Актуальные проблемы адаптации обучающихся нового набора
материал по теме
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Яковлевский политехнический техникум
г. Строитель
Яковлевского района Белгородской области
«Актуальные проблемы адаптации обучающихся нового набора»
(Проект программы)
Разработал
Бабынин Сергей Анатольевич,
председетель методической комиссии
гуманитарного цикла,
преподаватель истории и обществознания
ОГАОУ СПО «Яковлевский политехнический техникум»
г. Строитель Белгородской области
2012
СОДЕРЖАНИЕ.
I. Обоснование программы.
II. Цель и задачи программы.
III. Этапы реализации программы.
IV. Модель адаптации обучающихся нового набора.
V. План мероприятий на период адаптации.
VI. Список рекомендуемой литературы.
I. Обоснование программы.
Целью педагогического процесса в ГОАОУ СПО «Яковлевский политехнический техникум» является создание условий для формирования гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества.
Именно поэтому для нашего педагогического коллектива огромное значение имеет процесс адаптации студентов в техникуме.
Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений обучающегося к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Степень социальной адаптации первокурсника в техникуме определяет множество факторов:
- Индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества.
- Ценностные ориентации.
- Академическая активность.
- Состояние здоровья.
- Социальное окружение
- Статус семьи и т. д.
Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная адаптация обучающихся нового набора к жизни и учебе в техникуме является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста.
Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации обучающихся нового набора.
Этим и объясняется необходимость создания данной программы.
II. Цель и задачи программы.
Цель:
Осуществление социально-психологических, педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации обучающихся нового набора к образовательно-воспитательному процессу в техникуме.
Задачи:
- Подготовка обучающихся к новым условиям обучения.
- Формирование позитивных учебных мотивов.
- Установление и поддержание социального статуса обучающихся в новом коллективе.
- Создание дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время.
- Предупреждение и снятие у обучающихся психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательно-воспитательной средой.
III. Этапы реализации программы.
Работа по реализации программы рассчитана на первый год обучения студентов в техникуме осуществляется в III этапа.
Сроки реализации | Задачи |
I этап (сентябрь, октябрь) | - Оценить психологический и социальный статус обучающихся нового набора, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в техникуме. |
II этап (ноябрь, декабрь) | - Выявить основные проблемы адаптации обучающихся к новым образовательным условиям и указать пути их решения. |
III этап (январь, июнь) | - Использовать полученную информацию для проведения семинаров классных руководителей, индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью предотвращения проблемных ситуаций в образовательно-воспитательном процессе. - Проводить консультации и просвещение родителей обучающихся. |
IV. Модель адаптации обучающихся нового набора.
Цель:
Способствовать формированию социально-психологической устойчивости обучающихся нового набора к новым учебно-воспитательным условиям и спрогнозировать их дальнейшее развитие.
Задачи:
- Оценить общее состояние адаптации обучающихся нового набора и факторов, влияющих на его качество.
- Исследовать содержание, качество и организацию адаптации обучающихся, готовность к производственной деятельности.
- Определить мотивацию, перспективы и отношение к образованию.
Направления:
- Психологическая адаптация, связанная с изменением выработанного стереотипа и формированием новых установок.
- Социальная адаптация, затрагивающая взаимодействие и привыкание к новым условиям, к новому статусу.
- Педагогическая адаптация, связанная с особенностями приспособления обучающихся к новым учебно-воспитательным условиям.
- Профессиональная адаптация, связанная с подготовкой к будущей профессии, к трудовой деятельности.
Задачи | Мероприятия | Ответственные |
1. Психологическая адаптация. | ||
1. Помочь обучающимся раскрыть своеобразие своей личности. | 1. Психодиагностика, анкеты, тесты, беседы, деловые игры. | - Социально-психологическая служба. |
2. Социальная адаптация. | ||
1. Организовать регулярное изучение состояния социально-психологического климата в ученических группах нового набора. | - Ознакомление студентов с молодежной политикой региона. | - Заместитель директора по ВР. |
3. Педагогическая адаптация. | ||
1. Выявить уровень правовой культуры, познакомить с нормативно-правовыми документами образовательного учреждения. | 1. Знакомство с Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, правилами проживания в общежитии и др. 4. Активизация процесса самоподготовки к занятиям. | - Администрация. |
4. Профессиональная адаптация. | ||
1. Способствовать развитию профессионального самоопределения, формировать качества конкурентоспособного специалиста. | 1. Овладение дисциплиной «Введение в специальность». | - Заместитель директора по УПР. - Преподаватели. |
V. План мероприятий на период адаптации.
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
I. Аналитико-диагностическое направление. | ||
1. Изучение личных дел обучающихся. | В течение года | Социальный педагог |
II. Организация учебного процесса. | ||
Взаимодействие с педагогами-предметниками с целью изучения особенностей социально-психологической адаптации к специфике учебных предметов: | В течение года | Председатели МК |
III. Организация воспитательной деятельности. | ||
1. Вовлечение обучающихся в деятельность секций, кружков, клубов по интересам. | В течение года | Руководитель физического воспитания. |
IV. Привлечение органов студенческого самоуправления к адаптации первокурсников. | ||
В течение года | Студенческий совет | |
V. Организация информационного обеспечения обучающихся нового набора и классных руководителей. | ||
В течение года | Студенческий совет | |
VI. Взаимодействие с родителями. | ||
1. Родительские собрания (групповые, общетехникумовские). | В течение года | Классные руководители. |
VII. Организационные мероприятия по адаптации обучающихся к новым жилищно-бытовым условиям проживания в общежитии. | ||
1. Вселение в общежитие. | В течение года | Классные руководители. |
VIII. Социально-психологическое сопровождение обучающихся, родителей. | ||
1. Анкетирование - «Как тебе живется, студент» - «Уровень воспитанности» - «Портрет моего ребенка» - «Мотивация к обучению» 2. Посещение квартир студентов 3. Родительское собрание 4. Разработка буклета «Памятка для родителей» 5. Педагогический консилиум 6. Консультации педагога-психолога | В течение года | Социальный педагог Педагог-психолог |
IX. Контроль реализации программы адаптации первокурсников к системе среднего профессионального образования. | ||
Ожидаемые результаты: 6.1. Создание комфортной среды. 6.2. Сформированность традиций. 6.3. Успеваемость. 6.4. Охват ОДО. 6.5. Отсев обучающихся. | В течение года | Администрация |
VI. Список рекомендуемой литературы.
1. Выготский Л.С. Психология.– М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.– 1008 с. – (Серия "Мир психологии").
2. Дьяченко М.И, Кандыбович Л.А.. Психологические проблемы готовности к деятельности.– Минск: Изд-во БГУ, 1976.– С. 73–162.
3. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал.–1997.– № 6.– С. 35–44.
Интернет – ресурсы:
http://ecsocman.edu.ru
http://festival.1september.ru
http://www.bsmu.ry
http://borytko.nm.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы и основные направления модернизации преподавания математики в свете требований ФГОС нового поколения
Выпускная квалификационная работа краткосрочных курсов повышения кавлификации по проблеме "Актульные проблемы и основные направления модернизации преподавания математики в свете треб...
Статья посвящена актуальной проблеме сохранения здоровья обучающихся во время образовательного процесса на уроках математики.
Статья посвящена актуальной проблеме сохранения здоровья обучающихся во время образовательного процесса на уроках математики....
Доклад "Актуальные проблемы адаптации детей с нарушениями интеллекта в современных социальных условиях"
Проблема адаптации детей приобрела общественную значимость. Поэтому приоритетным в работе является как собственно трудовая, так и профессиональная подготовка воспитанников к выполнению доступных...
Совместная работа с кураторами по адаптации студентов нового набора
В работе представлен графический анализ методов и направлений по адаптации студентов к обучению...
Анализ результатов тестирования на адаптацию к колледжу студентов нового набора
В работе представлен графический анализ параметров адаптации студентов к обучению с помощью банка тестовых методик....
"Проблема адаптации обучающихся при переходе из начальной в основную школу ".
Данный материал предназначен для обмена опытом с коллегами по теме "Проблема адаптации обучающихся при переходе из начальной в основную школу"....
Актуальные проблемы профессиональной и социально-психологической адаптации обучающихся и выпускников.
Преобразование процесса обучения в совместную деятельность взрослых (преподавателей, родителей, психологов и т.д.) с молодыми (подростками), которая основывается на взаимном интересе, доверии, уважени...