Дефис между частями слова в наречиях. ТКУ 7 класса.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Шептякова Лаура Александровна

Технологическая карта урока 7 класса на тему: "Дефис между частями слова в наречиях."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tku_defis_mezhdu_chastyami.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык. Класс: 7 класс.

Учитель: Шептякова Лаура Александровна

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема урока: Дефис между частями слова в наречиях.

Цель урока: Знакомство с дефисным написанием наречий, формирование навыка написания дефиса в наречиях, умение отличать наречия с приставкой по- от прилагательного с предлогом.

Задачи:

  • Образовательные: узнать, в каких случаях наречия пишутся через дефис; углубить знания по теме «Наречие», рассмотреть место наречий в речи, дать учащимся сведения о разнообразии наречий, средствах выразительности речи;
  • Воспитательные:  воспитывать бережное отношение к русскому языку, уважительное отношение к  лексическим запасам языка;
  • Развивающие:  развивать  речь, лингвистическое чутье,  логическое мышление, память учащихся, пополнять их словарный запас.
  • Предметные: знать теорию о наречии; уметь  подбирать наречия к целым выражениям и находить их в тексте. Наблюдать за использованием наречий в художественной речи.

Формируемые УУД:

  • Личностные: осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку как основе мирного поведения.
  • Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов   в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
  • Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения.
  • Коммуникативные: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Технология: технология проблемного обучения

Методы и формы обучения: деятельностно-практический; индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, доска.

УМК: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс. Просвещение, 2013

 

Технологическая карта урока

Этапы урока

Целеполагание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Орг. момент

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Проверка готовности учеников к уроку. Психологический настрой на плодотворную работу.

Учитель: Здравствуйте!

Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).

Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу,

К уроку готовы?

Тогда – за работу!

Удачи желаю всем нам!

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Приветствуют учителя. Записывают число, оставляя строку для написания темы урока

Личностные. Цель – мотивация на учебу, создание доброжелательной атмосферы.

  1. Актуализация знаний

Повторение изученного материала для открытия «новых знаний»

Ребята, какую часть речи мы с вами изучаем?

1.Что такое наречие?

2. В чём особенность данной части речи?

3. Каким  членом предложения является?

4. Расскажите о правописании О и Е после шипящих на конце наречий?

5. Когда на конце наречий мы пишем О и А?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Познавательные, регулятивные

  1. Постановка учебной задачи. Цель. Формулирование темы урока.

Итак, а чем отличаются «дефис» и «тире»?

Дефис – это орфограмма, а тире – это пунктограмма.

Запишем два предложения:

Москва – столица России.

Вася когда-нибудь съездит на Байкал.

В чём особенность этих двух предложений?

Какое предложение нам близко по теме? Какая часть речи когда-нибудь ?

Как назовём тему урока?

Какие цель мы поставим перед собой?

Запишите тему урока.

Ребята отвечают

Коммуникативные

  1. «Открытие» учащимися новых знаний. Цель.

Определить по таблице, когда мы пишем наречия через дефис

Посмотрите на слайд.

На слайде таблица «Дефисное написание наречий»

Приставка

суффикс

пример

По-

-ому, -ему, -цки, -ски, -ьи

По-моему, по-рыбацки, по-лисьи

В-(во-)

-ых, -их

Во-вторых, в-третьих

Кое-

-то, -либо, -нибудь

Кое-где, куда-либо, как-то, сколько-нибудь

Повтор

-

Мало-помалу

Исключение

-

Бок о бок, точь-в-точь

Сформулируйте правило о правописании наречий через дефис полностью в порядке наших наблюдений и рассуждений.

Большинство наречий пишутся слитно. Но среди них есть определенная группа слов, между частями которых пишется дефис.

Дефис употребляется, если наречие имеет в своем составе:

  1. Приставку по- и суффикс -ому (-ему): по-прежнемупо-моемупо-старому;
  2. приставку по- и суффикс  в составе конечных -ьи, -ски,-цкипо-заячьипо-русскипо-немецки;
  3. приставку во- (в)- и суффикс -их в словах, образованных от числительных: во-первыхв-третьих;
  4. суффиксы -то, -нибудь, -либо и приставку кое-: куда-то, где-либо, откуда-нибудькое-как.
  5. Через дефис пишутся также слова типа еле-еле, крепко-накрепко, мало-помалу.

Давайте, выполним с вами частичный морфемный разбор, найдём приставки и суффиксы в наречиях.

Подвести итог по этому этапу, сформулировать правило.

Учащиеся формулируют правило написания наречий через дефис.

Познавательные, коммуникативные, личностные.

  1. Физминутка.

Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.

Вновь у нас физкультминутка

Встали прямо, улыбнулись,

Вправо наклонились, влево наклонились.

Теперь вперёд-назад прогнулись,

Встали снова прямо,

Голова кругом пошла,

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка!

Ребята, садимся.

Личностные.

  1. Первичное закрепление. Работа в парах. Цель.

Найти наречия в тексте, которые пишутся через дефис, выписать.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

Работа в парах

Прочитайте текст.

- Какова тема текста?

- Как мы озаглавим?

- Какова главная мысль текста?

- Выпишите наречия. Выделите графически орфограммы в словах. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Рассказ про Лесоруба, которому до всего было дело

Когда_(то) давным_(давно) в одном городе потеряли улыбку. Никто не знал, откуда взялась эта странная болезнь. Местные медики ежедневно изучали причины её возникновения.

– (По)_моему, это что-то желудочное, – говорил доктор Касторка.

– А, (по)_моему, это простудное заболевание, – возражал доктор Стрептоцид.

Никак не могли прийти к единому решению.

А люди сначала стали грубо разговаривать друг с другом. Мало_помалу совсем перестали общаться.

В это самое время нежданно-негаданно в город пришел Лесоруб. По пути в город он увидел человека, который тонул в реке, никак не мог выбраться на берег. Никто не помог ему – никто не хотел беспокоиться (по)_пустому.

– Тонешь? – спросил Лесоруб, собираясь помочь.

– Не твоё дело, – буркнул тот и ушел под воду.

Лесоруб бросился в реку, вытащил человека на берег.

– Что ты сопротивляешься, я же тебя спасти хотел?

– Откуда же я знал, что ты хочешь меня спасти. У нас это не принято.

Они (по)_братски обнялись, (по)_дружески попрощались.

Лесоруб пошел дальше. Вскоре весь город говорил о нем. Говорили, что он во все вмешивается, до всего ему есть дело. Сначала отнеслись к этому с улыбкой (это была первая улыбка за долгое время), потом захотели подружиться с веселым Лесорубом. Правда, (кое) где ещё встречались люди, которые не хотели жить (по) новому, но Лесорубу удалось убедить и их, что надо поступать (по) иному.

В одно прекрасное утро профессор Пенициллин выглянул в окно, и слово “чепуха” застряло у него в горле – он увидел улыбающиеся лица.

По плану больницы борьба с эпидемией была рассчитана на год, и профессор собирался вести работу (по) прежнему. Он хотел было сказать: “Не мое дело”, но вошедший Лесоруб перебил его.

– Молчите, профессор. Не произносите эту фразу, ведь она и есть причина заболевания.

Так кончилась эпидемия. На улицах стало (по) весеннему празднично.

А Лесоруб пошел дальше. (Во) первых, он выполнил свое дело: люди перестали вести себя по глупому. (Во) вторых, где (нибудь) ещё может быть нужна его помощь.

По мотивам сказки Феликса Давидовича Кривина

Ученики находят наречия в тексте, выписывают, обозначая изучаемую орфограмму.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные.

  1. Работа с учебником.

Цель.

Проверить умения заменять выделенные выражения наречиями .

По очереди работают у доски, остальные в тетради.

Выполнение упр. 274 стр. 113.

1.По- заячьи, по-медвежьи, по-осеннему, по-товарищески.

2.По-вашему, по-твоему, по-моему.

Образуют наречия из упражнения, выделяют суффикс и приставку.

Коммуникативные, личностные.

  1. Закрепление

Цель.

Закрепить полученные знания. (Взаимопроверка)

Самостоятельно выполняют задание.

СЛАЙД 4

А теперь выполним одно из последних заданий, со взаимопроверкой:

1. На бурятском языке. (по-бурятски)
2. Не так, как раньше, новым способом. (по-новому)
3. Очень давно. (давным-давно)
4. Очень крепко. (крепко-накрепко)
5. Неизвестно куда.(куда-то)
6. Небрежно, плохо. (кое-как)
7. Понемногу, постепенно. (еле-еле)
8. Как весной. (по-весеннему)
9. Так же, как раньше. (по-прежнему)
10. Сделать точно, как кто-то, или очень похоже. (точь-в-точь)

После выполнения задания, ребята проверяют путём взаимопроверки.

Личностные, коммуникативные.

  1. Рефлексия. Выставление оценок в лист самооценки. Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Выставление оценок в лист самооценки.

На уроке я работал…

Своей работой на уроке я…

Урок показался мне…

Материал урока для был…

За урок я поставлю себе…

активно/пассивно

доволен/недоволен

коротким, длинным

понятен, непонятен

интересен, скучен

полезен, бесполезен

5, 4, 3

После рефлексии обучающиеся выставляют оценки в лист самооценки

Коммуникативные, личностные, познавательные, регулятивные.

  1. Домашнее задание.

Цель. Закрепить полученные знания на практике.

Знакомятся с условиями домашней работы

  1. Выучить теоретическую часть параграфа 44.
  2. Второе задание на выбор: или выполнить упр.  275 (переписать текст, раскрыть скобки, руководствуясь изученными правилами),  или составить словарный диктант по изученной    орфограмме.
  3. Выучить слова в рамке на стр. 115.

Записывают домашнюю работу в дневник.

Личностные, коммуникативные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 7-м классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях"

Цели и задачи   урока:знакомство с условиями написания наречия с приставками через дефис;формирование умения писать при определенных условиях наречия через дефис;формирование умения от...

Конспект урока русского языка "Дефис между частями слова в наречиях" (7 класс)

Конспект урока адресован творчески работающим педагогам, заботящимся не только о формировании орфографических навыков, но и о сохранении и укреплении здоровья обучающихся....

Урок русского языка в 7 классе "Дефис между частями слова в наречиях" .

Данный материал используется на уроках русского языка в 7 классе  при изучении темы "Наречие"....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях".

Данная презентация может быть использована на уроке русского языка в 7 классе при изучение темы  "Дефис между частями слова в наречиях"....

Проект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: "Дефис между частями слова в наречиях".

Цель: организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по осмысленному усвоению правила дефисного написания наречий и овладению учащимися способами действий по его применению на предм...

Дефис между частями слова в наречиях,7 класс

Дефис между частями слова в наречиях.Повторение орфограммы дефис в словах разных частей речи.   Знакомство с условиями написания наречия через дефис.   Формирование у учащихся:-...