«Влияние отечественной и зарубежной киноиндустрии на развитие наркомании в подростковой среде современного общества»
материал (9 класс) по теме
Научно-исследовательская работа по вопросам профилактики наркомании и наркопреступности. В работе рассматривается
- Рекомендации и система мер по предупреждению и профилактике
данных.
- Анализ и обобщение исторических и научно-исследовательских
- Классификация фильмов в киноиндустрии.
- Причины и факторы риска, приводящие к наркоман среди подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
влияние киноиндустрии на развитие наркомании | 595.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Всероссийская Олимпиада научных и студенческих работ в сфере наркомании и наркопреступности»
VI ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА НАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИНАРКОПРЕСТУПНОСТИ
«Влияние отечественной и зарубежной киноиндустрии на развитие наркомании в подростковой среде современного общества» ______________________
Автор: Седых Анастасия Валентиновна
Название учебного заведения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 16»
Класс: 9А
Адрес автора:г.Новый Уренгой
Телефоны: (3494)
Научный руководитель : Семенченко Светлана Викторовна
Учитель английского языка, руководитель методического объединения иностранных языков МОУ СОШ №16 г. Новый Уренгой
Контактный телефон:
Г. Новый Уренгой
2011 год
Структура работы Стр.
I. Введение. 3 - 6
II. Проведение исследования:
- Причины и факторы риска, приводящие к наркомании
среди подростков. 6 - 10
- Анализ и обобщение исторических и научно-исследовательских
данных. 10 - 11
- Классификация фильмов в киноиндустрии. 11
- Анкетирование и беседа. 12 - 13
III. Общие выводы. 13
IV. Рекомендации и система мер по предупреждению и профилактике
наркомании в среде подростков. 14 - 15
V. Список используемой литературы. 16
VI. Приложение.
- Введение.
Актуальность: Глобальной угрозой здоровью населения и национальной безопасности в нашей стране и во всем мире на рубеже XX–XXI вв. стали такие негативные социальные явления, как наркопреступность, наркотизм и наркомания. Если не принять самые решительные меры к нейтрализации этой угрозы, то в перспективе человечество может прекратить свое существование как биологический вид. Важность назревшей проблемы – это очевидный факт: она является проблемой №1 по внутренней политики с населением (по отчету ФСКН за 2010г.).
После распада Советского Союза на территорию хлынули огромные массы наркотиков. Это было связано с бездействием властей по этой проблеме. Сейчас, когда более или менее за проблему взялись по всей стране и начали придумывать пути её решения – проблема все равно остается одной из важнейшей. В России количество граждан, употребляющих наркотики, увеличилось за последние 10 лет в 9 раз, сообщила Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков. По официальной статистике, на учете состоят 493 тысячи наркоманов, однако, по данным Министерства образования и науки, их число достигает 6 млн. человек. Так или иначе, но число наркоманов в России измеряется уже в миллионах. А официальная статистика отражает только те 500 тысяч больных людей, которые добровольно встали на медицинский учет. Правительство признает, что 4% населения страны являются наркозависимыми. ФСКН настаивает на 5,5%. Число наркоманов растет в геометрической прогрессии: каждый наркоман в год затягивает в наркотический омут еще 10–15 человек!. За последние 10 лет смертность от наркомании увеличилась в 15 раз, а детская- в 45 раз. Никогда еще столько детей не играли в опасную игру с наркотиками... Данная статистика – это еще одно подтверждение, что проблема существует и стоит более чем остро.
По мере расширения зарубежных контактов, в связи с изменениями со циаль но-экономической ситуации в нашей стране, все более масштабные и тре вожные ситуации приобретают проблемы, связанные с немедицинским по треб лением и незаконным оборотом наркотиков, и, как следствие, наркопреступностью. Пагубность наркомании как заболевания очевидна. С одной стороны, лицо, систематически потребляющее наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги растительного или синтетического происхождения (далее – наркотики), причиняет реальный, непосредственный вред своему организму и опосредованный – своему потомству. С другой стороны, нарушаются нормы морали, так как общество осуждает и запрещает немедицинское потребление наркотиков, а значит, потребитель вступает в конфликт с обществом и государством. Наркотизм по своей правовой природе – явление общесоциальное, сущность которого состоит в приобщении к потреблению наркотиков отдельных групп населения.
Проблема наркомании и ее последствий уже многие годы привлекает большое количество отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся в различных науках о человеке и его жизнедеятельности. Однако, несмотря на значительное число исследований и публикаций, посвященных наркомании, логически безупречного оптимального научного и прикладного решения данной проблемы пока не достигнуто.
Сегодня в России, как показывает самая грубая статистика, каждый третий старший подросток уже попробовал на себе действие наркотических веществ. Самая сложная проблема, связанная с подростковой наркоманией - это проблема социально-психологической предрасположенности подростка к употреблению наркотических веществ, социально-психологических причин, лежащих в структуре так называемой преднаркотической личности и ее непосредственного окружения. Данная работа – это новый анализ среды, в которой живет и развивается молодое поколение нашей страны и ее влияния на развитие наркомании. Увлечения подростков, их пристрастия, места учебы, отдыха и развлечения, друзья и сверстники – это первостепенно значимые понятия для подростков 14 – 18 лет и влияние на эти стороны жизни могут привести к злоупотреблению наркотиками. Более подробно мы проанализируем влияние кино на подростковую психику и поведение. К сожалению, легальные и нелегальные наркотики рекламируются чрезвычайно широко. Речь идет как о явной, так и о скрытой рекламе.
Кино – это скрытая реклама и, вообще все, что показывается в художественных фильмах, является своего рода рекламой. С фильмов берут пример, подражают актерам, подражают их персонажам, подражают во всем, начиная с одежды и заканчивая поведением и любимыми блюдами. По–мнению наркологов, фильмы могут быть рекламой наркотикам, и естественно, они могут подстегнуть человека сделать первый шаг к приему наркотиков. Художественное кино в большей степени документальное, чем документальное кино. Оно все вскрывает, все препарирует и выворачивает наизнанку, поэтому это и интересно режиссерам, особенно молодым да рьяным. Они пытаются взорвать общественное мнение, так сказать «вывернуть кишки наизнанку». Конечно, наизнанку легче всего выворачивается то, что лежит на поверхности. Поэтому вечными для кино будут темы, тревожащие и будоражащие нас, такие как секс, наркотики, убийства, терроризм и так далее. «Кино не умрет, пока в кинотеатрах будет темно» - сказал Сэмюэл Голдвин. Можно ли трактовать слова американского продюсера следующим образом: кино не умрет до тех пор, пока демонстрирует темную сторону действительности, связанную с наркотиками? Современный российский режиссер Ирина Миронова считает, что в кино можно показывать все, что угодно. Но на самом деле в кино никогда не показывается, что происходит в жизни. В кино все происходит совершенно по своим законам, не имеющим никакого отношения к тому, что происходит в жизни. В кино все утрируется, в хороших фильмах это выглядит красиво, в плохих – уродливо, но в жизни все гораздо страшнее. Поэтому увидев в кино как делается укол в вену и сразу же повторить это на себе может только глупый человек, а их, к сожалению, не так мало. Да, молодые, если они глупые, попадаются на эту удочку просто автоматически.
Поэтому, цель нашей работы - показать влияние отечественной и зарубежной киноиндустрии на увеличение роста употребления наркотиков в подростковой среде.
Соответственно, задачи нашего исследования следующие:
- Проанализировать научную литературу и историко-социальные данные по изучаемой проблеме;
- Дать характеристику среды, в которой живет и развивается молодое поколение современного общества;
- Описать причины употребления наркотиков и выявить особенности влияния кино на подростков;
- Провести анкетирование среди подростков 14-18 лет г. Новый Уренгой;
- Разработать предположения по совершенствованию профилактических методик и технологий предупреждения наркомании в рассматриваемой сфере.
Объектом исследования выступают подростки 14-18 лет г. Новый Уренгой.
Предмет исследования – процесс влияния зарубежной и отечественной киноиндустрии на подростков в современных условиях жизни.
Гипотеза: под влиянием киноиндустрии подростки являются наиболее подверженным наркоманизации слоем населения, как следствие, многие лица от 14 до 18 склонны к употреблению наркотических средств.
Методология исследования: анкетирование, беседа, сравнительный анализ и синтез исторических и научно-исследовательских данных и литературы, выявление и сопоставление уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни подростков.
Научная новизна работы заключается в том, что в работе представлена новая попытка рассмотреть сущность данной проблемы, заключающаяся в следующем:
- Проанализированы в нетрадиционном аспекте причины влияния отечественной и зарубежной киноиндустрии на развитие наркомании в подростковой среде;
- Разработаны рекомендации по совершенствованию отбора и просмотра фильмов для подростков по классификации компаний, выпускающих фильмы о наркоманах;
- Определена личность подростка, подверженному влиянию кино на его психику и поведение;
- Представлена авторская система раннего раскрытия факторов, приводящих подростков к наркомании;
- Указаны негативные явления государственной политики в области развития киноиндустрии.
Практическая значимость работы:
- Результаты данного исследования могут быть использованы для раннего предупреждения подростковой наркомании в школах и в общественной жизни;
- Полученная информация поможет взрослым более глубоко понять и осознать причины и факторы, влияющие на сознание подростков, восполнить пробел в знаниях и стать «другом» молодому поколению;
- Исследуемая сфера проблемы может привести к рассмотрению обществом темы Искусства с другой точки зрения.
II. Проведение исследования.
- Причины и факторы риска, приводящие к наркомании среди подростков.
Экономическое/социальное неблагополучие.
Дети из социально неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворительные жилищные условия, родители которых имеют мало престижный род занятий или являются безработными, имеют большие шансы быть постоянным участником правонарушений и часто злоупотреблять наркотиками. С другой стороны, примерно также высок шанс наркотизации у детей из внешне благополучных, состоятельных семей: озабоченность родителей своим социальным положением, напряженность, тревожность, конфликты, часто возникающие в отношениях между бизнесменами и их супругами и детьми, создают неблагоприятную обстановку в семье, что не может не отразиться на психологическом благополучии подростка.
Неблагоприятное окружение и общественная необустроенность.
Районы, отличающиеся высоким уровнем преступности, с часто меняющимися жильцами, не способствуют возникновению чувства единения и общности среди людей, населяющих их, которое существует в более благополучных районах с меньшей плотностью заселения и низким уровнем преступности. Скверное соседство и общественная необустроенность дают основания предполагать распространенность злоупотребления алкоголем среди местной молодежи.
Противоречия и несогласованность в законодательстве.
Положение дел с употреблением наркотиков напрямую связано с существующими законами и правилами, действующими в отношении наркотиков, содержащимися в федеративном и местном законодательстве. Кроме того, сейчас сложилось явно негативное отношение к законам и законодательной власти, поэтому существует опасность игнорирования законов как выражение протеста существующей политической и экономической ситуации в нашей стране. Также является важным, что часто меняющееся законодательство не всегда становится известно обывателю, и незнание может толкать его на преступление.
Доступность наркотиков.
Доступность наркотиков объективно связана с вероятностью злоупотребления ими. В школах, где наркотики более доступны, существуют более высокие показатели употребления наркотиков. Кроме того, на вероятность употребления наркотиков оказывает влияние соседство со школой ночных клубов, ресторанов, кафе, продуктовых магазинов, рынков, парков и других мест с пониженным контролем над распространением наркотиков.
Семейная предрасположенность.
Дети, рожденные или воспитанные в семьях наркоманов, подвержены большему риску пристраститься к наркотикам. В этом свою роль, по-видимому, играют как генетические факторы, так и влияние непосредственного окружения. Употребление наркотиков родителями и позитивное отношение к ним; в семьях, где родители для того, чтобы расслабиться, употребляют запрещенные наркотики имеется большая вероятность, что дети начнут употреблять наркотические вещества в подростковом возрасте. Чем больше членов семьи употребляют наркотики, тем выше риск.
Неумелость и непоследовательность в воспитании.
В семьях, в которых родители не устанавливают четких норм поведения, в которых дети остаются предоставленными самим себе и где дисциплинарная практика чрезмерно сурова и непоследовательна, подростки подвергаются большему риску совершения правонарушений и частого употребления наркотиков. Здоровые, эмоционально насыщенные, отношения в семье чаще всего являются фактором, предотвращающим тягу ребенка к наркотикам. Неуспеваемость, отсутствие желания продолжать обучение в школе. С распространенностью случаев употребления наркотиков связаны показатели, свидетельствующие о том, насколько сильно учащиеся привязаны к школе, время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий и значение, которое имеет для них обучение в школе. Подростки, которым школа ненавистна и которые не стремятся продолжать обучение в ней и затем поступать в вузы, имеют больше шансов пристраститься к наркотикам в подростковом возрасте.
Протест и риск в подростковом возрасте.
Подростковый возраст известен как возраст увеличения протеста против существующих в обществе взрослых людей моральных норм и принципов. Поскольку в обществе взрослых существует однозначно негативное отношение к наркотикам и наркоманам, подростки одной из форм протеста выбирают употреблением наркотиков.
Кроме того, переоценка ценностей в подростковом возрасте связана с увеличением потребностей в переживании риска как формы эмоционально насыщенного переживания. Зачастую риск реализуется в употреблении наркотиков и правонарушениях.
Общение с употребляющими наркотики сверстниками.
Общение со сверстниками, употребляющими наркотики, является одним из наиболее надежных индикаторов, указывающих на возможность употребления наркотиков подростками, независимо от того, имеют место или нет другие факторы риска.
Реклама и кино.
К сожалению, легальные и нелегальные наркотики рекламируются чрезвычайно широко. Речь идет как о явной, так и о скрытой рекламе. Сопровождающая их информация прочно связывает в сознании подростка запретный плод с ценностями жизни: свобода, достижения, престиж, дружба. Наличие этих связей, обнаруживающихся только с помощью психодиагностики, как правило, не осознается, что делает их еще более опасными. Увы, эксплуатируется вечное стремление человека к свободе. Но свободным делает только внутренняя свобода, а отнюдь не наркотик!
ТЕЛЕВИДЕНИЕ, КИНО- И ВИДЕОФИЛЬМЫ. Как правило, это все телепередачи для подростков, темами которых являются основные элементы D-маркетинга: D-мода, D-музыка, D- развлечения, пропаганда субкультур и экстремального легкомысленного "безбашенного" отношения к жизни - D-мифология.
ЗВЕЗДА КАК ОБЪЕКТ ЭГО-ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОДРОСТКА. Звезды буквально соревнуются в демонстрации непристойного поведения. В интервью они часто распространяются о пристрастии к наркотикам (иногда мнимом) и своей аномальной сексуальности. На сцене считают долгом публично мочиться, обнажать гениталии, онанировать, совершать половые акты или дефекации, или изображать эти действия. Таким образом, у подростка создается устойчивое впечатление, что подобное поведение - путь к миллионным гонорарам и славе супер-звезды.
ЗВЕЗДА КАК ИСТОЧНИК МИФОЛОГИИ ТОВАРА (НАРКОТИКОВ). Тексты песен - поэтизация товара, описание наркотического опьянения как полета, ассоциации с яркой чувственной сексуальностью, "путешествиями" и т.д. У потенциального потребителя возникает ощущение нормы обыденности потребления наркотиков. В текстах дискредитируются главные конкуренты наркотиков - основные человеческие ценности: красота, любовь, доверие, семья, дети, творчество, труд, жизнь, счастье и т.д. Отдельная статья - тексты, транслирующие тоску, ужас, жалобы. Как правило, они снабжены рефреном, при длительном повторе и постоянном прослушивании способным привести к депрессии и реальному самоубийству.
Выводы
В результате нашего анализа и рассмотрения факторов и причин, приводящих к наркозависимости подростков, мы выделили три обобщенных личностно-психологических "источника" приобщения подростков к наркотикам: стресс, внушаемость, любопытство.
Существует большое количество различного рода факторов, сопутствующих или оказывающих влияние на психику подростка в процессе его социализации. Большинство из них, особенно ведущих подростка к искушению наркотиками уже были приведены ранее. (см. Приложение № 1 )
- Анализ и обобщение исторических и научно-исследовательских данных.
Люди всегда понимали опасность, связанную с наркотиками, однако в наше время всему требуется научные доказательства. Важно также знать, как распространяется злоупотребление наркотиками. Даже в этой области царит немало мифов. Один из них – то, что за употреблением наркотиков школьниками стоит организованная преступность. Злые торговцы наркотиками подкарауливают подростков за стенами школы, чтобы сбагрить им наркотики. На самом деле почти все, кто пробовал наркотики, получили их через знакомого. Им может быть школьный товарищ, близкий друг, брат или сестра, кто показывает, как это надо делать, и даже доставляет первую дозу. Эффект опьянения зачастую оказывается настолько силен, что дополнительная реклама уже не нужна. Рынок движет себя сам. Организованной преступности не надо ни предлагать первую дозу, ни рекламировать свой товар. Об этом покупатели заботятся сами. Так что организованной преступности остается только удовлетворять запросы рынка. Такая форма распространения, от человека к человеку, называется эпидемической. Существование подобного процесса признается во всем мире. Все исследования наркотических стереотипов поведения у молодежи ясно показывают, что большинство впервые познакомилось с запрещенными наркотиками благодаря близким знакомым. Получив первый наркотический опыт, и еще не испытав проявления негативных эффектов, они склонны распространять наркотики и дальше. Но взрослые должны знать и другие способы и методы пагубного влияния на молодое поколение, которые действуют тайно, но с интересом и большим влиянием на подростков. Это киноиндустрия!
Давайте вернемся лет на 15- 20 назад и вспомним фильмы тех лет. Это фильмы поколения наших родителей. Они ходили в кино со своими учителями и одноклассниками, смотрели очень интересные фильмы, а потом их обсуждали. Вспомните старые фильмы, они воспитали прекрасное поколение!
При распаде СССР к России отошло 75 телестудий, а число нынешних телекомпаний переваливает за две тысячи. Отсюда снижение профессионализма и уровня социальной ответственности, отсюда и необходимость межрегиональной творческой учёбы телевизионщиков, в том числе и в такой специфической сфере, как борьба с незаконным оборотом наркотиков.
Телевизионная «картинка» весьма эмоциональна. Однако – может ли ТВ показывать, то есть пропагандировать подобные методы?
К сожалению, в современных фильмах мы видим иглы шприцев, вонзающиеся в вены, и варево из таблеток в разогреваемой ложке. А также надрезанные головки мака, заросли конопли – сырьевую базу наркопромысла. Возможно режиссеры далеки от мысли, что реклама наркотиков делается по корыстному умыслу – скорее в привычной для нашего времени погоне за «жареными фактами», а ещё от неумелости. Ведь в профессию пришли сотни новичков. Вчерашние учителя, железнодорожники, мелиораторы, ихтиологи и т.д. и т.п. работают теперь продюсерами, авторами и режиссёрами городских и поселковых телекомпаний.
Выводы
На сегодняшний день, к сожалению, существует только один, причем достаточно узкий, стереотип поведения подростка. Он навязывается средствами массовой информации, он навязывается современным кинематографом. Картины, создаваемые режиссерами о наркоманах, падают на еще неподготовленные души подростков.
Главной задачей кинематографа должно являться собрание всего лучшего, самого здорового, что есть в стране на сегодняшний день, и показать это подрастающему поколению, хотя бы для того, чтобы оно сделало правильный выбор.
Необходимо вводить номинации и премии за значительный вклад в дело популяризации здорового образа жизни среди подрастающего поколения. Эта премия вручалась бы режиссерам, представителям телевидения, журналистам. Мы уверены, что на этот призыв должно откликнуться то самое новое кино, которое начинает сейчас говорить об опыте здорового образа жизни. Надо проанализировать историю нашего кинематографа и взять оттуда все лучшее для завтрашнего дня.
Отсутствие хорошего детского кинематографа, это тоже очень серьезная проблема в современном кинематографе.
- Классификация фильмов в киноиндустрии.
В США существуют специальные оценки фильмов (MPAA Rating System) разработанные американской ассоциацией кинематографа. Их цель заключается в классификации фильмов для того, чтобы управляющие кинотеатрами могли контролировать посещаемость детьми и подростками киносеансов.(см. Приложение № 2)
В России, к сожалению, такой классификации не существует. На кассетах с фильмами мы можем прочитать только комментарии и увидеть ограничение возраста для просмотра этого фильма. А владельцы кинотеатров или продавцы кинопродукции не заботятся о контроле посещения или покупки подростками различных фильмов.
В ходе беседы с подростками г. Новый Уренгой были выявлены названия фильмов и страны, чьи компании больше всего производят кинопродукцию, пропагандирующую наркоманию. Из графика (см. Приложение №3) видно, что Америка, Австралия, Бразилия производят больше фильмов о наркоманах, и эта продукция поступает на российский рынок, где распространяется среди молодежи. Так, например, в Америке – 84%, в России – 56% и в других странах -63% выпускаемых фильмов о наркомании (по отчету ООН за 2010 г.).
- Анкетирование и беседа.
Цель - выявить влияние кино, пропагандирующее наркотики, на подростков 14-18 лет и сформированность представлений о здоровом образе жизни.
Задачи анкетирования и беседы:
- провести сплошной опрос – анкетирование среди подростков 14-18 лет г. Новый Уренгой на предмет употребления легких наркотиков и наркотических средств;
- выявить процентное соотношение участников исследования, употреблявших или употребляющих наркотические вещества по разным критериям;
- выявить отношение подростков к фильмам, содержащих сцены о наркоманах и их образе жизни;
- выявить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у подростков данной возрастной категории.
Репрезентативная выборка представлена сплошным опросом подростков14-18 лет г. Новый Уренгой.
Всего опрошенных – 118 человек По половому признаку: мужской пол –48,3%, женский пол - 51,6%
Подростков 14- 16 лет: 84 Юношей и девушек 17-18 лет: 34
А. Методическая часть.
Объектом исследования стали подростки 14-18 лет г. Новый Уренгой.
Сбор данных с помощью анкетирования и беседы.
Инструментарий – бланки анкет, шариковые ручки, программа беседы.
Обработка полученных данных ручная.
Сетевой график проведения исследования:
№ | Направление работы | Сроки | Примечание |
1 | Изучение выбранной проблематики | 28.10-10.11 | выполнено |
2 | Составление программы исследования | 01.11-06.11 | выполнено |
3 | Подготовка инструментария | 03.11-07.11 | выполнено |
4 | Проведение анкетирования | 07.11-12.11 | выполнено |
5 | Обработка полученного материала | 14.11-25.11 | выполнено |
6 | Написание рекомендаций и системы мер по профилактике наркомании. | 26.11-30.11 | выполнено |
Б. Практическая часть исследования.
Проведя анкетирование и проанализировав полученные данные, можно сделать следующие выводы по практической части работы (см. Приложения №4 - 5).
III. Общие выводы.
Как мы видим, подростки 14-18 лет наиболее подвержены влиянию и нуждаются в более обширной и эффективной профилактике, что подтверждает и статистика по г. Новый Уренгой (отчет наркоконтроля за 2010г). Именно на этот возраст приходится и первый «пробный» укол или затяжка курительной смеси, и самые яркие запоминающиеся моменты «кайфа» и запретного плода, или увиденные и понравившиеся молодежные наркоманские фильмы. А зарубежная и отечественная киноиндустрия развивает и поддерживает интерес подростков, выпуская фильмы, в которых многие сцены могут подтолкнуть на употребление наркотиков, могут повлиять на выбор подростков, который в итоге будет не в их пользу.
Таким образом, проведя исследования причин и факторов риска, приводящих к наркомании среди подростков, делая анализ и обобщение исторических и научно-исследовательских данных, а так же основываясь на результаты анкетирования и бесед, мы можем утверждать, что подростки 14 - 18 лет являются наиболее подверженным наркоманизации слоем населения и киноиндустрия, выступающая в роли явной и скрытой рекламы наркомании может восприниматься подростком как призыв к действиям и подтолкнуть его к употреблению наркотических средств.
IV. Рекомендации и система мер по предупреждению и профилактике наркомании в среде подростков.
Проблема наркомании, по своей сути, является социально-психологической, которую надо рассматривать и решать учителям, психологам, обществу вместе с правительством государства, т.к. если не будут приняты радикальные меры на государственном уровне и пересмотрены законы и принципы в киноиндустрии, то общество окажется бессильным.
С психологической точки зрения причиной наркомании является не наркотик, как таковой, а чаще всего проблемы личности. Поэтому очень важно научить подростка правильно относиться к своим даже самым тяжелым и самым сложным жизненным событиям до того, как они наступят. Поэтому научившись видеть в своих проблемах не беспощадного врага, а бесстрастного строгого учителя, испытывающего тебя на жизнестойкость, получаешь возможность даже в самых невыносимых обстоятельствах личностно развиваться. Научиться этому трудно, но предупредить «болезнь» намного легче, чем ее лечить. Какие меры можно предпринять?
Во-первых, правительство страны должно усовершенствовать законодательство, связанное с киноиндустрией; вводить цензуру на кинофильмы, пропагандирующие наркотики; ограничить импорт кинопродукции, введя ограничения и более внимательно рассматривая предлагаемую тематику фильмов; создать и наделить полномочиями отдел по борьбе с незаконным бизнесом в киноиндустрии и на рынке, где в основном и распространяется эта продукция.
Во-вторых, необходимо тщательно подойти к вопросу о подготовке молодых специалистов на телевидении, повышать их квалификацию и не допускать к работе не профессионалов.
В-третьих, необходимо усовершенствовать работу режиссеров, снимающих фильмы для молодежи. Современные режиссеры должны привлекать специалистов (наркологов, врачей, психиатров и т.п.) для консультаций при съемках фильмов. Они вполне могли бы на этапе создания картины подсказать, где возможен эффект приобщения ребенка или подростка к наркотикам и где, наоборот, может произойти обратный эффект отчуждения от наркотиков, то есть, фильм пойдет на пользу.
В-четвертых, можно создать рейтинговую систему кинофильмов, чтобы взрослые и подростки могли до приобретения фильма оценить его предназначение, понять тему предложенной продукции и сделать вывод о целесообразности данной покупки. Мы так же предлагаем ввести специальный знак на кассетах с фильмами, содержащих сцены о наркоманах, их образе жизни или пропагандирующих наркотики (см. Приложение №6).
В-пятых, продолжать пропаганду здорового образа жизни в школьных учреждениях для учащихся и высших учебных заведениях для студентов. Для этого необходимо расширить работу социальных и психологических служб города, привлекать к такой деятельности специалистов, а не ограничиваться работой педагогов и классных руководителей.
Мы надеемся, что предложенные советы и меры помогут ограничить доступ фильмов о наркомании и наркотиках для подростков, наладить работу всех сфер киноиндустрии и позаботиться о развитии и сохранении нашего молодого поколения.
V. Список используемой литературы:
1. Березин С.В., Лисецкий К.С. «Психология ранней наркомании». Самара, 1998.
2. Информационно-публицистический ресурс «Нет наркотикам». contact@narkotiki.ru
3.Клименко Т.М. «Проблемы борьбы с наркоманией и наркотизм среди несовершеннолетних». Общество. Культура. Саратов: СЮИ МВД РФ, 2002.
4. Клименко Т.М. «Наркомания и наркотизм: монография.». Саратов, 2007.
5.Клименко Т.М. «Проблемы противодействия наркопреступности, наркотизму и наркомании в РФ». Научная статья. Саратов, 2008.
6. Лэнг Р. «Расколотое «Я»». М., 1995.
7. Минздрав РФ «Законодательство зарубежных стран». Статья: НИИ наркологии, 2010.
8. Мотовилов А. «Наркомания языком цифр». Культурология. М., 1999.
9. Отчеты ФСКН и ООН по наркомании.
10. Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально-психологического исследования) / Под ред. С.В.Березина, К.С. Лисецкого. Самара. Из-во: «Самарский университет», 1998.
11. http://www.allbest.ru/ Леонов В.Ю. «Проблема наркомании в современном обществе». Орел, 2010.
VI. Приложение
Приложение №1
Причины и факторы, влияющие на употребление наркотиков среди подростков
Приложение №2
Американская классификация фильмов
Рейтинговая система | Язык | Секс и нагота | Насилие, жестокость |
G Разрешено для всех возрастов. Отсутствуют сцены наготы и грубые выражения. | Повседневный | Нет | Нет |
PG Фильм содержит сцены, не рекомендованные для детей. Рекомендуется руководство родителей. | Грубые выражения | Возможно небольшое количество | Возможно небольшое количество |
PG-13 Детям до 13 лет запрещено смотреть. | Повседневный | Немного | Много |
R Ограниченный просмотр, только в присутствии родителей. | Грубые выражения | Немного | Много |
NC-17 Фильм могут смотреть лица, достигшие 17 лет. | Ненормативная лексика | Большое количество | Очень много |
Приложение №3
Примеры фильмов о наркомании, приведенные подростками
Америка | Россия | Другие страны | |
1. | Vicious Content Films, Экстези | Демон | Independent, Славный малый ( Великобритания) |
2. | Many Rivers Productions, Безграничныйразум | Дом Солнца | Берлин зовет( Германия) |
3. | Альфа Дог | Все умрут, а я останусь | Эм и Джей( Австралия) |
4. | 50 Таблеток | Кэнди( Австралия) | |
5. | Кокаиновый ангел | HighTimes, Высший пилотаж выращивания 3 ( Канада) | |
6. | Полный улет | Улет (Бразилия) | |
7. | Чамскраббер | Кайф 1-3 (Бразилия) | |
8. | Тринадцатилетние | ||
9. | Клубная магия | ||
10. | На игле | ||
11. | Страх и ненависть вЛас Вегасе | ||
12. | Кокаин | ||
13. | Реквием по мечте | ||
14. | Криминальное чтиво |
Приложение №4
Практическая часть исследования
По возрастному признаку:
От 14 до 16 лет
От 17 до 18 лет
По половому признаку
Девушки:
Юноши:
Выводы по практической части работы
Из вопроса №1 видно, что у 88,5% опрошенных нами подростков сформированы представления о здоровом образе жизни. Они знают как правильно организовать свой рабочий день, понимают отрицательное влияние наркотиков на молодой организм и знают о последствиях приема наркотических средств. Из числа всех опрошенных наиболее осведомленными в этих вопросах являются девушки (это составляет 95,8%) и подростки в возрасте 14-16 лет (51,6%).
Вопрос №2 показывает, что почти все подростки (94,9%) знают об уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками. Из них опять девушки (95,1%) являются более информированными по этому вопросу, а по возрастной категории молодые люди 17-18 лет (97%).
По следующему вопросу №3 видно, что большинство подростков (79,4%) смотрели фильмы, пропагандирующие наркоманию, из них 75,4% -это девушки и 68,4% - юноши и парни. Подростки 14-16 лет на 15,1% меньше смотрели наркоманские фильмы, чем более старшие молодые люди, т.к. их просмотр был ограничен родителями и временем суток демонстрирующим данные картины.
Вопрос №4 отражает отношение подростков к фильмам, пропагандирующих наркоманию. 75,2% опрошенных подростков указали, что такие фильмы не могут влиять на поведение подростков и подтолкнуть их к употреблению наркотических средств. Только 24,8% согласились с отрицательным влиянием данных фильмов на развитие молодого поколения. Девушки на 20,8% больше считают такие фильмы нормальными и интересными, чем юноши. Подростки 17-18 лет тоже предпочли посмотреть наркоманский фильм научно-познавательному и только подростки 14-16 лет (44%) согласились с отрицательным влиянием наркоманских фильмов на развитие молодежи. Это говорит о том, что данная категория фильмов всецело вошла в молодежную сферу жизни и является ее неотъемлемой частью. Большинство подростков воспринимают такие фильмы как обыденное устоявшееся мнение о нашей современной жизни.
Вопрос №5. По результатам вопросов непосредственно о сценах фильма, связанных с наркоманами или демонстрирующими изготовление, выращивание или употребление наркотиков, мы видим другие показатели. 51% опрошенных утвердительно ответили, что такие сцены в фильмах могут подтолкнуть подростка к употреблению наркотических средств, научить производству и изготовлению наркотиков, дать разъяснения и указать поочередность действий. Больше всего такое мнение у девушек – 63% и у подростков в возрасте 17-18 лет.
По вопросу №6 можно сделать выводы о качестве пропаганды в нашем городе. Большинство опрошенных подростков удовлетворены проводимой пропагандой, из них -74,8% девушки и 71,9% юноши. Из предлагаемой выборки они отметили классные часы по данной тематике, лекции и беседы со взрослыми и просмотр видеофильмов, но есть категория подростков, считающая, что этого все же не достаточно (около 30%). Из графика видно, что больше внимания уделяется подросткам 17-18 лет (74,5%).
Таким образом, мы видим, что развитию наркомании способствуют не только друзья и жизненные проблемы подростков, но и телевидение, кино- и видеопродукция, выступающие в роли явной и скрытой рекламы наркотиков. К сожалению, как показывают наши исследования, подростки 14-18 лет не осознают в полной мере вред таких молодежных фильмов, в которых могут увидеть жизнь наркоманов, сцены чуть ли не с детальным объяснением как вырастить или изготовить наркотик, в ярких красках передают какие чувства испытывает человек находясь под «кайфом». Эта яркая картинка, которую подросток может воспринимать как призыв к действию и становится первым шагом к употреблению наркотических средств.
Большое влияние в подростковом возрасте оказывают и телезвезды, выступающие в роли кумиров, идеалов для подражания. Подростки очень внушаемы, а своим поведением «звезды» показывают отрицательный пример молодому поколению и у подростков формируется ощущение нормы обыденности употребления наркотиков. Если еще вспомнить о снижении профессионализма и уровня социальной ответственности самих работников телевидения, режиссеров и продюсеров, то от такого распространения и пагубного влияния создаваемой рекламы наркотиков, будут продолжать страдать подростки со своей неустойчивой психикой.
Приложение № 5
Диаграмма № 1. Общая картина отношения подростков 14-18 лет к наркотикам
Вывод
Диаграмма №1 показывает общее отношение опрошенных подростков 14-18 лет к наркомании. Из этих данных следует, что почти все опрошенные подростки (95%) не употребляли наркотические средства, 1% пробовали и хотят повторно употреблять и почти 4% мечтают попробовать наркотики. У половины опрошенных подростков есть друзья – наркоманы или пробовавшие наркотические средства и 2% опрошенных девушек уже пробовали наркотики и 3% составили парни. Можно сказать, что именно эта возрастная категория подростков наиболее подвержена влиянию и внушению и, как следствие, более готова к употреблению наркотиков.
Диаграмма №2
Время суток для показа фильмов о наркомании
По половому признаку:
Девушки Юноши
По возрастному признаку:
От 14 до 16 лет От 17 до 18 лет
Вывод
Диаграмма №2 отображает время суток, в которое по-мнению подростков должны демонстрироваться фильмы с наркоманской тематикой. Мы видим, что подростки больше всего предпочитают ночное время суток (33,9%), т.к. в это время меньше всего контроля со стороны взрослых и с этим согласны 47,4% парней, а так же вечернее время суток (28,8%), т.к. в это время взрослые могут проконтролировать просмотр телевизора и с этим согласились 37,7 % девушек. Подростки 14-16 лет выбрали ночное время, это на 37,5% больше, чем подростки 17-18 лет (они предпочитают день – 32,4%).
Приложение № 6
Знак для кассет с фильмами, пропагандирующих наркотики
Зеленый лист – это человек, который ведет здоровый образ жизни и ценит каждую ее минуту, понимает свое предназначение и стремится к самосовершенствованию и гармонии.
Вторая сторона листа – это человек, пристрастившийся к наркотикам, который губит свой дар жизни и медленно гаснет…
Что выбрать? Это решение каждый должен принять до просмотра фильма, пропагандирующего наркотики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проблема семейного неблагополучия и его влияния на развитие личности подростка в трудах отечественных и зарубежных исследователей»
Данная работа затрагивает проблемы семейного неблагополучия и его влияния на развитие личности подростка, рассматривает виды и типы неблагополучных семей, особенности подростков, воспитывающихся в неб...
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Уже давно не секрет, что особенно угрожающие масштабы приобретает наркомания среди подростков. Темпы роста наркомании в этой среде одни из самых высоких. За последние 8 лет число подростков употребляю...
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде - проблема современного общества
Сущность агрессивного поведения проявляется в анализе его мотиваций. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера– гнев, месть враждебность, злость, отвращение, в...
Исследовательская работа на тему: "Пропаганда здорового образа жизни, наркомания в подростковой среде"
Государственное бюджетное образовательное учреждение«Школа № 492»VIII КРУГЛЫЙ СТОЛ«Исследовательская и проектная деятельность как форма работы одарёнными и мотивированными детьми» Исследовательск...
информационная среда современного общества
информационная среда современного общества...
Статья "Наркомания в подростковой среде"
Данная статья касается вопросов наркомании школьников - подростков...
Перспективы развития студенческих спортивных клубов в современном обществе
Данная статья посвящена перспективам развития студенческих спортивных клубов в современном обществе. Основное содержание исследования составляет анализ текущего состояния студенческих спортивных клубо...