Профилактика асоциального поведения учащихся
рабочая программа по теме
рабочая программа по профилактики асоциального поведения учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravonarusheniya.docx | 117.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию г. Карабаша
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Карабаша»
456144 Челябинская область
г. Карабаш военный городок № 1
ул. Первомайская 22
Эл. Почта mousosh6@inbox.ru
«Утверждаю»
Директор МКОУ «СОШ №6»
____________/Петухова Г.В.
«___»_______________2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Профилактика асоциального поведения учащихся
в МКОУ СОШ № 6 г. Карабаша»
Карабаш 2012
Содержание
1. Профилактика асоциального поведения учащихся
1.1 Пояснительная записка…………………………………………………………………….3
1.2 Учебная программа………………………………………………………………………...6
1.3 Учебно-тематический план………………………………………………………………12
2. Образовательная программа спецкурса «Сказкотерапия как метод профилактики асоциального поведения детей, подростков и молодежи»
2.1 Пояснительная записка……………………………………………………………………...16
2.2 Содержание занятий………………………………………………………………………....18
2.3 Список литературы…………………………………………………………………………..19
3. Образовательная программа спецкурса «Профилактический тренинг как средство первичной профилактики употребления психоактивных веществ»
3.1 Пояснительная записка………………………………………………………………………20
3.2 Содержание занятий…………………………………………………………………………21
3.3 Список литературы…………………………………………………………………………..22
4. Приложение-1.....................................................................................................................................23
5. Приложение-2.....................................................................................................................................27
6. Список литературы...........................................................................................................................28
Пояснительная записка
МКОУ «СОШ №6 г. Карабаша» расположена на территории закрытого военного городка №1 г. Карабаша. В МКОУ «СОШ №6 г. Карабаша» на начало 2012 учебного года учащиеся с 1 по 9 классы в «группе риска» не состоят, приводов в милицию не имеют, но учебно-тематический план составлен.
По данным исследователей, в настоящее время увеличение числа различных асоциальных проявлений среди подрастающего поколения России приняло угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Экономическая нестабильность, утрата молодежью ясных жизненных перспектив, обеднение духовной культуры и неспособность усилиями только правоохранительных органов исправить сложившуюся ситуацию привели к тому, что самая уязвимая часть общества – дети и подростки – совершают разного рода правонарушения и преступления, приобщаются к употреблению психоактивных веществ. Следует отметить, что если раньше риск оказаться в так называемой «асоциальной группе» или «группе риска» являлся прерогативой несовершеннолетних из крайне неблагополучных семей, то в настоящее время «испытание на прочность» проходит практически каждый.
До недавнего времени проблемой асоциальных проявлений занимались, в основном, органы милиции и здравоохранения. Как правило, профилактическая работа сводилась к санитарному просвещению среди разных групп населения и запугиванию посредством предоставления отрицательных последствий асоциального поведения. Но, как показало время, этот подход оказался неэффективным, что сделало необходимым перенос акцента на длительные психолого-медико-педагогические профилактические программы, ориентированные на постепенное развитие устойчивой личности.
Основными проблемными ситуациями, без разрешения которых не может быть реализована любая профилактическая программа, являются:
- проблема компетентности, необходимости целевой подготовки всех категорий специалистов, работающих с детьми, подростками и молодежью;
- проблема взаимодействия общества, различных ведомств, государственных учреждений и негосударственных организаций и семьи;
- проблема обеспеченности реальной социальной и правовой защиты подрастающего поколения.
В данной программе главное внимание уделено основам первичной профилактики асоциального поведения, учитывающим следующие принципы:
- комплексность – предупреждение асоциального поведения должно рассматриваться в качестве звеньев единой системы процесса развития ребенка, т.к. существует необходимость формирования у детей представлений об абсолютной опасности и недопустимости любых форм «одурманивания» и отношения к своему здоровью как одной из основных ценностей, необходимых для благополучного существования;
- природосообразность (т.е. учет биологических и психологических возрастных особенностей человека) – содержание профилактической деятельности должно отражать наиболее актуальные для каждого возраста проблемы;
- опережающий характер воздействия – целевая подготовка детей должна осуществляться заблаговременно, т.е. до наступления того возрастного этапа, когда совершение тех или иных асоциальных поступков становится реальностью;
- конструктивно-позитивный характер воздействия – важно не только сформировать у детей и подростков представление о недопустимости асоциального поведения, но и показать, как можно сделать свою жизнь интересной и счастливой;
- принцип запретной информации – другими словами, необходимо полностью исключить использование сведений, способных спровоцировать интерес детей к асоциальным проявлениям.
Профилактика асоциального поведения в образовательных учреждениях предполагает решение двух групп задач:
- реализация общих задач направлена на формирование у детей и подростков ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение и следование социально ценным поведенческим нормам, развитие коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию; формирование умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий;
- реализация специфических задач связана с формированием представлений о негативном воздействии психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека и его социальное благополучие; освоением приемов поведения, позволяющих избежать вовлечения в криминогенную среду; формированием адекватной «Я - концепции».
Целевое назначение программы:
Формирование базовых знаний в области теории и практики первичной профилактики асоциального поведения у детей, подростков и молодежи, а также развитие навыков разработки, организации и реализации различных профилактических программ.
Главные задачи:
- Обосновать актуальность проблемы асоциального поведения обучающихся в современном обществе.
- Обучить слушателей теоретическим и практическим основам профилактической деятельности в детско-подростковой и молодежной среде.
- Дать представление об общих закономерностях физического, психического и духовно-нравственного развития детей, подростков и молодежи, а также факторах, способствующих возникновению асоциального поведения.
- Научить основным общепринятым социальным и психолого-педагогическим методам и формам профилактической работы, сформировать навыки и умения по их практическому использованию в профилактических программах с различными группами детей и подростков, а также их семьями и социальным окружением.
- Сформировать у слушателей курсов повышения квалификации навыки и умения самостоятельно разрабатывать, организовывать и внедрять различные профилактические программы.
Слушатели, освоившие программу, смогут:
- овладеть широким спектром теоретических представлений из таких областей научных знаний как биология, медицина, психофизиология, педагогика, психология, социология, основы менеджмента, объединяемые кругом проблем, связанных с изучением профилактики асоциального поведения у детей, подростков и молодежи;
- получить представления об основных современных (интерактивных) методах первичной профилактики асоциального поведения обучающихся;
- получить представления об основных факторах риска, защитных факторах и группах риска возникновения асоциальных проявлений и формирования асоциального поведения у подрастающего поколения;
- получить основы знаний для определения предрасположенности, выявления признаков и проявлений асоциального поведения у детей, подростков и молодежи;
- подготовиться к проведению эффективных профилактических мероприятий в ученических и молодежных коллективах, а также в их семьях с целью предупреждения появления асоциальных проявлений;
- получить представления о сущности первичной профилактики асоциального поведения, как о системе медицинских, воспитательных, психологических, образовательных, социальных, правовых, трудовых мер, направленных на неприятие асоциального поведения.
При реализации программы предусмотрены следующие формы подачи учебного материала на лекционно-практических занятиях:
- лекция с использованием презентационных материалов;
- беседа преподавателя со слушателями;
- разбор конкретных случаев и ситуаций;
- обсуждение представленных программ и метод организации профилактической работы;
- обучающие и профилактические тренинги;
- дидактические игры.
Продолжительность обучения: 156 часов в год категория слушателей классные руководители и социальный педагог.
Режим занятий: 6 ч/д (36 ч/нед.), 4 ч/д (24 ч/нед.)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и дисциплин | Количество часов | ||
Всего | Лекц. | Практ. | ||
1. | Входная диагностика. | 4 | --- | 4 |
2. | Модуль 1. Первичная профилактика употребления психоактивных веществ. | 36 | 30 | 6 |
3. | Модуль 2. Профилактика правонарушений и преступлений в детско-подростковой и молодежной среде. | 36 | 23 | 13 |
4. | Модуль 3. Здоровьесберегающая педагогика и пропаганда здорового образа жизни. | 36 | 23 | 13 |
5. | Модуль 4. Спецкурсы по выбору: | |||
| 12 | 4 | 8 | |
| 12 | 4 | 8 | |
6. | Выходная (итоговая) диагностика. | 4 | --- | 4 |
7. | Итоговая аттестация | 16 | --- | 16 |
Итого: | 156 | 84 | 72 |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Модуль 1. Первичная профилактика употребления психоактивных веществ.
Тема 1. История употребления психоактивных веществ человечеством.
Употребление психоактивных веществ на разных этапах исторического развития человечества. Использование наркотиков и других психотропных средств в медицине и в военных целях. Психоделическая «революция» и становление современной наркомании. Роль психоактивных веществ в современной молодежной субкультуре.
Тема 2. Современная ситуация, связанная с употреблением психоактивных веществ в мире, России, нашем регионе.
Состояние проблемы, связанное с употреблением психоактивных веществ в начале 21 века. Основные тенденции и социально опасные явления, связанные с распространением и употреблением психоактивных веществ. Употребление психоактивных веществ несовершеннолетними – проблема национальной безопасности.
Тема 3. Классификация психоактивных веществ.
Понятие психоактивные вещества. Различие между злоупотреблением и зависимостью. Основные наркотические и психотропные вещества и средства. Признаки наркотического опьянения и нарушения психофизических функций организма, вызванные употреблением психоактивных веществ.
Тема 4. Социально-психологические факторы приобщения к употреблению психоактивных веществ.
Роль социальных факторов в приобщении к употреблению психоактивных веществ: доступность, негативная роль «улицы», семьи, СМИ, поп-культуры и других факторов. Психологические факторы: стресс, желание подражать взрослым, стремление к самоутверждению и любопытство и т.д.
Тема 5. Механизмы формирования зависимости к психоактивным веществам.
Модели приобщения детей, подростков и молодежи к психоактивным веществам. Основные этапы формирования физической зависимости в результате употребления психоактивных веществ.
Тема 6. Влияние психоактивных веществ на здоровье человека.
Влияние табакокурения на здоровье человека. Наркотики и здоровье: мифы и реальность. Пагубное влияние алкоголя на физическое, психическое и социальное здоровье людей.
Тема 7. Существующие подходы профилактики употребления психоактивных веществ.
История противодействия употреблению психоактивных веществ в мире и нашей стране. Основные виды профилактики: первичная, вторичная, третичная (реабилитация). Модели профилактики психоактивных веществ: их достоинства и недостатки.
Тема 8. Психологические причины предрасположенности детей и подростков к употреблению психоактивных веществ.
Психологические особенности детского и подросткового возраста. Психологические факторы риска, способствующие приобщению к психоактивным веществам. Дети «группы риска». Диагностический инструментарий для первичной диагностики и выявления детей «группы риска». Особенности работы с родителями детей «группы риска».
Тема 9. Система работы по первичной профилактике употребления психоактивных веществ в современном образовательном учреждении.
Цели и задачи работы образовательного учреждения по профилактике психоактивных веществ. Принципы и направления профилактической работы. Основные этапы деятельности образовательного учреждения по первичной профилактике психоактивных веществ. Анализ основных элементов системы первичной профилактики психоактивных веществ в рамках образовательного учреждения.
Тема 10. Интерактивные методы первичной профилактике употребления психоактивных веществ в современном образовательном учреждении.
Понятие об интерактивных методах. Значение интерактивных методов в первичной профилактике психоактивных веществ. Описание основных интерактивных методов: «мозговой штурм», дискуссия, ролевые игры, тренинговые занятия, коллективные групповые задания. Специфика профилактического тренинга. Интерактивные методы в рамках профилактического тренинга. Технология их проведения.
Тема 11. Современная нормативно-правовая база первичной профилактики психоактивных веществ в образовательном учреждении.
Правовые основы и принципы государственной политики в сфере профилактики употребления психоактивных веществ. Юридические аспекты профилактической деятельности в образовательном учреждении. Правовая основа организации деятельности образовательного учреждения по пресечению правонарушений, связанных с употреблением психоактивных веществ.
Модуль 2. Профилактика правонарушений и преступлений в детско-подростковой и молодежной среде.
Тема 1. Учет причин преступности детей, подростков и молодежи для организации ее профилактики.
Неблагоприятные психосоциальные факторы как причины отклоняющегося поведения детей, подростков и молодежи: социальное неравенство, низкий морально-нравственный уровень общества, неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, беспризорность и безнадзорность, слабая профилактическая работа в образовательных учреждениях.
Тема 2. Понятие системы профилактики правонарушений обучающихся и ее элементов.
Федеральный закон от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Сущность ряда терминов и понятий, характеризующих различные категории несовершеннолетних. Специализированные субъекты организации профилактики правонарушений несовершеннолетних, их взаимодействие.
Объективные и субъективные причины, вызывающие проблемы в работе системы профилактики.
Тема 3. Технологии работы по профилактике правонарушений и преступлений в образовательных учреждениях.
Выявление учащихся «группы риска» и определение причин отклоняющегося поведения. Устранение причин отклонений, в поведении обучающихся: изменение характера личных отношений учащихся со сверстниками и взрослыми, вовлечение «трудных» учащихся в различные виды положительной деятельности, изменение условий семейного воспитания.
Работа психологической службы образовательного учреждения и Совета профилактики. Планы совестной работы образовательного учреждения и инспекции по делам несовершеннолетних.
Практические материалы для осуществления коррекционного воспитательного воздействия. Роль классного руководителя (воспитателя, куратора) в профилактике правонарушений и преступлений в образовательных учреждениях.
Тема 4. Роль классного руководителя в профилактике правонарушений и преступлений в образовательных учреждениях.
Социально-психологический климат в детско-подростковом и молодежном коллективе и методы его диагностики.
Анализ причин детского неблагополучия. Определение необходимых ресурсов, формирование команды сопровождения. Действия специалистов по разработанной индивидуальной программе сопровождения, распределение полномочий и зон ответственности. Основные понятия системы комплексного сопровождения социализации ребёнка, входящего в группу социального риска. Составляющие комплексного сопровождения как социально педагогической технологии. Деятельность специалистов образовательного учреждения, осуществляющих сопровождение. Социально-педагогические технологии в профилактике безнадзорности и правонарушений детей, подростков и молодежи. Принципы организации педагогической поддержки, направленной на предупреждение и преодоление девиантного поведения обучающихся.
Тема 5. Организация работы с семьей по профилактике асоциального поведения обучающихся.
Понятие семьи. Функции семьи. Типы семей. Семья как институт социализации ребёнка. Проблемы социализации ребёнка, связанные с семейным неблагополучием. Семья как зона конфликта. Причины и последствия для ребёнка семейных конфликтов, различных видов жестокого обращения Проведение диагностики семейного воспитания, диагностика факторов риска, диагностики психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений.
Работа с семьями, входящими в «группу риска». Коррекция нарушения детско-родительских отношений в семье. Психолого-социальная помощь семье. Индивидуальные консультации, помощь родителям, воспитание положительных и преодоление отрицательных качеств ребенка. Помощь в разрешении семейных конфликтов. Разработка совместных мер профилактики, основанных на сотрудничестве семьи и школы. Родительский всеобуч.
Тема 6. Совершенствование воспитательной работы в социуме.
Коррекция отношений педагога к ученику, использование методики позитивного стимулирования ребенка. Гуманизация межличностных отношений в классном коллективе; создание благоприятного психологического климата. Рационализация воспитательной работы в школе и учреждениях дополнительного образования детей. Включение детей «группы риска» в творческую и социально-значимую деятельность. Технология и алгоритм создания ситуации успеха в значимых для детей и подростков видах деятельности.
Тема 7. Правовое воспитание как средство профилактики асоциального поведения обучающихся.
Социально-педагогическая защита права ребенка на воспитание в семье. Защита прав ребенка на образование, охрану здоровья, развитие способностей, участие в трудовой деятельности.
Нормы семейного, административного, уголовного права. Права несовершеннолетних детей.
Тема 8. Опыт работы образовательных учреждений по профилактике правонарушений и преступлений (федеральный и региональный).
Эффективные методы профилактики асоциального поведения в образовательных учреждениях Костромской области. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Профилактические программы и пилотные проекты. Обобщение и распространение педагогического опыта образовательных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Модуль 3. Здоровьесберегающая педагогика и пропаганда здорового образа жизни.
Тема 1. Новая философия образования и концепция здоровой цивилизации.
Возникновение требований к педагогике, как к науке связанной с сохранением ресурсов человека: резервы человеческого здоровья, интеллект, физический и репродуктивный потенциал. Развитие здоровьесберегающего мышления в системе образования.
История возникновения, становления и развития нового учения о здоровье человека в России и за рубежом. Приоритеты отечественных ученых в основании и развитии новой науки о здоровье человека. Концепция здоровой цивилизации: принципы построения, цели и задачи.
Тема 2. Предмет, сущность, принципы, объект, цели и задачи здоровьесберегающей педагогики.
Исторические предпосылки возникновения предмета о формировании здоровья педагогическими методами. Определение понятия здоровьесберегающая педагогика.
Методические основы и концептуальные принципы педагогики здоровья. Цели, задачи и возможности педагогики здоровья, ее современные проблемы и перспективы ее развития. Понятийный аппарат здоровьесберегающей педагогики.
Тема 3. Технологии реализации здоровьесберегающей педагогики в образовательных учреждениях.
Противоречия между требованиями образовательных стандартов и состоянием здоровья детей и подростков.
Организация образовательной системы со здоровьесберегающим сопровождением в образовательном учреждении. Здоровьесберегающие технологии и их особенности:
- медико-гигиенические технологии;
- экологические Здоровьесберегающие технологии;
- физкультурно-оздоровительные технологии;
- технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Тема 4. Правила и методы диагностики физического, психического и духовно-нравственного здоровья в образовательном учреждении.
Комплексная оценка состояния здоровья обучающихся в образовательном процессе.
Принципы и правила проведения диагностических исследований физического, психологического и духовно-нравственного здоровья обучающихся. Классификация и особенности методов диагностики здоровья.
Контроль педагога за состоянием здоровья обучающихся во время учебно-воспитательного процесса.
Тема 5. Мониторинг здоровья учащихся в образовательном учреждении: организация и современные подходы.
Особенности мониторинга здоровья обучающихся и создание мониторинговой системы в образовательном учреждении.
Оформление результатов мониторинговых исследований и ведение отчетной документации:
- паспорт здоровья обучающегося;
- паспорт здоровья класса (группы);
- паспорт здоровья образовательного учреждения.
Схемы (возможные варианты) педагогической характеристики на обучающегося или воспитанника.
Тема 6. Организация, мониторинг и экспертиза здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.
Методология мониторинговых исследований здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: концепция системного мониторинга и методика комплексной оценки здоровьесберегающего образовательного процесса.
Методика проведения мониторинга и экспертизы здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения: технологии проведения и анализа полученных результатов, инструментарий и алгоритмы оценки.
Тема 7. Пропаганда здорового образа жизни как средство первичной профилактики асоциального поведения в детско-подростковом и молодежном коллективах.
Проблемы и перспективы формирования здорового образа жизни и сохранения индивидуального здоровья подрастающего поколения. Педагогическая стратегия формирования здорового образа жизни и индивидуального здоровья человека.
Образ жизни и составляющие его элементы: двигательная активность, характер питания, уклад и стиль жизни (использование свободного времени, сложившиеся привычки и пр.), социальное положение и т.д. Факторы, ухудшающие состояние здоровья детей, подростков и молодежи.
Тема 8. Системный подход к пропаганде здорового образа жизни как составной части воспитательной системы образовательного учреждения.
Принципы построения оздоровительной работы в образовательном учреждении с точки зрения медицины и педагогики. Воспитательные программы со здоровьесберегающей направленностью на сохранение и укрепление индивидуального здоровья, здоровья окружающих, мотивационной потребности в здоровом безопасном образе жизни. Методики формирования основ здорового образа жизни в дошкольном, начальном, полном и среднем образовании.
Определение исходного уровня состояния здоровья обучающихся с учетом индивидуально-возрастных особенностей и разработка индивидуальной программы оздоровления.
Методики организации работы оздоровительных групп: особенности организации и комплектования групп и классов, планирование работы, структура и организация занятий.
Тема 9. Традиционные и нетрадиционные методы и способы оздоровления, и их использование в пропаганде здорового образа жизни.
Традиционные и нетрадиционные методы и способы оздоровления организма.
Характеристика и особенности использования традиционных оздоровительных систем: лечебная физическая культура, массаж и самомассаж, дыхательные гимнастики и др.
Характеристика и особенности использования нетрадиционных методов и способов оздоровления: музыкотерапия, ароматерапия, арт-терапия и др.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Модуль 1.
Первичная профилактика употребления психоактивных веществ
№ | Тема занятия | Количество часов | Предполагаемый ответственный за проведение занятия ( зам директора по УВР) | ||
ВСЕГО | ЛЕКЦИЯ | ПРАКТИКА | |||
1. | Психоактивные вещества и человек. | 12 | 12 | --- | |
1.1. История употребления психоактивных веществ человечеством. | 2 | 2 | --- | Организационно-методический центр первичной профилактики асоциального поведения несовершеннолетних | |
1.2. Современная ситуация, связанная с употреблением психоактивных веществ в мире, России, нашем регионе. | 2 | 2 | --- | Управление ФС РФ по контролю за оборотом наркотиков | |
1.3. Классификация психоактивных веществ. | 2 | 2 | --- | Организационно-методический центр первичной профилактики асоциального поведения несовершеннолетних | |
1.4. Социально-психологические факторы приобщения к употреблению психоактивных веществ. | 2 | 2 | --- | Организационно-методический центр первичной профилактики асоциального поведения несовершеннолетних | |
1.5. Механизмы формирования зависимости к психоактивным веществам. | 2 | 2 | --- | Организационно-методический центр первичной профилактики асоциального поведения несовершеннолетних | |
1.6. Влияние психоактивных веществ на здоровье человека. | 2 | 2 | --- | Организационно-методический центр первичной профилактики асоциального поведения несовершеннолетних | |
2. | Существующие подходы профилактики употребления психоактивных веществ. | 2 | 2 | --- | Организационно-методический центр первичной профилактики асоциального поведения несовершеннолетних |
3. | Психологические причины предрасположенности детей и подростков к употреблению психоактивных веществ. | 6 | 4 | 2 | Кабинет психологии и специального образования |
4. | Система работы по первичной профилактике употребления психоактивных веществ в современном образовательном учреждении. | 6 | 4 | 2 | Организационно-методический центр первичной профилактики асоциального поведения несовершеннолетних |
5. | Интерактивные методы в первичной профилактике употребления психоактивных веществ в современном образовательном учреждении. | 4 | 4 | --- | Организационно-методический центр первичной профилактики асоциального поведения несовершеннолетних |
6. | Современная нормативно-правовая база первичной профилактики психоактивных веществ в образовательном учреждении. | 6 | 4 | 2 | Кафедра управления и развития образования |
ИТОГО: | 36 | 30 | 6 |
Модуль 2.
Профилактика правонарушений и преступлений
в детско-подростковой и молодежной среде
№ | Тема занятия | Количество часов | Предполагаемый ответственный за проведение занятия (зам директора по УВР) | ||
ВСЕГО | ЛЕКЦИЯ | ПРАКТИКА | |||
1. | Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Возможности системы образования. | 12 | 8 | 4 | |
1.1. Учет причин преступности детей, подростков и молодежи для организации ее профилактики. | 4 | 2 | 2 | Организационно-методический центр первичной профилактики асоциального поведения несовершеннолетних | |
1.2. Понятие системы профилактики правонарушений обучающихся и ее элементов. | 2 | 2 | --- | УВД Карабаша | |
1.3. Технологии работы по профилактике правонарушений и преступлений в образовательных учреждениях. | 6 | 4 | 2 | Организационно-методический центр первичной профилактики асоциального поведения несовершеннолетних | |
2. | Теория и методика воспитательной работы с учащимися девиантного и делинквентного поведения. | 12 | 8 | 4 | |
2.1. Роль классного руководителя в профилактике правонарушений и преступлений в образовательных учреждениях. | 6 | 4 | 2 | ||
2.2. Организация работы с семьей по профилактике асоциального поведения обучающихся. | 3 | 2 | 1 | Организационно-методический центр первичной профилактики асоциального поведения несовершеннолетних | |
2.3. Совершенствование воспитательной работы в социуме. | 3 | 2 | 1 | Кабинет воспитательной работы | |
3. | Правовое воспитание как средство профилактики асоциального поведения обучающихся. | 6 | 3 | 3 | Кафедра начального и среднего профессионального образования |
4. | Опыт работы образовательных учреждений по профилактике правонарушений и преступлений (федеральный и региональный). | 6 | 4 | 2 | Организационно-методический центр первичной профилактики асоциального поведения несовершеннолетних |
ИТОГО | 36 | 23 | 13 |
Модуль 3.
Здоровьесберегающая педагогика и пропаганда здорового образа жизни
№ | Тема занятия | Количество часов | Предполагаемый ответственный за проведение занятия (зам директора по УВР) | ||
ВСЕГО | ЛЕКЦИЯ | ПРАКТИКА | |||
1. | Здоровьесберегающая педагогика | 12 | 8 | 4 | |
1.1. Новая философия образования и концепция здоровой цивилизации. | 2 | 2 | --- | Организационно-методический центр первичной профилактики асоциального поведения несовершеннолетних | |
1.2. Предмет, сущность, принципы, объект, цели и задачи здоровьесберегающей педагогики. | 4 | 2 | 2 | Организационно-методический центр первичной профилактики асоциального поведения несовершеннолетних | |
1.3. Технологии реализации здоровьесберегающей педагогики в образовательных учреждениях. | 6 | 4 | 2 | Организационно-методический центр первичной профилактики асоциального поведения несовершеннолетних | |
2. | Диагностика и мониторинг здоровья в ОУ | 12 | 8 | 4 | |
2.1. Правила и методы диагностики физического, психического и духовно-нравственного здоровья в образовательном учреждении. | 6 | 4 | 2 | Лаборатория диагностики и экспертизы педагогической деятельности | |
2.2. Мониторинг здоровья учащихся в образовательном учреждении: организация и современные подходы. | 3 | 2 | 1 | Лаборатория диагностики и экспертизы педагогической деятельности | |
2.3. Организация, мониторинг и экспертиза здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. | 3 | 2 | 1 | Организационно-методический центр первичной профилактики асоциального поведения несовершеннолетних | |
3. | Пропаганда здорового образа жизни | 12 | 7 | 5 | |
3.1. Пропаганда здорового образа жизни как средство первичной профилактики асоциального поведения в детско-подростковом и молодежном коллективах. | 2 | 2 | --- | Организационно-методический центр первичной профилактики асоциального поведения несовершеннолетних | |
3.2. Системный подход к пропаганде здорового образа жизни как составной части воспитательной системы образовательного учреждения. | 4 | 2 | 2 | Организационно-методический центр первичной профилактики асоциального поведения несовершеннолетних | |
3.3. Традиционные и нетрадиционные методы и способы оздоровления, и их использование в пропаганде здорового образа жизни. | 6 | 3 | 3 | Организационно-методический центр первичной профилактики асоциального поведения несовершеннолетних | |
ИТОГО | 36 | 23 | 13 |
Образовательная программа спецкурса
«Сказкотерапия как метод профилактики асоциального
поведения детей, подростков и молодежи»
Пояснительная записка
Социальная, образовательная и воспитательная деятельность в современной школе направлена на развитие, а при его затруднении на психологическую коррекцию личности ребенка. При этом практика оказания психолого-социальной помощи детям и подросткам требует поиска новых подходов к работе с детьми, относящимися к так называемой «группе риска». У детей в возрасте от 10 до 13 лет часто возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими, родителями, педагогами, что выражается в асоциальных формах поведения, склонности к правонарушениям и преступлениям. Ребенку необходимо помочь осознать самого себя в плане отношения к себе, своим возможностям и недостаткам, распознать собственную систему ценностей, целей и установок, способность прогнозировать и контролировать свое поведение. Освоить навыки принятия решений, научить адекватно, оценивать проблемные ситуации помогает проведение психокоррекционных занятий в форме сказкотерапии, как эффективному средству индивидуальной и групповой терапии.
Цель обучения: сформировать у слушателей представления о сказкотерапии как методе первичной профилактики асоциального поведения, способствующем повышению уровня психосоциальной адаптации детей, подростков и молодежи.
Задачи курса:
- ознакомление с возможностями и условиями формирования адаптивных и эффективных стратегий поведения у несовершеннолетних и молодежи;
- освоение методов и приемов развития ресурсов личности и выработки коммуникативных навыков у учащихся.
Программа рассчитана на 12 часов учебного времени, по 3 часа в день. Проведение курса планируется в течение 4 учебных дней.
Содержание программы в теоретической части предполагает получение слушателями целостного представления о методе сказкотерапии, который существует в трех аспектах: диагностическом, воздействующем и профилактическом (развивающем).
Воздействующий аспект содержит пять видов сказок:
- художественные;
- психотерапевтические;
- дидактические;
- психокоррекционные;
- медитативные.
Психотерапевтические сказки либо создаются психологом и используются как метафорическое изложение истории жизни клиента, либо заимствуются из художественного наследия как носители нравственных ценностей и способов выхода из кризиса. Медитативные сказки создаются психологом для снятия психоэмоционального напряжения, насыщения бессознательного положительными созидательными образами, для раскрытия ресурсов личности.
В процессе сказкотерапии выделяется семь стадий:
- поддержка клиента и его близких, убеждение;
- проблематизация, усугубление кризисного состояния;
- осмысление жизненного опыта;
- актуализация и подпитка личностного ресурса клиента;
- формирование конструктивного созидательного поведения;
- профилактика срыва;
- формирование созидательной жизненной программы.
Практическая часть включает в себя непосредственную работу со сказкой: рассказывание сказки, обсуждение мыслей и чувств, возникших в ответ на сказку, ответы на вопросы, интерпретация «сказочных уроков» применительно к клиенту, закрепление сказкотерапевтического эффекта с помощью игры, рисования, сочинения и т.п.
Отчетность по итогам курса проводится в виде представления и защите проекта по теме курса.
Тематический план
Темы | Количество часов | ||
Всего | Лекция | Практика | |
Тема 1. Сказкотерапия как эффективный метод профилактики асоциального поведения в детско-подростковой и молодежной среде. | 2 | 2 | --- |
Тема 2.Алгоритм работы со сказкой. | 2 | 2 | --- |
Тема 3.Практика сказкотерапии. | 6 | --- | 6 |
Тема 4.Зачетное занятие. | 2 | --- | 2 |
Содержание занятий
Тема 1. Сказкотерапия как эффективный метод профилактики асоциального поведения в детско-подростковой и молодежной среде.
Цели и задачи метода. Основные аспекты метода. Виды сказок. Стадии терапевтического консультирования. Принципы подбора сказок для каждой стадии сказкотерапии.
Тема 2. Алгоритм работы со сказкой.
Рассказывание сказки. Обсуждение мыслей и чувств клиента, возникших в ответ на сказку. Ответы на вопросы для размышления и обсуждения. Интерпретация «сказочных уроков» с позиции вопросов, значимых для клиента. Выполнение практического задания, как символического шага для закрепления сказкотерапевтического воздействия.
Тема 3. Практика сказкотерапии.
Примеры художественных, дидактических, психокоррекционных, медитативных, психотерапевтических сказок. Практическая работа над сказками по приведенному алгоритму.
Тема 4. Зачетное занятие.
Подведение итогов курса. Представление и защита проектов по теме курсов.
Список литературы
1. Астапчик В. «Хранитель альпийских фиалок». Рига, 1997.
2. Астапчик В. «Собиратель звезд». Рига, 1998.
3. Гнездилов А.В. «Чары долгих осенних ночей». СПб., 1999.
4. Гнездилов А.В. «Лабиринты волшебного замка». СПб., 2000.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб., 2001.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000-2001.
7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. СПб.: Речь, 2002.
8. Шах И. «Караван сновидений». М., 2000.
Образовательная программа спецкурса
«Профилактический тренинг как средство
первичной профилактики употребления
психоактивных веществ»
Пояснительная записка
Ситуация в России и нашем регионе связанная с употреблением психоактивных веществ комментариев не требует. Сегодня предлагается масса профилактических программ и проектов, которые используют традиционные методы не всегда работающие эффективно. Опыт показал, что одним из самых эффективных подходов является «мотив – изменения поведения». Главный метод работы здесь это тренинг. Тренинг не только позволит дать недостающую информацию по проблеме употребления психоактивных веществ, поможет сформировать отрицательное отношение к психоактивным веществам, устойчивость к давлению со стороны сверстников, а также навыки безопасного поведения.
Данный курс предназначен, прежде всего, педагогам образовательных учреждений и всем тем, кто занимается вопросами первичной профилактики психоактивных веществ.
Целью данного спецкурса является необходимость снабдить педагогов удобным и достаточно эффективным средством профилактической работы в образовательном учреждении.
Задачи спецкурса:
- познакомить педагогов со спецификой профилактического тренинга;
- познакомить с технологией организации и проведения тренинга;
- познакомить с методиками оценки эффективности тренинга;
- приобретение практических навыков проведения тренинга и составление
- проекта профилактического тренинга разной продолжительности.
Содержание программы спецкурса можно условно поделить на 3 части:
- узнаю о тренинге;
- принимаю участие в тренинге;
- сама / сам провожу тренинг.
Таким образом, большая часть содержания спецкурса – интенсивный практикум.
Тематический план спецкурса
Тематика занятий | Всего | Лекц. | Практ. |
1.Профилактический тренинг: организация, проведение, оценка эффективности. | 3 | 3 | --- |
2.Тренинг «Профилактика употребления наркотиков» (практическое занятие). | 3 | --- | 3 |
3.Тренинг «Профилактика употребления алкоголя» (практическое занятие). | 3 | --- | 3 |
4.Защита проектов профилактических тренингов разной продолжительности. | 3 | --- | 3 |
Содержание занятий
Тема 1. «Профилактический тренинг: организация, проведение, оценка эффективности».
Цели и задачи профилактического тренинга. Специфика. Методы работы с группой в рамках профилактического тренинга. Структура тренинга разной продолжительности. Особенности организации тренинга разной продолжительности. Критерии оценки эффективности тренинга. Методики оценки эффективности тренинга.
Тема 2. Тренинг «Профилактика употребления наркотиков».
План занятия:
1. Введение
2. Игра на знакомство («Мяч»)
3. Ожидания участников
4. Принятие правил работы группы
5. Оценка уровня информированности по проблеме (Игра «Листок с секретом»)
6. Актуализация проблемы (Игра «Спорные утверждения»)
7. Информационный блок
8. Этап приобретения практических навыков (Игра «Ответственное решение»)
9. Завершение работы
10.Обсуждение тренинга (Упражнение «Ощущение»)
Тема 3. Тренинг «Профилактика употребления алкоголя».
План занятия:
1. Введение
2. Игра на знакомство или сплочение (Игра «Круг знакомств»)
3. Ожидания участников
4. Принятие правил работы группы
5. Оценка уровня информированности (Анкетирование)
6. Актуализация проблемы (Упражнение «Провокационные тезисы»)
7. Информационный блок (Беседа «Алкоголь – мифы и реальность»)
8. Приобретение практических навыков (Ролевая игра)
9. Завершение работы
10.Обсуждение тренинга
Тема 4. «Защита проектов профилактических тренингов разной продолжительности».
Участники курсов индивидуально или в группах разрабатывают и представляют свой вариант профилактического тренинга с учетом специфики своего класса и образовательного учреждения.
Формы итогового контроля:
- итоговая (выходная) диагностика (Приложение 1.);
- защита мини - и пилотного проекта профилактической программы (Приложение 2.).
Список литературы
- Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде// Методическое пособие. М., 2000.
- Колесова Л.С. Методология обучения здоровью: руководство для тренеров – Москва, 2004 (рукопись)
- Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? Пособие для психолога и педагога. - М.: Генезис, 2003.
- Я хочу провести тренинг: Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем. – «Гуманитарный проект» – Новосибирск, 2000; ГУП «Медицина для вас» – Москва, 2003.
Приложение 1.
ТЕСТ – КАРТА
по теме «Профилактика асоциального поведения
несовершеннолетних в современной школе»
БЛОК №1.
- Выберите из перечня понятия «здоровье», приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения:
А. Здоровье – это текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями.
Б. Здоровье – способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.
В. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
- Какая наука изучает здоровье человека?
А. биология
Б. валеология
В. гигиена
Г. медицина
- Выберите определение понятия «здоровый образ жизни»:
А. типичные и существенные для данной общественно-экономической формации виды, типы, способы жизнедеятельности человека, укрепляющие адаптивные возможности его организма, способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достаточно активного долголетия.
Б. наука о закономерностях проявления, механизмов и способов поддержания и укрепления здоровья человека.
В. образ жизни личности, активно существующей в благоприятных физических и психических условий, не проявляющей по отношению к себе и пространству агрессивности в опасных формах.
- Выберите составляющие здорового образа жизни:
А. онтогенез Б. работоспособность
В. отказ от вредных привычек Г. закаливание
Д. рациональное питание Е. положительные эмоции
Ж. личная гигиена З. дистресс
И. метаболизм К. физические нагрузки
Л. гомеостаз М. оптимальный двигательный режим
- Соотнесите варианты ответов с понятиями:
А. Стресс 1. стресс, делающий организм готовым к оптимальному режиму работы
Б. Эустресс 2. совокупность неспецифических защитных реакций организма, вызываемых каким-либо из стрессовых факторов
В. Дистресс 3. стресс, оказывающий вредное воздействие на организм, ведущий к заболеванию
- Что такое мониторинг здоровья?
А. присвоение на личном уровне концепции здоровья в различных доктринах, исследование здорового образа жизни.
Б. длительное наблюдение, за состоянием рядя жизненно важных функций организма путем реализации показателей этих функций.
В. мероприятия по защите человека от потенциальной угрозы здоровью.
- Какие варианты Вы отнесете к признакам психического здоровья?
А. сбалансированное питание Б. хорошая физическая форма
В. умение переживать неудачи Г. независимость
Д. сердечно-дыхательная выносливость Е. уважение к себе
Ж. забота о других людях З. сексуальная зрелость
- Соотнесите варианты ответов с понятиями:
А. Общение 1. целенаправленно организованный планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками
Б. Образование 2. система мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья и продления жизни человека
В. Профилактика 3. процесс установления развития контактов между детьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности
- Определите, какие из предложенных вариантов относятся к компонентам здоровья:
А. гигиена Б. социальное здоровье
В. физическое здоровье Г. двигательная активность
Д. рациональное питание Е. соматическое здоровье
Ж. психическое здоровье
- Выберите понятие «социализация»:
А. комплекс медицинских, педагогических, профессиональных, социальных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций организма.
Б. процесс, в рамках которого общество влияет на личность; состояние этого процесса зависит от общества, образующего социальную среду.
В. мероприятия по защите человека от потенциальной угрозы здоровью.
- Запишите понятия:
А. Девиантное поведение – это …
Б. Деликвентное поведение – это …
В. Аддиктивное поведение – это …
БЛОК №2
- Из предложенных психоактивных веществ выберите официальные наркотические вещества:
А. героин Б. марихуана
В. табак Г. кокаин
Д. алкоголь Е. опиум
- Выберите доступные инструменты оценки эффективности первичной профилактики употребления психоактивных веществ:
А. сравнение Б. беседа
В. фокусная группа Г. вопросник
Д. наблюдение Е. интервью
Ж. тестирование З. изучение документации
И. анализ К. социометрия
Л. анкетирование
- Определите уровень профилактики, если он способствует изменению общественных норм в отношении употребления психоактивных веществ, а также отношения к потребителям:
А. личностный
Б. семейный
В. социальный
- К какому типу профилактики относится комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению психоактивных веществ и совершение правонарушений и преступлений:
А. первичная профилактика
Б. вторичная профилактика
В. третичная профилактика
- Найдите соответствие между формами и видами профилактики:
А. массовая 1. первичная
Б. групповая 2. вторичная
В. индивидуальная 3. третичная
- К каким последствиям приводит злоупотребление алкоголем:
А. снижение сопротивляемости к инфекциям
Б. усиление умственной активности
В. увеличение работоспособности
Г. сохранение координации движений
Д. соблюдение норм общественного поведения
Е. эйфория
Ж. необратимые изменения печени и мозга
З. сексуальные дисфункции
И. повышение кровяного давления и инсульты
К. раздражение желудка и предрасположенность к язвенной болезни
Л. агрессивность
- Дополните, какие направления должны осуществляться в деятельности образовательного учреждения в организации первичной профилактики асоциального поведения несовершеннолетних:
А. обучение педагогических кадров
Б. создание мониторинга
В. методическое обеспечение просветительской работы ОУ
Г. …
Д. …
Е. …
Ж. …
З. …
БЛОК №3
- Из предложенного перечня выберите наиболее эффективный способ постановки целей к уроку здоровья:
А. через деятельность учителя
Б. через внутренние процессы психического развития
В. через показатели результатов обучения
Г. через содержание изученного материала
Д. через деятельность учащихся
- Продолжите мысль:
На целевые установки в учебной и воспитательной работе по сохранению здоровья и формированию мотивационной потребности в здоровом образе жизни влияют факторы, существующие в обществе, такие как … … …
- Выберите из предложенных вариантов составляющие урока со здоровьесберегающей направленностью:
А. проведение оздоровительных пауз в режиме урока
Б. использование методов суггестопедагогической технологии (внушение)
В. создание психологического комфорта
Г. конструктивное общение
Д. использование личностно-ориентированных технологий
Е. содержание в уроке целей и задач, направленных на сохранение здоровья в режиме учебной деятельности
И. формирование основ здорового образа жизни
Ж. интенсификация учебной деятельности
- Здоровьесберегающие технологии – это …
Приложение 2.
Примерные темы
мини - и пилотных проектов
- «Я – выбираю здоровье» - общешкольная программа «Здоровье».
- «Профилактика употребления психоактивных веществ» - общешкольная программа.
- «Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних» - общешкольная программа.
- «Я – за здоровый образ жизни!!!» - воспитательная программа классного руководителя.
- «Жизнь без наркотиков» - воспитательная программа классного руководителя.
- «Первичная профилактика табакокурения» - воспитательная программа классного руководителя.
- «Право на здоровье» - система классных часов по теме «Пропаганда здорового образа жизни».
- Элективные курсы здоровьеформирующего содержания:
- «Гармония и совершенство телосложения»;
- «Школа красоты и здоровья»;
- «Психология общения»;
- «Альтернативный выбор»;
- «Экологический мониторинг в ОУ».
- «Экстремал» - программа школьного туристического клуба.
- «На пороге зрелости» - система классных часов для старшеклассников по теме «Пропаганда здорового образа жизни».
- «Путь к здоровью» - система физкультурно-оздоровительных мероприятий по теме «Пропаганда здорового образа жизни».
- «Бой вредным привычкам» - месячник, посвященный профилактике употребления психоактивных веществ.
- «Я – законопослушный гражданин своей страны» - месячник, посвященный профилактике правонарушений и преступлений.
- «Здоровая семья» - профилактика асоциального поведения детей, подростков и молодежи через взаимодействие с семьей.
- «Внимание!!! Акция…» - практико-ориентированные мероприятия, направленные на профилактику асоциальных проявлений у несовершеннолетних.
Список литературы
- Багнетова Е.А. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебно-методическое пособие для студентов факультета физической культуры и спорта. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 116с.
- Бракер А. Как улучшить навыки общения / Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. – 224 с.
- Выявление факторов зависимости от психоактивных веществ в работе с несовершеннолетними. Методическое пособие / Родионов А.В., Родионов В.А. – М.: АНО «Школа «Премьер», 2003. – 168 с.
- Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.
- Дегтярёв Е.А., Синицын Ю.Н. Управление современной школой. Выпуск 8. Педагогика здоровья. Учебно-методическое пособие для руководителей, методистов, учителей и преподавателей, общеобразовательных и специализированных учебных заведений, студентов, аспирантов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов н./Д: Изд-во «Учитель», 2005. – 224 с.
- Дереклеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность»: 9 – 11 класс. – М.: 5 за знания, 2007. – 176 с.
- Исакова О.П. Психологические основы профилактики наркозависимости (Вдали от пропасти и рядом с нею). – СПб.: КАРО, 2004. – 112 с.
- Как сформировать у школьников здоровый образ жизни. Праздники, классные часы, деловые игры, театрализованные программы. / Л.Ф. Тихомирова; худож. С.В. Павлычева. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192 с.
- Калягин В.А., Матасов Ю.Т., Овчинникова Т.С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. – СПб.: КАРО, 2005. – 240 с.
- Колеченко А.К. Психология и технологии воспитания. Монография. – СПб.: КАРО, 2006. – 416 с.
- Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности в пришкольных и загородных лагерях) / сост. Е.А. Гурбина. - Волгоград: Учитель, 2005. – 197 с.
- Нагавкина Л.С., Татарникова Л.Г. Валеологические основы педагогической деятельности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005. – 272 с.
- Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Теория и практика / авт.-сост.: В.Ф. Пилипенко, Н.В. Ерков, А.А. Парфенов; под науч. ред. докт. пед. наук, проф. Л.Я.Олиференко. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
- Оздоровительные технологии в школе / Е.В. Советова. – Ростов н./Д: Феникс, 2006. – 288 с.
- Основы безопасности жизнедеятельности. Алкоголь, табак и наркотики - главные враги здоровья человека. 5 – 11 кл.: учебно-метод. пособие / С.С. Соловьев. – М.: Дрофа, 2005. – 192 с.
- Подхватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: Практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.
- Профильное обучение: программы элективных курсов здоровьесберегающей направленности: Учебно-методическое пособие. / Под ред. Т.В. Черниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 304 с.
- Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении / Т.А. Шилова. – Изд. 2-е. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 176 с.
- Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5 – 11 классы, ПТУ. М.: ВАКО, 2004. – 272 с.
- Система работы администрации школы по профилактики наркомании: планирование, комплекс административных и внеклассных мероприятий, координация действий различных структур / авт.-сост. О.В. Галичкина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 159 с.
- Слепухина Г.В. Нравственное развитие старшеклассников в социально-педагогическом процессе. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 188 с.
- Словарь-справочник по психологической диагностики / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.; Отв. ред. Крымский С.Б. – Киев: Наук, думка, 1989. – 200 с.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 121 с.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2006. – 320 с.
- Смирнов Н.К. и др. Предупреждение табакокурения у школьников: Методическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 130 с.
- Социальное взросление и здоровье школьников: метод. Пособие для учителя / И. Соковня. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 224 с.
- Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами / под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2005. – 256 с.
- Трушкин А.Г. Физкультурно-оздоровительная работа в летних лагерях. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 199 с.
- Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки ХХ1 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 256 с.
- Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб.: КАРО, 2003. – 208 с.
- Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. – СПб.: Речь, 2006. – 192 с.
- Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой. – 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: Издательство «Образование - Культура», 2002. – 160 с.
- Экспертиза деятельности образовательных учреждений по осуществлению профилактики злоупотребления психоактивными веществами: Методическое пособие. / Под ред. Н.К. Смирнова, С.В. Климина. – М. АПК и ПРО, 2004. – 100 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"
Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...
ПРОГРАММА профилактики асоциального поведения учащихся
Цель: Возможность решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации....
Алгоритм действий социального педагога и классного руководителя по профилактике асоциального поведения учащихся в школе.
Алгоритм действий социального педагога и классного руководителя по профилактике асоциального поведения учащихся в школе....
Доклад на тему: "Система работы школы по профилактике асоциального поведения учащихся"
В докладе рассказано о работе школы по профилактике асоциального поведения учащихся....
Профилактика асоциального поведения учащихся
Актуальной проблемой формирования всесторонне развитой, общественно-активной, социально-полноценной личности становится в том случае, когда речь идет о работе с детьми и подростками, находящимися в сл...
Алгоритм действий социального педагога и классного руководителя по профилактике асоциального поведения учащихся в школе.
Рекомендации для взаимодействия социального педагога и классного руководителя для организации пофилактической работы с детьми "группы риска"....