Актуальные проблемы адаптации обучающихся нового набора
материал по теме

Сергей Анатольевич Бабынин

Проект программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon adaptaciya_pervokursnikov.zip49.67 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Яковлевский политехнический техникум

г. Строитель

                               Яковлевского района Белгородской области

 

«Актуальные проблемы адаптации обучающихся нового набора»

(Проект программы)

 

 

                               Разработал

                                   Бабынин Сергей Анатольевич,

                                   председетель методической комиссии

                                   гуманитарного цикла,  

                                   преподаватель истории и обществознания

                                   ОГАОУ СПО «Яковлевский политехнический техникум»

                                   г. Строитель Белгородской области

 

 

2012

СОДЕРЖАНИЕ.

I. Обоснование программы.

II. Цель и задачи программы.

III. Этапы реализации программы.

IV. Модель адаптации обучающихся нового набора.

V. План мероприятий на период адаптации.

VI. Список рекомендуемой литературы.

I. Обоснование программы.

       Целью педагогического процесса в ГОАОУ СПО «Яковлевский политехнический техникум» является создание условий для формирования гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества.

       Именно поэтому для нашего педагогического коллектива огромное значение имеет процесс адаптации студентов в техникуме.

      Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений обучающегося к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

        Степень социальной адаптации первокурсника в техникуме определяет множество факторов:

  1. Индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества.
  2. Ценностные ориентации.
  3. Академическая активность.
  4. Состояние здоровья.
  5. Социальное окружение  
  6. Статус семьи и т. д.

      Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация обучающихся нового набора к жизни и учебе в техникуме является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста.

      Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации обучающихся нового набора.

      Этим и объясняется необходимость создания данной программы.

II. Цель и задачи программы.

Цель:

      Осуществление социально-психологических, педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации обучающихся нового набора к образовательно-воспитательному процессу в техникуме.

Задачи:

  1. Подготовка обучающихся к новым условиям обучения.
  2. Формирование позитивных учебных мотивов.
  3. Установление и поддержание социального статуса обучающихся в новом коллективе.
  4. Создание дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время.
  5. Предупреждение и снятие у обучающихся психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательно-воспитательной средой.

III. Этапы реализации программы.

       Работа по реализации программы рассчитана на первый год обучения студентов в техникуме осуществляется в III этапа.

Сроки реализации

Задачи

I этап (сентябрь, октябрь)

- Оценить психологический и социальный статус обучающихся нового набора, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в техникуме.
- Оказать социально-психологическую поддержку вхождения бывших абитуриентов в новую образовательно-воспитательную среду.

II этап (ноябрь, декабрь)

- Выявить основные проблемы адаптации обучающихся к новым образовательным условиям и указать пути их решения.
- Определить способы устранения имеющихся противоречий.
- Внести коррективы в организацию учебно-воспитательного процесса.

III этап (январь, июнь)

- Использовать полученную информацию для проведения семинаров классных руководителей, индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью предотвращения проблемных ситуаций в образовательно-воспитательном процессе.
- Организовать коррекционно-просветительскую работу с  обучающимися для формирования сплоченных ученических коллективов.

- Проводить консультации и просвещение родителей обучающихся.

IV. Модель адаптации обучающихся нового набора.

Цель:

Способствовать формированию социально-психологической устойчивости обучающихся нового набора к новым учебно-воспитательным условиям и спрогнозировать их дальнейшее развитие.

Задачи:

  1. Оценить общее состояние адаптации обучающихся нового набора и факторов, влияющих на его качество.
  2. Исследовать содержание, качество и организацию адаптации обучающихся, готовность к производственной деятельности.
  3. Определить мотивацию, перспективы и отношение к образованию.

 

Направления:

  1. Психологическая адаптация, связанная с изменением выработанного стереотипа и формированием новых установок.
  2. Социальная адаптация, затрагивающая взаимодействие и привыкание к новым условиям, к новому статусу.
  3. Педагогическая адаптация, связанная с особенностями приспособления обучающихся к новым учебно-воспитательным условиям.
  4. Профессиональная адаптация, связанная с подготовкой к будущей профессии, к трудовой деятельности.

Задачи

 Мероприятия

Ответственные

1. Психологическая адаптация.

1. Помочь обучающимся раскрыть своеобразие своей личности.
2. Воспитывать потребность в самопознании и самооценке.
3. Диагностировать состояние здоровья обучающихся, их индивидуальные особенностью.

1. Психодиагностика, анкеты, тесты, беседы, деловые игры.
2. Знакомство с рациональными способами освоения различных предметов.
3. Индивидуальная работа с обучающимися:
- обсуждение индивидуальных трудностей;
- выработка позитивного отношения к временным неудачам.

- Социально-психологическая служба.
- Классные руководители.
- Преподаватели.
- Руководитель физического воспитания.

2. Социальная адаптация.

1. Организовать регулярное изучение состояния социально-психологического климата в ученических группах нового набора.
2. Помочь раскрыть каждому обучающемуся своеобразие и богатство своей личности.
3. Способствовать сплочению коллектива, привлечение органов ученического самоуправления к адаптации студентов нового набора.
4. Поддерживать и развивать инициативы первокурсников.
5. Способствовать адаптации обучающихся к жизни в общежитии.
6. Создание положительного эмоционального фона для взаимопонимания с родителями.
7. Вовлечение обучающихся в работу городских, районных, областных молодежных объединений.

- Ознакомление студентов с молодежной политикой региона.
- Занятие в школе студенческого актива, включение в деятельность студенческого совета техникума, выборы актива групп.
4. Вовлечение студентов в систему дополнительного образования, общественную жизнь техникума, общежития.
5. Создание информационного пространства, освещающего жизнедеятельность техникума.
6. Групповые и общие родительские собрания, индивидуальная работа с родителями.

- Заместитель директора по ВР.
- Социальный педагог.
- Классные руководители.
- Родители.
- Студенческий совет.
- Администрация.

3. Педагогическая адаптация.

1. Выявить уровень правовой культуры, познакомить с нормативно-правовыми документами образовательного учреждения.
2. Провести вводный инструктаж по технике безопасности.
3. Определить степень сформированности у обучающихся общеучебных умений и навыков.
4. Выявить уровень адаптации обучающихся к учебной нагрузке.
5. Взаимодействовать с преподавателями-предметниками с целью изучения особенностей адаптации к ним первокурсников и специфики адаптации каждого педагога к группе обучающихся нового набора.
6. Обеспечить соблюдение оптимальных санитарно-гигиенических условий в образовательном учреждении.
7. Способствовать выработке сознания обучающихся на необходимость ведения здорового образа жизни.

1. Знакомство с Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, правилами проживания в общежитии и др.
2. Анкетирование, беседы, наблюдения, социологические опросы.
3. Изучение расписания занятий, выявление степени занятости обучающихся во внеурочное время.

4. Активизация процесса самоподготовки к занятиям.
5. Рекомендации (памятки) педагогов-предметников по научной организации труда.
6. Проведение индивидуальных консультаций с родителями, групповых родительских собраний.
7. Выявление условий освещенности учебных аудиторий, качество ежедневных и генеральных уборок.
8. Организация здорового питания.

- Администрация.
- Социальный педагог.
- Классные руководители.
- Преподаватели.
- Председатели МК.
- Родители.

4. Профессиональная адаптация.

1. Способствовать развитию профессионального самоопределения, формировать качества конкурентоспособного специалиста.

1. Овладение дисциплиной «Введение в специальность».
2. Встреча с выпускниками.
3. Проведение мероприятий в рамках «Неделя по профессии».
4. Анкетирование, беседы.

- Заместитель директора по УПР.    
- Классные руководители.

- Преподаватели.

V. План мероприятий на период адаптации.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

I. Аналитико-диагностическое направление.

1. Изучение личных дел обучающихся.
2. Анкетирование родителей.
3. Составление социальных паспортов.
4. Определение мотивации обучения.
5. Выявление разносторонних интересов, коммуникативных навыков.
6. Определение степени установки на здоровый образ жизни.

В течение года

Социальный педагог
Классные руководители

II. Организация учебного процесса.

Взаимодействие с педагогами-предметниками с целью изучения особенностей социально-психологической адаптации к специфике учебных предметов:
а) Изучение расписания занятий.
б) Посещение уроков.
в) Анализ срезовых контрольных работ.

В течение года

 Председатели МК
Классные руководители

III. Организация воспитательной деятельности.

1. Вовлечение обучающихся в деятельность секций, кружков, клубов по интересам.
2. Ознакомление с действующими кружками и секциями города.
3. Формирование и развитие духовно-нравственных ценностей.
4. Формирование правовых знаний первокурсников.
5. Воспитание гражданина, патриота своей Родины.
6. Формирование навыков здорового образа жизни.
7. Формирование эстетических ценностей.
8. Привитие трудовых навыков.
9. Участие в мероприятиях в рамках недели по профессии.
10. Участие в общетехникумовских и городских мероприятиях.
11. Участие в конкурсе «Группа месяца».

В течение года

Руководитель физического воспитания.
Педагоги дополнительного образования.
Классные руководители.
Заместитель директора по УПР.
Студенческий совет.
Методист.

IV. Привлечение органов студенческого самоуправления к адаптации первокурсников.

В течение года

Студенческий совет

V. Организация информационного обеспечения обучающихся нового набора и классных руководителей.

В течение года

Студенческий совет
Редакция стенной студенческой газеты.

VI. Взаимодействие с родителями.

1. Родительские собрания (групповые, общетехникумовские).
2. Индивидуальные консультации.
3. Взаимодействие родительского комитета группы и техникума со всеми структурными подразделениями.

В течение года

Классные руководители.
Социальный педагог.
Заместитель директора по ВР.
Члены родительского комитета.

VII. Организационные мероприятия по адаптации обучающихся к новым жилищно-бытовым условиям проживания в общежитии.

1. Вселение в общежитие.
2. Контроль соблюдения правил проживания в общежитии.

В течение года

Классные руководители.
Комендант общежития.
Социальный педагог.

VIII. Социально-психологическое сопровождение обучающихся, родителей.

1. Анкетирование

- «Как тебе живется, студент»

- «Уровень воспитанности»

- «Портрет моего ребенка»

- «Мотивация к обучению»

2. Посещение квартир студентов

3. Родительское собрание

4. Разработка буклета «Памятка для родителей»

5. Педагогический консилиум

6. Консультации педагога-психолога

В течение года

Социальный педагог

Педагог-психолог

IX. Контроль реализации программы адаптации первокурсников к системе среднего профессионального образования.  

Ожидаемые результаты: 

6.1. Создание комфортной среды.

6.2. Сформированность традиций.

6.3. Успеваемость.  

6.4. Охват ОДО.  

6.5. Отсев обучающихся.

В течение года

Администрация
Заместитель директора по ВР.

VI. Список рекомендуемой литературы.

1. Выготский Л.С. Психология.– М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.– 1008 с. – (Серия "Мир психологии").

2. Дьяченко М.И, Кандыбович Л.А.. Психологические проблемы готовности к деятельности.– Минск: Изд-во БГУ, 1976.– С. 73–162.

3. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал.–1997.– № 6.– С. 35–44.

Интернет – ресурсы:

http://ecsocman.edu.ru

http://festival.1september.ru

http://www.bsmu.ry

http://borytko.nm.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы и основные направления модернизации преподавания математики в свете требований ФГОС нового поколения

Выпускная квалификационная работа краткосрочных курсов повышения кавлификации по  проблеме "Актульные проблемы и основные направления модернизации преподавания математики  в свете треб...

Статья посвящена актуальной проблеме сохранения здоровья обучающихся во время образовательного процесса на уроках математики.

Статья посвящена актуальной проблеме сохранения здоровья обучающихся во время образовательного процесса на уроках математики....

Доклад "Актуальные проблемы адаптации детей с нарушениями интеллекта в современных социальных условиях"

Проблема адаптации детей приобрела общественную значимость. Поэтому приоритетным в работе является как собственно трудовая, так и профессиональная подготовка воспитанников к выполнению доступных...

Совместная работа с кураторами по адаптации студентов нового набора

В работе представлен графический анализ методов и направлений по адаптации студентов к обучению...

Анализ результатов тестирования на адаптацию к колледжу студентов нового набора

В работе представлен графический анализ параметров адаптации студентов к обучению с помощью банка тестовых методик....

"Проблема адаптации обучающихся при переходе из начальной в основную школу ".

Данный материал предназначен для обмена опытом с коллегами по теме "Проблема адаптации обучающихся при переходе из начальной в основную школу"....

Актуальные проблемы профессиональной и социально-психологической адаптации обучающихся и выпускников.

Преобразование процесса обучения в совместную деятельность взрослых (преподавателей, родителей, психологов и т.д.) с молодыми (подростками), которая основывается на взаимном интересе, доверии, уважени...