Использование педагогических технологий на уроках этики
статья на тему

Терехова Татьяна Ивановна

 

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения этике человеческих отношений и в воспитательной работе в условиях школы-интерната  просто необходимо. В своей  деятельности я использую ряд новых педагогических технологий.

В связи с тем, что специальных учебников по этике нет, при изучении курса учащиеся учатся пользоваться разными источниками информации: литературой, интернетом, средствами массовой информации, анализировать, выбирать нужное, сравнивать и делать выводы.

В каждом классе каждый воспитанник (можно группа) должен выбрать тему для исследования, ознакомиться с  информационными источниками по этой теме, выполнить творческую работу, оформить ее в форме реферата, презентации и выступить с ней перед классом на уроке этики. Такой подход предполагает овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях. Организовать такую деятельность, проконтролировать и оценить ее результаты можно только с помощью адекватных образовательных технологий:

  • использование ИКТ в процессе обучения этике человеческих отношений;
  • использование проблемных, исследовательских образовательных технологий в процессе обучения предмету и воспитательной работе;
  • использование развивающих образовательных технологий.Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая  поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности. Процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование  познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой  проблемных ситуаций.

    На уроках этики, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению этих проблем, обеспечивается оптимальное сочетание  их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

    Основным элементом проблемного обучения является проблемная ситуация. Функции проблемного обучения:

    ·         усвоение воспитанниками системы знаний и способов практической умственной деятельности;

    ·         развитие интеллекта воспитанников,  их познавательной самостоятельности и творческих способностей;

    ·         формирование разносторонне и гармонично развитой личности.

    Виды проблемного обучения:

    1.      Научное творчество – теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие воспитанником нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.

    2.      Практическое творчество – поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида обучения лежит постановка и решение практических учебных задач.

    3.      Художественное творчество – художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п.

    Начиная с 5 класса, каждый воспитанник в начале года выбирает тему для изучения и выполнения исследовательской или творческой работы. У пятиклассников еще не выработаны навыки исследовательской работы, поэтому можно давать задания группе или индивидуально (по желанию учащихся). Первую работу без помощи учителя ребенку выполнить бывает трудно. Поэтому можно выделить 4 уровня проблемного обучения:

    1. Уровень обычной несамостоятельной активности – это восприятие воспитанниками объяснений педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера.
    2. Уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением усвоенных знаний в новой ситуации и участием учащихся совместно с педагогом в поиске способов решения поставленной учебной проблемы.
    3. Уровень самостоятельной активности предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда воспитанник самостоятельно работает с информационными материалами, применяет усвоенные знания в новой ситуации, конструирует решение задачи среднего уровня сложности, путем логического анализа доказывает гипотезы с незначительной помощью педагога.
    4. Уровень творческой активности характеризует выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельного доказательства. На этом уровне делаются самостоятельные выводы и обобщения, изобретения; здесь же имеет место  и художественное творчество.

    При организации проблемного обучения нельзя обойтись без традиционных методов обучения. Как правило, используются разнообразные методы. В зависимости от специфики и уровня сложности информации используются различные методы: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, экспериментальные и др.

     

    ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ:

    5 класс

    Просить или не просить?

    Курить или не курить?

    Можно ли создать самому свое настроение?

    Пословицы и поговорки о курении.

     

    6 класс

    Внутренняя и внешняя воспитанность.

    Как я могу совершить благотворительность?

    Хорошо ли быть равнодушным?

    Есть ли границы у ответственности?

    Манипулирование. Хорошо или плохо?

    Кто в ответе за мое здоровье?

    Пословицы и поговорки о пьянстве.

     

    7 класс

    Характер – от рождения или от воспитания?

    Человек может все?!

    Стеснительность: хорошо или плохо?

    Мифы об алкоголе.

    Мифы о наркотиках.

    Перед кем и за кого я несу ответственность?

    К чему приводит лень?

     

    8 класс

    Жить с достоинством. Что это значит?

    Могу ли я быть волшебником?

    Кто заботится о тебе, и о ком заботишься ты?

    Ответственность и безответственность.

    Полезны ли полезные привычки?

    Как правильно общаться?

    Я выбираю жизнь! (О вреде алкоголя, курения, наркотиков)

    Умеем ли мы дружить?

    Любовь или влюбленность?

     

    9 класс

    Как мы общаемся?

    Совесть. Нужна ли она?

    Законы и правила. Если их не соблюдать…

    Зачем нужны добрые дела?

    В чем смысл жизни человека?

    В чем смысл любви?

    Почему уходит любовь?

    Рыцари – это современно?

    Какова она – современная девушка?

    Человек свободного общества. Свободен ли я?

    Есть ли у нас рабство?

    Ценностные ориентации подростков.

     Как я могу получить то, что хочу.?

    Можно ли прожить без алкоголя?

    Я выбираю жизнь! (О вреде алкоголя, курения, наркотиков)

     

     

    АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

     

    Уровень проявления активности личности в обучении обусловливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.

    Активное обучение помогает перейти от программных форм и методов обучения к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.

    Особенности активного обучения:

    ·         принудительная активизация мышления, когда воспитанник вынужден быть активным независимо от его желания;

    ·         достаточно длительное время вовлечение воспитанников в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

    ·         самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.

    Активные методы на уроках этики:мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование, проигрывание ситуаций, коллективная творческая деятельность  и др., игры в форме телепередачи «Что, где, когда?», «Окна», «Звездный час» и т.п.

     

    ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

     

    Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

    В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

    ·         целеполагания;

    ·         планирования;

    ·         реализации цели;

    ·         анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

    В структуру игры как процесса входят:

    ·         роли, взятые на себя играющими;

    ·         игровые действия как средства реализации этих ролей;

    ·         игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

    ·         реальные отношения между играющими;

    ·         сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

    На уроках этики, делая ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

    - в качестве самодеятельных технологий для освоения понятий, темы и даже учебного раздела;

    - в качестве элементов более обширной технологии;

    - качестве урока (занятия) или его части;

    - в качестве технологий внеклассной работы (КТД).

    Классификация педагогических игр на уроках этики  в соответствии с различными основаниями:

    ·         по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;

    ·         по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие;

    ·         по предметной области: музыкальные, театральные, литературные; трудовые, производственные;

    ·         по игровой среде: без предметов, с предметами; настольные, комнатные, уличные; компьютерные.

    Технология развивающих игр интересна тем, что программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

    ИГРЫ НА УРОКАХ ЭТИКИ:

    «Маски», «Жесты», «Иностранец», «Художник», «Глухой телефон», «Сочиняем сказку», «Я садовником родился», «Если бы я был волшебником»,  «Цветопись настроения», «Жмурки», «На улице» и др.

     

    ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

     

    Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, т.е. содержать в себе различные формы: групповую (один учит многих), парную, индивидуальную. К групповым технологиям можно отнести:

    ·         классно-урочную организацию,

    ·         лекционно-семинарскую систему,

    ·         дидактические игры,

    ·         бригадный метод и др.

    Групповое обучение учит основным навыкам жизни:

    ·         действенное общение,

    ·         умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели,

    ·         улучшается успеваемость, воспитывается самоуважение,

    ·         укрепляется дружба в классе, появляется возможность избежать негативных сторон соревнования, учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи.

    На уроках этики используются разные типы группового обучения: обучение партнеров (в парах); группа, сидящая вместе; маленькая команда; задание для всего класса.

    Алгоритм  группового обучения:

    1.            Установить правила и обучить им.

    2.            Назначить каждому свою роль.

    3.            Распределить задания и каждому указать время его выполнения.

    4.            Дать классу ответный комментарий.

     

    Все перечисленные технологии применяются при обучении воспитанников этике в комплексе, они взаимосвязаны между собой.  Программа курса этики человеческих отношений дает широкие возможности для использования современных образовательных технологий и предполагает их обязательное применение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования"

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решен...

Использование педагогических технологий на уроках истории

Рассказывается  о необходимости использования на уроках истории проблемного обучения и информационных технологий. Они необходимы для воспитания свободной, развитой и образованной личности, способ...

Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования

Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования...

Требования к использованию педагогических технологий на уроках

Полезно учитывать при подготовке к аттестации...

Использование педагогических технологий на уроках технологии

Основная задача современного учителя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности обучающихся, которые соответствуют поставленной цели - развитию личности ученика....