Эссе «Моя педагогическая философия»
статья по теме
ХХI век. Планета Земля подает сигнал тревоги SOS. Очевидны социальные патологии, являющиеся болью общества: разгул преступности, распространение алкоголизма, рост наркомании, суицид, одиночество, бездуховность. Во многом это объясняется нравственным кризисом, растущим чувством экзистенциального вакуума. Каким образом найти позитивный смысл жизни, как прийти к мысли об уникальности собственного существования своим неповторимым путем, как построить жизнь разумно и осмысленно? Помочь ребенку найти ответы на эти и другие вопросы - не это ли является миссией учителя?
Негативные общественные процессы происходят в начале нового тысячелетия, века информации и ежесекундно развивающихся информационных технологий. Может быть, их причина кроется в конфликте между интеллектуальной зрелостью и эмоциональной неразвитостьючеловека?
Убеждена, что нет образования без осмысления общих процессов в мире. Цивилизация зависит от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_dyomina.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
«Моя педагогическая философия»
Дёмина Т.А. учитель французского языка лицея №1 г. Оренбурга |
г. Оренбург
2002 г.
ХХI век. Планета Земля подает сигнал тревоги SOS. Очевидны социальные патологии, являющиеся болью общества: разгул преступности, распространение алкоголизма, рост наркомании, суицид, одиночество, бездуховность. Во многом это объясняется нравственным кризисом, растущим чувством экзистенциального вакуума. Каким образом найти позитивный смысл жизни, как прийти к мысли об уникальности собственного существования своим неповторимым путем, как построить жизнь разумно и осмысленно? Помочь ребенку найти ответы на эти и другие вопросы - не это ли является миссией учителя?
Негативные общественные процессы происходят в начале нового тысячелетия, века информации и ежесекундно развивающихся информационных технологий. Может быть, их причина кроется в конфликте между интеллектуальной зрелостью и эмоциональной неразвитостью человека?
Убеждена, что нет образования без осмысления общих процессов в мире. Цивилизация зависит от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в образовании.
Как учитель, понимая колоссальную ответственность за развитие человека, задаю себе вопрос: как воспитать личностную установку на постоянный поиск подлинной социальности, предполагающей проверку, корректировку и многократный пересмотр уже найденных общественных стандартов, на осознание своих жизненных интересов и социальных устремлений? Ведь мне самой иногда свойственно ощущение бессмысленности жизни. Помогает оптимизм, вера в возможности человека, в лучшее в человеке, в уникальность смысла жизни каждого человека. Говорю себе и ученикам: “Поверь в свои силы “.
Реализация целей образования в современном мире становится возможной только на основе доступа к информационным ресурсам с использованием новых информационных технологий. Интернет завораживает своим масштабом, ведь его уже называют “информационной оболочкой Земли”. Впечатляют возможности компьютера в процессе познания, но многие учителя испытывают страх или неуверенность в себе при общении с машиной. А сегодня настало время говорить не только о компьютере как средстве обучения, но и о внедрении принципов компьютерного мышления.
Представим себе фантастическую ситуацию (а может быть, это будет реальностью?). Люди планеты Земля с детства “получают” знания и умения в определенной последовательности через употребление субстанций, содержащих набор информации различных предметных областей. Замечательно: нет уроков, домашних заданий, учителей. В определенный момент компьютер предлагает тестирующую программу, позволяющую определить будущую сферу профессиональной деятельности, осуществляет дистанционное обучение в рамках данной области. Но будет ли развиваться общество? Однозначно - нет. Развитие и образование не могут быть даны или сообщены. Генезис мышления происходит через деятельность индивида, собственными усилиями, личными энергозатратами.
Осознавая возможности новых информационных и коммуникационных технологий, размышляю, можно ли говорить о полноправном участии компьютера в социальном формировании знаний? Может ли он заменить учителя – человека? Уверена,что нет. Он не способен участвовать в метакогнитивных аспектах обучения. Компьютерные средства не могут быть сопоставлены со способностью человека к изменению собственного уровня знаний, познавательного процесса в целом. Компьютер – это алгоритмы. При телекоммуникационном обучении учащиеся получают в большей степени не сами знания, а составляющую их информацию. Чтобы ее превратить в знания, необходимы дополнительные усилия, автономные от телекоммуникационного процесса. Компьютерная программа не может воспитать личность, способную выстроить себя в жизненном пространстве, изменить себя и окружающий мир, личность, ориентированную на индивидуальный и социально-значимый результат. По-моему, в данной ситуации возникает конфликт между реальным миром и виртуальной реальностью. Ведь человеческое общение - это не коммуникация как обмен информацией, а взаимообогащение посредством обмена ценностями.
Я думаю, что ум не только человека способен оценить уровень интеллекта другого человека; но только воображение человека может понять тончайшие неуловимые оттенки чувств; только общение с человеком вызывает восторг, от которого захватывает дыхание, и слезы радости, нежности, когда душа человека трепещет тебе навстречу; оттенки голоса человека необыкновенно разнообразны. Общаясь с человеком, мы видим глаза, выражающие внутренние движения, мысли и чувства. Один из великих сказал, что ни глаза, ни ум человеческий не способны видеть себя иначе, как отраженными в чем-то себе подобном. Может ли такое общение заменить программа?
Прочитала статью о существовании программ, известных под названием агентов. Приближенные к человеку, часто обладающие кажущейся “разумностью” и имманентностью, они выполняют педагогические функции в классе. Агент устанавливает связь между лабиринтной точностью компьютеров и многоплановой сложностью человека, выполняет некоторые интерактивные действия, такие как сотрудничество, соревнование, отрицание. Интересно, что агенты обладают правдоподобной внешностью и даже характером. Они могут осуществлять не только коллективное и индивидуальное обучение, но и многосторонний диалог. Мультиплицированные фигурки «педагогов» могут поддерживать мотивацию и заинтересованность учащихся, порождать эмоциональную и познавательную реакцию. Замечательно, что агент никогда не позволит себе, в отличие от учителя-человека, плохого настроения, непозволительно грубого тона, злости, раздражения, необъективности и других отрицательных факторов, имеющихся в практике.
У меня складывается впечатление, что использование новых информационных технологий влияет на изменение представления об учителе. Это не ученый на кафедре (компьютер обладает несравнимо большим объемом информации), это сотрудник, помощник в обучении, наблюдающий за успехами, сравнивающий их с запланированными, производящий корректировку. Чтобы не “проигрывать”, учитель должен проживать урок вместе с детьми как старший товарищ, который отличается от них большим жизненным опытом и большими знаниями, и только поэтому он имеет право быть ведущим. Ученик может сам осуществлять частичный контроль своей деятельности, и думающий учитель понимает значение самостоятельности ученика. А еще я почувствовала во время урока в компьютерном классе, что участников учебного процесса не двое, а трое (ученик-учитель-компьютер) и что важно уметь осуществлять взаимодействие и руководство.
Восхищаясь возможностями новых технологий, учителю важно, по моему мнению, понимать, что использование информационных технологий – это лишь средство обучения, это предоставление возможности удовлетворения его образовательных потребностей, преодоления чувства отчуждения, изолированности человека в мире. Только сочетание современных технологий, имеющихся методических подходов и концепций учителя – человека может дать эффективный результат. И компьютер не способен доказать ученику, как это может сделать человек, что не знать и не уметь – это не так стыдно, как не иметь когнитивной мотивации и социальной адаптированности.
Интересным для меня представляется также изучение влияния использования новых информационных технологий на организм ребенка, на его здоровье; проблема нравственного воспитания (содержание Интернет-ресурсов, нежелательная информация), а также некоторые психологические аспекты, которые еще мало изучены учеными.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе «Моя педагогическая философия».
Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша, 4класс)...
Эссе "Моя педагогическая философия"
Я стала Победителем в номинации "эссе" (конкурс "Педагог-года- 2005")...
эссе "Моя педагогическая философия"
Эссе о моем понимании профессии педагог....
Эссе "Моя педагогическая философия"
Эссе "Моя педагогическая философия"...
Эссе «Моя педагогическая философия»
"Распахни своё сердце!" Так называется эссе, которое я писала для конкурса "Учитель года"....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...