтобы эффективно работать с ним.      

 * Социально-психологические: семейное  неблагополучие,  низкий  материальный  достаток,  плохие  условия  проживания,  неполная  семья,  алкоголизм  и наркомания  у близких  родственников,  психические  расстройства  или  частые  нарушения  правил  общественного  поведения  у  членов   семьи  и  близких родственников,  сильная  и  

постоянная  занятость  родителей.

Бытует расхожее  мнение о том, что риск формирования пагубных привычек выше у детей из неполных семей, там, где есть только  мама (реже - отец). На  самом деле состав семьи  как таковой играет не такую уж большую роль. Как показывают  исследования, среди тех, кто уже  в школьном  возрасте имеет  опыт употребления алкоголя, практически поровну детей из неполных и полных семей.  Гораздо  большее значение имеет характер атмосферы, складывающийся в доме, наличие  или отсутствие эмоциональной  близости и доверия между  детьми и взрослыми.

           Отсутствие взаимопонимания в семье, чрезмерное давление родителей, недостаток уверенности в  собственных силах- все это  заставляет  подростков объединяться в группы. В них молодежь пытается получить то, что не может иметь дома,- доверие, понимание, поддержку. Кроме того, объединяясь, подростки развлекаются, стремятся выразить себя.

ПРИЧИНЫ ПРИОБЩЕНИЯ  ПОДРОСТКОВ К  НАРКОТИКАМ.

В поисках  новых, необычных ощущений и переживаний подростки экспериментируют с ингалянтами, алкогольными напитками, наркотическими  веществами. Две трети подростков знакомятся с ними  из любопытства, желая соприкоснуться с запретным.

До 90% наркоманов начинают употреблять наркотические  вещества в неформальных группах. Обычно это  происходит вдали  от взрослых, в одних и тех же укромных местах: в подвалах, на лестницах и чердаках, в парках и садах. Нередко в компании  первую  дозу получают обманным путем в качестве  «нового сорта сигареты» или  другой  необычной  «приманки» (таблеток, напитков или  даже инъекций).

Потребление  наркотиков рассматривается  подростками  как возбуждающее и приятное  занятие, не имеющее  отношения к опасности для  здоровья,  о которой  говорят  взрослые. Подросткам нравится связанное  с этим  ощущение  риска.

 

Некоторые  подростки употребляют наркотики  или растворители, чтобы отвлечься от возникших  проблем. Они  могут переживать  происшедший в семье развод  или  более  глубокие  проблемы. Это  может  быть реакция на  плохое  отношение  родителей к ним, насилие  или безразличие  в семье, в школе, в среде  подростков.

        Семейное неблагополучие  является   одним   из  важных  факторов, способствующих  развитию  подросткового наркотизма и наркомании. Прежде  всего следует остановиться на таких  семейных  конфликтах, которые  носят хронический  характер. Такие конфликты находятся в тесной  связи с различными  типами неправильного  воспитания.

         Для семьи, в которой родители злоупотребляют  спиртными  напитками, характерны воспитание по типу гипопротекции и  воспитание в условиях жестких отношений.  С раннего  возраста  ребенок предоставлен  самому  себе,  пребывание дома  тягостно для него: он становится  свидетелем или  жертвой асоциального, иногда  агрессивного  поведения  родителей. Ребенок  становится  «уличным», он  проводит время  в компаниях  таких  же  обездоленных  детей, которые  группируются по  территориальному  принципу (дворовые, уличные). Обычно лидерство  принадлежит  делинквентному  подростку  старшего  возраста.  Этот  подросток и  становится  для  ребенка  источником  информации  о наркотиках, а затем- источником  снабжения  наркотиками.

           Пример  родителей,  ведущих асоциальный  образ  жизни, играет  огромную  роль  в приобщении  ребенка  и  подростка  к  употреблению  спиртных  напитков,  а затем  и  наркотических  веществ.  Этому  способствует  типичная  детская  поведенческая реакция  - реакция  имитации.  Ребенок  склонен  подражать  родителям  независимо  от социальной  направленности  их  поведения.  Реже  наблюдается  реакция  отрицательной  имитации.  Осознав  негативные  стороны  жизни  родителей,  ребенок  стремится   избегать  тех  форм  поведения,  которые  хоть  отдаленно  могут  напомнить  ему  поведение  родителей.

            Большую  роль  играет  наличие  эмоционального  контакта  ребенка и  родителей.  Если  ребенок  воспитывается  в  обстановке эмоционального  отвержения,  это  создает  у  него  ощущение  собственной  вины,  обделенности,  формирует  негативное  отношение  к  окружающему  миру. Эмоциональное  отвержение  может  быть явным и  скрытым. Ребенок  остро  ощущает  свою  неполноценность,  стремится  как-то   компенсировать  ее. Реакция  компенсации  направлена  на  достижение  успеха в  тех  областях,  где  ребенок  чувствует  себя  уверенно.

           Потребление  наркотиков  также  может  быть  реакцией  на  одиночество,  ощущение  своей  ненужности,  неуверенности  в  себе.

            Если  причина в  этом,  очень  важно  выявить  ее  и  помочь  подростку  преодолеть  эти  трудности  другими  средствами, не  пользуясь  наркотиками. У  подростков  часто  возникают   проблемы,  связанные  с  индефикацией  своего  «Я».  Для  повышения  их  самооценки  родители  должны  постоянно  повторять  детям,  что  они  любят  их.  Если  подросток  употребляет  наркотики,  лучшим  решением  проблемы  будет  предложить  другую  форму  досуга, организованного  более  интересно и  увлекательно, чем  прием  наркотиков.  А  самое  главное  необходимо помнить,  что  важность  взаимопонимания  в  семье  огромна.

Поэтому, как  советуют  специалисты,  самое  главное,  чтобы  ребенок  понял, как  начинают  приобщаться  к  наркотикам, когда  по  медицинским  показаниям  их  разрешено  употреблять,  какие  неблагоприятные  последствия его  ждут.

             Фактор  семьи  и родительского  воспитания  может  оказывать на  пристрастие  подростка  к наркотикам  как  прямое, так  и косвенное  воздействие.  Многие  подростки  оказались  предоставленными  сами  себе, улице, и в первую  очередь  пострадали  подростки  из  неблагополучных  семей.  Эти  семьи  не  предоставили  детям  психологической  защиты в  сложной  социально- психологической  ситуации.

В  чем  же  состоят  нарушения  отношений  родителей  со  своим  ребенком,  которые  делают  его  психологически  менее  защищенным?

Прежде  чем  рассматривать  эти  нарушения,  следует  ввести  понятие  гармоничных  родительских  отношений с  подростком.

Опираясь  на  практический  опыт педагогов,  психологов  и  психотерапевтов,  гармонические  родительские  отношения  можно  описать  так:

  1. Родители  тепло и заботливо  относятся  к  своему  ребенку, эмоционально  принимают  его;
  2. Родители  понимают  возрастные  особенности  подростка,  поддерживают  его в  трудной  ситуации;
  3. Родители  авторитетны  для подростка,  серьезно  воспринимают  его  интересы и  живут  с ним  в  атмосфере  сотрудничества.

Можно  выделить  три  формы  нарушения  родительских  отношений  в  семьях, где  подростки  имели  первый  опыт употребления  наркотиков.

Первая  форма- ЖЕСТОКОСТЬ  В  ОБРАЩЕНИИ  С  ПОДРОСТКОМ.

Деструктивная  агрессия  проявляется  через  физическое  насилие,  словесные  оскорбления  и унижения,  через  воспитание  подростка  «в  ежовых  рукавицах». При  эмоциональном   напряжении  и  жестоком  обращении  подросток  прибегает к  наркотикам, так  как  он вытолкнут  из семьи в   асоциальную  среду  или  находится  в иллюзорных  поисках  недостающего  уважения,  понимания  и  тепла.

Вторая  форма – НЕПОНИМАНИЕ  РОДИТЕЛЯМИ    ВОЗРАСТНЫХ  ОСОБЕННОСТЕЙ  РЕБЕНКА.

Самосознание  подростка  нередко  формируется  драматично  и  противоречиво.

Возможна  ситуация,  когда  подросток  обратился  к  наркотику, чтобы  снять  тревожность,  возникшую  вследствие  ускоренного  сексуального  и  интеллектуального развития.  Родители  же  не  способны  психологически  правильно  реагировать  на  ситуацию,  ограничиваются  наказаниями, обвинениями   морализацией.  В  этой  ситуации  подросток  вынужден  самостоятельно,  часто  цепь  ошибок,  вырабатывать  свое  отношение  к  наркотикам.

Третья  форма – НИЗКИЙ  АВТОРИТЕТ  РОДИТЕЛЕЙ  У  ПОДРОСТКА.

Материальное  благополучие  и  бесконфликтные  взаимоотношения  в  семье,  хорошее  образование  родителей  не  гарантируют  утраты  значимости  отношения  подростка  к родителям.  Если  в  сознании  подростка  не  сформирован  внутренний  диалог  с  родителями,  их  опыт и  жизненная  позиция,  в  том  числе  и по  отношению к  наркотикам, не  принимаются  во  внимание.

        Первая   форма  семейного  неблагополучия  может  быть  прямой  причиной  приобщения  подростка  к  наркотикам,  вторая  может  «способствовать» этому  косвенно,  как  дезорганизующий  фактор,  а  при  третьей  форме из-за  попустительской  позиции  родителей  подросток  имеет  сниженную  социально-психологическую  толерантность  в  отношении  наркотиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция по теме: «Дети из социально-неблагополучных семей, как объект профилактики злоупотребления наркотиками»

Актуальность темы продиктовано тем, что в настоящее время все больше становится детей из социально-неблагополучных семей, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий п...

Работа с социально неблагополучными семьями и детьми по профилактике правонарушений и безнадзорности

План работы социального педагога для выявление семей и детей, находящихся в социально-опасной положении; детей группы риска, а также систематически пропускающих по уважительным причинам занятия в...

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особенными возможностями здоровья а также детей из социально-неблагополучных семей

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с особенными возможностями здоровья а также детей из социально-неблагополучных семей...

Выявление детей из социально неблагополучных семей и детей, находящихся в социально опасном положении и дифференцированная работа с ними.

На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная &la...

Дети из социально неблагополучных семей

Дети из социально неблагополучных семей...