Тех.карта урока,самоанализ урока "Служебные части речи и их отличие от самостоятельных частей речи" 7 класс
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Наталья Санжеевна Мадасова

учебник «Русский язык» 7 класс. -Авт.: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.; М., Просвещение, 2024

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО учителя: Мадасова Н.С.

Предмет: Русский язык

Тема урока: Служебные части речи и их отличие от самостоятельных частей речи

Место и роль урока в изучаемом разделе: Урок №89, входит в раздел "Морфология и орфография. Культура речи", проведен в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Тип урока: Урок "открытия" нового знания

Педагогические технологии:

  • проблемно-диалогическое обучение;
  • деятельностно-поисковое обучение;
  • здоровьесберегающее обучение

Формы работы: Индивидуальная,  фронтальная, парная

Цель урока: 

1. Содержательная цель:

Формирование у учащихся умения различать самостоятельные и служебные части речи  и понимать их роль в языке.

2. Деятельностная цель:

Развитие практических навыков: учащиеся должны уметь различать самостоятельные и служебные части речи в предложении и в тексте;

совершенствовать навык определения принадлежности слов к частям речи; развивать умение видеть синтаксическую структуру предложения.

Задачи урока:

      -Образовательные: 

формировать у учащихся умение различать самостоятельные и служебные части речи, различать предлоги, союзы и частицы

             -Развивающие:

 способствовать развитию логического мышления;

              развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;

              развивать умение мыслить самостоятельно;

              развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.

 -Воспитательные: способствовать воспитанию культуры общения; продолжить формирование познавательного интереса к предмету; 

воспитывать любовь к русскому языку и поэзии.

Ресурсы (материально-техническое оборудование урока и учебно-методическое пособие): мультимедийная техника, классная доска, учебник «Русский язык» 7 класс. -Авт.: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.; М., Просвещение, 2024.

План урока:

1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

3. Постановка учебной задачи.

4.  Построение проекта выхода из затруднения

5. Первичное закрепление.

6.. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7. Рефлексия деятельности (итог )

8. Домашнее задание

Планируемые результаты:

  1. Предметные:

совершенствование речевой культуры учащихся;

формирование умения отличать служебные части речи от самостоятельных

проверка усвоения учащимися современной системы частей речи.

  1. Метапредметные:

Регулятивные:

формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

умение структурировать полученные знания;
умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;

           Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание, умение вступать в диалог и вести его, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками; планирование учебного сотрудничества – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

Личностные:

-личностное самоопределение;

-ценностно-смысловая ориентация учащихся;

-умение представить, продемонстрировать свою работу;

-повышение мотивации школьников к изучению русского языка.

Ход урока

Этапы урока

Задачи этапа

Предполагаемое время (в мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид работы

Универсальные учебные действия

1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)

Создание благоприятного климата на уроке.

2

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу.                                                                                            

Сообщают о готовности к уроку, проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Фронтальная, индивидуальная

Личностные:

понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позицией учащегося

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Актуализация опорных знаний, полученных в 5-6 классе,

обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися темы

5

- Работать мы с вами будем в специальных картах, они у вас на столах. Подпишите её: фамилия,  имя, класс.

Обратимся к рубрике «Давайте вспомним» в карте. Напишите признаки самостоятельных и служебных частей речи, их отличие друг от друга.

Поменяйтесь картами и проверьте друг у друга кластер. Если потребуется, подскажите соседу, что он не написал.

Подписывают карту.

Отвечают на вопросы.

Взаимопроверка.

Фронтальная, индивидуальная

Личностные:

проявляют эмоциональную отзывчивость

Познавательные:

вспоминают необходимую информацию с прошлых лет обучения

 

3.   Постановка учебной задачи

 

Создание проблемной ситуации.

5

Учитель Активизирует знания учащихся. Ответы на вопросы:

- Скажите, ребята, что значит «служебная» часть речи?

- Это часть речи, которая не изменяется, не является членом предложения и самостоятельно не употребляется, а только с другими словами.

- Назовите известные вам предлоги, союзы, частицы?

Сделаем вывод.

- Попробуем сформулировать тему урока.

Запишем тему урока.

-Посмотрите на тему и постарайтесь

 догадаться, спрогнозировать, что вы должны узнать  сегодня? (Учитель корректирует ответы детей и дети называет цель урока.)

Цель: - Вспомнить (актуализировать ранее изученный материал в 5-7 классах) различия между самостоятельными и служебными частями речи, научиться их различать.

Отвечают на вопросы учителя

Записывают тему, формулируют цель урока.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:

Выдвигать гипотезы, обосновывать их;

Определять цель учебной деятельности;

Ориентироваться в системе знаний;

Анализировать учебный материал.

Коммуникативные:

- воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

- слушать и понимать речь других;

- формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- высказывать свое предположение;

- сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- организовать выполнение заданий учителя;

4.  Построение проекта выхода из затруднения

Организация  учащихся по исследованию проблемной ситуации.

8

  1.Работа со стихотворением А.Ахматовой "Мужество".

Хорошо, а сейчас давайте прочитаем стихотворение А.Ахматовой "Мужество" (отрывок записан на доске):

Мы знаем... ныне лежит .. весах
... ... совершается ныне.
Час мужества пробил ... наших часах,
... мужество нас ... покинет.
... страшно ... пулями мёртвыми лечь,
... горько остаться ... крова,
.. мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным.. чистым тебя пронесём,
...внукам дадим, ... ... плена спасём
Навеки...

- Чего не хватает в этом великом стихотворении. Давайте восстановим текст, вставив в него подходящие по смыслу слова. Слова каких частей речи нам необходимы?

- Мы будем использовать служебные части речи.

- Давайте восстановим текст, переписав в тетради и подчеркнув служебные части речи (восстановление текста письменно, подчеркивая служебные части речи).

- Можно ли обойтись без служебных частей речи?

- Нет, нельзя, они необходимы в речи.

- Мы с вами наглядно увидели значимость предлогов, союзов и частиц в речи. Служебные слова используются очень активно и в нашей речи их количество составляет около 25%.

2. Историческая справка о происхождении предлогов, союзов и частиц.

Учитель объявляет о выступлении учащихся: "Известно ли вам, когда и как возникали в русском языке служебные части речи (предлоги, союзы, частицы)?"

Читают выразительно стихотворение.

Восстанавливают исходный текст.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают в картах индивидуально

Делают вывод о значимости служебных частей речи

Презентация материала по теме:  "Историческая справка о происхождении предлогов, союзов и частиц". Выступают заранее подготовленные учащиеся.

 

Фронтальная, индивидуальная

Исследовательская

Личностные:

проявляют интерес к русской поэзии

Регулятивные:

принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

Коммуникативные:

сотрудничают с учителем и сверстниками, участвуют в диалоге, слушают и понимают других

Познавательные:

отвечают на вопросы учителя

5. Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов.

10

Учитель объявляет о задании (работа с текстом. (Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, раскрыть скобки, заполнить таблицу, вписав в нее служебные части речи из данного текста.)

В пр..роде центральной части России особе(н,нн)о приятны глазу лесные опушки. Есть какая(то) сила вл..кущая и человека и зверя к ним.

Идёш.. полем – глаз дразнит (не)ровная линия леса. Подходишь ближе – хочется идти вдоль стены склонивш..хся под тяж..стью снега д..ревьев. У опушки об..зательно обнаруж..шь тропинку – не ты первый заворожён границей леса и по́ ля, многих опушка вела куда(то) извилистым краем: по одну руку – таинстве(н,нн)ый по́ лог д..ревьев; по другую – пр..странство залитое3 солнцем. И зимой вдоль опушки обязательно в(ь,ъ)ётся лыжня.

Учащиеся  читают текст, переписывают текст, вставляют пропущенные буквы раскрывают  скобки, заполняют таблицу, вписав в нее служебные части речи из данного текста.

Трое учащихся комментируют выполненное задание и называют предлоги, союзы и частицы из данного текста

Индивидуальная, парная

Личностные:

проявляют доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника

Регулятивные: работают с текстом,

решают проблемы поискового характера, учитывают различные мнения в сотрудничестве с целью успешного участия; понимают и сохраняют задачи учебной деятельности, находят средства её осуществления Познавательные:

понимают и применяют приёмы и последовательность правильного выборочного списывания текста.

Коммуникативные:

решают коммуникативные задачи

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Самостоятельная работа с самопроверкой

6

 Учитель: -Сейчас самостоятельно поработаем с небольшим текстом, подчеркнем служебные части речи в овалы, подписав над предлогами- п, союзами- с.

 Все что люди совершают в мире человечество, совершается при участии и посредстве языка. Без его помощи ни один из нас не способен трудиться совместно с другими. Не может ни на шаг двинуть вперед науку, технику, искусство, жизнь.

Учитель: -Давайте сверим выполненное задание с эталоном, проверим соседа по парте

Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей

Индивидуальная, парная

  • Регулятивные: проверя-ют выполненный текст соседа по парте, сверяют  его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
  • выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.   Личностные: учатся оценивать свою работу, развивают самокритичность. выработать свою Познавательные: различают разные служебные части речи

7.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

2

Оцените результаты своей работы на уроке по критериям:

(Критерии оценки.)

“5” – Задания были мне понятны, я легко справился.

“4” – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.

“3” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Парная, индивидуальная

Личностные:

осознают свои возможности в учении

Регулятивные:

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

- соотносить цели и результаты собственной деятельности;

- анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

8. Домашнее задание

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

2

Составить текст на тему "Весна" (5-7 предложений), выделить в овалы служебные части речи, подписать предлоги, союзы, частицы.

Записывают задание.

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные:

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что   нужно усвоить.

Приложение

 1. Выступление учащихся

Предлоги. В древнерусском языке предлоги служили для связи слов. Они также не имели самостоятельного значения и употреблялись только в сочетании с самостоятельными частями речи, в предложении предлоги не являлись членами предложения. По происхождению предлоги делятся на первичные и производные. На Руси до XVI века существовало слитное письмо. Многие первичные предлоги могли употребляться в качестве как предлогов (с именами), так и приставок (с глаголами). По своему происхождению первичные предлоги древние, они возникли праславянском языке и давно утратили связь с теми знаменательными словами, от которых произошли. Только при этимологическом анализе можно установить их происхождение. Но уже XVII веке появились не только непроизводные (первичные) предлоги, но и производные.

Производные предлоги образовались в более позднее время от других частей речи, в результате появились отыменные (образовывались от имен), отглагольные (образованные от глаголов), отнаречные (возникшие из наречий) и составные предлоги. Например, предлог около возник из наречия. Это слово образовано путем присоединения предлога о к форме винительного падежа единственного числа существительного коло – «круг». В современном русском языке производные предлоги возникают почти непрерывно.

Союзы по своей функции делятся на сочинительные и подчинительные. Самые древние союзы - сочинительные. Первоначально сочинительные союзы употреблялись не только при сочинительной, но и при подчинительной связи. Интерес представляет образование союзов от знаменательных слов, потерявших свое основной значение и получивших служебную роль. Например, союз лишь восходит к сравнительной степени от лихъ (лишний) и первоначально обозначало «больше». Начиная с XVIII века стали появляться составные союзы.

Частицы возникали позднее других частей речи. Они образовывались как от знаменательных, так и от служебных слов. Многие из них по звучанию совпадают со знаменательными словами – с глаголами (пускай, давай и др.), наречиями (как, просто, точно и др.), местоимениями (то, все и др.), а также с союзами (а, да и др.).

Очень интересно проследить происхождение ряда частиц: дескать – образовано путем сращения частицы де и фонетически измененной формы глагола сказать – скать; либо – образовано путем сращения частицы ли и союза бо (ср. ибо); первоначально усилительная частица; небось – сращение словосочетания не бойся; якобы образовано путем сращения устарелого наречия яко – «как будто» + бы.

Самоанализ урока русского языка в 7 классе

Тема урока: Служебные части речи и их отличие от самостоятельных частей речи

Место и роль урока в изучаемом разделе: входит в раздел “Морфология ”

Тип урока: урок "открытия" нового знания

Номер учебного занятия  по  КТП: урок №89, входит в раздел "Морфология и орфография. Культура речи", проведен в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Вид занятия         Урок.

Тип урока        Урок "открытия" нового знания

Педагогические  технологии:        

• проблемно-диалогическое обучение;

• деятельностно-поисковое обучение;

• здоровьесберегающее обучение

Цель урока: 

1. Содержательная цель:

Формирование у учащихся умения различать самостоятельные и служебные части речи  и понимать их роль в языке.

2. Деятельностная цель:

Развитие практических навыков: учащиеся должны уметь различать самостоятельные и служебные части речи в предложении и в тексте;

совершенствовать навык определения принадлежности слов к частям речи; развивать умение видеть синтаксическую структуру предложения.

Задачи урока:

      -Образовательные: 

формировать у учащихся умение различать самостоятельные и служебные части речи, различать предлоги, союзы и частицы

             -Развивающие:

 способствовать развитию логического мышления;

              развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;

              развивать умение мыслить самостоятельно;

              развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.

 -Воспитательные: способствовать воспитанию культуры общения; продолжить формирование познавательного интереса к предмету; 

воспитывать любовь к русскому языку и поэзии.

Ресурсы (материально-техническое оборудование урока и учебно-методическое пособие): мультимедийная техника, классная доска, учебник «Русский язык» 7 класс. -Авт.: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.; М., Просвещение, 2024.

План урока:

1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

3. Постановка учебной задачи.

4.  Построение проекта выхода из затруднения

5. Первичное закрепление.

6.. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7. Рефлексия деятельности (итог )

8. Домашнее задание

Планируемые результаты:

Предметные:

совершенствование речевой культуры учащихся;

формирование умения отличать служебные части речи от самостоятельных

проверка усвоения учащимися современной системы частей речи.

   

Метапредметные:

Регулятивные:

формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

умение структурировать полученные знания;
умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;

           Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание, умение вступать в диалог и вести его, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками; планирование учебного сотрудничества – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

Личностные:

-личностное самоопределение;

-ценностно-смысловая ориентация учащихся;

-умение представить, продемонстрировать свою работу;

-повышение мотивации школьников к изучению русского языка.

Анализ структуры и организации урока.

1. Цели урока: Цели формулируются четко и ясно, что позволяет ученикам понять, что они должны усвоить к концу урока.

Стратегия включала как познавательные, так и практические цели, что обеспечивает комплексный подход к обучению.

Все этапы урока соответствуют типу урока по ФГОС - "открытия" новых знаний.  На каждом этапе учащиеся "открывают" новые знания по теме урока, учатся различать самостоятельные и служебные части речи, понимать их значимую роль как в поэтическом, так и прозаическом тексте.

2. Этапы урока:. Все этапы урока соответствуют типу урока по ФГОС - "открытия" новых знаний.  На каждом этапе учащиеся "открывают" новые знания по теме урока, учатся различать самостоятельные и служебные части речи, понимать их значимую роль как в поэтическом, так и прозаическом тексте. Так этап первичного закрепления, где учащиеся работают с текстом, вставляют пропущенные орфограммы готовит учащихся к первому заданию ВПР.  На этапе самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ребята проверяют выполненный текст соседа по парте, сверяют  его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. При этом семиклассники

учатся оценивать свою работу, развивают самокритичность.

Разнообразие заданий (индивидуальная работа на уроке, исследовательская работа как подготовка к сообщению о предлогах, союзах,частицах, работа в парах,) способствует активному вовлечению учащихся и закреплению материала. Наличие различных форм работы позволяет учитывать индивидуальные особенности учеников Рефлексия позволяет оценить уровень усвоения темы и выявить трудности. Обсуждение результатов способствует синтезу знаний и закреплению материала.

3. Организация урока:

Время: Урок распределен по времени равномерно, что позволяет уделить внимание каждому этапу.

Динамика: Чередование различных видов деятельности поддерживает интерес и внимание учащихся, предотвращает утомление.

Интерактивность: Подходы к взаимодействию (работа в парах, взаиомооцениванию) активизируют учащихся и создают рабочую атмосферу.

Адаптивность: Урок можно адаптировать к различным уровням подготовки учеников, добавляя более сложные задачи для продвинутых учащихся.

4. Оценка и обратная связь:

Использование различных форм контроля (упражнение с разными видами текста, обсуждение) обеспечивает объективную оценку знаний.

Важно включать не только оценку учителем, но и самооценку учащихся, что помогает развивать у них критическое мышление.

Заключение:

Структура и организация урока обеспечивают эффективное усвоение темы " Служебные части речи и их отличие от самостоятельных частей речи". Урок соответствует требованиям ФГОС и способствует развитию речевых навыков, критического мышления и активного общения среди учащихся..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку в 5-м классе "Самостоятельныечасти речи.Их отличие от служебных частей речи".

Данный материал поможет учителю при проведении урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС....

Отличие предлогов от самостоятельных частей речи.

Предлог указывает на зависимость существительного, местоимения или числительного от других слов. В процессе работы формируются: регулятивные УУД: умение планировать, предвосхищать полученный результ...

Урок в 5 классе по теме «Части речи». Предмет: русский язык. Тема урока: Части речи.

Урок в 5 классе по теме «Части речи».Предмет: русский язык.Тема урока: Части речи.Цель урока: Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным? Уметь определять час...