Метапредметный подход к обучению на уроках русского языка и литературы. Статья
статья по русскому языку (11 класс)
Для крылатости детей нужна крылатость учителей. Мы не сможем это культивировать в них, не культивируя в нас. А чтобы делать и то, и другое, мы должны понимать, что ФГОС, на самом деле, это очень красивая история. Интерпретация ФГОС- это безобразная история. Дрессировка на то, что мы должны стать под какую-то определенную рамку – это не про ФГОС. ФГОС- это про осмысленность того, что мы делаем, как мы делаем и зачем делаем. Это про то, что учитель становиться рефлексирующим человеком. Это история про нас. Потому что ФГОС- это прежде всего совершенство учителя, а потом уже и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Метапредметный подход к обучению на уроках русского языка и литературы.
Для крылатости детей нужна крылатость учителей. Мы не сможем это культивировать в них, не культивируя в нас. А чтобы делать и то, и другое, мы должны понимать, что ФГОС, на самом деле, это очень красивая история. Интерпретация ФГОС- это безобразная история. Дрессировка на то, что мы должны стать под какую-то определенную рамку – это не про ФГОС. ФГОС- это про осмысленность того, что мы делаем, как мы делаем и зачем делаем. Это про то, что учитель становиться рефлексирующим человеком. Это история про нас. Потому что ФГОС- это прежде всего совершенство учителя, а потом уже и детей.
А метапредметность, о которой сегодня пойдет речь, это ключевая идея ФГОС. С моей точки зрения, понятие сложное. Понятие размытое. Где- то что- то слышали, это должно быть на уроке. А вот как на самом деле должна выглядеть метапредметность, мы не знаем. Точнее не догадываются, что эту самую метапредметность мы делаем на каждом уроке.
Для себя я так определила метапредметность. Это НАДпредметность. Выход за пределы одного учебного предмета, если можно так сказать. Метагалактика – это что-то больше, чем галактика.
Так как же мы с детьми выходим за пределы галактики?
Конечно, на уроках русского языка больше всего мы работаем со схематизацией. Это очень важный навык. Когда ты можешь информацию свернуть и развернуть обратно, то ты, не задумываясь, проводишь эту операцию. Ну, например, если я вас спрошу, что изображено на слайде, вы, не задумываясь, ответите: правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Вы только что развернули информацию. Вы произвели эту операцию, не задумываясь, потому что на самом деле ваш мозг на нее натренирован.
Мне нравятся опорные схемы, потому что большое длинное правило современным детям воспринимать сложно. А такая схематизация все-таки позволяет удержать знания.
Уже в 5 – 6 классе мы сворачиваем правило «Личные окончания глаголов»: у 1 спряжения в окончании работают гласные ЕУЮ; у второго спряжения- гласные ИАЯ. Если ребята путаются, отправляю к подсказке: ЦЕЛУЮ МИЛАЯ.
Дальше 7 класс. Добавляю к этой схеме причастия настоящего времени, показываю детям: вот личные окончания глаголов, вот суффиксы причастий настоящего времени, вот наши гласные. Не видите никаких закономерностей? А они уже знают, что причастия образовываются от глагола. То есть знания есть, теперь тренируем мозг. Конечно, они быстро понимают, что надо опять идти к спряжениям глагола. Говорю: выводите правило: для причастий, образованных от глаголов 1 спряжения, берем гласные ЕУЮ; для причастий, образованных от глаголов 2 спряжения, берем гласные ИАЯ. Все.
Я не даю ту самую рыбу, которую съешь и опять будешь голодный. Я даю удочку. Инструмент, благодаря которому правило может быть выведено заново.
Вот то же самое правило, только в выпускных классах. Оно еще более сжато.
Одно из самых сложных заданий ЕГЭ. По статистики ФИПИ, задание 12 выполняют 30-35 процентов выпускников. С моменты введения ЕГЭ 12 задание является бессменным лидером по невыполнению. И я понимаю, что из 20 моих детей, его решат только 6. И вроде знают правило, но всегда сваливаются с вектора: когда идти к спряжению, а когда – нет. Что брать в руки, какие инструменты, чтобы одолеть этого страшного зверя?
Метод выборки. Задание выполняем в 4 шага. Первый шаг, который надо сделать, - это выбрать из предложенных слов все причастия и глаголы прошедшего времени. Почему этот шаг самый важный? Потому что он ведет нас к начальной форме, а в остальных словах мы работаем со спряжением.
Вторым шагом выбираем все слова- исключения.
Третий шаг – работаем с глаголами, которые имеют приставку ВЫ: выгор_т – выгорит (падает ударение, все понятно) – выгорит.
И только последним шагом разбираем все оставшиеся слова.
Ну, и конечно, не теряем наши уже знакомые буквы – ЕУЮ, ИАЯ.
И каждый раз это правило мы выводим: сворачиваем и разворачиваем.
Теперь немного о литературе.
А.С. Пушкин Стихотворение известно всем.
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим
На мой взгляд, стихотворение великолепно. А дети не понимают. А мне обидно. Иду к адресатам. По одной версии - Анна Оленина, а по другой версии - Каролина Собаньская. Эмоций нет. Ну да, красавица, ну да, посвятил стихи. Пушкин много кому посвящал стихи.
И я даю детям 2 стихотворения.
Я вас любил. Любовь еще (возможно,
что просто боль) сверлит мои мозги.
Все разлетелось к черту на куски.
Я застрелиться пробовал, но сложно
с оружием. И далее: виски:
в который вдарить? Портила не дрожь, но
задумчивость. Черт! Все не по-людски!
Я вас любил так сильно, безнадежно,
как дай вам Бог другими — но не даст!
Он, будучи на многое горазд,
не сотворит — по Пармениду — дважды
сей жар в крови, ширококостный хруст,
чтоб пломбы в пасти плавились от жажды
коснуться — «бюст» зачеркиваю — уст!
Иосиф Бродский. Тема одна и та же- любовь. Чем отличаются? Дети начинают что- то там бубнить. Но им по-прежнему неинтересно. Я прошу выбрать из стихотворения только существительные. Давайте попробуем это сделать вместе: любовь, боль, мозги, черт, на куски, оружие, виски, дрожь, хруст, пломбы, пасть. Смотрите, что получается: это стихотворение о любви!! А у Пушкина: любовь, душа, робость, ревность, бог,
Стало понятнее, насколько разные эти стихотворения? Какие чувства испытывают оба автора? Что испытывает Бродский? Его любовь какая? Мучительная! Чего очень много? Мозги, боль, черт, куски, оружие, виски, дрожь, черт, жар, в крови, хруст, пломбы, в пасти! Агрессия, боль физиологическая!
Смотрите, это все форма прощального письма. Бродский простил любимую? Он отпустил ее? Отпустил по-настоящему? А Пушкин? И вот здесь мы опять приходим к личности автора: почему стихотворение Пушкина прекрасно? Да потому, что душа. Потому, что бог. Потому, что робость и ревность, Но это не умоляет достоинства Бродского. Каждому чувству свой поэт.
Ну и еще один пример, наверное, креативности, потому что интерпретация
(толкование) это всегда про креативность: умение увидеть скрытые смыслы. У Тургенева в его знаменитом романе «Отцы и дети» есть момент признания Базарова в любви Одинцовой.
«Базаров встал и подошел к окну.— И вы желали бы знать причину этой сдержанности, вы желали бы знать, что во мне происходит?— Да, — повторила Одинцова с каким-то, ей еще непонятным, испугом.— И вы не рассердитесь?— Нет.— Нет? — Базаров стоял к ней спиною. — Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились».
С текстом все понятно. Признается в любви, стоя спиной к возлюбленной. Текс можно анализировать очень долго, тренируя эмоциональный интеллект. Но я предлагаю детям после того, как мы зачитываем фрагмент этого текста, посмотреть кусочек экранизации романа «Отцы и дети». И там во время признания герои стоят у стола, заставленного стеклянной посудой. Одинцова трогает эту посуду, Базаров трогает эту посуду. И она так тихонечко возвякивает, позванивает. И вот на фоне признания постоянно звучит эта стеклянная мелодия. И я спрашиваю у своих ребят: почему режиссер пошел против канонического текста и решил построить такую мизансцену. Зачем? И у ребят сразу начинает работать креативная творческая составляющая. Они говорят: стекло- это хрупко. И любовь - хрупко. И звук сам по себе надрывный, напряженный. И мы уже понимаем, что хорошо не будет. Сцена не закончится объятиями.
Так вот, когда ребята имеют возможность интерпретации (толкование), они конечно развивают свои творческие навыки, умение анализировать, доказывать, т.е. развернуть свою мысль так, чтобы она была понятна всем остальным.
Я приближаюсь к финалу. Надеюсь, что время, которые вы потратили на меня, мой доклад, было для вас продуктивным.
Не бойтесь! Летайте, выходите за пределы галактики!
Пусть вырастут крылья у ваших детей,
И запомнит каждый учитель на свете:
"У бескрылых учителей
Никогда не станут крылатыми дети!"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Одной из важных задач в работе учителя является развитие реальных учебных возможностей учеников в процессе обучения. Для успешного решения ...
компетентностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы
компетентностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы...
«Современный урок. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы»
laquo;Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» Александр Пятигорский...
Компетентностный подход в обучениина уроках русского языка и литературы
Работа посвящена раскрытию темы компетентсного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы....
Метапредметный подход в обучении на уроках русского языка и литературы
Метапредметный подход в обучении на уроках русского языка и литературы...

Методический семинар "Пути реализации системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы"
Методический семинар "Пути реализации системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы"...
Очный семинар-практикум "Метапредметный подход в обучении на уроках русского языка и литературы в начальной школе"
В октябре 2019г. на базе НОЧУ СОШ «Юджин-Центр» в рамках марафона педагогических идей, состоялся очный семинар-практикум. Обобщение опыта работы на тему "Интегрированные уроки в практ...