Неблагополучные семьи
статья по теме
Статья о том, что такое неблагополучная семья и способах разрешения конфликтных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neblagopoluchnye_semi.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Неблагополучные семьи
Неблагополучная семья – такая семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети» ( по В.М. Целуйко).
Существует две группы неблагополучных семей: первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов. Вторую группу представляют внешнее респектабельные семи, образ жизни которых не вызывает беспокойство и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходится с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детях.
Семьи с открытой формой неблагополучия
Рассмотрим семи с алкогольной зависимостью. Жизнь детей в подобных семьях становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.
Признаки таких семей:
- Размытость, нечеткость границ своего Я.
Поскольку вся жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, то часто дети не знают, какие их чувства нормальны, а какие – ненормальны. Это приводит к нечеткости границ личности.
- Отрицание.
Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, поэтому ребенку бывает порой трудно распознать правду. Взрослые пытаются отрицать негативный характер событий, происходящих в семье, из-за чего ребенок перестает понимать, что на самом деле происходит вокруг него.
- Непостоянство.
Поскольку потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, не в полном объеме и он испытывает дефицит внимания к себе со стороны взрослых, у него появляется закономерное желание, чтобы им занимались. Он пытается привлечь внимание к себе любыми доступными способами, включая девиантные формы поведения.
- Низкая самооценка.
Система воспитания в такой семье заставляет ребенка поверить в то, что он в какой-то степени виноват в происходящем. Все это произошло потому, что он был недостаточно хорошим, совершил много ошибок. В конце концов он «заслуживает» все то плохое, что с ним происходит. Так постепенно утрачивается самоуважение, а вина взрослых переноситься на себя.
- Недостаток информации о том, как функционируют здоровые семьи.
В здоровой семье создаются подходящие условия для духовного роста, что позволяет каждому члену семьи иметь свои границы, уважаемые всеми. По другому существует семья с алкогольнозависимыми членами: атмосфера в ней нестабильная, поскольку алкоголизм занимает много энергии, которая в благополучной семье тратится на поддержание благоприятного психологического климата.
Психология ребенка из алкогольной семьи
Дети пьющих родителей составляют генетическую группу риска по заболеваемости алкоголизмом и наркомании. Дети из алкогольных семей несут в себе комплекс психологических проблем, связанных с определенными правилами и ролевыми установками такой семьи, что тоже ведет к вероятности попасть в группу социального риска. Ребенок, чтобы выжить в подобной семье, неизбежно усваивает дезадаптивные формы поведения. Но самыми уязвимыми дети становятся в подростковом возрасте. Подросток не только глубоко переживает трагедию, обусловленную пьянством родителей, но и часто сам пытается найти ключ решения семейных проблем в алкоголе. Вследствии этого, довольно быстро и остро протекает процесс разрушения, деградации его личности. Подросток становится грубым, черствым, злобным по отношению к самым близким к нему людям. Его эмоциональное развитие тормозиться, появляется равнодушие, опустошенность, нарастает вялость, нежелание что-то делать, к чему-то стремиться, рождается агрессивность, склонность к антиобщественным немотивированным поступкам.
Важнейшей особенностью процесса взросления детей из алкоголных семей заключаются в том, что:
- Дети вырастают с убеждением, что мир – это небезопасное место и доверять людям нельзя;
- дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми;
- дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослыми, когда по неосмотрительности допускают ошибки, не оправдывают ожидания взрослых, открыто проявляют свои чувства и потребности;
- дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение других людей. Их часто осуждают за действия и чувства их родителей;
- родители не разделяют чувств и не одобряют поведения ребенка, осуждение его поступков формирует отрицательную оценку его личности в целом;
- дети чувствуют себя заброшенными;
- родители могут не воспринимать ребенка, как отдельное существо, обладающее своей собственной ценностью;
- самооценка родителей может зависеть от поведения ребенка;
- чувства, которые когда-то возникли у ребенка в семье, становятся движущими силами в его дальнейшей жизни. Это страх, вина, обида, злость.
Существуют семьи со скрытой формой неблагополучия
- Недоверчивая семья – повышенная настороженность по отношению к окружающим;
- легкомысленная семья – беззаботное отношение к будущему, стремление жить исключительно сегодняшним днем;
- Хитрая семья – ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении целей. Главным считается добиться успеха кратчайшим путем.
- Семьи, ориентированные на успех ребенка – ребенок боится, что его будут любить до тех пор, пока он делает все хорошо.
- Семьи состоятельных людей – возникает охлажденность в отношениях, отсутствие широкой поддержки, тепла и участия при возникновении трудностей и проблем.
Предотвращение и разрешение семейных конфликтов
Разногласия в любой семе неизбежны, поэтому надо научиться находить оптимальные варианты разрешения возникших семейных трудностей, задач и проблем, не ущемляя достоинства друг друга.
Типичные варианты завершения конфликтов:
- Принуждение – волевое навязывание такого решения, которое устраивает лишь инициатора конфликта. Неблагоприятные последствия: ущемляются права членов семьи, унижается их достоинство, достигается внешнее благополучие, а на самом деле в любой момент может наступить кризис.
- Конфронтация – никто из участников не принимает позицию другого, накапливается негативизм отношений;
- Уход от разрешения возникшего противоречия – конфликт остается, а развязка лишь откладывается.
- Сглаживание конфликта – позволяет снять напряжение, добиться нормальных отношений, но не всегда.
- Компромисс – открытый поиск наиболее удобного и справедливого для обеих сторон решения.
- Интересоваться партнером, понять не только его положительные качества, но и слабые стороны.
- Слушать партнера – умение внимательно слушать обеспечивает хороший контакт с людьми и часто бывает более ценным, чем умение говорит.
- Не злоупотреблять критикой – если мы начинаем критиковать, нам ответят тем же. Критикуя человека, необходимо отметить и что-либо положительное.
- Быть осторожнее с приказами – следует их облечь в форму вопроса или просьбу о помощи.
- Понимать свои ошибки – если понять свою ошибку и исправить, то ссоры и конфликта может не быть.
- Войти в положение другого – постараться понять ситуацию и переживания партнера, он будет более терпим и найдет правильный выход, чтобы избежать конфликта.
- Не ссориться – ссора лишь усиливает напряжение и чувство несправедливости, но не решает возникшей проблемы.
- Улыбаться – приветливая улыбка противоположна конфликту. Приветливость и доброжелательность одного вызывает аналогичную ответную реакцию у другого, снимая напряжение.
Причины семейного неблагополучия далеко не так просты, как кажется на первый взгляд. Резкие перемены в экономики, политики и социальной сферы негативно отразились не только на материальной стороне семи, но и на взаимоотношениях между ее членами, прежде всего между родителями и детьми: увеличился разрыв между жизненными ценностями разных поколений; возрос уровень притязаний со стороны родителей к своим детям в условиях разноуровнего обучения, а также наблюдается воздействие завышенных социальных требований.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Работа заместителя директора по правовому воспитанию с учащимися и родителями по выявлению неблагополучных семей и семей, состоящих в едином банке данных, профилактике преступлений и правонарушений"
о специфике работы заместителя директора по правовому воспитанию...
Психологические особенности детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Взаимодействие семьи и школы.
Семья занимает одно из ведущих мест среди общечеловеческих ценностей. Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка - главная роль семьи. Однако не все родители стремятся оказать должное вн...
Программа по организации работы с неблагополучными семьями "Семья-не вакуум"
данная программа содержит в себе теоретические и практические аспекты работы с семьями...
Проект «Семейный очаг» Создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей и установление связи между семьей и социально- реабилитационным центром «Планета детства».
Создание оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семей; укр...
Программа работы с неблагополучными семьями"СЕМЬЯ- это семь Я"
краткая характеристика и способы работы с неблагополучными семьями....
Особенности работы с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Выступление социального педагога на педагогическом совете на представленную тему, выявление типов неблагополучных семей и контроль за детско-родительскими отношениями....