Пунктуационное оформление сложных предложений
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Пунктуационное оформление сложных предложений
Цели:1)закрепить понятие о сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях;
2)развивать умение определять грамматические основы в предложении , правильно определять его структуру, союзы, развивать умение ставить запятую в сложном предложении
Оборудование:учебная таблица
Ход урока
- Психологический настрой
Ниточку души от каждого из вас
В руки бережно возьму сейчас.
Мы соткём из ниточек урок.
Я хочу, чтоб каждый захотел
Прямо здесь и слушать, и читать,
Думать, говорить, мечтать.
–Запишите,пожалуйста, в тетрадь…
2. Синтаксическая головоломка
1. Из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в именительном падеже, женском роде, единственном числе;
2. Из предложения За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребить это слово как подлежащее;
3. Добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван;
4. Из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолёт взять обстоятельство с другим предлогом.
3.Актуализация знаний
–На необъятных просторах государства Синтаксис жили-были предложения. Вдруг встретились они и захотели обняться, а как это сделать – не знают. И решили они обратиться к Мудрым Союзам. Те подумали и сказали: «Знаем, как вам помочь.
–Как же помогли им эти союзы,ребята?И какие это были союзы?
–Какие же из них получились предложения?
Сегодня мы продолжим работать со сложными предложениями.Тема нашего урока звучит так…Запишите её,пожалуйста, в тетрадь.
–Кажется ли вам она сложной?
–А что нужно знать, чтобы научиться выполнять задания по данной теме?
Проверим себя.
3.Анализ предложений.
1. Потом она пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок. («Дюймовочка») 2. В тот же миг Снежная королева подхватила его, и они взвились на черное облако. («Снежная королева») 3. Бедная Дюймовочка очень испугалась, когда жук схватил ее. («Дюймовочка»)
4.И вот все отправились в лес, где обыкновенно распевал соловей. («Соловей»)
5.Когда солнце близилось к закату, Элиза увидела диких лебедей. («Дикие лебеди»)
6. Когда ласточка подлетела к цветку, эльф совсем перепугался. («Дюймовочка)
4.Работа в группах
– Продолжите предложения так, чтобы союз и соединял: а) однородные члены и б) простые предложения. Выделите главные члены.
Образец:
В-11. Королева бросила жаб в прозрачную воду и...
В-2 2. Лебеди захлопали своими большими белыми крыльями и...
5.Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте.)
Будем строить и играть. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Дом большой, высокий строим. Окна ставим, крышу кроем. (Показывают руками окно, крышу - смыкают руки над головой)
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед).
Будет жить в нем старый гном. (Приседают)
6. Диктант «Проверь себя»
И вот лист кувшинки поплыл по течению. Течение было сильное, и лист с девочкой плыл очень быстро. Теперь жаба не могла догнать Дюймовочку.
А Дюймовочка плыла все дальше. Маленькие птички пели ей вслед: «Какая хорошенькая девочка».
Вдруг мимо пролетел майский жук. Он увидел Дюймовочку, схватил ее и унес на дерево. Бедная Дюймовочка очень испугалась, когда жук схватил ее. Он уселся высоко на дереве, покормил ее сладким цветочным соком и сказал ей, что она ему очень нравится.
Потом к ним пришли в гости другие майские жуки, которые жили на этом дереве. Дюймовочка им не понравилась.
(84 слова)
(По сказке Х.К. Андерсена «Дюймовочка»)
7.Рефлексия
8.Д/з 1 гр.–составить 5 сложносочинённых предложений,подчеркнуть в них ГО
2гр–составить 5 сложноподчинённых предложений, подчеркнуть в них ГО
Ниточку души от каждого из вас
В руки бережно возьму сейчас.
Мы соткём из ниточек урок,
Он знакомства нашего исток.
А исток начало многих дел.
Я хочу, чтоб каждый захотел
Прямо здесь и слушать, и читать,
Думать, говорить, мечтать.
Тип урока: Урок — обобщение изученного в IV четверти. Цели урока: 1.Организовать деятельность обучающихся по повторению материала, изученного в 6 классе 2.Формировать умение применять на практике полученные знания, развивать орфографическую и речевую грамотность, зоркость, смекалку, творческие способности; 3.Воспитывать умение ценить друзей, дружбу. Формирование дружного и сплочённого коллектива. Прививать интерес к изучению русского языка. . Ход урока: 1. Оргэтап. 2. Этап подготовки Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок-игра. В течение, которого мы будем помогать одному литературному мультипликационному герою выполнить грамматические задания. В грамматике он не силен, потому что, как он утверждает, в голове у него одни опилки. Догадались ли вы о ком речь? Добродушен, мягок, мил, Подарил его нам Алан Милн. А по-русски Заходер Говорить его учил. Ну-ка, скажем вместе вслух: Этот мишка -… (слайд 1-2) Сочиняет он неплохо, это да! Но с грамматикой не дружит! Этот мишка любит мёд, В гости сам к друзьям идёт. Он к друзьям всегда спешит. Всем поможет от души! А сегодня сложилась ситуация, когда помощь требуется самому Винни Пуху. Ребята, поможем Винни?! 3. Этапы игры. Итак начнем урок — игру «На помощь Винни Пуху» (слайд 2 ) (Слайд3) 3.1. Винни - Пух получил приглашение в гости. Но оно было засекречено. Он не знал, где и во сколько его ждут друзья. Винни Пух сел на траву под деревом и стал думать. Ему очень хотелось в гости, но прочитать приглашение он не мог. (Слайд 4) Чтобы помочь Винни Пуху прочитать приглашение, нужно расставить знаки препинания и определить , какие предложения ( простые или сложные) встретились в тексте приглашения, посчитать количество сложных предложений. Где меня ждут друзья и во сколько? Этот вопрос все время мучает медвежонка. (Вопрос) А Время встречи у дуба совпадает с количеством сложных предложений в тексте. Работа в группах: (4 группы) Учащиеся переписывают текст, определяют границы предложений, расставляют нужные знаки препинания. Подсчитывают количество сложных предложений. С каждой группы выходят по одному спикеру и поочередно анализируют каждое предложение, объясняя запятые. ( Слайд 5-11) Вопрос классу. -Сколько сложных предложений в тексте? (3) -Во сколько состоится встреча друзей? (в 3 часа) Винни Пух благодаря вашей помощи встретился со своим другом Пятачком и по дороге, спеша на встречу с остальными друзьями, весело запел песню. ( слайд 12) 3.2. -Ну а мы с вами, чтобы на пути Винни не встречались препятствия и он весело продолжал петь свои песни, выполним синтаксический разбор предложения: Счастливый Винни - Пух запел весёлую песенку. (Работа в группах. Выходит к интерактивной доске выполнять разбор предложения ученик, чья группа первая выполнила задание (слайд 13).) 3.3. -Пока мы с вами выполняли синтаксический разбор, наш Мишка проголодался. Но чтобы горшочек наполнился медом, надо на нем написать прилагательные с суффиксами Н и НН, так как с правописанием он не очень дружит, Винни Пух решил обратиться за помощью к сове. ( Слайд14) а ) Задание на внимательность. -Как вы думаете, почему сова отказалась помочь Винни — Пуху? (потому что она сама «хромает по правописанию») Как вы догадались? (по надписям на табличках около дома совы) Ну а мы с вами, изучающие русский язык, просто не можем, пройти мимо и не исправить эти ошибки. ( Слайд №15) (По желению выходит один ученик и исправляет ошибки, класс помогает ему.) б) -А теперь, давайте мы еще раз поможем нашему голодному мишке и наполним горшочек медом. Нужно правильно написать на горшочке прилагательные с суффиксами -Н и -НН, для того чтобы горшок наполнился медом. Но вначале вспомним правило. ( подсказка Слайд 16) (С каждой группы по одному выходят и пишут орфограмму в слове, объясняя свой выбор. ( а остальные ученики пишут в тетрадях) 3.4. Индивидуальная работа. (Работа с перфокартой) -Ребята, Винни Пух узнает, что его друзьям угрожает опасность от таинственного Буки, который хочет помешать встрече друзей. И чтобы предупредить их, Винни Пуху надо отправить им послание. Но послание, нужно зашифровать, чтобы Бука не смог его прочитать. Текст послания содержит пословицы одружбе. Нужно раскрыть скобки, указав слитное и раздельное правописание НЕ со словами. Если в первой пословице Не пишется раздельно, то нам нужно поставить крестик во второй строке в первом столбике, ну а если слитно, то в первой строке. ( Слайд 17) ( Работа выполняется индивидуально на перфокартах. Взаимопроверка. После окончания работы учащиеся меняются перфокартами). -Проверим! (слайд 18) РЕКЛАМА • DISCOVER TECH Ребята объясняют выбор написания частицы НЕ в данных пословицах. -Ну что ж, поскорее отдадим шифровку Винни, чтобы он успел предупредить своих друзей. 3.5. - Винни Пух главный поэт Чудесного леса, он все время сочиняет песни из шума в своей голове, всякие там сопелки, кричалки, шумелки. Ребята, давайте поможем Винни сочинить одно стихотворение. Раскройте скобки и поставьте глаголы в будущее время. Должно получиться красивое стихотворение. (Дети работают самостоятельно в тетрадях.) Мирно и радостно мы (жить), Вместе (играть), Крепко (дружить). Мы (подарить) друг другу смех и цветы, И (исполнить) в жизни все наши мечты! (слайд №19) - Что получилось? ( Учащиеся по цепочке читают по одному глаголу) -Проверьте. Прочитаем вслух это стихотворение. ( Слайд №20) -Молодцы! Мы помогли Винни Пуху встретиться с его друзьями. ( Слайд №21) 4. Итог урока. А) - Ну вот и подошел к концу наш урок. Ребята, скажите, что мы сегодня с вами повторяли? - О чём говорили на уроке? - Закончите предложения: Настоящий друг — это тот, кто … Друзья всегда … (Слайд 22) - Друг — это человек, который непременно поможет в трудную минуту, с которым можно поделиться радостью и печалью, можно доверять свои секреты. Настоящий друг везде Верен — в счастье и в беде; Грусть твоя его тревожит, Ты не спишь — он спать не может, И во всем без дальних слов Он помочь тебе готов. Б) Рефлексия. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: ( слайд 23) было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую… 13. меня удивило… 14. урок дал мне для жизни… 15. мне захотелось… - Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, дружными ребятами. Спасибо за работу. ( Слайд 24) 5. Этап информированности о домашнем задании Выписать из произведения А.Милна в переводе Б.Заходера «Винни — Пух» одно предложение и выполнить синтаксический разбор (слайд №25) 6. Заключение Мы с вами сегодня встретились с героями советского мультфильма «Винни Пух и все, все, все», который еще смотрели ваши родители, бабушки, дедушки. Сейчас я предлагаю вам посмотреть слайд-шоу из иллюстраций известного вам диснейевского мультфильма о Винни Пухе и вместе с ними спеть песню «Настоящий друг» (текст песни на партах) Дружба настоящая в школе начинается, Чтобы не кончаться никогда. Дружба настоящая сердцем проверяется И остаётся с нами навсегда Возьмемся за руки, почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы сила, потому что мы ДРУЗЬЯ! Настоящий друг Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, Лишнего не спросит - Вот что значит настоящий, Верный друг! Друг в беде не бросит, Лишнего не спросит - Вот что значит настоящий, Верный друг! Мы поссоримся - и помиримся, "Не разлить водой!" - шутят все вокруг. В полдень или в полночь Друг придет на помощь - Вот что значит настоящий, Верный друг.
Источник: https://worldofteacher.com/3956-770.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложное предложение. Части сложного предложения. Средства связи 5 класс
Цель: Познавательная: ознакомление учащихся с отличительными особенностями сложного предложения. Практическая: научить различать и находить сложные предложения и определят...
Презентация по русскому языку "Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений. Решение В6, В7".
Презентация по русскому языку по теме "Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений. Решение В6, В7"....
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений
Цель урока: развитие теоретического мышления и практических навыков обучающихся, формирование интеллектуальной культуры личности на основе осознания языка как основного средства человеческого общения....

Презентация открытого урока русского языка по теме:"Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения"
презентация...

ЕГЭ. Тест к заданию 21. Пунктуационный анализ простых и сложных предложений
ЕГЭ. Тест к заданию 21. Пунктуационный анализ простых и сложных предложений...

Знаки препинания в сложном предложении. Пунктуационная разминка на материале повести Леонида Андреева "Иуда Искариот".
Перед вами практическая разработка для урока по теме "Знаки препинания в сложном предложении. Повторные. 11 класс" или фрагмента урока, на котором эта тема актуализируется. Можно разработку ...