Исследовательская работа на тему: "Пропаганда здорового образа жизни, наркомания в подростковой среде"
проект по психологии (7 класс) по теме

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Школа № 492»

VIII КРУГЛЫЙ СТОЛ

«Исследовательская и проектная деятельность как форма работы одарёнными и мотивированными детьми»

 

Исследовательская работа на тему:

«Пропаганда здорового образа жизни, наркомания в подростковой среде»

Работу выполнили:

Ученик 7 «Б»

 

Ученик 7 «Г»

 

                                                              Научный руководитель:

Педагог- психолог

Тарасенко Наталья Николаевна

 

 

 

 

 

Москва 2016

Введение

Гл.1 Проблемы наркомании

1.1   Исторический аспект

1.2   Развитие наркомании в России

1.3   Этапы   наркомании среди подростков

Гл.2 Проблемы мотивации. Профилактика наркомании на современном этапе.

2.1  Педагогические меры профилактики (проведение правовых уроков)

2.2  Создание «агитбригады»

Гл.3  Экспериментальная (практическая) часть

3.1 Анкетирование (проведение опроса)

3.2 Результаты исследования

Список литературы.

Проблема темы- Пропаганда здорового образа жизни, выбрана не случайно, это одна из актуально и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, как одно из важных направлений - поиск путей снижения роста противоправных действий среди подростков и молодежи. Направление социального проекта является «Просветительская и профилактическая деятельность. Пропаганда здорового образа жизни»

Цель

Создание условий, способствующих воспитанию физически и нравственно здорового, интеллектуально развитого и социально адаптированного человека

Подобрать методики и тесты и изучить мнения современных подростков, провести сравнительный анализ, опираясь на опыт прошлых лет.

1.     Создание программы профилактической работы с подростками.

2.     Создание агитбригады, агитирующей ЗОЖ

Актуальность:  обусловлена  необходимостью формирования активной социальной позиции обучающихся, низкого познавательного интереса детей. Уровень  воспитанности взрослого населения  снижен, что способствует отрицательному влиянию на обучение и воспитание детей.  Цель учебных занятий не только получение учащимися определенных знаний, но и  формирование адекватного отношения к отдельным явлениям, ситуациям, проблемам; создание стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения.

Направления деятельности:
1) Исследование факторов влияния на ценностные ориентации молодежи. Факторы, причины возникновения «отклоняющегося»  поведения подростков.

2) Методы исследования- анкетирование подростков ГБОУ Школа №492 и ГБОУ Школа №1987   с целью выявления отношение к негативным привычкам среди подростков и социальной ситуации в семьях, наблюдение, эксперимент, анализ статистических данных. 

3) Повышения информационной осведомленности молодых людей о социально-значимых заболеваниях, таких как наркомания, табакокурение, алкоголизм. Проведение тренингов и правовых уроков с подростками.

4) Привлечение внимания к проблеме сохранения здоровья через создание  «агитбригады» пропагандирующий здоровый образ жизни, повышение эффективности дальнейшей  профилактической работы с подростками.

Гл.1

 История развития наркомании

Основные тенденции употребления психоактивных веществ
в подростковом возрасте

 Наркотики известны людям уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур, в разных целях во время религиозных обрядов, для восстановления, сил, для изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений.

Проблема наркомании на современном этапе. Употребление наркотических веществ- серьезная «молодежная» проблема  конца 50-х годов в США.  Еще в 1961 г. анализируя публикации по вопросам наркомании, отметили, что особую тревогу вызывает увеличение числа наркоманов среди подростков. В некоторых больницах США подростки составили 45 % от общего числа поступивших на лечение наркоманов.

Многие исследователи изучали особенности личности молодых потребителей психоактивных веществ. Отмечены появление «нестандартных» токсикоманий, случаи злоупотребления лекарствами, которые были прописаны врачом, например снотворные препараты.

 Злоупотребление психоактивными веществами в последние годы обнаруживает следующее: В подростковом возрасте популярен миф о существовании безвредных наркотиков, не вызывающих зависимость. Как правило, это относится к препаратам из конопли, например, марихуане. Однако, как показали медицинские исследования, никакой принципиальной разницы между препаратами из конопли и другими наркотиками не существует.
Еще один распространенный в подростковой среде миф – о безвредности первого употребления наркотика. Между тем даже единственная проба может привести к формированию зависимости. Установлено, что риск развития наркомании у тех, кто попробовал наркотик в возрасте до 15 лет в 5 раз больше, чем у тех, кто познакомился с одурманивающим препаратом после 24 лет. 
Первое приобщение подростка к употреблению наркотиков чаще всего происходит под влиянием значимого знакомого, уже имеющего опыт наркотизации. Такой человек дает попробовать одурманивающее вещество, помогает освоить технику употребления. Так проявляется реакция прозелитизма – наркогенного заражения (в среднем один человек, систематически использующий наркотики, в течение года способен вовлечь 8–10 человек, входящих в круг его общения). Обычные места заражения – дом, дискотека, клуб, компании знакомых, приятелей. На начальном этапе подросток использует какое–то одно вещество (анашу или экстази и т.д.) – это проявление мононаркотизма. Однако он может использовать и несколько, чтобы выбрать «свое» вещество. Такой путь называется полинаркотизмом. При этом необходимо отметить, что в абсолютном большинстве случаев знакомству с наркотиками предшествует приобщение к алкоголю и курению: 98% подростков, имеющих опыт употребления наркотиков, употребляли алкоголь и курили. Возрастной уровень приобщения к наркомании опустился с 18 –19 лет до 13 –14. Формы употребления психоактивных веществ в подростковый период. На основании анализа клинического материала: выделяют следующие основные формы употребления психоактивных- веществ у подростков:

Первый — это этап первых проб. Для него характерны единичные случаи употребления психоактивных веществ при отсутствии какой-либо четкой мотивации,  избирательности.

Второй этап — поисковый. Слово «поисковый» указывает на то, что подросток активно ищет новые наркотические средства, стараясь испытать новые, необычные ощущения. Между знакомым наркотиком и новым подросток без колебания выбирает новый.

Третий этап — фон. Он характеризуется тем, что подросток оказывает предпочтение уже определенному психоактивному веществу. Несмотря на отсутствие психической и физической зависимости от предпочитаемого наркотика (само по себе предпочтение не есть психическая зависимость), этот этап является переходным.

  Это-первая стадия наркомании. Среди подростков эта стадия наркомании отмечается среди лиц, употребляющих спайс. В дальнейшем характерен переход на более токсичные вещества, при  их отсутствии подростки охотно употребляют снотворные средства и транквилизаторы, реже — алкогольные напитки.

 Вторая стадия наркомании наблюдается лишь у подростков-опиоманов. Формирование этой стадии происходит по общим закономерностям, характерным для наркоманий.  Они все чаще спиртные напитки, что  усугубляет течение заболевания.

Вывод:

1. Подростки начинают пробовать  психоактивные вещества, в возрасте      13—14 лет.

 2. Значительно возрастает число лиц, эпизодически употребляющих те или иные психоактивные вещества. Число подростков, имеющих психическую и физическую зависимость от этих веществ  также увеличивается.

3. Расширяется «ассортимент» психоактивных веществ, применяемых в немедицинских целях, все шире употребляются их суррогаты, как правило, обладающие высокой токсичностью, что приводит к более ранним и тяжелым соматическим осложнениям.

Любая форма злоупотребления психоактивными веществами является  проблемой. Здесь необходимо учитывать особенности характера подростка, тот или иной тип его воспитания,  наличие  наследственности и другие факторы.

Гл.2

Проблема мотивации современных подростков употребляющих  наркотики.

В наше время существует много исследований, посвященных тому, как употребляют наркотики подростки, какие именно наркотики они предпочитают, вопросы, связанные с мотивацией употребления наркотических веществ, разработаны недостаточно. Данные о том, почему подросток прибегает к наркотикам, немногочисленны, сам подросток далеко не всегда осознает причину. При интервьюировании подростков они часто подчеркивают влияние друзей.

Считается, что основным причинным фактором подростковой наркомании является социальная дезадаптация, наблюдающаяся у мальчиков (у девочек преобладают невротические нарушения). Неблагополучная семья, психические отклонения, девиантное поведение рассматриваются как причинные факторы наркомании. По-другому трактуют мотивацию при наркоманиях представители психоаналитической школы, которые полагают, что в основе развития наркомании лежит стремление оградить себя от влияний внешнего мира, достичь состояния  спокойствия.  Прием некоторых психоактивных веществ вызывает не эйфорию, а, напротив, оглушенность, иногда страх, галлюцинации. Выделяют три типа мотивации: позитивная (для получения наслаждения), негативная (защита от тоски), нейтральная (для приспособления к окружающим или по привычке. Группа основных факторов, способствующих формированию негативных проявлений в поведении детей и подростков:

1. Социально-экономические (семья- внутренняя атмосфера, отношения между членами семьи, конфликтность, алкоголизация, социальное окружение оказывающее негативное влияние на жизнь подростка, низкий уровень жизни). По данным исследований основной причиной совершения противоправных действий (хулиганства, драк, мелких краж) является не столько социальное и материальное положение родителей, сколько моральный климат семьи. Дети из семей, где имеют место быть конфликты между родителями, чаще конфликтуют с учителями (61%), со сверстниками (28%).

2. Личностные, возрастные факторы (группа факторов, характеризующих личность ребёнка - психологические и физиологические проблемы, возрастные особенности).

Проблемы подросткового возраста являются благодатной почвой для усвоения асоциальных способов поведения. Кризис развития, переживаемый подростком, вызывает неизбежные трудности во всех сферах его жизни. Уровень этих трудностей зависит взаимоотношений с самим собой (своим внутренним миром), окружающими людьми (семьей, сверстниками, другими взрослыми в его социальном окружении) и миром в целом (его нормами и ценностями, его историей и духом времени).

Если социальная ситуация развития неблагоприятна и взаимоотношения внутри нее нарушены, то возникает ситуация социально-психологической дезадаптации. При этом ресурсы подростка недостаточны и неадекватны, трудности, сопровождающие кризис, оказываются более стойкими и без специальной помощи скорее системно развиваются, чем преодолеваются, снижая качество личностных новообразований. Подросток увязает в проблемном образе жизни, проблемных ролях, проблемных социальных группах. И здесь ему необходима помощь взрослых, помощь специалистов.

3. Внешние условия и обстоятельства, объективно способствующие формированию негативных форм поведения.

Это ситуации, связанные с жестоким обращением, насилием.

Вывод: Подростки употребляются наркотики и спиртные напитки для того, чтобы уйти от решения реальных проблем или  снять эмоциональный дискомфорт. При этом употребление наркотиков лишь усугубляет житейские проблемы, что приводит к социальной дезадаптации среди подростков.

Гл.3

Практическая часть.

 В рамках данной работы мною было проведено исследование (анкетирование детей 12-16 лет), целью которого явилась оценка степени влияния курения на подростков. 

Анкетирование подростков проводилось в двух школах г. Москвы, в разных округах ЮВАО, район «Марьино» и ЮАО, район  «Нагатинский затон». Анкетирование (анонимное) и не анонимное  с целью изучения состояния проблемы  при работе с определённой группой детей.

Задача: анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности детей в проблему и выделить три целевые группы:

•дети, имеющие опыт употребления табака;

•дети, для которых характерно позитивное отношение к употреблению  табака;

•дети, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению табака.

                Анкетирование «Об отношении к курению»

  1. Пробовали ли Вы курить?
  2. Курите ли Вы?
  3. Как Вы считаете, во сколько лет начинают курить современные подростки?
  4. Курят ли ваши родители (мать или отец)?
  5. Как Вы относитесь к курящим людям?
  6. Вредит ли курение обществу в целом?
  7. Почему курят подростки?
  8. Как Вы считаете, помогает ли курение отвлечься от проблем?
  9. Сколько сигарет можно выкурить в день, и это не будет опасным для здоровья?

10. Достаточно ли информации о вреде курения?

Сравнительный возрастной анализ ответов на 1,5,6 вопросы

В результате исследования, в целом, подростки школ №1987 и №492 г. Москвы ответили на вопросы анкеты примерно в одинаковом процентном соотношении. По данным анкетирования процентные различия резко заметны на пороге начала среднего подросткового возраста 13-14 лет. В этом возрасте отрицание к употреблению табака уже осознанно подростками. Причины возникновения вредной привычки у подростков результаты исследований данные анкетирования помогают выявить причины возникновения вредной привычки у подростков. Первый вопрос анкеты: «Пробовали ли Вы курить?» 13% учеников в возрасте 14-16 лет, дали положительный ответ, но не все продолжают эту вредную привычку. В ряды курящих школьников все чаще попадают дети младшего подросткового возраста. По данным еженедельника «Аргументы и факты» пробуют курить в России 30% учеников в возрасте от 12-13 лет у нас, а данные анкетирования показывают, что эта цифры ниже, и что интересно, анонимные  ответы наиболее часто содержат положительный ответ.  Одна из причин возникновения вредной привычки - это пример своих родителей. Данные анкетирования показывают, что многие подростки имеют курящих родителей. Невозможно доказывать подростку, что курение наносит вред организму, а самим родителям при этом курить. 98% ребят 12-13лет относятся отрицательно к курящим людям, но 17% подростков 15-16 лет к этому совершенно равнодушны к проблеме курения. Вопрос: «Почему курят подростки?» всего 2 % считают, что это круто и модно, на самом деле, на современном этапе мода изменилась, нужно быть спортивным и подтянутым, а не курящим и слабым, в основном подростки считают, что если будешь курить, то расслабишься и забудешь свои проблемы, но ведь сама проблема ни куда не денется, ее все равно надо будет решать, и на светлую голову она решается гораздо лучше и быстрее. Многие подростки на вопрос «Сколько можно выкурить сигарет за день и без вреда для здоровья»  ответили 0, это значит, ученики владеют информацией о вреде курения. Вопрос «Достаточно ли информации о вреде курения?» 86% подростков считают, что достаточно. Она действительно есть в Интернете, о вреде курения говорят на уроках в школе, много пишется в прессе, рассказывается по телевидению. Вывод: Результаты анкетирования показывают, что 14% учеников совершенно не владеют информацией о вреде курения, некоторые подростки владеют, но не в полном объеме, и только небольшая часть хорошо ориентируется в данном вопросе. Данные результаты помогли до конца осознать правильность выбранного направления реализации данного проекта. Проблема на данном этапе очень актуальна, ее необходимо проводить правовые уроки с привлечением сотрудников правоохранительных органов  с обучающимися по профилактике правонарушений, наркомании, табакокурения и алкоголизма, незаконный оборот наркотиков

             Создание «агитбригады» как пропаганды здорового образа жизни через агитационно-пропагандистские выступления агитбригад.

Агитбригада – творческий коллектив, выступающий по различной тематике и затрагивающий актуальные проблемы своего времени, который высмеивает отрицательные стороны нашей жизни и показывает положительные моменты. Это единственно – доступный жанр, практически удобная и мобильная форма для небольших, даже технически не оснащённых организаций.

ЦЕЛЬ агитбригады: Пропаганда, ключевым словом которого должно выступать слово “ЗА”. Выступления агитбригады отличаются динамичностью, оперативностью, мобильностью.

В проекте  участвует  Агитбригада- «Поколение». Её участниками неслучайно выбраны ученики   5 «В» класса, идея создания агитбригады это длительный пролонгированный проект, из года в год выбирающий для своей работы актуальные темы. Состав  агитбригады основной, постоянный. На современном этапе мастерство в области воплощения жанра агитационной бригады предоставляет широкие возможности в воспитании подрастающего поколения. Овладев средствами агитации,  дети могут транслировать непререкаемые нормы и ценности современного общества в доступной и интересной для нас форме. Хорошим примером  может быть традиция выступлений агитационных бригад на различных мероприятиях.

 

Сценарий:

Агитбригада «Поколение»

 

Если есть у тебя голова на плечах –

Адресуем тебе разговор о серьёзных вещах.

Кто есть кто? Кто есть ты?

 

Сейчас обязан думать человек

Придет ли к людям новый год и век

 

Есть зло, которое не только разрушает жизнь, оно заставляет человека искать смерти, ибо только смерть может прервать его мучения.

Имя этому злу- наркомания.

Это похоже на жестокую сказку. Идет человек по прекрасному саду и видит  красивый дом. Любопытство толкает заглянуть. Входит., а сзади- хлоп… И нет выхода…

Внутри пустота, мрак и боль. Надеешься на чудо. Чудес не бывает! Кричишь: «помогите»… Услышат ли?

Помните!   (Вместе)

 Наркомания- это религия слабых.

 Наркомания- это подлость и ложь.

 Наркомания- это преступность и слезы.

 

Вместе: Наркомания- это смерть!

 

Мы– Молодая Россия,                (вместе)

Мы – Будущее нации,                 (вместе)

          «Алкоголю, курению, наркотикам, игровой зависимости – нет!» ,(вместе)

Песня на мотив « Зажигай»

Загорелся, заискрился,

самой яркой звездой.
Словно заново родился,

хоть и ты молодой.
И душа не заржавела,

бьётся сердце в груди.
Значит, делай своё дело,

 всё ещё впереди.
Это не забава,

 это не игра.
Хочешь быть здоровым,

 И любить всегда!!  

Припев:

Выбирай! Жить чтоб не напрасно,

Выбирай, сразу станет ясно.

Ты смотри звезды в небе синем

Знай и верь, нужен ты России!

Знай и верь, нужен ты России!

Литература:

Франсуаза Дельто «На стороне подростка»,стр.393-399; «Наркотики и подростки»; изд. «Рама»

Филин Райс; Ким Долджин «Психология подросткового возраста»;глава-18 стр.757-805; «Злоупотребление психоактивных веществ, аддикция и зависимость»;изд. «Мастера Психологии».

Л.Л.Генкова “Почему это опасно”. Москва, “Просвещение”, 1989г.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на тему:«Изучение влияния образа жизни на состояние здоровья школьника»

В работе рассматривается актуальная проблема влияния образа жизни на состояние здоровья школьника.Как ни странно, в наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностя...

Доклад на тему "Формирование здорового образа жизни в детско-подростковой среде"

Доклад на тему:"Формирование здорового образа жизни в детско-подростковой среде" на семинаре для учителей физкультуры....

Методическая разработка «Современная городская культура как средство пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотического мировоззрения среди детей и молодежи, проживающих в условиях малых городов и поселков городского типа»

Работа представляет собой модульную программу курса «Здоровая Урбания» для обучающихся 7 – 9 классов образовательных учреждений, расположенных в небольших городах и поселках городского типа. В пояснит...

Научно-исследовательская работа по физической культуре «Здоровый образ жизни и здоровье человека»

Авторы: Захарова Валерия, Борисенко СофьяАктуальность выбранной темы в том, что существует потребность у обучающихся в формировании здорового образа жизни, но при этом недостаточно знаний по этому воп...

организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся

организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся...

Формирование мотивации к здоровому образу жизни у учащихся подросткового возраста на уроках биологии

Здоровье и здоровый образ жизни (ЗОЖ) подрастающего поколения - тема особо актуальна. Особую важность данная тема приобретает среди учащихся школ подросткового возраста, так как их образ жизни только ...