««Профилактика асоциального поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних»»
методическая разработка (7 класс)
В целях решения социальной реабилитации и социальной адаптации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказания обеспечения профилактической деятельности на Сахалине области наряду с другими социальными учреждениями для несовершеннолетних действуют социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (СРЦН).
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» оказывает комплексное решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений путем создания условий для эффективной социальной, психолого-педагогической и медицинской помощи несовершеннолетним жителям района, оказавшимся в трудную жизненную ситуацию, обеспечивает временное проживание и социальную реабилитацию.
Специфика работы СРЦН выражается в частой сменяемости коллектива воспитанников, разновозрастном составе детей, что, естественно затрудняет работу специалистов. Тем не менее, попав в центр, ребенок чувствует себя защищенным, имеет возможность проявить свое «Я», понять «Я могу».
В условиях кризиса современного общества возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению
Скачать:
Предварительный просмотр:
««Профилактика асоциального поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних»»
В целях решения социальной реабилитации и социальной адаптации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказания обеспечения профилактической деятельности на Сахалине области наряду с другими социальными учреждениями для несовершеннолетних действуют социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (СРЦН).
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» оказывает комплексное решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений путем создания условий для эффективной социальной, психолого-педагогической и медицинской помощи несовершеннолетним жителям района, оказавшимся в трудную жизненную ситуацию, обеспечивает временное проживание и социальную реабилитацию.
Специфика работы СРЦН выражается в частой сменяемости коллектива воспитанников, разновозрастном составе детей, что, естественно затрудняет работу специалистов. Тем не менее, попав в центр, ребенок чувствует себя защищенным, имеет возможность проявить свое «Я», понять «Я могу».
В условиях кризиса современного общества возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению.
Особенно на появление девиантных форм поведения на ребенка действуют криминогенный фон общественной жизни, и в первую очередь неблагополучное положение в семье.
Центр «Надежда» обладает возможностью для проведения профилактической работы, в частности он имеет возможность влиять на развитие личности ребенка. Анализ состава детского контингента показывает, что в них около половины поступающих составляют дети из неблагополучных семей, чьи родители ведут аморальный образ жизни, ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности. Дети из таких семей нуждаются в участии и поддержке со стороны государства. Отрицательный микроклимат в неблагополучных семьях создает объективные предпосылки для появления асоциального поведения. У детей из неблагополучных семей, в силу их повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости, имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, бродяжничество, а также курение и употребление алкоголя.
У этих детей отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм. В целом их поведение непредсказуемо. Характерной особенностью является то, что такие дети не признают своих отрицательных эмоций в связи с неправильным поведением, и поэтому у них с трудом формируются адекватные формы социального поведения.
Кроме этого, имеется и ряд других факторов, которые также отрицательно сказываются на усвоении подростками социального опыта:
- отсутствие бережливости и ответственности;
- тяга к бродяжничеству;
- отрицательный социальный опыт, негативные образцы поведения родителей.
Изменение ребенка очень сложный вопрос, который требует особых знаний, владения приёмами и методами работы, особого устройства детей, умения проводить комплексной профилактической и реабилитационной работы, строить совместную работу со многими специалистами.
С целью предупреждения безнадзорности и правонарушений, а также профилактики асоциального поведения, Центром заключены договора о совместной деятельности учреждениями и организациями местной администрации. Совместные действия по профилактике асоциального поведения подростков при взаимодействии с учреждениями заключается в следующем:
1. Выявление неблагополучных семей с учетом критериев социального неблагополучия;
2. Защита личностных и социальных прав несовершеннолетних;
3. Психолого-педагогическое сопровождение;
4. Создание условий для максимальной занятости подростков в учебное и внеучебное время;
5. Вовлечение необходимых специалистов для работы с подростками;
6. Социальная работа по восстановлению семьи и возвращения ребенка в родной семье;
7. Обмен информацией с соответствующими учреждениями и органами для принятия мер по каждому конкретному случаю.
Для повышения результативности профилактической деятельности по предотвращению асоциального поведения с несовершеннолетними, необходима планомерная работа по специальной программе. В Центре работа по профилактике асоциального поведения ведется комплексно, в ней участвуют социальный педагог, психолог, медработник и воспитатели. Разработана программа «Верный путь». В рамках программы комплексная лечебно-коррекционная работа включает организацию правильного режима, полноценного питания, физического воспитания, медикаментозное лечение. Все эти мероприятия индивидуальны, с учетом возраста, физического и нервно-психического состояния ребенка. Что касается психолого-педагогических мероприятий, то здесь основной задачей является предупреждение формирования асоциальных форм поведения, а также коррекционное воздействие. С этой целью профилактическая работа должна предусматривать следующие направления:
1. Создание благоприятных условий для воспитания в ГКУ СРЦН.
Для предупреждения нарушений поведения большое значение имеет: четкий и неуклонно соблюдаемый режим дня с продуманными мероприятиями, с организацией различных форм деятельности; организация условий для успешной адаптации.
2. Формирование эмоционально-положительных взаимодействий с подростками
Решающим фактором успешности профилактической работы с подростками является личность педагогов, которые непосредственно взаимодействуют с ними. От этих отношений к значительной степени зависит успех всей профилактической работы. Педагоги должны обладать умением владеть собой в различных, порой конфликтных ситуациях, а самое главное любить свое дело, любить этих обездоленных судьбой детей.
3. Расширение спектра досуговых мероприятий.
Особенно важно с учетом характерологических особенностей выбрать наиболее подходящее занятие для каждого подростка с тем, чтобы он мог максимально проявить свои способности и положительные стороны личности. Работа может быть успешной только при учёте индивидуальных особенностей подростков. Важной задачей является развитие стойкого и выраженного интереса к какому-либо виду деятельности, воспитание волевых черт личности, умения доводить начатое дело до конца, добиваться поставленной цели и произвольно сдерживать себя при возникновении различных конфликтных ситуаций. В качестве различных видов деятельности рекомендуются: кружковые работы по интересам в Центре, виды рукоделия, рисование, работа по дереву, посещение дополнительных занятий во внеучебное время – занятия в музыкальной школе, культурно-спортивном комплексе, Доме детского творчества.
4. Профилактическая и реабилитационная работа с семьей
- патронажная и консультационная работа
- информационно-просветительская работа
- работа по нормализации семейных отношений
- социально - психолого-педагогическая поддержка
- при необходимости юридическое воздействие общественных и правовых организаций.
Психологическая профилактика реализуется психологом через проведение индивидуальной работы с подростком и через проведение групповых тренинговых занятий.
Проведение индивидуальной работы является первым этапом профилактической работы, целью которых является формирование активного самопознания, приобретение уверенности в себе. При поступлении в приют подростки могут находиться в остром эмоциональном состоянии. Их поведенческие проблемы могут быть обусловлены высоким уровнем тревоги, страхов, агрессии, сильными чувствами обиды. Отсюда у подростков - неадекватная самооценка, негативное самоотношение, так как проведение работы по снятию острого эмоционального состояния, преодоления фрустрированности является необходимым.
(Фрустрация – это такое особенное психическое состояние, возникающее в случаях, когда человек не смог достичь цели, удовлетворить потребность из-за непреодолимых препятствий, вызванных внешними обстоятельствами или внутренними причинами.)
Второй этап – групповые занятия, целью которых является модификация поведения. Психологическая программа тренинговых занятий с подростками по профилактике асоциального поведения имеет следующие направления:
1. Развитие социально-психологических навыков взаимодействия:
цель которого развитие у подростков социальных навыков, позволяющих эффективно существовать в меняющемся мире, совершенствование коммуникативных умений. Это направление является особенно актуальным, так как у подростков с девиантным поведением вследствие негативного социального опыта формируется позиция активного неприятия окружающего мира, других людей, своей собственной жизни.
2. Профилактика асоциального поведения
Важным направлением данной работы является повышение мотивации подростков, повышение личной ответственности подростков за свои действия.
В основе работы данных циклов занятий с подростками лежит:
- обсуждение различных проблем;
- проведение дискуссий;
- на каждом занятии заложена информация по вопросам права.
Основная цель занятий: развитие самосознания, саморегуляции и способности к планированию поступков, повышение ответственности за свои поступки.
Большинство подростков, поступающих в приют по направлениям КДН, не знают, какие действия людей в обществе преследуются законом и предполагают наказание. Поэтому, необходимо включение на занятия с подростками ознакомление с основами правовых знаний.
Используемые методические средства на тренинговых занятиях предполагают большую просветительскую работу, развития самосознания, умения самокритично оценить свое поведение.
Мониторинги показали, что через 2–3 месяца пребывания у воспитанников Центра показатели психического, физического и социального развития улучшаются. Кроме того, корректируются асоциальные проявления у подростков, вырабатываются коммуникативные навыки, улучшается внешняя и внутренняя культура поведения.
Таким образом, своевременная комплексная лечебно-коррекционная, психолого-педагогическая работа составляет основу предупреждения асоциального поведения подростков в условиях центра.
Список литературы:
1. Антонян Ю.М. Предупреждение преступности несовершеннолетних. - М., 1982.
2. Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации. (Под ред. Керимова Д. А.) – М., Юрид. Литература,1989.
3. Проблемы предупреждения правонарушений учащихся общеобразовательных школ. Сборник научных трудов - М.,1990.
4. Социально-психологические, социально-педагогические и индивидуально-личностные проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних (Под ред. Пирожкова В. Ф.) – М.,1980.
5. Баженов В. Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. - Киев, 1986.
6. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.,1978.
7. Педагогическая профилактика наркомании в школе. (Под ред. Макеевой А. Г.)-М.,1999.
8. Родионов В. А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие – Я, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Работа социальных педагогов и воспитателей по профилактике девиантного поведения воспитанников СРЦ...
Школьный праздник по профилактике асоциального поведения подростков.
Цель данного мероприятия - профилактика алкоголизма в молодежной среде и пропаганда здорового образа жизни....
«Профилактика асоциального поведения подростков – одна из главных задач воспитательной работы в школе» (м/о классных руководителей)
Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных...
«Коллективное творческое дело с учащимися и родителями по профилактике асоциального поведения подростков»
Методическая разработка по профилактике асоциального поведения подростковВ современном обществе наиболее острой является проблема употребления ПАВ (психоактивных веществ) подростками. Следствием...
Профилактика асоциального поведения подростков
Презентация к проведению родительского собрания в 9-м классе...
"Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних".
Изучение особенностей социально-педагогической коррекции подростков с девиантным поведением в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних...
«ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ» Актуализации чтения среди подростков
БИБЛИОТЕЧНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ Библиотеки являются общедоступными информационными и культурно-досуговыми центрами, где создается особая коммуникационная среда, необходимая при ре...
- Мне нравится (1)