Конспект мастер -класса "Подготовка к написанию сочинения – рассуждения в 9 классе на ОГЭ по русскому языку"
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Третья часть экзамена по русскому языку содержит творческих задания (13.1, 13.2, 13.3), которые проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст.
Таким образом, воспитание культуры аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей современной школы.
Мои рекомендации помогут молодым учителям при подготовке учащихся к ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мастер –класса по теме ;
«Подготовка к написанию сочинения – рассуждения в 9 классе
на ОГЭ по русскому языку»
1слайд
Подготовка к ОГЭ
(написание сочинения – рассуждения 13.2)
Почему я выбрала эту тему для мастер – класса?
Во-первых, третья часть работы содержит 3 творческих задания (13.1, 13.2, 13.3), которые проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей современной школы.
Во вторых, являясь экспертом в комиссии и проверяя диагностические работы, я поняла, что некоторые учащиеся не готовы к написанию сочинения: 5% не справляются с заданием. При этом в ряде работ отсутствует сочинение.
2 слайд
Прочитаем внимательно задание (часть3,13.2).
Для успешного выполнения задания 13.2 вам нужно:
1) Объяснить своё понимание смысла приведённого предложения или фрагмента текста(прокомментировать его);
2) Подтвердить свои рассуждения двумя аргументами из текста;
3) Логично выстроить всю работу и грамотно её написать;
4) Проверить сочинение с точки зрения соблюдения в нём всех норм –орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых.
3 слайд
Обращаю внимание детей на критерии оценивания
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста (13.2)
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (13.2) | Баллы |
С2К1 | Понимание смысла фрагмента текста | |
Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента текста. Ошибок в интерпретации нет | 1 | |
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента текста, но в интерпретации допущена одна ошибка или более, или экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента текста в работе экзаменуемого отсутствует | 0 | |
С2К2 | Наличие примеров | |
Экзаменуемый привёл два примера из прочитанного текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента | 3 | |
Экзаменуемый привёл один пример из прочитанного текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента | 2 | |
Экзаменуемый привёл пример(ы) не из прочитанного текста | 1 | |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера, или экзаменуемый привёл в качестве примера данную в задании цитату или её часть | 0 | |
С2К3 | Логичность речи | |
Логические ошибки отсутствуют | 2 | |
Допущена одна логическая ошибка | 1 | |
Допущено две логические ошибки или более | 0 | |
С2К4 | Композиционная стройность | |
Работа характеризуется трёхчастной композицией, ошибки в построении текста отсутствуют | 1 | |
В работе нарушена трёхчастная композиция. ИЛИ В построении текста допущена одна ошибка или более | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1–С2К4 | 7 |
4 слайд
Композиция сочинения
1. Вступление. Объяснение смысла данного в задании предложения или фрагмента текста.
2. Первый пример- аргумент из текста.
3. Второй пример- аргумент из текста.
4. Вывод.
5слайд
Работа с художественным произведением
При написании сочинения нужно применять изучающее чтение.
Путь при анализе начинается с извлечения информации, лежащей на поверхности,- содержательной( кто из героев как поступил ,что и когда сделал),проходит через информацию концептуальную, объяснительную(почему и зачем герои так поступили, чем объяснить их поступки, какая взаимосвязь между героями и их поступками, что хотел выразить автор в произведении) и заканчивается оценочной(как оценить поступки и действия героев, согласны ли вы с позицией автора, на чьей сторон ваши симпатии).
6 слайд
Анализ текста
1.Найти информацию(цитату) в тексте , связать ключевые слова цитаты с ключевыми словами.
2.Осмыслить и истолковать цитату, соединив
образы героев и их поступки , осмыслив контекст и подтекст.
3.Связать данную вами интерпретацию цитаты с собственным опытом и убеждениями, дать свою оценку.
7 слайд
Последовательность работы над сочинением на тему задания 13.2
1. Определите тему (о чём?).
2. Выделите ключевые слова, которые помогают понять смысл текста.
3. Опираясь на ключевые слова, сформулируйте основную мысль текста (зачем?). Выразите собственное мнение, сформулировав тезис.
В тезисе нужно коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента. Ваша задача - объяснить смысл заданных строк. Обычно в задании дана цитата, которая содержит идею, основную мысль, текста, и дать объяснение не составит труда.
4. Подумайте, как можно начать своё сочинение.
Практическая работа. Работа с текстом( Приложение)
Текст Н.Морозова «Странная вещь – книга», способствующий духовному развитию учащегося.
(1) Странная вещь – книга. (2) Есть в ней что-то загадочное, мистическое.
(3) Да, странная это вещь – книга. (4) Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. (5) Но вот вы берёте её в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и …всё?(6)А разве что-то в вас не переменилось? (7) Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в вашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? (8)Разве не захотелось что-то пересмотреть в своём характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой?
(9) Книга… (10) Это ведь кусочек духовного опыта человечества. (11) Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные приобретения и потери.
(12) В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.
Первый этап работы: повторение теоретического материала (тема, основная мысль, тип речи, стиль речи, тезис, структура сочинения-рассуждения) с опорой на предложенный текст. Формы могут быть разными: от речевых разминок до мини-тестов. Если класс слабый, этот этап обязателен.
Обращаем внимание учеников на то, что тезис формулируется как простое двусоставное предложение, в котором подлежащее называет тему, а сказуемое – то «новое», что по этой теме будет говориться. Рекомендуем запомнить: сформировать основную мысль без сказуемого невозможно!!!
Второй этап работы с классом: чтение исходного текста и задания к нему: Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента (предложение 12) текста: «В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся».
Этап третий (самый сложный): работа над сочинением.
Необходимо, чтобы текст был учениками понят. Для его осмысления предлагаем девятиклассникам выполнить работу, заполняя таблицу:
Алгоритм действий | Результат работы с текстом |
1. Определите тему (о чём?). | Книга |
2. Выделите ключевые слова, которые помогают понять смысл текста. | Глаголы: пересмотреть, перерабатываем, сопоставляем самосовершенствуемся Имена существительные: книга, струнка, дума, опыт. |
3. Опираясь на ключевые слова, сформулируйте основную мысль текста (зачем?). Выразите собственное мнение, сформулировав тезис. | Книга заставляет нас переосмыслить отношения с людьми, с окружающим миром, пересмотреть что-то в своём характере. С помощью книги мы переоцениваем свой и чужой жизненный опыт, становимся лучше. |
4. Подумайте, как можно начать своё сочинение. Варианты вступлений: 1) С вопроса, который позволит сформулировать тезис. 2) Передо мной фрагмент текста (ФИО). О чем говорит автор? На этот вопрос ответ однозначен: в тексте речь идёт о… (называем тему) 3) Автор (ФИО), заканчивая своё рассуждение фразой «…» (написать её), заставляет нас задуматься над тем, что такое… и почему… (определить идею и тему текста, т.е. для чего написан текст и что хотел сказать автор). 4) «Фраза»… Так заканчивается предложенный нам для анализа фрагмент художественного произведения. 5) Можно начать с какой-то интересной цитаты, в которой заключен смысл предложенного для доказательства тезиса. | 1) Какой смысл Н.Морозов вкладывает в слово «самосовершенствуемся»? Давайте найдём ответ на этот вопрос. 2) Книга… Что дает она человечеству? Давайте найдём ответ на данный вопрос. 3) Передо мной текст Н.Морозова. Автор рассуждает о значении книги в нашей жизни, утверждая, что она воспитывает нас, помогает «самосовершенствоваться». 4) «С помощью книги мы самосовершенствуемся». Так заканчивается предложенный нам для анализа фрагмент публицистического (художественного) произведения. Н.Морозов заставляет нас задуматься над тем, чем является книга для каждого из нас. 5) Прочитав текст Н.Морозова, я вспомнила слова Цицерона: «Комната без книг подобна телу без души». Удивительно точные слова перекликаются с мыслями автора предложенного нам фрагмента. |
5. Найдите в тексте предложения, подтверждающие вашу точку зрения (тезис), запишите их своими словами. Назовите номер предложения или процитируйте предложения. Внимание! Цитирование или ссылка на номер предложения является аргументом только тогда, когда есть объяснение, комментарий ситуации и его подтверждение примером из текста. | В тексте мы слышим авторское отношение к книге. Он считает, что без книги человечество не смогло бы мыслить, создавать что-либо, писать и читать (11). Мне показалась интересной мысль о том, что после прочтения книги «человек захочет что-то пересмотреть в своем характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой» (7-8). |
6. Завершая сочинение, выразите своё отношение к теме, предложенной автором. Варианты заключений: 1) В заключение можно сделать вывод: (пишем какой) 2) Подводя итог своим размышлениям, мы приходим к выводу, что… 3) Размышляя над вопросом о том, что (допишите предложение…), мы приходим к выводу: (допишите предложение, сформулировав вывод) | 1) Думаю, мы доказали, что книга важна для человека, потому что она учит его, делает добрее, помогает ему перенять жизненный опыт. 2) Таким образом, проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу: нужно читать книги, потому что они являются нашими учителями, заставляя нас становиться лучше. 3) В заключение можно сделать вывод, что книга является не только источником знаний, но и воспитателем души человека. |
7. Проверьте композицию сочинения: ТЕЗИС, ДОВОДЫ (аргументы и примеры) и ВЫВОД. | Следует обратить внимание на скрепы между всеми частями сочинения. |
8. Проверьте логичность построения, найдите и исправьте ошибки. |
8 слайд
Варианты вступлений
1. Определите тему (о чём?).
2. Выделите ключевые слова, которые помогают понять смысл текста.
3. Опираясь на ключевые слова, сформулируйте основную мысль текста (зачем?). Выразите собственное мнение, сформулировав тезис.
В тезисе нужно коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента. Ваша задача - объяснить смысл заданных строк. Обычно в задании дана цитата, которая содержит идею, основную мысль, текста, и дать объяснение не составит труда.
4. Подумайте, как можно начать своё сочинение.
9 слайд
При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:
• Смысл последних строк текста заключается в …
• Текст заканчивается словами: «…». На мой взгляд, речь идет о том, что…
• Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
•Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...
•По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
•В этом отрывке автор говорит о том, что…
•Смысл данного отрывка я понимаю так: …
Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д.
10 слайд
5. Найдите в тексте предложения, подтверждающие вашу точку зрения (тезис), запишите их своими словами. Напишите номер предложения или процитируйте предложения.(2-3 абз.)
Внимание! Цитирование или ссылка на номер предложения является аргументом только тогда, когда есть объяснение, комментарий ситуации и его подтверждение примером из текста.
Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие типовые конструкции:
•Попробую доказать справедливость своего суждения.
•Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям...
•Это подтверждают предложения …
•Проиллюстрировать это мнение можно на примере текста (автор).
•Предложение … подтверждает мысль о том, что…
•Своё мнение могу доказать на таком примере из текста.
11 слайд
6. Завершая сочинение, выразите своё отношение к теме, предложенной автором(4абз.)
Задача вывода – подвести итог размышлению, завершить работу, еще раз обратив внимание на самую главную мысль. Вывод должен быть логичным, не противоречащим предыдущему высказыванию
Варианты заключений:
1) В заключение можно сделать вывод:
(пишем какой)
2) Подводя итог своим размышлениям, мы приходим к выводу, что…
3) Размышляя над вопросом о том, что (допишите предложение…), мы приходим к выводу: (допишите предложение, сформулировав вывод)
4)Эти примеры из текста стали убедительным доказательством моего объяснения фрагмента.
13 слайд
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу.
7. Проверьте композицию сочинения: ТЕЗИС, ДОВОДЫ (аргументы и примеры) и ВЫВОД.
8. Проверьте логичность построения, найдите и исправьте ошибки.
Урок подошёл к концу. Убеждена: если мы, учителя, поможем нашим ученикам, то никакой ОГЭ им не будет страшно. Вместе всё преодолеем!
12 слайд
Спасибо за внимание!
Приложение
ОГЭ: подготовка к сочинению 13.2.
Н.Морозов. «Странная вещь – книга»
(1) Странная вещь – книга. (2) Есть в ней что-то загадочное, мистическое.
(3) Да, странная это вещь – книга. (4) Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. (5) Но вот вы берёте её в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и …всё?(6)А разве что-то в вас не переменилось? (7) Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не звучала в вашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? (8)Разве не захотелось что-то пересмотреть в своём характере, в своих взаимоотношениях с людьми, с природой?
(9) Книга… (10) Это ведь кусочек духовного опыта человечества. (11) Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные приобретения и потери.
(12) В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся.
Первый этап работы: Сформулируйте главную мысль.
Обращаем внимание на то, что тезис формулируется как простое двусоставное предложение, в котором подлежащее называет тему, а сказуемое – то «новое», что по этой теме будет говориться. Рекомендуем запомнить: сформировать основную мысль без сказуемого невозможно!!!
Второй этап работы: чтение исходного текста и задания к нему: Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента (предложение 12) текста: «В общем, с помощью книги мы самосовершенствуемся».
Этап третий (самый сложный): работа над сочинением.
Алгоритм действий | Результат работы с текстом |
1. Определите тему (о чём?). | |
2. Выделите ключевые слова, которые помогают понять смысл текста. | |
3. Опираясь на ключевые слова, сформулируйте основную мысль текста (зачем?). Выразите собственное мнение, сформулировав тезис. | |
4. Подумайте, как можно начать своё сочинение. Варианты вступлений: 1) С вопроса, который позволит сформулировать тезис. 2) Передо мной фрагмент текста (ФИО). О чем говорит автор? На этот вопрос ответ однозначен: в тексте речь идёт о… (называем тему) 3) Автор (ФИО), заканчивая своё рассуждение фразой «…» (написать её), заставляет нас задуматься над тем, что такое… и почему… (определить идею и тему текста, т.е. для чего написан текст и что хотел сказать автор). 4) «Фраза»… Так заканчивается предложенный нам для анализа фрагмент художественного произведения. 5) Можно начать с какой-то интересной цитаты, в которой заключен смысл предложенного для доказательства тезиса. | |
5. Найдите в тексте предложения, подтверждающие вашу точку зрения (тезис), запишите их своими словами. Назовите номер предложения или процитируйте предложения. Внимание! Цитирование или ссылка на номер предложения является аргументом только тогда, когда есть объяснение, комментарий ситуации и его подтверждение примером из текста. | |
6. Завершая сочинение, выразите своё отношение к теме, предложенной автором. Варианты заключений: 1) В заключение можно сделать вывод: (пишем какой) 2) Подводя итог своим размышлениям, мы приходим к выводу, что… 3) Размышляя над вопросом о том, что (допишите предложение…), мы приходим к выводу: (допишите предложение, сформулировав вывод) | |
7. Проверьте композицию сочинения: ТЕЗИС, ДОВОДЫ (аргументы и примеры) и ВЫВОД. | |
8. Проверьте логичность построения, найдите и исправьте ошибки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-рассуждение для подготовки к ГИА по русскому языку
Разные примеры сочинений на лингвитсическую тему...
Конспект урока "Подготовка к написанию сочинения- рассуждения" (9класс)
Урок - практикум. «Подготовка к написанию сочинения - рассуждения. Проблема, авторская позиция и собственное мнение, аргументы по проблеме публицистического текста» Цель урока:подготовить у...

Разработка конспекта урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме :С чего начинается Родина?"
Разработка конспекта урока " Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по теме :С чего начинается Родина?"...
Элективный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения" 11 класс
Данный курс поможет подготовить выпускников к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку в 11 классе....

ОБУЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ ЭКЗАМЕНОВ.
Здесь представлены материалы выступления учителя на августовском совещании на секции учителей русского языка в виде схем-блоков....
Урок развития речи по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова по русскому языку в 9 классе
Урок развития речи по подготовкек написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова по русскому языку в 9 классе...