Рабочая программа кружка "Край, в котором я живу"
рабочая программа по географии (8 класс)

Кундетова Инна Исуфовна

Дополнительная общеразвивающая программа «Край, в котором я живу» имеет туристско – краеведческую направленность, уровень – базовый, вид – модифицированный.

Программа «Край, в котором я живу» направлена на:

  • расширение знаний учащихся о родном крае;
  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
  • развитие и поддержку детей, проявивших интерес к краеведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_2024_kundetova._.doc312 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

БАКСАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА» КБР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4» с.п. ИСЛАМЕЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ТУРИСТСКО – КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 «КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

Уровень программы: базовый

Вид программы: модифицированная

Адресат: от 8 до 15 лет

Срок реализации программы: 1 год – 72 часа

Форма обучения: очная

Автор – составитель – Кундетова Инна Исуфовна – педагог дополнительного образования

с.п. Исламей, 2024г

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования»

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Край, в котором я живу» имеет туристско – краеведческую направленность, уровень – базовый, вид – модифицированный.

Программа «Край, в котором я живу» направлена на:

  • расширение знаний учащихся о родном крае;
  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
  • развитие и поддержку детей, проявивших интерес к краеведению.

В основе программы лежат следующие направления: нравственное, гражданско-правовое, экологическое и художественно - эстетическое.

Программа «Край, в котором я живу» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
  • Национальный проект «Образование».
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года от 31.03.2022г. №678-р.
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2023г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021г. №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  • Закон Кабардино-Балкарскрй Республики от 24.04.2014г. №23-РЗ «Об образовании».
  • Приказ Минобразования Кабардино-Балкарской Республики от 17.08.2015г. №778 «Об утверждении Региональных требований к деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике».
  • Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26.05.2020г. №242-рп «Об утверждении Концепции внедрения персонифицированного дополнительного образования детей в КБР».
  • Письмо Минпросвещения КБР от 02.06.2022г№22-01-32/96 «Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные)»
  • Методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ ГБУ ДПО "ЦНППМ" Минпросвещения КБР «Регионального модельного центра» 2022г.
  • Постановление местной администрации Баксанского муниципального района от 15.08.2023г№ 1184 «Об утверждении положения о персонифицированном дополнительном образованиидетей в Баксанском  муниципальном районе»
  • Устав МОУ СОШ №4 с.п. Исламей.

Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного краяПолные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа. Данная программа способствует формированию у учащихся таких личностных качеств как доброжелательность, трудолюбие, справедливость, честность. В современных условиях в наш быт активно внедряется инородная культура, а наша родная культура незаслуженно забывается. Поэтому, нам необходимо уделять больше внимания кабардинской народной культуре, т.к. именно она способствует формированию чувства национальной принадлежности и национального достоинства, чувства патриотизма и любви к своей Родине. Программа реализуется в рамках проекта «Точка роста».

Новизна данной программы предполагает не только получение знаний, но и воспитание духовно - нравственной культуры, формирование умений практического характера, что позволяет обучающимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности. 

Введение регионального компонента позволяет дать детям богатые знания о родном крае, природе, которая их окружает, соединить в их сознании полученные знания с практикой.

          В содержание программы включены темы по изучению своего родного села Исламей. Это и история образования нашего села, природные условия, и особо охраняемые природные территории, что имеет немаловажное значение в патриотическом воспитании детей.

Педагогическая целесообразность определяется социальной значимостью и направленностью на организацию социально полезной деятельности учащихся. Данная программа направлена на формирование у учащихся целостного восприятия окружающего мира, на развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы, физического и нравственного здоровья, на воспитание любви к малой родине и России в целом, на формирование общечеловеческих ценностей. Она даёт возможность расширить знания детей не только об истории становления и развития своего края, а также углубить и расширить имеющиеся знания по географии, экологии, экономике, развитию здравоохранения родного края. Учащиеся осваивают теоретические основы краеведения, приобретают опыт нахождения и анализа нужной информации.

Отличительной особенностью программы является широкое использование местных ресурсов: краеведческий музей, школьная библиотека, географические объекты на территории села Исламей и КБР. Данная образовательная программа позволяет через краеведческую деятельность решать в комплексе предметные, метапредметные и личностные задачи.

Адресат программы: программа рассчитана на детей от 8 до 15 лет.

Объем и сроки реализации: программа рассчитана на 1 год обучения, 36 недель, 72 ч.

Режим занятий: один раз в неделю по 2 часа, продолжительность занятий составляет 40 минут, перерыв 10 минут.

Наполняемость группы: 12 - 15 человек.

Форма обучения: очная.

Форма занятий: беседа, защита проектов, игра, конкурс, лекция, олимпиада, экскурсии.

Особенности организации образовательного процесса.

Программа рассчитана на детей, не имеющих базовые знания по истории и географии родного края. Основная форма проведения занятий – групповая.

Изучение программного материала проводится на теоретических и практических занятиях. На теоретических занятиях излагаются основные сведения по темам, а на практических – создаются презентации, проекты, сообщения, рефераты.

1.2. Цель и задачи программы.

Цель программы – освоить базовые знания, умения и навыки в изучении природы родного края, традиций и обычаев народов Кабардино-Балкарии.

Задачи:

Предметные:

  • Познакомить учащихся с историей и географией КБР;
  • Сформировать у учащихся представления о жизни и деятельности выдающихся людей республики;
  • Сформировать у учащихся представление о природе родного края;
  • Сформировать у учащихся навыки разработки проектов;
  • Освоить основы культуры и быта своего края.

Метапредметные:                                                            

  • развить у учащихся внимание, память, наблюдательность;
  • повысить интерес учащихся к краеведению;
  • развить у учащихся коммуникативные навыки.

Личностные:

  • воспитать у учащихся  чувство ответственности за результаты своего труда;
  • воспитать трудолюбие и самодисциплину;
  • воспитать умение работать в команде.

1.3. Учебный план

№ п/п

Наименование модуля  раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Раздел 1.1.  Исторические и географические сведения о КБР

16

8

8

1.1

Вводное занятие. Цель и задачи 1 года

обучения. Техника безопасности. Важнейшие исторические сведения о КБР. 

2

1

1

Беседа

1.2

Территория и численность населения Черкессии

2

1

1

Тестирование

1.3

Территория и численность населения КБР

2

1

1

Подготовка презентации

1.4

Черкесская диаспора

2

1

1

Защита проектов

1.5

Родственные народы.

2

1

1

Защита

проектов

1.6

Религия. Язычество. Христианство. Ислам.

2

1

1

Беседа. Защита презентаций

1.7

Этика и этикет

2

1

1

Коллективный анализ работ

1.8

Традиционная культура.

2

1

1

Защита рефератов

2

Раздел 2. Кто есть кто

12

6

6

2.1

  Князья Черкасские.. Князья Атажукины.

2

1

1

Беседа

2.2

Фоусат Балкарова. Творчество.

2

1

1

Презентация творческих работ

2.3

Шогенцуков Али Асхадович

2

1

1

Презентация творческих работ

2.4

Эльмесхан Хагондокова                        

2

1

1

Беседа

2.5

Кандур Мухадин Иззат

2

1

1

Коллективный анализ работ

2.6

Промежуточная аттестация. Люди, прославившие КБР.

2

1

1

Защита реферата

3

Раздел 3. Природа КБР

12

6

6

3.1

Тайны Чегемского ущелья.Ущелье Этмишкол

2

1

1

Беседа

3.2

Реки, озера КБР.

2

1

1

Беседа

3.3

Джилы – Су. Тайна немецкого аэродрома.

2

1

1

Презентация творческих работ

3.4

Тайны Баксанского ущелья.

2

1

1

Защита презентаций

3.5

Тайны гор КБР. Мистические места КБР.

2

1

1

Презентация творческих работ

3.6

Что будет с Россией, если взорвется Эльбрус?

2

1

1

Презентация творческих работ

 4        

Раздел 4. Село Исламей - моя        малая Родина.

14

7

7

4.1

Географическое положение села Исламей. История заселения и развития.

2

1

1

Беседа

4.2

История названия села Исламей.

2

1

1

Беседа

4.3

Кызбурун – главная достопримечательность села.

2

1

1

Беседа

4.4

Происхождение названий улиц нашего села.

2

1

1

Защита презентаций

4.5

Холм Озроко.

2

1

1

Беседа

4.6

Топонимика названий села Исламей.

2

1

1

Беседа

4.7

Уроженцы села, прославившие село.

2

1

1

Выставка

 5

Раздел 5.   Фольклор

8

4

4

5.1

Пословицы и поговорки.

2

1

1

Дидактическая игра

5.2

Сказки народов КБР.

2

1

1

Наблюдение

5.3

Кабардинские народные песни.

2

1

1

Концерт

5.4

Современная музыка КБР.

2

1

1

Беседа

Итого:

8

4

4

6

Раздел 6.  КБР – рекреационная зона

10

5

5

6.1

Чегемские водопады.

2

1

1

Презентация творческих работ

6.2

Голубые озера.

2

1

1

Презентация творческих работ

6.3

Приэльбрусье.  Тамбуканские озера.

2

1

1

Презентация творческих работ

6.4

Презентация собственного проекта

2

1

1

Презентация творческих работ

6.5

Моя Кабардино - Балкария

2

1

1

Защита проекта

ВСЕГО:

72

36

36

1.4. Содержание учебного плана.

Раздел 1. Исторические и географические сведения о КБР – 16 часов.

Тема 1.1. Вводное занятие. Цель и задачи 1 года обучения. Техника безопасности. Важнейшие исторические сведения о КБР – 2 часа.

Теория. Знакомство с техникой безопасности, основными целями и задачами в первом году обучения. Знакомство с историей формирования КБР – 1 час.

Практика. Составление таблицы «Основные этапы формирования КБР» - 1 час.

Тема 1.2. Территория и численность населения Черкессии – 2 часа.

Теория. Выяснить численность и национальный состав  Черкессии– 1 час.

Практика. Нарисовать рисунок про Родину – 1 час.

Тема 1.3. Территория и численность населения КБР – 2 часа.

Теория. Рассказать учащимся о численности населения КБР и его национальном составе. – 1 час.

Практика. Сбор информации об изменениях численности населения в разные годы..- 1 час.

Тема 1.4. Черкесская диаспора - 2 часа.

Теория. Объяснить что такое диаспора. Выяснить, где сейчас проживают кабардинцы – 1 час.

Практика. Составление карты размещения кабардинской диаспоры – 1 час.

Тема 1.5. Родственные народы. - 2 часа.

Теория.  Знакомство с родственными народами Кабардино - Балкарии – 1 час.

Практика. Составить таблицу родственных народов в КБР– 1 час.

Тема 1.6. Религия. Язычество. Христианство. Ислам.– 2 часа.

Теория. Познакомить с историей развития религии в  КБР  -  1 час.

Практика. Составление презентации про религии в КБР – 1час.

Тема 1.7. Этика и этикет.

Теория. Познакомить с кавказской этикой и этикетом.– 1 час.

Практика. Составление памятки «Как вести себя в гостях и за столом»– 1 час.

Тема 1.8. Традиционная культура. КБР – 2 часа.

Теория. Познакомить с традиционной культурой народов КБР– 1 час.

Практика. Составление рефератов на тему «Культура КБР» - 1 час.

Раздел 2. Кто есть кто – 12 часов.

Тема 2.1. Князья Черкасские. Князья Атажукины.– 2 часа.

Теория. Рассказать учащимся о князьях Черкасских и Атажукиных- 1 час.

Практика. Презентация  на тему «Князья Черкасские. Князья Атажукины.» - 1 час.

Тема 2.2. Фоусат Балкарова. Творчество– 2 часа.

Теория. Познакомить с творчеством Фоусат Балкаровой- 1 час.

Практика. Оформление стенда про Ф. Балкарову.

Тема 2.3. Шогенцуков Али Асхадович – 2 часа.

Теория. Познакомить с биографией и творчеством Али Шогенцукова.– 1 час.

Практика.  Составляем презентацию про А. Шогенцукова..

Тема 2.4. Эльмесхан Хагондокова   – 2 часа.

Теория. Знакомство с жизнью великой женщины – 1 час.

Практика. Оформление презентации про Э.Хагондокову. – 1 час.

Тема 2.5. Кандур Мухадин Иззат - 2 часа.

Теория. Познакомить с жизнью и творчеством писателя.– 1 час.

Практика. Составлениепрезентации про писателя Кандура– 1 час.

Тема 2.6. Люди, прославившие КБР– 1 час.

Теория. Рассказать о людях, которые внесли вклад в развитие КБР– 1 час.

Практика. Защита рефератов на тему «Великие люди моего села» - 1 час.

Раздел 3. Природа КБР – 12 часов.

Тема 3.1. Тайны Чегемского ущелья.Ущелье Этмишкол – 2 часа.

Теория. Рассказать учащимся протайны Чегемского ущелья– 1 час.

Практика. Нарисовать рисунок «Чегемские водопады» - 1 час.

Тема 3.2. Реки, озера КБР – 2 часа.

Теория. Рассказать обучающимся про природу родного края, познакомить с реками, озерами – 1 час.

Практика. Подготовка творческих работ на тему: «Реки КБР» - 1 час.

Тема 3.3. Джилы – Су. Тайна немецкого аэродрома.– 2 часа.

Теория. Выяснить, какие тайны скрывает ущелье Дилы -Су -  1час.

Практика. Подготовка презентации по теме «Джилы - Су» - 1 час.

Тема 3.4. Тайны Баксанского ущелья.– 2 часа.

Теория. Познакомить с тайнами Баксанского ущелья – 1 час.

Практика. Подготовка презентации «Баксанское ущелье» - 1 час.

Тема 3.5. Тайны гор КБР. Мистические места КБР.– 2 часа.

Теория. Познакомить с тайнами гор КБР– 1 час.

Практика. Составить таблицу «Самые высокие горы КБР» - 1 час.

Тема 3.6. Что будет с Россией, если взорвется Эльбрус? - 2 часа.

Теория. Выяснить, как формируются ледники. Познакомить с видами ледников и их размещением на территории КБР – 1 час.

Практика. Подготовка презентации по теме «Ледники КБР» - 1 час.

Раздел 4. Село Исламей – моя малая Родина – 16 часов.

Тема 4.1. Географическое положение села Исламей. История заселения и развития – 2 часа.

Теория. Познакомить учащихся с географическим положением, историей заселения и развития села Исламей – 1 час.

Практика. Экскурсия по селу Исламей – 1 час.

Тема 4.2. История названий села Исламей – 2 часа.

Теория. Познакомить с историей названия села Исламей – 1 час.

Практика. Составление рассказа про село Исламей – 1 час.

Тема 4.3. Кызбурун – главная достопримечательность села – 2 часа.

Теория. Познакомить с главной достопримечательностью села Исламей – горой Кызбурун – 1 час.

Практика. Экскурсия к подножию горы Кызбурун – 1 час.

Тема 4.4. Происхождение названий улиц нашего села – 2 часа.

Теория. Выяснить происхождение названий улиц нашего села. Познакомить с жизнью людей, в честь которых названы улицы – 1 час.

Практика. Подготовка презентаций «Улицы моего села» - 1час.

Тема 4.5. Холм Озроко – 2 часа.

Теория. Познакомить с историей холма Озроко – 1 час.

Практика. Экскурсия на холм Озроко – 1 час.

Тема 4.6. Население села Исламей – 2 часа.

Теория. Познакомить с численным и национальным составом села Исламей – 1 час.

Практика. Посещение медицинской амбулатории села Исламей. Сбор данных о количестве умерших и родившихся за последние 2 года – 1 час.

Тема 4.7. Уроженцы села – участники ВОВ – 2 часа.

Теория. Познакомить с биографией уроженцев села, внесших вклад в освобождение Родины в годы ВОВ – 1 час.

Практика. Сбор сведений и фотографий участников ВОВ - уроженцев села Исламей – 1 час.

Раздел 5.   Фольклор – 8 часов.

Тема 5.1. Пословицы и поговорки – 2 часа.

Теория. Познакомить с пословицами и поговорками народов КБР – 1 час.

Практика. Разучивание пословиц и поговорок – 1 час.

Тема 5.2. Сказки народов КБР – 2 часа.

Теория. Познакомить со сказками народов Кавказа. Дать понять специфику этих сказок – 1 час.

Практика. Чтение сказок – 1 час.

Тема 5.3. Кабардинские народные песни – 2 часа.

Теория. Познакомить со старинными и современными кабардинскими песнями – 1 час.

Практика. Разучивание песен – 1 час.

Тема 5.4.Современная музыка КБР– 2 часа.

Теория. Познакомить с современной музыкой КБР – 1 час.

Практика. Составление характеристики одного национального инструмента кабардинцев – 1 час.

Раздел 6.  КБР – рекреационная зона – 10 часов.

Тема 6.1. Чегемские водопады – 2 часа.

Теория. Знакомить с географическим положением, природой и историей образования Чегемских водопадов – 1 час.

Практика. Составление презентации про Чегемские водопады – 1 час.

Тема 6.2. Голубые озера.

Теория. Познакомить с географическим положением, природой и историей образования Голубых озер – 1 час.

Практика. Составление презентации про Голубые озера. – 1 час.

Тема 6.3. Приэльбрусье - 2 часа.

Теория. Познакомить с географическим положением, природой и особенностями геологического развития Приэльбрусья -  1 час.

Практика. Составление презентации про Приэльбрусье – 1 час.

Тема 6.4. Тамбуканские озера – 2 часа.

Теория. Познакомить с географическим положением, природой и историей образования Тамбуканских озер – 1 час.

Практика. Составление и защита проекта презентации про Тамбуканские озера – 1 час.

Тема 6.5. Рекреационные ресурсы КБР – 2 часа.

Теория. Познакомить с рекреационными ресурсами КБР. Объяснить важность географического положения республики в развитии рекреации – 1 час.

Практика. Защита проекта «Моя Кабардино - Балкария» - 1 час.

1.5. Планируемые результаты

Программа позволяет добиваться следующих результатов:

Личностные:

  • будет воспитано чувство ответственности за результаты своего труда;
  • будут воспитаны трудолюбие и самодисциплина;
  • будет воспитано умение работать в команде.

Предметные:

  • будут сформированы знания об истории и географии КБР;
  • будут сформированы представления о жизни и деятельности выдающихся людей республики;
  • будет сформировано представление о природе родного края;
  • будут освоены навыки разработки проектов.

Метапредметные:

  • будут развиты внимание, память, наблюдательность;
  • будет повышен интерес к краеведению;
  • будут развиты коммуникативные навыки.


Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий, включающих формы аттестации

2.1. Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год обучения

1 сентября 2024г.

31 мая 2025г.

36

72

1 раз в неделю по 2 часа

2.2. Условия реализации программы:

Для успешной реализации программы необходимы:

1. Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями.

2. Общее освещение кабинета и индивидуальное освещение на рабочих местах должно соответствовать требованиям СанПиН.

3. Рабочие столы и стулья должны соответствовать ростовым нормам.

4. Материально-техническая база должна обеспечивать проведение занятий в соответствии с характером проводимых занятий согласно модулям программы.

Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет, столы, стулья для педагога и учащихся; шкаф для учебной литературы, стеллаж для дидактических материалов.

Перечень оборудования, инструментов и материалов: персональный компьютер, телекоммуникационное соединение, мультимедийное оборудование, музыкальный центр, принтер, ксерокс.

Кадровое обеспечение:

Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» должен иметь высшее педагогическое образование в области организационно – педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых.

2.3. Методическое и дидактическое обеспечение программы:

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, игровой, дискуссионный, проектный и др.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и т.д.

Дидактическое обеспечение: дидактические пособия, методические разработки, наглядные пособия, карты КБР.

Используемые педагогические технологии:

технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.

Формы организации учебного занятия -  беседа, выставка, защита проектов, игра, конкурс, конференция, круглый стол.

2.4. Формы аттестации

Для проверки эффективности и качества реализации программы применяются различные виды контроля и формы отслеживания результатов.

Промежуточный контроль: проводится в середине учебного года (январь-февраль) в форме защиты реферата. По его результатам, при необходимости, осуществляется коррекция учебно- тематического плана.

Итоговый контроль: проводится в конце учебного года (май) в форме защиты проекта. Позволяет оценить результативность обучения учащихся.

2.5. Оценочные материалы

Опросники, проекты, тесты, творческие задания, анкеты.

Критерии оценивания результатов освоения программы

Критерии

Показатели

Уровень

Теоретическая подготовка

1.Освоенность образовательной программы

Ниже среднего уровень (учащийся овладел менее чем половиной объёма знаний, предусмотренных программой)

Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более половины)

Высокий уровень (учащийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой)

Практическая подготовка

1.Сформированность учебных умений и навыков, предусмотренных программой

Ниже среднего (учащийся овладел менее чем половиной предусмотренных умений и навыков)

Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более половины)

Высокий уровень (учащийся освоил практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой)

2.Умение пользоваться источниками информации

Ниже среднего (учащийся испытывает серьёзные затруднения при работе с литературой и с компьютерными источниками информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога)

Средний уровень (работает с литературой и компьютерными источниками информации с помощью педагога)

Высокий уровень (работает с литературой и компьютерными источниками информации самостоятельно, не испытывая особых затруднений)

Креативность

Уровень развития творческих способностей

Ниже среднего (учащийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания)

Средний уровень (выполняет в основном задания на основе образца)

Высокий уровень (выполняет творческие задания с элементами творчества)

Список литературы:

Для педагога:

  1. Аталиков В.М. Культура кабардинцев и балкарцев. Учебное пособие. Нальчик, 2013г.
  2. Золотарева И.С. История и культура Кабардино-Балкарии в вопросах и ответах.    Нальчик, 2014.
  3. Золотарева И.С. Методические рекомендации по курсу «Культура народов КБР» Нальчик 2014г.
  4. Карданова М.М. и др. Контрольно-измерительные и тестовые задания по истории и культуре народов КБР. 8-11 кл. Нальчик, 2013.
  5. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 2014
  6. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992г.

Для обучающихся:

  1. Аталиков М.В. «Детские игры в Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2004.
  2. Бекалдиев М.Д. «История Кабардино-Балкарии 8-9 классы». Нальчик: Эльбрус, 2008.
  3. Бекалдиев М.Д. «Хрестоматия по истории Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2008.
  4. Мамбетов Г.Х. Учебник. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 2014
  5. Электронные издания с материалами по истории КБР: «История адыгов».

Интернет источники:

  1. http://museum-kbrglav.ru/Сайт Национального музея КБР  
  2. http://www.muzey-kbr.ru/ Сайт Музея ИЗО
  3. www.memorialbnkbr.com Сайт Мемориала
  4. Сайт Адыги.ru/Сабанчиев Х.
  5. Сайт КБР. Рубрика «Истории КБР»
  6. olg.ucoz.ruindex/kbr_v_igrakh_i_zadachakh/0-23

Приложение №1

Календарно – тематический план

«Край, в котором я живу»

Дата занятия

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Содержание деятельности

Форма аттестации/контроля

по плану

по факту

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1

Раздел 1.1.  Исторические и географические сведения о КБР

16

8

8

1.1

5.09.23

Вводное занятие. Цель и задачи 1 года

обучения. Техника безопасности. Важнейшие исторические сведения о КБР. 

2

Знакомство с техникой безопасности, основными целями и задачами в первом году обучения. Знакомство с историей формирования КБР

Составление таблицы «Основные этапы формирования КБР»

Беседа

1.2

12.09

Территория и численность населения Черкессии

2

Выяснить численность и национальный состав  Черкессии

Нарисовать рисунок про Родину

Тестирование

1.3

18.09

Территория и численность населения КБР

2

Рассказать о численности населения КБР и его национальном составе

Сбор информации о численности населения КБР в разные годы

Составление таблицы

1.4

25.09

Черкесская диаспора

2

Объяснить, что такое диаспора. Выяснить, где сейчас проживают кабардинцы.

Составление карты размещения кабардинской диаспоры.

Защита проектов

1.5

3.10

Родственные народы

2

Знакомство с родственными народами КБР

Составить  таблицу родственных народов КБР

Защита

проектов

1.6

10.10

Религия. Язычество. Христианство.Ислам.

2

Познакомить с историей развития религии в КБР

Составление презентации про историю развития религии КБР

Беседа. Защита презентаций

1.7

17.10

Этика и этикет.

2

Познакомить с кавказской этикой и этикетом.

Составление памятки «Как вести себя в гостях и за столом»

Коллективный анализ работ

1.8

24.10

Традиционная культура КБР

2

Познакомить с традиционной культурой народов КБР

Составление рефератов на тему «Культура КБР»

Защита рефератов

2

Раздел 2. Кто есть кто

12

6

2.1

6.11

Князья Черкасские. Князья Атажукины.

2

Рассказать о князьях Черкасских и Атажукиных.

Составление презентации про князей Черкасских и Атажукиных

Составление презентации

2.2

13.11

Фоусат Балкарова. Творчество.

2

Познакомить с творчеством Фоусат Балкаровой

Оформление стенда про Фоусат Балкарову

Оформление стенда

2.3

20.11

Шогенцуков Али Асхадович

2

Знакомство с биографией и творчеством Али Шогенцукова

Составление презентации про А. Шогенцукова

Презентация творческих работ

2.4

27.11

Эльмесхан Хагондокова

2

Знакомство с жизнью великой женщины

Составление таблицы редких старинных имен рода

Презентация творческих работ

2.5

5.12

Кандур Мухадин Изат

2

Знакомство с жизнью и творчеством М.Кандура

Составление презентации про жизнь и творчество М. Кандура

Презентация творческих работ

2.6

12.12

Промежуточная аттестация. Люди, прославившие мое село, мой род.

2

Знакомство с людьми, прославившими наше село, наш род

Защита рефератов на тему «Великие люди моего села»

Защита реферата

3

Раздел 3. Природа КБР

12

6

3.1

19.12

Тайны Чегемского ущелья. Ущелье Этмишкол.

2

Знакомство с тайнами Чегемского ущелья

Нарисовать рисунок про Чегемское ущелье

Оформление творческих работ

3.2

26.12

Реки, озера КБР

2

Рассказать обучающимся про природу родного края, познакомить с реками, озерами, горами

Подготовка творческих работ на тему: «Реки КБР»

Беседа

3.3

16.01.

Джилы – Су. Тайна немецкого аэродрома

2

Знакомство с тайнами немецкого аэродрома в Джилы - Су

Подготовка презентаций по теме «Джилы - Су»

Презентация творческих работ

3.4

23.01

Тайны Баксанского ущелья

2

Знакомство с тайнами Баксанского ущелья

Подготовка презентаций «Баксанское ущелье»

Защита презентаций

3.5

30.01

Тайны гор КБР. Мистические места КБР.

2

Знакомство с тайнами гор КБР

Составить таблицу «Самые высокие горы КБР»

Презентация творческих работ

3.6

6.02

Что будет с Россией, если взорвется Эльбрус

2

Выяснить, как формируются ледники. Знакомство с видами ледников и последствиями взрыа Эльбруса.

Подготовка презентации по теме «Ледники КБР»

Презентация творческих работ

 4        

Раздел 4. Село Исламей – моя малая Родина.

14

7

4.1

13.02

Географическое положение села Исламей. История заселения и развития.

2

Знакомство с ГП Исламея и историей зассленения и развития села

Экскурсия по селу Исламей

Беседа

4.2

20.02

История названия села Исламей.

2

Знакомство с историей названий села Исламей

Составление рассказа про село Исламей

Беседа

4.3

27.02

Кызбурун – главная достопримечательность села.

2

Знакоство с горой Кызбурун

Экскурсия к подножию горы Кызбурун

Беседа

4.4

5.03

Происхождение названий улиц нашего села.

2

Знакомство с историей названий улиц нашего села

Подготовка презентаций «Улицы моего села»

Защита презентаций

4.5

12.03

Холм Озроко.

2

Познакомить с историей холма Озроко

Экскурсия на холм Озроко

Беседа

4.6

19.03

Население села Исламей.

2

Познакомить с численным и национальным составом села Исламей

Посещение медицинской амбулатории села Исламей. Сбор данных о количестве умерших и родившихся за последние 2 года

Беседа

4.7

2.04

Уроженцы села – участники ВОВ.

2

Познакомить с биографией уроженцев села, внесших вклад в освобождение Родины в годы ВОВ

Сбор сведений и фотографий участников ВОВ - уроженцев села Исламей

Выставка

 5

Раздел 5.   Фольклор

4

4

5.1

9.04

Пословицы и поговорки.

2

Познакомить с пословицами и поговорками народов КБР

Разучивание пословиц и поговорок

Дидактическая игра

5.2

16.04

Сказки народов КБР.

2

Познакомить со сказками народов Кавказа. Дать понять специфику этих сказок

Чтение сказок

Наблюдение

5.3

23.04

Кабардинские народные песни.

2

Познакомить со старинными и современными кабардинскими песнями

Разучивание песен

Концерт

5.4

30.04

Современная музыка КБР

2

Познакомить с современной музыкой  в КБР

Составление характеристики одного национального инструмента кабардинцев

Беседа

6

7.05

Раздел 6.  КБР – рекреационная зона

8

5

5

6.1

14.05

Чегемские водопады.

2

Знакомить с географическим положением, природой и историей образования Чегемских водопадов

Составление презентации про Чегемские водопады

Презентация творческих работ

6.2

21.05

Голубые озера.

2

Познакомить с географическим положением, природой и историей образования Голубых озер

Составление презентации про Голубые озера

Презентация творческих работ

6.3

28.05

Приэльбрусье.  Тамбуканские озера.

2

Познакомить с географическим положением, природой и особенностями геологического развития Приэльбрусья

Составление презентации про Приэльбрусье

Презентация творческих работ

6.4

29.05

Презентация собственного проекта

2

Познакомить с географическим положением, природой и историей образования Тамбуканских озер

Составление и защита проекта презентации про Тамбуканские озера

Защита проекта

6.5

30.05

Моя Кабардино - Балкария

2

Познакомить с рекреационными ресурсами КБР. Объяснить важность географического положения республики в развитии рекреации

Составление проекта «Моя Кабардино - Балкария»

Защита проекта

Всего

72

36

36

Приложение №2

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» с.п. Исламей

Баксанского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики

Воспитательная программа

на  2024-2025 учебный год

К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ    ПРОГРАММЕ «КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

Год обучения: первый

Номер группы: 1

Возраст учащихся: от 8 до 15 лет

Разработчик: Кундетова Инна Исуфовна,

педагог дополнительного образования

с.п.Исламей, 2024 г

Характеристика объединения «Край, в котором я живу»

Деятельность объединения «Край, в котором я живу» имеет туристско - краеведческую направленность.

Количество обучающихся объединения «Край, в котором я живу» составляет 15 человек. Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 8 до 15 лет.

Формы работы – индивидуальные и групповые.

Цель, задачи и результат воспитательной работы

Цель - создание целостной системы работы учреждения для эффективного решения задач воспитания и социализации детей.

 Задачи:

  • интеграция воспитательного потенциала социума, реализация широкого спектра вариативных социально-адаптивных проектов и программ, направленных на включение участников образовательного процесса в систему социальных отношений и приобретение ими социального опыта;
  • социализация детей и подростков, формирование у них потребности к участию в социально значимых проектах и самоуправлении, создание условий для развития позитивных качеств личности;
  • выявление, развитие и реализация творческой и познавательной активности воспитанников через включение в различные виды деятельности, вовлечение в содержательный досуг.

Результат воспитания:

  • приобретение детьми и подростками социальных        знаний        об общественных нормах,        устройстве        общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
  • формирование позитивных отношений к базовым ценностям общества (человек, семья, отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности.
  • получение        детьми опыта самостоятельного социального действия (действия для людей и на людях).

Работа с коллективом обучающихся

  • формирование практических умений по организации органов самоуправления этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования;
  • обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;
  • развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;
  • содействие формированию активной гражданской позиции;
  • воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.

Работа с родителями

  • Организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации)
  • Содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность кружкового объединения (организация и проведение открытых занятий для родителей в течение года)
  • Оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания детей.

Календарный план воспитательной работы

«Край, в котором я живу»

Направление воспитательной работы

Наименования мероприятия

Срок выполнения

Ответственный

Планируемый результат

Примечание

1.

Гражданско-патриотическое

Конкурс презентаций  ко Дню Адыгов.

Сентябрь 2024г.

Педагог дополнительного образования

Кундетова Инна Исуфовна

Знающий и любящий свою малую родину, свой край. Сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную идентичность, проявляющий уважение к своему и другим народам

Конкурс на лучший проект «Край мой родной»

Октябрь 2024г.

Декабрь 2024г.

Май 2025г.

Педагог дополнительного образования

Кундетова Инна Исуфовна

Знающий и любящий свою малую родину, свой край. Сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную идентичность, проявляющий уважение к своему и другим народам

Участие в мероприятиях, посвящённых 1 мая и 9 мая.

Май

Педагог дополнительного образования

Кундетова Инна Исуфовна

Содействие формированию активной

гражданской

позиции;

воспитание

у обучающихся

чувства

уважения,

внимания,

чуткости к ветеранам.

Конкурс проектов и презентаций «Моя Кабардино - Балкария»

Май

Педагог дополнительного образования

Кундетова Инна Исуфовна

Содействие формированию активной

гражданской

позиции;

воспитание

у обучающихся

чувства

уважения,

внимания,

чуткости к ветеранам.

2.

Духовно-нравственное

Участие в мероприятиях,

посвященных

Дню пожилого человека (составление поздравительных видеороликов, открыток)

1 октябрь

Педагог дополнительного образования

Кундетова Инна Исуфовна

Воспитание

у обучающихся

чувства уважения,

внимания,

чуткости к

пожилым людям.

Конкурс презентаций «Мы против террора!»  

13.10.2024г

Педагог дополнительного образования

Кундетова Инна Исуфовна

Понимающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.

3.

Художественно-эстетическое

Выставка фотографии  «Моя семья – моя крепость»

Ноябрь

Педагог дополнительного образования

Кундетова Инна Исуфовна

Воспитание ценностного отношения к

прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

Развлекательный праздник ко Дню матери с приглашением мам

Ноябрь

Педагог дополнительного образования

Кундетова Инна Исуфовна

Содействие

сплочению

родительского

коллектива

и вовлечение

жизнедеятельность кружкового объединения

Участие в мероприятиях,

посвященных

Новому

году.

Декабрь

Педагог дополнительного образования

Кундетова Инна Исуфовна

Сплочение

детского

коллектива,

развитие

творческого

культурного,

коммуникативного

потенциала ребят.

4.

Спортивно-оздоровительное

Проектная деятельность с использованием БПЛА «День Защитников Отечества»

23 февраля

Педагог дополнительного образования

Кундетова Инна Исуфовна

Содействие формированию

активной

гражданской

позиции.

Конкурс на лучший социальный видеоролик «Спорт -альтернатива пагубным привычкам»

Формирование ценностного

отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

5.

Физическое воспитание

Беседа «Мы за здоровый образ жизни»

В течение года

Педагог дополнительного образования

Кундетова Инна Исуфовна

Формирование ценностного

отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Участие в конкурсах, олимпиадах  различных уровней(школьный, муниципальный, региональный, всероссийский)

В течение года

Педагог дополнительного образования

Кундетова Инна Исуфовна

Формировать личностные качества: вежливость, доброжелательность, креативность, рассудительность, самокритичность, усидчивость, настойчивость, трудолюбие, волю к победе, критическое отношение к себе и сопернику

6.

Трудовое воспитание и профориентационное

Проведение инструктажей по технике безопасности

Сентябрь, ноябрь, январь, март

Педагог дополнительного образования

Кундетова Инна Исуфовна

Воспитание

трудолюбия,

творческого отношения к учению, труду, жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация работы по программе «Дом, в котором я живу»

Презентация работы по программе  «Русская изба»...

Программа "Мир, в котором я живу"

Воспитание духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией воспитанников специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида...

Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...

Рабочая программа учебного курса "Биология: Многообразие живых организмов: Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология&raqu...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир, в котором я живу».

Данная программа  способствует привитию интереса учащихся к изучению культурно-исторического прошлого родной страны и родного поселения,  расширит знания учащихся по изучению культуры и быта...

Программа "Мир, в котором я живу"

Программа составлена для реализации  проекта Государственной программы, приоритетным направлением  которого является гражданское и патриотическое воспитание: «Патриотическое воспитание...

Дополнительная программа "Мир в котором я живу" 9 класс

Направленность программы – социально-педагогическая.Актуальность программы – одной из эффективных форм работы по изучению экологии является исследовательская деятельность, в ходе которой п...