Отличие предлогов от самостоятельных частей речи.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Предлог указывает на зависимость существительного, местоимения или числительного от других слов. В процессе работы формируются: регулятивные УУД: умение планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать свои действия. Формирование умения определять цели деятельности; познавательные - умение отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи; коммуникативные: умение работать в группе, умение высказывать свои суждения, формирование умения слушать и понимать других; личностные: формирование умения высказывать свою точку зрения, выражать свои эмоции, формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Отличие производных предлогов от самостоятельных частей речи

Цель:   Формирование умения  отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи.

Задачи:

1. Сформировать умение применять алгоритм отличия производных предлогов от самостоятельных частей речи.

2. Тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умения работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.

 В процессе работы формируются: регулятивные УУД: умение планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать свои действия. Формирование умения  определять цели деятельности;

 познавательные - умение отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи;

коммуникативные: умение работать в группе, умение высказывать свои суждения, формирование  умения слушать и понимать других;

личностные: формирование умения высказывать свою точку зрения, выражать свои эмоции, формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, формирование  умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Ход урока.

1.      Знакомство с классом.

2.      Актуализация темы урока

-Ребята, во времена юности ваших родителей, когда не было  мобильных телефонов часто отправляли телеграммы. Вот какую телеграмму получили мы.

Текст телеграммы.

Поступил МГУ факультет журналистики приезжаю Ладожский вокзал понедельник восемь утра.

-Какие слова пропущены?      - Что вы знаете о предлогах?

3.  Выход на тему урока. Сегодня мы будем говорить о предлогах, я думаю, вы умеете их находить  в предложениях.  Найдите предлоги в данных предложениях.

Из-под забора вылез соседский кот Тимофей. Весь день он просидел у норы, поджидая мышку. Благодаря заботе своей хозяйки Тимофей не остался голодным. Насчет кота можно не беспокоиться.

 - Какие предлоги вы нашли в этом тексте?

- Вы нашли все предлоги, можете обосновать свой выбор?

-Почему возникло затруднение?

 

В 3-ем предложении укажите все части речи, будет ли слово благодаря деепричастием?

-Что надо сделать, чтобы не было затруднения?

 Выход на тему урока.  Запись даты и темы урока.

Отличие производных предлогов  от  самостоятельных частей  речи.

 Цель нашего урока -  научиться отличать предлоги от самостоятельных частей речи.

Пробное действие.

-Какие предлоги называются производными?

От каких частей речи они образовались? Как их различить от самостоятельных частей речи?

         

4. Реализация построенного проекта

Я предлагаю сделать это вам самостоятельно в группах. Но работать мы будем следующим образом: каждый участник команды выводит эталон.  Далее по моему сигналу (хлопок в ладоши)  участник № 1 в течение 10 секунд высказывает свою точку зрения, через 10 секунд  второй участник  высказывает, далее третий,  четвертый, пятый.

После того, как каждый участник команды выскажет свое мнение,  вы должны составить общий эталон, дополнив ответами всех участников команды.

Каждая группа выводит  свой  эталон – способ различия предлогов и самостоятельных частей речи.  Только соединив все  способы вместе, у нас получится общий результат.

На листах вы должны записать свой эталон.

1 группа Обращая внимание на значение слов, определите, в каком столбце выделенные слова являются существительными, а в каком предлогами?

Заниматься в течение года                   Изгибы в течении реки

Договориться  насчет похода               Положить деньги на счет

Вследствие засухи был неурожай       Вмешаться в следствие

Читать в продолжение часа                 Прочитать в продолжении  романа.

Запишите эталон! (Становясь предлогами, существительные утрачивают свое  …  (лексическое )и  …  (грамматическое) значение, а также теряют … (самостоятельность)).

 

2 группа Задайте вопросы к выделенным словам:

Быть впереди всех –  Идти впереди.

Повернуть вокруг оси – Посмотреть вокруг.

Напротив дома вырос сад – Я живу напротив.

Внутри палатки было тепло – Мы находились внутри.

Сделайте вывод,  к какой части речи возможно задать вопрос. Какая часть речи всегда входит в падежный вопрос? Запишите эталон!

 

3 группа  Замените выделенные  слова  предлогами, близкими по значению:

Поговорил с другом насчет работы.

Положил деньги на счет в банке.

Ввиду дождя экскурсия не состоялась.

Иметь в виду.

Везде ли это удалось сделать? Сделайте вывод,  какую часть речи можно заменить предлогом. Запишите эталон!

4 группа С какими частями речи сочетается   предлог?

Он обошёл вокруг дома.

Он стоял около него.

В течение пяти лет я изучал английский язык.

Предлог всегда принадлежит имени существительному, числительному,  местоимению.

5 группа Каким членом предложения является выделенное слово?

Знаменосцы шли впереди.

Знаменосцы шли впереди отряда.

6 группа От каких частей речи образовались производные предлоги?

Вблизи села протекала речка.

Условились насчет экскурсии.

Несмотря на холодную погоду экскурсия состоялась.

Участники под № 2  демонстрируют получившийся эталон.

Предлог.

Самостоятельные части речи.

1.      Не отвечает на вопрос, а лишь входит в его состав.

2.      Ничего не обозначает.

3.      Не является членом предложения.

4.      Можно заменить другим предлогом.

5.      Похож на самостоятельную  часть речи.

1.      Отвечает на вопрос.

2.      Обозначает предмет, признак действия, количество.

3.      Является членом предложения.

 

 

Работа по таблице.

Отыменные

Наречные

Отглагольные

ввиду, вроде, вследствие, наподобие, насчёт, в деле, в меру, в силу, в отношении, в целях, в части, за исключением, по линии, по мере, по поводу, по причине, по части, со стороны, в связи с, наряду с, в отличие от.         

 

Внутри, вокруг, впереди, напротив, поверх, посреди, сверху, свыше, сзади, вслед, наперекор, вопреки, согласно, соответственно, между, помимо.        

 

   благодаря, включая, исключая, спустя, кончая, не считая, начиная с, несмотря на.

 

 

Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Как проверить, усвоили правило или нет? (Нужно выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)

     Ученики выполняют самостоятельную работу, пользуясь построенным правилом. После работы проверяют себя по образцу.

     После самопроверки проводится обсуждение, почему и где возникли затруднения.

Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

Шли по долине в течени… целого дня.

В течении… реки следует опасаться водоворотов.

Нелегко отыскать ошибки (в)следстви… .

В продолжени… часа слышались шорох и шепот.

 (В)следстви… непогоды мы задержались в пути.

 

Проверка.  Ребята комментируют ответы.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

 

5. Употребление производных предлогов в речи

– Ребята, как вы думаете, где на практике чаще всего используются производные предлоги? В каком стиле речи?

(В официально-деловом стиле. Производные предлоги часто используются в деловых бумагах, носящих объяснительный характер: заявлениях, объяснительных записках).

– Перед вами отрывок из повести Ф. Искандера. Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

В течени.. всей своей сознательной жизни брат мечтал стать ш…фером. Каждый клоч…к бумаги он заполнял где(то) вычита…ым заявлением:

Директору транспортной конторы

Прошу пр..нять меня на работу во вере…ую Вам организацию, так как я являюсь шофером третьего класса.

Корректировка текста.

– Прочитайте заявление, которое написал мальчик. Какие нарушения допущены при оформлении заявления? Напишите заявления в исправленном виде. Для этого придумайте фамилию, имя и отчество директора транспортной конторы, а также фамилию, имя, отчество и адрес мальчика. Необходимо ли в заявлении такого типа указывать причину просьбы?

(Учащимися записывается заявление в исправленном виде с соблюдением определенного стандарта, обязательного в его оформлении).

Создание собственного текста.

(Работа в группах)

– Только ли в официально- деловом стиле могут использоваться производные предлоги?

В карточках, которые вы получили, записаны слова. Ваша задача: используя данные слова, а также предлоги в течение, в продолжение, в заключение и вследствие, придумать небольшой репортаж на тему: «Март в Шемурше»

Зима, весна,  день, ночь, туман, снег, снегопад, видимость на дорогах, заносы, сугробы, расчистка, синоптики, температура, ветер, столбик термометра и т.д.

 

Вариант созданного текста.

Из сводки погоды

В Шемурше в течение всей прошедшей ночи шел снег. Вследствие этого на дорогах образовались сугробы и заносы. В продолжение сегодняшнего дня техника работает на расчистке дорог.

И в заключение синоптики сообщают: в течение следующих суток столбик термометра не опустится ниже – 7°С, вследствие тумана видимость на дорогах ухудшится, ветер юго-западный, умеренный, возможен снегопад.

 

Я хочу вернуться  в начало нашего урока. Вспомните, какие цели урока вы ставили? Достигли?

А теперь обратите внимание на высказывания.

Как приятно знать, что ты что-то узнал.  (Мольер)

Я знаю, что я ничего не знаю.  (Сократ)

Познание начинается с удивления (Аристотель)

Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и  я запомню, вовлеки меня — и тогда я постигну.  Конфуций

-Какая фраза лучше всего отражает вашу деятельность на уроке? Что больше подходит  к вам, как вы работали.

 

6. Итог урока:

– Академик Ландау сказал: «Без повторения нет глубины…». Мне бы очень хотелось, чтобы вы вспомнили все, о чем мы говорили сегодня на уроке и оценили, как вы поняли тему. Есть у нас солнышко, только оно без лучиков.  Подарите ему лучи. Красные – в этой теме для меня осталось много непонятного.

Жёлтые – в этой теме некоторые вопросы я не понял.

Зелёные – эту тему я понял очень хорошо.

Домашняя работа откорректировать заявление

 

 

 

http://www.sosh1-yaltch.edu21.cap.ru/images/spacer.gif

http://www.sosh1-yaltch.edu21.cap.ru/images/spacer.gif

http://www.sosh1-yaltch.edu21.cap.ru/images/spacer.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку русского языка в 7 классе. "Различайте союзы и самостоятельные части речи с частицами и предлогами"

Методическая разработка к уроку русского языка в 7 классе. "Различайте союзы и самостоятельные части речи с частицами и предлогами"...

Отличие предлогов от других частей речи

Задание пригодится при закреплении темы "Производные предлогим"...

Самостоятельные части речи. Предлог.

Самостоятельные части речи. Предлог....

Самостоятельные и служебные части речи (обобщение). Предлог как служебная часть речи. Понятие о производных и непроизводных предлогах.

Цели:обобщить знания учащихся о само­стоятельных частях речи; дать понятие о предлоге как служебной части речи и отличии самостоятельных частей речи от служебных;ознакомить с производ­ными и н...