Рабочая программа кружка "Край, в котором я живу"
рабочая программа по географии (8 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа «Край, в котором я живу» имеет туристско – краеведческую направленность, уровень – базовый, вид – модифицированный.
Программа «Край, в котором я живу» направлена на:
- расширение знаний учащихся о родном крае;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- развитие и поддержку детей, проявивших интерес к краеведению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_2024_kundetova._.doc | 312 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
БАКСАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА» КБР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4» с.п. ИСЛАМЕЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО – КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированная
Адресат: от 8 до 15 лет
Срок реализации программы: 1 год – 72 часа
Форма обучения: очная
Автор – составитель – Кундетова Инна Исуфовна – педагог дополнительного образования
с.п. Исламей, 2024г
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Край, в котором я живу» имеет туристско – краеведческую направленность, уровень – базовый, вид – модифицированный.
Программа «Край, в котором я живу» направлена на:
- расширение знаний учащихся о родном крае;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- развитие и поддержку детей, проявивших интерес к краеведению.
В основе программы лежат следующие направления: нравственное, гражданско-правовое, экологическое и художественно - эстетическое.
Программа «Край, в котором я живу» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
- Национальный проект «Образование».
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31.03.2022г. №678-р.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2023г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Закон Кабардино-Балкарскрй Республики от 24.04.2014г. №23-РЗ «Об образовании».
- Приказ Минобразования Кабардино-Балкарской Республики от 17.08.2015г. №778 «Об утверждении Региональных требований к деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике».
- Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26.05.2020г. №242-рп «Об утверждении Концепции внедрения персонифицированного дополнительного образования детей в КБР».
- Письмо Минпросвещения КБР от 02.06.2022г№22-01-32/96 «Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные)»
- Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ ГБУ ДПО "ЦНППМ" Минпросвещения КБР «Регионального модельного центра» 2022г.
- Постановление местной администрации Баксанского муниципального района от 15.08.2023г№ 1184 «Об утверждении положения о персонифицированном дополнительном образованиидетей в Баксанском муниципальном районе»
- Устав МОУ СОШ №4 с.п. Исламей.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа. Данная программа способствует формированию у учащихся таких личностных качеств как доброжелательность, трудолюбие, справедливость, честность. В современных условиях в наш быт активно внедряется инородная культура, а наша родная культура незаслуженно забывается. Поэтому, нам необходимо уделять больше внимания кабардинской народной культуре, т.к. именно она способствует формированию чувства национальной принадлежности и национального достоинства, чувства патриотизма и любви к своей Родине. Программа реализуется в рамках проекта «Точка роста».
Новизна данной программы предполагает не только получение знаний, но и воспитание духовно - нравственной культуры, формирование умений практического характера, что позволяет обучающимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.
Введение регионального компонента позволяет дать детям богатые знания о родном крае, природе, которая их окружает, соединить в их сознании полученные знания с практикой.
В содержание программы включены темы по изучению своего родного села Исламей. Это и история образования нашего села, природные условия, и особо охраняемые природные территории, что имеет немаловажное значение в патриотическом воспитании детей.
Педагогическая целесообразность определяется социальной значимостью и направленностью на организацию социально полезной деятельности учащихся. Данная программа направлена на формирование у учащихся целостного восприятия окружающего мира, на развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы, физического и нравственного здоровья, на воспитание любви к малой родине и России в целом, на формирование общечеловеческих ценностей. Она даёт возможность расширить знания детей не только об истории становления и развития своего края, а также углубить и расширить имеющиеся знания по географии, экологии, экономике, развитию здравоохранения родного края. Учащиеся осваивают теоретические основы краеведения, приобретают опыт нахождения и анализа нужной информации.
Отличительной особенностью программы является широкое использование местных ресурсов: краеведческий музей, школьная библиотека, географические объекты на территории села Исламей и КБР. Данная образовательная программа позволяет через краеведческую деятельность решать в комплексе предметные, метапредметные и личностные задачи.
Адресат программы: программа рассчитана на детей от 8 до 15 лет.
Объем и сроки реализации: программа рассчитана на 1 год обучения, 36 недель, 72 ч.
Режим занятий: один раз в неделю по 2 часа, продолжительность занятий составляет 40 минут, перерыв 10 минут.
Наполняемость группы: 12 - 15 человек.
Форма обучения: очная.
Форма занятий: беседа, защита проектов, игра, конкурс, лекция, олимпиада, экскурсии.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа рассчитана на детей, не имеющих базовые знания по истории и географии родного края. Основная форма проведения занятий – групповая.
Изучение программного материала проводится на теоретических и практических занятиях. На теоретических занятиях излагаются основные сведения по темам, а на практических – создаются презентации, проекты, сообщения, рефераты.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы – освоить базовые знания, умения и навыки в изучении природы родного края, традиций и обычаев народов Кабардино-Балкарии.
Задачи:
Предметные:
- Познакомить учащихся с историей и географией КБР;
- Сформировать у учащихся представления о жизни и деятельности выдающихся людей республики;
- Сформировать у учащихся представление о природе родного края;
- Сформировать у учащихся навыки разработки проектов;
- Освоить основы культуры и быта своего края.
Метапредметные:
- развить у учащихся внимание, память, наблюдательность;
- повысить интерес учащихся к краеведению;
- развить у учащихся коммуникативные навыки.
Личностные:
- воспитать у учащихся чувство ответственности за результаты своего труда;
- воспитать трудолюбие и самодисциплину;
- воспитать умение работать в команде.
1.3. Учебный план
№ п/п | Наименование модуля раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Раздел 1.1. Исторические и географические сведения о КБР | 16 | 8 | 8 | |
1.1 | Вводное занятие. Цель и задачи 1 года обучения. Техника безопасности. Важнейшие исторические сведения о КБР. | 2 | 1 | 1 | Беседа |
1.2 | Территория и численность населения Черкессии | 2 | 1 | 1 | Тестирование |
1.3 | Территория и численность населения КБР | 2 | 1 | 1 | Подготовка презентации |
1.4 | Черкесская диаспора | 2 | 1 | 1 | Защита проектов |
1.5 | Родственные народы. | 2 | 1 | 1 | Защита проектов |
1.6 | Религия. Язычество. Христианство. Ислам. | 2 | 1 | 1 | Беседа. Защита презентаций |
1.7 | Этика и этикет | 2 | 1 | 1 | Коллективный анализ работ |
1.8 | Традиционная культура. | 2 | 1 | 1 | Защита рефератов |
2 | Раздел 2. Кто есть кто | 12 | 6 | 6 | |
2.1 | Князья Черкасские.. Князья Атажукины. | 2 | 1 | 1 | Беседа |
2.2 | Фоусат Балкарова. Творчество. | 2 | 1 | 1 | Презентация творческих работ |
2.3 | Шогенцуков Али Асхадович | 2 | 1 | 1 | Презентация творческих работ |
2.4 | Эльмесхан Хагондокова | 2 | 1 | 1 | Беседа |
2.5 | Кандур Мухадин Иззат | 2 | 1 | 1 | Коллективный анализ работ |
2.6 | Промежуточная аттестация. Люди, прославившие КБР. | 2 | 1 | 1 | Защита реферата |
3 | Раздел 3. Природа КБР | 12 | 6 | 6 | |
3.1 | Тайны Чегемского ущелья.Ущелье Этмишкол | 2 | 1 | 1 | Беседа |
3.2 | Реки, озера КБР. | 2 | 1 | 1 | Беседа |
3.3 | Джилы – Су. Тайна немецкого аэродрома. | 2 | 1 | 1 | Презентация творческих работ |
3.4 | Тайны Баксанского ущелья. | 2 | 1 | 1 | Защита презентаций |
3.5 | Тайны гор КБР. Мистические места КБР. | 2 | 1 | 1 | Презентация творческих работ |
3.6 | Что будет с Россией, если взорвется Эльбрус? | 2 | 1 | 1 | Презентация творческих работ |
4 | Раздел 4. Село Исламей - моя малая Родина. | 14 | 7 | 7 | |
4.1 | Географическое положение села Исламей. История заселения и развития. | 2 | 1 | 1 | Беседа |
4.2 | История названия села Исламей. | 2 | 1 | 1 | Беседа |
4.3 | Кызбурун – главная достопримечательность села. | 2 | 1 | 1 | Беседа |
4.4 | Происхождение названий улиц нашего села. | 2 | 1 | 1 | Защита презентаций |
4.5 | Холм Озроко. | 2 | 1 | 1 | Беседа |
4.6 | Топонимика названий села Исламей. | 2 | 1 | 1 | Беседа |
4.7 | Уроженцы села, прославившие село. | 2 | 1 | 1 | Выставка |
5 | Раздел 5. Фольклор | 8 | 4 | 4 | |
5.1 | Пословицы и поговорки. | 2 | 1 | 1 | Дидактическая игра |
5.2 | Сказки народов КБР. | 2 | 1 | 1 | Наблюдение |
5.3 | Кабардинские народные песни. | 2 | 1 | 1 | Концерт |
5.4 | Современная музыка КБР. | 2 | 1 | 1 | Беседа |
Итого: | 8 | 4 | 4 | ||
6 | Раздел 6. КБР – рекреационная зона | 10 | 5 | 5 | |
6.1 | Чегемские водопады. | 2 | 1 | 1 | Презентация творческих работ |
6.2 | Голубые озера. | 2 | 1 | 1 | Презентация творческих работ |
6.3 | Приэльбрусье. Тамбуканские озера. | 2 | 1 | 1 | Презентация творческих работ |
6.4 | Презентация собственного проекта | 2 | 1 | 1 | Презентация творческих работ |
6.5 | Моя Кабардино - Балкария | 2 | 1 | 1 | Защита проекта |
ВСЕГО: | 72 | 36 | 36 |
1.4. Содержание учебного плана.
Раздел 1. Исторические и географические сведения о КБР – 16 часов.
Тема 1.1. Вводное занятие. Цель и задачи 1 года обучения. Техника безопасности. Важнейшие исторические сведения о КБР – 2 часа.
Теория. Знакомство с техникой безопасности, основными целями и задачами в первом году обучения. Знакомство с историей формирования КБР – 1 час.
Практика. Составление таблицы «Основные этапы формирования КБР» - 1 час.
Тема 1.2. Территория и численность населения Черкессии – 2 часа.
Теория. Выяснить численность и национальный состав Черкессии– 1 час.
Практика. Нарисовать рисунок про Родину – 1 час.
Тема 1.3. Территория и численность населения КБР – 2 часа.
Теория. Рассказать учащимся о численности населения КБР и его национальном составе. – 1 час.
Практика. Сбор информации об изменениях численности населения в разные годы..- 1 час.
Тема 1.4. Черкесская диаспора - 2 часа.
Теория. Объяснить что такое диаспора. Выяснить, где сейчас проживают кабардинцы – 1 час.
Практика. Составление карты размещения кабардинской диаспоры – 1 час.
Тема 1.5. Родственные народы. - 2 часа.
Теория. Знакомство с родственными народами Кабардино - Балкарии – 1 час.
Практика. Составить таблицу родственных народов в КБР– 1 час.
Тема 1.6. Религия. Язычество. Христианство. Ислам.– 2 часа.
Теория. Познакомить с историей развития религии в КБР - 1 час.
Практика. Составление презентации про религии в КБР – 1час.
Тема 1.7. Этика и этикет.
Теория. Познакомить с кавказской этикой и этикетом.– 1 час.
Практика. Составление памятки «Как вести себя в гостях и за столом»– 1 час.
Тема 1.8. Традиционная культура. КБР – 2 часа.
Теория. Познакомить с традиционной культурой народов КБР– 1 час.
Практика. Составление рефератов на тему «Культура КБР» - 1 час.
Раздел 2. Кто есть кто – 12 часов.
Тема 2.1. Князья Черкасские. Князья Атажукины.– 2 часа.
Теория. Рассказать учащимся о князьях Черкасских и Атажукиных- 1 час.
Практика. Презентация на тему «Князья Черкасские. Князья Атажукины.» - 1 час.
Тема 2.2. Фоусат Балкарова. Творчество– 2 часа.
Теория. Познакомить с творчеством Фоусат Балкаровой- 1 час.
Практика. Оформление стенда про Ф. Балкарову.
Тема 2.3. Шогенцуков Али Асхадович – 2 часа.
Теория. Познакомить с биографией и творчеством Али Шогенцукова.– 1 час.
Практика. Составляем презентацию про А. Шогенцукова..
Тема 2.4. Эльмесхан Хагондокова – 2 часа.
Теория. Знакомство с жизнью великой женщины – 1 час.
Практика. Оформление презентации про Э.Хагондокову. – 1 час.
Тема 2.5. Кандур Мухадин Иззат - 2 часа.
Теория. Познакомить с жизнью и творчеством писателя.– 1 час.
Практика. Составлениепрезентации про писателя Кандура– 1 час.
Тема 2.6. Люди, прославившие КБР– 1 час.
Теория. Рассказать о людях, которые внесли вклад в развитие КБР– 1 час.
Практика. Защита рефератов на тему «Великие люди моего села» - 1 час.
Раздел 3. Природа КБР – 12 часов.
Тема 3.1. Тайны Чегемского ущелья.Ущелье Этмишкол – 2 часа.
Теория. Рассказать учащимся протайны Чегемского ущелья– 1 час.
Практика. Нарисовать рисунок «Чегемские водопады» - 1 час.
Тема 3.2. Реки, озера КБР – 2 часа.
Теория. Рассказать обучающимся про природу родного края, познакомить с реками, озерами – 1 час.
Практика. Подготовка творческих работ на тему: «Реки КБР» - 1 час.
Тема 3.3. Джилы – Су. Тайна немецкого аэродрома.– 2 часа.
Теория. Выяснить, какие тайны скрывает ущелье Дилы -Су - 1час.
Практика. Подготовка презентации по теме «Джилы - Су» - 1 час.
Тема 3.4. Тайны Баксанского ущелья.– 2 часа.
Теория. Познакомить с тайнами Баксанского ущелья – 1 час.
Практика. Подготовка презентации «Баксанское ущелье» - 1 час.
Тема 3.5. Тайны гор КБР. Мистические места КБР.– 2 часа.
Теория. Познакомить с тайнами гор КБР– 1 час.
Практика. Составить таблицу «Самые высокие горы КБР» - 1 час.
Тема 3.6. Что будет с Россией, если взорвется Эльбрус? - 2 часа.
Теория. Выяснить, как формируются ледники. Познакомить с видами ледников и их размещением на территории КБР – 1 час.
Практика. Подготовка презентации по теме «Ледники КБР» - 1 час.
Раздел 4. Село Исламей – моя малая Родина – 16 часов.
Тема 4.1. Географическое положение села Исламей. История заселения и развития – 2 часа.
Теория. Познакомить учащихся с географическим положением, историей заселения и развития села Исламей – 1 час.
Практика. Экскурсия по селу Исламей – 1 час.
Тема 4.2. История названий села Исламей – 2 часа.
Теория. Познакомить с историей названия села Исламей – 1 час.
Практика. Составление рассказа про село Исламей – 1 час.
Тема 4.3. Кызбурун – главная достопримечательность села – 2 часа.
Теория. Познакомить с главной достопримечательностью села Исламей – горой Кызбурун – 1 час.
Практика. Экскурсия к подножию горы Кызбурун – 1 час.
Тема 4.4. Происхождение названий улиц нашего села – 2 часа.
Теория. Выяснить происхождение названий улиц нашего села. Познакомить с жизнью людей, в честь которых названы улицы – 1 час.
Практика. Подготовка презентаций «Улицы моего села» - 1час.
Тема 4.5. Холм Озроко – 2 часа.
Теория. Познакомить с историей холма Озроко – 1 час.
Практика. Экскурсия на холм Озроко – 1 час.
Тема 4.6. Население села Исламей – 2 часа.
Теория. Познакомить с численным и национальным составом села Исламей – 1 час.
Практика. Посещение медицинской амбулатории села Исламей. Сбор данных о количестве умерших и родившихся за последние 2 года – 1 час.
Тема 4.7. Уроженцы села – участники ВОВ – 2 часа.
Теория. Познакомить с биографией уроженцев села, внесших вклад в освобождение Родины в годы ВОВ – 1 час.
Практика. Сбор сведений и фотографий участников ВОВ - уроженцев села Исламей – 1 час.
Раздел 5. Фольклор – 8 часов.
Тема 5.1. Пословицы и поговорки – 2 часа.
Теория. Познакомить с пословицами и поговорками народов КБР – 1 час.
Практика. Разучивание пословиц и поговорок – 1 час.
Тема 5.2. Сказки народов КБР – 2 часа.
Теория. Познакомить со сказками народов Кавказа. Дать понять специфику этих сказок – 1 час.
Практика. Чтение сказок – 1 час.
Тема 5.3. Кабардинские народные песни – 2 часа.
Теория. Познакомить со старинными и современными кабардинскими песнями – 1 час.
Практика. Разучивание песен – 1 час.
Тема 5.4.Современная музыка КБР– 2 часа.
Теория. Познакомить с современной музыкой КБР – 1 час.
Практика. Составление характеристики одного национального инструмента кабардинцев – 1 час.
Раздел 6. КБР – рекреационная зона – 10 часов.
Тема 6.1. Чегемские водопады – 2 часа.
Теория. Знакомить с географическим положением, природой и историей образования Чегемских водопадов – 1 час.
Практика. Составление презентации про Чегемские водопады – 1 час.
Тема 6.2. Голубые озера.
Теория. Познакомить с географическим положением, природой и историей образования Голубых озер – 1 час.
Практика. Составление презентации про Голубые озера. – 1 час.
Тема 6.3. Приэльбрусье - 2 часа.
Теория. Познакомить с географическим положением, природой и особенностями геологического развития Приэльбрусья - 1 час.
Практика. Составление презентации про Приэльбрусье – 1 час.
Тема 6.4. Тамбуканские озера – 2 часа.
Теория. Познакомить с географическим положением, природой и историей образования Тамбуканских озер – 1 час.
Практика. Составление и защита проекта презентации про Тамбуканские озера – 1 час.
Тема 6.5. Рекреационные ресурсы КБР – 2 часа.
Теория. Познакомить с рекреационными ресурсами КБР. Объяснить важность географического положения республики в развитии рекреации – 1 час.
Практика. Защита проекта «Моя Кабардино - Балкария» - 1 час.
1.5. Планируемые результаты
Программа позволяет добиваться следующих результатов:
Личностные:
- будет воспитано чувство ответственности за результаты своего труда;
- будут воспитаны трудолюбие и самодисциплина;
- будет воспитано умение работать в команде.
Предметные:
- будут сформированы знания об истории и географии КБР;
- будут сформированы представления о жизни и деятельности выдающихся людей республики;
- будет сформировано представление о природе родного края;
- будут освоены навыки разработки проектов.
Метапредметные:
- будут развиты внимание, память, наблюдательность;
- будет повышен интерес к краеведению;
- будут развиты коммуникативные навыки.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающих формы аттестации
2.1. Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год обучения | 1 сентября 2024г. | 31 мая 2025г. | 36 | 72 | 1 раз в неделю по 2 часа |
2.2. Условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимы:
1. Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями.
2. Общее освещение кабинета и индивидуальное освещение на рабочих местах должно соответствовать требованиям СанПиН.
3. Рабочие столы и стулья должны соответствовать ростовым нормам.
4. Материально-техническая база должна обеспечивать проведение занятий в соответствии с характером проводимых занятий согласно модулям программы.
Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет, столы, стулья для педагога и учащихся; шкаф для учебной литературы, стеллаж для дидактических материалов.
Перечень оборудования, инструментов и материалов: персональный компьютер, телекоммуникационное соединение, мультимедийное оборудование, музыкальный центр, принтер, ксерокс.
Кадровое обеспечение:
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» должен иметь высшее педагогическое образование в области организационно – педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых.
2.3. Методическое и дидактическое обеспечение программы:
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, игровой, дискуссионный, проектный и др.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и т.д.
Дидактическое обеспечение: дидактические пособия, методические разработки, наглядные пособия, карты КБР.
Используемые педагогические технологии:
технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.
Формы организации учебного занятия - беседа, выставка, защита проектов, игра, конкурс, конференция, круглый стол.
2.4. Формы аттестации
Для проверки эффективности и качества реализации программы применяются различные виды контроля и формы отслеживания результатов.
Промежуточный контроль: проводится в середине учебного года (январь-февраль) в форме защиты реферата. По его результатам, при необходимости, осуществляется коррекция учебно- тематического плана.
Итоговый контроль: проводится в конце учебного года (май) в форме защиты проекта. Позволяет оценить результативность обучения учащихся.
2.5. Оценочные материалы
Опросники, проекты, тесты, творческие задания, анкеты.
Критерии оценивания результатов освоения программы
Критерии | Показатели | Уровень |
Теоретическая подготовка | 1.Освоенность образовательной программы | Ниже среднего уровень (учащийся овладел менее чем половиной объёма знаний, предусмотренных программой) Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более половины) Высокий уровень (учащийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой) |
Практическая подготовка | 1.Сформированность учебных умений и навыков, предусмотренных программой | Ниже среднего (учащийся овладел менее чем половиной предусмотренных умений и навыков) Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более половины) Высокий уровень (учащийся освоил практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой) |
2.Умение пользоваться источниками информации | Ниже среднего (учащийся испытывает серьёзные затруднения при работе с литературой и с компьютерными источниками информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога) Средний уровень (работает с литературой и компьютерными источниками информации с помощью педагога) Высокий уровень (работает с литературой и компьютерными источниками информации самостоятельно, не испытывая особых затруднений) | |
Креативность | Уровень развития творческих способностей | Ниже среднего (учащийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания) Средний уровень (выполняет в основном задания на основе образца) Высокий уровень (выполняет творческие задания с элементами творчества) |
Список литературы:
Для педагога:
- Аталиков В.М. Культура кабардинцев и балкарцев. Учебное пособие. Нальчик, 2013г.
- Золотарева И.С. История и культура Кабардино-Балкарии в вопросах и ответах. Нальчик, 2014.
- Золотарева И.С. Методические рекомендации по курсу «Культура народов КБР» Нальчик 2014г.
- Карданова М.М. и др. Контрольно-измерительные и тестовые задания по истории и культуре народов КБР. 8-11 кл. Нальчик, 2013.
- Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 2014
- Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992г.
Для обучающихся:
- Аталиков М.В. «Детские игры в Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2004.
- Бекалдиев М.Д. «История Кабардино-Балкарии 8-9 классы». Нальчик: Эльбрус, 2008.
- Бекалдиев М.Д. «Хрестоматия по истории Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2008.
- Мамбетов Г.Х. Учебник. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 2014
- Электронные издания с материалами по истории КБР: «История адыгов».
Интернет источники:
- http://museum-kbrglav.ru/Сайт Национального музея КБР
- http://www.muzey-kbr.ru/ Сайт Музея ИЗО
- www.memorialbnkbr.com Сайт Мемориала
- Сайт Адыги.ru/Сабанчиев Х.
- Сайт КБР. Рубрика «Истории КБР»
- olg.ucoz.ru›index/kbr_v_igrakh_i_zadachakh/0-23
Приложение №1
Календарно – тематический план
«Край, в котором я живу»
№ | Дата занятия | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Содержание деятельности | Форма аттестации/контроля | ||
по плану | по факту | Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия | ||||
1 | Раздел 1.1. Исторические и географические сведения о КБР | 16 | 8 | 8 | |||
1.1 | 5.09.23 | Вводное занятие. Цель и задачи 1 года обучения. Техника безопасности. Важнейшие исторические сведения о КБР. | 2 | Знакомство с техникой безопасности, основными целями и задачами в первом году обучения. Знакомство с историей формирования КБР | Составление таблицы «Основные этапы формирования КБР» | Беседа | |
1.2 | 12.09 | Территория и численность населения Черкессии | 2 | Выяснить численность и национальный состав Черкессии | Нарисовать рисунок про Родину | Тестирование | |
1.3 | 18.09 | Территория и численность населения КБР | 2 | Рассказать о численности населения КБР и его национальном составе | Сбор информации о численности населения КБР в разные годы | Составление таблицы | |
1.4 | 25.09 | Черкесская диаспора | 2 | Объяснить, что такое диаспора. Выяснить, где сейчас проживают кабардинцы. | Составление карты размещения кабардинской диаспоры. | Защита проектов | |
1.5 | 3.10 | Родственные народы | 2 | Знакомство с родственными народами КБР | Составить таблицу родственных народов КБР | Защита проектов | |
1.6 | 10.10 | Религия. Язычество. Христианство.Ислам. | 2 | Познакомить с историей развития религии в КБР | Составление презентации про историю развития религии КБР | Беседа. Защита презентаций | |
1.7 | 17.10 | Этика и этикет. | 2 | Познакомить с кавказской этикой и этикетом. | Составление памятки «Как вести себя в гостях и за столом» | Коллективный анализ работ | |
1.8 | 24.10 | Традиционная культура КБР | 2 | Познакомить с традиционной культурой народов КБР | Составление рефератов на тему «Культура КБР» | Защита рефератов | |
2 | Раздел 2. Кто есть кто | 12 | 6 | ||||
2.1 | 6.11 | Князья Черкасские. Князья Атажукины. | 2 | Рассказать о князьях Черкасских и Атажукиных. | Составление презентации про князей Черкасских и Атажукиных | Составление презентации | |
2.2 | 13.11 | Фоусат Балкарова. Творчество. | 2 | Познакомить с творчеством Фоусат Балкаровой | Оформление стенда про Фоусат Балкарову | Оформление стенда | |
2.3 | 20.11 | Шогенцуков Али Асхадович | 2 | Знакомство с биографией и творчеством Али Шогенцукова | Составление презентации про А. Шогенцукова | Презентация творческих работ | |
2.4 | 27.11 | Эльмесхан Хагондокова | 2 | Знакомство с жизнью великой женщины | Составление таблицы редких старинных имен рода | Презентация творческих работ | |
2.5 | 5.12 | Кандур Мухадин Изат | 2 | Знакомство с жизнью и творчеством М.Кандура | Составление презентации про жизнь и творчество М. Кандура | Презентация творческих работ | |
2.6 | 12.12 | Промежуточная аттестация. Люди, прославившие мое село, мой род. | 2 | Знакомство с людьми, прославившими наше село, наш род | Защита рефератов на тему «Великие люди моего села» | Защита реферата | |
3 | Раздел 3. Природа КБР | 12 | 6 | ||||
3.1 | 19.12 | Тайны Чегемского ущелья. Ущелье Этмишкол. | 2 | Знакомство с тайнами Чегемского ущелья | Нарисовать рисунок про Чегемское ущелье | Оформление творческих работ | |
3.2 | 26.12 | Реки, озера КБР | 2 | Рассказать обучающимся про природу родного края, познакомить с реками, озерами, горами | Подготовка творческих работ на тему: «Реки КБР» | Беседа | |
3.3 | 16.01. | Джилы – Су. Тайна немецкого аэродрома | 2 | Знакомство с тайнами немецкого аэродрома в Джилы - Су | Подготовка презентаций по теме «Джилы - Су» | Презентация творческих работ | |
3.4 | 23.01 | Тайны Баксанского ущелья | 2 | Знакомство с тайнами Баксанского ущелья | Подготовка презентаций «Баксанское ущелье» | Защита презентаций | |
3.5 | 30.01 | Тайны гор КБР. Мистические места КБР. | 2 | Знакомство с тайнами гор КБР | Составить таблицу «Самые высокие горы КБР» | Презентация творческих работ | |
3.6 | 6.02 | Что будет с Россией, если взорвется Эльбрус | 2 | Выяснить, как формируются ледники. Знакомство с видами ледников и последствиями взрыа Эльбруса. | Подготовка презентации по теме «Ледники КБР» | Презентация творческих работ | |
4 | Раздел 4. Село Исламей – моя малая Родина. | 14 | 7 | ||||
4.1 | 13.02 | Географическое положение села Исламей. История заселения и развития. | 2 | Знакомство с ГП Исламея и историей зассленения и развития села | Экскурсия по селу Исламей | Беседа | |
4.2 | 20.02 | История названия села Исламей. | 2 | Знакомство с историей названий села Исламей | Составление рассказа про село Исламей | Беседа | |
4.3 | 27.02 | Кызбурун – главная достопримечательность села. | 2 | Знакоство с горой Кызбурун | Экскурсия к подножию горы Кызбурун | Беседа | |
4.4 | 5.03 | Происхождение названий улиц нашего села. | 2 | Знакомство с историей названий улиц нашего села | Подготовка презентаций «Улицы моего села» | Защита презентаций | |
4.5 | 12.03 | Холм Озроко. | 2 | Познакомить с историей холма Озроко | Экскурсия на холм Озроко | Беседа | |
4.6 | 19.03 | Население села Исламей. | 2 | Познакомить с численным и национальным составом села Исламей | Посещение медицинской амбулатории села Исламей. Сбор данных о количестве умерших и родившихся за последние 2 года | Беседа | |
4.7 | 2.04 | Уроженцы села – участники ВОВ. | 2 | Познакомить с биографией уроженцев села, внесших вклад в освобождение Родины в годы ВОВ | Сбор сведений и фотографий участников ВОВ - уроженцев села Исламей | Выставка | |
5 | Раздел 5. Фольклор | 4 | 4 | ||||
5.1 | 9.04 | Пословицы и поговорки. | 2 | Познакомить с пословицами и поговорками народов КБР | Разучивание пословиц и поговорок | Дидактическая игра | |
5.2 | 16.04 | Сказки народов КБР. | 2 | Познакомить со сказками народов Кавказа. Дать понять специфику этих сказок | Чтение сказок | Наблюдение | |
5.3 | 23.04 | Кабардинские народные песни. | 2 | Познакомить со старинными и современными кабардинскими песнями | Разучивание песен | Концерт | |
5.4 | 30.04 | Современная музыка КБР | 2 | Познакомить с современной музыкой в КБР | Составление характеристики одного национального инструмента кабардинцев | Беседа | |
6 | 7.05 | Раздел 6. КБР – рекреационная зона | 8 | 5 | 5 | ||
6.1 | 14.05 | Чегемские водопады. | 2 | Знакомить с географическим положением, природой и историей образования Чегемских водопадов | Составление презентации про Чегемские водопады | Презентация творческих работ | |
6.2 | 21.05 | Голубые озера. | 2 | Познакомить с географическим положением, природой и историей образования Голубых озер | Составление презентации про Голубые озера | Презентация творческих работ | |
6.3 | 28.05 | Приэльбрусье. Тамбуканские озера. | 2 | Познакомить с географическим положением, природой и особенностями геологического развития Приэльбрусья | Составление презентации про Приэльбрусье | Презентация творческих работ | |
6.4 | 29.05 | Презентация собственного проекта | 2 | Познакомить с географическим положением, природой и историей образования Тамбуканских озер | Составление и защита проекта презентации про Тамбуканские озера | Защита проекта | |
6.5 | 30.05 | Моя Кабардино - Балкария | 2 | Познакомить с рекреационными ресурсами КБР. Объяснить важность географического положения республики в развитии рекреации | Составление проекта «Моя Кабардино - Балкария» | Защита проекта | |
Всего | 72 | 36 | 36 |
Приложение №2
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» с.п. Исламей
Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики
Воспитательная программа
на 2024-2025 учебный год
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
Год обучения: первый
Номер группы: 1
Возраст учащихся: от 8 до 15 лет
Разработчик: Кундетова Инна Исуфовна,
педагог дополнительного образования
с.п.Исламей, 2024 г
Характеристика объединения «Край, в котором я живу»
Деятельность объединения «Край, в котором я живу» имеет туристско - краеведческую направленность.
Количество обучающихся объединения «Край, в котором я живу» составляет 15 человек. Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 8 до 15 лет.
Формы работы – индивидуальные и групповые.
Цель, задачи и результат воспитательной работы
Цель - создание целостной системы работы учреждения для эффективного решения задач воспитания и социализации детей.
Задачи:
- интеграция воспитательного потенциала социума, реализация широкого спектра вариативных социально-адаптивных проектов и программ, направленных на включение участников образовательного процесса в систему социальных отношений и приобретение ими социального опыта;
- социализация детей и подростков, формирование у них потребности к участию в социально значимых проектах и самоуправлении, создание условий для развития позитивных качеств личности;
- выявление, развитие и реализация творческой и познавательной активности воспитанников через включение в различные виды деятельности, вовлечение в содержательный досуг.
Результат воспитания:
- приобретение детьми и подростками социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
- формирование позитивных отношений к базовым ценностям общества (человек, семья, отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности.
- получение детьми опыта самостоятельного социального действия (действия для людей и на людях).
Работа с коллективом обучающихся
- формирование практических умений по организации органов самоуправления этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования;
- обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
- развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;
- содействие формированию активной гражданской позиции;
- воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями
- Организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации)
- Содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность кружкового объединения (организация и проведение открытых занятий для родителей в течение года)
- Оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания детей.
Календарный план воспитательной работы
«Край, в котором я живу»
№ | Направление воспитательной работы | Наименования мероприятия | Срок выполнения | Ответственный | Планируемый результат | Примечание |
1. | Гражданско-патриотическое | Конкурс презентаций ко Дню Адыгов. | Сентябрь 2024г. | Педагог дополнительного образования Кундетова Инна Исуфовна | Знающий и любящий свою малую родину, свой край. Сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную идентичность, проявляющий уважение к своему и другим народам | |
Конкурс на лучший проект «Край мой родной» | Октябрь 2024г. Декабрь 2024г. Май 2025г. | Педагог дополнительного образования Кундетова Инна Исуфовна | Знающий и любящий свою малую родину, свой край. Сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную идентичность, проявляющий уважение к своему и другим народам | |||
Участие в мероприятиях, посвящённых 1 мая и 9 мая. | Май | Педагог дополнительного образования Кундетова Инна Исуфовна | Содействие формированию активной гражданской позиции; воспитание у обучающихся чувства уважения, внимания, чуткости к ветеранам. | |||
Конкурс проектов и презентаций «Моя Кабардино - Балкария» | Май | Педагог дополнительного образования Кундетова Инна Исуфовна | Содействие формированию активной гражданской позиции; воспитание у обучающихся чувства уважения, внимания, чуткости к ветеранам. | |||
2. | Духовно-нравственное | Участие в мероприятиях, посвященных Дню пожилого человека (составление поздравительных видеороликов, открыток) | 1 октябрь | Педагог дополнительного образования Кундетова Инна Исуфовна | Воспитание у обучающихся чувства уважения, внимания, чуткости к пожилым людям. | |
Конкурс презентаций «Мы против террора!» | 13.10.2024г | Педагог дополнительного образования Кундетова Инна Исуфовна | Понимающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. | |||
3. | Художественно-эстетическое | Выставка фотографии «Моя семья – моя крепость» | Ноябрь | Педагог дополнительного образования Кундетова Инна Исуфовна | Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях | |
Развлекательный праздник ко Дню матери с приглашением мам | Ноябрь | Педагог дополнительного образования Кундетова Инна Исуфовна | Содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение жизнедеятельность кружкового объединения | |||
Участие в мероприятиях, посвященных Новому году. | Декабрь | Педагог дополнительного образования Кундетова Инна Исуфовна | Сплочение детского коллектива, развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят. | |||
4. | Спортивно-оздоровительное | Проектная деятельность с использованием БПЛА «День Защитников Отечества» | 23 февраля | Педагог дополнительного образования Кундетова Инна Исуфовна | Содействие формированию активной гражданской позиции. | |
Конкурс на лучший социальный видеоролик «Спорт -альтернатива пагубным привычкам» | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. | |||||
5. | Физическое воспитание | Беседа «Мы за здоровый образ жизни» | В течение года | Педагог дополнительного образования Кундетова Инна Исуфовна | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. | |
Участие в конкурсах, олимпиадах различных уровней(школьный, муниципальный, региональный, всероссийский) | В течение года | Педагог дополнительного образования Кундетова Инна Исуфовна | Формировать личностные качества: вежливость, доброжелательность, креативность, рассудительность, самокритичность, усидчивость, настойчивость, трудолюбие, волю к победе, критическое отношение к себе и сопернику | |||
6. | Трудовое воспитание и профориентационное | Проведение инструктажей по технике безопасности | Сентябрь, ноябрь, январь, март | Педагог дополнительного образования Кундетова Инна Исуфовна | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация работы по программе «Дом, в котором я живу»
Презентация работы по программе «Русская изба»...
Программа "Мир, в котором я живу"
Воспитание духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией воспитанников специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида...
Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...
Рабочая программа учебного курса "Биология: Многообразие живых организмов: Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология&raqu...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир, в котором я живу».
Данная программа способствует привитию интереса учащихся к изучению культурно-исторического прошлого родной страны и родного поселения, расширит знания учащихся по изучению культуры и быта...
Программа "Мир, в котором я живу"
Программа составлена для реализации проекта Государственной программы, приоритетным направлением которого является гражданское и патриотическое воспитание: «Патриотическое воспитание...
Дополнительная программа "Мир в котором я живу" 9 класс
Направленность программы – социально-педагогическая.Актуальность программы – одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой п...