Главные вкладки
Тех.карта урока,самоанализ урока "Служебные части речи и их отличие от самостоятельных частей речи" 7 класс
методическая разработка по русскому языку (7 класс)
учебник «Русский язык» 7 класс. -Авт.: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.; М., Просвещение, 2024
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО учителя: Мадасова Н.С.
Предмет: Русский язык
Тема урока: Служебные части речи и их отличие от самостоятельных частей речи
Место и роль урока в изучаемом разделе: Урок №89, входит в раздел "Морфология и орфография. Культура речи", проведен в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Тип урока: Урок "открытия" нового знания
Педагогические технологии:
- проблемно-диалогическое обучение;
- деятельностно-поисковое обучение;
- здоровьесберегающее обучение
Формы работы: Индивидуальная, фронтальная, парная
Цель урока:
1. Содержательная цель:
Формирование у учащихся умения различать самостоятельные и служебные части речи и понимать их роль в языке.
2. Деятельностная цель:
Развитие практических навыков: учащиеся должны уметь различать самостоятельные и служебные части речи в предложении и в тексте;
совершенствовать навык определения принадлежности слов к частям речи; развивать умение видеть синтаксическую структуру предложения.
Задачи урока:
-Образовательные:
формировать у учащихся умение различать самостоятельные и служебные части речи, различать предлоги, союзы и частицы
-Развивающие:
способствовать развитию логического мышления;
развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;
развивать умение мыслить самостоятельно;
развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.
-Воспитательные: способствовать воспитанию культуры общения; продолжить формирование познавательного интереса к предмету;
воспитывать любовь к русскому языку и поэзии.
Ресурсы (материально-техническое оборудование урока и учебно-методическое пособие): мультимедийная техника, классная доска, учебник «Русский язык» 7 класс. -Авт.: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.; М., Просвещение, 2024.
План урока:
1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
3. Постановка учебной задачи.
4. Построение проекта выхода из затруднения
5. Первичное закрепление.
6.. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7. Рефлексия деятельности (итог )
8. Домашнее задание
Планируемые результаты:
- Предметные:
совершенствование речевой культуры учащихся;
формирование умения отличать служебные части речи от самостоятельных
проверка усвоения учащимися современной системы частей речи.
- Метапредметные:
Регулятивные:
формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
умение структурировать полученные знания;
умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;
Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание, умение вступать в диалог и вести его, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками; планирование учебного сотрудничества – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
Личностные:
-личностное самоопределение;
-ценностно-смысловая ориентация учащихся;
-умение представить, продемонстрировать свою работу;
-повышение мотивации школьников к изучению русского языка.
Ход урока
Этапы урока | Задачи этапа | Предполагаемое время (в мин) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид работы | Универсальные учебные действия |
1. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент) | Создание благоприятного климата на уроке. | 2 | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. | Сообщают о готовности к уроку, проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позицией учащегося |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Актуализация опорных знаний, полученных в 5-6 классе, обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися темы | 5 | - Работать мы с вами будем в специальных картах, они у вас на столах. Подпишите её: фамилия, имя, класс. Обратимся к рубрике «Давайте вспомним» в карте. Напишите признаки самостоятельных и служебных частей речи, их отличие друг от друга. Поменяйтесь картами и проверьте друг у друга кластер. Если потребуется, подскажите соседу, что он не написал. | Подписывают карту. Отвечают на вопросы. Взаимопроверка. | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость Познавательные: вспоминают необходимую информацию с прошлых лет обучения
|
3. Постановка учебной задачи |
Создание проблемной ситуации. | 5 | Учитель Активизирует знания учащихся. Ответы на вопросы: - Скажите, ребята, что значит «служебная» часть речи? - Это часть речи, которая не изменяется, не является членом предложения и самостоятельно не употребляется, а только с другими словами. - Назовите известные вам предлоги, союзы, частицы? Сделаем вывод. - Попробуем сформулировать тему урока. Запишем тему урока. -Посмотрите на тему и постарайтесь догадаться, спрогнозировать, что вы должны узнать сегодня? (Учитель корректирует ответы детей и дети называет цель урока.) Цель: - Вспомнить (актуализировать ранее изученный материал в 5-7 классах) различия между самостоятельными и служебными частями речи, научиться их различать. | Отвечают на вопросы учителя Записывают тему, формулируют цель урока. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: Выдвигать гипотезы, обосновывать их; Определять цель учебной деятельности; Ориентироваться в системе знаний; Анализировать учебный материал. Коммуникативные: - воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; - формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; - оформлять свои мысли в устной форме; - высказывать свое предположение; - сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - принимать и сохранять учебную цель и задачи; - организовать выполнение заданий учителя; |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации. | 8 | 1.Работа со стихотворением А.Ахматовой "Мужество". Хорошо, а сейчас давайте прочитаем стихотворение А.Ахматовой "Мужество" (отрывок записан на доске): Мы знаем... ныне лежит .. весах - Чего не хватает в этом великом стихотворении. Давайте восстановим текст, вставив в него подходящие по смыслу слова. Слова каких частей речи нам необходимы? - Мы будем использовать служебные части речи. - Давайте восстановим текст, переписав в тетради и подчеркнув служебные части речи (восстановление текста письменно, подчеркивая служебные части речи). - Можно ли обойтись без служебных частей речи? - Нет, нельзя, они необходимы в речи. - Мы с вами наглядно увидели значимость предлогов, союзов и частиц в речи. Служебные слова используются очень активно и в нашей речи их количество составляет около 25%. 2. Историческая справка о происхождении предлогов, союзов и частиц. Учитель объявляет о выступлении учащихся: "Известно ли вам, когда и как возникали в русском языке служебные части речи (предлоги, союзы, частицы)?" | Читают выразительно стихотворение. Восстанавливают исходный текст. Отвечают на вопросы учителя. Работают в картах индивидуально Делают вывод о значимости служебных частей речи Презентация материала по теме: "Историческая справка о происхождении предлогов, союзов и частиц". Выступают заранее подготовленные учащиеся.
| Фронтальная, индивидуальная Исследовательская | Личностные: проявляют интерес к русской поэзии Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности Коммуникативные: сотрудничают с учителем и сверстниками, участвуют в диалоге, слушают и понимают других Познавательные: отвечают на вопросы учителя |
5. Первичное закрепление | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов. | 10 | Учитель объявляет о задании (работа с текстом. (Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, раскрыть скобки, заполнить таблицу, вписав в нее служебные части речи из данного текста.) В пр..роде центральной части России особе(н,нн)о приятны глазу лесные опушки. Есть какая(то) сила вл..кущая и человека и зверя к ним. Идёш.. полем – глаз дразнит (не)ровная линия леса. Подходишь ближе – хочется идти вдоль стены склонивш..хся под тяж..стью снега д..ревьев. У опушки об..зательно обнаруж..шь тропинку – не ты первый заворожён границей леса и по́ ля, многих опушка вела куда(то) извилистым краем: по одну руку – таинстве(н,нн)ый по́ лог д..ревьев; по другую – пр..странство залитое3 солнцем. И зимой вдоль опушки обязательно в(ь,ъ)ётся лыжня. | Учащиеся читают текст, переписывают текст, вставляют пропущенные буквы раскрывают скобки, заполняют таблицу, вписав в нее служебные части речи из данного текста. Трое учащихся комментируют выполненное задание и называют предлоги, союзы и частицы из данного текста | Индивидуальная, парная | Личностные: проявляют доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника Регулятивные: работают с текстом, решают проблемы поискового характера, учитывают различные мнения в сотрудничестве с целью успешного участия; понимают и сохраняют задачи учебной деятельности, находят средства её осуществления Познавательные: понимают и применяют приёмы и последовательность правильного выборочного списывания текста. Коммуникативные: решают коммуникативные задачи |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Самостоятельная работа с самопроверкой | 6 | Учитель: -Сейчас самостоятельно поработаем с небольшим текстом, подчеркнем служебные части речи в овалы, подписав над предлогами- п, союзами- с. Все что люди совершают в мире человечество, совершается при участии и посредстве языка. Без его помощи ни один из нас не способен трудиться совместно с другими. Не может ни на шаг двинуть вперед науку, технику, искусство, жизнь. Учитель: -Давайте сверим выполненное задание с эталоном, проверим соседа по парте | Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей | Индивидуальная, парная |
|
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | 2 | Оцените результаты своей работы на уроке по критериям: (Критерии оценки.) “5” – Задания были мне понятны, я легко справился. “4” – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила. “3” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Парная, индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении Регулятивные: - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; - соотносить цели и результаты собственной деятельности; - анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; |
8. Домашнее задание | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | 2 | Составить текст на тему "Весна" (5-7 предложений), выделить в овалы служебные части речи, подписать предлоги, союзы, частицы. | Записывают задание. | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить. |
Приложение
1. Выступление учащихся
Предлоги. В древнерусском языке предлоги служили для связи слов. Они также не имели самостоятельного значения и употреблялись только в сочетании с самостоятельными частями речи, в предложении предлоги не являлись членами предложения. По происхождению предлоги делятся на первичные и производные. На Руси до XVI века существовало слитное письмо. Многие первичные предлоги могли употребляться в качестве как предлогов (с именами), так и приставок (с глаголами). По своему происхождению первичные предлоги древние, они возникли праславянском языке и давно утратили связь с теми знаменательными словами, от которых произошли. Только при этимологическом анализе можно установить их происхождение. Но уже XVII веке появились не только непроизводные (первичные) предлоги, но и производные.
Производные предлоги образовались в более позднее время от других частей речи, в результате появились отыменные (образовывались от имен), отглагольные (образованные от глаголов), отнаречные (возникшие из наречий) и составные предлоги. Например, предлог около возник из наречия. Это слово образовано путем присоединения предлога о к форме винительного падежа единственного числа существительного коло – «круг». В современном русском языке производные предлоги возникают почти непрерывно.
Союзы по своей функции делятся на сочинительные и подчинительные. Самые древние союзы - сочинительные. Первоначально сочинительные союзы употреблялись не только при сочинительной, но и при подчинительной связи. Интерес представляет образование союзов от знаменательных слов, потерявших свое основной значение и получивших служебную роль. Например, союз лишь восходит к сравнительной степени от лихъ (лишний) и первоначально обозначало «больше». Начиная с XVIII века стали появляться составные союзы.
Частицы возникали позднее других частей речи. Они образовывались как от знаменательных, так и от служебных слов. Многие из них по звучанию совпадают со знаменательными словами – с глаголами (пускай, давай и др.), наречиями (как, просто, точно и др.), местоимениями (то, все и др.), а также с союзами (а, да и др.).
Очень интересно проследить происхождение ряда частиц: дескать – образовано путем сращения частицы де и фонетически измененной формы глагола сказать – скать; либо – образовано путем сращения частицы ли и союза бо (ср. ибо); первоначально усилительная частица; небось – сращение словосочетания не бойся; якобы образовано путем сращения устарелого наречия яко – «как будто» + бы.
Самоанализ урока русского языка в 7 классе
Тема урока: Служебные части речи и их отличие от самостоятельных частей речи
Место и роль урока в изучаемом разделе: входит в раздел “Морфология ”
Тип урока: урок "открытия" нового знания
Номер учебного занятия по КТП: урок №89, входит в раздел "Морфология и орфография. Культура речи", проведен в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Вид занятия Урок.
Тип урока Урок "открытия" нового знания
Педагогические технологии:
• проблемно-диалогическое обучение;
• деятельностно-поисковое обучение;
• здоровьесберегающее обучение
Цель урока:
1. Содержательная цель:
Формирование у учащихся умения различать самостоятельные и служебные части речи и понимать их роль в языке.
2. Деятельностная цель:
Развитие практических навыков: учащиеся должны уметь различать самостоятельные и служебные части речи в предложении и в тексте;
совершенствовать навык определения принадлежности слов к частям речи; развивать умение видеть синтаксическую структуру предложения.
Задачи урока:
-Образовательные:
формировать у учащихся умение различать самостоятельные и служебные части речи, различать предлоги, союзы и частицы
-Развивающие:
способствовать развитию логического мышления;
развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;
развивать умение мыслить самостоятельно;
развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.
-Воспитательные: способствовать воспитанию культуры общения; продолжить формирование познавательного интереса к предмету;
воспитывать любовь к русскому языку и поэзии.
Ресурсы (материально-техническое оборудование урока и учебно-методическое пособие): мультимедийная техника, классная доска, учебник «Русский язык» 7 класс. -Авт.: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.; М., Просвещение, 2024.
План урока:
1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
3. Постановка учебной задачи.
4. Построение проекта выхода из затруднения
5. Первичное закрепление.
6.. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7. Рефлексия деятельности (итог )
8. Домашнее задание
Планируемые результаты:
Предметные:
совершенствование речевой культуры учащихся;
формирование умения отличать служебные части речи от самостоятельных
проверка усвоения учащимися современной системы частей речи.
Метапредметные:
Регулятивные:
формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
умение структурировать полученные знания;
умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;
Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание, умение вступать в диалог и вести его, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками; планирование учебного сотрудничества – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
Личностные:
-личностное самоопределение;
-ценностно-смысловая ориентация учащихся;
-умение представить, продемонстрировать свою работу;
-повышение мотивации школьников к изучению русского языка.
Анализ структуры и организации урока.
1. Цели урока: Цели формулируются четко и ясно, что позволяет ученикам понять, что они должны усвоить к концу урока.
Стратегия включала как познавательные, так и практические цели, что обеспечивает комплексный подход к обучению.
Все этапы урока соответствуют типу урока по ФГОС - "открытия" новых знаний. На каждом этапе учащиеся "открывают" новые знания по теме урока, учатся различать самостоятельные и служебные части речи, понимать их значимую роль как в поэтическом, так и прозаическом тексте.
2. Этапы урока:. Все этапы урока соответствуют типу урока по ФГОС - "открытия" новых знаний. На каждом этапе учащиеся "открывают" новые знания по теме урока, учатся различать самостоятельные и служебные части речи, понимать их значимую роль как в поэтическом, так и прозаическом тексте. Так этап первичного закрепления, где учащиеся работают с текстом, вставляют пропущенные орфограммы готовит учащихся к первому заданию ВПР. На этапе самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ребята проверяют выполненный текст соседа по парте, сверяют его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. При этом семиклассники
учатся оценивать свою работу, развивают самокритичность.
Разнообразие заданий (индивидуальная работа на уроке, исследовательская работа как подготовка к сообщению о предлогах, союзах,частицах, работа в парах,) способствует активному вовлечению учащихся и закреплению материала. Наличие различных форм работы позволяет учитывать индивидуальные особенности учеников Рефлексия позволяет оценить уровень усвоения темы и выявить трудности. Обсуждение результатов способствует синтезу знаний и закреплению материала.
3. Организация урока:
Время: Урок распределен по времени равномерно, что позволяет уделить внимание каждому этапу.
Динамика: Чередование различных видов деятельности поддерживает интерес и внимание учащихся, предотвращает утомление.
Интерактивность: Подходы к взаимодействию (работа в парах, взаиомооцениванию) активизируют учащихся и создают рабочую атмосферу.
Адаптивность: Урок можно адаптировать к различным уровням подготовки учеников, добавляя более сложные задачи для продвинутых учащихся.
4. Оценка и обратная связь:
Использование различных форм контроля (упражнение с разными видами текста, обсуждение) обеспечивает объективную оценку знаний.
Важно включать не только оценку учителем, но и самооценку учащихся, что помогает развивать у них критическое мышление.
Заключение:
Структура и организация урока обеспечивают эффективное усвоение темы " Служебные части речи и их отличие от самостоятельных частей речи". Урок соответствует требованиям ФГОС и способствует развитию речевых навыков, критического мышления и активного общения среди учащихся..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки №25-28. Самостоятельные части речи (учебник А. И. Власенкова, базовый уровень, 10 класс)
Уроки № 25-26, 27-28 (продолжение)...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5-м классе "Самостоятельныечасти речи.Их отличие от служебных частей речи".
Данный материал поможет учителю при проведении урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС....
Отличие предлогов от самостоятельных частей речи.
Предлог указывает на зависимость существительного, местоимения или числительного от других слов. В процессе работы формируются: регулятивные УУД: умение планировать, предвосхищать полученный результ...
Урок в 5 классе по теме «Части речи». Предмет: русский язык. Тема урока: Части речи.
Урок в 5 классе по теме «Части речи».Предмет: русский язык.Тема урока: Части речи.Цель урока: Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным? Уметь определять час...